монах Павел Эвергетинос О том что созерцание приводит ум в исступление и заставляет забыть о всем земном, и что благодать Духа становится для совершенных всем: и пищей, и питием, и одеждой, почему некоторые святые, живя как бы выше законов природы, либо не пользовались ими совсем, либо лишь в самой незначительной степени, ибо их питала благодать Из Отечника Как рассказывали про авву Иоанна Колова, однажды он вил веревку из двух мотков, но потом стал вить только из одного и не заметил этого, пока веревка не дошла до стены – настолько его ум был погружен в созерцание. Брат пришел, чтобы забрать корзины, которые сплел авва Иоанн. Тот вышел к нему и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. Старец вернулся в келью за своим рукодельем, но забылся и сел шить. Брат опять постучался, и когда авва вышел, сказал: – Принеси корзины, авва. Старец вернулся в келью и опять сел шить. Брат снова постучался. Авва вышел и спросил: – Ты зачем пришел, брат? – За корзинами, авва. – Иоанн взял его за руку, ввел в келью и сказал: – Если тебе нужны корзины, забирай их и иди – у меня нет времени думать об этом. Как-то к нему пришел погонщик верблюдов забрать заказанную работу и идти дальше. Авва вошел в келью, чтобы вынести ему веревки, но, взяв их в руки, забыл о погонщике, потому что его разум был неразлучен с Богом. Обеспокоенный погонщик верблюдов опять постучался в дверь. Авва снова пошел за веревкой и опять забылся. Когда погонщик постучался в третий раз, то авва вернулся к себя, бормоча под нос: – Веревка-верблюд, веревка-верблюд. Авва Авраам рассказывал об отце, который был писцом. Однажды к нему пришел брат и попросил переписать книгу, которую принес. А старец был погружен в созерцание и потому писал, пропуская строчки и не ставя знаки препинания. Брат получил книгу, стал расставлять знаки препинания и заметил, что некоторые слова пропущены. Он сказал старцу: – Ты, наверное, пропускал строчки, авва? – Иди, – ответил старец, – и сначала исполни то, что написано в книге, потом приходи, и я тебе допишу остальное.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

     О духовном значении скорбей много писали отцы Церкви. То, что они говорили, так тяжело понять и принять нам, привыкшим стремиться к благополучию. В «Завещании духовным детям» преподобного Никона Оптинского есть такие слова: «Бесскорбная жизнь – признак неблаговоления Божия к человеку. Не следует завидовать живущим бесскорбно, ибо конец их бесскорбия плачевен. Искушения и скорби обнаруживают состояние души человека, выражаясь языком современным, они являются как бы неким экзаменом. Скорби предохраняют от превозношения». И православные христиане веками в соответствии с таким взглядом на скорби воспитывали своих детей. Стоит лишь вспомнить, как император Николай II и Александра Федоровна, боясь развращающего влияния роскоши, воспитывали в детях аскетизм: они спали на походных кроватях, донашивали одежду старших, умели готовить, шить. И юные княжны, в период Первой мировой войны будучи сестрами милосердия, ассистируя на операциях, перевязывая раны, видя как выздоровление, так и смерть больных, не только не тяготились своим долгом – они с ностальгией вспоминали потом в ссылке об этом времени. Разруху 1990-х можно сравнить с последствиями войны. Многие – наверное, миллионы – выкручивались как могли: работали и подрабатывали, экономили и голодали. И чувствовали свою вину – за то, что, как им казалось, они недодают детям чего-то. К середине 2000-х у них начали появляться кое-какие деньги и, соответственно, возможности изменить жизнь к лучшему. И с неуемной славянской любовью они обрушили все блага на неокрепшие плечи и головы своих детей. Им хотелось дать все, что невозможно было купить раньше. Родители хотели как лучше. Они хотели, чтобы детям не пришлось терпеть всего, что пришлось вынести им самим. И перед юными умами предстал целый мир возможностей. Дети получили доступ в интернет и увидели, как живут их сверстники на Западе, как они выглядят, что их интересует, какие у них ценности. Это был уютный мирок красивых людей, одежда, квартира и весь материальный быт которых был продуман до мелочей.

