А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. Если, говорит, сбор будет такой, что потребуется и мое служение, то и я отправлюсь. Этим также располагает их к щедрости. Хочет также иметь и свидетелей, что он ничего не возьмет себе. Посему говорит: со мной пойдут. Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. Не сказал: я отправлюсь в Македонию, дабы не сказали: " ты предпочитаешь нам македонян " , но сказал: я иду чрез Македонию, то есть осматриваю македонян спешно и мимоходом, а у вас поживу. Этим показывает что он предпочитает их македонянам, как учеников искреннейших и достойнейших; ибо церковь коринфская была велика. Словом пробыть устрашает тех, которые грешили. Прибавляет если Господь позволит по причине неизвестности. Ибо он не знал, будет или не будет ему это позволено Духом. Ибо Дух водил его, куда Сам хотел. Находясь в Ефесе, он намеревался оттуда отправиться в Македонию, пройти ее, и потом отправиться к ним. Многими доводами доказывает свое расположение к ним, и тем, что не хочет видеть их мимоходом, и тем, что желает, чтобы они проводили его. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы. И это знак сильной любви, что сказывает им, где будет, сколько пробудет, и даже присоединяет причину. Ибо продолжает. Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. То есть многие желают приступить к вере, и мне открыть широкий вход к ним, так как мысль их созрела для веры. Ибо учитель стесняется, когда ученики его не усердны; напротив широкое для него поле, когда ученики его готовы. По этому самому и противников много, ибо диавол, видя, что его лишают рабов его, больше возмущается и восставляет противников. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен. Поскольку вероятно было, что Тимофей, прибыв в Коринф, будет обличать тех, которые грешили, и поносить их, то предостерегает их, дабы богатые мудрецы не восстали против него, не потому, будто Тимофей не имел мужества и мог пасть, но потому, что они сами себе могли причинить вред. А он был весьма готов на опасности. Хорошо сказал: у вас. Ибо не говори мне об эллинах, когда я требую от вас, что следует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

а) Рассказ страшный и изумляющий ум Авва Макарий сказал: Когда я пришел в Константинополь, ибо у меня явилось желание видеть его, и я гулял в одной галерее, – то вот я видел умственными (νοερος) очами (истина свидетельствует мне в том, что я рассказываю), данными мне Господом к разумению чудес Его, что какой-то человек, как будто евнух 1028 , стоит пред дверьми обиталища блудниц, закрыв лице свое своими обеими руками и так плачет, что можно было подумать и небо плачет вместе с ним. Я подошел к нему и сказал: какая же причина твоего плача и почему ты печален? Почему ты не уходишь отсюда, ведь это обиталище блудниц и любострастных женщин? Скажи мне, – прошу тебя. Ибо плачь твой возбуждает сильное сострадание. И отвечал он мне: По природе я славный раб Божий, я Ангел, назначенный для охраны и защиты находящегося здесь человека, так как все христиане в час крещения, каждый получает своего Ангела от Бога. Я сильно огорчен, видя его здесь преданного похотям и нечистотам, находящегося в этом обиталище ради похоти, как ты видишь, с этою блудницею; и как же мне не оплакивать образ Божий, низринутый в такой мрак? Я сказал ему: Почему же ты не убеждаешь избегать мрака этого греха? И отвечал мне Ангел: Потому что я не имею места, чтобы приблизиться к нему. Ведь с тех пор, как он начал творить грех, он раб демонов, и я не имею над ним никакой власти. – Откуда видно, что ты не имеешь над ним никакой власти, ведь Бог его вверил тебе? И отвечал мне Ангел: Бог наш, благий и человеколюбец, создал человека свободным, и позволил ему по своей собственной воле избирать путь, указав ему два пути, один узкий, а другой широкий, сказав ему о конце того и другого, что шествие по узкому и обременительному пути сопряжено с большим трудом в настоящем, но в безконечные веки веков доставляет покой, а шествие по широкому пути доставляет наказание вечное и огнь геенский и все прочие наказания. Какое же у меня остается увещание, каким же увещанием я буду пользоваться к этому человеку, которого Бог мне вручил для охранения его? Ведь Сам Господь и Бог наш Иисус Христос, Сын Бога Живаго убеждает, увещевает и учит всех – воздерживаться от студных дел, и едва ли кто-нибудь соблюдает Божественные