В данном ракурсе, как определить " расцерковление, " иначе как уходом, или откатом, в смерть, я не знаю; ибо “всему свое место под небом: время рождаться, и время умирать; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время войне, и время миру; и если какой человек ест и пьет, и видит доброе во всяком труде своем, то это — дар Божий” (Экклез. 3, 1-2, 4-5, 8, 13). Кстати, прошедшим октябрем совместно отметили 90-летие бытия Русской Зарубежной Церкви... прот. Александр Голубов 18 марта 2011г. 19:12 Итак, " расцерковление "=профанация или осквернение священных содержаний и значений, от L.  profanare, " осквернить " , от profanus " безобразный, не посвященный " , от pro fano " не принятый в храм (с посвященными) " , " стоящий вне, перед храмом " , от pro " прежде " , fano, аблатив fanum " храма " . " Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься " (Бытие 3:17-19) Вот, видимо, и вся " секуляризация " . 19 марта 2011г. 13:44 ///Вопрос: как можно по-другому определить " расцерковление " ? Это возможно, если есть широкий историко-культурный горизонт. Вот мы знаем биографии Герцена, шестидесятников (тех, кто был из духовного звания), Некрасова, Льва Толстого и проч. То, что происходило в их жизни, - к этому мы не прикладываем этого глупого, неуклюжевого термина " расцерковление " . Просто люди проживали свою жизнь и в том числе духовную. И мы даем ей описание применительно к различным этапам и в различных терминах. Под расцерковлением понимается некий педагогический неуспех. Вот мы трудились, воспитывая в церкви наших детей. Мы были первыми и нашим усилиям уже насчитывается 20 и более лет. Педагогические усилия имеют самый успешный вид там, где человек бессознательно применяет то, что видел у своих родителей. Там, где он делает по теории, - он может не преуспеть. И в этом случае нужно спокойно оценить то, что произошло в религиозном воспитании (я имею в виду какого-то конкретного человека): не получилось...

http://bogoslov.ru/article/1540449

В доказательство последней мысли проследим употребление слова μυστριον в св. Писании нового завета 46 . В речах И. Христа слово это имеет весьма широкий смысл, особенно в соединении с βασιλεα τν οπανν, βασιλεα το Θεο, – выражением, имевшим в устах Христа Спасителя весьма обширное содержание. Так как выражение «царство небесное, царство Божие» в устах И. Христа обозначало иногда все учение Спасителя и все вообще домостроительство спасения человека, которое Он имел совершить 47 , иногда частнее дело искупления, и усвоение дела искупления 48 , иногда еще частнее общество верующих в Него, будущую Его Церковь 49 , то и τ μυστρια τς βασιλεας τν οπανν обнимало у Него все то, что входило в объем понятия царства небесного. Еще одна особенность: μυστριον противополагается παραβολα 50 . В евангелиях   Мк. 4:11 , Лук. 8:10  (срав. Мф. 13:11 ) под μυστριον ближайшим oбpaзov разумеется таинственное учение, сообщаемое некоторым только лицам без прикровенности, без притч. Апостолы употребляли это выражение для обозначения 1) или всего учения веры Христовой, рассматриваемой с объективной и субъективной стороны (т. е. как веры и верования Христиан) или частных пунктов веры, 2) в значении символа, образа. Так в первом смысле ап. Павел говорит о диаконах, что они должны хранить таинство веры в чистой совести 51 просит христиан холиться о себе, дабы ему дано было слово – устами, открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования 52 , чтобы Бог отверз ему дверь для слова возвещать тайну Христову 53 . О себе он выражается, что он служитель церкви, имеющий то назначение, чтобы исполнить слово Божие, тайну сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его, которым благоволил Господь показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы 54 . Верующие соединены в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения 55 . Как ни велико значение знания тайн веры, но оно ничего не значит без любви 56 . Дар языков не служит к назиданию других, так как говорящий языками говорит не людям, а Богу; ибо его никто не понимает; он говорит тайны духом 57 . В частности апостол называет великою благочестия тайною все важнейшие дела Христовы, начиная с воплощения и оканчивая вознесением 58 ; Бог , по апостолу, открыл тайну своей силы о спасении чрез Христа 59 ; ему – апостолу Бог чрез откровение возвестил ту тайну (о чем уже в прежде писал он – апостол и из чего его читатели могли понять, как он разумеет эту тайну), что и язычники войдут в состав тела Христова 60 . Ему, меньшему из апостолов, даровано было открыть всем, в чем состоит причастие тайне, сокрытой от вечности в Боге 61 . Апостол не хочет оставить верующих в неведении той тайны, что иудеи некогда, по исполнении времен, обратятся ко Христу 62 ; сообщает он также и ту тайну, что при кончине мира не все мы умрем, но все изменимся 63 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