http://pravoslavie.ru/101704.html

Анна Сахарова Скачать epub pdf Детство Родился Сережа Сахаров в семье с традиционным провинциальным укладом. Его отец, Григорий Сахаров, умер, когда мальчику было всего полтора года. Уже на старости лет, вспоминая о людях, которые поддерживали его в лагерях, владыка писал: «Когда христианские родители, исполняя завет Христа, помогают чужим, отнимая нечто у детей, всё это отнятое сугубо возвратится детям. Утверждаю это, ибо знаю по собственному опыту. Я не помню своего отца, но все знающие его, с кем мне приходилось встречаться, всегда отзывались о нем как о человеке очень добром, отзывчивом, готовом всякому помочь и советом, и личной услугой, и материально. Запасных средств у него никогда не было. Когда родился я, мама говорила ему, что теперь надо быть поэкономнее. Но отец отвечал: «Теперь я помогаю людям, а когда у Сережи будет нужда, найдутся люди, которые ему помогут». И это точно сбылось. Мне приходилось бывать в очень тяжелых условиях, и всегда находились добрые люди, которые заботились обо мне...» Мать, простая крестьянка Матрона Андреевна, посвятила Сереже всю свою жизнь. Именно у нее мальчик научился прекрасно шить и вышивать бисером. Позже, в ссылке, лишенный возможности служить и заниматься научной работой, свт. Афанасий шил себе облачения и вышивал бисером ризы на иконы. Его и похоронили в облачении собственной работы. Мать свт. Афанасия умерла в ссылке; по его словам, это была первая и единственно невосполнимая утрата в его жизни. И не удивительно, ведь жизненный путь будущего архиерея был в значительной мере определен его матерью, которая позаботилась о том, чтобы дать сыну духовное образование. Преподавательская деятельность 12 октября 1912 года, по окончании академии, Сергия постригают в монахи с именем Афанасий, а в скором времени рукополагают в иеродиакона и в иеромонаха и определяют в Полтавскую духовную семинарию преподавателем литургики и гомилетики. Через год он получает кафедру во Владимирской семинарии. Иеромонах Афанасий был блестящим преподавателем, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В 1844-1854 гг. по просьбе и на средства мастеровых, а также государственной казны, были выстроены трапезная с приделами влкмч.Пантелеймона и прп.Сергия Радонежского, а также колокольня с часовым механизмом. В 1896 г. после ремонта и обновления храм освящался св.праведным Иоанном Кроншадтским. Большой четырехстоплный храм увенчанный световой купольной ротондой, с боковыми портиками дорического ордера, четырехстолпной трапезной и многоярусной колокольней с часовным механизмом - хороший образец стиля ампир. В советское время церковь не закрывалась, ныне имеет статус городского собора. Использованы материалы книги протоиерея Олега Пенэжко. " Город Щелково. Храмы Щелковского района " . Владимир, 2000 г. Церковь Николая Чудотворца по адресу: Щелковский район, г.Лосино-Петровский, Нагорная ул, д.10, является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Современный адрес: г/о Лосино-Петровский, г.Лосино-Петровский, Нагорная ул., д.10. Кирилл Аминов 23 мая 2015 г. Подмосковный город Лосино-Петровский запечатлел в своём названии имя Петра Великого. Ведь своему основанию он обязан военно-промышленной инициативе российского императора. В начале XVIII века указом Петра Великого здесь началось строительство лосиной казённой мануфактуры. Это предприятие особым образом обрабатывало шкуры лосей для того, чтобы впоследствии из них можно было шить лосины - элемент обмундирования российских военных. Благодаря работникам Лосинового завода появилась и одна из главных достопримечательностей города - Никольская церковь. Храм был построен в 1820-1822 годах. Однако впоследствии он неоднократно перестраивался. Один из приделов храма освящал почитаемый русской Православной Церковью святой, духовный писатель и религиозный общественный деятель Иоанн Кронштадтский. В тенистом сквере рядом с храмом можно увидеть два памятника: Николаю Чудотворцу - святому, в честь которого был освящён храм, и Петру Великому (скульптор Салават Щербаков, 2017) - основателю города и деятелю, имевшему прямое отношение к созданию первой приходской общины Лосино-Петровского. Однако на этом список достопримечательностей, связанных с российским императором, не заканчивается.

