От глагола hgâ происходит имя (higgyôn), обозначающее извлеченные звуки, шум: «на десятиструнном и псалтири, с песнью (звуками, музыкой) на гуслях» ( Пс. 101:4 ); «Речи восстающих на меня и их ухищрения (ропот, шум их) против меня всякий день. Воззри, сидят ли они, встают ли, я для них – песнь» ( Плач 3:62 ). Речи, ропот-шум, песнь образуют последовательное усиление экспрессии высказывания. Имя higgyôn употребляется как технический термин, указывающий на характер исполнения музыки, которая в древние времена сопровождала пение псалмов. Этот термин стоит в конце стиха Пс. 9:17 и в переводе, естественно, опускается. Далее, само сердце может стать музыкальным орудием, которое порождает мысли, как струны порождают звуки: «Да будут слова уст моих и помышление (звуки, звучание) сердца моего благоугодны пред Тобою» ( Пс. 18:15 ). Здесь слова уст, как выраженные вовне устами, сопоставляются с интимными мыслями, порожденными сердцем в душе человека. Если слова уст могут услышать многие, то внутренние мысли, звуки сердца слышит лишь сам человек, а также Бог. Интимное, внутреннее произношение, произношение для себя придает глаголу hgâ новое значение: замышлять, обдумывать в тайне: «племена замышляют тщетное» ( Пс. 2:1 ); «о насилии помышляет (замышляет) сердце их» ( Притч 24.2 ); «сердце праведного обдумывает ответ» ( Притч 15.28 ). С последующим предлогом (b) hgâ глагол hgâ приобретает значение вдуматься в, вникать в: «буду вникать во все дела Твои» ( Пс. 76:13 ); «размышляю о всех делах Твоих (вникаю во все дела Твои) (117:5)»; «когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе (вникаю в Тебя) в ночные стражи» (62:7). Исходя из всего сказанного, можно представить себе процесс сердечного вникания в слово, выражаемый глаголом hgâ, подобным процессу настраивания музыкального инструмента по камертону. Образно говоря, сердце предоставляет себя для слова, как музыкальное орудие для камертона, в согласии с которым оно настраивается. Такое вникание приводит к тому, что в сердце начинается живой процесс (звучание), подобный тому содержанию, в которое человек вникает. Сердце становится как бы музыкальным инструментом, адекватно настроенным на определенное содержание и не только его отражающим, но и могущим его воспроизвести, как настроенные струны воспроизводят соответствующие звуки.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/bogosl...

Подпишитесь на наш Телеграм Великий понедельник — начало пути в Иерусалим, пути на Страсти . Что чувствовал Христос в этот день? Сегодняшний день — день величайшей душевной муки. Ох как тяжела, наверное, была Христу ночь на понедельник, проведенная в Вифании. Это крошечное поселение, и уж, наверное, Иисус ночевал в доме друзей, у счастливых Марфы, Марии, Лазаря. Где-где, а в этом доме в ту ночь точно радовались от души, наверняка там толпилась целая куча народу, заходили, выходили, глядели на воскресшего Лазаря, прицокивали языком, воздевали руки, восклицали, таращились на Равви. Смех, разговоры, поздравления, музыка, шум, шум, шум… Наверное, Ему хотелось тишины, покоя, отдыха перед мукой — но Он пошел в дом друзей, чтобы провести последние часы рядом с ними, не лишать их радости побыть с Ним. Наверное, сестры приготовили угощение, какое смогли, предлагали и Ему, и ученикам — но мог ли Он есть? Смог ли Он есть в доме друзей с утра? Наверное, нет. От Вифании до Иерусалима совсем недалеко, но выйдя утром в Город (пешком, пешком, вчерашний царский вход уже почти забыт), Иисус по пути взалкал. И немного надо-то было, чтобы зажевать голод — пары смокв бы хватило, но именно их-то и не нашлось на пышно зеленеющей смоковнице. И увидев при дороге одну смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла. Мф 21:19 Кстати, а почему она засохла? Ведь Иисус не сказал ей: умри. Сказал: да не будет плода вовек. Вполне могла и дальше зеленеть бесплодно, почему бы и нет, пожалуйста. Но смоковница засыхает, так тяжко разочарование Христа, невыносимо даже для дерева, не то что для человеческой души. Может быть, с этим и связано будущее удивление Петра — смотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла. Подумаешь, что он, чудес не видел? Лазаря на его глазах только что воскресили, похлеще же будет. Наверное, он бы не изумился, если бы Иисус сказал: засохни, и та бы засохла. Но здесь иное.

http://blog.predanie.ru/article/den-veli...

