Заботами, трудами и молитвами о. Амвросия и новой настоятельницы обитель постоянно росла, строительство не прекращалось, но столько было поступающих, что мест для них все еще недоставало. А старец принимал всех приходивших к нему. Громадные постройки требовали и больших расходов, а иногда наличными оставалось несколько рублей. Но велика была вера старца и упование его на милость Божию. Не раз старцу говорили: “Батюшка, что же вы все больных и убогих принимаете, а чем содержать их будете?” Батюшка на это отвечал: “Да на больных, да на убогих мне Бог больше посылает, а на здоровых и вовсе ничего не дает” 183 . Для непосредственного наблюдения за хозяйством основанной обители старец Амвросий приезжал ежегодно в Шамордино. Время пребывания старца в обители для сестер считалось светлым праздником. Все с любовью встречали дорогого батюшку и неотступно сопровождали его, когда он осматривал обитель. Можно представить себе, что переживали сестры, беседуя со старцем, если они считали за счастье даже перенести шарф или другую батюшкину вещь 184 . Во время пребывания в обители старец посещал все корпуса, кельи, объезжал постройки и делал соответствующие указания. По-прежнему его осаждали многочисленные посетители, которым старец уделял все свободное время и для приема которых построили в Шамордино специальную “хибарку”. Но не только женская община была заботой старца Амвросия. Приходит к нему как-то незнакомый человек из Сибири, отдает ему свою маленькую дочь и говорит: “Возьмите, у нее нет матери” 185 . Этот случай побудил старца устроить при Шамординской обители детский приют, в котором скоро собралось около 50-ти девочек. Когда старец приезжал в Шамордино, приют он посещал одним из первых. Малютки приветствовали своего покровителя пением разных молитв и духовных стишков. Свидетели рассказывали, что нельзя было без волнения следить за старцем в эти минуты. Серьезно и задумчиво слушал он эти детские моления, и часто крупные слезы катились по его впалым морщинистым щекам 186 . Проведя несколько дней в обители, духовно напитав ее насельниц, о. Амвросий возвращался в Оптину. Все сестры всегда с большой скорбью провожали своего духовного отца. Последние дни жизни и блаженная кончина старца Амвросия

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/o...

— «Ну, вотъ, на — тебе!» Наделъ мне его на шею и ловко завязалъ его мне на груди узломъ, на редкость красивымъ и искуснымъ. Что бы это могло значить?» Авторъ С. А. Нилусъ недоумевалъ и спрашивалъ себя, что значитъ это, по–видимому, имеющее какое–то значеше дейсгае старца–пророка? Объяснеше этому связывашю пришло въ голову гораздо позднее. Связываше поясомъ символически обозначаете темничное заключеше, что и произошло съ Нилусомъ, приблизительно, черезъ 20 летъ. Въ Деяшяхъ пророкъ Агавъ поясомъ Ап. Павла связалъ себе руки и ноги: «мужа, чей этотъ поясъ, такъ свяжутъ въ iepycaлuмe ¡удеи и предадутъ въ руки язычниковъ» (Деян. XXI. 11). Уча другихъ терпешю, смирешю, heзлoбiю, старецъ iocuфъ самъ первый подавалъ примерь въ исполнеши всЬхъ этихъ добродетелей. Всягая скорби онъ переносилъ съ такимъ благодугшемъ и спокойсгаемъ, что посторонше не догадывались о переживаемыхъ имъ испыташяхъ. Онъ призывалъ своихъ духовныхъ чадъ къ творешю iucycoboй молитвы, указывая при этомъ, что при этой молитве необходимо смиренно вести себя во всемъ: во взгляде, въ походке, въ одежде. Молитвою достигается даже сама молитва. 0.iocuфъ пробылъ на своемъ посту скитоначальника и старца братти 12 летъ. Последшя пять летъ онъ сталъ ослабевать и иногда по два дня не принималъ никого. Съ 1905 г. онъ сталъ особенно часто прихварывать, но духомъ былъ все такъ же бодръ и ясенъ. Напоследокъ ему пришлось отказаться отъ должности скитоначальника. Въ Шамординской обители умерла умная и способная настоятельница. Сразу усилился притокъ дЬлъ, вопросовъ и хлопотъ. Старецъ iocuфъ слегъ и больше уже не вставалъ. Простившись съ оптинской братаей и съ Шамординскими и Белевскими сестрами, онъ скончался 9–го мая 1911 г. Въ жизнеописаши старца о. iocuфa (переизданномъ Св.