слова Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Апостолам даже не пришлось произносить эти слова заблуждения перед Христом, потому что Он «уразумел» - и сказал: «Что помышляете в себе, маловерные, что хлеба не взяли? Еще ли не понимаете и не помните о пяти хлебах на пять тысяч человек, и сколько коробов вы набрали? ни о семи хлебах на четыре тысячи, и сколько корзин вы набрали? как не разумеете, что не о хлебе сказал Я вам: берегитесь закваски фарисейской и саддукейской?». И понимание пришло. Кстати сказать, приходится встречать арифметические выкладки на тему: почему на пять тысяч человек хватило пяти хлебов, а на четыре потребовалось целых семь? Толкования этого нехитрого факта бывают довольно нелепыми, потому что здесь дело-то не в количестве: просто нужно было собрать все, что было, ничего не утаив, ничего не оставив в резерве. Такой вот акт преданности и доверия. Забегая вперед, можно припомнить случай, как в апостольской общине Ананий и Сепфора отдали на жизнь общины не все деньги, полученные за свой земельный участок. Они были наказаны свыше смертью даже не только за это, а и за то, что вдобавок солгали. Поскольку христианство - это отношения человека с Богом лицом к лицу, они должны быть предельно (или беспредельно, как хотите) искренними и цельными. И к этому имеет некоторое отношение тот принцип, согласно которому пропасть невозможно преодолеть в несколько шагов, - или ты перепрыгиваешь, или... сами понимаете. Как быто ни было, ученики поняли, что речь идет о фарисейском учении. После чего история новозаветного благовествования разворачивается стремительно. Христос спрашивает: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?». Вспомним, что по законам семитских языков «сын человеческий» означает просто-напросто человека, и такое называние Мессии - очередной знак свободы выбора, поскольку в наименовании нет признака Божественности Иисуса. А свобода выбора возлагает на нас ответственность за этот самый выбор... В ответе учеников - довольно широкий разброс мнений: за Иоанна Крестителя, за Илию, за Иеремию «как одного из пророков».

http://foma.ru/kulminacziya-mf-16.html

б) Вторая заповедь (20,4) запрещает изображения Сущего. Делая идолов, люди верили, что в них пребывает сила божества. Тем самым они как бы получали богов в собственное владение. Кумир был магическим талисманом города, страны, народа. Он делал зримым и осязаемым Высшее. Не таков Бог, открывшийся Моисею. Превосходя все земное, Он не может и не должен иметь изображения: связывать Его с чувственным образом значило бы посягать на Него, пытаться умалить Его запредельную тайну и мощь. Насколько твердо держалась ветхозаветная Церковь этого принципа, показывают раскопки. Нигде и никогда археологи не находили в Палестине чего-либо подобного идолу Ягве. в) Третья заповедь (20,7) касается св. Имени Божия. Имя в библейские времена тесно связывалось с существом, его носящим. Поэтому, если Бог свят, то есть велик и непостижим, благоговение должно распространяться и на Его Имя (ср. евангельское «Да святится имя Твое»). Слово «лашав» (синод. пер. напрасно) имеет широкий смысл, включающий в себя и произнесение ложной клятвы и употребление св. Имени в суеверных целях (для ворожбы и т. д.). Позднее, около III века до Р.Х., благоговение к св. Имени вызвало запрет его произносить: его заменили словом Адонай — Господь. г) Четвертая заповедь (20,8-11) касается субботнего дня. В этот день должны отдыхать все люди — свободные и рабы, и даже скот. Именно этот отдых от трудов имел в виду Господь Иисус, когда сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2,27). В Новом Завете таким днем стал день Воскресный. Пояснение Элохиста к заповеди выводит ее из сказания о Шестодневе (см. §8,9), а Второзаконие связывает ее с исходом из Египта. I–IV заповеди говорят об отношении человека к Богу. Их объединяет великое завещание Моисея, оставленное им ветхозаветной Церкви незадолго до смерти: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» (Втор 6,4-5). Христос Спаситель, отвечая на вопрос: «Какая первая из всех заповедей?» — привел именно эту (Мк 12,28-30), но добавил: «Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19,18); иной, большей сих, заповеди нет» (Мк 12,31).