4) Путь праведных знает Господь и хвалит, ибо, по воле Его святой управляемый, он к благополучному концу, к вечному блаженству ведет. «Твердое основание Божие стоит, имея печать сию: «Познал Господь Своих " " (2 Тим 2:19). И еще: «Знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин 10:14). Знает Он и путь нечестивых, но не хвалит его, как противный воле Его, «ибо Богу не угодно беззаконие» (см. Пс 5:5); и поэтому путь нечестивых «погибнет», то есть к вечной погибели их приведет.    Как слепой, идя по земле и не видя перед собой рва, падает в него, и так путь его окан­чивается, и сам он погибает, так и нечести­вые, не имея просвещенных очей сердечных и сами не зная, куда идут, падают в ров вечной погибели, и так путь их (то есть все их дела и помышления) и сами они погибают. Тогда они очувствуются и будут каяться, но поздно: «Итак мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам, и солнце не озаряло нас. Мы преисполнились делами беззакония и погибе­ли и ходили по непроходимым пустыням, а пути Господня не познали. Какую пользу принесло нам высокомерие, и что доставило нам богатство с тщеславием ? Все это прошло как тень и как молва быстротечная», и прочее (Прем 5: 6—9).    Об этих двух путях и Господь говорит в Евангелии: «Входите тесными вратами, пото­му что широки врата и пространен путь, веду­щие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:13—14). Путь пра­ведных узок и тесен, так как они не по своей воле, но по воле Божией живут. Путь же нече­стивых — пространный и широкий, так как они, отвергнув волю Божию, делают, что хо­тят. Но как одни после временной тесноты переселяются в вечный простор, так другие после временного простора переходят в веч­ную тесноту, как говорит Соломон.    5) Третьего пути не видим, как и в буду­щем веке два только видим места в Писании: блаженство и муку вечную. Поэтому, каждый живущий на земле или идет путем праведных, и к блаженству вечному придет, или идет пу­тем нечестивых, и к вечной погибели идет.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   7) Широкий путь потому так называется, что путники его по воле своей живут, делают, что хотят, не взирают на волю Создателя свое­го и Бога, не подклоняют воли своей под иго Христово, но расширяют волю сердец своих, они отвергли крест и возлюбили век сей, и не­сут на плечах своих иго сатанинское, грехами и беззакониями обремененное. Сюда относят­ся сластолюбцы, любящие роскошь, взяточ­ники, лихоимцы, маммоне, а не Богу служа­щие, блудники, прелюбодеи, хищники, воры, пьяницы, ненавидящие ближних, злобные и мстители, клеветники, злоречивые, ругатели, лживые и льстецы, сквернословцы, любящие глупые речи, кощунники, скупые, немило­сердные, картежники, особенно на деньги играющие, и все творящие неправду и Бога не боящиеся, и пред словами Его не трепещу­щие, ибо все таковые в широте прихотей сво­их живут.    Не войди, душа моя, в совет их. «Не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро засохнут и, как зеленый злак, скоро отпадут. Покорись Господу и моли Его. Не ревнуй преуспевающему в пути своем, человеку, совершающему законопреступление. И еще немного, и не будет грешника, и поищешь место его и не найдешь. Беззаконники же будут изгнаны, и потомство нечестивых будет ис­треблено; праведницы же наследуют землю, и вселятся в век века на ней. Уповай на Господа, и храни путь Его, и Он вознесет тебя, чтобы на­следовать землю; и ты увидишь, когда будут истреблены грешники» (Пс 36:1—2, 7, 10, 28—29, 34). «Уповай на Господа, мужайся, и да крепит­ся сердце твое, и уповай на Господа» (Пс 26:14). Да будет тебе «закон уст Божиих лучше тысяч золота и серебра» (Пс 118:72). «Не Богу ли будет повиноваться душа моя ? Ибо от Него спасение мое. Ибо Он Бог мой, и Спаситель мой, Заступ­ник мой» (Пс 61:2—3).    Путь нечестивых широк, но в тесноту веч­ных мучений ведет. Смотри об этом Святое Писание, которое есть «светильник ногам на­шим», нижеозначенные места (Пс 49:17—22; 51:3—9; 1 Кор 6:9—10; Гал 5:20—21; Мф 25:41—46; Откр 21:8; Ин 3:14—15; Мф 6:15; 7:23; 8:12; 18:23—25; Еф 5:5; Ис 1и прочее), которые все показывают, что беззаконная и простран­ная жизнь в вечную пагубу ведет. Причина то­му та, что таковые люди противятся воле Бо­жией, которая «хочет, чтобы все спаслись»; и не хотят истинно каяться, чего воля Божия хо­чет, но последуют воле сердец своих. И Гос­подь явно говорит: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот недостоин Меня» (Мф 10:38). Если же недостоин Христа, то кого до­стоин как не противника Его, воле которого последует?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

