Другая страна тойже стих: Услышит тя Господь в день печали, защитит тя имя Бога Иаковля. Спаси ны Утешителю Благий: Стих 2: Послет ти помощь от Святаго и от Сиона заступит тя. Спаси ны Утешителю Благий: Стих 3: Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит. Спаси ны Утешителю Благий: Слава, и ныне: Единородный Сыне: Антифон 3, псалом 20, глас 8: Стих 1: Господи, силою Твоею возвеселится царь. Тропарь, глас тойже: Благословен еси Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче слава Тебе. Другий лик, тойже стих: Господи, силою Твоею возвеселится царь, и о спасении Твоем возрадуется зело. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Стих 2: Желание сердца его дал еси ему, и хотения устну его неси лишил его. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Стих 3: Яко предварил еси его благословением благостынным, положил еси на главе его венец от камене честна. Тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Входное: Вознесися Господи силою Твоею, воспоем и поем силы Твоя. Таже, тропарь: Благословен еси Христе Боже наш: Слава, и ныне: Кондак, глас 8: Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа. Вместо же Трисвятаго: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся, аллилуиа. Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их. [И до отдания.] Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Апостол в Деяниих, зачало 3. [Деян. 2, 1 – 11.] Егда скончавашася дние Пятдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. При наступлении дня Пятидесятницы, все они были единодушно вместе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще: И внезапно сделался шум с неба, как-бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились; И явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их. И явились им разделяющиеся языки, как-бы огненные, и почили по одному на каждом из них.

http://pravmir.ru/den-svyatoj-troicy-cht...

Елисей, объявляя эту милость Божию о спасении Самарии, будит в сердце царя язычника веру в милосердие истинного Бога, Бога завета, Иеговы, настоящего Царя народа обетования. Но и в эту минуту, когда сердце царя начинает раскрываться надежде и вместе с тем вере, один из приближенных к царю сановников высказывает явное неверие в Господа и всемогущество Его. «Если бы, говорит он, – Господь и открыл окна на небе, и тогда может ли это быть?» Елисей отвечает ему на эти слова сокрытым пророчеством о смерти его за его неверие и за то, что он колеблет веру царя и других присутствующих. При этом замечательно, что самое исполнение пророчества, которое увидит сановник, будет причиною его смерти. «И сказал Елисей: вот увидишь глазами своими, но есть этого не будешь» (VII, 2). В это время вот что происходило в стане Сирийском: В стихе 6 этой главы мы читаем, что «Сирийцам послышался стук колесниц и ржание коней, шум войска большого». При этом указано, что «Господь сделал то, что стану послышался»... этот шум. Страх внезапного нападения подсказал им и – очень впрочем правдоподобное по политическим обстоятельствам того времени – объяснение появления войска для освобождения Самарии: «И сказали они друг другу: верно нанял против нас царь Израильский царей Хеттейских и Египетских, чтобы пойти на нас. В это время 970 царствовала в Египте династия Бубастидов, всегда враждебная Иудее, но с самого начала царствования Иеровоама I покровительствовавшая ему и дружественная царству Израильскому. Резиденция царей этой династии, тяготевших к Ассирии, была в нижнем (северном) Египте, и потому сношения их с Палестиной могли быть часты. Во время событий, о которых мы говорим, царем в Бубастисе, или Пи-Басте 971 , был Такелат II, и к нему на помощь вероятно приходили Ассирияне (как указывает Бругш) против Эфиопов. Но тем не менее царство Бубастидов начинает при нем распадаться на мелкие владения в нижнем Египте. С другой стороны Хета, или Хеттеи, всегда составляли союз мелких царьков к северу от Целе-Сирии. Хотя покоренные Ассириянами, они долго сохраняли свою национальность и устройство, платя дань сильнейшему государству. Мы думаем, что именно это положение вещей и изображено в 6 стихе главы VII четвертой кн. Царств, в котором Сирийцы говорят о многих царях Хеттейских и Египетских, которые – как все мелкие владетели – по всей вероятности с охотою продавали свои услуги могущему уплатить известную сумму за нанятое войско. Поэтому страх Дамасских Сирийцев, осадивших Самарию, имел основание, и ими овладевает паника; «и встали, и побежали в сумерки, и оставили шатры свои, и коней своих, и ослов своих, весь стан, как он был, и побежали, спасая себя» (ст. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Если потом из Луки (24, 53) мы знаем, что верующие в часы молитвы ходили в храм и принимали участие в общем иудейском богослужении, а с другой стороны – видим из слов апостола Петра ( Деян. 2, 15 ), что несколько спустя по сошествии Святого Духа на верующих имел наступить первый молитвенный час третий (девятый), – то отсюда мы должны заключить, что самый факт сошествия Святого Духа воспоследовал рано утром, несколько ранее третьего (девятого) часа. В это время все верующие продолжают пребывать в том же настроении духа, как и предшествующие десять дней: единодушие было отличительною чертой Христова общества. Таким образом, дееписатель дает здесь понять нам, что верующие и в день Пятидесятницы так же, как и прежде, готовы были встретить и принять пришествие к ним Христа в Духе ( Ин. 14, 18 ; ср.: 16, 22). 2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. 3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. 2–3. Однако же верующие не знали и не могли знать, что обетование Христово должно было исполниться над ними именно в день Пятидесятницы. Поэтому в известном смысле неожиданно для них, «внезапно» последовало сошествие на них Святого Духа. Очень может быть, что незадолго перед молитвенным часом верующие готовились, собирались идти в храм, чтобы принять участие там в богослужении вместе с прочими своими соотечественниками. Мысль же о Христе и Его обетовании и в этот момент была первою и господствующею их мыслию, дававшею тон их душевной настроенности. И вот внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. Внутреннему, духовному действию Духа Святого предшествовали внешние, ощущаемые телесными чувствами явления. Это были знамения, или вестники имевшего непосредственно за сим последовать сошествия Духа Божия внутрь верующих. Они имели прежде всего то значение, что возбуждали и возвышали дух верующих и чрез то окончательно подготовляли их к принятию Святого Духа именно в этот момент.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij-Bogole...