http://sobory.ru/article/?object=03810

Закрыть itemscope itemtype="" > 10 августа празднование иконы Божией Матери Смоленская 09.08.2016 331 Время на чтение 4 минуты Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля (ст. стиль) было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России. Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Икона Божией Матери, именуемая " Благодатное Небо " , находится в иконостасе Московского Архангельского собора Кремля. Это тот образ, который перевезен из Смоленска в Москву Софией Витовтовной, когда она стала супругой Московского князя Василия Дмитриевича. На иконе Божия Матерь изображена в полный рост, на левой руке Ее - Богомладенец. На острове Талабск (Залита) эту икону " Благодатное Небо " почитают как Смоленскую. Об иконе Божией Матери " Благодатное Небо " рассказывает настоятель храма св. Николая на острове Талабск (Залита) иеромонах Паисий (Гидраш): " Это наша храмовая икона, она была в серебряной ризе с позолотой, но в 20-е годы ризу сняли большевики, а в 1958 году отец Николай Гурьянов, когда стал настоятелем храма, увидел икону без ризы и заказал в Свято - Духов монастырь Вильнюса игуменье Нине ризу для образа Божией Матери Смоленской. Делала ризу для иконы Богородицы золотошвейка матушка Тавифа, она была уже очень больна, но, по благословению батюшки отца Николая, начала шить. А матушке он сказал: " Когда закончишь, тогда и отпустим " . Он держал ее своей молитвой, чтобы она спаслась через эту вышитую ризу. Два года монахиня работала над ризой, хотя была почти слепа, но вышила прекрасную ризу в 60- м году, и почила в Бозе. Никольский храм построен в середине 19 века, тогда уже икона " Благодатное Небо " была написана и почитаема. Теперь она известна многими чудотворениями. Помню, когда я начинал здесь служить, батюшка послал к иконе маленького Ваню, который начал делать поклоны и приговаривать: " Матерь Божия, помоги, мне отец Николай сказал " . Как оказалось, у него была постоянная температура сорок, родители показывали ребенка московским врачам, те не смогли помочь. Приехали к отцу Николаю, отец Николай говорит: " Идите к Божий Матери, Она поможет " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

«Моя жизнь есть недоговоренное слово». Часть 1 В этом году исполнилось 100 лет со дня смерти Ивана Егоровича Забелина. Создатель Исторического музея на Красной площади и официальный историограф Москвы, он известен как крупнейший историк московской старины. Между тем Забелин был и оригинальным русским мыслителем, создавшим собственное учение об истории России. Арбатскими стезями И.Е. Забелин. Портрет работы И. Репина (1877) Родился будущий историк в Твери 17 сентября 1820 года и был крещен в церкви Николая Чудотворца, что на Зверинце. Забелин почти не жил в Твери, но унаследовал от малой родины глубинные, могучие русские корни, которые были взращены в Москве. Он родился в бедной семье. Нужда очень долго сопутствовала ему в жизни и повлияла на его научные взгляды. Дед был сельским священником, отец, Егор Степанович, окончил семинарию, но от принятия сана отказался, женился на доброй девушке из мирской среды, Авдотье Федоровне, против желания родителей; служил писцом в Казенной палате за мизерное жалование, хоть и покупал игрушки для Ванечки, когда тот сломал ногу. В 1821 году отец по протекции временно перешел на службу в Москву, а летом 1828 года, после смерти главы семейства, Забелины обосновались в Москве навсегда, поселившись на Тверской-Ямской, в приходе церкви Старого Пимена. Мать с малолетними Иваном и Петром остались без средств к существованию. В экономки с детьми ее не брали, и она занялась поденной работой: шила, вязала, крутила обертки для конфет, что давало в день по двугривенному. Пришлось отдать Петра в Воспитательный дом, а Ваня хоть и помогал матери шить холщовые рубахи, выслушивал попреки, что он обуза и помеха. Бесприютными голодными годами назвал Забелин начало своей жизни, но все же и тогда мелькал тонкий лучик счастья – его сознательное московское детство началось с Арбата. А быт, по его же концепции, имеет огромное значение для формирования характера и взглядов, тем более что детская память – самая впечатлительная. Были в детстве и первые встречи с Православием.

