– Высокая культура… Христиане с пятого века… Шота Руставели. Народ мой. Гордый, бесстрашный… Немного эпикуреец… – Попросту говоря, лентяи порядочные, – вставляет словечко Нина Гвиниашвили. Легкое хихиканье. Это смеется Люся Петросян, родная сестра легендарного Камо. Об этом сама Люся избегает говорить. Не повредило бы… А когда Нина громогласно призывает ее не скрывать такого брата, а гордиться им, Люся с притворным смирением говорит: – Я простая, темная горянка. Да, Люся очень осторожна, потому что ее когда-то лично знал великий Сталин. И каждое утро начинается для Люси надеждой: вот откроется дверь, войдет начальник и вызовет ее с вещами. На свободу… И так уже третий год. Тамара недовольна тем, что Нина своими репликами снижает романтическую приподнятость рассказа о дружбе. – Отступница ты… От своего народа… А по глазам все равно видно, что грузинка. Вон как сияют… (Через шесть лет с зелеными, сияющими глазами Нины Гвиниашвили, изящной, остроумной художницы, случится вот что: в колымском совхозе Эльген, где на силос идет даже самая грубая лоза, неисправная силосорезка дрогнет, сорвется с рычагов, и колкая тугая лозина выхлестнет напрочь Нинин правый глаз. А когда мы с Павой Самойловой проберемся в лагерную больницу, чтобы передать Нине сахарку, и будем подавленно молчать у ее койки, Нина ласково погладит Паву по руке и скажет: «Не мучайтесь, девочки! На такую жизнь, как наша, достаточно и одним глазом смотреть».) …Совсем ночь. Не могу заснуть. Лежу еще долго после того, как Мария Царех закончила беседу о Грузии рядом добросовестных русских предложений, построенных по-немецки, с «вербум финитум». – Спасибо, Тамара. Это знания, которые для мой знакомств с Советский Союз большого значения иметь будут… Наутро всем неловко за вчерашнее. – Подумайте, девочки! Как мы в Ярославке мечтали узнать, кто сидит рядом. Какое бы это было счастье поговорить с соседкой. А теперь спорим, обижаем друг друга. Зачем срывать на других свое горе? Эти слова очень доходят до всех еще и потому, что их произносит Павочка.

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

«Кто Создателем Вселенной был всесильным, всемогущим И с небес дыханье жизни даровал всем тварям сущим. Образ тел во всей Вселенной создал Ты, Единый Бог. Будь защитой мне, чтоб мощью сатану попрать я мог! Боже, Боже, выси, долу – Ты Владыка и покров, Создал ты законы сердца, породив для нас любовь. Коль ты мудр, то знать ты должен, в чем же мудрость-то Сама! Муж, способный плакать тихо, добродетелен весьма. Тверже скал держаться надо, хоть страданий будет тьма, Все несчастье человека – это горе от ума. Ты мудрен, но не научен мудрецов понять сужденья, Как среди зверей, рыдая, ты насытишь вожделенья? В жизни я рабом не буду, не страшусь своих врагов; Жалок тот, кто в дни невзгоды не сумел воспрянуть вновь. Презираю человека, если он изменник шалый, Ни к чему храбрец кичливый и вояка запоздалый. Тот не прав, кто забывает хоть на миг, что станет прахом, Уж грядет, Кто днем и ночью все одним сметает взмахом. Ведь никто не умирает, коль того не хочет рок. Рок – борьба, и с ней победа, коль того желает Бог. Ложь – источник всех несчастий и спокойствия утрата, Если действовать не будешь, ни к чему ума палата. Образ тел во всей Вселенной создал Ты – Единый Бог. Будь защитой мне, чтоб мощью сатану попрать я мог! (Великий грузинский поэт XII в. Шота Руставели.) Сущность единого Бога непознаваема и природа Его непостижима. Исследовать Его невозможно, ибо Он недоступен знанию. Признание же Его бытия постигается не исследованием, а верой. Сущность Всевышнего вечна и безначальна, и бытие Его не зависит ни от кого... Он – источник добра. Все созданные Им существа – разумные и неразумные, мыслящие и немыслящие, говорящие и бессловесные – созданы им прекрасными. Мир подобен колеснице, запряженной четверкой лошадей – теплотой, холодом, сухостью и влажностью, и имеется еще тарная сила, подобно вознице, который покоряет и держит эти противоположности в мире и согласии... Никто не находится выше Бога, как Его причина. Он Сам причина всего того, что возникло из ничего, – верхнего неба и что находится под ним...

