3-6. И в радости будете почерпать воду из источников спасения . Здесь присоединяются еще другие слова: — Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев . Всех, говорит, призовите во свидетельство, и всем ука­жите, чтобы все познали не стыдиться Меня, но призывать сво­бодно. 15. Глава 13.   1. Пророчество о Вавилоне . Акила: колесница вавилонская, Феодотион и Симмах говорят: притча о вавилонянах. Которое изрек Исаия, сын Амосов , — потому что видели и другие пророки.   2-3. Поднимите знамя на открытой горе, возвысьте голос; махните им рукою, чтобы шли в ворота властелинов. Я дал повеление избранным Моим и призвал для совершения гнева Моего сильных Моих, торжествующих в величии Моем . Акила: Я повелел освященным Моим, именно, Я приведу вождей и воинов: этим он напоминает о царе Кире; Я, говорит, приведу их, чтобы вы боялись царя. И призвал для совершения гнева Моего сильных Моих , — другие переводчики, вместо: " сильных " , говорят: " воины " , — торжествующих в величии Моем . Акила: подъятые гордостью, Феодотион: радующиеся в укоризнах Моих.   4-9. Большой шум на горах, как бы от многолюдного народа, мятежный шум царств и народов, собравшихся вместе : это означает присутствие многих воинов, с большою и огромною подмогою. Господь Саваоф обозревает боевое войско. Идут из отдаленной страны, от края неба , т.е., из Мидии и Парфии. Рыдайте, ибо день Господа близок (в ц.сл.: Се день Господень неисцельный) . Весьма хорошо понимать это о будущем (веке). Если мы трудимся в этом мире для приоб­ретения добродетелей, то таковые способствуют спасению, иначе нас, по переселении из этого мира, одолеет сила мучений, ко­торым никогда не будет конца. Потому Он называет день неисцельным , чтобы кто-либо не обретался неисцельным в этом мире, подобно тому, как господа, намереваясь бить ра­бов и в то же время имея намерение простить их вину, однако часто клянутся пред друзьями: если я поймаю его, то не оставлю в живых. Если желаешь знать, каким образом этот день — неисцелен, то пойдем вместе к тому богачу, у которого было много рабов, было изобилие чаш и домашней утвари в этом веке, и ничто из этого не оживотворило его в ином веке, но он до того мучился, что просил Лазаря освежить его иссохшие уста.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

— Умоляем тебя, мученик Христов, приими нас, ибо с сего часа и мы христиане. И уверовали во Христа в тот день оба эти сотника и с ними семьдесят воинов. Ликиний, узнав об этом, послал наместника своего Сикста и с ним триста воинов, чтобы он убил всех уверовавших во Христа. Когда эти воины пришли и увидели, какие чудеса силою Христовою совершал святой Феодор, тотчас же уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И стеклось на это место бесчисленное множество народа и все взывали: — Един есть Бог, Бог христиан, и нет иного бога, кроме Него! И еще: — Кто такой мучитель Ликиний? Побьем его камнями! для нас один Бог и царь — Христос, проповедуемый Феодором! И поднялся в народе шум и мятеж, и даже началось кровопролитие. Некий воин, по имени Леандр, с обнаженным мечем прибежал на это место и устремился на Феодора, желая его ударить мечем. Сикст же, царский наместник, удержав его, вырвал у него из рук меч и рассёк его. А другой воин, по имени Мирпос, родом угрин [ 15 ], бросившись на наместника царского Сикста, убил его. Святой Феодор, желая успокоить народный мятеж, громко сказал: — Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщения роду человеческому. После того как мученик Феодор поговорил так с народом, умоляя и увещевая народ, — шум и народное смятение прекратились. В это время святой мученик шел мимо темницы, и за ним следовал весь народ и воины; сидевшие же в темницах узники взывали громко к святому: — Помилуй нас, раб Бога Вышнего! Святой словом своим освободил их от уз, отворил темничные двери и сказал им: — Идите с миром, мужи, и вспоминайте обо мне. И собрался весь город, и все отвергались от идолопоклонства и прославляли Христа — Единого Бога. В это время недужные исцелялись, бесы же из людей изгонялись. Кого только ни прикасался святой рукою своею, или кто даже только прикасался к одежде его, тот тотчас же получал исцеление. Тогда один из приближенных Ликиния, видя, что творится, пошел к нему