Если сцена Вознесения знаменовала собой торжество Христа, то следующая композиция, обычно размещаемая следом, «Сошествие Святого Духа на апостолов», или «Пятидесятница», представляет начало просветительства апостолов и распространения христианства за пределы еврейской диаспоры. Это своего рода акт духовного крещения, что в полной мере соответствует словам самого Иисуса, сказавшего ученикам: «Ибо Иоанн крестил водою, а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:5 ). И вот наступил праздник Пятидесятницы. Все апостолы «были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языков, как дух давал им провещевать» ( Деян.2:1–4 ). В тексте сказано, что вместе с апостолами в доме находилась и Богоматерь, а когда «сделался этот шум, собрался народ», так как в то время находились в Иерусалиме люди «из всякого народа под небесами». Изображения на этот сюжет появляются уже в раннехристианский период. Один из ранних образцов, как и во многих других случаях, представлен на миниатюре сирийского евангелия Рабулы. Здесь две симметричные группы стоящих апостолов с Богородицей в центре помещены на фоне полусферы, означающей, очевидно, закругляющиеся ряды скамей. На головы Марии и апостолов нисходят язычки пламени, а Богородица, кроме того, отмечена золотым лучом с голубем – символом Духа Святого. В книжных миниатюрах, в частности в кодексе Григория Назианзина Парижской Национальной библиотеки (880–883), складывается схема, которую можно считать классической. В овальном триклинии изображены сидящие на скамьях апостолы с Богоматерью в центре, над ними этимасия (Престол уготованный), от которого на апостолов нисходят языки пламени. В нижней части композиции в арочном проеме помещены фигуры, символизирующие народы. На мозаике в Сан-Марко, например, они обозначены надписями: иудеи, каппадокийцы, жители Понта, Азии, Фригии, Египта, Ливии, римляне и др. Причем обычно одежды и головные уборы имеют характерные национальные признаки. Апостолы держат в руках свитки или кодексы. Подобный извод встречается и в более простом варианте – без «народов», как на фресках Софии Киевской или в мозаиках Монреале.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

