«Иди, но ты вспомнишь обо мне»; «я ничего от тебя не хочу, но, может быть, ты сам захочешь». «Памятка»-то, ниточка-то положена на сердце. И уж она вырастет в шумящий дуб — куда бы вы ни скрылись, куда бы ни забежали. «Камо бегу от Господа?..» «О, Иерусалим! Иерусалим! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели: с е  о с т а в л я е т с я  дом ваш пуст». Меня до того поразила красота этих слов, что я  в о з н е н а в и д е л  Иерусалим. Душа парализуется такою красотой. Не умеешь размышлять. Перестаешь видеть. Все заволакивается небесною нежностью; ибо ни одна земная мать не сказала слов о своем малютке с таким изгибом. «И вы не захотели»… — «И они не захотели — распни их!» — почти вопишь вслед Титу. Ударенное сердце нисколько не припоминает, что ведь «предлежащие к распятию» кричали: «Осанна! благословен грядый во Имя Господне» — и пальмы, и одежды под ноги идущей ослице. Ничто не помнишь. Как зачарованный. Придет ли на ум сосчитать, что 11 учеников — раз, самарянка и Никодим — 13, Лазарь, Марфа и Мария — 16, Закхей, сотник Иаир с дочерью и женой — вот уже 21 какой красоты, каких праведников! простых, смиренных, послушливых, любящих. До чего любящих! Таких сердец от начала мира не рождалось! И вспоминаешь, параллельно, Авраамово, но вспоминаешь много лет спустя, очнувшись: «Господи! может быть до 50 праведников не найдется в Содоме и Гоморре: но может быть ты пощадишь города те за 45 праведников»; и дальше это ползущее: «Господи, вот я у ног Твоих, я раб Твой: может быть не хватит до 45», «до 30», «до 25», «до 10». — И утомленный просьбою Господь сказал: «Пощажу, если найду только десять праведников». Так это — Содом и Гоморра, а тут — Закхей: «Половину имущества отдам, если увижу Иисуса: а на остальную буду жить. Не могу всего отдать. Скуп. Грешен». Ну, положим, «грешен», и вообще все Иерусалимляне этого времени были ужасно «грешны». Так ведь есть на такой недуг аллопатия, большое слово, широкий глагол: «не праведники нуждаются в помощи, а грешные»; «не семь раз надо прощать, но седьмижды семь»; «пришел ради погибших овец дома Израилева», и «об одной заблудшей овце больше радости на небесах, чем о 99 незаблудших». Но столько лекарств не подействовало, и участь до вопля: «Горы, падите на нас!» — совершилась над содомлянами с Закхеем и Лазарем. «И шло за Ним великое множество народа, и женщин, которые плакали и рыдали о Нем. Иисус же, обратившись к ним, сказал: — «Дщери Иерусалимские, не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших. Ибо придут дни, в которые скажут: «Блаженны неплодные и утробы не родившие и сосцы не питавшие». Тогда начнут говорить горам: «падите на нас», и холмам — «покройте нас» (Луки, 23).

http://predanie.ru/book/219720-v-temnyh-...