Троицкимъ монастыремъ въ Джорданвилле въ 1962 г. стр. 117–120) приведенъ разсказъ о. прот. Павла Левашева, который сподобился видеть старца о. iocuфa, озареннаго еаворскимъ светомъ, сопровождаюгцимъ высокую степень умносердечной молитвы, какъ о томъ пишутъ святые отцы въ Добротолюбш. Вотъ прямой текстъ разсказа о. Павла:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

Удивительно при этом, говорит тот же наблюдатель, что в обоих монастырях (Оптинском и Шамординском) скорбь о батюшке, хотя и глубока и искренна, но вместе с тем светла и не безнадежна. С самым близким к батюшке лицом можно говорить о нем. Все спокойны, сдержанны и делают свое дело. Только иногда как-то с болью передернется лицо монаха, или застанешь его в тяжелой задумчивости. А иногда, среди разговоров о старце, кто-нибудь вдруг тихо промолвит со вздохом: «Эх, батюшка, батюшка!» И столько покорной скорби послышится в этих коротких словах! С кем ни заговоришь о нем, все его любят, все им облагодетельствованы… «Да кого он-то не любил?» – Вот общий, единодушный голос. Кстати, приведем здесь отрывок из стихотворения, посвященного памяти почившего старца, одной из монахинь Шамординской обители: Почил наш старец! Смолкло слово! Угас светильник на земле! Погас, чтоб возгореться снова В далекой горней стороне… Сложил тяжелое он бремя Великих пастырских трудов, Настало радостное время – Свобода от земных оков… ……………………………………… О, горе нам! Как одиноко, Как мрачно стало на земле!.. ……………………………………… Кто в усыпленьи нас пробудит? В смятеньи кротко утишит? Мысль непокорную осудит, А покаянную простит?.. Но верим мы: ты не оставишь, Ты не покинешь до конца, И души чад своих представишь Престолу Вечного Отца!.. Не твой ли голос раздается В душе покинутых детей? Теперь призывом он несется Из горней родины своей… Не то же ль бдительное око Нас зрит с твердыни голубой, Что проникало здесь глубоко В изгибы совести больной… Так закончилось земное странствование приснопамятного оптинского старца, о. иеросхимонаха Амвросия! Закончилось земное странствование, но не закончилась, а только началась его истинная, вечная и, веруем, блаженная жизнь на Небе. Веруем в это потому, что уже здесь, на земле, в нем очевидно для всех светился отблеск небесной блаженной славы, светился в чертах его нравственного облика, светился в той невыразимой отраде и душевном мире, которые он проливал в душу каждого человека, приходившего с ним в близкое или отдаленное духовное соприкосновение, светился в том глубоком нравственном обновлении и возрождении, которое совершалось в людях иногда под влиянием одного только слова или взгляда о.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Отец Анатолий, имея детски чистую душу, особенно любил детей. Когда в Шамординской обители устроился детский приют, то малютки сделались маленькими друзьями «большого батюшки Анатолия». Он часто присылал им гостинцы, ходил с ними гулять, вникал во все их интересы. Насколько заботился отец Анатолий о духовном преуспеянии своих чад духовных, воспитывая в них чуткость совести и приучая к телесным трудам, настолько же мудро охранял от всякого повода к тщеславию и самомнению вследствие взятых на себя подвигов. Одна монахиня просила у отца Анатолия благословения жить одной, чтобы поститься, молиться и спать на голых досках. Старец ответил ей: «Ты знаешь, лукавый не ест, не пьет и не спит, — а все в бездне живет, потому что у него нет смирения. Покоряйся во всем воле Божией — вот тебе и подвиг; смиряйся перед всеми, укоряй себя во всем, неси с благодарением болезни и скорби — это выше всех подвигов!» Одна сестра