Ранняя роспись монастырской церкви не может быть датирована с большой точностью из-за более поздних записей, сделанных в XII веке при Шота Руставели, поверенном иберийской царицы Тамары, а также из-за поновлений росписей в середине XVII века. Сегодня мы можем видеть лишь фрагменты росписей, которые, однако, сохраняют темы и композицию росписей первоначальных. Монастырь и церковь его тогда не просто восстанавливались после разрушения, но и перестраивались. Монахи, населившие монастырь после восстановления, были греками и грузинами, многие из них пришли с Афона. Благодаря поддержке и финансовой помощи царей Иберии, главным образом Давида IV (1089-1125), иберийская община увеличивалась и процветала. Монастырь смог купить крестьянские земли, располагавшиеся вокруг него, и со временем монастырское хозяйство окрепло. Правда, во время пребывания в Иерусалиме крестоносцев многие из монастырских земель были отобраны королем Балдуином IV (1173-1185), который передал право пользования чужой собственностью католическим монахам из храма Гроба Господня. Настоящий расцвет монастыря Святого Креста начался после того, как крестоносцы оставили Иерусалим. В конце XII века, около 1185 года, во время правления в Иберии благоверной царицы Тамары, в Иерусалим прибыл поэт Шота Руставели, посланный иберийским двором с ответственной миссией – реорганизовать иберийскую братию Иерусалима и отремонтировать монастырь Святого Креста, пострадавший от крестоносцев в годы их пребывания в Святой Земле. Попечением Руставели и на средства, привезенные им из Иберии, владения монастыря были восстановлены, его церковь и остальные здания отреставрированы. Число насельников монастыря значительно выросло. Среди монахов было много ученых, агиографов и людей широко образованных. Некоторые из них посвящали свое свободное время переписыванию манускриптов, в то время как большая часть – сочинению богословских трактатов. Их труды положили начало первой монастырской библиотеке, которая, постепенно обогащаясь новыми рукописями, стала одной из самых значительных библиотек Иерусалима.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Иоване) [Авалишвили; груз. ] (70-е гг. XVI в.- до 1637), архиеп. Картли Мцхетского Католикосата (Грузинская Православная Церковь), настоятель монастырей Сапара и Кватахеви , церковный деятель, книжник, каллиграф. Источники, содержащие сведения об И., скудны. Он принадлежал к княжескому роду и, вероятно, род. в Самцхе (Юж. Грузия) в 70-х гг. XVI в. И. получил блестящее образование. В нач. XVII в. из-за притеснений турок нек-рые груз. роды, в т. ч. и Авалишвили, переехали в Картли. Среди переселенцев были И. и его брат Захария: 1605 г. датирована грамота, выданная царем Картли Георгием X (1600-1606) Захарии Авалишвили, о пожаловании ему имения Рамина Амиреджеби (НЦРГ. Hd 1327). Жалованная грамота, выданная 9 сент. 1630 г. царем Картли-Кахети Теймуразом I (1625-1632; в Кахети - 1606-1648) племяннику И. настоятелю мон-ря Сапара Арсению (Авалишвили), может служить доказательством того, что к этому времени др. родственники И. поселились в Картли, в с. Арадети. В источнике говорится: «В эту пору, когда безбожными мусульманами... вотчины, метохи, деревни и села ваши были отняты, тех ваших крестьян, что остались в монастырских угодьях, мы поселили на Картлийской земле, в местечке Арадети, куда заселены также и другие месхи...» ( Такаишвили. Древности. 1909. Т. 3. С. 538-539). Во 2-й пол. XIX в. внимание груз. историков А. Хаханашвили и С. Какабадзе привлекла рукопись соч. «Витязь в тигровой шкуре» Шота Руставели (НЦРГ. Н 2074; описана Хаханашвили и датирована им кон. XVI - нач. XVII в.). Какабадзе сопоставил копии поэмы и грамоты 1612 г., выданной царем Теймуразом I Алавердскому собору (публ.: Саисторио моамбе (Исторический вестник). 1925. Вып. 1. С. 146), к-рая была переписана «рукой грешного и недостойного Авалишвили, архиепископа Иоване», и пришел к выводу об идентичности почерка переписчиков. По мнению ученого, И. переписал и иллюминировал поэму Руставели будучи мирянином, приблизительно в 1590-1600 гг. ( Какабадзе. 1924. С. 154).