    Помилуй мя, Боже, помилуй мя.]     Ахаавовым поревновала еси сквернам, душе моя, увы мне, была еси плотских скверн пребывалище и сосуд срамлен страстей, но из глубины твоея воздохни и глаголи Богу грехи твоя.    «Увы мне! Ты, душа моя, пристрастилась Ахавовым сквернам и была средоточием плотских скверн и постыдным вместилищем страстей».     «Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева» (3Цар.16:29—33).    Ахав, последуя советам жены своей Иезавели, отрекается от Господа своего и начинает поклоняться Ваалу, имя которого означает «господин», «хозяин». Царь находит себе нового хозяина, нового господина и верует, что господин этот даст ему возможность поддерживать свою власть. Он предпочитает трудному пути праведности легкий и широкий путь земной славы и власти, который обещает ему новый хозяин его.    Кто этот хозяин? Разве нужно об этом рассуждать после слов Давидовых, которые мы уже вспоминали: «вси бози язык суть беси» (Пс.95:5)?    Такое служение избирает нечестивый Ахав в своем стремлении стать равным духу мира сего.    А ты, душа моя, собирая страсти свои, последуя в них Ахавовым нечестиям, видишь ли, что творишь?    К какому же мipy ты, душа, хочешь приспособиться? К мipy, для которого главное — деньги, а не жизнь человеческая?    К мipy, где через суд дети выгоняют на улицу родителей? К мipy, где перестали рождаться дети, где место любви и семьи заняла самая неприкрытая похоть? А те дети, которые уже родились, предпочитают бежать из него в воображаемую жизнь компьютера или в скорую смерть наркомании?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Далее в наставлении: «Просите и дастся вам» Господь учит постоянству, терпению и усердию в молитве. Истинный христианин, помнящий наставление Господа: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его» не станет в своей молитве домогаться получения чего-либо суетного, вредного для спасения души, а потому может быть уверен, что по молитве его «дастся» ему и «отверзется» ему, как обещает Господь тому, кто усердно молится. Ев. Матфей говорит: «Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него», а св. Лука словами: «Даст Духа Святаго просящим у Него» разъясняет, какие это блага, о которых стоит и нужно просить. Отец не даст сыну вредного, а потому и Господь дает человеку только то, что является подлинным благом для человека.    В заключение наставлений об отношении нашем к другим людям, Господь изрекает правило, которое называют «золотым»: «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». В этом – «закон и пророки», ибо любовь к людям есть отражение любви к Богу, как любовь к братиям есть отражение любви к родителям.    Христос предупреждает, что последование Его заповедям не так легко: это «путь тесный» и «врата узкия», но зато они вводят в вечную блаженную жизнь, в то время как путь широкий и пространный, привлекательный для тех, кто не любит бороться со своими греховными страстями, ведет в погибель.    Тут же Господь и предостерегает Своих последователей от разных лжеучителей и лжепророков, которые могут совратить с этого единственного спасительного пути, каковы в настоящее время многочисленные сектанты, так заманчиво проповедующие о легкости спасения, минуя эти узкие врата и тесный путь. Эти лжеучители имеют наружный вид кротких овец, но внутри они подобны хищным волкам, губящим доверчивых овец. Этих лжеучителей можно распознать по «плодам их», т.е по жизни и по делам их. Как бы против современных сектантов, учащих об оправдании человека одною верою, без добрых дел, направлены и дальнейшие слова Господа: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго». Здесь ясно видно, что мало только веры в Господа Иисуса Христа, но нужна и жизнь, отвечающая этой вере, т.е. исполнение заповедей Христовых, добрые дела. В начале проповеди христианства многие действительно творили чудеса Именем Христовым, даже и Иуда, получивший эту власть, наравне с другими 12 Апостолами, но это не спасает, поскольку такие люди не заботились об исполнении заповедей Божиих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2763...