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

– Вы рассказали о семье, в которой, по-видимому, папа очень сильная личность, вряд ли такое возможно в современных семьях, где мужчины интеллигентнее, мягче, уступчивее. – Я же не просто так сказала, что по характеру эта женщина – «танк». Это как раз тот случай, когда «короля делает свита» – хорошая жена в присутствии мужа мудро отступает на второе место. А муж там по характеру достаточно мягкий человек. Да и сын тоже на редкость по нынешним временам миролюбив. Бывают еще более яркие случаи. Например, я знаю семью, где женщина лет на 15 старше своего мужа, занимает достаточно высокое общественное положение. Очень сильная, властная личность, но общение с мужем («рафинированным интеллигентом» – есть такое выражение) выстраивается по тому же типу – с ним она на удивление тиха и кротка. Семья крепкая, растут хорошие дети… – Как изменить свои привычки, как побороть эгоизм? – Когда мы живем вдвоем, мы всегда чем-то жертвуем. Когда женщина уделяет большую часть своего времени домашним, вроде бы неблагодарным делам, на самом деле все окупается сторицей – дети растут хорошие, здоровые, муж доволен, семья счастлива. Она жертвует свое время – кастрюлям, мытью пола, уборке. Хотя при этом она в чем-то профессионал, хороший специалист. Но сейчас, с появлением Интернета, есть возможность реализовывать себя почти в любой сфере. Детей спать уложила – и какую-то часть времени можно посвятить работе – переводами заняться, или как бухгалтер, или как юрист поработать. Возможностей много. Со стороны женщины жертвенность должна быть огромной, женщине надо повернуться в эту сторону. Со стороны мужчины жертвенность тоже есть. Наши мальчики, воспитанные женщинами без мужского влияния, очень эмоциональны и стремятся к гедонизму, к эмоциональной точке счастья и радости. А на самом деле, «кто отдал – тому прибудет, кто не отдал – потерял» (Шота Руставели). Счастье (семейное, прежде всего) – заключается в том, чтобы отдавать. Например, папа пришел, ему дали возможность отдохнуть, а потом он мог бы пойти и смотреть телевизор весь вечер или лежать на диване, но он чувствует необходимость заняться детьми и начинает с детьми делать уроки, или идет с ними на прогулку. То есть, жертвует этим промежутком покоя, который ему казался таким желанным. Где-то понуждая себя, делает что-то через силу, отдает себя семье, но потом он получает огромную отдачу в виде радости. Сын начинает делать что-то по примеру отца или его дочка кому-то по телефону с гордостью скажет: «А вот мой папа – он такой!..». В такие минуты человек испытывает чувство радости и счастья и понимает, что не зря проявлял волю вопреки своей усталости.

http://azbyka.ru/semya/chto-takoe-semja/

Соч.: Поэзия/Сост., исслед.: Л. Хачидзе. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.). Ист.: Древнегрузинская духовная поэзия/Сост.: П. Ингороква. Тифлис, 1913. Т. 1: Тексты VIII-X вв.; Джавахишвили И. Описание груз. рукописей Синайской горы. Тбилиси, 1947. С. 145-165 (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 329-333; Чвени саундже (Наше сокровище). Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 459-470 (на груз. яз.); Ирмосы и Богородичны: Две древние редакции груз. ирмология по рукописям X-XI вв./Сост., исслед.: Е. Метревели. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Микаел Модрекили. Гимны X в./Сост.: В. Гвахария. Тбилиси, 1978. С. 219-224, 435-437 (на груз. яз.); Памятники древнегруз. лит-ры/Сост., ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1978. С. 462-469 (на груз. яз.); Грузинская поэзия/Сост.: С. Цаишвили. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв. С. 64-69 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 130; Марр Н. Предварительный отчет о работах на Синае, веденных в сотрудничестве с И. А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902 г. (апр.-нояб.)//СИППО. 1903. Т. 14. Ч. 2. С. 1-51; Macler F. Catalogue des manuscrits armeniens et géorgiens de la Biblothéque nationale. P., 1908. P. 171; Кекелидзе К., прот. Новый труд о древнегруз. поэзии//Лит. разыскания. Тбилиси, 1958. Вып. 11. С. 447-461 (на груз. яз.); он же. История груз. лит-ры. Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 171-173; он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 103-119; он же. Неизвестная редакция груз. гимнографич. месяцеслова//Там же. 1962. Т. 8. С. 5-55; Blake R. P. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Biblothéque patriarcale grécque à Jerusalem//ROC. 3 ser. 1922/23. Vol. 3(23). Р. 19; idem. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Biblothéque de la Laure d " Iviron au Mont Athos//Ibid. 1931/32. Vol. 8(28). Р. 289-361; N 3, 4; Метревели Е. К истории груз. оригинальной гимнографии в XI в.//Тр. Тбилисского пед. ин-та им. Пушкина. Тбилиси, 1952. Вып. 9. С. 206-218 (на груз. яз.); она же. О толковании «мехели» и «мехури»//Шота Руставели: Ист.-филол.