http://pravenc.ru/text/469450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Е. П. Метревели. Фотография. Сер. ХХ в. [Груз. ] Елена Павловна (13.12.1917, с. Квирилы (Джугели), ныне г. Зестафони, Грузия - 4.03.2003, Тбилиси), советский и груз. ученый, филолог, литературовед, исследователь истории древнегруз. культуры и лит-ры, археограф. Доктор филологических наук (1958), профессор (1970), заслуженный деятель науки Грузинской ССР (1977), член-корреспондент (1974), действительный член (1983) АН Грузинской ССР, член Археографической комиссии АН СССР (с 1991 РАН) (1968-2003), председатель Археографической комиссии АН Грузинской ССР (1976-1990), член Комиссии по установлению академического текста поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1969-1994), почетный доктор теологического фак-та Тюбингенского ун-та (Германия, 1994). М. род. и выросла в семье педагогов. С 1935 по 1940 г. училась на филологическом фак-те Тифлисского (Тбилисского) гос. ун-та. В 1944-1946 гг. читала курс древнегрузинской лит-ры в Горийском педагогическом ин-те. С 1946 г. работала старшим научным сотрудником в Отделе рукописей Гос. музея им. С. Джанашия. В 1948-1959 гг. вела курс древнегруз. лит-ры в Тбилисском гос. педагогическом ин-те им. А. С. Пушкина. В 1958-1968 гг. руководила Археографическим отделом в Институте рукописей имени Корнелия Кекелидзе АН Грузинской ССР (ныне Национальный центр рукописей Грузии им. К. Кекелидзе). В 1968-1988 гг. директор Ин-та рукописей, в 1988-2003 гг. советник директора ин-та. М. занималась исследованием вопросов груз. филологии, грузино-визант. лит. отношений, литературоведением, археографией, кодикологией, лексикологией, историей груз. культуры. Она является автором более чем 130 научных исследований, среди к-рых 15 монографий. В большинстве своем ее труды основаны на анализе первоисточников - текстов, рукописей, колофонов, приписок и поминальных записей. Одна из основных сфер научных изысканий М.- деятельность средневек. груз. книжников в монастырских центрах христ. Востока, в частности на Афоне и Синае, в Сирии и Палестине. Глубокий анализ первоисточников позволил М. выявить неизвестные до этого науке крупные литературно-просветительские центры, установить связанные с ними историко-лит. факты и по-новому осветить историю ряда лит. центров и их значение для истории как христ. Востока, так и визант. культуры. Среди трудов, посвященных данной проблематике, особое место занимают исследования, касающиеся лит. школы и истории афонского Иверского монастыря (Ивирона), деятельности его основателей, груз. отцов-просветителей преподобных Иоанна-Торникия , Иоанна Святогорца , а также Евфимия Святогорца и Георгия Святогорца , где проанализированы мн. специфические вопросы истории этой крупной культурной обители. Результаты многолетней работы в данном направлении обобщены в монографиях «Очерки из истории культурно-просветительского центра на Афоне» (1996) и «Книга агап Афонского грузинского монастыря» (1998).