Из области обыденных отношений особенно важное значение получил один вопрос – об общении раскольников с православными в пище. Понятию «общение» придан был смысл более широкий, чем какой он имеет, и весь вопрос получил неправильную постановку. Апостол писал коринфянам: все, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования. И еще: если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте, без всякого исследования, для спокойствия совести; но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам ( 1Кор. 10:25–8 ). По толкованию св. Златоуста в Беседах на 14 посланий, апостол «не законоположил ходить» к неверным, когда они призывают, но «и не возбранил». Так церковь и учила всегда: она не возбраняет есть с неверными, но и не законополагает. Тот, кто силен совестью и не смущает тем немощную совесть брата, – пусть есть с неверными, если побуждают к тому обстоятельства. И нигде в канонических правилах нет запрещения есть с неверными или еретиками. Воспрещается это лишь в тех случаях, когда неверные или еретики могли бы принимать это за предлог уважения со стороны верных к их мнимой святыне. Между тем в некоторых старопечатных книгах встречаются на этот счет строгие запрещения. Так, в книгу Маргарит занесено из книги Златоструй слово о лжеучителях, в котором строго воспрещается сообщаться с еретиками в ядении и питии. По 29 главе Книги о вере даже и на торжище съестное покупать у еретиков нельзя. Из рукописных сборников правил в XVII веке известна была книга «Зонар»: по её правилам 76 и 112 общение с еретиками в пище подлежит суду анафемы. Имея все это в виду, мы легко можем понять, почему раскольники запутались в данном вопросе и во взглядах подразделились. Во взаимных спорах они как бы не понимали друг друга и каждый из противников был убежден, что его положение есть правое. Укреплению крайнего воззрения на вопрос способствовал и тот взгляд на церковь и её членов, какой был тогда свойственен расколу, потому что приходилось говорить не о простых только еретиках.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Именно в этом состоит принципиальное отличие закона Моисеева от обычного законодательства. Обычное законодательство служит для взаимного ограничения человеческого эгоизма. Каждое деяние судится с точки зрения причиненного или потенциального ущерба. Здесь дело обстоит по-другому. Моисеев Закон осуждает многие деяния только потому, что это мерзость перед Богом. И как бы люди их ни оправдывали, ни рассуждали об их пользе или безвредности, дело от этого не меняется. Закон содержит прямую отсылку к воле Божией и требует послушания ей. Приведу яркий пример. «Место должно быть у тебя вне стана, куда бы тебе выходить; кроме оружия твоего должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться вне [стана], выкопай ею [яму] и опять зарой [ею] испражнение твое; ибо Господь Бог твой ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать врагов твоих [в руки твои], а [посему] стан твой должен быть свят, чтобы Он не увидел у тебя чего срамного и не отступил от тебя» ( Втор. 23:12–14 ). Казалось бы, чисто гигиеническая норма и та имеет высокое обоснование – не должно быть никакой нечистоты, недостойной присутствия Божия. Выше мы упомянули, что Закон должен был руководить человека к нравственной жизни. Основанием (и содержанием тоже) нравственной жизни является союз с Богом, пребывание с Ним. Грех в свою очередь (по смыслу самого термина от греч. αμαρτα – промах, отклонение) есть действие, которое уводит человека от Бога, препятствуют союзу с Ним. Поэтому, обличая те или иные действия, Закон указывает на стоящие за ними те или иные состояния души, разрушительные для нее. Как уже было упомянуто, Синайское законодательство содержит широкий перечень разнообразных законов. Можно подробным образом изучать их различные хозяйственные, социальные и другие аспекты, но нам интересно не это, а то, на что в первую очередь обращает наше внимание Новый Завет . «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» ( Мф. 23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Ис.60:11 . И будут всегда отверсты врата твои, не будут затворяться ни днем ни ночью, чтобы при­носимо было к тебе достояние народов и при­водимы были цари их. «И будут всегда отверсты врата твои и не будут затворяться ни днем ни ночью». С одной стороны, это, как видно из дальнейшего, указывает на постоянный рост новозаветной церкви и широкий приток в нее новых членов и их богатств; с другой – говорит о полной свободе доступа в новозаветную церковь для всякого, искренно к тому стремящегося, доступа, не стесняемого никакими внешними преградами, существовавшими в церкви ветхозаветной ( Ис.56:4–7 ). Ис.60:12 . Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут, и такие народы совершен­но истребят­ся. «Ибо народ и царства, которые не захотят служить тебе, – погибнут... совершенно истребятся.» Вот одно из самых сильных выражений особого Божественного покровительства и благоволения новому, духовному Израилю, встречающееся и еще не раз, как у пророка Исаии, так и у других пророков ( Иер.12:17 ; Мих.5:14 ; и др.). Исторический плотской Израиль ошибочно относил это пророчество к себе и основывал на нем свою ложную мечту о земном всемирном царстве Мессии. Ис.60:13 . Слава Ливана при­дет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я про­славлю подножие ног Мо­их. Под «славой Ливана» разумеются, как видно из дальнейшего, лучшие и благороднейшие породы покрывающих его горы деревьев: «кипарис..., певг... и кедр». Общий смысл такого упоминания, очевидно, тот, чтобы яснее и полнее обозначить духовную славу Сиона, в которой примет участие и вся неодушевленная природа своими лучшими дарами. Частное, прообразовательное значение, по мнению некоторых экзегетов, имеет отношение к древу Крестному, которое, по церковному преданию, было сделано именно из этих трех негниющих древесных пород. Ис.60:14 . И при­дут к тебе с по­корностью сыновья угнетав­ших тебя, и падут к стопам ног тво­их все, пре­зирав­шие тебя, и назовут тебя городом Го­с­по­да, Сионом Святаго Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак, говорит Он, не смотрите на то, что эти врата тесны, пусть не смущает вас начало, и теснота входа пусть не делает вас нерадивыми; потому что пространные врата и широкий путь ведут к погибели. Так многие, обольстившись началом и входом, и не посмотрев наперед, что будет далее, пришли к погибели! Посему Он и говорит: « Потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими ». И справедливо назвал Он пространными врата и широким путь, ведущие к погибели. Те, которые спешат идти на конские ристалища и на другие сатанинские зрелища, небрегут о целомудрии, нисколько не пекутся о добродетели, хотят распутствовать, предаются веселью и пресыщению, каждодневно истощаются безумною и неистовою страстью к деньгам и прилепляются к делам настоящей жизни, действительно идут пространными вратами и широким путем; когда же они, далеко ушедши вперед и собравши себе великое бремя грехов, придут к концу пути изнуренными, то уже не могут идти дальше, так как теснота пути задерживает их, и они, обремененные тяжестью грехов, не в состоянии пройти по нему; потому неизбежно низвергаются в самую пропасть погибели. Какая же польза, скажи мне, прошедшим недолго широким путем, подвергаться вечной погибели, и повеселившимся, так сказать, во сне наказание терпеть в действительности? Подлинно, вся настоящая жизнь в сравнении с ожидающим нас наказанием и мучением есть то же, что сновидение одной ночи. Неужели все это написано для того, чтобы мы только читали? Действием благодати Духа вещания Господа преданы письмена для того, чтобы мы, получая отсюда предохранительные врачевства против наших страстей, могли избежать угрожающего нам наказания. Посему и тогда Владыка наш Христос, прилагая врачевства, соответствующие ранам, предложил такое увещание: « Входите тесными вратами ». Узкими назвал Он эти врата не потому, чтобы они по своему свойству были узки, а потому, что наша воля, наклонная больше к беспечности, считает их узкими. И не для того Он назвал их тесными, чтобы нас отвратить (от них), но для того, чтобы мы, уклонившись от других широких врат и узнав тот и другой пути по их концу, скорее избрали для себя путь тесный.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Итак, ложь в мистическом смысле – это орудие и энергия сил тьмы, их действие и их природа. И потому «участие во лжи» есть не что иное, как участие в смерти – апофеозе деятельности темных сил. Десятая заповедь Исх.20:17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни вола его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближнего твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего, елика суть ближняго твоего. Зависть. Странное чувство, самоистязательное помрачение. Как это удивительно – человек, считая себя существом разумным, может погрязать в столь диком и жестоком самоедстве. «Злое, которого не хочу, но делаю» ( Рим.7:19 ). Каково бытие завистника?   Даже на житейском уровне это рукотворный ад. И окружающим мерзок, и внутри себя червьми неусыпающими точим. Кому приятно общаться с завистником? Кто довериться ему в делах, в частной жизни? Ты завидуешь тому, что кто-то благополучнее тебя, и тем самым уничтожаешь остатки своего благополучия. Хочешь большего – теряешь и то, что «думаешь иметь» ( Лк. 8:18 ). Состояние души завистника – тотальный пессимизм. То, что хорошо кому-то – плохо , потому что не у меня. То, что хорошо мне  –  тоже плохо , потому что у кого-то может быть лучше. А что-то кому-то всегда может быть лучше. Удовлетворение недостижимо. В духовном смысле состояние души завистника сродственно тому, о ком мы говорим в восьмой заповеди – не кради. Действительно, страсть зависти – одно из основных побуждений к совершению греха воровства. Помрачение ума заканчивается жизненным падением. А то, что зависть — помрачение ума, очевидно. Народная мудрость говорит, что счастлив не тот, у кого все есть, а тот, кто довольствуется тем, что у него есть. Давайте проведем мысленный эксперимент. В любой жизненной ситуации – как в масштабе целой жизни, так и в конкретных случаях – есть некий (и весьма широкий) интервал возможных состояний: от самого негативного до самого позитивного. Это касается всего: здоровья – от смертельной болезни до идеального здоровья; обеспеченности – от полной нищеты до фантастического богатства; семейного положения – от полной катастрофы до идеала и так далее. Вся наша жизнь состоит из совокупности этих состояний. И вот, осознав это, посмотрим на свое положение по «шкале» жизненных обстоятельств.