и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Апостолы обратились с молитвой к Богу и по жребию избрали Матфия, который и раньше был учеником Христовым ( Деян.1:13–26 ). Настал день Пятидесятницы. Все ученики Христовы в этот великий праздник собрались по обыкновению вместе, недалеко от храма. Множество иудеев из всей Палестины и из других, самых отдаленных стран собралось на праздник в Иерусалим. Все они приходили в храм для принесения жертв и для молитвы. Вдруг с неба послышался шум, как бы от порыва сильной бури, и устремился к тому месту, где были собраны ученики Христовы. Бурное дыхание наполнило комнату, где они были собраны, и явились разделяющиеся, как бы огненные языки, которые опустились на каждого из них. Все исполнились Духа Святого и начали говорить на разных языках. Шум привлек к апостолам множество народа. Собравшиеся из разных земель изумились и недоумевали тому, что все апостолы говорят на разных языках; одни из них спрашивали друг друга, что это значит; другие, насмехаясь, говорили, что апостолы, верно, напились вина. Тогда св. апостол Петр стал с прочими апостолами пред народом и, возвысив голос, начал говорить. Он объяснил собравшимся, что событие, свидетелями которого пришлось им быть, есть предреченное в Ветхом Завете излияние Духа Святого, и присоединил воодушевленную проповедь о Христе. Эта первая проповедь св. апостола Петра привела в умиление многих, и они спрашивали, что им делать. Св. Петр отвечал: «Покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов и получите дар Святого Духа…» Проповедь Петра в один час обратила ко Христу до 3000 человек ( Деян.2:1–41 ). Св. апостол Петр был ревнитель правды и истины, и поэтому всегда был строгим обличителем и карателем неправды и лжи. Вот замечательный случай такого обличения. Между верующими царствовало полное согласие, как бы у всех было одно сердце и одна душа. Никто ничего из имения своего не называл своим, а все было у них общее. Владельцы земли или домов продавали их и приносили цену проданного к апостолам. Из этих денег каждому выдавали, кто в чем имел нужду, так что бедных не было между верующими.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Апостолы Христовы с прочими учениками Христа, по обыкновению, тогда молились все вместе в своем доме на Сионе. В 8-й час дня по еврейскому счету, а по нашему – в 9-й час утра, вдруг сделался шум, как будто пронесся сильный ветер, и апостолы увидели разделившиеся огненные языки, которые спускались на каждого из них, – это было знамением того, что на них сошел Святый Дух и дал им способность проповедовать Христово учение разным народам. Его дар и силу они тотчас же почувствовали в себе, в радости начали говорить и прославлять Господа на разных языках, как вразумлял их Дух Святый. На шум бури, пронесшейся над домом апостолов, сбежался народ. Туг было множество людей, пришедших на богомолье в Иерусалим, по случаю праздника, из разных чужих стран. Все они изумились, когда услышали, что апостолы говорят на разных языках. Каждый из чужестранцев слышал свой природный язык; а между тем было известно, что эти люди (то есть апостолы) природные евреи и жили в еврейской земле. В удивлении все спрашивали: «что это значит?» Нашлись и такие, которые стали насмехаться и говорили про апостолов: «они напились сладкого вина». Тогда апостол Петр, вставши вместе с прочими 11-ю апостолами, объяснил собравшемуся народу, что значит такое дивное происшествие. С помощью Святого Духа, он начал говорить об Иисусе Христе, показал, что Тот Самый Иисус, Которого евреи распяли на кресте, есть истинный Спаситель, Сын Божий, что Он воскрес из мертвых и вознесся на небо, и что Он теперь послал на учеников Своих Святого Духа, Который дал им такую способность говорить на разных языках. Речь Петра так подействовала на слушавших, что они с умилением стали говорить апостолам: «что-же нам делать, братия?» – «Покайтесь и примите крещение во имя Иисуса Христа, чтобы получить прощение в грехах», – ответил Петр, и много другого говорил в поучение им. От этой проповеди его в тот же день уверовало во Христа и крестилось около трех тысяч душ. С этого дня, вера христианская начинает, с Божиею помощью, быстро распространяться. Научаемые Духом Святым, апостолы смело проповедуют всем в Иерусалиме об Иисусе Христе и о воскресении