Внезапно им явились два ангела. Обращаясь к апостолам, они сказали: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». С радостью ученики возвратились в Сионскую горницу, где пребывали всегда в единодушии, прославляя и благословляя Бога. Это была первая христианская община, ядро будущей славной Христовой Церкви. Однажды, когда собрание было большим, около ста двадцати человек, по предложению апостола Петра, все единодушно избрали, вместо отпавшего Иуды-предателя, Матфия и причислили его к одиннадцати апостолам. Сошествие Святого Духа на апостолов. Деян. 2 Наступил день Пятидесятницы. Этот великий ветхозаветный праздник был установлен в память Синайского законодательства. Апостолы, вместе с Божией Матерью и другими учениками Христовыми, единодушно находились в Сионской горнице. Был третий час дня (девять часов утра). Внезапно все присутствующие услышали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра. Шум все усиливался, пока не наполнил весь дом, где они находились. И вот над каждым из апостолов они увидели как бы огненные языки, и все исполнились Духа Святого и начали славить Бога на разных языках, которых прежде не знали. В это время в Иерусалиме было множество паломников, среди которых немало было евреев-иностранцев, приехавших на родину отцов к празднику Пасхи и проводивших время в Иерусалиме до праздника Пятидесятницы. Услышав шум, огромная толпа народа собралась около дома, где были ученики Христовы. Народ дивился этим непонятным для них звукам, исходящим с высоты небесной и наполняющим дом. Но еще больше они удивились, когда апостолы, выйдя из горницы, стали говорить с каждым из них на их родном языке. Люди изумлялись и спрашивали друг друга: «Не все ли они галилеяне? Как же мы слышим каждый свой язык?» Нашлись, впрочем, и такие, которые говорили: «Это они напились вина и опьянели». Тогда апостол Петр обратился ко всем собравшимся с пламенной речью: «Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме! Эти люди не пьяны, как вы думаете, но в том, что вы видите и слышите, сбывается предсказание пророка Иоиля о сошествии Духа Божия на всякую плоть. Этого Духа Истины ниспослал на Своих последователей Иисус всякую плоть. Этого Духа Истины ниспослал на Своих последователей Иисус Назарянин — Сын Божий, Которого вы осудили и распяли. Но смерть не могла удержать в гробе Источника жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Воистину Она выше их, Она Честнейшая Херувим. Сами же они таковы, что описание их без страха читать невозможно. В первой главе книги Иезекииля есть их описание. Видим там (ср. Иез. 1 гл.) подобие четырех животных, у каждого четыре лица и четыре крыла, и руки человеческие под крылами их. Лицо человеческое, львиное, и орлиное, и лицо тельца у каждого. И вид, как у горящих углей, и огонь между животными, и сияние, и молния. Как молния, они сами двигались туда и сюда. Были еще и колеса, идущие на четыре свои стороны, и ободья у колес полны были глаз. Когда шли животные, шли и колеса подле них. «Куда дух хотел идти, туда шли и они» (Иез. 1, 1). И «дух животных был в колесах». «И когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум вод многих, как бы глас Всемогущего, сильный шум, как бы в воинском стане» (Иез. 1, 24). Видно, что слово человеческое изнемогает описать видение, и не вмещается в обычное описательное слово то, что видели глаза пророка. Потому и сам он изнемог. «Увидев это, я пал на лицо свое» (Иез. 1, 2). Вот каковы Херувимы. А какова Та, что выше их? Кротка, молчалива, Богу покорна, никого устрашить Своим видом и не могущая, и не желающая. Ибо кто когда боялся Отроковицы? Вся в простоте, вся в чистоте, вся в «нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом» (1 Пет. 3, 4). Такую Маму Сам вырастил среди человечества и Сам избрал Себе Господь и Спаситель. Страшны Херувимы, но не до конца с ними Господь. Тиха Богоизбранная Отроковица, но с Нею Господь Дивно и то, что низший страшен, а Высшая – нет; служитель приводит в трепет, а Царица – в умиление. Нечто подобное Илия понял и почувствовал, когда прошел перед ним «сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясения, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не огне Господь». После же всего – «веяние тихого ветра, и там Господь» (ср. 3 Цар. 19, 11–12). Точно так страшны Херувимы, но не до конца с ними Господь. Тиха Богоизбранная Отроковица, но до конца, и полностью, и навсегда с Нею Господь. «Что вы завистливо смотрите, горы высокие, на гору, на которой Бог благоволит обитать и будет Господь обитать вечно?» (Пс. 67, 17). Божия гора, гора великая – Та, Которая в мыслях Своих смиреннее всех.

