«И ныне начни и благослови дом раба Твоего, чтобы он был вечно пред лицем Твоим; ибо Ты, Господи, возвестил это и благословением Твоим сделался дом раба Твоего благословенным во веки»: вот заключительные слова (ст. 29) благодарственной молитвы Давида за сообщенное ему откровение Божие об его потомстве ( 2Сам. 7 ). А в псал. 50 читаем его же молитву: «облагодетельствуй, Господи, по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима». Мы выше указали на оба эти места как на параллельные. Поясним теперь это. Не забудем прежде всего здесь, что обетование, данное Давиду при упомянутом откровении касательно его потомства, не только по новозаветному толкованию ( Деян. 2, 30; 13, 23 ; Евр. 1 , 5b), но и по самому же ветхозаветному учению ( Псал. 88, 4–5 ; ст. 20–38; сн. Иезек. 34, 23 и Деян. 13, 23 ; Исаии 55, 3 сн. Деян. 13, 34 ), как и по иудейскому воззрению (см. напр. Мф. 9, 27 и под. 22, 42 и пар.), относится к Мессии – Сыну Давидову по плоти ( Рим. 1, 3 и др.), хотя этим не только не отрицается, а напротив тем же откровением и утверждается ближайше значение его в отношении к Соломону ( 3Цар. 8, 17–20 ; 1Пар. 22, 7 и дальн.) и к его преемникам на царстве из потомства его ( Псал. 88, 39 и дал.). Далее, как объясняет сам же Давид по повествованию 1Пар. 22, 7 и дал., главная причина отказа Иеговы Давиду в построении храма (дома Иегове) заключалась в том, что он «пролил много крови на землю пред лицем Иеговы» ( 1Пар. 22, 8 ) 49 , между тем как имевший, по обетованию, вместо него, построить этот храм сын его имел быть «человеком мирным» (ст. 9). Самое же существо причины в том, что «храм, как отобраз царства Божия, должен соответствовать и природе этого царства, отражать мир царства Божия. На этом то глубочайшем основании не Давид, муж брани, а только Соломон, – муж мира, прообраз Князя мира (Исаии 9, 5), должен был строить храм» 50 . Вот настоящая причина того, почему Давид должен был покориться воле Божией – не строить храма. Но из усмотрения этой же причины очевидно и то, что заключительные слова той благодарственной молитвы ( 2Цар. 7, 18–29 ) имеют более широкий смысл – моление о благословении не только дома Давидова в частности (-фамилии, династии его), но и врученного ему Богом царства Израилева, в котором царь есть лишь наместник Бога на земле (теократия).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

И поверг ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле и бросил в великое точило гнева Божия. Точило ярости, Божия означает место наказания, уготованное диаволу и его ангелам; по множеству мучимых в нем оно называется великим, ибо пространная врата и широкий путь, вводяй в пагубу (Мф. 7,13). И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий. Итак, точило будет истоптано вне города праведных, ибо, как говорит пророк, не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных (Пс. 124,3), и жилище их, как и жизнь их, не будет смешано (в точиле). Кровию, пролитою от попрания осужденных, называется праведный, неотвратимый и нелицеприятный Суд Божий, кровь же грозда - вино. Точило, наполненное вином нерастворенным, указывает, что наказание, постигшее заслуживших его, по причине гнева Божия достигает как бы до узд их, как неистовых коней, ибо они не имели для себя границ в удовольствиях и преступлении закона. За их безмерное нечестие оно распространяется на тысячу шестьсот стадий. Тысяча означает совершенное число, а в шестисотом году жизни Ноя, как известно, грех был потоплен водами. Нечестивыми начинаниями своими грешники оскорбили тварь, созданную в шесть дней; шесть же означает и число дней творения и устроения мира. Место мучения тех, которые этого заслужили, будет поистине вне Иерусалима небесного. Что кровь их достигает до конских узд на тысячу шестьсот стадий, это, может быть, образно обозначает также и карающих ангелов, которые в Священном Писании нередко называются конями. Стоны мучимых достигают до их узд, каковыми святые силы считают для себя Божие определение, управляющее ими при исполнении повеленного им. Аввакум, например, говорит: всядеши на кони твоя (Авв. 3, 8) и в Песни Песней: конем Моим в колесницах Фараоновых уподобих тя (1,8). Но можно понимать это и иначе. Так как прилепившиеся к наслаждениям уподобились неистовым коням, то они и будут взяты за узду мучениями, то есть будут обузданы муками, так как не имели удержу в удовольствиях. Тысяча же шестьсот стадий указывают, что величайшая пропасть отделяет праведников от грешников по причине преисполненного зла и мерзости последних в делах их. Десять сотен означают множество зла; шесть - усердное делание греха чрез употребление во зло созданной в шесть дней твари; и в шестисотое лето Ноево потоплена была земля.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/44/f...

