Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Господь наш Иисус Христос, поучая народ, сказал однажды следующую притчу: «Слушайте: вот вышел сеятель сеять. И когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и терние выросло, и заглушило семя, и оно не дало плода. И иное упало на добрую землю и дало плод, который взошел и вырос, и принесло иное тридцать, иное шестьдесят, и иное сто. И сказал им: кто имеет уши слышать, да слышит!» Вот вышел сеятель сеять. Кто этот сеющий? Это Сам Сын Божий, исшедший из недр Отчих и пришедший на землю. Семя, которое Он сеет, — это слово Его, Его учение о покаянии, о духовном совершенстве, об уготованном праведникам Царстве Небесном. Он бросает Свои семена повсюду, учит всех людей, но люди по-разному воспринимают Его слово. И когда сеял, случилось, что иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Что это за дорога, о которой упоминается здесь? Это тот широкий путь, которым идет большинство людей, идет, увы, в погибель, по свидетельству Самого Господа. Семена, упавшие при дороге, — это слово Божие, запавшее в души тех людей, которые, не задумываясь ни над чем серьезным и духовным, идут общим путем. Идут как стадо, следуя друг за другом, подражая друг другу, которые говорят: «Живу, как все». Они имеют свойственный большинству образ жизни, образ мыслей, который, как утоптанная на людной дороге земля, вследствие чего человек не принимает никакого слова, идущего из иного, высшего мира. Слово не проникает в душу. Птицы, клюющие семена, — это демоны, которые всевозможными развлечениями и попечениями стараются заставить нас забыть услышанное евангельское слово о спасении, стараются вырвать из нашей души само воспоминание о Боге и духовной жизни. Иное упало на каменистое место, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло. Иные семена упали на землю, где неглубоко под верхним слоем был камень, и скоро проросли, так как слой земли был тонок. Такая земля — это образ людей легкомысленных, увлекающихся, поверхностных, не способных к глубоким размышлениям, ищущих в жизни одни удовольствия.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

Вообще, в «Старике и море», как и во всем Хемингуэе, так легко прочитать именно общечеловеческое – про храбрость, мужество, испытание, силу личности, победы и поражения, преодоление себя… И не так легко прочитать тоньше и глубже – специфически христианское. Авторы спектакля как одно из возможных прочтений предлагают и такое. Ненавязчиво. И в то же время ясно. Человек «распят» на своем личном «кресте» – получается, он побежден? Прямой цитатой из повести спектакль трижды ставит эту проблему и делает ее главной темой: «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить». Трижды – не просто повторение. Старик с каждым новым витком борьбы накапливает градус размышления. Наращивает кардинальность вопросов к себе и к жизни. Так о чем будем говорить? О львах?! О бейсболе?! О рыбе?! Или все же о том, зачем я родился? И ответ приходит. И человек с удивлением открывает для себя: «А как легко становится, когда ты побежден. Я и не знал, что это так легко…» Правоту этих слов смутно угадает тот, кто слышал слова апостола Павла: «Господь сказал мне: сила Моя в немощи совершается». А новозаветная цитата целиком помещает «…И море» в еще более широкий контекст: «Господь сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " . И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12 :09). Чем меньше во мне меня, тем больше во мне Христа. Чем больше во мне моей немощи, тем больше во мне Его силы. Отчего так легко становится, когда ты побежден? Спектакль предлагает свой ответ: именно тогда, когда долгий мучительный путь оканчивается ничем, особо остро чувствуешь, что смысл – не в подведении итогов. А в том, что ты, человек, просто — есть. Потому что Бог не творит рыбака или писателя. Бог творит человека. И человека действительно «можно уничтожить, но нельзя победить». Потому что однажды две тысячи лет назад на Голгофе человек уже был уничтожен и уже победил – воскрес. А значит, ответ на вопрос, кто такой человек, — именно там, на кресте. Весьма обнадеживающее послание, сказал бы оптимист на кладбище…  

