Анатолия (Зерцалова) , о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам. С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря , в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил ) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Церковь в честь Богоявления в Козельске. 2005–2011 гг. Фотография. Нач. 2012 г. Церковь в честь Богоявления в Козельске. 2005–2011 гг. Фотография. Нач. 2012 г. В 1857 г. в Козельском у. действовали 65 приходов, в клире состояли 73 священника и 21 диакон, в Жиздринском у. имелось 53 прихода, служили 72 священника и 31 диакон. В 1813-1815 гг. предполагалось открыть ДУ в Козельске, однако из-за отсутствия в городе подходящего здания уч-ще было открыто в Мещовске. В 1863-1879 гг. в Козельске действовало единственное в Калужской епархии уч-ще для девиц духовного звания. Оно было создано на базе всесословной частной школы диакона козельской Благовещенской ц. Феодора Вырского, открытой в 30-х гг. XIX в. Занятия шли в доме Вырского, для общежития воспитанниц диак. Феодор приобрел отдельный дом. Вырский преподавал вместе с дочерью А. Ф. Вырской, применял передовые методы. В 1879 г. заведение было преобразовано в епархиальное жен. уч-ще и переведено в Калугу. В 1881 г. в Козельске был открыт епархиальный свечной завод, вскоре переехавший в Калугу. В кон. XIX - нач. XX в. в крае действовал ряд братств и церковноприходских попечительств. В качестве примера можно привести основанное в 1893 г. братство свт. Николая Чудотворца при Успенской ц. в с. Озерском Перемышльского у. (ныне Козельского р-на). В состав почетных членов братства входили прот. прав. Иоанн Кронштадтский , обер-прокуроры Синода К. П. Победоносцев и В. К. Саблер , министр имп. двора и уделов гр. И. И. Воронцов-Дашков, чаеторговец и благотворитель Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря С. В. Перлов и др. Братство содержало чайную, избу-читальню, приют для престарелых, церковный хор и неск. школ, в т. ч. церковноприходскую школу для девочек. В 1916 г. в Козельском у., разделенном на 4 благочиннических округа, было 59 церквей, в Жиздринском у., состоявшем из 5 благочиннических округов, насчитывалось 75 церквей. К числу наиболее значимых храмов края в нач. XX в. относились Успенский собор, Вознесенская и Благовещенская церкви (1810) в Козельске, Троицкая ц. бывш. Драгошанского Свято-Троицкого монастыря в с. Драгошань (Зимницы) Жиздринского у. (1670), Введенский собор Оптиной пуст. (1750-1771), Смоленский собор в Сухиничах (1770), Казанская ц. в с. Людинове Жиздринского у. (1802-1820) с уникальным хрустальным иконостасом, Александро-Невский собор в Жиздре (1855), 15-главый Казанский собор Шамординского монастыря (1889-1902) и др.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

При еп. Владимире (Никольском ; 1881-1888) особое внимание уделялось духовно-просветительской работе: было открыто 130 церковноприходских школ, учрежден епархиальный училищный совет, при архиерейском доме начала работу образцовая церковноприходская школа, построены новые общежития для Калужской ДС и Мещовского ДУ; в Калужском ДУ создана больница. В 1883 г. для борьбы с распространением старообрядчества в Боровске было учреждено братство прп. Пафнутия Боровского. При еп. Александре (Светлакове ; 1894-1895) были открыты епархиальная б-ка и Калужское отд-ние Палестинского православного общества . 1901-1917 гг. В 1903 г. в епархии насчитывалось 610 приходов, к духовному сословию принадлежало 5070 чел. Благочиннических округов в 1916 г. было 39. В 1917 г. в К. и Б. е. имелось 743 храма, 16 монастырей (11 мужских и 5 женских), в штате епархии числилось 76 протоиереев, 647 священников и 226 диаконов. Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Из действовавших в 1917 г. монастырей 5 были основаны в нач. XX в. В 1901 г. Шамординская Казанская община получила статус монастыря. В обители были выстроены 15-купольный Казанский собор с 6 приделами, богадельня с больничным храмом, трапезная, футляр над домиком-кельей прп. Амвросия, водонапорная башня и др. В мон-ре работала типография. В 1905 г. недалеко от Калуги был основан Сергиевский мужской скит Калужского отделения Палестинского правосл. об-ва. В 1916 г. в Жиздринском у. была открыта Мелхиседекова Одигитриевская муж. пуст. В 1917 г. статус монастырей получили 2 жен. общины: Свято-Троицкая в Тарусском у. и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. В нач. XX в. в Медынском у. существовали 2 жен. общины: Николо-Печерская и Скорбященская; все калужские мон-ри имели 10,2 тыс. дес. земли, причем по сравнению с кон. XIX в. земельный фонд калужских монастырей вырос почти в 2 раза. В 1913 г. наиболее крупные земельные наделы были у Оптиной пуст. (2928 дес.) и Шамординской жен. пуст. (1436 дес.). Самыми бедными являлись калужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (234 дес.) и Пафнутиев Боровский муж. мон-рь (152 дес.). По числу монашествующих наиболее населенной была Оптина пуст. (353 чел.), наименьшее число насельников было в Покровском Добром монастыре (30 чел.). В мон-рях епархии подвизалось 2703 монашествующих и послушников.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

10 декабря 1902 года Батюшка Иоанн освятил Троицкую церковь при подворье Леснинского монастыря, открытом в Петербурге на Черной речке. С.-Петербург. Подворье Леснинского монастыря Благодаря неустанным заботам и усилиям замечательной подвижницы — игумении Екатерины († 28 октября 1925 г.) Леснинская обитель стала примером миссионерского монастыря. Она вела большую благотворительную деятельность, имела больницу, богадельню для престарелых, иконописную мастерскую. Монастырь ревностно выполнял свою задачу — просвещать местное население, и важнейшую роль здесь сыграла монастырская школа-приют для девочек (сироток и детей бедных родителей). “Воспитание будущих жен и матерей в православном духе есть наилучшее и наивернейшее средство возвращения в лоно Церкви заблудших, отторгнутых или упорствующих овец”, — писал о деятельности Леснинского монастыря священник И. Фудель . Группа Леснинских воспитанниц В школе-приюте одновременно обучалось до 400 детей, программа была рассчитана на четыре года. При выпуске воспитанницы прекрасно знали грамоту, Закон Божий, богослужение, а также домашнее хозяйство и рукоделие. Подобное заведение было создано и для мальчиков. Преподавали сами монахини, причем по числу высокообразованных сестер Леснинский монастырь был сопоставим только с Шамординской обителью. Несколько молодых девушек приехали сюда, закончив Высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге. Мы знаем, что многие “бестужевки”, отказываясь от личного счастья, уходили в революционную борьбу и служили богоборческим идеям. Но были и такие, кто уневестились Христу и потрудились на Божией ниве. Школа-приют имела свой храм, где дети пели в хоре, помогали при богослужении. Не для него ли была написана чудесно обновившаяся ныне икона с надписью “Радуйся, безматерних сирот незримая Воспитательнице”? Матерь Божия — “сирот Воспитательница” Православное воспитание детей при монастыре под руководством матушки Екатерины принесло благодатные плоды. Враждебность окружающего униатского и безбожного населения была постепенно преодолена истинной верой и любовью, которые изливались Леснинской общиной на всех без исключения.

http://azbyka.ru/znamenija-bozhii-ot-svj...