В другом [издании] говорится: не пощадил тебя глаз твой, чтобы Я сделал тебе одно [что-либо] из этого из жалости к тебе. Смысл же этого следующий: ты так поступала и так родилась во грехах и во грехах зачала тебя мать твоя, что даже сама не имела жалости к себе. И поскольку ты так поступала, что чрез злые дела являлась жестокой к отношении к себе [самой]; то что Я мог сделать тебе, которая не заслужила получить даже одно из вышеупомянутого? Итак, поскольку в отношении к тебе не было сделано ничего из того, что обыкновенно делается младенцам, и это не без причины и не без правосудия, но вследствие твоих грехов и пороков, – так как даже ты сама не имела сожаления к себе, – то ты брошена была на землю или на поле, а брошена ты была по причине развращенности души твоей в день, в который ты родилась. Будем молиться, чтобы вследствие развращенности души мы не были брошены на поле, на котором широкий и пространный путь, ведущий к смерти, на котором неистовствует конница халдеев. Но, вместе с тем, должно обратить внимание на то, что в день рождения никто не может совершить что-либо порочное, за исключением времени омовения, когда верою верующего принимается духовное (sapiens) рождение. Ueз.XVI:6–7 . Но, проходя мимо тебя, Я увидел тебя попранную в крови твоей, и сказал тебе, когда ты была в крови твоей: «живи!» сказал Я, говорю, «в крови твоей живи!» Я умножил тебя, как зелень полевую, и ты вошла и достигла красоты (mundum) женской. Сосцы твои получили, полноту и выросли волосы твои, и ты была нага и исполнена стыда. LXX: И проходил Я мимо тебя и увидел тебя смешанную с кровью твоею и сказал тебе: «от крови твоей да умножается жизнь». Я сделал тебя подобной всходу полевому и ты умножилась и возвеличилась и вошла в города городов. Сосцы твои выпрямились и выросли волосы твои, но ты была нага, исполнена позора. Когда ты была выброшена на поле или на землю по причине развращенности души твоей, ты сама не заслуживала Моей помощи; однако, проходи чрез тебя, Я видел тебя попранную или смешанную в крови твоей, то есть виновную в смертельных преступлениях, и призвал тебя, сообщая покаяние, и сказал тебе: хотя ты в крови, однако живи по обращении, и такое было в тебе обилие всего, что ты имела подобие плодородного поля и благословения Иакова, которым благословил его отец его, говоря: се воня сына моего яко воня нивы исполнены, юже благослови Господь ( Быт. 27:27 ), и вошла во внутренние покои (penemrale) Господа и говорила: введе мя Царь в ложницу Свою ( Песн. 1:3 ), и достигла женской красоты, вместо чего LXX перевели: и вошла в города городов, так что как говорится «Песнь песней» и «век веков», так называются города городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы. И это знак сильной любви, что сказывает им, где будет, сколько пробудет, и даже присоединяет причину. Ибо продолжает. Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. То есть многие желают приступить к вере, и мне открыть широкий вход к ним, так как мысль их созрела для веры. Ибо учитель стесняется, когда ученики его не усердны; напротив широкое для него поле, когда ученики его готовы. По этому самому и противников много, ибо диавол, видя, что его лишают рабов его, больше возмущается и восставляет противников. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен. Поскольку вероятно было, что Тимофей, прибыв в Коринф, будет обличать тех, которые грешили, и поносить их, то предостерегает их, дабы богатые мудрецы не восстали против него, не потому, будто Тимофей не имел мужества и мог пасть, но потому, что они сами себе могли причинить вред. А он был весьма готов на опасности. Хорошо сказал: у вас. Ибо не говори мне об эллинах, когда я требую от вас, что следует. Ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его. Ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его. То есть проповедует и учит, и не просто, но как я, что составляет великую похвалу для Тимофея. Поскольку он таков, то пусть никто не унижает его. Ибо он был молод и одинок, а ему поручено было заботиться о весьма многих и притом презрительных; вероятно также, что им пренебрегали. Но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. Но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями. Еще более говорит: и окажет ему честь; ибо это значит: проводите. С миром, то есть безопасно, без борьбы и спора, со всякой покорностью. Словами жду его устрашает, дабы они, зная, что он обо всем расскажет Павлу, ничем не оскорбили его, и одновременно выставляет его достойным почтения; ибо почитает его так необходимым, что ждет его.

http://predanie.ru/book/68866-tolkovaniy...