Сказав это, Господь поднял руки и стал благословлять Апостолов; благословляя, Он отделялся от земли и возносился на небо. В благоговении Апостолы поклонились возносившемуся Господу; потом долго смотрели на Него и видели, как облако покрыло Его. Тогда предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как видели вы Его восходящим на небо». – После того, Апостолы возвратились в Иерусалим. 110. Сошествие Святого Духа. Деян. 2:1–47; 3 и 4 Исполняя повеление Господа, Апостолы оставались в Иерусалиме и ждали обещанного им Утешителя, Духа Святого. В это время они признали необходимым избрать, на место Иуды-предателя, двенадцатого Апостола. Избрали они двух, Иосифа и Матфия; помолились, чтобы Господь указал, кого из двух Он выбирает; бросили жребий, и выбор пал на Матфия, который и причислен к двенадцати. Через десять дней после Вознесения Господня наступил еврейский праздник Пятидесятницы, установленный в память дарования заповедей на горе Синае. Пятидесятница приходилась в первый день недели, в который воскрес Христос; поэтому, для Апостолов это был праздник вдвойне. Собрались они утром все вместе. Внезапно послышался вдали шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра; шум этот все приближался; наконец, наполнился им весь дом, в котором находились Апостолы. И увидели они, как на каждого из них сходили как бы огненные языки; и почувствовали они, что для них сразу стало ясным, понятным все учение Господа. Между тем, шум этот слышан был многими, находившимися в то время в Иерусалиме; стали сходиться к тому дому, в котором были Апостолы; стали расспрашивать их о случившемся. В числе собравшихся к дому были и иностранцы, прибывшие из разных стран, кто в качестве поклонников Бога Израилева (прозелитов), а кто и по своим торговым делам. Каково же было их удивление, когда Апостолы стали говорить с каждым из них на их природных языках! Это особенно должно было поразить галилеян, знавших, что Апостолы нигде иностранным языкам не учились.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Таже, тропарь:  Благословен еси, Христе Боже наш: Тропарь:  Благословен Ты, Христе Боже наш: Слава, и ныне, кондак, глас 8: Слава, и ныне: кондак, глас 8 Егда снизшед языки слия,/разделяше языки Вышний,/егда же огненныя языки раздаяше,/в соединение вся призва,/и согласно славим Всесвятаго Духа. Когда сошел Всевышний и языки смешал,/Он этим разделял народы;/когда же огненные языки раздал,/Он к единению всех призвал,/и мы согласно славим Всесвятого Духа. Вместо же Трисвятаго: Вместо Трисвятого Елицы во Христа крестистеся,/во Христа облекостеся,/аллилуиа. Сколько вас во Христа ни крестилось,/во Христа вы все облеклись. Аллилуия.  (3) Прокимен, глас 8: Во всю землю изыде вещание их,/и в концы вселенныя глаголы их.  [И до отдания.] Стих: Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь. Прокимен, глас 8 Во всю землю вышел голос их,/и в концы вселенной речи их.  Стих: Небеса проповедуют славу Божию, о творении же рук Его возвещает твердь.    Пс 18:5, 2 Деяния святых Апостолов, зачало 3 Егда скончавашася дние Пятьдесятницы, беша вси апостоли единодушно вкупе. И бысть внезапу с небесе шум, яко носиму дыханию бурну, и исполни весь дом, идеже бяху седяще: и явишася им разделени языцы яко огненни, седе же на единем коемждо их. И исполнишася вси Духа Свята и начаша глаголати иными языки, якоже Дух даяше им провещавати. Бяху же во Иерусалиме живущии иудее, мужие благоговейнии, от всего языка, иже под небесем. Бывшу же гласу сему, снидеся народ и смятеся, яко слышаху един кийждо их своим языком глаголющих их. Дивляхуся же вси и чудяхуся, глаголюще друг ко другу: не се ли, вси сии суть глаголющии галилеане? И како мы слышим кийждо свой язык наш, в немже родихомся, парфяне и мидяне и еламите, и живущии в Месопотамии, во Иудеи же и Каппадокии, в Понте и во Асии, во Фригии же и Памфилии, во Египте и странах Ливии, яже при Киринии, и приходящии римляне, иудее же и пришелцы, критяне и аравляне, слышим глаголющих их нашими языки величия Божия? В те дни, при наступлении дня Пятидесятницы все Апостолы были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им вещать. В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом. Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием. И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?    Деян 2:1–11

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/den-svyat...