http://azbyka.ru/desyat-zapovedej-zakona...

К тому, в чем обвиняют Иова друзья его, сводились, по существу, обвинения противников канонизации Царя-мученика: «Если бы он был достойным человеком, он не довел бы до такого состояния процветающую страну. Не проиграл бы японскую войну. Благочестивых людей никогда не постигает такое крушение». — «Вспомни, — говорят они, — погибал ли кто невинный, и где праведные были искореняемы» (Иов 4, 7). Если речь идет о конечной гибели, это так. Никто из праведников не погибнет вовек. Но если речь идет о временных поражениях, это ложь. Друзья Иова — богословы представляют Бога воюющим против Иова как против врага, в то время как Бог испытывал его как друга. Опасно без любви судить о духовном и о вечном состоянии других, ибо таким образом мы можем осудить тех, кого Бог оправдал и прославил. Иов (и вместе с ним Государь) говорит: «Бог поставил меня притчею для народа и посмешищем для него» (Иов 17, 6). «Пиющие вино» (Пс. 68, 13) сочиняют оскорбительные песни про него. Его имя стало притчей во языцех — так же как имя Государя. Желтая пресса, перед которой Царь был беззащитен, сочиняет сплетни о Семье Царя, о Распутине, о том, что Царица — немецкая шпионка. И до сих пор мы слышим «Николай кровавый» или «человек слабой воли». В описаниях страданий Иова мы как бы узнаем в подробностях то, что переживал Государь. «Помутилось от горести око мое, и все члены мои как тень». Он мог бы сказать о себе: «Я уже не человек, а тень человека». Он муж скорбей, он столько пролил слез, что почти потерял зрение. Мы не можем не узнавать в словах Иова великое бесчестие, павшее на нашего Государя после великой чести, которую народ и Церковь оказывали ему ранее. «Они гнушаются мною, удаляются от меня и не удерживаются плевать перед лицем моим» (Иов 30, 10). В глумлении толпы пинают его ногами: «Они обвиняют меня в своем горе» (то есть, за то, что они живут сейчас в такой стране). Они ложно говорят о его прежнем поведении и политике, «сбивая с ног». Они относятся к нему как к тирану за то, что он праведно управлял ими, они неразумны во всем другом, но очень искусны в нанесении оскорблений и причинении нового зла. И как похоже на революцию 1917 года описание бедствия Иова: «Они пришли ко мне как сквозь широкий пролом, с шумом бросились на меня» (Иов 30, 14). Как воды, затопляющие все, когда прорвана плотина, или как войско, которое сквозь пролом в крепости прорывается в город и с нечеловеческой яростью устремляется на живущих в нем.

http://moral.ru/st_job/

К тому же, сейчас ведь кризис. Если полтора миллиона мигрантов в столице до того хотя бы работали, то теперь, когда стройкомплекс обещает погрызть все свои галстуки и свернуть строительство, куда подастся зарегистрированная (и не очень зарегистрированная тоже) рабочая сила? В Чехии недавно цыгане пригрозили властям массовой эмиграцией из страны, если власти не распустят все праворадикальные политические объединения. Но вряд ли же кто-то всерьез надеется, что " освободившийся Восток " здесь пригрозит массовой эмиграцией - у нас же тут не Чехия. У нас все всегда по-своему. Даже кризис, которого у нас, впрочем, и нет вовсе. Вот, например, пишут, что на родине кризиса - в США – в 2 раза подешевел бензин. Стоит теперь примерно 50 центов за литр. Стало быть, около 14 рублей. И у нас тоже подешевел – на полтора процента. Потому что у них там кризис, а у нас тут нефть. Вообще, хотя духовные вопросы в обществе производят такие сильные духовные движения, как помянутые выше, все же и экономические проблемы также сильно действуют на многие души. Иногда действуют странно. Недавно попался заголовок в новостной ленте: " В Австралии нудисты проведут месячную оргию для борьбы с финансовым кризисом " . Н-да… Или вот, к примеру, взять кредиты (хотя их теперь и не взять). Сообщают СМИ, что в условиях падения платежеспособности населения, угрожающего банкам ростом числа невозвратов кредитов, депутаты Госдумы не так давно подготовили законопроект, который вводит уголовную ответственность для недобросовестных заемщиков. Предлагают сажать в тюрьму граждан, у которых просроченная задолженность по кредитам превышает 10 тыс. руб. Российские банкиры, со своей стороны, уверены, отмечается в сообщении, что распространение уголовной ответственности на более широкий круг заемщиков станет дисциплинирующим фактором. Очень интересно. За рубежом набрали кредитов на полтриллиона долларов, вроде бы? И возвращать ведь будут не банкиры. Какая хорошая законодательная инициатива… Вспоминается евангельская притча: " Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга … Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга … " (Мф. 18, 29 – 34).

http://radonezh.ru/analytics/khroniki-na...