огорчилась тем, что ей, по послушанию, все приходилось копаться в саду, и старец в утешение рассказал ей про одного подвижника, который тоже сомневался, угодна ли Богу его работа. Однажды этот подвижник видит сон, будто он умер и стоит на Суде. Грехи его перевесили чашу весов, и нечего было больше положить на противоположную сторону. Тогда Ангелы принесли и положили лопату, которой он копал землю, и она перетянула весы. В обращении отец Анатолий был очень прост: весело, шутливо что-нибудь рассказывал, но в этих рассказах иногда очень метко обличал чьи-нибудь мысли или недостатки. Иногда любившим его сестрам было неприятно, что некоторые, не понимая его, составляли о нем превратное понятие, но отец Анатолий отвечал на это: «Мне все равно, что обо мне подумают; правда выше всего». Он был очень доверчив и, относясь сам ко всем просто, не подозревал ни в ком обмана. Старец Амвросий говорил про него: «Это израильтянин, в немже льсти несть». Ко всем он имел самую искреннюю любовь, но особенно любил своих духовных детей. Когда он узнавал что-нибудь дурное о ком-либо из своих духовных чад, то никогда не делал выговора, а ждал, когда сам человек сознается и раскается, и только тогда делал строгие наставления. Он очень дорожил вниманием и усердием к нему, ценил услуги и дорожил людьми, полезными для дела. Очень внимательно относился к работам, которые ему дарили, и иногда говорил: «А вот я хоть убей так не сделаю».

http://pravoslavie.ru/6131.html

Разделы портала «Азбука веры» Самое популярное Сейчас в разделе 1881  чел. Всего просмотров 97 млн. Всего записей 1130 Подписка на рассылку поделиться: ©2024 Православное аудио к содержанию ( 174  голоса:  4.6 из  5) Рассказ о жизненном пути истинной невесты Христовой, подвижницы и исповедницы, монахини Шамординского монастыря матушки Амвросии (Оберучевой). Искренность, духовная светлость и чистота души матушки пронизывает повествование, начинающееся в годы благоденствия Российской империи, проходящее через годы бунтов, революций, страшных гонений на православие и завершающееся предвоенным временем. Преданная дочь, врач, монахиня, старица — вот путь матушки Амвросии, который она прошла под руководством оптинских старцев Анатолия и Никона. Особенно ценны подробные записи матушки духовных наставлений и бесед, которые проводили оптинские старцы с монашествующими во время гонений. По своему жанру это книга воспоминаний. Но ее нельзя было бы охарактеризовать коротко, обращая внимание лишь на какую-то одну, главную, сторону жизни мемуариста, например: «Воспоминания земского врача» или «Записки монахини». Это — «Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий». Читая эту книгу, мы постепенно знакомимся даже не с событиями чьей-то жизни, а с основополагающими, глубинными понятиями христианства, или — с простыми, ясными, чистыми, естественными человеческими чувствами, давно потерянными или никогда не испытанными нами, людьми ХХ века, времени разрушительной силы. Матушка всей своей жизнью доказала, что если всецело посвятить себя Богу и ближнему, то воистину возможно человеку исполнить первую и вторую заповеди, достигнуть еще в этой жизни совершенной любви Христовой и стяжать милость Божию. Последнее письмо монахини Амвросии (Оберучевой): «Странная моя жизнь! К чему все это ведется? Видно, воля Божия. Да будет воля Божия во всем. Только с благоговейным трепетом ожидаю, что будет дальше. Все так удивительно сотворяется… Как бы исполнить волю Божию, чтобы не нарушить своим вмешательством». Исполнитель: Е. Г. Харитонова Издательство: Издание Новоспасского ставропигиального мужского монастыря Год выпуска: 2008 Время звучания: 22:52:01 Монахиня Амвросия (Оберучева). «История одной старушки» –:– 31:36 Стоп через Рекомендуемые аудио Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/audio/istoriya-odnoj-st...