Такова была искренняя надежда на Бога у преподобного Феодосия, так уповал он на Господа нашего Иисуса Христа, что не рассчитывал ни на что в мире сем, но всеми мыслями и всей душой устремлялся к Богу, на Того все надежды возложив, совершенно не заботился о завтрашнем дне и постоянно держал в памяти сердца своего глас Господень, вещающий: Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы: и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Итак не заботьтесь о завтрашнем дне (Мф. 6: 26, 54). Подвижничество преподобного Феодосия Наставляя братию в добродетелях, преподобный Феодосий и сам не ослабевал в подвижничестве. По словам жизнеописателей, все ночи преподобный проводил со слезами, молясь Богу. Лишь ненадолго он позволял себе уснуть сидя. При этом преподобный всячески скрывал свой подвиг. Но церковные уставщики, подходя к келье преподобного перед заутреней, чтобы взять благословение, слышали молитву и плач преподобного. Если же он сам слышал приближающиеся шаги, то тут же умолкал, притворяясь спящим. Когда же уставщик начинал стучать и восклицать: «Благослови, отче», преподобный не сразу откликался. Но лишь через некоторое время, будто проснувшись, отвечал: «Господь наш Иисус Христос да благословит тебя, чадо». Но как только уставщик отходил, преподобный сразу же выходил из кельи и первым приходил в храм. Ежегодно, в начале Великого поста, преподобный Феодосий уходил и затворялся в пещере до наступления Вербной недели. В пятницу же Вербной недели преподобный выходил к братии и, остановившись в дверях церковных, поучал всех и утешал в подвижничестве их и в посте. Себя же уничижал перед ними, что ни в одну из недель не смог он сравняться с ними в подвижничестве. Во время пребывания преподобного в пещере он перенес духовную брань. Неоднократно являлись ему злые духи, хотевшие устрашить его, но преподобный мужественно противостоял им, взывая о помощи ко Господу, и Господь Иисус Христос не оставил его. Однажды, когда он, присев после повечерия, хотел немного отдохнуть, раздался в пещере шум и грохот и вопль множества бесов. Как будто одни из них ехали на колесницах, другие били в бубны, иные дудели в сопели, и так все кричали, что даже пещера тряслась от страшного гомона злых духов. Слыша все это, преподобный Феодосий не падал духом, но, оградив себя крестным знамением, вставал и начинал распевать псалмы Давидовы. И тотчас же страшный шум этот затихал. Когда же он, помолившись, садился, вновь раздавался шум бесовский. И тогда преподобный вновь принимался за молитву. И долго злые духи так вредили ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

