Введенская Оптина пустынь. Литография. Кон. XIX в. В кон. XVIII в. Московский и Калужский митр. Платон (Левшин) обратил внимание на единственный в крае сохранившийся после секуляризации церковных земель мон-рь - Оптину пуст.- и решил преобразовать его на строгих общежительных принципах. В 1821 г. при Оптиной пуст. был основан Иоанна Предтечи скит , в котором зародилось оптинское старчество . В обители удалось добиться непрерывности традиции старчества: после смерти старца старшая братия выбирала ему преемника, к-рый обычно был его ближайшим учеником, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. По благословению прп. старца Амвросия (Гренкова) в 1884 г. в Козельском у. была основана Шамординская Казанская жен. община (с 1901 мон-рь). По инициативе прп. старца Макария (Иванова) в Оптиной пуст. с 40-х гг. XIX в. велась активная просветительская деятельность. Монахи в сотрудничестве со светскими лицами переписывали и издавали творения отцов Церкви (в переводе прп. Паисия (Величковского) и в собственных переводах) и др. лит-ру. В нач. XX в. в Шамординском мон-ре была устроена типография. Обе обители к этому времени обладали значительными земельными наделами, большим, образцово организованным хозяйством, комплексом благотворительных учреждений. По числу монашествующих Оптина пуст. опережала все мужские, а Шамординский монастырь - все жен. обители Калужской епархии. В XIX - нач. XX в. Оптину пуст. посещали многочисленные паломники, в т. ч. вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , Московский митр. св. Макарий (Невский) , Н. В. Гоголь , И. В. Киреевский , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой и др. Многие из них бывали и в Шамординском мон-ре, в частности, Л. Н. Толстой навещал там свою сестру - схим. Марию (Толстую). Оптину пуст. часто называли духовным центром не только Калужской епархии, но и России. В большинстве муж. мон-рей Калужской епархии сложилась традиция подбирать настоятелей из насельников Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

По благословению старца Амвросия 1 марта 1861 г. Литовкин остался в Оптиной пуст. Вначале проходил послушание помощника повара на кухне, вскоре был определен келейником к старцу Амвросию и исполнял это послушание в течение 30 лет. По воспоминаниям современников, И. был «поистине «чадо любимое» старца Амвросия, на которое он взирал с надеждою, о котором радовался, видя его преуспеяние духовное, и к-рого всячески охранял и ограждал своей отеческой рукой от всяких тлетворных ветров самомнения, тщеславия и гордости» (Житие. 1993. С. 7). Одно время, тяготясь постоянным наплывом народа к старцу, послушник хотел оставить Оптину и уйти на Афон. Старец, провидев это намерение, рекомендовал И. никогда не покидать обитель. 15 апр. 1864 г. И. был пострижен в рясофор, 16 июня 1872 г.- в монашество с именем Иосиф в честь прп. Иосифа Песнописца. 9 дек. 1877 г. рукоположен во диакона, 1 окт. 1884 г. в Шамординской жен. общине (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы монастырь ) во время торжественной литургии по случаю ее учреждения - во иерея. Прп. Амвросий провидел в И. своего преемника в старческом служении и мн. учеников отправлял к нему за советами. Слова И. часто совпадали с рекомендациями старца. По свидетельству прп. Амвросия, И. во время тяжелой болезни в 1888 г. сподобился посещения Божией Матери, Которая сказала ему: «Потерпи, любимче мой, немного осталось». 14 февр. того же года он был пострижен в схиму. После выздоровления И. настоятель Оптиной пуст. прп. Исаакий (Антимонов) назначил его помощником старца Амвросия, с тех пор И. стал исповедовать верующих. Старец Амвросий был очень рад этому и многим говорил: «Теперь у нас новый духовник». Летом 1888 г. И. по благословению старца отправился в Киев, проездом посетил Борисовский Тихвинский монастырь. Летом 1890 г. о. Амвросий уехал в Шамординскую обитель и благословил И. перейти в его келью в «хибарке» в скиту. 4 окт. 1891 г., за неск. дней до кончины прп. Амвросия, И. ездил к нему на последнюю исповедь. В день погребения старца 15 окт. того же года Калужский еп. Виталий (Иосифов) наградил И. набедренником.