http://pravenc.ru/text/2563084.html

Монастыри западного Иерусалима Долина Креста В V столетии грузинский царь Дадиан (греч. Татиан ) построил церковь над корнем священного древа, использованного, по преданию, для создания Креста, на котором был распят Спаситель. Церковь , как и монастырь, возникший при ней, посвящены, естественно, Честному Животворящему Кресту. Потому и долину, где обитель расположена, в нескольких километрах к западу от Старого Города, стали называть Долиной Креста. Сегодня это один из городских районов Западного Иерусалима, лежащий по соседству с престижной улицей Рехавиа и знаменитым Музеем Израиля. Монастырь, четко выделяющийся среди современной застройки своими средневековыми стенами, церковным куполом и колокольней, стал, после ремонта и реставрации в конце 1960-х – начале 1970-х гг., традиционным местом посещения для православных паломников. Земля, на которой воздвигнут монастырь, была подарена в IV столетии императором Константином первому христианскому царю Грузии. Монастырь был разрушен в дни персидского нашествия 614 г. и оставался в запустении до того времени, когда его восстановили грузинские иноки почти 400 лет спустя. Одно из загадочных преданий в истории Крестного монастыря относится к эпохе императора Юстиниана (527–565 гг.). Когда полководец Велизарий отвоевал Рим у готов в 532 г., он нашел будто бы святые сосуды, вывезенные из еврейского Иерусалимского Храма после разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. Император распорядился вернуть трофеи в Святой Город. Позже, когда возникла опасность захвата Иерусалима врагами, их поместили для надежности в монастырь Святого Креста, и монахи скрыли их глубоко под землей. ...При набеге на монастырь иноки, искавшие спасения в церкви, были перебиты в ней до последнего человека. Не осталось ни одного, кто бы помнил, где скрыты сокровища... В XII в. в Крестном монастыре жил и окончил свои дни великий грузинский поэт Шота Руставели, автор бессмертной поэмы «Витязь в тигровой шкуре». Говорят, он искал за стенами обители забвения от несчастной любви к знаменитой царице Тамаре. На восточной стороне юго-западного столпа храма осталось на старинной фреске его изображение с грузинской надписью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Закрыть itemscope itemtype="" > Почему Кургинян «выстрелил» в Стрелкова? Беседа 20.07.2014 2537 Время на чтение 11 минут Недавний визит в Новороссию лидера движения «Суть времени» Сергея Кургиняна, где он обрушился с «критикой» на командование ополченцев, прежде всего - их главкома Игоря Стрелкова, вызвал шквал откликов в СМИ. Большинство тех, кто выступает в поддержку борьбы юго-восточных регионов Украины против киевского режима, резко осудили демарш известного публициста. В их числе - вице-премьер Дмитрий Рогозин, лидер Партии мира и единства Сажи Умалатова и многие другие. Смысл большинства выступлений: нельзя вносить раскол и разлад в ряды защитников Новороссии, когда враг перешел в наступление. Это все равно как если бы в годы Великой Отечественной войны некий сотрудник Главпура приехал на фронт и стал высокомерно поучать генерала или полковника, доказывать, что он воюет неправильно. Притом, что война в самом разгаре, нервы у командиров на пределе, а оружие под рукой, это могло бы закончиться для незадачливого пропагандиста-агитатора (по-нынешнему - политтехнолога) весьма плачевно. О том, кому выгодны нападки на Игоря Стрелкова, насколько объективно и справедливо оценивают его деятельность некоторые т.н. «профессиональные патриоты» и «диванные бойцы» размышляют писатель, участник боевых действий в Югославии, лидер Архангельского регионального отделения движения «Народный Собор» Александр Тутов и журналист Анатолий Беднов. Диванные стратеги и непрошенные советчики Анатолий Беднов: - Когда читаешь в Интернете заявлениях наших диванных «военспецов», иные из которых ни дня не служили в армии, вспоминаешь знаменитую цитату из Шота Руставели: «Каждый мнит себя стратегом, видя бой со стороны». Легко и просто, сидя ни диване, упершись пивным животом в компьютерный столик, стучать по клавишам: «Ваш Стрелков неправильно воюет, послушайте моего совета...» Некоторые «советчики» идут еще дальше и отправляются у к ополченцам Новороссии, чтобы учить их воевать. Поневоле приходит на ум стишок из «Похождений бравого солдата Швейка»: «Не лезь советчик к игрокам, не то получишь по зубам». А тут не игроки, а вооруженные воины, которым, мягко говоря, не интересны советы и рекомендации людей сугубо штатских... Тем более если те пытаются фактически внести раскол в военно-политическое руководство Донбасса, противопоставляя одних его деятелей другим.

http://ruskline.ru/analitika/2014/07/21/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕЗЕКИИЛ [груз. ], груз. гимнограф (сер. XII в.), представитель гелатской богословско-лит. школы (см. разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Точных сведений об И. не сохранилось. Принято считать, что И. разделял взгляды представителей эллинофильства . Ему принадлежит неск. ямбических стихов, включенных в рукописи переведенного груз. философом иноком Иоанном Петрици соч. прп. Иоанна Лествичника «Лествица» (НЦРГ. А 39, XIII в.; А 342, переписчик Давид Месхишвили, 1788 г. Л. 42-42 об.; А 711. Л. 105); 2 из них являются акростихами. По мнению И. Лолашвили, в ямбическом стихе «Сошла благодать...» И. передает достоверные сведения о лит. наследии Петрици и, в частности, указывает на то, что перевод «Лествицы» на груз. язык был выполнен стихами ( Иоанн Петрици. 1968. С. 64-65, 68). Католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский) Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788), оценив версификацию И., дал высокую оценку его творчеству ( Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. 1980. С. 57; Безарашвили. 1993. 3-4. С. 130). Э. Басилашвили, изучая один из акростихов И., обратила внимание, что, распределяясь по фразам, текст приобретает формы геометрических фигур, а также лестницы, креста и храма. Этот прием впосл. использовали гимнографы Петр Гелатский (XIII в.) и католикос-патриарх Антоний I ( Басилашвили. 1996. С. 5). В 7-стопном ямбе И. назван по имени. Считается, что текст имеет много схожего с соч. Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (метафоры, образность, лит. приемы и др.), напр.: «между светил немеркнущий» у И. и «Тинатин, светило немеркнущее» у Руставели ( Руставели. 2007. С. 325). Ист.: Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 379-380; Иоанн Петрици. Лествица добродетелей/Ред., исслед., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1968. С. 64-65, 68 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 57 (на груз. яз.); Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре/Пер. с груз.: С. Иорданишвили, И. Модебадзе. СПб., 2007. Т. 1. С. 325.