http://pravoslavie.ru/125715.html

Глава 13 (1) Приговор Вавилону, который провидел Ешаия, сын Амоцов 69 . (2) Поднимите знамя на открытой горе70, Закричите им громко, Махните рукой, Пусть идут они в главные ворота. (3) Я приказал избранным моим, И во гневе своём призвал сильных, Радующихся моему величию. (4) Шум великий на горах; Как шум многочисленного народа, Шум волнения царств. Собираются племена, Иегова воинств осматривает бранное войско, (5) Идут из земли отдаленной, От концов неба – Иегова и орудия гнева Его, Чтобы поразить всю землю. (6) Рыдайте! ибо близок день Иеговы, Наступает, как буря, от Всемогущего. (7) Оттого у всех руки опустились, Изныло сердце у всякого человека, Перепугались, (8) Судороги и боли схватили их, Корчатся, как родильница, Друг на друга смотрят с изумлением, Разгорелись лица их. (9) Вот наступает день Иеговы! – Жестокий и свирепый и пылающий гневом, Чтобы обратить землю в пустыню, Истребить на ней грешников. (10) Так, что звезды небесные И созвездия их – не дадут света, Солнце померкнет при восходе своём И луна не осветит сватом своим. (11) Я нападу на мир зла И на злодеев нечестивых; Я смирю величие гордых, И надменность притеснителей унижу; (12) Я сделаю то, что господин будет реже золота чистого И селянин – сокровищ офирских. (13) Для того потрясу небо, – И земля сдвинется с места своего, От ярости Иеговы воинств, В день пылающего гнева Его. (14) Тогда, как козы разбежавшиеся, Как овцы, которых никто не собирает, Каждый обратится к народу своему, Побежит каждый в землю свою; (15) Но кто попадется – будет пронзён, И всякий схваченный падёт от меча; (16) Дети их будут убиты пред глазами их, Дома их будут разграблены, Обесчещены будут жены их. (17) Вот возбужу против них мидян, Которые на серебро не обращают внимания, И золота не любятъ, (18) Юношей убьют из луков, Не пощадят младенцев, И над детьми не сжалятся глаза их. (19) И будет Вавилон, краса царств, Украшение величия халдеев, Разрушен Богом, как Содом и Гоморра, (20) Не заселится никогда, Из рода в род не будет живущих в нём,

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

День Святой Троицы. Пятидесятница И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать . Деян.2:4 Парфяне, мидяне, еламитяне, жители Месопотамии, Понта, Каппадокии, Асии, Фригии, Памфилии, Египта, Ливии, Киринеи, Рима, Крита, Аравии и всех городов иудеи собрались в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Настал час утренней молитвы – час третий по еврейскому исчислению, по-нашему – девятый час утра. Масса богомольцев, заполнив улицы города, кинулась ко храму, но вдруг все, пораженные каким–то необыкновенным небесным явлением, застыли на месте с поднятыми вверх глазами, на момент все остановились и быстро потом направились к Сионской горе. Что же произошло? Почему так резко и внезапно изменилось направление многочисленной толпы, шедшей в храм и оказавшейся у Сионской горницы? Неожиданно для всех послышался сильный шум как бы от очень бурного ветра. Шум этот несся с неба на землю и по мере приближения к земле все усиливался и, наконец, наполнив собою Сионскую горницу, затих. Все недоумевали, что бы это значило. А в Сионской горнице в это время находились святые апостолы Христовы и другие ученики числом до ста двадцати человек. Апостолов оставалось одиннадцать. Двенадцатый из них – сын погибельный, Иуда Искариотский – погиб, «предав кровь невинную» ( Мф.27:4 ). Вместо него по предложению апостола Петра был избран по жребию и причислен к апостольскому служению апостол Матфей. Все они после Вознесения Христова возвратились с Елеонской горы в Иерусалим и оставались здесь, как и повелел им вознесшийся Христос. В день Пятидесятницы, в девятом часу утра, когда раздался сильный шум с неба, сошел на них Дух Святой в виде огненных языков. «И исполнились все Духа Святаго, – повествуется об этом величайшем событии в Деяниях апостольских, – и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать». Вот первое для всех очевидное и поразительное действие благодати Святого Духа, сошедшего на апостолов: они стали славить Бога и проповедовать воскресшего из мертвых Христа на разных языках. Парфяне, мидяне, еламитяне, критяне, фригиане и многие другие, к великому своему удивлению, впервые услышали проповедь апостолов о Христе на своих родных языках и недоумевали, каким образом простые необразованные галилеяне, едва владевшие своим галилейским наречием, вдруг заговорили на иностранных языках.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