http://pravenc.ru/text/471381.html

Прокомментировать эти события мы попросили доктора исторических наук, Наталию Алексеевну Нарочницкую — депутата Государственной Думы Российской Федерации Четвертого созыва, ныне возглавляющую Российскую неправительственную организацию в Европе – Институт демократии и сотрудничества. Наталия Алексеевна дала интервью за день до того, как было объявлено о прекращении военных действий, поэтому первым вопросом корреспондента портала «Правмир» стал вопрос о дальнейшем развитии событий: — Наталия Алексеевна, каков на данный момент ваш прогноз относительно развития конфликта? Строить   прогнозы — это гиблое дело. Но я полагаю, что Россия, по заявлению наших лидеров, будет последовательна и доведет дело до конца, обеспечив гарантии   безопасности граждан Осетии.   Мне бы хотелось бы,   чтобы Россия заставила мировое сообщество привыкнуть к мысли, что ему придется рассматривать данный конфликт в совершенно новых исторических юридических, правовых и гуманитарных критериях и основаниях. Это станет большим шагом на пути к реализации воли народов, которые проживают в этом регионе. — По разные стороны фронта православные… Стало известно, что грузинские войска разрушили храм в Цхинвали… Это ужасно. Так поступали только монголы и язычники, которые  в 13 веке вторглись на Русь и стали сжигать церкви, в которых скрывались несчастные русские люди. История свидетельствует, что воины происходят между нациями абсолютно одной веры и одной цивилизации. Такие войны были на Западе, в Европе, мусульманские страны воюют между друг другом. Конечно, очень горько, что такое происходит между христианами. Потомки Шота Руставели убивают женщин и детей, расстреливая в упор, а ведь он еще в 13 (!) веке, за два века до европейского Просвещения, запечатлел высокие христианские принципы терпимости, уважения: героями его знаменитого произведения «Рыцарь в тигровой шкуре» были люди разной национальностей и разных вер,   люди и Ближнего Востока и  Индии. Горько осознавать, что любая нация не застрахована от такого грехопадения.

http://pravmir.ru/nataliya-narochnickaya...

О. Григорий, хорошо зная труды российских богословов по патрологии, в своих исследованиях, трудах и лекциях использовал также новейшие достижения западных ученых в этой области. Многое говорит о том, что если бы его труды не были прерваны войной и трагической смертью, то ему удалось бы достичь единственного в своем роде синтеза патристических знаний, основанного на результатах работ богословов, принадлежавших разным Церквам. Архимандрит был членом Восточной комиссии Варшавского научного общества, где прочитал ряд докладов, а также Научного института исследований коммунизма. Ему также было предложено сотрудничать в Польской библиотеке Отцов Церкви, для которой он подготавливал акты мучеников. О его разносторонних интересах свидетельствует его принадлежность к ряду польских и международных организаций, в которых он исполнял разные обязанности. Чувствовал он себя при этом тесно связанным со своей новой Родиной - Польшей. Одновременно с тем, благодаря своим командировкам и исследованиям возвращал современному христианству сохранившиеся свидетельства духовного наследия Грузии. В 1937 г. благодаря помощи столичной грузинской колонии стал одним из организаторов празднования в Варшаве 750-летия вручения царице Тамаре крупнейшим грузинским поэтом Шота Руставели поэмы " Витязь в тигровой шкуре " . Он издал книгу, посвященную этому поэту. Архимандрит Григорий стал неформальным священником грузинской колонии, совершая для нее богослужения в церкви Страстей Христовых в крипте собора св. Марии Магдалины. При этом он снискал уважение грузинской эмигрантской элиты, входившей в Грузинский комитет и Клуб Прометей. Все каникулы, кроме летних, он проводил всегда в парижской церкви св. Нины, где пастырской заботой окружал своих земляков, совершая крестины и венчания, исповедуя и провожая в последний путь. Архимандрит Григорий был также заботливым опекуном Богословского кружка студентов православного отделения. Многим из них он помогал и материально, а в разговорах с ними часто цитировал Отцов Церкви. Своим примером приучал их к систематичной работе.