И поставлю над ними одного пастыря, который будет пасти их, раба Моего Давида [а это Мессианское пророчество о Христе, Давида нет; под Давидом тут надо разуметь Доброго Пастыря Евангелия, Христа Его], он будет пасти их, и Он будет у них пастырем» ( Иез. 34:11–23 ). Как в катакомбах древнейшее изображение мы видим? Юноша в римской тоге, иногда безбородый, с посохом. Или у ног Его овцы, или Он держит, или на плечах Его. Вот этот омофор, который надевается архиереем, этот широкий плат – знак того, что он берёт на плечи заблудившуюся овцу. Так. Это вот такая глубокая символика. Он – пастырь, и взял на плечи эту овцу. Так вот что же дальше-то? Теперь открывайте 10-ю главу : «Истинно, истинно говорю вам; кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник [А нужно вот так знать караван-сераи. Вот в этом плане хорошо читать, знаете, богословов – каких? Историков. Вот таких как Фаррар, Гейки. Они исколесили всю Палестину и очень много дали в своих толкованиях на Евангелия чистой истории. Что из себя представлял вот тот загон с животными, и где вот даже не нашлось им места, где только скот был. Что из себя эти караван-сераи представляли, как там размещались люди, где ставился скот? Как они там , ой, это же целое, вот, мучение было. Целое было мучение! И вот если ограда невысокая, то вот разбойники могли перескакивать и воровать – и уследить было трудно. Вот это помогает нам понять, что кто переходит инде, тот вор и разбойник]; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их [иногда в одну овчарню и в одну пещеру из-за грома, из-за дождей, вот, загоняют несколько стад! И они все там перемешаются – ну-ка найди их! И ничего подобного – каждая знает своего пастыря. И он называет их по имени, и они из этой кучи и выходят, и каждая к нему идёт, и никто не пойдёт за чужим. Вот такое понимание у этих безсловесных. Дальше, смотрите], и когда выведет своих овец, идет перед ними [в отличие от нас. У нас пастухи идут сзади стада. Он – впереди стада. Вот идёт и даёт голос. Они на этот голос и идут], а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им» ( Ин. 10:1–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

И смотреть должен духовник на обычную жизнь своих пасомых, как бы она ни была греховна и порочна, без озлобления и гнева, дабы не озлобить и самих пасомых, не окаменить сердец их; он должен смотреть с отеческой любовью, вразумлять и исправлять со смирением и кротостью, стараясь не показывать своего и умственного и нравственного превосходства над окружающими, ибо там, где нет смирения и кротости, и отеческой любви в пастырской деятельности священника-духовника, там широкий простор озлоблению и противлению со стороны духовных чад его. Священник, духовный отец словесного стада, служит Господу, он раб Господень, а рабу Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым, с кротостию наставлять противляющихся, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю ( 2Тим.2,24–26 ). А какая великая ответственность падает на священника, по нерадению которого погибнет хотя одна овца из его словесного и духовного стада! Проклят, говорит Слово Божие, всякий, выполняющий дело Господне небрежно!– Духовник должен быть совершенно свободен от лицеприятия. Он должен одинаково отечески относиться ко всем, и к богатым, и бедным, и к знатным, и простолюдинам, он не должен делать различия между слугой и господином ( Кол.3,2 ), для него одинаковы все духовные чада, он служит Богу, а не маммоне, и в служении своем должен быть справедлив и нелицеприятен. Как бы ни высоко было положение его духовного чада на общественном поприще, как бы ни важно было его звание, он такой же его духовный сын, как и последний слуга. И если усмотрит духовник, что высокопоставленное лицо из его духовной паствы тяжко согрешает, то и таковой подлежит обличению, вразумлению, наставлению, наказанию не меньшему, чем всякий другой; даже в потребных случаях должен быть лишен святого причащения, как недостойный его, как уподобляющийся неверующему, язычнику. В Уставе духовных Консисторий имеются указания на то, каков должен быть духовник для духовенства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/obj...