Батюшка закричал келейнику: «Отец Александр, возьми этого дурака!» Отец Александр (потом о. Анатолий) взял меня за руку и повел вон. А там, когда вывел, стал меня трясти и приговаривать: «Этот будет наш, этот будет наш!» А я говорю: «Что ты врешь?» – так на него рассердился. Отец Анатолий был доброты необыкновенной. Все переносил с благодушием». (Отец Пантелеймон сопровождал батюшку о. Анатолия в Калугу, когда тот был арестован). Мать Анатолия (Мелехова), монахиня Шамординского монастыря, живет в Козельске. Она рассказывала мне о том, как батюшка о. Анатолий умел переносить скорби с благодушием. «Когда батюшку арестовали, то повели его вместе с владыкой Михеем в Стенино, пешком по льду и снегу. Отец Евстигней просил благословения нанять лошадку, а о. Анатолий не благословил: «Зачем лошадь, так дойдем, мне очень хорошо». В Стенине привели их к дяде Тимофею. Отец Анатолий был грустен. Дядя Тимофей спросил: «Что это вы, батюшка, печальный такой?» А он ответил: «Да уж это последнее». Когда ему стали выражать соболезнования, что вот его везут в Калугу, он сказал: «Что это вы, что? Да люди добиваются ехать в Калугу, да не могут, а меня бесплатно везут, а мне как раз нужно к владыке, просить благословение на схиму, вот я и воспользуюсь случаем». Когда его отправили в Калугу, то мать Анатолия послала к нему сестру монахиню узнать, как он там помещен. Сестра нашла его в больнице – кровать у самой двери и на сквозном ветру. А батюшка лежит такой веселый, что просто диво. Отдал сестре этой грязное белье – все в крови (когда шел пешком от вокзала до милиции, то грыжа кровоточила). Когда батюшка вернулся из Калуги остриженный, то многие его не узнали сначала, а потом, признав, были удручены его видом, а он сам веселый, вошел в келлию и сказал: «Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже! Слава Тебе, Боже!» Пил с нами чай и был такой веселый – не мог оставаться на месте – все рассказывал о поездке в Калугу: «Как там хорошо. Какие люди хорошие. Когда мы ехали в поездке, у меня была рвота. До ЧеКа мы дошли пешком, а там владыка Михей почему-то стал требовать лошадь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   Одна богомольная дама тщательно скрывала от него свою страсть к карточной игре. Однажды она попросила у отца Амвросия его карточку. Старец улыбнулся исказал: «Что ты, мать? Разве мы в монастыре играем в карточки?» Устыдившись, женщина покаялась в своей страсти. Одна девушка из Москвы в разговоре о старцеАмвросии с неприязнью называла его старым лицемером, но из любопытства однажды приехала в Оптину и стала позади других ожидавших старца посетителей. Выйдяв приемную, отец Амвросий посмотрел на собравшихся и вдруг обратился к этой девушке со словами: «А вот и Вера пришла посмотреть на старого лицемера». Послебеседы со старцем Вера решительно переменилась и впоследствии постриглась в Шамординском монастыре, основанном отцом Амвросием.    Для старца не было мелочей, недостойных внимания. Пришла однажды к нему крестьянка со своим горем – помещица наняла ее пасти индюшек, а индюшки дохли одназа другой. «Хоть ты помоги мне. Сил моих нет. Сама над ними не доедаю, пуще глаз берегу а колеют они. Согнать меня барыня хочет. Помоги, родимый!?Присутствовавшие при этом разговоре рассмеялись над глупостью бабы, к чему с такими пустяками идти к старцу. А отец Амвросий терпеливо поговорил с беднойженщиной, дал ей несколько советов и благословил ее, а тем, которые смеялись над ней, сказал: «Ведь в этих индюшках вся ее жизнь». После беседы состарцем индюшки у крестьянки перестали сдыхать.    Принимая новых посетителей: старец всегда обращался к самым несчастным из них, выбирая тех, кому нужнее всего были утешение, совет, помощь. Никогда иникому он не сказал – ничего не могу сделать.    Молитвами и заботами старца Амвросия основана была женская община вблизи от Оптиной, в Шамордине. В этой обители подвизалось до 800 насельниц. Подруководством старца в Шамордине сложилась крепкая духовная семья,сплоченная молитвой и трудом. Отец Амвросий любил приезжать в Шамордино иостанавливался там порой на несколько дней.    