3. Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем. (Аз повелеваю, освященни суть: и аз веду их, исполини идут исполнити ярость мою радующеся, вкупе и укаряюще). «Врата властелинов» должны будут отвориться для врагов Вавилона, потому что это войско избранных Богом, которых Он «освятил» или посвятил на исполнение Своего великого и святого суда; они сильны, потому что подвигнуты уничтожить гордое величие Вавилонян при содействии Всемогущего; они бесстрашны в полной уверенности, что одержат победу с помощью верховного Вождя, по воле которого открываются не только ворота крепостей, но и врата преисподней; они торжествуют и враждебно укоряют своих противников, зная, что исполнят свое великое назначение и получат награду за подвиг. 4а. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе. (Глас языков многих на горах, подобен языков многих, глас царей и языков собравшихся).  Войско, враждебное Вавилину, многолюдно. По мере приближения его к «воротам властелинов», слышится более и более сильный шум. Это шум не обыкновенного войска, а как-бы целого народа. И действительно, возмущенные дерзким насилием, жестоким притеснением, продолжительным преобладанием, постоянным грабежом и тиранством властелина вселенной, царя Вавилонского, все подданные ему царства и народы (не имеющие государственного устройства), восстанут на него, составят союз, вместе соберут одно громадное полчище и пойдут на Вавилон. Это восстание царств, это войско народов есть дело верховного царя, Бога Израилева: только Он может составить такое войско, сделать его единодушным и победоносным, изничтожить могущество победителя и властелина вселенной, царя Вавилонского. 4б-5. Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба, Господь и орудия гнева Его, чтобы сокрушить всю землю. (Господь Саваоф заповеда языку оружеборцу приити от земли издалеча, от края основания небесе, Господь и оружеборцы его, растлити всю вселенную).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

6. Когда сделался сей шум, собрался народ, и пришел в смятение: ибо каждый слышал их говорящих его наречием. Когда сделался шум: т.е. вышеуказанный шум с неба, при сошествии Св. Духа на учеников Господних (ст. 2). Дееписатель изображает так, что шум этот как бы от сильного ветра несся свыше – с неба на тот дом, в котором было собрание учеников, и слышен был не в этом только доме, но и в городе на более или менее значительное расстояние и притом так, что слышавшие его в городе замечали, что он несется именно к этому дому. Такое необычайное явление привлекло к этому дому множество народа (πλθος). То был час утренней молитвы в великий праздник; множество народа шло или на молитву в храм, или с молитвы из храма (вероятнее первое), потому не удивительно, что к дому собралось множество народа. После речи ап. Петра в этот день присоединилось к церкви около трех тысяч человек, и из этого можно видеть, как велико было число стекшихся около дома, где было собрание; может быть оно было еще более указанного, так как можно полагать, что не все из слушавших речь Петра крестились, а были и не уверовавшие. По такому большому числу собравшегося народа надобно предполагать, что около дома было значительное пустое пространство (площадь), на котором могла уместиться такая толпа. – Пришел в смятение и пр.: необычайность шума с неба собрала народ к дому, а то, что при этом услышал народ, привело его в смятение, в замешательство; характер этого смятения обозначается далее словами – изумлялись и дивились, изумлялись и недоумевали (ст. 7 и 12); поражен был народ необычайностью, неожиданностью и необъяснимостью того, что видел и слышал – и пришел в смятение. – Каждый слышал их говорящих его наречием: греческое выражение не означает того, что из учеников Христовых каждый говорил на разных наречиях, а значит только, что каждый из собравшихся слышал свое собственное наречие, т.е. что из учеников одни говорили тем, другие другим, третьи иным наречием; в их говоре Парфянин слышал свое, Мидянин свое наречие и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

В какой день дан закон (ветхозаветный), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святой . . . Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо в Иерусалиме, то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу (бл. Феофилакт). " Все они были единодушно вместе. " Собраны были вместе, конечно, не только 12 апостолов, как это можно заключить из дальнейшего повествования, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, о которых говорится в 1-ой главе. В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице-зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери. И " внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. " Они ожидали сошествия Св. Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: " Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра " показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим.