Каждое новое поколение христиан ждет доступного изложения основ собственной веры. В Священном Писании и в истории Церкви мы видим множество примеров, когда святые проповедники могли повторить вслед за ап. Павлом: «Для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона – как чуждый закона,– не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,– чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:20–22). Вместе с тем, катехизическая форма изложения неизбежно связана с упрощением, что не должно повлиять на содержание вероучения. Катехизис должен быть не только понятной, но и традиционной книгой, полностью соответствующей святым отцам. Там, где Предание Церкви допускает различные ответы, представляется недопустимым излагать лишь одно мнение в качестве единственно правильного. В равной степени нежелательно без комментария цитировать неясные места Писания. Рассмотрим с этой точки зрения отдельные положения проекта нового Катехизиса. Статус Катехизиса Проект Катехизиса Катехизис свт. Филарета «Пособие для верующих РПЦ, а также для готовящихся вступить в нее через таинство Крещения» (с. 5). «Наставление в православной вере христианской, преподаваемое всякому христианину для благоугождения Богу и спасения души». Обращает внимание неуниверсальность нового Катехизиса. Он обращен лишь к оглашенным и к верующим РПЦ, тогда как действующий Катехизис свт. Филарета предназначен для всякого христианина и является, по сути, обязательным как «наставление в вере». Проект представляет собой «пособие» и дает «представление о наиболее важных понятиях и положениях христианского вероучения, нравственного учения и церковной жизни». Кроме чисто вероучительных аспектов, он имеет более широкий предмет наставления, включая также основы церковной жизни. Вместе с тем, обязательным правилом веры новый Катехизис не будет. Это означает, что он не имеет такого высокого вероучительного статуса, как действующий Катехизис, и поэтому в случае их расхождения следует руководствоваться Катехизисом свт. Филарета.

http://bogoslov.ru/article/5493616

– Как бы вы ни думали, а я думаю, что вы еще подумаете над моими словами, – завершил беседу психиатр. 66. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму…» (Рим. 1:28). Превратный ум Слушать свои мысли, все равно, что гладить бешеную собаку, Слушать веления своего сердца, все равно, что верить советам сумасшедшего, Слушать свои желания, все равно, что доверять убийце. Тот, кто слушает свои мысли, веления сердца, желания, к сожалению, подобен тому, кто уже никого не слушает. 67. «…Ибо Он знает тайны сердца.» (Пс. 43:22). Узкий и широкий путь У лестницы, ведущей вверх, есть множество ступеней, На узком пути, ведущем внутрь, есть множество дверей, У пропасти нет ступеней, На широком пути нет ворот. 68. «…Ибо страдающий плотию перестает грешить, чтобы остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям, но по воле Божией.» (1Петр. 4:1-2). Жить не по плоти Тот, кто вышел из темницы, удивляется обилию света, Тот, кто выбрался из непроходимого ущелья, облегченно вздыхает, Тот, кто переплыл опасную реку, любуется землей, Тот, кто убежал от разбойников, радуется жизни. 69. «…Дорожа временем, потому что дни лукавы.» (Еф. 5:16). Дни лукавы Успей обернуться – ты такого не знал, – и узнаешь, Успей прикоснуться – ты такого не чувствовал, – и почувствуешь, Успей прислушаться – ты такого не слышал, и услышишь. Успей приглядеться – ты такого не видел, и увидишь. Неизвестно только, успеешь ли? 70. «Он вывел меня на пространное место…» (Пс. 18:20). Апория Не падаешь, а ухватиться не за что, Летишь, а ничего не движется, Стоишь неподвижно, а от скорости захватывает дух, Не живешь, а умереть невозможно. 71. «Остановитесь и познайте, что Я - Бог» (Пс. 45:11). Тормозной путь Кораблю, чтобы остановиться, нужно несколько миль, Поезду – несколько километров, Автомашине – несколько десятков метров, Человеку, чтобы остановиться, нужна целая жизнь. 72. «…Чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве.» (Рим. 7:6). Пользоваться и дрежаться По лестнице – отражению в воде подняться нельзя, но упасть в воду можно,

http://isihazm.ru/1/?id=116

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010