http://pravenc.ru/text/578408.html

В течение 20 лет после Октябрьской революции 1917 г. большинство храмов и мон-рей были закрыты. Большой ущерб церковно-архитектурному наследию Калужского края нанесла Великая Отечественная война . В 1987-1988 гг. началось постепенное возрождение Православия в регионе. 17 нояб. 1987 г. Церкви была передана Оптина пуст. Большой общественный резонанс имело празднование 1000-летия Крещения Руси. После 1991 г. процесс возврата церквей и монастырских комплексов продолжился. Одновременно с восстановлением исторических зданий ведется активное строительство новых храмов и часовен в крупных населенных пунктах и экономически благополучных районах. Большое число паломников привлекают Оптина пуст. и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресв. Богородицы жен. мон-рь , а также Пафнутиев Боровский, малоярославецкий Черноостровский во имя свт. Николая Чудотворца мон-ри и Тихонова Калужская в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. Старообрядчество. Значительная часть населения Калужского края не приняла богослужебную реформу сер. XVII в., сюда бежали мн. противники реформы из Москвы. Боровск стал крупным центром старообрядчества, основание к-рого заложил старообрядческий учитель Аввакум Петров , дважды сосланный в Пафнутиев Боровский монастырь в 1666-1667 гг. Условия его содержания были облегчены благодаря заступничеству сына калужского воеводы И. Б. Камынина. Успехом пользовалась проповедь ученика протопопа Аввакума свящ. Полиевкта, впосл. сожженного с 14 учениками. Кнг. Е. П. Урусова и боярыня Ф. П. Морозова содержались в Боровске в земляной яме, где умерли в 1675 г. В нач. XVIII в. старообрядцам давал приют игумен калужского Лаврентиева мон-ря Карион, много старообрядцев было и в монастырской Тихоновой слободе. В этот период в Калуге побывал один из видных деятелей беглопоповщины - Феодосий (Ворыпин) , который принял в старообрядчество калужского свящ. Бориса. Во 2-й пол. XVII-XVIII в. старообрядцы жили в Боровске, Калуге и в Брынских лесах (на берегах р. Брынь), к кон. XVIII в. брынские скиты прекратили явное существование. (К рубежу XVII и XVIII вв. относят появление почитавшихся старообрядцами нетипичных захоронений в Калужском бору (ныне в черте Калуги) - под валунами. Вскрытые археологами захоронения датированы 2-й пол. XVIII - 1-й пол. XIX в. Наличие валунов над могилами противоречит версии о тайном совершении погребения, особенность положения костяков археологи объясняют обрядом пеленания покойных.)

http://pravenc.ru/text/1320159.html

Григорий (Митькевич ; 1851-1881) пребывал на Калужской кафедре 30 лет, дольше др. епископов, и стал единственным местным архиереем до 1917 г., к-рый был возведен в сан архиепископа (1869). Его заботами в 1862 г. начали издаваться «Калужские епархиальные ведомости» (в 1907-1918 вместо них выходил «Калужский церковно-общественный вестник»), в 1870 г. было основано Калужское отд-ние Православного миссионерского об-ва . В епархии стали создаваться правосл. братства, первым приступило к работе калужское братство при ц. вмч. Георгия «за верхом» (1864), в 1879 г. в Калуге возникло миссионерское братство свт. Иоанна Богослова для проведения бесед со старообрядцами в семинарском храме. Были преобразованы духовно-учебные заведения по уставу 1867 г., открыто множество церковноприходских школ, в 1879 г. в Калуге учреждено жен. епархиальное уч-ще. Был перестроен и расширен свечной завод, его доходы шли на духовно-учебные заведения. При Калужском архиерейском доме был учрежден 2-й мон-рь - Крестовский. Архиеп. Григорий покровительствовал Оптиной пуст. и оптинскому старчеству . В обители установилась непрерывная традиция старчества: после смерти старца старшая братия выбирала его преемника, к-рый обычно был ближайшим учеником почившего, иногда служение совершали неск. старцев одновременно. Оптинскими старцами были преподобные Лев (Леонид) (Наголкин) , Макарий (Иванов) , Амвросий (Гренков) , Иларион (Пономарёв) , Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) , Иосиф (Литовкин) , Варсонофий (Плиханков) , Анатолий (Потапов) , Нектарий (Тихонов) , преподобноисп. Никон (Беляев) и др. Они жили в скиту Иоанна Предтечи и окормляли оптинскую братию, принимали монахов и монахинь из др. обителей и мирян, вели переписку. В XIX в. благодаря старцам Оптина пуст. стала одним из главных духовных центров России. Ее посещали члены имп. семьи, архиереи, писатели, поэты, философы и огромное количество паломников всех сословий. С 40-х гг. XIX в. по инициативе прп. Макария и при поддержке свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского, мн. насельники Оптиной пуст. (преимущественно выходцы из дворян, имевшие хорошее образование), а также И. В. Киреевский и др. участвовали в просветительской деятельности обители. Они переписывали и издавали (в переводе схиархим. прп. Паисия (Величковского) или в собственных переводах) творения отцов Церкви, публиковали жизнеописания оптинских старцев и других подвижников XVIII-XIX вв., переписку старцев, исторические описания монастырей и др. По благословению оптинских старцев во 2-й пол. XIX в. были основаны многие жен. общины, в т. ч. в 1868 г.- Казанская Боголюбивая в Мосальском у. (в 1892 получила статус мон-ря), в 1884 г.- Шамординская Казанская в Козельском у. (с 1901 мон-рь; см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь ).