http://sedmitza.ru/lib/text/430511/

В какой день дан закон (ветхозаветный), в тот же нужно было даровать и благодать Духа, потому что как Спаситель, имея понести святое страдание, благоволил предать Себя на это страдание не в иное время, а в то, в которое закалали агнца, чтобы связать истину с самим образом, так и сошествие Святого Духа, по благоизволению свыше, даровано не в иное время, но в то, в которое дан закон, чтобы показать, что и тогда законополагал и теперь законополагает Дух Святой… Так как в день Пятидесятницы сносили снопы новых плодов и разные лица сходились под одно небо в Иерусалиме, то в этот же день имело быть и то, чтобы начатки от всякого народа всех живущих под небом народов собирались в один сноп благочестия и по слову апостольскому приводились к Богу (блаженный Феофилакт). “ Все они были единодушно вместе ”.Собраны были вместе, конечно, не только 12 апостолов, как это можно заключить из дальнейшего повествования, но все верующие, может быть, даже в большем числе, чем те 120 человек, о которых говорится в 1ой главе. В 14 ст. 12 апостолов довольно ясно различаются от других участников этого великого события. Собрание это, как можно предположить, происходило все в той же горнице-зале, где, видимо, постоянно собирались ученики, после совершенной в ней Тайной вечери. И “ внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились ”.Они ожидали сошествия Святого Духа, но, конечно, не знали, когда именно должно исполниться данное им о том обетование, не знали и как это произойдет, а потому и сказано, что это было внезапно, неожиданно для них, тем более, что это был час утренней молитвы и, вероятно, они собирались идти в храм. Выражение: “ Шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра “показывает, что это не был собственно ветер, а только один шум, напоминающий бурный ветер, но без самого ветра. Этот шум шел сверху вниз, наполнил весь дом и был так силен, что привлек к себе внимание многочисленного народа, собравшегося на праздник в Иерусалим.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Ибо душевен человек не приемлет, яже духа Божия (1 Кор. 2:14). Таким образом эти колеса, в которых был дух жизни, все делают сообразно с порядком и мерою и согласуются с животными, следуя за ними, а чрез них — за Духом Святым, или скорее, по опущении посредствующего члена, наслаждаясь общением Духа Святого. Все это благоразумный читатель, сообразно с предшествующим пониманием, может применить к разнообразному истолкованию.    Ст. 22—26. И над головою животных подобие тверди как вид изумительного (horribilis) кристалла и простертого сверху над головами их. Под твердию же крылья их прямые одно к другому. Каждое [животное] двумя крыльями покрывало тело свое, и другое подобным образом покрывалось. И я слышал шум крыльев, как шум вод многих, как бы глас всевышнего Бога. Когда они шли, то был как бы шум толпы, как шум в лагере, и, когда они стояли, то опускались крылья их. Ибо когда слышался голос над твердию, бывшею над головою их, они стояли и опускали крылья свои. А над твердию, бывшею над головою их, как бы вид камня сапфира, подобие престола, а над подобием престола сверху подобие в виде человека.    Где мы перевели: крылья их прямые и как звук или глас Всевышнего Бога, LXX поставили: крылья их простертые и парящие и как глас Всесильного, что по-еврейски называется Saddai. Ими и в этом, и в других отделах опущено многое, чего я не привожу, так как для этого потребовалось бы много времени. Вместо же того, что мы яснее перевели: одно к другому: каждое двумя крыльями покрывало тело свое и другое подобным образом покрывалось, в еврейском написано: жены к сестре своей, муж двумя крыльями покрывал тело свое и муж подобным образом покрывался, — после жены поставлен муж в том же лице для того, чтобы мы не признавали пола в небесных [существах], так как, по свойству еврейского языка, один и тот же называется и мужем и женою. Было же видимо над четырьмя животными и столькими же колесами подобие тверди, которую мы называем небом, имеющее вид кристалла, который чрезвычайно чист и образуется, как говорят, из сгущении чистой и прозрачной воды вследствие чрезмерного холода, так что даже лед по причине сгущения воды называется на греческом языке κρσταλλος (кристаллом).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Они думали, что так отделив народ от Иерусалима и его храма, можно обеспечить свою независимость и увеличить могущество. Посеянное ими зло сильно привилось к Израилю, глубоко пустило корни в его жизнь и быстро расцвело: уже при Ахаве идолослужением Ваалу и Астарте увлеклось почти все царство Израильское... Зло принесло свои естественные плоды – бедствия, а заботливое распространение его умножило и усилило эти бедствия. Не замедлило наступить и время жатвы – собирания плодов «иноверного насаждения " … Но в день собирания получилось не обилие жатвы и не великая радость о таком обильном сборе плодов, напротив – бесчисленное множество бедствий и лишений, а соответственно тому, и скорбь жестокая: вместо самостоятельности и благоустройства настали всеобщий плен народа и совершенное разорение страны. К тому неизбежно привели забвение о Боге и Его храме, непокорность преемника престола Давидова и союз его с Сирией. Однако это бедственное время было как бы ночью, после которой, по обетованию пророка, наступит радостное утро благословенного дня, когда Израиль насеет добрые семена – начала истинной веры – и уже несомненно соберет добрые и обильные плоды, настолько обильные, что оставит их в наследие своим отдаленными, потомкам. 12–13. Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он погрозил им и они далеко побежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. (О, люте множеству языков многих! аки море волнующееся, тако смятетеся, и хребет языков многих яко вода возшумит: аки вода многа языцы мнози, аки [шум] воды многия нуждею носимыя: и отвержет его и далече поженет его, аки прах плевный веющих противу ветра, и яко прах колесный буря возносящая). Бедствия народа быстро наступают; враги не медля близятся… Близкое будущее для пророка является как бы настоящим: он уже слышит наступление войска: ему слышится шум, это обращает его внимание; шум от движения многих народов возбуждает тревожные опасения; враждебные племена ревут, как сильные воды, это грозит непреодолимым, беспощадным разрушением и производит в душе жестокую скорбь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Слава, и ныне, глас 7: Вот, душа моя, Владыка вверяет тебе талант./Со страхом дар прими,/отдай в рост для Давшего тебе,/раздай нищим и приобрети этим друга в Господе,/чтобы стать справа от Него, когда Он придет во славе,/и услышать блаженный глас:/«Войди, раб, в радость Господа Твоего!»/Удостой ее, Спаситель, и меня, заблудшего,/по великой Твоей милости. И прочее последование как обычно. НА 6-М ЧАСЕ Часы с обычным стихословием и чтением Евангелия. Тропарь пророчества, глас 1 Безмерно согрешающим/великодушно прости, Спаситель;/удостой нас, не подвергшись осуждению,/поклониться Твоему святому Воскресению,/по ходатайствам Пречистой Твоей Матери,/Единый Многомилостивый! Слава, и ныне: и повторяем то же. Прокимен, глас 6 Ибо у Господа милость,/и велико у Него избавление. Стих: Из глубины я воззвал к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой. Пс 129:7, 1–2а Пророчества Иезекииля чтение Во время шествия животных, шли и колеса; и при остановке их стояли (и колеса с ними); и при подъеме [их] от земли, поднимались с ними и колеса, ибо Дух Жизни был в колесах. И подобие над головами тех животных – как твердь, как вид кристалла, простертая над крыльями их сверху. И под твердью – крылья их простертые, взмахивавшие, достигая одно другого; и у каждого два – соединялись и покрывали тела их. И я слышал шум крыльев их при взмахах их, как шум множества воды, и как глас Бога Крепкого , [могучего]; (и) во время шествия их – шум слов, как шум стана; и при остановке их успокаивались крылья их. И вот, голос с вершины тверди, бывшей над головами их: при остановке их утихали крылья их. И превыше тверди, которая над головами их, как вид камня сапфира – подобие престола на ней; и на подобии престола – подобие, как облик человека, вверху. И увидел я как бы вид янтаря, как видение огня изнутри его кругом; от вида чресл и выше, и от вида чресл до низу увидел я видение огня, и сияние его вокруг. Как видение радуги, когда будет она в облаке в день дождя – таково очертание сияния кругом. Это – видение подобия славы Господней.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