http://foma.ru/satirik-i-more.html

Вопрос 234. Как человек возвещает смерть Господню (1 Кор.11, 26)? Ответ. Как научил Господь, сказав: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» (Матф.16, 24), и как выразил Апостол, исповедав о себе: «для меня мир распят, и я для мира» (Гал.6, 14), на что и дали мы предварительное обещание в самом крещении; ибо, говорит он, «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6, 3): толкуя же, что значит в смерть Господню креститься, присовокупляет к сему: «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» (6), но, очистившись от всякого пристрастия к жизни, соделаться достойными свидетельства того же Апостола, который сказал: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (1 Колос. 3, 3), так чтобы осмелиться нам с дерзновением говорить: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» (Иоан.14, 30). Вопрос 237. Какая душа направлена по воле Божьей? Ответ. Та, которая приняла предложение Господа, сказавшего: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Матф.16,24). Ибо кто прежде не исполнит повеления отвергнуться себя и взять крест, тот потом сам в себе много находит препятствий к последованию за Христом. Вопрос 239. Какое сокровище «благое», и какое «лукавое»? Ответ. Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божьей, есть сокровище благое, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище лукавое. Из сих–то сокровищ, по изречению Господа, каждый в делах и словах своих износит или «лукавая», или «благая» (Матф.12, 35). Вопрос 240. Почему сказано: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель» (Матф.7, 13)? Ответ. Господь, по многому человеколюбию, для выражения учений истины употребляет слова и именования предметов, нам знакомых. Посему, как уклонение от прямого пути, проложенного по земле, возможно на большое пространство; так, говорит Он, уклоняющейся от пути, который ведет в царство небесное, находится на великом пространстве заблуждения. А слова: пространный и широкий, как рассуждаю, тождезначительны, потому что широкое и у знакомых с внешнею ученостью называется пространным. Поэтому поле, то есть, место заблуждения пространно, а конец его—пагуба.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Все воцерковленные люди знают слова Евангелия: «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7: 14). Все также знают слова царя и пророка Давида : «Широка заповедь Твоя зело» (Пс. 118: 96). «Широкий» – в первую очередь просторный. Как говорит святитель Феофан Затворник : «Заповедь широка потому еще, что исполняющему ее дает широту, или полную свободу». На первый взгляд, не так легко совместить эти два изречения. Вот давайте и поговорим на эту тему.      Есть в Патерике такая история. Два монаха впали в блуд. Придя в себя после совершения греха, стали говорить друг другу: «Что пользы в том, что мы, оставив ангельский чин, пали в эту нечистоту и должны будем идти в огонь и мучение?» Они вернулись в пустыню и просили отцов назначить им покаяние. Старцы затворили их в кельях на год, и обоим поровну давались хлеб и вода. Когда закончилось время их покаяния, они вышли из затвора. И отцы увидели одного из них печальным и совершенно бледным, а другого – с веселым и светлым лицом – и удивились этому. Печального брата спросили: «Какими мыслями ты был занят в келье?» «Я думал, – отвечал он, – о том зле, которое я сделал, и о муке, в которую я должен идти, – и от страха “прильпе кость моя плоти моей” (Пс. 101: 6)». Спросили и другого: «А ты о чем размышлял в келье своей?» Он отвечал: «Я благодарил Бога, что Он исторг меня от нечистоты мира сего и от блудного мучения и возвратил меня к этому ангельскому житию, – и помня о Боге, я радовался». Старцы сказали: «Покаяние того и другого – равно пред Богом». В этой прекрасной истории мы видим, что можно одинаково угодить Богу, не только ведя разную жизнь, но и имея разные помыслы. Я понимаю, что скептик упрекнет меня в том, что это – лишь красивая история Патерика, которая мало приложима к жизни. Но от этого чудесного рассказа, в котором не фигурируют имена и даты, давайте перейдем к более историческим повествованиям, изобилующим фактами. И первый факт до нас доносит святой апостол Лука : «По некотором времени Павел сказал Варнаве: пойдем опять, посетим братьев наших по всем городам, в которых мы проповедали слово Господне, как они живут. Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком. Но Павел полагал не брать отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отправился, быв поручен братиями благодати Божией, и проходил Сирию и Киликию, утверждая церкви» (Деян. 15: 36–41). Как мы видим, даже в среде апостолов были разногласия и споры, которые, впрочем, не мешали им совершать чудеса и знамения, проповедовать Христа, созидать Церковь. Почему – об этом позже.