1745–1761 г. духовным управителем по Салтовскому округу был протоиерей Рубежной Кирилл Емельянович Жибокрицкий, владевший хутором близ Салтова. Число прихожан Рубежной: в 1730 г. 630 муж., 582 жен.; в 1750 г. 668 муж., 640 жен.; в 1770 г. 710 муж., 681 жен.; в 1790 г. 750 муж., 720 жен.; в 1810 г. 785 муж., 760 жен.; в 1830 г. 822 муж., 814 жен.; в 1850 г. 619 муж., 644 жен. душ. Ярмарки – в день Вознесения Господня, января 1, июня 24, июля 20 и сентября 14. СЕЛО ГРАФСКОЕ (Андреевка) Андреевка – на левой стороне Донца. Земли Андреевки были подарены императором Петром Шафирову, но потом, отобранные в казну, в 1723 году пожалованы были Екатериною I Гендрикову, тогда еще не графу, но племяннику Екатерины. Первый храм во имя Апостола Андрея Первозваннаго, сообщивший свое имя и поселению, построен здесь около 1720 года. В 1825 году, усердием графини Анны Александровны Гендриковой, построен каменный храм, который в 1829 году освящен во имя Апостола Андрея Первозваннаго. В храме семь достоин примечания иконостас по прекрасной живописи, написанной рукой храмоздательницы. На счет владельца в Андреевке содержится богадельня на 20 душ муж., 28 жен.– давнее заведение. От холеры умерло в 1831 г. 17 душ муж., 15 жен.; в 1848 г. 56 муж., 43 жен.; цинги не было. Число прихожан: в 1730 г. 163 муж., 130 жен.; в 1750 г. 210 муж., 178 жен.; в 1770 г. 330 муж., 308 жен.; в 1790 г. 685 муж., 677 жен.; в 1810 г. 1230 муж., 1080 жен.; в 1830 г. 1633 муж., 1614 жен.; в1850 г. 1207 муж., 1260 жен. Церковной земли 66 десятин. В составе прихода ныне числится сельце Ильмень, образовавшееся едва ли не из переселенцев из Сумской слободы Ильмов. Здесь был храм Св. Дмитрия, при котором было прихожан подданных черкасов: в 1730 г. 128 муж., 120 жен.; в 1750 г. 170 муж., 158 жен.; в 1770 г. 208 муж., 209 жен.; в 1790 г. 235 муж., 223 жен. СЛОБОДА БЕЛЫЙ КОЛОДЕЗЬ В описи земель 1761 года сказано: «графа Ивана Симоновича Гендрикова на Волчанских дачах, на Белом Колодезе вновь населяется слобода – дворов с тридцать». В другом деле 1763 года сказано: «прошлаго 1760 года начала населяться Слобода Белый Колодезь». Белым колодезь назван оттого, что вода в нем беловатого цвета, и этот колодезь далеко прежде 1761 года был во владении казаков Волчанской сотни, которые пригоняли сюда на водопой скот свой, имея невдали от него хутора. Первый храм построен здесь графом Гендриковым в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1833 году поселили крестьян при большой дороге. И тогда же построили, на другой стороне колодезя, каменный храм, по прежнему в честь Иверской иконы Божией Матери. Храм построен Майоршей Екатериной Андреевной, урожденной графиней Гендриковой и Верой Федоровной Скалон.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

У князей Яблоновских герб покрыт мантией и короною княжескими. Это – князья, жившие и живущие на Волыни. Колено I: Павел Яблоновский, жил в начале шестнадцатого века; жен. на Куклинской. Колено II: Валентин, жен. на Доротее Яблоновской. Колено III: Каспар, Павел, жен. 1) на Голембовской; 2) на Вишненской; Матвей (ум. 1619 г.), жен. на Екатерине Кломницкой (во 2-м браке – за Яковом Потоцким). Колено IV: Григорий, Ян, жен. на Баковской; Мартын, жен. на Конарской; Павел, жен. 1) на Вильковской 2) на Потоцкой; Яков, Фома, жен. 1) на Лещинской; 2) на Хыщевской (от 1-го брака – сын; от 2 брака – 6 сыновей); Констанция, за Лесневским; София, за Крушевским; Ян-Станислав, мечник коронный (ум. 1647 г.), жен. на Анне Остророг. Колено V: Фома, Николай, жен. на Терезии Збиевской; Войцех, Яков, Рох, жен. на Анне Конаржевской; Станислав, жен. на Зебровской; Илларион, каноник капитула Познанского, Станислав-Ян, воевода Чермнорусский и великий гетман коронный (род. 2 апреля 1634 г., ум. 2 апреля 1702 г.), жен. на