«Черенки от чужой лозы» – намек на увлечение израильтян чуждыми культами (ср. Иер.2:21 ). Ис.17:11 . В день насажде­ния твоего ты заботил­ся, чтобы оно росло и чтобы по­сеян­ное тобою рано расцвело; но в день собирания не куча жатвы будет, но скорбь жестокая. «Ты заботился» – с евр. «ограждал». Пророк хотел сказать, что Израиль тщательно поддерживал у себя языческие культы и идолослужение, как посеянное в землю зерно, у Израиля на другое же утро давало ростки и цветы! Но пользы от этого Израиль не получил: в день собрания (плодов) Израиль найдет на своей ниве только великую скорбь! Ис.17:12–14 . Пророк уже слышит шум, производимый идущими из Ассирии на Израильскую страну войсками и в то же время успокаивает подданных иудейского царя указанием на то, что Господь уничтожит эти войска, когда они захотят напасть на Иерусалим. Ис.17:12 . Увы! шум народов многих! шумят они, как шумит море. Рев племен! они ревут, как ревут сильные воды. «Шум народов». Ассирийские войска состояли из воинов, принадлежавших различным покоренным Ассирии народам. «Как... ревут» – сравнение, напоминающее собою описание нашествия царя ассирийского на Палестину в гл. 8-й (ст. 7 и сл.). Ис.17:13 . Ревут народы, как ревут сильные воды; но Он по­грозил им и они далеко по­бежали, и были гонимы, как прах по горам от ветра и как пыль от вихря. «Но Он». Бог останавливает эти войска, стремящиеся вперед, как могучие воды, одним угрожающим поднятием перста. «Как прах». т. е. как мелкая пыль, взметаемая на горных дорогах всегда дующим в горах сильным ветром. Ис.17:14 . Вечер – и вот ужас! и пре­жде утра уже нет его. Такова участь грабителей наших, жребий разо­рителей наших. «Вечер». Иудеи были страшно испуганы нашествием ассириян, появившихся под стенами Иерусалима; но ночью 180 тысяч ассирийского войска были истреблены Ангелом Господним ( 4Цар.19:35 ). Подлинность этого пророчества о Дамаске и Израиле обыкновенно не оспаривается критиками. Только 12–14 ст. те же критики считают лучшим отнести к пророчеству 18-й главы. – По строфам пророчество у Condamin " a, разделяется таким образом:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Это те 144 000, о которых уже шла речь в седьмой главе ( Откр.7:1–17 ). Заметим, что эти 144 000 «запечатленных» там символизируют новый, истинный Израиль в его неисчислимом множестве ( Откр.7:9 )! Согласно древним иудейским представлениям Мессия соберет вокруг себя спасенный народ Божий в конце времен на горе Сион: «Когда это будет, и явятся Знамения, которые Я показал тебе прежде, – тогда откроется Сын Мой, Которого ты видел, как Мужа восходящего. И когда все народы услышат Глас Его… и соберется в одно собрание множество бесчисленное, – Он станет на верху Горы Сиона» ( 3Езд.13:32–35 ). Почему Сион? Сион слыл как гора спасения, и считалось, что именно на Сионе Мессия соберет в эсхатоне свой народ: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется; ибо на горе Сионе и в Иерусалиме будет спасение, как сказал Господь» ( Иоиль.2:32 ). Тот, кто принадлежит к истинному Израилю ( Откр.7:1–8 ), в конце веков будет спасен, собранный на горе Сион. Имеется в виду, конечно, не земной, а «небесный Сион», так как Иоанн видит Агнца на небе (глава 5). б) Песнь, которую могли выучить только святые Божьи ( Откр.14:2–3 ) 2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих. 3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Иоанн слышит громкий небесный голос, как шум водопада или морских волн, обрушивающихся на берег и на скалы, как шум грома и в то же время как успокоительную музыку, которую играют на кифарах (гуслях). Чей голос так красочно описывается? Скорее всего, ангелов перед престолом Божьим. Поется песнь хвалы Богу. Эта «новая песнь» спасения уже упоминалась в Откр.5:8–9 . Но содержание ее нам пока неизвестно. Только 144 000 могут ее выучить, а в главе 19 они будут ее петь, ибо успели выучить. Выучить что-то могут только хорошие ученики. Здесь – это христиане, сохранившие верность Господу вплоть до мученичества.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

11-12). Бог дал Ездре услышать «голос говорящий, и шум его, как шум вод многих» (3 Езд 6. 17; ср.: Откр 1. 15), а затем поведал ему о бедствиях людей перед последним судом: «...книги раскроются» (3 Езд 6. 20; ср.: Откр 20. 12), «засеянные поля внезапно явятся как незасеянные» (3 Езд 6. 22). Люди ужаснутся, услышав, как «вострубит труба с шумом» (3 Езд 6. 23; ср.: 1 Фес 4. 16; Откр 8-9), и всякий, кто после этого «останется в живых, сам спасется и увидит спасение Мое» (3 Езд 6. 25). Затем наступит новая эра бытия, «зло истребится» и «явится истина», а «сердце живущих» изменится (3 Езд 6. 26-28). Видение опять завершается призывом к Ездре поститься и молиться 7 дней, что является условием продолжения божественных откровений о будущем (3 Езд 6. 31). Речь, к-рую Ездра обращает к Богу после очередной седмицы поста, посвящена все той же проблеме - судьбе израильского народа. Ездра подробно вспоминает сотворение мира: явление света «из сокровищниц» Божиих (3 Езд 6. 40), разделение вод и утверждение тверди (3 Езд 6. 41), основание суши, появление плодов и «многоразличных приятностей для вкуса» (concupiscenmia gustus multiformis - 3 Езд 6. 44), создание для человека солнца и луны (3 Езд 6. 45), изведение из воды и возникновение на земле животных для прославления дивных дел Божиих (3 Езд 6. 48, 53). Самым значительным деянием Бога было сотворение Адама, которого Он «поставил властелином над всеми... тварями» (3 Езд 6. 54). Все мироздание предназначено для Адама, а через него - и для избранного народа. Ездра снова повторяет свой вопрос о бедствии Израиля и о благополучной судьбе нечестивых народов: «Мы... народ Твой, который Ты назвал Твоим первенцем, единородным, возлюбленным Твоим, преданы в руки их». В этом случае, по мнению Ездры, дело сотворения мира теряет смысл: «Если для нас создан век сей, то почему не получаем мы наследия?» (3 Езд 6. 58-59). По окончании этой речи Ездра был удостоен 3-го видения, начавшегося с явления ангела (по-видимому, это был опять Уриил - 3 Езд 7.