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Бедственная участь израильтян казалась неизбежною. Они между тем, снявшись станом, медленно подвигались к Красному морю, желая достигнуть его к вечеру. Слышен уже был прибой волн на морском берегу, когда вдруг позади на небосклоне показались облака пыли, давшие знать о преследовании. Ужас объял всех и опять начался отчаянный ропот малодушных на своего вождя. В виду неизбежной гибели ропот превратился в обвинения, в которых звучала горькая усмешка отчаяния. «Разве нет гробов в Египте, что ты нас привел умирать в пустыне? 422 роптал народ. Что это ты сделал с нами, выведши нас из Египта? Не говорили ли мы тебе в Египте, оставь нас, пусть мы работаем египтянам? Ибо лучше нам быть в рабстве у египтян, чем умереть в пустыне» ( Исх. 14:11–12 ). В этом ропоте слышалось злобное малодушие рабов, для которых цепи рабства милее, чем свобода, достигаемая отвагой и мужеством. Можно представить, как тяжело было положение Моисея. Но великий вождь, спокойный даже в присутствии страшной опасности, сумел вовремя успокоить тревогу, пока она еще не перешла в гибельную панику. «Не бойтесь, стойте!» громовым голосом сказал он. «Господь будет поборать за вас, а вы будьте спокойны» ( Исх. 14:13 и 14). Слова эти успокоительно подействовали на массу, и она стала ожидать своей участи, которая несомненно должна была скоро решиться. Море бурно волновалось впереди, а сзади уже показывались передовые ряды преследователей. Опасность была страшная, но Иегова услышал вопль Моисея и повелел народу идти вперед, несмотря на бушующие волны, обещая, что море расступится пред ними и представит широкий путь для прохода ( Исх 14:16 ). И первым знамением этого покровительства было то, что Ангел Господень и столп облачный, двигавшийся впереди стана, теперь стали позади его, чтобы укрыть их от египтян. Настала ночь, темная и бурная. По указанно Божию, Моисей простер, руку свою на море, и сильный северо-восточный ветер пенил море и так яростно гнал воду к юго-западу, что дно моря совершенно обнажилось. «И расступились воды; и пошли сыны израилевы среди моря по суше; воды же им были стеною по правую и по левую сторону», защищая боковые подступы к переходу. Буря настолько задержала в таком положении воду, что израильтяне, естественно торопясь под влиянием страха надвигавшейся и, быть может, только ночью остановившейся погони, успели перебраться на ту сторону со всеми своими стадами. Несомненно, это была страшная ночь, как можно судить по описанию священного псалмопевца, воспевавшего этот достопамятный момент в истории своего народа столетия спустя:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Беседа с самарянкой – самый длинный диалог Иисуса с конкретным собеседником во всех четырех Евангелиях. Он начинается с просьбы Иисуса, за которой следует шесть вопросов женщины и шесть Его ответов. В течение этого обмена репликами собеседники покрывают широкий круг тем, касающихся, в том числе, религиозной практики самарян и семейного положения женщины. Однако тематика вопросов и ответов совпадает лишь частично, и по большей части совпадение носит внешний характер: образ или слово в речи женщины становится отправным пунктом для высказываний Иисуса на иные, более глубокие и высокие темы. Ни на один из вопросов женщины Иисус не отвечает так, как она могла бы ожидать 182 . Общая динамика беседы – от земного к небесному, от низкого к высокому, от человеческого к Божественному. Иисус начинает с простой житейской просьбы: дай Мне пить. Эта просьба становится поводом к разговору, который идет по нарастающей, переходя от одной темы к другой, все более важной. Разговор завершается тем, что Иисус торжественно объявляет женщине, что Он – Тот самый Мессия, Которого ожидали все жители Израиля, включая самарян. Беседа, согласно Евангелию, происходит возле города Сихарь (Συχρ). Город с таким названием в Самарии неизвестен, однако есть город с созвучным названием: Аскар. Есть также веские основания полагать, вслед за рядом толкователей, что под Сихарем разумеется Сихем 183 – библейский город, о котором в книге Бытия несколько раз упоминается в связи с Иаковом: Иаков, возвратившись из Месопотамии, благополучно пришел в город Сихем, который в земле Ханаанской, и расположился пред городом. И купил часть поля, на котором раскинул шатер свой, у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет. И поставил там жертвенник, и призвал имя Господа Бога Израилева ( Быт. 33:18–20 ). И сказал Израиль 184 Иосифу: вот, я умираю; и Бог будет с вами и возвратит вас в землю отцов ваших; я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок 185 , который я взял из рук Аморреев мечом моим и луком моим ( Быт. 48:21–22 ). И кости Иосифа, которые вынесли сыны Израилевы из Египта, схоронили в Сихеме, в участке поля, которое купил Иаков у сынов Еммора, отца Сихемова, за сто монет и которое досталось в удел сынам Иосифовым ( Нав.24:32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Библейское учение. «Перевод нового мира» откровенно искажает смысл текста Рим.10:13 . В оригинальном греческом тексте имени «Иегова» нет. Его вставили сюда переводчики Общества Сторожевой Башни. Правильно же этот стих звучит так: «Всякий, кто призовет имя Господне [Kurios], спасется» (курсив автора). А из более широкого контекста ( Рим.10:9–13 ) видно, что слово «Господь» относится к Иисусу Христу (см. стих 9, в котором Иисус однозначно назван «Господом») 655 . Спросите: Известно ли вам, что слова «Иегова» нет ни в одной греческой рукописи Нового Завета и что в текст Рим.10:13 и других стихов оно было вставлено Обществом Сторожевой Башни? Известно ли вам, что во всех греческих рукописях в тексте Рим.10:13 использовано слово Kurios, означающее «Господь»? Известно ли вам, что слово «Господь», как показывает более широкий контекст этого стиха ( Рим.10:9–13 ), относится к Иисусу, и что в 9-м стихе Он прямо назван «Господом»? Рим.10:13 – это цитата из Книги пророка Иоиля: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне [Яхве], спасется» (Ил.2:32). Но это не может оправдать использование слова «Яхве» (или Иегова) в Рим.10:13 . Как уже было сказано, в греческих рукописях стоит слово Kurios («Господь»). Таким образом, перевод Сторожевой Башни безоснователен. Тем не менее слова Иоиля очень важны: сколько бы ни отрицали Свидетели Иеговы этот факт, в 10-й главе Послания к римлянам апостол Павел пишет, что слова пророка («...кто призовет имя Господне [Яхве]...») исполняются, когда люди призывают имя Иисуса Христа. Для Павла «призывать Яхве» и «призывать Иисуса Христа» – одно и то же. Это явное свидетельство того, что Христос и есть Яхве. Те же слова Иоиля процитировал и апостол Петр в день Пятидесятницы: «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» ( Деян.2:21 ). Прочитав с 22-го по 36-й стих, вы убедитесь, что «Господь», о котором говорит Петр, – Сам Иисус Христос. (Именно Он был «засвидетельствован от Бога чудесными знамениями», пригвожден ко кресту, воскрес из мертвых, вознесся на небеса и воссел одесную Отца.)

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rassuzhd...

Бог постоянно именуется в Ветхом Завете Отцом. Поэтому иудеи не удивлялись, когда Христос называл Бога Отцом, хотя они понимали отечество Божие в отношении к людям, а не в отношении к Сыну Бо–жию, как Богу. Христос считал правильным и второе значение Божественного отечества, за что и был приговорен к смерти синедрионом… «Ныне, Господи, Ты Отец наш, мы глина, а Ты — Образователь наш, и все мы дело руки Твоей» (Ис., XIV,8). В этом тексте понятие почти совпадает с понятием Творца. Но в других текстах (например, Иер. III, 19, Ос., 1, 10) отечество Божие имеет широкий смысл: Бог есть Отец Израиля, потому что Он любит его и хочет, чтобы евреи относились к Нему, как истинные дети… Следовательно, отечество свойственно Богу; Ему свойственна любовь к другим не только, как к твари, но и как к личностям, способным быть причастными Ему и любить Его, как Отца. О Сыне Божием говорится в Ветхом Завете под образом Слова, Премудрости или Мессии. С наибольшей ясностью свидетельствует о Сыне Божием образ Премудрости, о Которой мы говорили выше. Премудрость часто описывается, как активная Божественная личность, в Которой Бог выражает всю Свою мудрость. Она именуется и Образом Бога и посвященной в Его тайны и сопрестольной Ему… О слове Божием говорится большей частью, как о творческой мысли Бога в том смысле, в каком сказано, что Бог творил мир, высказывая Свои повеления (Быт., I). «Словом Господним созданы небеса и Духом уст Его всё воинство их (т.