Марианне Казановской; София (ум. 1701 г.), за Подольским воеводою Францом Дзедушицким; Екатерина (ум. 1688 г.), за Христофором Ходоровским. Колено VI: Антоний, Ян-Станислав, воевода Волынский и Чермнорусский (ум. 1731 г.), женат на Иоанне, дочери Маркиза де-Бетюн; Александр, хорунжий коронный; жен. на Теофилии Синявской; Карл-Станислав, жен. на Марианне Потоцкой; Анна, за коронным великим подскарбием Рафаилом Лещинским; Ядвига, за воеводою Полоцким Яном Красниским. Колено VII: князь Станислав-Викентий, воевода Равский; жен. 1) на Иоанне Потоцкой; 2) на Доротее Радомицской, рождённой Брониц (от 1-го брака – сын и дочь; от 2-го брака – сын); князь Каэтан, воевода Брацлавский и кавалер ордена златого руна, жен. на Терезии Виельгорской; князь Дмитрий, жен. на Екатерине Шембек; Элеонора, монахиня; Марианна, за коронным великим подскарбием Францом-Максимилианом Оссолинским; князь Александр-Иосиф, воевода Новогрудский и кавалер ордена златого руна (род. 1711 г., ум. 1 марта 1777 г.), жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

По переписи 1732 года, в Юрьевке подданых хорунжего Григория Юрьевича Сошальского 191 душ муж.; подданых полкового писаря Ивана Ивановича Захаржевича 165 душ муж. В 1750 году прихожан 410 муж., 380 жен.; в 1770 году 540 душ муж., 528 жен. По ведомости генерального межевания 1784 года показано в Юрьевке с хутором Жеребецким 630 душ муж., 631 жен., 2471 десятина пашни, 20390 десятин сенокоса, 966 десятин леса, а всего 24346 десятин земли г.г. Сошальских и Захаржевич-Капустянских. Затем число прихожан: в 1790 году 648 муж., 650 жен.; в 1800 году 1037 муж., 987 жен.; в 1810 году 690 муж. 695 жен.; в 1830 году 865 муж., 872 жен.; в 1850 году 889 муж., 878 жен. II Ольшанский Округ ДВУРЕЧНАЯ Двуречная получила свое название от того, что расположена между двумя реками – между Осколом и речкой Двуречной. С именем слободы она упоминается в Чугуевской переписке 1668 года и с именем города – в царских бумагах 1685 и 1709 годов. Последнее дает видеть, что здесь была значительная казацкая крепость. В переписи, составленной Двуречному по царскому указу Чугуевским комендантом 13 сентября 1712 года, видим следующее: в сельце Двуречном церковь деревянная во имя Рождества Богородицы; в той церкви церковная утварь, и книги, и ризы, и колокола, по сказке того сельца жителей, все панское… В той церкви служащий поп Наум Демьянов сын; на его дворе светлица, да две избы черных». Эта перепись составлялась по случаю отобрания имений у бригадира Федора Шидловского, и следовательно здесь дело идет только о храме владельческом двуречанцев. По делам Консистории 1728 года видно, что в Двуречной был храм в честь Успения Богоматери и что при сем храме были два священника, быть может, второй священник был священником придельного Рождественского храма, по крайней мере так бывало тогда очень нередко. В 1825 году на место деревянного храма, построенного в 1777 году, освящен самим преосвященным Павлом каменный храм в честь Успения Богоматери. При Двуречанском храме 66 десятин земли. По упомянутой переписи 1712 года в Двуречной оказалось 80 дворов, 120 хозяев и 140 свойственников мужского пола. По переписи 1732 года в Двуречном 587 душ мужских, в том числе 33 подданых; в слободе Гусинце 376 подданых черкасов и священник, в деревне Молчановке 100 подданых. По исповедной росписи в 1750 году 430 муж., 404 жен. у одного священника, а у двух: 620 муж., 604 жен.; в 1770 году 750 муж., 738 жен. В 1784 году было 1440 душ муж., 1430 жен. войсковых обывателей, и 45 душ муж., 43 жен. подданых черкасов Капустянского, при 10345 десятинах пашни, 18357 десятин сенокоса и 1398 десятин дубового леса. Затем было в 1790 году 1460 муж., 1445 жен.; в 1810 году 1509 муж., 1611 жен.; в 1830 году 1628 муж., 1777 жен.; в 1850 году 1856 муж., 1826 жен.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