Его из мертвых. Святому делу их Господь помогал знамениями и чудесами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Боже мой! Думал ли я вступить в такую жестокую борьбу со своим языком, отказывающимся служить мне при богослужении, и встретить от него столько горя и слез? О! Плоть грешная! О, Боже праведный. Когда мыслишь о Боге Отце, тогда, для удостоверения об Нем чувственной твоей природы, представляй, как разверзались небеса в то время, когда Сын Божий, облекшись в нашу плоть, ходил по земле и Бог Отец гремел оттуда Своим гласом, свидетельствуя о Своем Сыне возлюбленном; когда мыслишь о Сыне Божием, тогда представляй чудеса, сделанные Им во времена Ветхого Завета, например, десять казней египетских, преложение огня в росу для отроков и пр.; Его явление и пребывание на земле в Новом Завете, Его Божественные речи, Его чудеса и пророчества, Его воскресение и вознесение. Когда же мыслишь о Духе Божием, вспомни, как Он говорил в пророках, представь, как в праздник иудейской Пятидесятницы, при многочисленных свидетелях, стекшихся в Иерусалим к иудейскому празднику из разных стран, – внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились, – апостолы и другие верующие. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать [ Деян. 2,2–4 ]. Шум с неба был так силен, что, несмотря на раннюю пору дня, народ весь сбежался и пришел в смятение от непонятного зрелища ниспущения с неба огненных языков и оттого, что несведующих в познании иностранных языков апостолов и их учеников слышал говорящими на разных языках. Никогда да хулится пост. Он есть мати здравия и целомудрия. В святую Четыредесятницу я дознал это самым опытом. Погрешности, взводимые на пост, происходят собственно от нас самих, от нашей души. Что значит радость при живой, сердечной вере в Бога и что значит тяжелое томление, болезнь сердца при каждом помысле неверия? Значит то, что вера есть жизнь и радость для души, а неверие – смерть для души. Обтеките все страны земного мира – вы везде найдете, что люди имеют часто сердца свои горе, туда возводят они умные очи свои и говорят: там живет Бог наш, Создатель наш. Что это значит? Значит то, что единый Бог всем людям вложил чувство о Его бытии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В литургии нет цели, потому что она служит исполнению не человеческой, а божественной воли. В литургии человек обращён не к себе, а к Богу, его взгляд устремлён на Бога. Он должен заниматься не самовоспитанием, а созерцать божественное величие. Литургия означает, что душа находится в присутствии Бога, Им порождается, живёт в священном мире Его истин, таин и символов, и эта жизнь исполнена правды и истины . В Священном Писании есть два содержательных отрывка, которые говорят в нашем вопросе решающее слово. Первый — видение пророка Иезекииля. Эти пламенные херувимы, «животные», которые «шли каждое в ту сторону, которая пред лицем его; куда дух хотел идти, туда и шли; во время шествия своего не оборачивались быстро двигались туда и сюда, как сверкает молния поднимались от земли когда они шли, я слышал шум крыльев их, как бы шум многих вод а когда они останавливались, опускали крылья свои» (см.: Иез. 1–28), — как все они «бесцельны»! Какое разочарование для поборника целесообразности! Херувимы суть «только» чистое движение, мощное и прекрасное, они идут, куда желает Дух, они не хотят ничего другого, как только выразить Его внутренний пламень, Его силу. Это и есть живой образ литургии. Ещё одно место из Писания, о котором идёт речь, — слова вечной Премудрости: «…тогда я была при Нём художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во всё время, веселясь на земном кругу Его…» (Притч. 8, 30–31). Вот оно, решающее слово! В восторге перед вечным Отцом Премудрость, Сын, совершенная Истина, источает свою бесконечную сущность, во всём Своём невыразимом великолепии, причём без всякой цели — да и какую цель Он должен иметь? — но при этом он полон предельного смысла, Он есть чистое, звучащее блаженство жизни: Сын веселится, «играет» перед Отцом. Такова жизнь высших существ, ангелов, которые без определённой цели, так как даёт им Дух, движутся перед Богом. Они суть игра, непрестанная песня перед Его лицем. На земле этому можно уподобить два явления: детскую игру и творение художника.

