Да поможет в сем деле ревнителям веры – Христос, Пастыреначальник наш и Бог! АМИНЬ.    г.Харьков,1926 г. 2815 февраля. Вечные муки и вечное блаженство    «И пойдут они в муку вечную,    а праведники в жизнь вечную». (Mф.XXV,46).    Какие страшные слова для одних! и как желанны для других! Муки вечные... Вечная радость... Кто же эти несчастные, которых ждет вечная гибель? И кто счастливые, наследующие нескончаемую блаженную жизнь?    Я представляю себе, возлюбленные, две дороги: одна дорога ведет от подошвы горы к ее вершине. Трудный путь – колючие растения на каждом шагу, рытвины, овраги, реки быстрые, опасности со стороны людей злых и страшных зверей. Но впереди, там, вверху горы сияет светлый чертог, весь залитый огнями. Там отдохнет усталый путник от всех трудов и страхов, и оттуда он никуда не будет спешить, но обретет вечный покой... А вот и другой путь: широкий, просторный – ведет он по наклонной плоскости к ... пропасти. И знают люди, что конец этой дороги – неминуемая гибель, но легкомысленно и со смехом бегут они, мчатся, друг друга опережая... Ехать легко, удобно, весело. Таковы две дороги: одна трудная, ведет к вечному блаженству, другая просторная, к вечным мукам, как и говорит Спаситель мира всем своим последователям: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь и немногие находят их» (Mф.VII:13—14). Желаешь вечной блаженной жизни, живи по-Божьи, как велят заповеди Господни. А ты Бога не хочешь знать, не желаешь и слышать о Его учении, живешь по своим страстям – ожидают тебя вечные муки. Это не речи человеческие ограниченные и изменчивые. Это слова Самого Бога, непреложные и истинные: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Mф.XXIV,35). Но, слышу возражения: неужели так строго будет поступлено с грешниками: краткая греховная жизнь и вечные муки, где же путь справедливости? – Да. Это так, но и не забывай, что и краткая, благочестивая жизнь ведет к вечной радости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Дальше Писание говорит: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны». Есть такое понятие «Страшный суд». Суд – категория юридическая. Слово «суд» встречается в Евангелии и в Откровении Иоанна Богослова, и это есть образ. В сегодняшнем чтении как раз и говорится, в чем этот суд состоит. Не Бог, восседая на судейском престоле, говорит: Я тебя осуждаю за твои злые дела, и ты пойдешь во тьму кромешную; а тебя Я прощаю, ты иди в жизнь вечную. Нет, это делает сам человек – он сам себя судит своим собственным выбором. Когда Христос пришел на землю, Он сказал: «Не мир пришел Я принести, но меч». В греческом языке, на котором написан Новый Завет , слово «меч» означает и «разделение». Весь мир разделен Христом. Каждый человек, каждый народ стоит перед выбором, принять Христа или отвергнуть. И каждый либо Его принимает, либо Его отвергает – другого нет. Если любой непредвзятый человек прочтет Евангелие, он прекрасно поймет, что оно требует от него сверхъестественной нравственности, но не все на это способны. Новый Завет совсем не для всех – это для избранных, это для мужественных, ответственных и сильных людей. Поэтому путь в Царствие Небесное очень узкий, а путь в погибель очень широкий. Евангелие обращено к каждому и ко всему миру, но совсем не каждый примет слово Божие. Наоборот, весь мир отошел от Христа. Мы живем в конце двадцатого века, когда уже все народы, и даже наш народ, русский, Русь Святая, отвергли Христа совершенно, во всей полноте. Сохранился только малый остаток тех, которые Христа принимают и хотят учиться исполнять Его волю, хотят Царствия Небесного достичь. Основная масса людей желает пожить здесь, здесь обрести определенное количество суррогатов, которые заменят им блаженство; временную жизнь они предпочитают жизни вечной. Но и из тех, кто ходит в храм, и читает Священное Писание , и пытается утром и вечером молиться, совсем не все принимают Христа. Большинство из нас с вами принимают Его только умозрительно, потому что палец о палец не ударяют для того, чтобы исполнить волю Христову; неизвестно на что надеются и не исполняют ни одной заповеди; ходят в церковь – но никакого исправления жизни, никакого желания действительно сделать шаг навстречу к свету, движения никакого нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Детей (а прежде – самим себя) нужно приучать к классической литературе, классической