При храме 120 десятин земли; равно столько же при Архангельском с. Гавриловки, при Дмитриевском Золотого Колодезя, при Васильевском с. Прелесного, при Богородичном с. Михайловки, при Акиминском Новокременного. Метрики Александровского прихода начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 912 муж., 414 жен.; в 1810 году 916 муж., 851 жен.; в 1830 году 988 муж., 1043 жен.; в 1850 году 1123 муж., 1105 жен. От холеры умерло в 1831 году 89 душ, в 1848 году 71 человек; от цинги умерло 89 человек. Сильный неурожай и падёж скота в 1833 и 1848 годах были тяжелы. ПРИВОЛЬЕ Приволье, на реке Торце, населено г. Мартыновым около 1775 года. Храм во имя Архангела Михаила построен здесь в 1780 году помещицей Стефанидой Степановной Мартыновой. Деревянный храм сей в 1840 году перестроен генеральшей Александрой Львовной Ставраковой, урождённой Мартыновой, и ныне имеет прекрасный вид. От холеры умерло в приходе в 1831 году 21 душ муж., 21 жен.; в 1848 году 4 муж., 2 жен.; от цинги 9 душ муж., 26 жен. Метрики начинаются с 1784 года. Число прихожан: в 1790 году 1733 муж., 1601 жен.; в 1810 году 856 муж., 907 жен.; в 1830 году 869 муж., 880 жен.; в 1850 году 620 муж., 618 жен. КУРУЛЬКА Курулька – владельческое село. Каменный храм, во имя Алексея человека Божьего, построенный в 1846 году владельцем Алексеем Михайловичем Мартыновым, один из самых красивых храмов во внутренней отделке. Все иконы в греческом вкусе, но мастерской кисти. Утварь отвечает красоте храма Божьего. Прихожане страдали: а) от холеры, от которой в 1831 году умерла 21 душ муж., 17 жен.; в 1848 году 29 муж., 26 жен.; б) от неурожая хлеба в 1848 году, вследствие чего немало погибло скота; в) от цинги умерло 16 душ муж., 27 жен. Нынешнее число прихожан 503 мужчины, 497 женщин. Купянский Уезд. I Округ Купянский ГОРОД КУПЯНСК Купянск – в 198 верстах по почтовой линии и в 125 по проселочной от города Харькова, на правом берегу Оскола и двух заливов его, на значительной горе, что дает издали прекрасный вид городу. Остатки крепости его земляной вал с семью бастионами и со рвом вокруг вала заметны и еще поныне. Купянск, по древнему названию Купянка, Купчинка, до 1780 года местечко сперва Харьковского, потом Изюмского полка, встречается не только в указе 1708 года, где он поставлен между городами Слободской Украйны, но его видим в царской грамоте 1685 года, данной полковнику Донцу, в числе 13 городов, отделенных от Харьковского полка в ведение Изюмского полковника.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После 1764 года „ Богородицкий-Рождественский-Тобольский Чернеев-Преображенский-Шацкий жен. жен. Тобольская Тамбовская 585 594   Год упразднения неизвестен. Андреевский-Ситецкий Афанасиевский-Лихвинский Благовещенская-Медынская Богоявленский-Козелецкий Благовещенский-Чебоксарский Богоявленский-Чебоксарский Варваринский-Волоколамский Варваринский из-за Петровских ворот Васильевский-Нижегородский Гнилушская-Николаевская Духов-Витебский Знаменский-Капшин Иоанно-Предтечев-Рождественский-Торопецкий Козмодемьянский на Гремячей горе-Псковский Крестовоздвиженский-Уфимский Махировский Медведев-Иоанно-Златоустовский-Псковский Николаевская-Красногорская Николаевский-Касимовский Николаевский-Макошинский Петропавловский-Серектин Покровский-Васильевский Полбинская-Продтечева Пустынский-Николаевский-Новоторжский Рождественский-Болховский Спасо-Николаевский Спасо-Преображенский-Рославльский Спасо-Преображенский-Самарин Спасский-Самарский Спасский-Преображенский-Коломенский Спасский-Чепочкин-Уржумский Успенский-Болгарский Успенский-Нерчинский муж. жен. муж. жен. жен. жен. жен. жен. жен. муж. жен. муж. жен. муж. жен. муж. муж. муж. муж. муж. муж. муж. муж. муж. жен. муж. муж. муж. жен. муж. муж. муж. муж. Новгородская