http://pravenc.ru/text/293571.html

Батуми. Домовая церковь Михаила Архангела при бывшей мужской гимназии. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:не ранее 1895. Архитектор:А.П. Шимкевич Адрес: Грузия, Автономная Республика Аджария, г. Батуми, проспект Руставели. Одно из зданий Батумского государственного университета им. Шота Руставели Координаты: 41.650116, 41.627154 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Батум 1897 г. Указом императора Николая II в Батуме была учреждена мужская гимназия. Предыстория ее развития такова. В 1893 г. Гласный Батумской Думы Мчедлов подал в управу заявление на имя городского главы, Действительного Тайного Советника Гавронского о необходимости открытия в Батуме классической гимназии. Заявление было поддержано. Гавронский направил в Тифлис письмо к попечителю Кавказского учебного округа следующего содержания: «... В Батумской области вообще и в Батуме особенно, справедливо называемом окном в Европу, престиж нашей власти должен быть поднят на наибольшую высоту, а для этого нет устоев более прочных и вечных, чем образование. Контингент гимназии будут составлять не только живущие здесь, но и выходцы из России». В случае положительного решения вопроса о гимназии городские власти обещали со своей стороны выделить участок земли и построить здание за свой счет с ежегодной субсидией в 15 тыс. рублей. В 1895 постановлением городской Думы было решено отвести под здание гимназии место на городском бульваре. И как всегда появилось одно «но»... Три года назад этот участок уже был выделен под постройку церкви. И вновь переписка, и новое постановление. Капитальное здание гимназии строить на участке между тюрьмой и пограничной стражей. Гласный Батумской Думы Зия бек санджак Абашидзе направил в думу заявление: «Сим имею честь заявить в Батумскую городскую Думу, что, желая придти на помощь городу, я приношу в дар городу 3 тыс. саженей земли для гимназии по Петербургской улице за мостом, с тем условием, чтобы на сем участке была построена гимназия». (Прим. Петербургская улица сегодня ул. Чавчавадзе. Гласный батумской думы, предлагал в безвозмездное пользование свои фамильные земли, но получил отказ от городской думы, ввиду того, что место для гимназии было уже выбрано. Позднее эти земли были проданы, и на них была построена городская больница на 120 коек. (Республиканская больница сегодня) Для начала построили временное здание гимназии, на участке некоего Лутовинова. Работами руководил инженер Сидельников.

http://sobory.ru/article/?object=38571

Грузинская Православная Церковь Описание: По преданию, христианство в древней Иверии проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. В IV веке в Грузии уже были значительные христианские общины во главе с епископами. Автокефалию Грузинская Церковь получила в 457 году от Матери-Церкви Антиохийской. Собор святых украшает Грузинскую Церковь. Среди них особенно почитается просветительница Грузии святая равноапостольная Нина (+335). В Сионском Патриаршем соборе в честь Успения Божией Матери в Тбилиси находится величайшая святыня Грузии — Крест св. Нины, сделанный из ветвей виноградной лозы, связанных ее волосами. С этим Крестом она проповедовала веру Христову в Грузии. Православные грузины свято чтут и великомученика Георгия Победоносца (+303), родственника святой Нины. Сама Грузия на европейских языках называется Георгией. Весьма почитаются в Грузии и другие ее святые подвижники: преподобный Шио Мгвимский (VI в.); преподобный Давид Гареджийский (VI-VII вв.) — один из основателей грузинского монашества; епископ Алавердский Иосиф (VI в.), ревностно проповедовавший Евангелие; преподобные Евфимий и Георгий Святогорцы (XI в.), ученые иноки, подвизавшиеся на Афоне, — в грузинском Иверском монастыре они перевели с греческого на грузинский язык книги Священного Писания и богослужебные книги; святой благоверный царь Давид Возобновитель (Строитель; +1125), выдающийся государственный и культурный деятель Грузии; святая благоверная Тамара, царица Грузинская (+1207), — она строила храмы и монастыри, покровительствовала наукам и искусству, ей посвящена поэма Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», а грузинский народ назвал святую Тамару Великой. Каноническая территория — Грузия. Возглавляющий ныне Грузинскую Церковь Его Святейшество и Блаженство Илия (Гудушаури-Шиолашвили) родился 4 января 1933 года в г. Орджоникидзе (ныне Владикавказ). 25 августа 1963 года он был хиротонисан во епископа Шемокмедского. Избрание Блаженнейшего Илии Предстоятелем Грузинской Православной Церкви состоялось 23 декабря 1977 года, чин интронизации был совершен 25 декабря того же года.

http://patriarchia.ru/db/text/134461.htm...