Его переписка была огромна. Каждый день он получал по 30—40 писем. Их раскладывали перед ним на полу, а он палкой указывал на те письма, накоторые следовало ответить немедленно, Часто содержание писем бывало ему известно прежде; чем вскрывали конверт. К старцу шлибогомольцы-простецы, верующие интеллигенты, богоискатели, которых немало было в образованном обществе в конце XIX века, шли и люди, далекие от христианстваи даже враждебные ему, и часто беседа с ним внутренне преображала их. Один господин пришел в Оптину, только чтобы «посмотреть» на старца. «Что ж, – сказалотец Амвросий, – смотрите», и, встав со своей кровати, выпрямился во весь рост и вгляделся в посетителя своим ясным взором. Пораженный чистотой иясностью этого взгляда, посетитель поселился близ старца и ежедневно вел с ним беседы. Через несколько месяцев он поведал ему: «Я уверовал». Но, когда кнему приходили люди равнодушные, отец Амвросий старался уклониться от них коротким вежливым разговором. Такие люди обыкновенно отзывались о нем потом: " Очень умный монах».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Оптиной Пустыни» (в составе избранных лиц, под председательством Архимандрита). Для нового же действования Настоятеля Пустыни по управлению, при участии монастырского совета, по всем частям состояния оной, снабдить настоятеля и совет составленною в Консистории, в виде начального руководства, подробною инструкциею, в основании коей положены: существующие узаконения о коллегиальных учреждениях, выработанные, по поручению Св. Синода, покойным Московским Митрополитом Филаретом и указанные Синодом для применения и к епарх и альным монастырям, Февральские правила 1853 года о благоустройстве монашеских братств в Московских ставропигиальных монастырях; инструкция Благочинному монастырей и относящаяся к данному предмету статьи из устава Дух. Консистории и Синодальные указы. Далее, предписано применить эту инструкцию и к состоящему при сей Пустыни Скиту, если к тому неокажется препятствий в уставах и обычаях этого Скита. Об учреждении же в Оптиной Пустыни монастырского совета Преосвященный Виталий донес Св. Синоду, с представлением списка с инструкции, на его благоусмотрение, и просил Синод – временно сделанное, в виде опыта, распоряжение об учреждении коллегиального управления Оптиною Пустынью разрешить оставить в оной навсегда, по многолюдству обители и обширности ее хозяйства, если только опыт подтвердит ожидаемую благотворность такового управления. Одновременно с указом Архимандриту Исаакию, Калужская Д. Консистория дала 3 Декабря указ Настоятельнице Казанской женской общины (Шамординской) Евфросинии за 10142, в котором на рапорт Настоятельницы (от 9 Ноября), о дозволении ей с сестрами обращаться за духовным руководством к старцам Оптиной Пустыни, Консистория в виду стт. 13 и 21 инструкции Благочинному монастырей, и за прекращением в Казанской Общине, со смертью Оптинского старца Иеромонаха Амвросия, мудрой и опытнейшей назидательности в иночестве, которая простиралась и на внешнее благоустройство обители , определила: В сказанной Общине учредить коллегиальное управление оною из семи лиц...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Афоном повеяло! То есть я должен был отвечать за все, что происходит в храме. Был уставщиком, регентовал. Отвечал за корреспонденцию и посылки, одно время заведовал монастырской библиотекой, водил экскурсии. Поначалу нас подвизалось совсем немного, послушаний оказалось достаточно, но ропота не возникало. Бог поругаем не бывает, или как студентки-комсомолки «поменяли акценты» Отче, но ведь далеко не всем нравилось, что в Оптиной пустыни возобновилась монашеская жизнь. Чувствовала ли братия какое-то противодействие и, если встречала косые взгляды, то как реагировала? Кажется, в газете «Известия», в одном из летних номеров за 1988 год появилась заметка, суть