http://pravoslavie.ru/31326.html

О доброте и одержимости Ни в чём эта девочка не выражала желания общаться с потусторонним миром. Более того, ходила в Церковь, исповедовалась, причащалась. И чётко отключалась на каждой вечерней службе именно при чтении Евангелия — ни раньше, ни позже. 26 сентября, 2013 Ни в чём эта девочка не выражала желания общаться с потусторонним миром. Более того, ходила в Церковь, исповедовалась, причащалась. И чётко отключалась на каждой вечерней службе именно при чтении Евангелия — ни раньше, ни позже. На портале «Правмир» вышел обзор мнений экспертов по поводу личности прорицательницы Ванги, интерес к которой вновь поднялся после выхода по Первому каналу фильма «Вангелия». Однако вещи, очевидные для воцерковлённых людей, далеко не всегда с лёгкостью принимаются людьми внецерковными. У зрителей фильма существует своя, в общем то, понятная логика: как вообще можно называть колдуньей или сатанисткой человека с такой доброй и чистой душой? И даже если Ванга стала невольным, неосознанным орудием в руках нечистых сил — как такое допустил Бог? В самом деле, в фильме, снятом в соответствии с официальной биографией Ванги , есть моменты, которые заставляют невольно сочувствовать ей даже знакомого с христианством зрителя. Представьте себе: малолетнюю девочку уносит смерч. Она теряет зрение. Попадает в дом слепых, где встречает настоящую любовь. Всё идёт к свадьбе — но тут приходит письмо от отца, и он вызывает дочь домой, где юной слепой Ванге приходится ухаживать за маленькими братьями и сёстрами, шить до рассвета, жить в нищете — и ещё помогать людям из-за неизвестно откуда посетившего её дара. Чем не биография для святой? И в Бога она верила, и в храм ходила. Кстати, доброту Ванги не отрицает и протоиерей Ангел Ангелов — настоятель храма Святой Софии (София, Болгария). В частности, в своём интервью он заявляет: «Я убежден, что Ванга осталась бы доброй женщиной, всячески, как только могла, помогавшей людям войти в Церковь, если бы не эта ее неестественная популярность и чрезмерный интерес к ней со стороны тогдашней власти». И, конечно, возникает вопрос — как же так получается?

http://pravmir.ru/o-dobrote-i-oderzhimos...

Разделы портала «Азбука веры» ( 50  голосов:  3.9 из  5) Оглавление Глава тринадцатая Утром ее разбудила Кифия. — Скорее вставай, лежебока, пора в церковь на службу! — бодро проговорила она, откинув занавес. Евфимия и впрямь услышала в отдалении звон клепала , созывающий к обедне. Наскоро умывшись, она оделась и накинула на голову покрывало, пряча под ним не переплетенную косу: волосы можно расчесать и позже, когда будет время. — Прости, что заставила тебя ждать, — сказала она Кифии, — я уже готова. — Ничего, на первый раз прощается! Это первый звон, а еще второй будет, так вот после него опаздывать уже не стоит, — сказала та. — А впредь не рассчитывай, что старшая рабыня будет приходить тебя будить, сама вскакивай по первому звону. Ты вот еще о чем подумай, пока время есть: после церковной службы все наши завтракают в общей столовой, а после трапезы рабам, не имеющим определенного занятия, раздается работа на день. Ты заранее скажи мне, что ты умеешь делать: готовить, печь хлеб, ухаживать за скотиной, за цветами, огородничать, садовничать… Кифия перечисляла, а Евфимия на все удрученно кивала головой : ничего из перечисленного делать она не умела. — Может быть, ухаживать за пчелами, доить коз, делать сыр — нет? Евфимия опять покивала. — А ткать или прясть? Снова кивок. — Неужели ты такая неумеха? Евфимия смиренно промолчала. Не могла же она признаться, что умеет читать, писать и считать, знает географию, историю, греческий и латинский языки, а самое главное — отлично изучила Святое Писание, а Псалтирь так почти всю наизусть… И тут ее осенило! — Я могу шить и даже вышивать золотом! — Вышивать?! Нашла чем удивить во Фригии! Знаешь ли ты, что фригийские золотые вышивки считаются лучшими в Империи? Римляне все нарядные вышивки называют «фригионе», а вышивальщиков «фригио» . — Я этого не знала… — Ну так знай. И что же ты вышивала в своей Эдессе? — Церковные облачения, пелены, епископские саккосы, орари, покровы… — Ого! Ну, девушка, если так, то, считай, что ты устроена. Хозяйка наша держит целую мастерскую, где несколько рабынь вышивают наряды для семьи, для подарков и даже на продажу, хотя хозяйка держит это в тайне. А еще наши вышивальщицы исполняют заказы епископа для церкви. Это не приносит хозяйке денег, но повышает цену ее благочестию. Думаю, она тебя возьмет. У тебя случайно нет с собой какой-нибудь вышивки, Фионе показать?

