В нач. XIII в. Иоане Шавтели написал поэму-панегирик «Абдул-Мессия» (или «Восхваление Тамары и Давида»), где в яркой форме выражена идея мощного централизованного гос-ва, управляемого помазанником Божиим, царем-самодержцем, на к-рого возложена миссия защиты и утверждения христианства на всем Ближ. Востоке. Мессианской концепцией отмечен сборник од «Тамариани» (рубеж XII и XIII вв.), написанных Чахрухадзе и объединенных общей идеей восхваления св. царицы Тамары, ее супруга и сына Георгия Лаши. Высокопарный поэтический язык изобилует эпитетами и лит. параллелями, что свидетельствует о высокой образованности их автора. Наиболее известное и талантливое произведение классического периода - поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (рубеж XII и XIII вв.), созданная по заказу св. царицы Тамары. Руставели опередил свою эпоху, проповедуя гуманизм и веру в возвышенные идеалы. Христ. учение о вечности, благом и милосердном Создателе, бессмертии души гармонично сливается в поэме с восприятием ценностей земного существования. Герои поэмы принадлежат к различным народностям, социальным группам, они наделены индивидуальными чертами и характеризуют груз. общество XII в. в эпоху св. царицы Тамары. Поэт воспевает воцарение героини поэмы Тинатин и опровергает распространенное в средних веках мнение о несовершенстве и ограниченности жен. природы. Автор поэмы предстает как мыслитель и богослов. В период монг. владычества груз. лит-ра переживала упадок. В XV-XVI вв. на груз. язык были переведены мн. произведения персид. классической поэзии. Так, поэма Фирдоуси «Шах-наме» (Книга царей) в переводе на груз. язык стала называться по имени главного героя Ростома «Ростомиани», интерес вызывали персид. романтические поэмы «Иосиф и Зулейха», «Лейли и Меджнун», «Соловей и роза», «Свеча и мотылек», переведенные груз. царем-поэтом Теймуразом I. Он был автором лирических стихов и поэмы «Маджама», созданной по мотивам персид. поэзии. Значительное место в поэзии Теймураз I уделял христ. морали, он один из первых внес в поэзию национальную тематику. В поэме «Мученичество царицы Кетеван» он блестяще описал картину Г. того периода и подвиг своей матери-мученицы.

http://pravenc.ru/text/168205.html

Художественно-изобразительные средства произведений И. М. легли в основу груз. лит. языка и были широко использованы поздними авторами. Впервые М. Джанашвили отметил стилистические параллели в гимнах И. М. и в поэме Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (эту тему также исследовали Г. Имедашвили, Н. Сулава). М. Тодуа изучила художественно-изобразительные средства в творчестве И. М. Ист.: Древнегруз. духовная поэзия/Сост.: П. Ингороква. Тифлис, 1913. Т. 1: Тексты VIII-X вв. С. 46-150; Микаел Модрекили. Гимны X в./Сост.: В. Гвахария. Тбилиси, 1978. С. 48-51, 60-67, 76-79, 82-87, 116-119, 120-121, 137-143, 226-228, 239-242, 248-250, 253-254, 265-267, 387-390 (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 334-337; Чвени саундже (Наше сокровище). Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 470-472 (на груз. яз.); Памятники древнегруз. лит-ры/Сост.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1978. С. 470-484 (на груз. яз.); Грузинская поэзия/Сост., ред.: С. Цаишвили. Тбилиси, 1979. С. 74-79 (на груз. яз.). Лит.: Имедашвили Г. «Витязь в тигровой шкуре»: Параллели в груз. гимнографии X в.//Лит. разыскания. Тбилиси, 1944. Вып. 2. С. 197-218 (на груз. яз.); Сулава Н. Руставели и древнегруз. духовная поэзия: Дис. Тбилиси, 1977. С. 23-24 (на груз. яз.); Кекелидзе. Древнегруз. лит-ра. 1980. Т. 1. С. 173-174; Барамидзе А. Г. Груз. лит-ра: V-VIII вв.//История всемирной лит-ры. М., 1984. Т. 2. С. 308-319; Тодуа М. Библейские мотивы и парадигмы в груз. гимнографии X в.: АКД. Тбилиси, 2001. С. 6-7, 22 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 417. Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДОСИФЕЙ (Черкезишвили), еп. Некресский Мцхетского Католикосата (Вост. Грузия) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (2-я пол. XVIII в.), церковный писатель, переводчик