В обоих чтениях из Нового Завета, которые предлагаются нам в нынешнюю субботу, речь идет о духовных наставниках – но один и тот же предмет рассматривается с несколько различных точек зрения, применительно к разным ситуациям. Чтобы понять, о чем говорит Павел, необходим более широкий контекст. Почти с первых же строк своего послания апостол призывает коринфских христиан к единству: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях. Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов». Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились? (1 Кор 1:10–13). И далее: Итак никто не хвались человеками, ибо все ваше: Павел ли, или Аполлос, или Кифа, или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, – все ваше; вы же – Христовы, а Христос – Божий (1 Кор 3:21–23). Таким образом, апостол пытается отрезвить новообращенных христиан и напомнить им, что все они – ученики и последователи Христа, в то время как Павел, Аполлос, Кифа и другие проповедники Евангелия – лишь слуги Божьи. Да, им дано Спасителем чрезвычайно ответственное и важное поручение – и всё же они не более чем слуги, исполняющие волю господина. А потому было бы странно делиться на партии, пытаясь примкнуть к тому или другому слуге, забывая о Боге, которому те служат. Ситуация, с которой столкнулся Павел, нам, конечно, хорошо знакома. Разделения у нас происходят внутри прихода: «Ну эти-то вечно у отца Василия исповедуются – всё им мало постов и поклонов, еще выпрашивают!», внутри епархии: «Ах, матушка, так ведь в этом храме – сплошные либерасты, чему ж тут удивляться!», внутри Церкви Христовой: «Я русский, православный. Что? Константинопольский патриархат? Не слышал. Это католики, что ли?» И единственное средство, позволяющее вылечить все эти глупости и несуразности, – осознание того, что «все мы Христовы, а Христос – Божий», что Церковь – Тело Христово, а мы – члены этого Тела, члены единого организма.

http://pravmir.ru/o-duhovnyih-nastavnika...

В ужасе Савл ответил: – Господи, что Ты велишь мне делать? – Встань, иди в город, и там будет тебе сказано, что ты должен сделать. Савл встал. Глаза его были открыты, но он ничего не видел. Его спутники за руки повели его в Дамаск. Три дня он ничего не пил и не ел и не мог видеть ( Деян.9:1–9 ). В это время в Дамаске проживал последователь Иисуса Христа по имени Анания . На третий день по прибытии Савла в Дамаск Анании было видение, в котором было указано пойти на известную улицу, в определенный дом и спросить там человека- по имени Савл. Анания удивился, так как знал, что Савл жестоко преследует уверовавших в Господа Иисуса. Тогда он услышал в ответ голос Бога: – Иди, потому что Савл избранный Мною сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед людьми. Анания послушно пошел и, войдя в дом, где находился Савл, возложил на него руки и сказал: – Савл, Господь Иисус Христос, явившийся тебе на пути, послал меня, чтобы ты стал видеть и исполнился Духа Святого. И тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он, встав, крестился. ( Деян.9:10–19 ). Миссия Апостола Павла. Господь предназначил Савла на особое служение, к которому тот готовился более трех лет ( Гал.1:15–24 ). Он стал Апостолом для язычников. Именно ему было суждено вывести Весть о Христе из национальных еврейских границ на широкий простор тогдашнего греко-римского мира. Именно благодаря проповеди, начатой Савлом, ставшим выступать под своим римским именем Павел , язычники, которых до этого обращалось в веру во Христа единицы, стали притекать в Церковь широким потоком, определив ее будущий вселенский характер, усвоенный ей ее Божественным Основателем. Именно проповедь Павла стала примером для других Апостолов, которые теперь также стали возвещать о Христе не только евреям, но и многим язычникам, идя со своей миссией не только по Римской Империи, но и выходя за ее пределы. Как и другие Апостолы, Павел, основывая церкви в разных городах, для руководства ими рукополагал пресвитеров (старейшин), а в помощь им для дел благотворительности – диаконов (служителей). Он поддерживал отношения с этими церквами и, когда им нужны были советы и указания, писал им пространные письма – послания. Обычно эти послания касаются каких- либо трудностей, возникавших в церквах, или вопросов веры и церковной жизни; при этом в них излагаются самые основы христианского учения о Боге, о Его отношении к миру и человеку и о спасении, уготованном Богом верящим в Него через Его Сына – Господа нашего Иисуса Христа, Которого Он воскресил из мертвых. Жизнь и проповедь Апостола Павла также описаны в книге Деяний Апостолов, автором которой является Евангелист Лука, сопровождавший Павла в его миссионерских путешествиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