И в ответ на этот призыв, пишет Иоанн: Откр.19:6 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Теперь раздается прославление Бога от всего собора святых. Иоанн дает тройное сравнение звучности и силе этого голоса. Он – как голос многочисленного народа , – как шум вод многих , – как голос громов сильных . Столь торжественно, величественно и потрясающе пение всех святых, под которыми некоторые разумели упомянутые псалмопевцем «воды, которые превыше небес» ( Пс. 148:4 ). И поют они опять не что иное, как аллилуйя ! Эта «аллилуйя» превзошла предыдущие по красоте и силе исполнения. Это был высший момент небесного торжества. О чем же теперь ликуют небеса? О том, что воцарился Господь Бог Вседержитель ! Это воцарение произошло через низвержение Вавилона и уничтожение нечестия, а также через утверждение нового порядка вещей, через установление во всей Вселенной нового царства, царства Господа Бога Вседержителя . Сейчас, душа, ты видишь часто торжество несправедливости, сил тьмы и нечестия, имеешь скорбь, живя в мире ( Ин. 16:33 ), но утешайся тем, что настанет день и наступят суды Божии, зло пресечется, Господь воцарится! Трепещи, однако, сама делать зло, дабы не подвергнуться вечному сокрушению, но потщись со всеми небесными силами воспеть: аллилуйя! Далее славословие небожителей переходит в гимн о браке Агнца и жены Его (ст. 7–9). При этом слова ст. 7–8 по-прежнему принадлежит собору святых и ангелов, а слова ст. 9 принадлежат одному ангелу, беседующему с Иоанном. Ликуя и торжествуя, все небожители обращаются друг ко другу: Откр.19:7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф. 5:12 ), призывал Господь Своих последователей еще на земле. А апостол Петр утешал верных христиан: «Но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» ( 1Пет. 4:13 ). И вот наступил последний момент мировой истории, пал Вавилон, наступает явление славы Божией, а потому призывают друг друга святые: возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу , ту славу, которая Одному Ему приличествует и о которой Он говорил: «Не дам славы Моей иному» ( Ис. 42:8 ). Блажен, кто в тот день будет приглашен к радости и веселию, а не разразится в воплях отчаяния!

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

И волосы у ней, как волосы у женщин, а зубы у ней были, как у львов. На ней были брони, как бы брони железные. По причине сказанного выше и дальнейшего, некоторые разумеют под саранчою карающих Божиих ангелов, в каждом изречении изображаемых иносказательно или для устрашения, или по быстроте, и наказанию, которому подвергаются в геенне заслужившие его. Но я думаю, что правдоподобнее под этими пругами разуметь злых демонов, готовых вступить с нами в брань и носящих на голове златовидные венцы как знаки победы, которыми увенчаемся и мы, если покоримся им, как чрез удовольствие достигшие худой победы. Женские волосы указывают на бесовское сладострастие и возбуждение на блудодеяние; львиные зубы - на их убийственность и ядовитость; железные брони - на их жестокосердие. А шум от крыльев ее, как стук от колесниц, когда множество коней бежит на войну. У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев. Царем над собою имела она ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион (Губитель). Одно горе прошло; вот, идут за сим еще два горя. Шум от мысленных прутов сравнивается со стуком военных колесниц, как мы думаем, по причине их высоты и быстроты, ибо, по словам божественного Давида, они борют нас с высоты. Хвосты же их - ошибы, уподобленные скорпионовым, означают следствия грехов, приводящих к духовной смерти, ибо грех содеян рождает смерть (Иак. 1, 15). Он же приводит на людей и пятимесячную скорбь, ограниченную этим временем или по своей краткости в сравнении с вечною жизнью, или сообразно пяти чувствам, как говорилось выше. Под царем разумеется диавол, губящий тех, кто ему покоряется. Чтобы мы вели с диаволом непримиримую борьбу, посланник угрожает нам, возвещая, что после этого на нас грядут еще два горя. Статья двадцать седьмая О шестом ангеле и об ангелах, разрешенных при Евфрате Шестой ангел вострубил, и я слышал один голос от четырех рогов золотого жертвенника, стоящего перед Богом, говоривший шестому ангелу, имевшему трубу: освободи четырех ангелов, связанных при великой реке Евфрат.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