Смотрите, как опять изображает Апостол дивное явление: Шум пришел с неба, а не с какой – нибудь стороны, по обыкновенному теченью ветра, и этот шум не пошел в которую – нибудь сторону через дом, а только наполнил дом. Поэтому для всех понятно было, что это явление не есть обыкновенное, а чрезвычайное и чудесное. И что говорит Апостол далее? И явишася им разделена языцы яко огненна. «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные». Опять Апостол, изображая новое чудесное явление, объясняет его сравнением: «явились разделяющиеся языки» – какие языки? Не огненные, а как бы огненные; не называет их Апостол огненными, а как бы огненными, может быть, потому, что они, показываясь огненными по виду, не обнаруживали действия огня, не жгли, не опаляли; а вместе с шумом только служили чудесным знамением невидимого действия Духа Божия Называя языки разделяющимися, Апостол указывает на другое явление, не объясненное им: предполагается одно основание, или как бы одно огненное пламя, от которого отделялись языки, или это пламя разделялось на языки, или на части, представлявшие вид языков. «Они были от одного корня: замечает св. Златоуст, чтобы ты знал, что это сила, посланная Утешителем» 28 . Происходящий с неба шум, как бы от несущегося сильного ветра, и как бы огненные языки, не были явлением самого Святого Духа: потому что Дух Святый, по своему существу, невидим, не подлежит наблюденью внешних чувств, не может быть ни слышим ушами, ни видим глазами. И исполнишася ecu Духа Свята, и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати. «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на других языках, как Дух давал им провещавать». Внешний шум с неба, произшедший как бы от несущегося сильного ветра, и явление разделяющихся языков, как бы огненных, были внешними чудесными вестниками того великого события, которого, по повеленью Господа, Апостолы и все бывшие с ними ожидали, неотлучно оставаясь в Иерусалиме и единодушно пребывая в молитве, и о котором свидетельствует св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Узнав эту тайну и видя искренность заявления Самсона, Далида тотчас же решилась воспользоваться этим открытием, чтобы получить обещанную плату. Она тотчас же отправила филистимским князьям извет, что теперь она знает, в чем тайна Самсоновой силы, и готова была, обессилить его, если князья принесут ей обещанное серебро. Те, конечно, не замедлили тайно явиться с своим подкупом, и ждали обессиления героя. «И усыпила его (Далида) на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его, и начал он ослабевать, и отступила от него сила его». Когда она, совершив свое коварное дело, разбудила Самсона и, по обычаю, воскликнула ему: «филистимляне идут на тебя, Самсон!» то герой, пробудившись от сна и не сознавая еще своего беспомощного положения, бодро вскочил, в ожидании встречи врагов; но когда враги явились, то оказалось, что прежняя сила совершенно его оставила, и он был таков же, как и прочие люди. Тогда филистимляне, убедившись в действительности бессилия Самсона, с торжеством схватили его и с жестоким варварством, показывавшим, до какой степени они ненавидели Самсона, тут же выкололи ему глаза, затем повели его в город Газу, сковали его двумя медными цепями и заставили его молоть хлеб в доме узников, то есть, ради издевательства приставили его к работе, которая предоставлялась только женщинам и рабам. Священные писатели часто говорят о ручных мельницах, которые употреблялись в их время в Палестине и которые еще и теперь употребляются в различных местностях востока 776 . Шум мельниц, растирающих зерно, составляет характерную черту обитаемых мест на востоке, как шум карет составляет характерную черту больших городов запада. Проходя по улицам Газы, шум этот можно слышать еще и теперь, как его слышали во времена Самсона. «Одним из приятных совпадений, говорит новейший исследователь, было то, что здесь, в Газе, в связи с которой мы в Библии, именно в истории Самсона, читаем о мелении на мельнице, мы слышали, как шум от той же самой работы раздавался в наших ушах...