http://pravenc.ru/text/471395.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иоване) [Авалишвили; груз. ] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви , церковный деятель, книжник, каллиграф. Источники, содержащие сведения об И., скудны. Он принадлежал к княжескому роду и, вероятно, род. в Самцхе (Юж. Грузия) в 70-х гг. XVI в. И. получил блестящее образование. В нач. XVII в. из-за притеснений турок нек-рые груз. роды, в т. ч. и Авалишвили, переехали в Картли. Среди переселенцев были И. и его брат Захария: 1605 г. датирована грамота, выданная царем Картли Георгием X (1600-1606) Захарии Авалишвили, о пожаловании ему имения Рамина Амиреджеби (НЦРГ. Hd 1327). Жалованная грамота, выданная 9 сент. 1630 г. царем Картли-Кахети Теймуразом I (1625-1632; в Кахети - 1606-1648) племяннику И. настоятелю мон-ря Сапара Арсению (Авалишвили), может служить доказательством того, что к этому времени др. родственники И. поселились в Картли, в с. Арадети. В источнике говорится: «В эту пору, когда безбожными мусульманами... вотчины, метохи, деревни и села ваши были отняты, тех ваших крестьян, что остались в монастырских угодьях, мы поселили на Картлийской земле, в местечке Арадети, куда заселены также и другие месхи...» ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 3. С. 538-539). Во 2-й пол. XIX в. внимание груз. историков А. Хаханашвили и С. Какабадзе привлекла рукопись соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (НЦРГ. Н 2074; описана Хаханашвили и датирована им кон. XVI - нач. XVII в.). Какабадзе сопоставил копии поэмы и грамоты 1612 г., выданной царем Теймуразом I Алавердскому собору (публ.: Саисторио моамбе (Исторический вестник). 1925. Вып. 1. С. 146), к-рая была переписана «рукой грешного и недостойного Авалишвили, архиепископа Иоване», и пришел к выводу об идентичности почерка переписчиков. По мнению ученого, И. переписал и иллюминировал поэму Руставели будучи мирянином, приблизительно в 1590-1600 гг. ( Какабадзе. 1924. С. 154).

http://pravenc.ru/text/469450.html

Зураб Михайлович Чавчавадзе — генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, прихожанин и друг московской Сретенской обители, отмечающей в этом году 20-летие восстановления монашеской жизни. В беседе с корреспондентом портала Православие. Ru Зураб Михайлович рассказал о своих корнях, детстве и о том, как познакомился с будущим архимандритом Тихоном (Шевкуновым) и стал прихожанином Сретенского монастыря. — Зураб Михайлович, среди ваших предков есть человек, прославленный в лике святых. Расскажите, пожалуйста, об Илье Чавчавадзе. Илья Чавчавадзе — Илья Чавчавадзе вовсе не готовил себя при жизни к будущему «прославлению в лике святых». Он был простым мирянином, хотя и пользовался общественным признанием классика грузинской литературы и лидера национального движения в Грузии. Однако сепаратистских взглядов он не разделял, справедливо считая, что в иноверном вражеском окружении Грузии без России не выжить. Однако при всем при этом он отстаивал самобытность грузинского национального духа и активно сопротивлялся политике грубой русификации, проводившейся недалекими чиновниками из аппарата кавказского наместника. Например, узнавая о закрытии под надуманным предлогом той или иной грузинской школы, Илья поднимал и успешно решал вопрос на самом высоком уровне в Санкт-Петербурге. Специально какой-либо церковной или религиозной деятельностью Илья не занимался, хотя считался духовным лидером нации. Тем не менее, в начале 1980-х годов, по инициативе ныне здравствующего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II , он был прославлен в лике святых праведников древней Иверской Церкви. Замечу, что в Грузии народ называет по имени без фамилии только двух человек — Шота Руставели и Илью Чавчавадзе. Илья был настолько велик и популярен в Грузии, что без его одобрения ни у одной общественной группы или политической партии не было никаких шансов на народную поддержку их деятельности. Нет сомнений, что именно по этой причине в 1907 году он был убит большевиками, тщетно добивавшимися его благословения на свою работу, подрывавшую государственные устои России.