http://pravenc.ru/text/189579.html

15 . Но чтобы величие сходящей таковой благодати не было сокровенно, она, как небесная труба, восшумела: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра ( Деян.2:2 ). Что означало ее сошествие? Чтобы и очи видели огненные языки, и уши слышали шум: и наполнил весь дом, где они находились ( Деян.2:2 ). Дом этот сделался вместилищем духовной воды. Ученики находились внутри, и весь дом исполнился ею. Итак, по обетованию они крестились всем существом, облеклись душой и телом в Божественную и спасительную одежду: И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго ( Деян.2:3–4 ). Приняли они огонь не опаляющий, но спасительный; огонь, терние грехов истребляющий, а душу просвещающий. Этот огонь имеет ныне прийти и на вас, и терние грехов ваших пожечь и истребить, а драгоценное стяжание душ ваших еще более просветить и даровать вам благодать. Ибо ее даровал Он тогда и апостолам. В виде же огненных языков ниспустился на них для того, чтобы посредством огненных языков увенчать главы их новыми духовными венцами. Пламенный меч заграждал прежде вход рая, спасительный огненный язык возвратил благодать. 16 . И начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать ( Деян.2:4 ). Галилеянин Петр и Андрей то персидским, то мидийским языком изъяснялись; Иоанн и прочие апостолы на всех языках говорили перед язычниками. Ибо не ныне начали отовсюду собираться сюда во множестве чужестранные, но с тогдашних времен. Какой найдется учитель, который бы внезапно научил тому, что они, не учившись, узнали? Столько лет при руководстве грамматики и при других способах учатся греческому языку, чтобы хорошо говорить на нем, и между тем не все равно говорят: ритор говорит хорошо, а грамматик иногда и не хорошо, и знающий грамматику не знает науки, любомудрия. Но Дух Святой вдруг научает многим языкам, которых апостолы во все предыдущее время не знали. Это истинно великая мудрость; это Божественная сила. Как можно сравнить долговременное их невежество с полным, многоразличным, необычайным, внезапно открывшимся действием языков?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

15Моисей отправился в обратный путь. Стал он спускаться с горы, держа в руках две скрижали Закона . На скрижалях были письмена с обеих сторон: и спереди, и сзади. 16Сами эти скрижали были делом рук Божьих, и письмена на них были письменами Божьими. 17Тут Иисус, встретивший спускавшегося с горы Моисея, услышал шум и крики людей. «Шум сражения в стане», – предположил он. 18«Нет, – ответил ему Моисей, – то не крик победителей и не стенание побежденных. Звуки песен Я слышу!» 19И в самом деле, когда Моисей приблизился к стану, он увидел тельца и буйные пляски. Гнев охватил его – он разбил скрижали о камни, бросив их у горы, 20схватил тельца, коего они изваяли, в огне сжег его, оставшееся от него растолок и растер в порошок. Порошок этот в воду высыпал Моисей и заставил всех израильтян пить ее. 21А затем он спросил Аарона: «Чем досадил тебе этот народ, что ты ввел его в такой тяжкий грех?» 22«Не гневайся, господин мой! – ответил Аарон. – Ты ведь сам знаешь этих людей – необузданны они, на зло падки. 23Они вынудили меня, потребовали: «Сделай нам бога, который повел бы нас за собой. Мы ведь не знаем, что случилось с этим Моисеем, человеком, который вывел нас из Египта“. 24Вот я и сказал им: «У кого есть золото, снимите с себя“. Они отдали мне золото, и я бросил его в огонь. И вышел этот телец». 25Моисей увидел, что люди впали в безудержное распутство (Аарон дал волю этому проявиться, врагам на осмеяние). 26Встал тогда Моисей у входа в стан и возгласил: «Кто за Господа – ко мне!» И собрались вокруг него все сыновья Левия. 27Моисей сказал им: «Так говорит Господь, Бог Израиля: «Возьмитесь за мечи и пройдите по всему стану, из конца в конец, туда и обратно; убейте каждого отступника, любого, кто бы ни был он – брат ли ваш, друг или сосед “». 28И сыновья Левия сделали, как повелел Моисей. До трех тысяч человек погибло в тот день из народа израильского. 29Всё было по слову Моисея: «Сегодня, когда каждый из вас идет против сына своего либо брата, посвятите себя на служение Господу, и да ниспошлет Он вам благословение!»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010