http://pravoslavie.ru/40942.html

Представители Союза потомков исторических фамилий, дворянства и их единомышленников единогласно сошлись во мнении, что сегодня в Грузии нет четкой национальной идеологии, нет плана действий, нет единой концепции, нет веры, которая объединит нацию. Представитель молодежной секции Союза потомков исторических фамилий, дворянства и их единомышленников Заза Чиковани отметил, что необходимо работать с детьми, «которые как раз таки являются основной мишенью для наших врагов». «Мы должны дать правильное направление нашим детям с ранних лет», — сказал он. В свою очередь, почетный член Союза потомков исторических фамилий, дворянства и их единомышленников историк Зураб Ратиани заявил на встрече, что «на протяжении 15 веков царской власти в Грузии более совершенного, гуманного и человеколюбивого общественного строя не было ни до того, ни после нигде во всем мире. Кроме царя, все были поданными — как крестьяне так и князья». «Внешне этот строй был очень похож на западноевропейский, но грузинский строй отличался необычной принципиальностью. Эта принципиальность заключалась в том, что в Грузии производящее общество, крестьянство воспринималось полноценными членами общества. И в это было вложено большое политическое, экономическое и душевное значение», — рассказал историк. «Если в Европе было невозможно то, чтобы крестьяне сидели за одним столом с высшим сословием, то в Грузии это было обычным явлением. Кроме того, Грузия является единственной страной, где дворяне и князья отдавали детей на воспитание крестьянам и дети ели молоко воспитательницы», — сказал он. По словам Ратиани, «в средние века большинство населения Грузии, даже те кто не умел читать и писать, знало произведение великого грузинского писателя Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре». Ни в одной стране мира ничего подобного не было создано ни в плане историческом, художественном, философском и так далее». «Крестьяне знали это произведение как раз таки благодаря свободному общению с дворянами и князьями», — сказал он. «Еще одним парадоксом было то, что в случае убийства, к примеру, человека, которого муж застал со своей женой, даже если это был бы царь, крестьянин был бы оправдан. Вот до чего доходила гуманность и справедливость грузинского права», — заявил историк.

http://patriarchia.ru/db/text/258136.htm...

– Мне, как и вам, – никогда. Но русофобия существует в определённых кругах – в Еврокомиссии, в западных правительствах, в средствах массовой информации и, конечно, в Константинопольском патриархате, настроенном крайне агрессивно по отношению к РПЦ. Чтобы в этом убедиться, достаточно включить телевизор. Такая русофобия может быть частью нынешней «политкорректности» или стать результатом зависти и страха перед величием России. В православии очень чувствуется открытая русофобия со стороны Константинополя и его патриарха Варфоломея. Что же касается простых людей, головы которых не заморочены пропагандой, антироссийских настроений среди них нет. Грузинская муза Серебряного века Не дань моде, а средство передвижения – В России и во Франции издан ваш исторический роман «Царица Тамар». Какую роль Тамара, которая правила Грузией в последней трети XII – начале XIII века, сыграла в истории своей страны? – Грузины чтут память этой великой царицы, создавшей миф, на котором базируется вся грузинская культура. Её эпоху принято называть золотым веком грузинской истории. Шота Руставели посвятил ей поэму «Витязь в тигровой шкуре». В православии царицу Тамару причисли к лику святых ( в русских житиях иногда именуется Тамарой Великой. – Ю. К.). – Если не ошибаюсь, многовековая история вашей княжеской семьи связана именно с этой царицей? Ваш род Андроникашвили уходит своими корнями в Византию, к императору Андронику Комнину, который правил в Константинополе в XII веке. – «Царица Тамар» – это также история и моей семьи. Я рассказываю о том, как она приняла в Грузии моих предков, которым пришлось бежать из Константинополя. – Своими предками и княжеским титулом гордитесь? – Горжусь, но очень и очень умеренно (улыбается). Ну а князь и сегодня должен быть примером в жизни, в работе, в поведении. Это совсем не просто, но хороший стимул. – В заключение нашей встречи давайте вспомним вашу двоюродную бабушку – красавицу Саломею Андроникову (1888–1982), легендарную музу Серебряного века, которая царила в петербургских литературно-художественных салонах. Ей посвящали стихи Мандельштам, Ахматова, Цветаева, которую Саломея поддерживала в годы эмиграции поэтессы. Кузьма Петров-Водкин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов, Борис Григорьев, другие художники создали целую галерею портретов Саломеи. Грузинская княжна стала источником вдохновения для выдающихся русских поэтов и живописцев?

http://radonezh.ru/2023/11/20/mark-andro...