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2: 7). – Здесь мы видим божественное Милосердие («Господь») и Справедливость («Бог») – уравновешенными. Требуя справедливости от других людей, требуя для себя каких-то привилегий, давайте вспомним и о других людях, которые, может быть, именно по справедливости имеют больше оснований требовать то, что так настойчиво требуем мы только для себя. Поистине, как сказано, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5: 5). «Боюсь, чтобы при умерщвлении дел плоти ты не слишком полагался на свой дух, и не погиб вследствие гордыни, и не испытывал противление [Бога] себе, гордому, и чтобы тебе, несмиренному, не было отказано в благодати: ибо Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Августин Иппонский, Проповеди, 156 ). Иногда лучше, может быть, не считаться со своим в и дением справедливости – только для себя и во имя себя, а проявлять благость, прощение и терпение, совершать свой апостолат, идя по узкому и тернистому пути христианина. А широкий, пространный путь, по которому идут многие, со своим пониманием прав человека, принципов справедливости, – это взаимоисключающие представления о правах, о справедливости, о честности, когда каждый защищает права только одного человека – самого себя. И святые отцы поучают нас, что подлинно духовным человеком является только тот, кто может проявить жертвенное начало. Кто, не считаясь со своими какими-то личными выгодами, со своим личным, субъективным представлением о справедливости, будет взыскивать правду Божию и наслаждаться Его благодатью (то есть, незаслуженной милостью). «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога, милующего» (Рим. 9: 16). Проявляя милосердие к каждому смертному (1 Тим. 2: 4), , Господь дает прикасаться к милости и состраданию в этой жизни и нам, когда и в этом мы уподобляемся Ему. Рейтинг: 9.7 Голосов: 960 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты

http://pravoslavie.ru/95545.html

И так везде. Пена — пеной, а пиво — пивом: нужно разделять накипь от сущности. Слава Богу. Вы хорошо сказали, что если мы начинаем бороться за веру... Как раскроют рот, как начнут бороться за веру, думаешь: «Боже, за что они борются? Я сам такого не хочу. То, за что они борются, мне неинтересно, потому что это ерунда, чушь, глупость». Такое бывает, это правда. Надо молиться больше, нужно быть осторожным и внимательным, признать своё скудоумие. Мы говорим о серьёзных вещах, но у нас порой не хватает ума, чтобы эти вопросы решить. Нужно признаться: «Господи, прости, я скудоумен, я вообще не понимаю. Я понимаю, что нужно сделать что-то, а что - я не знаю. Или даже я знаю, что сделать, но не знаю как». Чтобы такое признать, нужно иметь благородную душу, потому что обычно болваны лезут в то, чего не понимают, и только портят всё. Так что вы совершенно правы. — Здравствуйте, батюшка. Евангелие от Луки, гл.17, самое начало: «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих». Я всё это читала много раз и как-то не задумывалась над этим. Соблазны — да, в том смысле, в котором говорил Христос, наверное, мне как-то понималось в общем смысле. Т.е. это общее недовольство чем-то. И вдруг недавно прочитала, и мне показалось, что «соблазны», «соблазняться» о Христе, наверное, здесь? Или всё-таки это в общем: соблазн — как недовольство любым чем-то, что существует в мире или человеке? — Нет. Здесь очень широкий спектр. Во-первых, конечно, это касается Личности Господа Иисуса. Но не только. Например, берём моральный облик человека. Вы знаете, что до XIX века женщины купались в купальниках, которые похожи на борцовское трико? Тело было почти полностью закрыто. Не было понятия о купальнике. И купались отдельно от мужчин в специально отведённых местах. Потом в Англии некая дама дерзнула в этом купальнике купаться среди мужчин.