http://pravoslavie.ru/65259.html

Все, что прежде узаконил относительно любви, теперь в немногих словах собрал существенное и вкратце возвестил легкое и самое справедливое дело, говоря: «Вся елика аще хощете, да творят вам человецы, тако и вы творите им». Итак, делайте им то, чего желаете и от них, чтобы они делали вам, а это совершенно одно и то же, что любить ближнего, как самого себя. Поэтому и прибавил: Мф.7:12 .  Се бо есть закон и пророцы. ...ибо в этом закон и пророки. Так утверждает древний Закон и пророки. Закон говорит: «возлюбиши ближняго своего яко сам себе» ( Лев.19:18 ), а пророки часто увещевали иудеев к братолюбию. Но и Христос впоследствии законнику, вопрошавшему, какая заповедь в Законе большая, ответив, что это есть заповедь о любви к Богу и о любви к ближнему, присоединил: «в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят» ( Мф.22:36–40 ), т.е. преимущественно держатся этих двух заповедей, наиболее трактуют об этих двух, а главною своею целью имеют научить людей, с одной стороны, любить Бога, живя благочестиво, а с другой стороны, любить друг друга, не обижая ближнего. Можно и иначе сказать, что весь Закон и пророки имеют в этих двух заповедях свой корень, основание и содержание. Мф.7:13 .  Внидите узкими враты. Входите тесными вратами… Узкими вратами называет упражнение в добродетелях: воротами, потому что оно вводит в вечную жизнь, а узкими воротами, потому что оно приготовляет входящим труды и болезни, пока они не пройдут, и потому что они не принимают людей, тучных от грехов, по причине величайшей своей тонкости до тех пор, пока они не отбросят тучности грехов своих. Мф.7:13 .  Яко пространная врата и широкий путь вводяй в пагубу, и мнози суть входящии им. ...потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Опять путем и воротами назвал сластолюбие, как ведущее к наказанию, которое здесь назвал пагубою. Назвал пространным и широким, потому что оно не доставляет никакого труда идущим по нему, так как оно не ограничено, своевольно и никем не охраняемо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Всего того язычники ищут; но знает Отец ваш Небесный, что вам во всем том нужда. Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и то все приложится вам. Не пекитесь же о завтрашнем дне: завтрашний о себе печется; довольно днешнему дню своей заботы. Глава 7 Не судите, да не судимы будете; ибо каким судом судите, так и вас судить будут; и какою мерою мерите, такою отмерится вам. И что ты видишь сучек в оке брата твоего, а бревна в твоем оке не чувствуешь? или, как скажешь брату твоему: дай, я выну сучек из ока твоего; а вот, бревно в твоем оке? Лицемер! вынь прежде бревно из ока твоего, и тогда посмотришь, как вынуть сучек из ока брата твоего. Не давайте святыню псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратясь, не растерзали вас. Просите, и дастся вам; ищите, и обрящете; стучите, и отверзется вам. Всяк просящий получает, и ищущий обретает, и стучащему отверзется. Или кто есть у вас такой человек, чтобы, когда сын его попросил у него хлеба, подал ему камень? И, когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Если же вы, будучи лукавы, умеете даяния благие давать чадам вашим; кольми паче Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Так во всем, как хотите, чтобы творили вам люди, так и вы творите им; ибо в сем закон и пророки. Входите тесными вратами; пространные врата и путь широкий вводят в пагубу, и многие входят им; а узкие врата и тесный путь вводят в жизнь, и мало таких, что обретают его. Берегитесь лжепророков, что приходят к вам в одеждах овчих, а внутри суть волки хищные; по плодам их узнаете их. Собирают ли с терния грозды, или с репейника смоквы? Так всякое древо доброе плоды добрые творит, а худое древо творит и плоды худые; не может древо доброе плоды худые творить, ни древо худое творить плоды добрые. Всякое древо, не творящее плода доброго, посекают и в огонь вметают. Так по плодам их узнаете их. Не всяк, кто говорит Мне: Господи! Господи! внидет в Царствие Небесное, но кто творит волю Отца Моего, Иже на небесах. Многие скажут Мне в оный день: Господи! Господи! не во имя ли Твое мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем силы многие творили?