http://pravenc.ru/text/1320155.html

При еп. Владимире (Никольском ; 1881-1888) особое внимание уделялось духовно-просветительской работе: было открыто 130 церковноприходских школ, учрежден епархиальный училищный совет, при архиерейском доме начала работу образцовая церковноприходская школа, построены новые общежития для Калужской ДС и Мещовского ДУ; в Калужском ДУ создана больница. В 1883 г. для борьбы с распространением старообрядчества в Боровске было учреждено братство прп. Пафнутия Боровского. При еп. Александре (Светлакове ; 1894-1895) были открыты епархиальная б-ка и Калужское отд-ние Палестинского православного общества . 1901-1917 гг. В 1903 г. в епархии насчитывалось 610 приходов, к духовному сословию принадлежало 5070 чел. Благочиннических округов в 1916 г. было 39. В 1917 г. в К. и Б. е. имелось 743 храма, 16 монастырей (11 мужских и 5 женских), в штате епархии числилось 76 протоиереев, 647 священников и 226 диаконов. Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Трапезная с Казанской ц. в Шамординском мон-ре Из действовавших в 1917 г. монастырей 5 были основаны в нач. XX в. В 1901 г. Шамординская Казанская община получила статус монастыря. В обители были выстроены 15-купольный Казанский собор с 6 приделами, богадельня с больничным храмом, трапезная, футляр над домиком-кельей прп. Амвросия, водонапорная башня и др. В мон-ре работала типография. В 1905 г. недалеко от Калуги был основан Сергиевский мужской скит Калужского отделения Палестинского правосл. об-ва. В 1916 г. в Жиздринском у. была открыта Мелхиседекова Одигитриевская муж. пуст. В 1917 г. статус монастырей получили 2 жен. общины: Свято-Троицкая в Тарусском у. и в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в Калужском у. В нач. XX в. в Медынском у. существовали 2 жен. общины: Николо-Печерская и Скорбященская; все калужские мон-ри имели 10,2 тыс. дес. земли, причем по сравнению с кон. XIX в. земельный фонд калужских монастырей вырос почти в 2 раза. В 1913 г. наиболее крупные земельные наделы были у Оптиной пуст. (2928 дес.) и Шамординской жен. пуст. (1436 дес.). Самыми бедными являлись калужский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь (234 дес.) и Пафнутиев Боровский муж. мон-рь (152 дес.). По числу монашествующих наиболее населенной была Оптина пуст. (353 чел.), наименьшее число насельников было в Покровском Добром монастыре (30 чел.). В мон-рях епархии подвизалось 2703 монашествующих и послушников.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Калужской митрополии РПЦ, учреждена по решению Свящ. Синода 2 окт. 2013 г., выделена из Калужской и Боровской епархии в границах юж. р-нов Калужской области : Думиничского, Жиздринского, Козельского, Людиновского, Сухиничского, Ульяновского и Хвастовичского. Правящим архиереем в тот же день был назначен еп. Никита (Ананьев) , ранее бывший епископом Людиновским, викарием Калужской епархии. Кафедральные соборы - в честь Успения Пресв. Богородицы в Козельске и в честь Казанской иконы Божией Матери в Людинове. Епархия разделена на 5 благочиннических округов: в 1-й входит территория Козельского р-на, во 2-й - Сухиничского, в 3-й - Думиничского, в 4-й - Ульяновского и Хвастовичского, в 5-й - Людиновского и Жиздринского р-нов. В 2014 г. в епархии действовали 57 приходов, в клире состояли 43 священника и 6 диаконов. На территории епархии находятся 3 монастыря (2 муж., 1 жен.), в т. ч. 2 ставропигиальных: Оптина в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы пуст. и Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь . При ЕУ действуют отделы: по взаимоотношениям Церкви и общества, по культуре и взаимодействию со СМИ, по религ. образованию и работе с молодежью, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с силовыми структурами и учреждениями УФСИН, по взаимодействию с казачеством, по вопросам семьи, защиты материнства и детства, миссионерский. История Успенский собор в Козельске. 1824 г. Фотография. Нач. XX в. Успенский собор в Козельске. 1824 г. Фотография. Нач. XX в. Центром епархии является Козельск (впервые упом. в летописи в 1146), столица Козельского удельного княжества в XII-XV вв. Город знаменит 7-недельной обороной в 1238 г. против войск хана Батыя. Жители оказали ожесточенное сопротивление и все погибли в неравном бою, после чего монголы назвали Козельск «злыи град». Сохранился каменный крест (находится в Козельском краеведческом музее), к-рый, по легенде, был установлен на братской могиле козельчан, погибших в 1238 г.; ряд историков и археологов отрицают христ. характер памятника и считают его антропоморфным изображением языческого идола. Существуют версии, что город на месте совр. Козельска возник в XIV в., а древний Козельск находился в др. месте. С 1447 г. территория К. и Л. е. принадлежала Великому княжеству Литовскому, в 1494 г. Козельск вошел в состав Русского гос-ва.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