http://pravoslavie.ru/87484.html

И это навсегда. И это неизгладимо. И не сможет человек, так восприявший крест Христов, забыть о нем. О всем мире забудет, а о кресте Христовом никогда. Он остановится на пути своем и пойдет по тому пути, который указал ему Христос. И нет числа тем людям, сердца которых пронзил крест Христов, нет числа тем, которые ради креста Господня презрели все, что в мире, ушли от мира в дикие пустыни и леса и там жили одной мыслью об Иисусе, Своей кровью искупившем грехи всего мира и указавшем путь совсем иной, чем тот широкий торный путь, по которому стремятся огромные миллионы людей, давя друг друга и сталкивая со своего пути. Неужели же мы забудем когда-нибудь о страшном кресте Христовом и не пойдем за Ним по пути добра и правды, ради указания которого нам, Он волею взошел на этот крест? Волею, говорю я, ибо слышали вы, что сказал Он апостолу, который мечом отсек ухо раба первосвященникова: «Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего и Он представит Мне более нежели двенадцать легионов ангелов?» Пойдем же и мы все толпою на путь тернистый и узкий, на путь страданий за имя Христово, которые неизбежны для нас по слову Его. Аминь. 9 марта 1952 г. На пассии, четырнадцатое Повествование о последних днях и часах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, только что слышанное вами, полно глубочайших назиданий для нас. В каждое слово этого страшного повествования надо глубоко вдуматься и сохранить его в сердце своем. Знаю, что эти святые слова потрясают вас. Знаю, что с изумлением слушали вы слова разбойника, распятого вместе с Иисусом: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». И еще больше волновал вас ответ Господа Иисуса: «Днесь со Мною будеши в раи». Как! За одно исповедание распятого Христа Господом даруется ему Царство Небесное! Да, за одно исповедание, ибо оно поразительно в устах разбойника, ибо Христос знал, что произошло в сердце его. Попробуем же и мы понять это. Кто был этот разбойник? Мы этого точно не знаем, но важно для нас то, что и в Евангелиях, и у пророка Исаии он именуется злодеем, и это лишает нас права идеализировать его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Ибо он составил себе такое мнение, что богатство, веселье, пресыщение и изнеженность считал благами, а бедность, голод и тяжкую болезнь признавал злом. Посему, как сам ты полагал, имея такое ложное суждение, то припомни, что ты, согласно твоему мнению, восприял эти блага, когда шел по широкому и пространному пути, и Лазарь — зло, также по твоему суждению, когда он шел узкими вратами и тесным путем. Между тем как ты имел в виду только начало пути, он смотрел и на конец, не делаясь беспечнее по началу пути; поэтому ныне здесь он утешается, а ты страждешь; конец у того и у другого из вас вышел противоположный. Видели вы на самом деле конец широкого и пространного пути; узнали, как, чрез узкие врата и тесный путь, избравший их пришел к благому концу; выслушайте же и, еще более страшное. « И сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят ». Не пройдем, возлюбленные, этих слов без внимания, но размыслим о точности выражений и о том, какою честью и высоким местом пользуется лежавший в воротах, презренный, нищий, постоянно боровшийся с голодом, покрытый ранами, доступный псам. С охотою обращаюсь так часто к этому предмету, чтобы никто из живущих в бедности или в болезнях и голоде не презирал себя и не считал несчастным, но, перенося все с терпением и благодарностью, питался благими надеждами и ожидал тех неизреченных наград и воздаяния за труды. « И сверх всего ». Что это такое — « и сверх всего »? Сказав богатому: ты восприял в настоящей жизни все, что считал благом, а Лазарь восприял то, что ты считал злом, Авраам присовокупил эти слова, внушая ему, что каждый из них и достиг соответственного конца, сверх всего сказанного: ты — скорби, тесноты и неугасимого огня после наслаждения тем, что почитал благом, а он — отрады и наслаждения благами и пребывания со святыми, после борьбы в течение всей жизни с тем, что ты считал злом. И так как каждый из вас достиг соответственного конца — тебя пространные врата и широкий путь привели к этой тесноте, а его узкие и тесные врата к этой отраде, то и « и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Ибо оно далеко от больного, над которым еще царствует грех. Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому.  Если, - говорит, - " не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите " им, что у нас ничего нет общего с вами, мы ничего не имеем от вашего города, даже и пыль, прилипшую к нам, мы сметаем, то есть отрясаем, очищаем и бросаем на вас; однако ж знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Здесь спросит иной: как Господь говорит, что Царствие Божие приблизилось и к тем, кои принимают апостолов, и к тем, кои не принимают их? Нужно сказать, что Он нисколько не противоречит Себе. Ибо к тем, кои принимают апостолов, Царствие приближается с благодеяниями, а к тем, кои не принимают, с осуждением. Ибо, прошу тебя, представь себе, что на каком-нибудь зрелище находится много одних осужденных, а других неосужденных, например, сенаторов, полководцев и вельмож, потом какой-нибудь глашатай всем вместе, осужденным и почетным, возвещает: царь приблизился к вам! Не то ли он говорит, что к одним из них царь приблизился для наказания, а к другим, чтобы оказать им честь и благоволение? Таким же образом и здесь понимай. - Отраднее, - говорит, - будет Содому, нежели городу тому, который не принял вас. Почему? Потому, что в Содом не были посланы апостолы, и поэтому непринявшие апостолов - хуже содомлян. Заметь и то, что город, не принимающий апостолов, имеет широкие улицы; а широкий путь приводит к погибели. Итак, кто ходит широкими дорогами, ведущими к погибели, тот не принимает апостольского и Божественного учения. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Игорь 23 июля 2016, 12:32 Отче Олег!Спасибо!Ваши уроки как таблица умножения.Эмоции в сторону.Услышал,принял,а дальше каждый применяет к своей ситуации. Храни нас всех Господь наш! 22 июля 2016, 21:04 Для кого сказаны тогда эти слова-...Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя . Исайягл 58.6-8. У нас в стране " оквы неправды " уже разрешены? Ярмо на шею людям олигархи накинули, узы его уже развязаны? Кто за правду голос свой возвысит? Роман Синельников 22 июля 2016, 16:50 В таком случае вопрос. Ну с личным пониманием справедливости всё понятно: гордыня и всё, что ей сопутствует. Но как быть в ситуации, когда люди берут на себя обязательства и фиксируют их договором? Разве справедливость не в том, чтобы этот договор был безукоризненно исполнен обеими сторонами? А как быть с законодательством? Люди приходят на выборы, тем самым заключая с властью срочный договор. Его можно не исполнять? Разве человек, не выполняющий своих обещаний по каким бы то ни было причинам (например, пообещавший и не женившийся), поступает справедливо? И вообще, как сочетается жизнь по обязательствам, в которые вписан каждый из нас (трудовые договоры, съём квартиры, кредиты…), и жизнь по любви? Сергей 22 июля 2016, 11:15 А широкий, пространный путь, по которому идут многие…………… О ком идет речь? Мне представляется, что на самом деле в России, да и во всем мире основная масса народа живет во многих скорбях и болезнях. «мы безумны,… и немощны, и бесчестны, и терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками» (1Кор.4:10–12), что было и есть сутью апостольского служения и признаком истинного христианства. На самом деле очень важно знать то, что и доныне для нас, современных последователей Христа, Господь устраивает возможность спасения. Пусть множество простого народа и не думает о том , что живет по Воле Божией, но на самом деле так оно и есть. Вспомним простого Александрийского сапожника: Я не делаю ничего особенного, просто за работой гляжу на прохожих и говорю себе – пусть все спасутся , один я погибну. Господь и доныне с нами, и процесс спасения не на минуту не приостанавливается. Разве может быть такое, что бы Его жертва была напрасна, а молитвы Его матери- пресвятой Богородицы и всех святых были не услышаны ?

http://pravoslavie.ru/95545.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010