«И начали говорить на иных языках». Благодать Божия благоволила определить изначально, чтобы слово апостолов было действенно; потому что зачем проповедники, если бы не было слушателей? А так как начаткам из язычников следовало стать участниками в вере с самых первых дней, то Лука прибавляет: «и начали говорить на иных языках». Почему же дар языков апостолы получили прежде других дарований? Потому что должны были разойтись по всем странам; и как во время столпотворения один язык разделился на многие, так теперь многие языки соединились в одном человеке и один и тот же человек, по внушению Святаго Духа, стал говорить и на персидском, и на римском, и на индийском, и на многих других языках. И дар этот назывался даром языков, потому что апостолы могли говорить на многих языках. «Как Дух давал им провещевать». Не от себя апостолы говорили, но провещевали от Духа Божия, проповедуя, то есть уразумевая и провозглашая, изреченные святыми пророками свидетельства о Христе. Деян.2:5–6 .  В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небесами. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение; ибо каждый слышал их говорящих его наречием. «Люди набожные». Уже то, что, оставив свои отечества, они обитали в Иерусалиме, было знаком их набожности. Особенно еще и потому, что люди, из различных стран отправившиеся на жительство в Иерусалим, оставили дома и родных. Выражение же «из всякого народа» употреблено вместо выражения «от многих языков», потому что в Писании часто употребляется слово «весь» вместо «многие»; так, в этом смысле сказано следующее: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоил. 2, 28 ), и: «все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу» ( Флп. 2, 21 ), и: «нет праведного ни одного» ( Рим. 3, 10 ). Выражением всецелости Писание обозначает в этих местах многих. «Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение», то есть был смущен, изумился. Так как это случилось в доме, то, очевидно, народ сбежался отвне. «Ибо каждый слышал их говорящих его наречием». Знали, что верующие, и особенно апостолы (так как собравшиеся обращали свои взоры более на апостолов), – галилеяне; и, однако ж, они говорили на удивительно многих языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

«И нечестия наша Ты очистиши», то есть, не несправедливо осужден я на рабство, но за нечестие, на какое я издавна отваживался, от котораго умоляю избавить меня по Твоему человеколюбию. После сего пленники начинают ублажать пребывание в отечестве, потому что оно наставляет в благочестии и руководит к оному. Пс.64:5 .  Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. Насытимся благами дома Твоего, святаго храма Твоего. Пс.64:6 .  Страшный в правосудии, услышь нас, Боже, Спаситель наш, упование всех концов земли и находящихся в море далеко. «Блажен, егоже избрал еси и приял, вселится во дворех Твоих: исполнимся во благих дому Твоего»; то есть, счастлив и блажен народ, предпочтенный Тобою другим народам. Ибо, пребывая в священных дворах Твоих, пользуется приобретаемою там пользою и благословением. «Свят храм Твой», «Дивен в правде». Храм Твой исполнен святыни и входящих Твоими словесами поучает правде Твоей. «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концей земли и сущих в мори далече». Здесь опять Пророк предсказывает спасение вселенной, и напоминает предречение патриарха Иакова, ибо им изречено: «не оскудеет князь от Иуды, вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложеная ему: и Той чаяние языков» ( Быт.49:10 ). Его-то и здесь Пророк назвал упованием «всех концей земли и сущих мори далече». А чрез сие означает как жителей островов, так и тех, которым досталось в удел населять по ту сторону лежащую сушу и пределы вселенной. Посему Пророк говорит: услыши нас Ты, Который в скором после сего времени озаришь весь род человеческий светом Боговедения. А потом изображает, сколько можно, силу Божию. Пс.64:7 .  Поставивший горы силою Своею, препоясанный могуществом Пс.64:8 .  Укрощающий шум морей, шум волн их и мятеж народов! «Уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою»: «Смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит?» Слово: «уготовляяй» Симмах перевел: «утверждающий», и слово: «смущаяй» Феодотион заменил словом: «укрощающий». Разумеет же Пророк следующее: горы делаешь Ты твердыми и неподвижными, а море, как угодно Тебе, приводишь в движение и снова утишаешь, так что не слышно и шума его; совершаешь же все сие неизреченною и неизмеримою силою, которою облагаешься как бы некиим поясом. Поскольку, препоясанный с большим удобством делает, что хочет, то Пророк и Божию силу в переносном смысле наименовал поясом. А после сего начинает уже по порядку описывать благия действия новаго завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