http://pravoslavie.ru/67720.html

Грузинская Православная Церковь Описание: По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской. Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией. Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой. Каноническая территория — Грузия. Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского. Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244537...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance МУДРОСТЬ ПРОСТОТЫ 5 мин., 01.01.2008 В 1966 году в разрушенный до основания страшным землетрясением Ташкент ехала, кажется, вся страна. Со всех уголков Союза тянулись эшелоны со стройматериалами, шли поезда со специалистами всех областей. Восстановить самый большой в Центральной Азии город своим долгом считал каждый. Тогда же молодой художник, выпускник скульптурного отделения Калининского художественного училища Сергей Трошин и приехал в Ташкент. Талантливый, полный идей и готовый к свершениям, он приехал «завоевывать» город. «Для меня Ташкент был моим Парижем, — вспоминает Трошин. — За одну ночь я нарисовал эскиз монументальной скульптурной композиции на тему Октябрьской революции, ставший настенным рельефом на улице Шота Руставели». Впрочем, художник по призванию, Трошин вдохновлялся в работе идеей героизации не столько советской истории (это было скорее госзаказом), сколько истории России, возможностью свои мысли, чувства и талант облечь в материальную форму. Он перепробовал все смежные специальности: скульптора, реставратора, художника-иллюстратора, работал на комбинате прикладного искусства московского отделения художественного фонда. 17 лет как медальер разрабатывал эскизы к мелкой пластике, резал из камня и гипса, лил из бронзы медали. И наравне с темами: «Открытие Антарктиды», «История морского флота России», портретными сериями — «Союз-Аполлон», «Полководцы России», появлялись значки-плакетки «Стражи Москвы»: Андроников, Донской, Новодевичий, Андреевский и Даниловский монастыри, или медаль с изображением храма Христа Спасителя. И это в 1983 году! Время, когда на месте храма еще плескались волны бассейна «Москва». В 1985 году сделана медаль «Высоко-Петровский монастырь», где в окружении храмов монастырского комплекса стоит митрополит Петр. Питер. Крюков канал. Пастель. Темпера. 1980 г. 70-е годы XX века для нашей страны были бурными: восстановление городов, стройки века, покорение горных вершин и северных широт, турпоходы — все это было «позитивной» частью советской действительности и вполне естественной ее потребностью. После Ташкента Трошин и его друзья-художники продолжили свои турпоездки — правда, это были уже поездки по святым местам.