http://azbyka.ru/fiction/jedesskoe-chudo...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года протоиерей Дионисий Свечников , руководитель молодежного отдела Бакинско-Азербайджанской епархии С приближением больших церковных праздников, все чаще слышны народные приметы, советы, рекомендации – что и как нужно или не нужно делать в этот день. «Что можно делать в этот день и чего делать нельзя?» — один из основных вопросов, которым задаются ведущие новостей, авторы статей и подборок с рекомендациями к празднику, да и простые обыватели не прочь узнать, что «день грядущий нам готовит». На помощь, как обычно, приходят «знающие люди» – неутомимые хранители и генераторы примет и суеверий. Раньше «народная мудрость» передавалась из уст в уста, а нынче интернет, СМИ и печатные издания стали главными ее рассадниками. «Нельзя шить, убирать, стирать, работать в саду, в поле и на огороде в дни церковных праздников», «Нельзя ругаться с близкими и сквернословить на Пасху», «На Благовещение запрещено плести косы», «В день Усекновения главы Иоанна Крестителя нельзя пользоваться ножом и кушать круглое», «На Собор Богородицы нельзя варить кисель – к покойнику», — это лишь некоторые «праздничные» поверья из огромного их количества. Выслушав с десяток таких советов, можно подумать, что православие представляет собой некую систему запретов и разрешений, которая базируется на особом тайном знании, предостерегающем человека от ошибок в повседневности, особо же в праздники. Эдакий православный свод правил на все случаи жизни, который прописывает как нужно вести себя в те или иные дни или как поступать в тех или иных ситуациях. Казалось бы, что в этом плохого? Такие подсказки могли бы здорово помочь в жизни православному христианину. Ведь нет ничего плохого в том, чтобы иметь знание и пользоваться им, а если человек хочет поступать в согласии с церковными правилами – так это вообще похвально. Но откуда берутся все эти знания и являются ли они, в действительности, церковными правилами? В большинстве случаев даже поверхностного разбора достаточно, чтобы понять, что к православию подобные запреты и поверья не имеют прямого отношения, Церковь не является их источником. Во многих советах очень четко прослеживаются отголоски язычества. А часть запретов или рекомендаций и вовсе не имеет никакой логики или здравого объяснения, они представляют собой неизвестно когда, кем и зачем выдуманную «народную мудрость». С уверенностью можно сказать, что подавляющее большинство поверий, запретов, советов и примет базируется на суевериях или является ими.

http://azbyka.ru/chto-mozhno-i-chego-nel...

Разделы портала «Азбука веры» Татьяна Клиндухова " decoding="" title="" Я родилась и выросла в небольшом украинском городке, в котором было две православных церкви и один католический монастырь. Но действующей была только одна церковь, а другая, Михайловская, была закрыта. В ней находилась сушарня: летом-осенью возле неё были большие очереди: люди свозили на сушку урожай из своих садов: сливы, яблоки, груши. Костёл тоже был закрыт для прихожан. В нём была размещена швейная фабрика. Нас с сестрой родители крестили в православии, хотя в роду были и православные, и католики. Сколько себя помню очень трепетное в нашей семье было отношение к православным праздникам. Из самых первых воспоминаний моего детства это спрятанная от чужого глаза в серванте икона Спасителя. Мама вечерами молча стояла перед ней. Как я потом поняла молилась. В начале 70х годов прошлого века ещё были гонения на церковь, верующих презирали, в церковь ходили только старенькие бабушки, которым уже нечего было бояться. На православные праздники мама нам запрещала шить, подметать в доме. На вопрос «почему нельзя?», следовал ответ «праздник». Я мало что тогда понимала, но в голове навсегда осталось понимание, что церковный праздник – это что-то особое. Особенно я любила Рождество и Пасху . Мама всегда много готовила праздничных блюд, как полагалось по славянскому обычаю. На Рождество, как правило было 12 блюд. Я помню дом моих, ныне уже покойных, дедушки бабушки. У них была многодетная семья и все собирались на праздники в их доме. В большой комнате составляли несколько столов и сносили много всяких блюд. Там и рыба, мясо, голубцы с пшеном, домашняя колбаса с тёртым хреном, и кутья. Её делали в большой тарелке и по кругу передавали всем сидящим за столом. И это было священной традицией нашей семьи. А на Пасху в нашем доме стоял пьянящий дух свежевыпеченной паски. Так на Украине называют куличи . И было чувство Праздника, но праздника, тогда ещё непонятного для меня. В школах в то время проводили лекции о вреде церкви, устраивали коммунистические субботники, у церкви стояли наряды народной дружины. Моя мама была беспартийной и поэтому спокойно шла в пасхальную ночь в церковь святить паски и яйца. Рано утром она будила нас с сестрой и говорила заветные слова: «Христос воскрес!» И мы отвечали: «Воистину воскрес!» К нам приходили мамины братья и сёстры со своими семьями, и мы разговлялись. В то время было тяжело поститься, я видела как мама незадолго до Пасхи переставала есть мясо, молоко, объясняя это просто нежеланием. Позже я поняла, что она нас просто оберегала от «гнева комсомола». При этом мама шёпотом мне твердила: « Бог есть, верь в Бога, не слушай никого и – молчи».

http://azbyka.ru/way/moj-put-k-hramu/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010