Монастырь Святого Креста в Иерусалиме. Часть 2 История монастыря в X-XVII веках Шота Руставели. Единственное портретное изображение великого поэта. Фреска XIII в. в монастыре Святого Креста (Иерусалим) Гонения на христиан прекратились в 1017 году. А вскоре было разрешено восстановить разрушенные церкви и монастыри, что и было сделано патриархом Иерусалимским при финансовой поддержке византийских императоров Михаила IV (1034-1041) и Константина IX Мономаха (1042-1054). Пришедший в упадок монастырь Святого Креста с согласия Иерусалимского патриарха был отреставрирован Прохором, иберийским (грузинским) монахом с горы Афон на средства, выделенные царем Иберии Багратом III (980-1044). Это ознаменовало начало нового периода в истории обители – периода процветания, духовного и культурного возрождения, который, впрочем, закончился весьма драматичными событиями. Работы по восстановлению монастыря были начаты до вступления крестоносцев в Иерусалим в 1099 году. Реставрации, проводимой Прохором, подлежал весь монастырский комплекс, но достоверно неизвестно, какие именно на территории монастыря были здания и как они выглядели в X веке, до того как монастырь был разрушен при халифе аль-Хакиме. Однако несомненно, что исключительное внимание прежде всего было уделено восстановлению монастырской церкви. Мозаичные полы, которые были в разрушенной вандалами аль-Хакима церкви, заменили новыми, имитирующими византийские мозаичные полы VI века. Сходные мозаики полов с аналогичным геометрическим орнаментом, растительными и животными мотивами обнаруживаются во многих церквях Святой Земли. Неизвестно, была ли церковь внутри расписана самим Прохором или же ее стены были украшены изображениями святых, писанными в начале XII века игуменом Даниилом, знаменитым русским паломником по Святым местам, уже побывавшим здесь однажды несколькими годами ранее. Ранняя роспись монастырской церкви не может быть датирована с большой точностью из-за более поздних записей, сделанных в XII веке при Шота Руставели, поверенном иберийской царицы Тамары, а также из-за поновлений росписей в середине XVII века. Сегодня мы можем видеть лишь фрагменты росписей, которые, однако, сохраняют темы и композицию росписей первоначальных.

http://pravoslavie.ru/41337.html

Зураб Михайлович Чавчавадзе — генеральный директор Благотворительного фонда святителя Василия Великого, директор одноименной православной гимназии, прихожанин и друг московской Сретенской обители, отмечающей в этом году 20-летие восстановления монашеской жизни. В беседе с корреспондентом портала Православие. Ru Зураб Михайлович рассказал о своих корнях, детстве и о том, как познакомился с будущим архимандритом Тихоном (Шевкуновым) и стал прихожанином Сретенского монастыря. — Зураб Михайлович, среди ваших предков есть человек, прославленный в лике святых. Расскажите, пожалуйста, об Илье Чавчавадзе. Илья Чавчавадзе — Илья Чавчавадзе вовсе не готовил себя при жизни к будущему «прославлению в лике святых». Он был простым мирянином, хотя и пользовался общественным признанием классика грузинской литературы и лидера национального движения в Грузии. Однако сепаратистских взглядов он не разделял, справедливо считая, что в иноверном вражеском окружении Грузии без России не выжить. Однако при всем при этом он отстаивал самобытность грузинского национального духа и активно сопротивлялся политике грубой русификации, проводившейся недалекими чиновниками из аппарата кавказского наместника. Например, узнавая о закрытии под надуманным предлогом той или иной грузинской школы, Илья поднимал и успешно решал вопрос на самом высоком уровне в Санкт-Петербурге. Специально какой-либо церковной или религиозной деятельностью Илья не занимался, хотя считался духовным лидером нации. Тем не менее, в начале 1980-х годов, по инициативе ныне здравствующего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II , он был прославлен в лике святых праведников древней Иверской Церкви. Замечу, что в Грузии народ называет по имени без фамилии только двух человек — Шота Руставели и Илью Чавчавадзе. Илья был настолько велик и популярен в Грузии, что без его одобрения ни у одной общественной группы или политической партии не было никаких шансов на народную поддержку их деятельности. Нет сомнений, что именно по этой причине в 1907 году он был убит большевиками, тщетно добивавшимися его благословения на свою работу, подрывавшую государственные устои России.

http://pravoslavie.ru/67720.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010