( Деян.2:1-11 ) Русский перевод архимандрита Ианнуария: 1 И когда исполнился день Пятидесятницы, все они собрались на том же месте. 2 И внезапно с неба раздался шум, как будто несся бурный ветер, и этот шум наполнил весь дом, где они сидели. 3 И явились им как бы огненные языки, которые, разделившись, опустились на каждого из них. 4 И они все исполнились Духа Святого, и начали вещать на иных языках – так, как давал им изрекать Дух. 5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. 6 Когда же случился этот шум, собралось много народа, и все недоумевали, почему то, что те вещали, каждый слышал на своем собственном языке. 7 И вне себя от удивления они говорили: «Посмотрите, все эти, которые вещают, – разве они не галилеяне? 8 Почему же каждый из нас слышит свой родной язык? 9 Парфяне, и мидяне, и эламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Азии, 10 Фригии и Памфилии, Египта и окрестностей Кирены в Ливии, и прибывшие сюда римляне, – 11 иудеи и прозелиты, – критяне и аравитяне, – все мы слышим, что они нашими языками вещают о великих делах Божиих!» Верный своему призванию евангелиста и историка, апостол Лука сообщает нам о важнейших событиях спасения рода человеческого. Страсти Господни – Крест – Воскресение – явления Иисуса Христа – Его Вознесение и, наконец, – Сошествие Духа Святого в день Пятидесятницы, который мы сегодня празднуем, о котором читаем и размышляем. Апостол и евангелист Лука всегда дает нам достаточно пищи для размышлений. Ведь он обладал способностью простыми, часто незаметными литературными средствами достигать глубокого богословского смысла. Так, внимательное прочтение сегодняшнего отрывка из Книги Деяний открывает нам, что даже выбор слов у евангелиста не случаен, но отличается глубоким символизмом. Воскресший Спаситель перед Вознесением дал Своим ученикам последнее повеление, сказав: «Я пошлю обетование Отца Моего на вас; ждите обещанного от Отца; оставайтесь в Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше, когда сойдет на вас Дух Святой» ( Лк.24:49 ; Деян.1:4, 8 ). И вот Его ученики, первые представители двенадцати новых колен нового народа Божия собираются в Иерусалиме на то же место, где они слышали эти слова, чтобы молиться и ожидать исполнения данного им обетования. И это случилось, когда исполнился день Пятидесятницы. В этот день Дух Святой наполнил весь дом, в котором находились ученики, и они исполнились Духа Святого. Вслушаемся в это неслучайное повторение глагола «исполнять, наполнять». Оно свидетельствует о том, что здесь и сейчас происходит дарование полноты Божественного дара благодати, той полноты, в которой нет никакого недостатка.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Если у тебя, возлюбленный собрат, зародилось хотя бы слабое ощущение или чувство того, что Воскресший Христос с тобою, то упроси, умоли Его остаться с тобою, и из этого слабого ощущения при дальнейшем общении с Ним не замедлит явиться у тебя и признание Его верою. Общение с Ним приводит к совершенной уверенности в истине Воскресения Христова. Так было это с эммаусскими путниками, так будет и с тобою. Вот почему моя смиренная пастырская молитва за тебя, дорогое собрание, в этот час нашего пасхального вечера такова: Господи! Если кто из этого собрания очами своей веры узрел Тебя сейчас как Воскресшего, то останься с ним до вечера его жизни. Ах, останься, Господи, останься с ним, останься и со мною, останься и со всеми нами! Аминь. Слово на третий день Пасхи 77 И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал, им. Тогда, открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них ( Лк.24:28–31 ) Вот история, которую мы выслушали и нынешнем Евангелии. Это было вечером в день Пасхи. В Иерусалиме, куда по случаю праздника Пасхи собрались израильтяне со всех сторон земли, было полно и в домах, и на улицах, и в храме, и на рынке. Всюду движение и суета. Всюду говор и шум: шум от покупателей и продавцов товаров, привезенных на рынок сельскими обывателями, шум и от веселой, ликующей, по-праздничному настроенной толпы; но среди этого шума и ликования были группы и серьезных мужчин и женщин, опечаленных событием дня, которые со скорбью и полушепотом говорили об Иисусе из Назарета, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники для осуждения на смерть и распяли ( Лк.24:19–20 ). К числу таковых принадлежали и те два ученика Иисуса, которых мы видим идущими из Иерусалима в деревню и в разговоре которых принял участие примкнувший к ним незнакомый человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Ко глас своем даетъ множество водъ на нбс=вульгата. «Множество» соответствует евр. слову, которое значит также: шум, притом шум не только напр. от собравшейся народной толпы, но также от движения чего-нибудь. Все предложение с евр. может быть переведено буквально так: «по гласу, который Он дает, – шум вод на небе». Иер. 10:14–15 14. Бй сотворис вскъ члвкъ ума (своег), постыдс вскъ златодлникъ во своихъ, к лжна нсть дха в нихъ. 14. Безумствует всякий человек в своем знании, срамит себя всякий плавильщик истуканом своим; ибо выплавленное им есть ложь, и нет в нем духа. 15. Сетна сть дла смх достйна, во врем своег погибнтъ. 15. Это совершенная пустота, дело заблуждения; во время посещения их они изчезнут. 14, 15. Еще раз указывается на бездушность, безсилие и неизбежную погибель языческих богов для того, чтобы показать безумие надеющихся на этих богов. Ср. Иер. 10:8 . Бй сотворис вскъ члвкъ ма (своего). Последнему слову в русском переводе соответствует выражение: в своем знании. Разумеется не вообще знание, но в частности – искусство делать идолов и самые произведения этого искусства, т. е. идолы. Все предложение: «стал безумным всякий человек от (произведения) своего искусства». Следующее предложение объясняет первое: постыдс вскъ златодлникъ во своихъ. Безумие делающих себе идолов состоит в том, что они почитают этих идолов за богов и возлагают на них надежды, которые не могут оправдаться, будут посрамлены. Ложь, что идолы боги: нет в них даже духа, простого дыхания жизни. Именно в этом смысле они и называются «суетными». Во врем своего (вернее их – ατν) погибнтъ. Что идолы погибнут, было сказано уже в стихе Иер. 10:11 . Здесь прибавляется, что они погибнут во время посещения их. Времена народных бедствий могут быть разсматриваемы как времена испытаний основательности народных религиозных верований, как времена испытаний самих богов народных, их силы и способности охранять своих чтителей. Оканчивается народное бедствие гибелью народа – прекращается существование и богов народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