которой сводилась к следующему: в недавно открытую Оптину пустынь направили молодых монахов. Откуда они взялись в советское время? Был брошен клич студенткам московских вузов поехать и разобраться с этим вопросом. Некоторые девушки с комсомольским задором приступили к исполнению «важной миссии». Приехав сюда, они начали ходить на все службы, и такое началось! К примеру, я регентую в храме, а девушки станут сзади и прижимаются к тебе. Вот тогда я почувствовал силу монашеской мантии! Реально увидел, какая это защита для монаха! Или служу Литургию, в конце даю крест для целования. Что делают студентки-активистки? Многажды целуют твою руку, становится щекотно, крест чуть не выпадает. Дальше: пойдем, допустим, мы из монастыря в скит, а то и просто прогуляться по лесу, где растут реликтовые сосны, дубы, липы и клены, так эти девушки забегают вперед и начинают друг дружке в пояс кланяться. Привлекают к себе внимание. Но самое-то интересное, чем все закончилось. Все они приняли Крещение, а некоторые даже стали потом насельницами Шамординского женского монастыря! В одной своей проповеди Вы произнесли такие слова: «Пускай Господь через сегодняшнее Евангелие поможет нам поменять эти акценты внутри нашей души, поможет нам придти в правильное внутреннее духовное устроение». В отношении тех событий 30-летней давности можно утвердительно сказать, что девушкам «поменять акценты» внутри их душ помогла Оптина Пустынь?      Можно утвердительно сказать, что это был наглядный пример, как Божья благодать и оптинские старцы преобразили прибывших сюда с намерениями, отличными от тех, с какими ехали к нам богомольцы.

http://pravoslavie.ru/113478.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 22. Старцы Анатолий (Зерцалов) и Иосиф (Литовкин) После кончины старца Амвросия многие шамординские сестры стали скорбеть, и дьявол начал их бороть искушениями, особенно помыслами и унынием. В это время много их утешал и успокаивал их духовник отец Анатолий (Зерцалов) . Много труда он понес ради сестер, хотя не имел больших сил и уже чувствовал приступы нездоровья. Он ехал в Шамордино во всякую погоду и даже во время разлития реки, подвергаясь опасности простудиться или утонуть... Не мог он оставить сестер без духовной беседы, исповеди и Святого Причастия. «Никогда не оставлю Шамордина, – говорил он, – и своих духовных чад. Старец Амвросий дал мне послушание, и я никогда не откажусь от него». Любящая душа отца Анатолия касалась в шамординской обители всего, до последней мелочи. Ничто не ускользало от его внимания. Для каждой насельницы он находил нужное слово, иногда краткое, которым вносил в души мир, тишину и ревность о спасении. С детьми шамординского приюта он ходил на прогулки, беседуя с ними, позволяя им и порезвиться. «Молодое деревцо нужно окапывать и поливать, – писал он, – иначе оно засохнет. Так и юная душа, отстранившись от родных и не видя утешения ниоткуда, может прийти в уныние». И нелегко ему было: он с молодых лет страдал головными болями, и тут – как поскорбит о чьих-нибудь грехах, поболеет душой за другую душу, так и опять голову ломит... Он, однако, не считался с этим и не показывал виду, что чувствует боль. Случалось, что кто-нибудь невольно досаждал ему чем-то и порой сильно огорчал. Батюшка, если видел, что это произошло по неопытности того человека, не сердился и прощал, особенно когда при этом было и чистосердечное раскаяние от обидчика. Прощал он и тем, кто сознательно причинял ему неприятность, но с такими уже не было у него обычной его теплоты отношений. Если же и эти смирялись и просили прощения, старец возвращал им свою любовь. Он был милостив. В житии его отмечается его любовь и ко всему живому, что создал Бог, например – к птицам. Зимой он всегда выставлял за окно своей келии кормушку, в которую насыпал семян или крошек хлеба. Уезжая в Шамордино, он набирал скитских цветов – и у себя в вазочке ставил, и сестрам дарил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010