Калужская „ Черниговская Казанская „ Московская Псковская Нижегородская Московская Витебская Тверская Псковская „ Уфимская Витебская Псковская Тверская Рязанская Черниговская Псковская Нижегородская Орловская Тверская Орловская Херсонская Смоленская Самарская „ Московская Вятская Рязанская Забайкальская 14 20 28 70 31 68 97 98 102 163 183 203 222 253 264 292 293 306 313 324 358 371 382 401 408 447 455 464 469 473 476 543 547 X. Перемещение обителей из одной степени классов в другую а) в 3-ий класс. Годы. Название монастырей. Губернии. по порядку описания. 1766 1769 1771 1775 1786 1787 1791 1797 1798 „ 1806 1811 1816 1817 1819 1825 1828 „ 1829 1832 1836 1842 „ 1845 1856 1857 Спасо-Елеазаров-Великопустынский Крестовоздвиженский – Богоявленский – Слободской Зеленецкий-Троицкий Духов – Спасо – Каменный – Галактионова пустынь-Вологодский Свенский-Успенский-Брянский Валаамский-Преображенский Игрицский-Богородицкий-Песошенский Троицкая-Александро-Невская Спасский-Якутский Спасо-Преображенский-Пензенский Георгиевский-Балаклавский Трегуляев-Предтечев Чернеев-Николаевский Черноостровский – Николаевский-Малоярославецкий Петропавловский-Мценский Коневский – Рождественский – Богородицкий Мазаловский-Спасо-Преображенский Пустынский-Успенский-Мстиславский Высоковский-Успенский Вознесенский-Сызранский Антониев – Николаевский – Краснохолмский Иоанно-Богословский-Грозовский Покровский-Оршанский Троицкий-Виленский Осиновский-Крестовоздвиженский Афанасиевский-Ярославский

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Первый храм в Терешкове построен был, вероятно, полковником Андреем Кондратьевым и следовательно не прежде 1700 года. В 1726 году рукоположен был в священника «к Екатерининской церкви села Терешковки» дьячок Иосиф. Ныне существующий каменный храм, освящённый в честь рождества святого Иоанна Предтечи в 1819 году, построен Иваном Степановичем Кондратьевым. Два стихаря в сём храме замечательны по старому шитью. Число прихожан: в 1730 году 500 муж., 468 жен., в 1750 году 567 муж., 522 жен., в 1770 году 698 муж., 714 жен., в 1790 году 998 муж., 965 жен., в 1810 году 1147 муж., 1053 жен., в 1830 году 1015 муж., 1065 жен., в 1850 году 962 муж., 1039 жен. душ. От холеры 1848 года больных было очень довольно, но умерло 19 человек. В 1849 году прихожанин Терешковского храма, дворянин Даниил Шияновский, своею смертью дал урок, как недалека смерть от каждого из нас: нечаянный выстрел из ружья положил его во гроб, впрочем раб Божий успел исповедоваться и причаститься святой тайне. В 13 верстах от Сум, на горе, в версте от реки Псла. По переписи 1732 года Шлилёвка – имение Кондратьевой, населённое в 205 (1697) году. Первый Покровский храм построен здесь в то же время. Нынешний каменный храм освящён в 1850 году. В построении его участвовали приношениями Варвара Михайловна Римская-Корсакова и князь Пётр Оболенский, а священник Александр Сильванский испросил у набожных жителей города Сум до 1704 рублей серебром. В сём храме есть икона Божьей Матери Корсунская, издавна чтимая всею окрестностью. Эта икона написана искусною рукою на белом железе и украшена серебряною ризою с дорогими камнями. Метрики прихода начинаются с 1735 года. По переписи 1732 года в Шпилёвке школа и 225 душ муж.; затем было здесь: в 1750 году 280 муж., 261 жен., в 1770 году 316 муж., 290 жен., в 1790 году 346 муж., 345 жен., в 1810 году 380 муж., 375 жен., в 1830 году 500 муж., 546 жен., в 1850 году 574 муж., 605 жен. Юноковский Округ ЮНОКОВКА На реке Локне, на северо-западной границе губернии. В семи верстах от нынешней Юноковки, по правую сторону большой дороги в город Суджу, в 23 саженях от дороги, стоят 4 высокие кургана, окружённые валом как кольцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010