В посл. четв. XVIII в. в рус. М. начался духовный подъем. Во многом он связан с переводами прп. Паисия (Величковского) творений св. отцов, посвященных духовной аскезе, афонским монашеским традициям и практике старчества . В России многочисленные ученики прп. Паисия сначала подвизались в небольших монастырях и скитах, все необходимое для жизни делали сами и питались с собственных огородов. Когда в 1825 г. полиция закрыла неск. скитов в лесах под г. Рославлем из-за опасений распространения раскола, пустынники разошлись по др. монастырям, способствуя введению в нек-рых из них афонских иноческих правил. Традиции старчества продолжили прп. Серафим Саровский, иером. Василий (Кишкин) , прп. Клеопа I , иеросхим. Клеопа II (Антонов) , схим. Афанасий (Захаров) , архим. Феодосий (Маслов) , старцы Саровской (см. Саровская в честь Успения Пресвятой Богородицы пустынь ), Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы , Белобережской брянской , Молченской Софрониевой в честь Рождества Пресвятой Богородицы и Оптиной в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыней, Свенского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В отличие от прп. Паисия и его учеников, окормлявших только монашествующих, у прп. Серафима и оптинских старцев духовное руководство стали получать и миряне. Прп. Серафим способствовал подъему женского М. в России. По его благословению стали открываться жен. общины, в к-рых сестры, за исключением настоятельницы, не постригались в М., но, подобно монахиням, давали обет проводить жизнь в целомудрии, труде и молитве. Близ Саровской пуст. возникли ок. 10 женских общин, большинство которых впосл. стали мон-рями (напр., Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы монастырь ), а недалеко от Оптиной пуст. прп. Амвросий (Гренков) основал Шамординскую жен. обитель (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь ). Эти общины, став уже монастырями, продолжали заниматься широкой социальной и благотворительной деятельностью, при них открывались школы, приюты, больницы, богадельни, различные мастерские. В 1832 г. минимальный возраст для пострига женщин был снижен до 40 лет. К кон. XIX в. власти стали поощрять создание жен. общин для развития благотворительности и миссионерства. В 1896 г. существовали 156 женских общин, из которых 96 позднее были преобразованы в мон-ри.