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Я видел во время моей прогулки по городу, как эта работа шла в различных местах, и мы слышали, как ее резкий, звенящий звук раздавался до позднего часа ночи... Причина заключается в том, что этот город не имеет вблизи себя каких-нибудь потоков, пригодных для мельницы; там нет ни ветряных, ни водяных мельниц, и отсюда этот первобытный прибор встречается на каждой улице» 777 . Тот же ученый исследователь делает следующее интересное описание этого своеобразного мельничного шума. «Когда я, – говорит он, – случайно завернул в Лидду, то пред мною открылась прекрасная иллюстрация св. Писания. Две женщины сидели перед дверью своего дома, на широком полотне, и занимались мелением хлеба на ручной мельнице. Своеобразный шум этого прибора я уже слышал не раз и раньше, прежде чем видеть его, и отсюда я понял то место, где Екклесиаст говорит: «и помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни, когда... запираться будут двери на улицу, когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха, и замолкнут дщери пения» ( Еккл. 12:1–4 ). Пророк Иеремия, начертывая картину опустошения Израиля Навуходоносором, также прибавляет, что в то время не слышно будет звука мельничного (25:10). В Новом Завете св. ап. Иоанн, говоря о Вавилоне, царь которого заставил замолкнуть мельничные жернова в Иерусалиме, в угрозах своего Апокалипсиса, при описании этого опустошения, говорит: «и шума от жерновов не слышно уже будет в тебе» ( Откр. 18:22 ). Из этих различных мест видно, что шум жернова, на котором мололось хлебное зерно, изображается как знак обитаемого места: шум этот постоянно слышится там, где живут люди. Направляясь отсюда к югу, чрез всю страну филистимлян, – продолжает Томсон, мы нигде не встречали водяных мельниц, и постоянно слышали тот же шум ручных мельниц утром и вечером, и иногда даже очень поздно ночью, во всех деревнях и во всех становищах арабских» 778 . Английский путешественник изображает самую операцию молотьбы. Две женщины обыкновенно садились по сторонам мельницы, одна против другой 779 .

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010