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Вышла новая книга А. И. Осипова " Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея " 23.09.2018 В издательстве " Никея " вышла книга профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова " Жизнь с Евангелием. Комментарии к Евангелию от Матфея " . Ряд выступлений Алексея Ильича по телеканалу «Союз» с пояснениями к отдельным местам Евангелий от Матфея и от Марка вызвали интерес слушателей. Так возникла мысль о предлагаемых теперь комментариях на Евангелие от Матфея . Они не претендуют на широкий обзор вопросов, возникающих при его чтении, и останавливаются не на каждом его стихе, но, в основном, на тех, которые показались более значимыми для современного интересующегося человека. В книге была учтена просьба излагать материал по возможности кратко, современным языком, избегая специфических богословских терминов и церковнославянских понятий и слов. Основное внимание при этом в ней было уделено святоотеческому пониманию речей и притчей Спасителя, событий Его жизни. Обращение к святым отцам в настоящее время является особенно насущным, учитывая, с одной стороны, прямое вторжение в нашу среду либерально-модернистского духа западного богословия, который настойчиво пытается покорить последний бастион христианства – Православие, с другой – появление у нас т. н. «прозорливых старцев», проповедующих свое понимание Евангелия, своё учение. Однако апостол Павел на все времена ответил тем и другим: Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема (Гал. 1: 8). А 19-е правило Шестого Вселенского Собора прямо повелевает: «…аще будет исследуемо слово Писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители Церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающего». Alexey-osipov.ru / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 23.09.2018 15:52:46

http://drevo-info.ru/news/24095.html

– Выставка заявлена как итог 30 лет развития церковного искусства. Можно сказать, к чему оно пришло за это время? – Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что современное церковное искусство – живое, оно развивается. Я для себя понял, что эта выставка призвана не искать простых ответов, а, напротив, – ставить вопросы. Хотя некая картина у меня выстраивается – в выставке участвуют около 300 работ более чем ста художников, и я наблюдаю определенные тенденции, но подтверждение своим мыслям хочу получить после открытия, когда работы займут своё место в залах. Эта выставка призвана не искать простых ответов, а, напротив, – ставить вопросы – Но все-таки, расскажите о тех тенденциях в развитии церковного искусства, которые вы заметили, собирая экспонаты для выставки? – У Бальмонта есть строчки: «Иду я – тропинкою узкой,/Приду – как широкий рассвет», которые, наверное, можно применить и к современному церковному искусству. Когда началось его возрождение, было не так много художников и направлений, а сегодня – целое многоголосье. Хотя, если посмотреть на выставке работы художников, которые начинали в 1980–90-е: Александра Корноухова, Александра Лавданского, Евгения Максимова, рано ушедшего от нас Александра Соколова, – они очень разные. Евгений Максимов. Господь Саваоф. Эскиз к росписи купола храма Христа Спасителя Как писать «в каноне» – Одна из тем круглого стола посвящена канону в церковном искусстве. Об этом как раз все 30 лет и не смолкают споры. Но до сих пор, когда я слышу от художников: «Мы пишем в каноне», и спрашиваю, что они имеют в виду, – слышу совсем разные мнения. А вы что думаете по этому поводу? – На самом деле, из этого вопроса и родилась идея фестиваля. У проекта есть и второе название – «Видеть и слышать». Оно появилось во время раздумий над строчками Евангелия от Матфея: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите» (Мф. 13, 10–14).