В эти минуты Господь призывает нас… Тихо стучит в наше сердце. На память приходят слова апокалипсиса: «Се стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит двери, войду к нему и буду вечерять с ним и он со Мною» ( Апок. 3:20–21 ). Этими минутами надо дорожить. Надо помнить, что не знаем мы, а часто и не хотим знать, где то Галилейское озеро, на берегах которого призывает нас Господь. Стучася у двери твоей Я стою, Впусти Меня в келью свою! Кто глас Мой услышит, кто дверь отопрет, К себе кто Меня призовет, – К тому я войду и того возлюблю, И вечерю с ним разделю. Ты слаб, изнемог ты в труде и борьбе, Я силы прибавлю тебе; Ты плачешь, последние слезы с очей Сотру Я рукою Моей, И буду в печали тебя утешать, И сяду с тобой вечерять … Стучася, у двери твоей Я стою, Впусти Меня в келью твою. Неделя 3я по Пятидесятнице: Лукавое око (Ев. Матф. 6:22–23 ) “Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?« Человеку свойственно расценивать все со «своей» точки зрения, предъявлять ко всем «свои» требования. Искусство христианского подхода к ближним одно из самых великих искусств. На этом пути открывается много соблазнов, и, в частности, соблазн обличения. Обличение само по себе действительно бывает нужно, но только тогда, когда оно основано на любви и искреннем расположении, а не является только выходом для теснящихся в нас недоброжелательства и раздражительности. Обличитель должен иметь «светлое око» и помнить, что великую ответственность берет он на себя, обличая других и указывая на чужие недостатки. Перед своею смертью один из подвижников говорил: «я никого не учил тому, чего прежде сам не исполнял.» Истинный христианский подход к ближнему – видеть в нем прежде всего образ Божий и помнить, что за всех нас вместе и за каждого в отдельности страдал на древе крестном Христос Спаситель. «Умная» душа (живущая духовным рассуждением) всегда старается брать от вещи только хорошее – говорит один из современных православных мыслителей. Привычка «критиковать» – одна из духовно опустошающих привычек. Слишком широкий простор открывается в ней для «лукавого ока.»

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

Ведь слово Песах происходит от древнееврейского глагола  пасах,  то есть «прошел». А кто  прошел ? Ангел, который во время последней казни египетской, убивал всех первенцев, но не заходил (то есть  проходил мимо ) в те дома, чьи косяки были помазаны кровью агнца: И созвал Моисей всех старейшин [сынов] Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра. И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения (Исх 12:21–23). Как этот праздник отмечался у евреев? Что значит «приготовить пасху»? Это был домашний, семейный праздник. В обеденной комнате обустраивали широкий стол, на который ставили чашу с соленой водой — она символизировала слезы, пролитые евреями во время египетского рабства. Интересно, что именно в эту чашу Господь обмакнул опреснок, который подал затем предателю Иуде (Ин 13:26–27). Также на пасхальный стол ставили блюдо с горькими травами: лук, цикорий, хрен, чеснок. Во время трапезы иудеи вкушали их до тех пор, пока на глазах не появлялись слезы. Так совершалась память о страшной трагедии, когда фараон приказал утопить в водах Нила всех новорожденных еврейских младенцев (Исх 1:22). Кроме того, из фиников, орехов и граната готовилась паста. Ее цвет напоминал глину, из которой порабощенные евреи строили города для фараонов. Опресноки раскладывали на столе в три стопки, между которыми клали салфетки. Эти три ряда пресного хлеба символизировали, что три социальных уровня иудейского общества — богачи, люди среднего достатка и бедняки — в этот торжественный вечер упразднялись: любой еврей, независимо от своего достатка, возраста и пола должен был участвовать в священной трапезе: И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдем, ибо у нас праздник Господу [Богу нашему] (Исх 10:9). Если семья была бедной и не могла позволить себе купить пасхального агнца, то можно было отметить праздник вскладчину с другой семьей.

http://foma.ru/kakuyu-pashu-otmechal-hri...