http://foma.ru/mudrost-prostotyi.html

А тем временем Тамара предавалась утехам. Возможно, Михаил Юрьевич Лермонтов несколько преувеличивал, когда утверждал, что она ежедневно меняла любовников, а наутро " с плачем безгласное тело спешили... унести " . Но основания у поэта явно были. Ведь Шота Руставели, живший при дворе Тамары, назвал ее " беспощадной тигрицей " , а через 650 лет Лермонтов, не читавший " Витязя в тигровой шкуре " , напишет: " Прекрасна, как ангел небесный, как демон, коварна и зла " . Естественно, что такой царице нужен был совсем другой муж. И вот, когда из очередного успешного похода Юрий явился в замок Тамары, он был внезапно схвачен и отправлен под конвоем в Константинополь. Народу Грузии объявили, что супруг грубо обращался с царицей, много пил и увлекся " содомским грехом " . Правда, неясно, как горький пьяница мог одержать столько побед. К сожалению, мы не знаем даже обстоятельств его высылки. Однако Юрий надолго в Константинополе не задержался. В 1190 году он оказался в Эрзеруме и там вступил в союз с грузинскими князьями Кларджети, Шавшети и другими. Владыка Западной Грузии Вардан собрал из сванов, абхазов, мегрелов и гурийцев войско и присягнул Юрию. В Самцхе родовитая знать Западной Грузии провозгласила его царем. Он короновался в крепости Гегута близ Кутаиса под именем Георгия IV. Но царице Тамаре в долине Нигали в верховьях Куры удалось разбить рать Юрия. Сам он был взят в плен и выслан из Грузии, а по другой версии - избежал плена и сумел скрыться. Юрий Андреевич вскоре снова собрал войско в Гяндже и во главе него вторгся в Кахетию. К нему присоединилась область Рани. Тем не менее русский князь опять потерпел поражение и вынужден был спасаться бегством. После этого, согласно одному из летописных свидетельств, он женился на половецкой княжне. Тамара умерла, по одним сведениям, в 1203-м, по другим - в 1210-м, по третьим - в 1213 году. Она вновь сошлась с Давидом Сослани и имела от него сына, от которого якобы и пошел род Багратидов. У кого-то, думаю, возник естественный вопрос: а зачем нам теперь знать эти родословные? Да потому, что дела давно минувших дней аукаются и в XXI веке.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Сам я врач-реаниматолог и возглавляю отделение скорой помощи в госпитале Антуан Беклер, женат, у меня 4 сыновей, младший носит имя Яссе. Во Франции я написал несколько книг по медицине, особенно меня волнует область биоэтики. Кроме этого у меня вышло несколько книг и множество статей чисто литературных, а «Царица Тамар» – это мой первый исторический роман. – А почему вы выбрали именно эту тему? – Не случайно. Согласно грузинским преданиям, род Андроникашвили (Андрониковы) происходят от византийского императора Андроника Комнина, который царствовал в Константинополе с 1183-1185гг., а его мать была грузинская царевна Ката (или Катаи), дочь Давида Строителя. После смерти императора Андроника его дети – Алексей и Ирина – бежали в Грузию, где нашли убежище при дворе своей родственницы Тамары. Одна из героинь и «рассказчиц» моего романа – именно эта Ирина. Марк Андроников Мои предки жили в тех местах Кахетии , где царствовала Тамара Великая (1166-1213), так ее именуют теперь. Ведь в православии она причислена к лику святых. – А вы бывали в Грузии ? – Да, я был там два раза и мы с женой объездили все места, где жила Тамар, видели монастыри, которые она открыла, но многое разрушено. Я проникся необыкновенной красотой этих мест, слушал монастырское пение и почувствовал, что постсоветский дух постепенно заменяется на православный. Ведь Грузии повезло, у нее прекрасный, мудрый патриарх Илия! Мой старший сын даже превзошел нас, он был на родине предков три раза и объездил такие уголки, в которые мы не попали. Он очень увлечен этой страной, хотя сейчас работает в Казахстане… – О царице Тамар (или как привыкли говорить «Тамара») писал Шота Руставели, ведь вся его поэма «Витязь в тигровой шкуре» – это настоящие гимны ей: «…Лев, служа Тамар-царице, держит меч её и щит ». Множество поэтов современников воспевали ее красоту, послушание и религиозность. Кстати, 2013 год в Грузии был объявлен патриархом Илией годом царицы Тамары. Какие недостающие детали ее жизни вы хотели донести до читателей в вашем романе ?

http://pravmir.ru/tsaritsa-tamar-hristia...