http://pravoslavie.ru/146581.html

Глава 1 1–3. Известие о состоянии Иерусалима и народа иудейского, полученное Неемией от Ханани. 4–11. Скорбь Неемии и его молитвы. Неем.1:1 .  Слова Неемии, сына Ахалиина. В месяце Кислеве, в двадцатом году, я находился в Сузах, престольном городе. «Слова Неемии, сына Ахалиина». Еврейское debarim слова в надписании произведений исторических, имеет смысл широкий, ср. ( 1Пар. 29:29 ) dibrej David; ( 3Цар. 11:41 ; 2Пар. 9:29 ), означает слова и дела, т.е. историю вообще. Слова Неемии – история Неемии. Имя Неемии было у иудеев употребительным. В послепленное время лица, носящие это имя, упоминаются еще ( 1Ездр. 2:2 ; Неем. 7:7, 3:16 ). Происхождение Неемии точно неизвестно. Сообщение Евсевия и блаж. Иеронима, что Неемия принадлежал к колену Иудину, может считаться весьма вероятным, так как большинство возвратившихся из плена иудеев принадлежало к этому колену. Но нет никаких оснований считать Неемию потомком Давида, потому только, что он занимал в Иудее положение, аналогичное с положением происходившего из рода Давидова Зоровавеля. Ошибочно также наименование Неемии иереем в тексте Вульгаты ( 2Мак. 1:2 ). Отец Неемии Ахалия упоминается еще ( Неем. 10:1 ) (Гахалия). «В месяце Кислеве». По еврейскому счислению кислев – девятый месяц, соответствующий нашему ноябрю-декабрю. Название месяца заимствовано у вавилонян и вошло в употребление после возвращения из плена (ср. Schrader, Keilinschr. und А. Т. 2 Auf I. S, 379). «В двадцатом году». Из ( Неем. 2:1 ) той же книги видно, что в данном месте разумеется 20-й год царствования Артаксеркса и именно Артаксеркса Лонгимана (462–427), т.е. 445 г. до Р. X. «Я находился в Сузах, престольном городе». Сузы (евр. Schuschan и в клиноп. текстах Susaan) – город, служивший осенней резиденцией персидских царей ( Есф. 1:2 ; Дан. 8:2 ). Здесь Неемия находился, конечно, на должности царского виночерпия. Неем.1:2 .  И пришел Ханани, один из братьев моих, он и несколько человек из Иудеи. И спросил я их об уцелевших Иудеях, которые остались от плена, и об Иерусалиме.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Говоря о Себе, Спаситель также употребляет понятие Царства Божьего для обозначения сверхъестественного потустороннего нематериального мира. Спаситель о Себе говорит так. «Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием» ( Мк.14:25 ). Поскольку эти слова Спаситель произносит на Тайной вечере перед восхождением на гору Елеонскую, то понятие Царства Божьего в этих словах употреблено для обозначения нематериального сверхъестественного мира. Подобная мысль высказана и в другом месте из Библии. «Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления» ( 1Кор.15:50 ). Таким образом, понятие Царства Божьего, которое употреблено в данной цитате, применяется для обозначения потустороннего нематериального сверхъестественного мира. Однако, несмотря на то, что термин Царство Небесное и Царство Божье применяются в Библии для обозначения разнообразных религиозных понятий, в описании Царства Божьего никаких противоречий нет. Наоборот, применение словосочетания Царство Божье для обозначения различных понятий, говорит о том, что это очень широкий и многогранный термин. Но, несмотря на свою многогранность, это понятие объединено единой сущностью и представляет собой цельную монолитную структуру. И это доказывается глубинной сутью этого понятия. И в каком бы смысловом значении не употреблялось бы понятие Царства Небесного и Царства Божьего, прежде всего оно указывает на присутствие Божественного Начала на том человеке, предмете или явлении, о котором говорится. Именно в этом главное смысловое значение понятий Царства Небесного и Царства Божьего. Поэтому, указывая на то, что Спаситель ходил, проповедуя Царствие Божие, Евангелисты и говорят о том, что такая проповедь была угодна Богу-Отцу. Сказав человеку о том, что «недалеко ты от Царствия Божия» ( Мк.12:34 ), Спаситель указал на определенную степень праведности и богоугодности этого человека. Сказав людям «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:33 ), Спаситель говорит о том, что люди должны совершать богоугодные праведные поступки, на которых лежит Благодать Божья. Сказав людям «ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» ( Лк.17:21 ), Спаситель говорит о том, что такие люди вели праведную богоугодную жизнь и поэтому достигли благочестивого состояния своей души. И на них также присутствует Благодать Божья.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/o-zhiz...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010