Верно слово, что никтоже благ, токмо един Бог ( Мф. 19:17 ) – Триединая Благость, а мы настолько бываем благи, насколько осияваемся Триединою Благостию» 197]. «В нынешнем Евангелии Господь наш Иисус Христос решает важный вопрос, предложенный Ему богатым юношей: что делать мне, чтобы наследовать жизнь вечную (Ср.: Мф. 19:16 )? Господь указывает ему на заповеди, данные людям от Бога чрез Моисея, притом на заповеди о любви к ближним, минуя заповеди относительно Самого Господа Бога, конечно, потому, что на любви к ближним основывается и любовь к Богу, и без любви к ближнему невозможно любить Бога: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? – говорит святой апостол Иоанн Богослов ( 1Ин. 4:20 ). Итак, Господь говорит богатому юноше: если хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди, именно: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя (Ср.: Мф. 19:17–19 )» 232]. «Итак, необходимо остановиться на этих заповедях и войти глубже в их смысл, чтобы видеть всю необходимость и пользу их исполнения и широту их приложения к жизни. Первое слово сказано: не убивай ( Мф. 19:18 ); под ним разумеется много других подобных повелений, а именно: не обижай; не раздражайся, не враждуй, не гневайся, не дерись; не будь ненавистлив: Всяк ненавидяй брата своего, человекоубийца есть, говорит апостол ( 1Ин. 3:15 ); не будь дерзок словом или рукою; не будь жестокосерд к бедным и скуп; не томи непосильными трудами подручных твоих; спасай погибающих, если можешь, например, голодных, утопающих, сам себя не изнуряй непосильными трудами или не расстраивай своего здоровья страстями и пороками; не соблазняй других и не предавай диаволу душ, искупленных бесценною Кровию Господа Иисуса Христа. Вот сколь широкий смысл этой заповеди. Далее Господь говорит: не прелюбодействуй ( Мф. 19:18 ) не только делом, но и мыслью, нечистым зрением, вожделением; брось всякое блудное мечтание и воображение, и все то, что ведет к прелюбодеянию: лакомство, пресыщение и пьянство; нескромные, соблазнительные разговоры, чтение нескромных, соблазнительных книг; нескромное обращение с лицами другого пола, нескромные картины и прочее. И одно воззрение на женщину с вожделением есть уже прелюбодейство, по слову Спасителя (Ср.: Мф. 5:28 ). Старайся о чистоте помыслов и чувствований, о чистоте нравов своих и ближних твоих, чад и слуг твоих, подчиненных и всех, с кем имеешь связи и близкие отношения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Видите, достаточно широкий перечень разнообразных законов. Можно подробным образом изучать их различные хозяйственные, социальные и другие аспекты, но нам интересно не это, а то, на что в первую очередь обращает наше внимание Новый Завет. Если вы помните, Господь Иисус Христос в обличительной речи против книжников говорит следующее: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять» (Мф. 23:23). Действительно, помимо чисто внешних и формальных предписаний, закон содержит еще и указания, относящие непосредственно к нравственности человека. Рассмотрим это на конкретных примерах. При установлении Пасхи говорится, что «один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх. 12:49). Такое было редкостью в те времена, равенство прав между природным жителем и пришельцем. Обычно было (да и сейчас есть) совсем по-другому. «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от господина своего; пусть он у тебя живет, среди вас на месте, которое он изберет в каком–нибудь из жилищ твоих, где ему понравится; не притесняй его» (Втор. 23:15-16), потому что иначе его ожидает расправа. «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исх. 23:4-5), – здесь речь об отношении к врагу. Преподобный Исидор Пелусиот, разъясняя смысл этой заповеди, пишет, что Бог дал ее «не столько имея попечение о животном, но наиболее ради самих людей. Враг, пришедший поднять павшее животное, без сомнения, вступит в беседу с врагом и скажет: «Там подними ты, а я подниму здесь». Беседа же есть начало примирения и путь, ведущий к дружбе. Посему Божественная Тишина постаралась достигнуть трех прекрасных целей: первой – чтобы животное не погибло, второй – чтобы не потерпел убытка владелец, и третьей – чтобы враги примирились и стали друзьями. Ибо, кому сделано добро, тот, если он и бесчувственнее камней, постарается вознаградить благодетеля, а признанного благодетелем, конечно, уже не будут более почитать врагом. Видишь ли, как неизреченная Премудрость узаконивает все, имея в виду благость и человеколюбие?» ч. 2–3, с. 293 – 294]

http://sedmitza.ru/lib/text/431018/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010