В средние века христиане считали, что Иерусалим является центром мира (латинское umbilicus mundi, греческое Omphalos); именно так город представлялся на так называемых картах Т-О. В византийских гимнах говорится о Кресте, «растущем из центра земли», а образные решения привязаны к концепции смерти и воскресения Иисуса, как направленных во благо всего человечества. На средневековых картах Европы восток («ориент») – Иерусалим - обычно помещался наверху; именно такое расположение привело к использованию термина «ориентировать», что значит «соотносить карту с фактическим направлением по компасу». Небесный Иерусалим является центром видения, описанного в конце Откровения Иоанна Богослова: Совершенный Город, в котором Бог живёт среди своего народа. С 1099 по 1187, а также с 1229 по 1244 гг. Иерусалимом владели европейские крестоносцы. Именно они построили в Старом городе большинство церквей и храмов и значительно перестроили уже имевшиеся в тех местах, которые связаны с библейскими событиями. В 1173 году в Иерусалиме умерла Ефросинья Полоцкая. После канонизации она стала считаться покровительницей Полоцка, а позднее и всей Белоруссии. В Иерусалиме похоронен Шота Руставели. Отказ Османской империи предоставить России право распоряжаться христианскими храмами в Иерусалиме и Вифлееме послужил поводом к Крымской войне. Название города повторяется в названиях многих русских церквей и монастырей (Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и т. д.). Настоящее время [ править править код ] В Иерусалиме представлены множество христианских церквей: католическая, греко-православная, армянская, русская православная, сирийская, эфиопская, маронитская католическая, и другие. Традиционными католическими хранителями святых мест являются францисканцы. На 2009 год, по данным иерусалимского института изучения Израиля, из 14 тысяч христиан города, 2.6 тысяч — духовенство и монахи. Численность православных и верующих древних восточных церквей в Израиле оценивается в 30 тыс. человек (2010 год). Территория Израиля входит в юрисдикцию Иерусалимской православной церкви. На территории Израиля данной церкви принадлежит 17 храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Иерусалим

П.А. Флоренский в студенческой келье в Московской Духовной Академии. Сергиев Посад, 3 апреля 1908. Цифровая печать со стеклянного негатива Играют в снежки во дворе дома Каптеревых, ул. Вифанская. Влева направо: Надежда (Каптерева, двоюродная сестра), П.Н. Каптерев (?), П.А. Флоренский. Весна 1906 (?). Цифровая печать со стеклянного негатива В.А. Комаровский. Портрет о.Павла Флоренского. 1924. Дерево, темпера, масло Ольга Флоренская. Во дворе дома. Сергиев Посад, конец 1920-х. Цифровая печать со стеклянного негатива Ольга Павловна Флоренская (в замужестве Трубачева, 1918–1998) — старшая дочь о. Павла Флоренского, ботаник. Вместе с матерью, братом Михаилом и сестрой Марией ездила к ссыльному отцу в Нижний Новгород (1928) и г. Сковородино на Дальнем Востоке (1943). Сохранились и опубликованы письма о. Павла из заключения к ней и другим детям. Окончила биологический факультет Московского университета (1946). В годы Великой Отечественной войны состояла бойцом медико-санитарной команды и охраняла здание МГУ. Награждена медалью «За оборону Москвы». В 1946 г. вышла замуж за одноклассника Сергея Трубачева, впоследствии дирижера и церковного композитора. В дальнейшем ее жизнь была связана с воспитанием троих детей. Мария и Ольга Флоренские. Сергиев Посад, конец 1920-х. Цифровая печать со стеклянного негатива Михаил Флоренский. Во дворе дома. Сергиев Посад, около 1928. Цифровая печать со стеклянного негатива Мария Флоренская. Во дворе дома. Сергиев Посад, около 1928. Цифровая печать со стеклянного негатива Мария Павловна Флоренская (род. 1924) — младшая дочь о. Павла Флоренского; детское, домашнее имя Тина (от имени царицы Тинатин, героини поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре»). В 1934 г. вместе с матерью, сестрой Ольгой и братом Михаилом ездила на Дальний Восток к ссыльному отцу. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Окончила курсы по химии; много лет работала на Загорском лакокрасочном заводе; участвовала в геологических экспедициях. Всю жизнь прожила с матерью А. М. Флоренской в Сергиевом Посаде.

http://pravmir.ru/svyashhennik-pavel-flo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010