http://bogoslov.ru/article/6174971

в) На Литургии антифоны заимствуются из тех псалмов, в которых изображается небесная проповедь, исходящая во весь мир ( Пс.18 ) – ясный образ проповеди евангельской, на которую посвящены апостолы огненными языками Духа; – обещается помощь от Святого и заступление от Сиона ( Пс.19 ) – совершеннейшее исполнение чего видим ныне в Сионской горнице, – и воспевается Божия сила и благословение благостынное, венчающее верного помазанника Божия ( Пс. 20 ) – Самого Иисуса Христа, Которому Бог Отец желание сердца дал есть, и хотения устну Коего не лишил – в ниспослании апостолам Св. Духа. Лик присовокупляет к стихам псаломским моление к Спасителю и к Св. Духу: «Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас! Спаси ны, Утешителю благий, поющия Ти: аллилуиа!» Апостол представляет величественное описание воспоминаемого события: «И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать... Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их.. говорящих на разных языках о великих делах Божиих» ( Деян.2:1–11 ). В Евангелии ( Ин.7:37–52 ) Господь возглашает к народу: «Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, – говорит евангелист Богослов, – Которого имели принять верующие в Него». Последняя, таинственнейшая, часть Литургии, самым священнодействием напоминает нам сошествие Св. Духа. Заметим при сем, что при освящении Даров священник всегда молитвенно воспоминает ниспослание Св. Духа на апостолов, и призывая того же Духа, говорит: «Иже Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолом Твоим ниспославый, Того, Благий, не отыми от нас, но обнови нас молящихтися» г) Вечерня непосредственно следует в сей день за Литургией. Молитвы, читаемые на Вечерне с коленопреклонением, возвышают душу к самому престолу всесвятой Троицы и вместе заставляют глубоко чувствовать всю нашу бедность и виновность перед Богом, возбуждают и утверждают веру, любовь и упование, и столь полны, что объемлют всех, не только живых, но и умерших, отец и братий наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Верую», — говорит несчастный отец. «Пусть слабость моей веры не станет преградой для исцеления моего отрока». И он добавляет молитву о помощи, чтобы более твердо уповать на спасение Христово: «Помоги моему неверию». Кто жалуется на неверие, должен обращаться ко Христу, чтобы Он помог ему. И довольно будет благодати Его. «Помоги мне преодолеть мое неверие, дай мне благодатью Твоей недостающее моей вере — силу, в немощи совершающуюся». Господь зовет к вере. В Его Божественной Личности зло побеждено. Исцеление отрока совершается, когда его муки достигают предела. «Вскрикнув и сильно сотрясши его, бес вышел». «И отрок сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал». Это «встал» — «восстал» — на Евангельском языке означает воскресение. Воскресший Христос будет восставлять мертвых, и уже теперь Он являет Свою Божественную силу. Он — Победитель зла и смерти, и мы призываемся все упование наше с верою возложить на Него. «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Почему? Потому что вера — живая связь с Богом. Она — молчание слушания, молчание внимания. Вся моя жизнь устремлена к Нему. Вера — проста, в ней не должно быть никаких примесей, она — чиста. Напротив, дух немой и глухой, о котором возвещает Евангелие, — нечистый. Он не говорит, он только производит шум. Он всегда нечист, этот шум, производимый им в нашем сердце. И только благодаря молитве все становится чистым. Молитва — не просто предстояние пред лицом Божиим, как если бы мы были внешними по отношению к Нему. В молитве, которая и есть чистая вера, я — в Нем и Он — во мне. Мне не надо искать Его вовне. Это предельно просто: когда я принимаю Его, Он находит меня, и я нахожу Его. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Даяй молитву молящемуся». Если мы будем просить Духа Святого у Отца по заповеди Христовой, то все будет нам дано, в том числе — дар молитвы. Эта возможность веровать предлагается нам, и мы должны принять ее. Родиться от Отца и обращаться к Нему: «Отче наш», предавая себя Ему. В этом — простота и чистота веры. Дух Святой научит нас молиться непрестанно, потому что мы живем непрестанно — в той мере, в какой мы молимся в Нем.