( Лк. 24:49–53 ; Мк. 16:19–20 ; Деян. 1, 2 ) Спаситель часто говорил ученикам то же, что сказал Он Марии у гроба после Воскресения: – Я взойду с Отцу Моему и пошлю вам Утешителя Духа Святого. Не уходите из Иерусалима и ждите Его пришествия. – В сороковой день после Своего Воскресения Христос собрал апостолов в Иерусалиме и, после беседы, вышел с ними из города и пошел на гору Елеонскую. Там, подняв руки, Он благословил их и Богородицу, бывшую с ними, благословляя, отступил от них и стал возноситься на небо. Вскоре облако скрыло Его из глаз учеников. В это время явились два ангела в белых одеждах и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас на небо, опять придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». Тогда ученики поклонились Ему и с радостью возвратились в Иерусалим. Избрание двенадцатого апостола вместо Иуды После Вознесения Господа, апостолы оставались все вместе в одном доме в Иерусалиме, проводя время в молитве. С ними была и Матерь Божия. На место Иуды, предавшего Спасителя и потом повесившегося, они выбрали из числа тех учеников, которые всегда были со Христом, от Его крещения до смерти, двенадцатого апостола, Матфия. Так ожидали они обещанного пришествия Духа Святого. Сошествие Святого Духа На десятый день после Вознесения и на пятидесятый день после Пасхи наступал еврейский праздник пятидесятницы. Все апостолы были вместе в доме. Внезапно раздался шум, как бы от сильного, несущегося ветра. Это Дух Святой сошел с неба. Шум наполнил весь дом, где они были, и вдруг над каждым апостолом остановился как бы огненный язык, и они стали говорить на разных языках. В эти дни в Иерусалиме по случаю праздника пятидесятницы было много людей из разных стран. Были люди с востока, – из Египта, Малой Азии, из Греции и с запада, – даже из Рима. На шум сбежался народ, и все стали удивляться, как простые галилейские рыбаки вдруг заговорили на разных языках, которые узнавали пришедшие из разных стран. Некоторые стали насмехаться, говоря, что они, наверное, напились вина и пьяны. Но апостолы, выйдя к ним, стали говорить и все умолкли. Апостол Петр сказал:

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

невидимого. Посему и Павел говорит: « каждому дается проявление Духа на пользу » (1 Кор. 12:7). Итак, я не имею ныне нужды в знамениях. Почему? Потому, что и без дарования знамения я научился веровать во Владыку. Неверующий имеет нужду в залоге, а я, верующий, не нуждаюсь ни в залоге, ни в знамении, но, хотя я и не говорю языками, однако знаю, что я очищен от грехов. Те тогда не поверили бы, если бы не получили знамения: поэтому им и давались знамения, как залог веры, которой они веровали, так что знамения давались им, не как верным, но как еще неверным, чтобы они сделались верными. Так и Павел говорит: « знамение не для верующих, а для неверующих » (1 Кор. 14:22). Видите ли, что прекращение знамений служит доказательством не того, что Бог унижает нас, но того, что Он оказывает нам честь? Он сделал это, желая показать веру нашу, — что мы веруем в Него без залогов и знамений. Те, если бы наперед не получили знамения и залога, то не поверили бы Ему в невидимом; а я и без этого показываю всю веру. Вот причина, почему ныне не бывают знамения. 5. Хотел бы я сказать и о причине праздника и показать, что такое Пятидесятница, почему в этот праздник подан дар, почему в огненных языках и почему через десять дней; но вижу, что поучение слишком затянулось. Поэтому, прибавив немногое, окончу речь. « При наступлении дня Пятидесятницы, явились им разделяющиеся языки, как бы огненные » (Деян. 2:1, 3), — не огненные, но « как огненные », чтобы ты не подозревал в Духе ничего чувственного. Как на струи иорданские Он сошел не голубем, но в виде голубя (Лук. 3:22), так и здесь не огнем, но в виде огня. Также и выше сказано: « сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра » (Деян. 2:2), не шум от сильного ветра », но « шум, как бы от несущегося сильного ветра ». Почему же Иезекииль получил дар пророчества не посредством подобия огня, но посредством книги, а апостолы получают дары посредством огня? О нем говорится, что [Бог] дал в уста его свиток книжный, в котором « исписано было внутри и снаружи, и написано на нем: плач, и стон, и горе » (Иезек.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Но неужели не все равно, сон или нет, если сон этот возвестил мне Истину? Ведь если раз узнал истину и увидел ее, то ведь знаешь, что она истина и другой нет и не может быть, спите вы или живете. Ну и пусть сон, и пусть, но эту жизнь, которую вы так превозносите, я хотел погасить самоубийством, а сон мой, сон мой, – о, он возвестил мне новую, великую, обновленную, сильную жизнь!» Для писателя сон есть способ познания истины, не менее, если не более важный, чем наука Для писателя сон есть способ познания истины, не менее, если не более важный, чем наука. Через науку человек обращается к миру и самому себе. Во сне же человек умолкает, и к нему обращается Сам Бог. Потому что во сне он способен Его услышать. Ведь, когда человек находится в состоянии бодрствования, Бог просто не может до него достучаться, не может пробиться сквозь шум и сумятицу завладевшей им житейской суеты. Тихий и кроткий голос Неба заглушается оглушительным ором земных желаний и плотских страстей. Во сне же все затихает – и внешний шум мирских впечатлений, и внутренний душевный шум наших мыслей, стремлений, чувств. И в этой наступившей тишине становится слышным стук нашего сердца, готового расслышать Божий призыв. Сон в Священном Писании Сотворение Евы В Библии говорится о сне как о неотъемлемой составляющей человеческой жизни, начиная с пребывания первого человека в Эдеме. «И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотью» (Быт. 2: 21) – это первое упоминание о сне в связи с созданием Богом Евы из ребра Адама. Сны как сновидения бывают естественного и сверхъестественного происхождения. Естественные сны вызываются физиологическими и психическими причинами. Такие сны наиболее распространены и незначительны с духовной точки зрения. «Сновидения бывают при множестве забот» (Еккл. 5: 2). «Голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис. 29: 8).

http://pravoslavie.ru/153880.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010