музыке, искусствам, культуре мысли и восприятия, культуре диалога, чтобы тогда, когда у детей произойдет столкновение с современной масскультурой, с современным миром, подействовало к тому времени успевшее выработаться противоядие. Если мы воспитаем в детях вкус к эстетически здравому, они уже не так легко «клюнут» на суррогат эстетики и им во всяком случае будет что противопоставить примитивным подделкам, всем этим так называемым поп-героям и поп-звездам, имже несть числа. Правильно ориентировать детей очень важно. У православных христиан сложился несколько искаженный стереотип восприятия внешнего мира. Так как внешняя среда греховная, антихристианская, нужно себя из нее изъять и воспитывать детей только во всем православном, а именно: ездить по монастырям и подолгу там жить; читать только православное, не учить ничему мирскому, готовиться к концу света или, на худой конец, к очередным гонениям за… А «за что», повод, тут находится всегда. Это совершенно неверно, так христианство, и без того истончающееся, прекратится совсем. Да, мы знаем, …что весь мир лежит во зле ( 1Ин.5:19 ). Но мы знаем также, что мы от Бога и что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе , ибо Сей есть истинный Бог и жизнь вечная (там же). И поскольку православный христианин – воин Христов, надо не уходить от социальной среды, а жить в ней и бороться со злом примером своей христианской жизни. Вот наша задача. Нужно воспитывать детей так, чтобы они были зрелыми, мужественными, самостоятельными людьми; чтобы они могли здраво оценивать тот социум, членами которого так или иначе мы все являемся, хотим мы того или нет; чтобы никакие соблазны мира сего не смогли заставить детей приобщиться греху; чтобы у них достало сил противостоять ему; чтобы они развивали в себе добрые начала, свидетельствуя о Христе своей добродетельной жизнью. Сейчас просто необходимо иметь высшее или хотя бы среднее образование, широкий кругозор, знать языки, владеть компьютером, иметь представление о современных технологиях и о многом другом. Дети должны учиться, чтобы быть востребованными обществом, может быть, даже более, чем неправославные христиане, чтобы они смогли стать солью земли ( Мф.5:13 ). А общество, – которое, как известно, начинается с семьи (помните выражение «семья – ячейка общества»?), – станет тем более здоровым и нравственным, чем больше в нем будет крепких настоящих христианских семей.

http://azbyka.ru/semya/brak-semja-deti-i...

Диалог 10-й. О духовной жизни Духовник . Что же тебе надо сделать, чтобы встать на путь духовной жизни? Ты, наверное, и не подозреваешь, как это трудно и в то же время легко! Неизвестный . Трудно – я понимаю. А почему легко – нет. Духовник . Один оптинский старец говорит: «Монашеская жизнь – трудная, это всем известно, а что она самая высокая, самая чистая, самая прекрасная и даже самая легкая – что говорю, легкая – неизъяснимо привлекающая, сладостнейшая, отрадная, светлая, радостию вечно сияющая, это малым известно. Но истина на стороне малых, а не многих». Он говорит это о монашестве. Но то же можно сказать и о духовной жизни вообще. Вот почему Спаситель сказал: «...иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф. 11, 30 ). А каково же иго Христово и каково же бремя Его, как не жизнь духовная! И у Апостола читаем: «Всегда радуйтесь». И он ни о какой иной радости говорит, как о радости во Христе Иисусе. Вот и потому и легко встать на путь духовной жизни. Тот же старец говорит еще: «Господь сказал возлюбленным ученикам: не бойся, малое Мое стадо, Яко изволит Бог даровати вам – что? думаешь, отраду? богатство? наслаждение? Нет! Царство! Где не только все блага, все возможные сокровища и красота, и слава, и свет, и радость, и горящая любовь, и Божеская жизнь, и веселие вечное. Царство это – Царство всех веков, перед которым все величайшие царства мира сего -дым, сырец! И в том-то Царстве света и веселия тебе уготовано и всем возлюбившим Господа Иисуса Христа царское место». Как же можно колебаться человеку в выборе жизненного пути? Ведь их два: узкий путь – спасения, широкий – гибели. Путь спасения – духовная жизнь. Гибели – жизнь плотская. Как говорит Апостол: «...если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете» ( Рим. 8, 13 ). Неизвестный . Относительно выбора пути я больше не сомневаюсь. Увидя жизнь так, как она сейчас мне представляется, – выбор сделать легко. Это верно, но я спрашиваю, как встать на этот путь. С чего начать? Я почти прожил свою жизнь и шел по другому пути. Мне все в нем понятно и привычно. А этот духовный путь от меня далек, чужд мне и совершенно мне неизвестен. Я понял, что не так жил. Я хочу теперь жить иначе, в соответствии с той истиной, которую вижу. И я спрашиваю тебя, как мне это сделать?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

«Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (ст. 13). Слова «день злый» можно перевести с греческого и как «день лукавый». Нам часто кажется, что против нас враждуют люди или неблагоприятно складываются обстоятельства, а на самом деле тут незримо действует диавол. Потому его действия против нас иногда называются коварством, а день, в который происходит наше невидимое сражение, — лукавым, из-за того что лукав демон, тайно на нас устремляющийся. Если мы исполним всё, чему учит нас апостол Павел, тогда сможем устоять. Исполнить нужно все учение. Не так, чтобы одно исполнить, а другим из каких-либо соображений пренебречь: допустим, не хочу я брать щит, потому что он очень тяжелый, или не хочу вести сражение определенным образом, а желаю делать все по-своему. Для того чтобы вести битву с диаволом, необходима не только вера и упование, но и большое искусство. «Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности» (ст. 14). Здесь апостол Павел уже начинает истолковывать вооружение воинов. Сначала он говорит о том, что мы должны препоясать чресла свои истиной. Широкий пояс, сделанный из плотной кожи, был частью одежды и признаком воинского звания. Иногда он был обшит металлическими бляхами, для того чтобы, с одной стороны, быть гибким и не мешать во время движения, а с другой — защищать поясницу от поражения врага. В этом случае он, можно сказать, являлся частью вооружения. Апостол Павел называет этот пояс истиной. Подобно тому как воины препоясываются поясом, мы должны быть всегда опоясаны истиной и никогда ее не оставлять. Что есть истина? Истина — это правое исповедание и стремление всегда жить согласно Откровению Божию. «И облекшись в броню праведности». Что может защитить нас от диавола? Праведность. То, что мы живем нравственно и стремимся к безупречности, ни в чем себя не извиняя. И мы не можем считать себя неуязвимыми, если мы не облеклись в эту самую необходимую для битвы часть вооружения.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

До сего дня твоим послушанием было настоятельство в больничном храме во имя великомученика и целителя Пантелеимона, и уже одно это говорит нам о том, что тебе как пастырю приходилось ежедневно и помногу соприкасаться с болью, страданиями и недугами людей, с их горестями, отчаянием и надеждами. Не давай же умолкать голосу человеколюбия и милосердия в твоей душе. Ибо ныне тебе предлежит гораздо более широкий, ответственный и многотрудный путь духовного врачевства. И потому деятельно возгревай в себе готовность укрепить сомневающегося, утешить страждущего, поддержать обездоленного, ободрить унывающего. «Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал» (1 Тим. 4:6). В мирской твоей жизни ты был архитектором. А это означает, что тебе не просто внятна неизреченная красота Божиего мира, но также ведомы открытые нам свыше законы искусства, законы гармонии, по которым творится красота рукотворная. Употреби же эти дарования и познания для активного созидания и благоукрашения храмов в твоей новой епархии. Но при всех заботах и попечениях всечасно уповай на всесильную помощь Божию, ибо Сам Спаситель сказал ученикам: «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) так толкует это речение Господа: «Только с Ним, с Его благодатью, став причастниками Крови и Тела Христовых, можем творить добро. Без этого ничего доброго не можем творить. Все остальное, творимое без Христа, ничего не стоит, все это негодно и презренно в очах Божиих» . По воле Вседержителя на твою долю выпала честь стать первым епископом только что созданной Арсеньевской и Дальнегорской епархии. Таким образом, твое имя будет первым вписано в ее историю. И потому можно сказать, что Богом и Священноначалием ныне тебе благословляется великое дерзновение явить себя вдумчивым, предусмотрительным, талантливым архитектором и строителем церковного бытия вверяемого тебе удела.

http://patriarchia.ru/db/text/1666902.ht...