http://moral.ru/bezdny_zla/

Верующему человеку безотносительно его религиозных понятий и представлений свойственна молитва , в которой он возносится духом за пределы земного бытия к Тому, Кого носит в своем сердце и в мыслях и Кого называет Богом. Отсюда всем религиям свойственно богослужение, которое может быть рассматриваемо как солидарное обращение к Богу многих и многих людей, охваченных единством парящей к Небу мысли и чистых сердцем. Это можно сказать о богослужении различных религий – как политеистических, так и монотеистических, но этого было бы мало для характеристики христианского богослужения. Последнее представляет собою не только обращение к Богу людей, объятых единством высоких мыслей и чувств. Более того, оно есть акт благодатного освящения христиан, акт, начавшийся с момента возникновения Церкви и продолжающийся до настоящего времени. «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещавать» ( Деян.2:1–4 ). Так описывается в книге Деяний апостолов момент возникновения Церкви. Это был видимый момент обильного излияния благодати Святого Духа, о котором еще накануне Своих крестных страданий и смерти Иисус Христос говорил апостолам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его» ( Ин.14:16, 17 ). Об этом же событии Христос предупредил Своих учеников перед вознесением Его на небо: «Не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым» ( Деян.1:4,5 ). Это был момент, внешне воспринятый как «шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра» ( Деян.2:2 ), как огненные языки, почившие на каждом из апостолов. Внутренне это было неописуемое душевное состояние, экстаз, который способны были понять, как свою родную речь, «люди набожные из всякого народа под небом» ( Деян.2:5 ) и, наоборот, не могла понять и делала предметом насмешек толпа шатавшихся по улицам праздничного города ненабожных людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Войско Божие состоит из стрельцов пеших и конных. Все войско в полном снаряжении, все оружие его наготове. Стрелы отточены: тетивы луков натянуты; воины готовы к стрельбе; застать их врасплох нельзя ни ночью, ни днем: требуется прямое подготовление и отважное сопротивление. Но жители Иерусалима храбры только пить вино, и сильны только приготовлять крепкий напиток (ст.21–22). Какое же с их стороны может быть сопротивление перед массой всадников на легких колесницах и резвых конях, кои мчатся как вихрь? –Нет, это войско неотразимо, как туча, несущаяся силою вихря с пределов отдаленного северо-востока... 29–30. Рев его – как рев львицы; он рыкает подобно скимнам, и заревет, и схватит добычу и унесет, и никто не отнимет. И заревет на него в тот день как бы рев разъяренного моря; и взглянет он на землю, и вот – тьма, горе, и свет померк в облаках. (Ярятся яко львове, и предсташа яко львичища: и имет, и возопиет яко зверь, и извержет, и не будет отъемлющаго их. И возопиет их ради в той день, яко шум моря волнующася: и воззрят на землю, и се, тма жестока в недоумении их). (Ср.гл.8:7–8,21–22) Исполнитель карающего гнева Божия, враг, «живущий на краю земли», крепок, властолюбив, кровожаден, грозен, как пустынный разъяренный лев. И как рев голодного льва оглашает обширные окрестности и громовым эхом отдается в скалах, так властный голос восточного повелителя оглушительно раздастся под стенами Иерусалима и пронесется эхом по всем городам царства Иудина. Как лев, грозно горделиво он наступит на свою добычу и заревет над ней: без чувств от ужаса она останется недвижимою под ногой его. Тогда победитель возьмет ее в оцепенении и унесет безвозвратно в свою далекую страну. Военный крик отважных войск восточного завоевателя будет оглушителен и страшен, как шум морских волн, поднятых силой урагана. Вот при нашествии такого-то грозного врага очнется полупьяный Иерусалим, в отчаянии будут блуждать взоры богоотступников вниз и вверх; но, увы! Всюду – тьма и горе! Тучи стрел и пращных камней, гром стенобитных машин, потоки пламени, облака дыма, треск разрушающихся построек, гул осаждающего войска, ржание коней, крики осажденных, вопли умирающих, груды трупов, застилаемых массою пепла от пламенеющего города со всеми его окрестностями... Вот что будет в ночь гнева и суда Божия над Иерусалимом, где прежде жизнь граждан проходила так безмятежно-беспечно и представляла один какой-то шумный и безумный пир с утра до вечера и с вечера до утра. Вот лютое, мрачное и ужасное «горе» за безумную радость!...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010