е. звезды)». (Пс., XXXII, 6). «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Исх. LX, И). «Слово Бога нашего пребудет вечно»! (XL, 8). «На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах; в род и род истина Твоя» (Пс., CXIII, 89–90). В этих текстах иногда видят указания на Бога Отца под символом «уст»; из уст Отца выходит дыхание (Св. Духа) и в нем слово (Сын Божий)… Слово Божие понимается и как поучение Божие: «Он возвещает слово Свое Иакову, уставы Свои и законы Свои Израилю». (Пс., CLXVII, 19)… О послании Слова Божия на землю говорится и в книге Премудрости Соломона (XVIII, 15–16) и в Псалмах (СХ VII, 15–19)… Во всех этих местах речь идет скорее о проявлениях Слова Божия, о Его словах–логосах, а не о Самом Сыне Божием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Был он когда-то монахом, но потом отрекся от монашества и показал собой пример скатывания на широкий и пространный путь, ведущий к погибели; и даже не задумываясь о тесном и прискорбном пути, указанном самим Господом Иисусом, он внезапно его оставляет и берет себе жену. И не прислушался к слову Господа, который строго повелевал не соблазнять меньших братьев. И вот он, окаянный, соблазнил бесчисленное множество людей, поколебал великие царства и способствовал величайшим кровопролитиям во время междоусобных войн, восстав против апостолов и святых. Ведь все апостолы и святые своим христоподобным и воздержанным житием показали пример всей вселенной и, будучи людьми, уподобили себя ангелам, и землю уподобили небу, а исповедание трисиянного Божества укоренялось по всей вселенной. И если они могли совершить что-либо, что было в их власти, данной им от Бога, но не совершали этого, так это потому, что не хотели соблазнять своих меньших братьев, как об этом пишет Павел в послании к коринфянам: «Или мы не имеем власти есть и пить? Или не имеем власти иметь спутницею сестру жену?» – и далее, – «однако мы не воспользовались сею властью», что значит, заботились о слабых. И еще немного выше в том же послании говорит он: «Не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего, и пусть не погибнет немощный брат от знания моего». И если ты внимательно прочтешь его слова, то увидишь, что он во всех посланиях пишет о том же: и к высокому, и к низкому обращает свое уничижение, чтобы верных людей привести к христоподобному, нестяжательному и чистому житию. В одном месте он говорит: «Подражайте мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в вас». В другом месте говорит о том, что имеющие жен ничем не отличаются от не имеющих, а только «будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль». Еще в одном месте: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе». И еще: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, а я для мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В главах 3 и 4 мы кратко рассмотрим иудейский мир таким же образом, как в прошлой главе рассматривали мир языческий: отметим диапазон иудейских представлений о жизни после смерти, в частности, о воскресении (т.е. будущей жизни после промежуточного смертного состояния), во времена Иисуса и ранней Церкви. Поскольку значительная часть Ветхого Завета вообще не говорит о загробной жизни и уж тем более о воскресении, необходимо принять во внимание более широкий контекст: каковы были в целом надежды и чаяния древних израильтян? Все эти вопросы мы теперь предъявим релевантному материалу (большей частью текстам, но и археологическим данным) 355 . Затем (глава 4) мы обратимся к иудейским верованиям I века и посмотрим не только новые тексты, созданные в эпоху Второго Храма, но и толкования Ветхого Завета (например, кумранитами и в Септуагинте). Глава 3 нас к этому подготовит: тут мы рассмотрим ключевые библейские тексты, которые составляют основу всех последующих разновидностей иудаизма. 2. Усопшие вместе с предками (i) Почти небытие Многие места Ветхого Завета наводят случайного читателя на мысль, что представления Древнего Израиля о жизни после смерти не особенно отличаются от представлений Гомера, – и это простительно: …Ибо в смерти нет памятования о Тебе: в Шеоле кто будет славить Тебя? 356 Мертвые не восхвалят ГОСПОДА и все, нисходящие в могилу 357 . …Прах ты и в прах возвратишься 358 . …Что пользы в крови моей, когда я сойду в могилу? будет ли прах славить Тебя? будет ли возвещать истину Твою 359 ? …Ибо душа моя насытилась бедствиями, и жизнь моя приблизилась к преисподней. Я сравнялся с нисходящими в могилу; я стал, как человек без силы, между мертвыми брошенный, – как убитые, лежащие во гробе, о которых Ты уже не вспоминаешь и которые от руки Твоей отринуты. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну. Отяготела на мне ярость Твоя, и всеми волнами Твоими Ты поразил [меня]… Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? или во гробе будет возвещаема милость Твоя,

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010