Дорогие братья и сестры! Пусть наша вера будет сознательна, основана на точном знании нашего вероучения. Пусть наша вера будет кроткой и живой. Нужно ее развивать так, чтобы она вошла в нашу кровь, стала руководством к действию. Пусть средством к ее укреплению будет таинство Святой Исповеди: «Верую, Господи, в Слово Твое и в этой вере хочу жить и умереть». Поможем также всякому сомневающемуся и желающему найти Истину, повторяя слова апостола: «Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11,6 ). Аминь. Неделя о блудном сыне «Грех мой всегда предо мною» ( Пс.50:5 ). Господь наш Иисус Христос, пребывая здесь, на земле, говорил своим ученикам: «Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» ( Мф.7:13-14 ). С момента грехопадения наших прародителей, многие люди охотней ходят широкой дорогой греха, чем узкой дорогой правды. Почему? Потому что дорога греха легка и приятна, а по дороге правды нужно подниматься, как по крутым ступеням, с трудом, в поте лица. Но все меняется, когда и той, и другой дороге приходит конец, ибо узкая — ведет в вечную жизнь, а широкая — на погибель. И сегодня человек, как былинный богатырь, стоит в раздумьи на распутьи дорог. Господь некогда сказал устами пророка Иеремии: «Я предлагаю вам путь жизни и путь смерти» ( Иер.21:8 ). Ветхозаветный мудрец объясняет, какие условия нужно исполнить, чтобы идти дорогой жизни. Он говорит: «Бойся Бога, и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» ( Екк.12:13 ). Кто решился избрать широкий путь греха, тот не боится Бога и не исполняет Его заповедей. Задумаемся же над тем, что такое грех и к чему нас приводит греховная жизнь. Грех — это наше несчастье. Говоря о грехе и его последствиях, невольно вспоминается притча Христа Спасителя о блудном сыне, которую Святая Церковь предлагает сегодня нашему вниманию. В истории блудного сына целиком изображено и падение грешника, и его обращение к Богу. Блудный сын — это портрет человека, который воспротивился воле Создателя.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-propo...

Другим свойством ангельской природы является бессмертие. Прп. Иоанн Дамаскин считает, что ангелы бессмертны не по природе, а по благодати, ибо все, что имеет начало, имеет и конец, и если ангелы не умирают, то только по благодати. Свт. Григорий Палама , напротив, считал, что ангелы бессмертны по природе, т. к. иначе нельзя объяснить вечные муки падших ангелов. Они лишены благодати, но продолжают существовать. Оба мнения не имеют характера догмата. Третье свойство ангельской природы – совершенство. Прежде всего, оно выражается в особой близости ангелов к Богу. «Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ). Также совершенство выражается в святости. Они имеют ум более тонкий, гибкий и широкий, чем человек. Ангелам света чужды зависть и гордость. Они исполняются радости по случаю раскаяния каждого грешника ( Лк.15:10 ). Ангелы наделены могуществом и силой. По словам ап. Петра, силой и крепостью они превосходят все земные начальства и власти ( 2Пет.2:11 ). Но в то же время совершенство ангельской природы ограниченно. Бог «и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки» ( Иов.4:18 ). Они не знают существа Божия. Они не знают будущего, если Сам Бог им его не открывает. Для них непостижима до конца тайна Искупления, в которую они желали бы проникнуть ( 1Пет.1:12 ). Сокрыты от них, в известной мере, и помышления человеческих сердец ( 3Цар.8:39 ; Иер.17:9 ). Иногда они предсказывают будущее, но не в силу собственного ведения, а по откровению свыше. Будучи бестелесны и свободны от телесных страстей, они «не бесстрастны», т. е. не вполне свободны от духовных страстей. Их воля и могущество ограничены их природой. Они не могут своей силой сотворить никакого чуда, если не получат повеления от Бога, Который один творит чудеса. Интересен вопрос о соотношении ангельского и человеческого совершенств. Многие отцы высказывали мнение, что человечество в лице лучших своих представителей превосходит ангелов. Господь Иисус Христос по Своему Человечеству превосходит ангелов, Божья Матерь – Честнейшая Херувим... Через таинство Евхаристии человек может войти в более тесное, нежели ангелы, единение с Богом. Преимущество человека и в том, что он сопрягает в себе два мира – чувственный и сверхчувственный, поэтому именно от человека зависят конечные судьбы мира. Наконец, Писание говорит, что ангелы находятся в подчиненном положении по отношению к людям: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Т. е. цель ангелов – служение человеку. Частным случаем косвенного служения ангелов Богу является служение ангелов хранителей, т. е. ангелов отдельных людей. Об ангелах хранителях Господь Иисус Христос говорит: «Не презирайте ни одного из малых сих; ибо... Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» ( Мф.18:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Душа постящегося, как бы кладовая какого-нибудь известного богача и нуждается в бдительной охране, чтобы не подвергнуться грабежу; ведь и душа может быть ограблена как дом. У Давида дом души его был полон богатства, но он был ограблен, как хищником, удовольствием, потому что оставил доступ к душе открытым и не оградил ее затворами умеренности. В чем же он пренебрег умеренностью? В том, что давал много покоя телу. " Однажды под вечер , – именно так говорит книга Царств, – Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома " (2 Цар. 11: 2). Вечером уже – он восстал от сна и гулял; сон и после сна гулянье обличают в нем человека, предавшегося распущенности: широкий простор чревоугодию. Какой же вред получился для него отсюда? " И увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива " . И послав за ней, обесчестил ее. В том, что он видел, вины еще не было: никто не стал бы обвинять глаза за то, что они видят видимое. Но невинная сама по себе вещь послужила для Давида поводом ко греху, потому что, увидев женскую фигуру, он не поспешил отвести взор от нее, но как будто пригвожден был к ее красоте: он не отрывал глаз от тела женщины, как бы омывал дев своими взорами, и уже не девы были у него в глазах, но блудницы. Столько зла приносит и простой взгляд, если не обуздаешь его вовремя. Так и ныне мы можем распоряжаться пищей по своему усмотрению, как тогда Давид мог управлять своим взглядом. Но приражение греха навлекает ответственность и на невинного. Как именно? Пусть тело довольствует себя пищей: " достоин делатель пропитания своего " . Но пусть при нашем обеде присутствует Павел, и, если увидит кого-нибудь бесчинствующим в пище, как врач остановит бесчинника возгласом: " Имея пропитание и одежду, будем довольны тем " (1 Тим. 6: 8), – пищу, а не наслаждение, пропитание, а не увлечение пьянством. Наслаждение некогда привело израильтян к языческой пляске, а вино пленило их ум: " Сел народ , – говорит Писание, – есть и пить, а после встал играть " (Исх.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1591...

Евреи отличались страстным характером и нередко доходили в половом отношении до самой крайней извращенности и необузданности. Они часто не удовлетворялись обычным половым общением между мужчиной и женщиною, хотя и оно открывало широкий простор злоупотреблениям при преобладании у них чувственных инстинктов и вожделений. Как мужчины, так и женщины нередко доходили до противоестественных половых сношений не только друг с другом, но и с теми или другими представителями животного царства. Уже самое существование в Моисеевом законе постановлений, направленных против этих пороков, 1159 говорит об их существовании. Всякий знает, что можно судить по законодательным воспрещениям дурных действий о предшествовавших этим воспрещениям порочных явлениях. Имея в виду Моисеев закон, ап. Павел прямо говорит, что он дан по причине преступлений, 1160 и что при отсутствии последних не было бы и закона. 1161 Независимо и от этого каждый, кто внимательно прочитывал ветхозаветные книги Священного Писания, знает, что евреи иногда заходили слишком далеко в половых грехах и нередко падали в этом отношении ниже окружающих их народов. 1162 Имея в виду сдержать и обуздать половую похотливость и её беспорядочность, Моисеево законодательство выдвинуло целый ряд постановлений, не только вообще нормирующих половые отношения, но и грозящих самыми суровыми карами за особенно грубые половые грехи. 1163 Трудно ожидать, чтобы ветхозаветное законодательство, стремившееся водворить возможный порядок в половой жизни евреев и чистоту семейной жизни у них, покровительствовало разводам мужа с женою. На самом деле мы и не находим такого покровительства, не смотря на то, что гр. Толстой расположен приписывать его Моисею. Приведем сполна то постановление, на которое он опирается. Если кто возьмет жену и сделается её мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное (ervath dabar), и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и, она выйдет из дома его, пойдет и выйдет за другого мужа, но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж её, взявший ее себе в жену, то не может первый её муж, отпустивший ее, опят взят ее себе в жену после того, как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010