   Если человеческая душа не хочет внимать голосу Божьему и упорствует в своем грехе, то такую душу ждут муки и страдания, как в земной, так и вне земной жизни. И как бы злой дух-искуситель не выставлял в привлекательном виде путь человеческого падения, человеческая душа всё же чувствует обман и способна обратиться за помощью к Богу. И Господь укрепляет такую душу человека на пути раскаяния и отказа от зла. А приобретение удовольствий и исполнение корыстолюбивых планов при помощи зла обернутся для человека вредом и разочарованием.    Вход в широкий путь греха обманчиво разукрашен привлекательными цветами, но сам этот путь полон разочарований и обмана и состоит из страданий и неудач. И жизнь человека, идущего этим путем, будет отравлена ядом несбывшихся надежд, неудовлетворенными честолюбивыми желаниями и неукрощенными эгоистическими порывами. Обманчивый, призрачный свет надежды, который сияет в начале этого пути, заменится тьмой мук, страданий и разочарований. А душа человека, идущего по этому пути, постепенно окажется в кромешной тьме зла. Это объясняется тем, что сопровождать душу человека, идущего по широкому пути падения, будет дух зла.    Человек, идущий путем духовного восхождения, окружен лаской и помощью Божьей. “Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко” (Матф.11:30). ”Учение мудрого — источник жизни, удаляющий от сетей смерти” (Прит.13:15). “Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, — потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею... пути её — пути приятные, и все стези её — мирные” (Прит.3:13-17). Каждая преодоленная с кротостью и терпением трудность, каждая победа над эгоистическими желаниями и преодоление искушений приближает нас к Богу и развивает нашу духовную природу.    Дорога вверх узка, извилиста и крута. Она может иметь трудные подъемы, и окружена зияющими пропастями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Многие стихийные бедствия, такие как наводнения, разрушительные землетрясения и ураганные ветры, засухи и голод, эпидемии и неизлечимые язвы на людях, а также войны, междоусобицы и мятежи, посылаются («призываются» людьми на себя), как наказание за забвение Бога, за отступление от Бога и нечестие. § 2. Виды скорбей    Итак, всем христианам необходимо помнить слово Господне: «В мире будете иметь скорбь» (Ин.16:33), а также сказанное в Деяниях апостольских: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян.14:22). Определенно при этом не сказано, сколькими и какими именно скорбями, а вообще сказано — «многими»; ибо у каждого человека свои скорби, смотря по его внешнему положению и внутреннему устроению и душевным немощам. Сообразно со всем этим иному приходится испытывать одного рода скорби, другому — другого рода. Но для всех Господь положил одно общее правило: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21:19); «претерпевший же до конца спасется» (Мф.10:22).    «Входите (в жизнь вечную) тесными вратами, — заповедал Господь Иисус Христос Своим последователям, — потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:13—14). Узкими вратами Спаситель называет различного рода скорби и искушения, через которые человек должен пройти, чтобы очистить душу от греха и спастись. Как человек тучный или с большой ношей не может пройти узким местом, так и человек сластолюбивый или обремененный богатством идет широким путем. От такого широкого пути греховной жизни предостерегает нас Господь: широкий путь ведет в рабство погибельным страстям и в вечную гибель, и многие идут этим путем. Многие живут беззаботно, ни в чем не стесняют себя, грешат на каждом шагу и, обманывая свою дремлющую совесть, говорят: «Не мы одни — все так живут!»    «На широком и пространном пути, — говорит святитель Тихон Задонский, — находятся презрение и отвержение закона Божия, славолюбие, честолюбие, злоба, мщение, сластолюбие, греховные увеселения и удовольствия мира сего и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