Это царствование ознаменовано между прочим славной поэзией Шота Руставели ( – человек в барсовой коже), тем чудным и гениальным произведением, которое яркой звездой горит на отдаленном горизонте Грузинской литературы. При высоких личных талантах царицы Тамары Великой, счастливая судьба еще посылала ей даровитых сотрудников и исполнителей мудрых ее предначертаний. Она покоряет Армению, проникает в Адербейджан и наводит страх на Казвин и Тавриз. В видах облегчения судьбы христиан востока и поддержания пошатнувшейся царской отрасли Комненов, Тамара завоевала северную часть малой Азии и образовала там особое христианское государство, которое и вручила, находившемуся при ее дворе, внуку Андроника I-ro, Алексею I-мy, дав ему титул Трапезундского императора. Эта империя, как политическая база, была воздвигнута в противовес варварской династии латинян, чтобы помешать окончательному водворению на православном востоке латинской царской династии и при первой же возможности вырвать Византию из рук крестоносцев. Тамаре предопределено было составить своим царствованием достопамятную эпоху в истории. В ней обитала великая душа, к ней льнули сердца всех ее подданных. Она вдохновляла окружавших на все доброе и святое. Ее славное царствование – царство мира, любви и правды, – блаженное царство на земле! Благочестивые дела Тамары одинаково были распространены, как на Грузию, так и на все страны, где исповедовалось христианство . Она посылала свои сокровища на церкви и монастыри Ливии, Синая, Иерусалима, Кипра, Антиохии, Эллады, Константинополя, Фракии, Македонии, Романии, Афона, Исаврии, Черногории и Армении. По свидетельству историка Киракоса (ХШ в.) „Тамара заключила мир с султанами стран Дамаска.... С тех пор султаны стали обращаться человечнее с христианами, обитавшими в их владениях.... Облегчены подати монастырей. Султаны запретили грабить или оскорблять христианских обитателей их владений, – отправлявшихся в паломничество на поклонение в Иерусалим, в особенности это почтение соблюдалось относительно грузинского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

У нас в России магазины в это время стояли пустыми и кроме Москвы повсюду были продуктовые карточки. Здесь полки магазинов ломились от изобилия, повсюду висели портреты Иосифа Виссарионовича, а мои рассказы считали выдумками и кремлевской пропагандой. Все в один голос твердили о лучшем в мире вине, невероятно вкусном грузинском чае и чудесных мандаринах, на которых грузинская экономика будет расти как на дрожжах. Россия еще не знала, что она – страшная кровожадная империя, и продолжала поставлять в республику нефть, газ и электричество за копейки, пока ей твердо и решительно не указали на дверь. Затем демократия победила с революцией роз, когда к власти пришел незваный сын грузинского народа с американским паспортом Михаил Саакашвили, а мальчики на джипах расстреливали людей прямо на улицах Тбилиси. На вопросы о Шеварднадзе родственники дружно махали на меня руками и плевались. Свет в Тбилиси включали только утром и вечером, повсюду на балконах громыхали генераторы, а на проспекте Шота Руставели вместо роз продавали дрова. С моим знанием грузинского на прогулки по вечернему Тбилиси меня одного уже не отпускали. Мой земляк, полковник Илья Константинович Новожилов, с отличием окончивший знаменитое Тбилисское высшее артиллерийское командное училище, откуда вышло большинство командования теперешней грузинской армии, со слезами рассказывал, как соседи, с которыми он вырос в одном дворе, вдруг перестали с ним общаться, а потом стали называть русским оккупантом. Все мои друзья детства из Тбилиси к тому времени тоже уехали. Как сказал мне отец, уехали на Родину. Какую еще Родину? – недоумевал я. Здесь жили их деды, они здесь родились. Здесь их Родина! На что он ласково гладил меня по голове, приговаривая: «Чемо бичо гижи хар!» Что означало: «Мой мальчик совсем глупый». В это время мальчик учился в Тюменском государственном университете со своим лучшим другом, тоже грузином, Георгием Хижняковым, будущим главным тренером взрослой сборной России по карате. Он подошел ко мне после вступительных экзаменов и спросил: «Тебя зовут Бесо Ахалашвили? Я тоже грузин. Давай дружить!» У нас на курсе учились две девчонки из Тбилиси (кстати, круглые отличницы), а их старшая сестра – на историческом. В ресторане дяди моего друга в центре Тюмени за бутылкой хорошего вина (другой его дядя был мэром Казанки, что за Ишимом) наши многочисленные грузинские родственники и знакомые в один голос рассказывали глупым студентам о демократичной процветающей Грузии, на которую они почему-то любовались из глубины страшной кровавой империи.

http://pravoslavie.ru/93112.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010