И Старец сказал им: – Э! Вы не правильно делаете. И я молюсь, но Бог отсечёт мои дни от меня и даст их нашему Патриарху для покаяния. Старец находился в Афинах по какому-то делу. В воскресенье в храме во время Божественной Литургии, мальчики, прислуживавшие в алтаре, – и некоторые другие, присутствовавшие там, – разговаривали и создавали шум. Случайно, как потом выяснилось, находился там и один католик, и он соблазнился. Когда закончилась Божественная Литургия, он сказал Старцу: – Отец, вы видели, какой шум устроили дети в алтаре? У нас, когда Божественная Литургия, не слышно даже дыхания людей. И Старец, улыбнувшись, ответил: – Мальчики чувствуют себя здесь удобно и двигаются свободно, потому что знают, что находятся в доме Отца своего, а не в чужом доме! Один послушник в обители, в начале, когда пришёл, имел некоторые трудности и не хотел ни в мир уйти, ни монахом стать. Эта проблема проявлялась и в одежде. Не хотел он носить ни мирской одежды, ни рясы. В таком расстроенном состоянии он пришёл к Старцу, и тот сказал ему: – Иди сюда, у меня есть прекрасная кофта для тебя. Она ни для мирян, ни для монахов, не расстраивайся! Брат удивился, что Старец знал о его проблеме, и ещё более удивился, потому что этим действием изгнал смущение и посоветовал ему, как преодолеть его трудности. – Геронта, порой нас спрашивают, по какой причине мы стали монахами, а не женились. Что следует им ответить? Старец ответил: – Зависит и от обстоятельств. Можете им сказать и то, что написано в Евангелии: «И, отвечав, сказал им Иисус: чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» ( Лк.20:34–36 ). Э! Разве не стоит положить начало от этой жизни? Ведь все желают вечной жизни, почему бы не начать отсюда? «Наши Святые действительно совершали многие подвиги, но у них было, прежде всего, и многое смирение. Они радовались, и их не искушала телесная аскеза. Но сегодня некоторые подвизаются по любочестию, не имея, однако, смирения. Так, с одной стороны, ослабевает организм с естественным результатом помрачения ума их, а с другой – впадают в гордость и заблуждение, из-за того что не имеют смирения».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами. Шум многих вод и грома и играющих на гуслях указывают на звучность и ясность песнопений святых, и вместе на стройность, красоту и гармонию их песни, оглашающей всю Церковь и собрание первородных, на небесах написанных, и как бы созвучием струн согласующейся с единодушием святых в их умерщвлении телесных страстей. Эту песнь выучить не может никто, кроме них, ибо самое знание наше сообразуется с характером жизни наподобие того, как у людских слуг знание тайн их господ соответствует степени расположенности к ним и любви со стороны господ. И никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу. И в устах их нет лукавства: они непорочны пред престолом Божиим. Мы думаем, что эти после названных двадцати четырех старцев имеют преимущество пред другими, как приобретшие девством и незлобием языка и дел светлость добродетелей, за которую научены они новой песни. Песнь эта останется неизвестной для многих в жизни настоящей и будущей. Хотя тогда по упразднении несовершенного и настанет, по апостолу, совершенное знание (1 кор. 13, 10), но откровение тайн Божиих и тогда будет сообразно с настоящею жизнию, ибо мнози обители в дому Отца Моего (Ин. 14, 2), и звезда от звезды разнится во славе (1 Кор. 15,41), подобно тому как и в мучениях будет много различия. Пусть избавит от них нас всех Господь и сопричислит по благодати Своей к спасаемым, взирая не на множество грехов наших, но на щедроты Свои, по которым Он пришел на землю пролить за нас Свою честную Кровь, чтобы омыть пороки и скверны наши и чистыми привести к Отцу, с которым Ему, Начальнику нашего спасения и жизни, вместе с Животворящим Духом подобает слава и почитание ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010