   Рече Господь Своим учеником: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься» (Лк. 10:10—15).    «Господь говорит, что Царствие Божие приблизилось и к тем, кои принимают апостолов, и к тем, кои не принимают их. ...К тем, кои принимают апостолов, Царствие приближается с благодеяниями, а к тем, кто не принимают, — с осуждением. ...Отраднее, говорит, будет Содому, нежели городу тому, который не принял вас. Почему?Потому, что в Содом не были посланы апостолы, и посему не принявшие апостолов — хуже содомлян. Заметь и то, что город, не принимающий апостолов, имеет широкие улицы; а широкий путь приводит к погибели. Итак, кто ходит широкими дорогами, ведущими к погибели, тот не принимает апостольского и Божественного учения.    Тир и Сидон были города языческие, а Вифсаида и Хоразин — иудейские. Итак, Он говорит, что на суде язычникам будет отраднее, нежели вам, видевшим чудеса и не уверовавшим; ибо если бы они видели, они уверовали бы. Да и ты, Капернаум, вознесшийся до небес, как прославленный многими чудесами, совершившимися в тебе, низвергнешься до ада; ты будешь осужден за то, что и после стольких чудес не веруешь».    Вот за что были прокляты эти города. Вот почему и преподобный Андрей приводит тебе, душа моя, на память их незавидную судьбу.    Всмотрись в себя, душа. Научись видеть те чудеса, которые даровал тебе Христос во дни жизни твоей. Научись выделять из суеты обыденности те вехи, которые определяли твой жизненный путь, — и ты поймешь: не было ни одного важного шага, который не сделал бы вместе с тобою Сам Господь, направляя тебя в нужное место, готовя для тебя встречу и сердечное общение именно с теми людьми, которые были полезны для тебя именно в этот момент. Полезны, чтобы направить тебя в нужную сторону, чтобы оградить тебя от искушений и напастей, чтобы научить тебя, чтобы излечить тебя от излишней гордыни и самонадеянности, чтобы укрепить твой дух перед испытаниями, предстоящими тебе, чтобы поддержать тебя молитвами своими. Много, много пользы давал тебе, душа моя, Всеблагий Господь, и давал так,чтобы и излечилась, и укрепилась ты, и чтобы не была повреждена ни в чем воля твоя, чтобы ты всегда сама делала свой выбор, но — не вслепую, а на основе новых знаний, новых умений и навыков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   Вопрос 234. Как человек возвещает смерть Господню ( 1Кор.11, 26 )? Ответ. Как научил Господь, сказав: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой» ( Матф.16, 24 ), и как выразил Апостол, исповедав о себе: «для меня мир распят, и я для мира» ( Гал.6, 14 ), на что и дали мы предварительное обещание в самом крещении; ибо, говорит он, «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» ( Рим. 6, 3 ): толкуя же, что значит в смерть Господню креститься, присовокупляет к сему: «ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху» ( Рим.6 6), но, очистившись от всякого пристрастия к жизни, соделаться достойными свидетельства того же Апостола, который сказал: «Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге» (1Колос. 3, 3), так чтобы осмелиться нам с дерзновением говорить: «идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Иоан.14, 30 ).    Вопрос 237. Какая душа направлена по воле Божьей? Ответ. Та, которая приняла предложение Господа, сказавшего: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» ( Матф.16,24 ). Ибо кто прежде не исполнит повеления отвергнуться себя и взять крест, тот потом сам в себе много находит препятствий к последованию за Христом.    Вопрос 239. Какое сокровище «благое», и какое «лукавое»? Ответ. Умудрение во всякой о Христе добродетели, служащей к славе Божьей, есть сокровище благое, а умудрение порочное в том, что запрещено Господом, есть сокровище лукавое. Из сих-то сокровищ, по изречению Господа, каждый в делах и словах своих износит или «лукавая», или «благая» ( Матф.12, 35 ).    Вопрос 240. Почему сказано: «широки врата и пространен путь, ведущие в погибель» ( Матф.7, 13 )? Ответ. Господь, по многому человеколюбию, для выражения учений истины употребляет слова и именования предметов, нам знакомых. Посему, как уклонение от прямого пути, проложенного по земле, возможно на большое пространство; так, говорит Он, уклоняющейся от пути, который ведет в царство небесное, находится на великом пространстве заблуждения. А слова: пространный и широкий, как рассуждаю, тождезначительны, потому что широкое и у знакомых с внешнею ученостью называется пространным. Поэтому поле, то есть, место заблуждения пространно, а конец его-пагуба.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

    5:22 Гневается на брата своего  — ряд рукописей добавляет «напрасно». «Рака» — арамейское бранное слово («пустой человек»). «Безумный» — в иудейской среде чрезвычайно резкое ругательство, имеющее в виду не только и не столько интеллектуальный недостаток, сколько нечестие и развращение (ср. Пс 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: " нет Бога " »). Геенна  — первоначально название долины (евр. Хинном или Бен-Хинном) к югу от Иерусалима. Дурную репутацию этой долине принесло то, что она бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер 7:31). После того, как эти обряды были прекращены, место подверглось проклятию и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели и тлели огни, уничтожавшие гниение. Уже в ВЗ эта непрекращающаяся работа червей и огня стала символом конечной погибели грешников: «…И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис 66:24). Отсюда метафорическое употребление этого топонима в Евангелиях.   5:26 Кодрант (лат. quadrans — «четвертушка») — очень мелкая римская монета в четверть асса стоимостью.     5:31 Ср. Втор 24:1: «Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего…»     5:37 Да, да, нет, нет: возможно, двукратное повторение утверждения и отрицания употреблялось как формула заверения вместо запрещенной клятвы. От Лукавого — или «от лукавого», т. е. «от зла».     5:47 Со своими  — буквально «с братьями вашими»; имеется в виду любой, хотя бы весьма широкий, но замкнутый круг — родичи, свояки, друзья, соплеменники и т. д.     6:2 Лицедеи  — греч. ιποκριτα, слово, нормально означавшее актеров. Традиционный перевод — «лицемеры». Однако слово «лицемер» со временем несколько огрубело в своем значении; скажем, герой комедии Мольера «Тартюф, или Лицемер» — это тривиальный мерзавец, который начинает вести себя как скот, едва его покровитель на минуту отвернется.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

– А что, племянничек, бунтовал, небось, и ты в Нут-Амоне? – спросил Ахирам. – Я? Нет. Я человек смирный. Да нам и святой отец бунтовать не велит, – ответил Иссахар. Святым отцом называл он Птамоза. Старик покачал головой недоверчиво: – Врешь, ой, по глазам вижу, что врешь! Все вы, жрецы Амоновы, – бунтовщики… А только помни, сынок, бунтом ничего не возьмешь. – А чем же? – спросил Иссахар. Старик лукаво усмехнулся и погладил свою длинную белую бороду. – А вот чем, слушай. Праотец наш, Авраам, как сошел от голода из Ханаана в Египет, сказал Сарре, жене своей: «Ты у меня красавица; скажи же египтянам, что ты – сестра моя, чтобы мне хорошо было через тебя». Так она и сделала, и взята была в дом фараона, и хорошо было Аврааму через нее: был у него мелкий и крупный скот, и ослы, и рабы, и рабыни, и лошаки, и верблюды. А фараона поразил Господь за Сарру, жену Авраамову, лютыми казнями. Так-то, сынок. Благословен Израиль, народ, хранимый Господом! Он попирает выю врагов своих не бунтом, не силой, а мудростью, – заключил старик, и глаза его засветились плутовством Авраамовым. Молодой орел поднялся со скалы, медленно взмыл, озаряемый снизу заходящим солнцем, серебристо-седой, царственный, и плавными кругами закружил, высматривая добычу в степи, сосунка антилопы или степного стрепета. «Я носил вас как бы на орлиных крыльях и принес вас к Себе», – вспомнил Иссахар слово Господне к Израилю. «Так и меня сейчас несет!» – подумал он. Вспомнил также, что говорил ему Птамоз, посылая в Город Солнца: «Будь тверд и мужественен, сын мой, ибо с тобою Господь: Он совершит за тебя». И дал ему нож, маленький, бронзовый, жертвенный, с головой бога Амона-Овна вместо рукояти: на что, не сказал, и он не спросил, – сам понял. Вспомнив это, засунул руку под плащ, за широкий кожаный пояс и, нащупав в нем спрятанный нож, сжал рукоять нежно и крепко, как любящий – руку возлюбленной. «Ну что же, страшно? – подумал. – Нет, ничего не страшно с Ним: Он за меня совершит. Несет, несет и принесет к Себе!» Обернулся к Ахираму и сказал:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010