http://pravenc.ru/text/монашество.html

В зданиях М. м. с 1933 г. располагался интернат для сирот, с 1977 г. находилась воинская часть. Постановлением Совета министров РСФСР от 30 авг. 1960 г. ансамбль М. м. был признан памятником архитектуры и градостроительства. В 1998 г. постройки М. м. передали Тобольско-Тюменской епархии, и 26 янв. обитель была вновь открыта. Настоятельницей М. м. была назначена мон. Феодосия (Дикарёва), принявшая постриг в Шамординском Амвросиевом в честь Казанской иконы Божией Матери женском монастыре . К окт. 2016 г. в обители проживали настоятельница (с 2008) игум. Анна (Куртова) и ок. 30 сестер; духовником являлся архим. Зосима (Горшунов). Восстановлены Иоанно-Предтеченский храм (1808-1814) с колокольней (1829), в к-ром совершаются основные богослужения, каменный архиерейский 2-этажный корпус с домовой Введенской ц., храм прп. Серафима Саровского (1904), 2 сестринских корпуса, трапезная, ограда. В мон-ре имеются иконописная, вышивательная, золотошвейная, фарфоровая мастерские; на хозяйственном дворе есть коровник и курятник, в пос. Жуковка - летний скотный двор. В авг. 2009 г. по благословению архиеп. Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) в М. м. был основан детский приют, в к-ром к окт. 2016 г. проживали 13 девочек. Арх.: ГА Тюменской обл. Ф. 197. 1807-1932 гг. Лит.: ИРИ. Ч. 5. С. 63-64; Сулоцкий А., прот. Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалацкою, и о важнейших копиях с нея, с изображением иконы Абалацкой Божией Матери. Тобольск, 18886; он же. Соч. Тюмень, 2000. Т. 1: О церк. древностях Сибири; Грамматин А., свящ. Иоанно-Введенский 3-кл. жен. мон-рь//Тобольские ЕВ. 1889. Отд. неофиц. 17/18. С. 363-376; 19/20. С. 397-406; 21/22. С. 432-441 (отд. изд.: Тобольск, 1889); Справ. книга Тобольской епархии к 1 сент. 1913. Тобольск, 1913. С. 9; Заварихин С. П. В древнем центре Сибири. М., 1987; Балюк Н. А. Тобольская деревня в кон. XVI-XIX вв. Тобольск, 1997; Абрамов Н. А. Город Тюмень: Из истории Тобольской епархии. Тюмень, 1998; Миллер Г. Ф. История Сибири. М., 20002. Т. 2; Щербач С. Н. История мон-рей Тобольской епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XX в.: Опыт социокультурного исслед.: Дис. Тюмень, 2001. Ркп.; Словцов П. А. История Сибири: От Ермака до Екатерины II. М., 2006; Рус. мон-ри: Юж. Урал и Зауралье. М.; Новомосковск, 2007. С. 324-339; Цысь О. П. Правосл. общественные религ. организации Тобольской епархии во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Нижневартовск, 2008. С. 150, 194, 195; Харина Н. С. Земли приписных монастырей в структуре владений Тобольского архиерейского дома в XVII в.//Актуальные проблемы ист. исслед.: Взгляд молодых ученых: Сб. мат-лов I Всерос. молодежной науч. конф. Новосиб., 2011. С. 39-46.

http://pravenc.ru/text/2562776.html

Наиболее почитаемыми из старцев были иеросхимонахи Лев, Макарий, Амвросий, Иларион (Пономарёв) , Анатолий (Копьёв (Зерцалов)) , Иосиф (Литовкин) , схиархим. Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов) , Нектарий (Тихонов) и иером. Никон (Беляев). Монашествующие регулярно открывали старцам свои помыслы и получали от них духовные наставления. Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих: монахов и монахинь из др. мон-рей, мирян, вели с ними переписку. По благословению старцев во 2-й пол. XIX в. основаны мн. жен. общины в Калужской и других епархиях, напр. в 1884 г.- Шамординская в 12 км от О. п., получившая в 1901 г. статус мон-ря (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь ). Старцы духовно окормляли сестер. О. п. получила огромную известность и стала одним из признанных духовных центров России именно благодаря старцам. Среди их многочисленных посетителей были архиереи (митр. свт. Иоанникий (Руднев) , архиеп. Никон (Рождественский) , митр. свт. Макарий (Невский) , мн. Калужские епископы и др.), члены имп. фамилии (вел. кн. Константин Константинович с детьми, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна ), обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой , главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от артиллерии Н. И. Иванов, ученые, философы, писатели, поэты (Н. В. Гоголь , братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский , К. С. Аксаков и И. С. Аксаков , С. П. Шевырёв, М. А. Максимович, А. Н. Муравьёв , Ф. М. Достоевский , К. Н. Леонтьев , Вл. С. Соловьёв , гр. Л. Н. Толстой , С. А. Нилус , П. А. Флоренский , Е. Н. Погожев , С. Н. Дурылин и др.) и др. Особенно тесными связи с О. п. были у Леонтьева и Нилуса, к-рые часть своей жизни провели при мон-ре: первый - в 1887-1891 гг. (в 1891 принял тайный постриг), а второй - в 1907-1912 гг. Оба находились под руководством оптинских старцев и способствовали распространению известности обители, рассказывая о ней в лит. работах. По словам Нилуса, О. п. «стала едва ли не важнейшим центром православно-русского духа: совершающееся в ней как в центре неминуемо должно отозваться так или иначе, как на периферии, и на всем организме русского, а с ним и вселенского православия» ( Нилус. 2000-2002. Т. 4. С. 22). Свящ. П. Флоренский писал: «Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной, как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух… Оптина, выдаваясь не столько отдельными исключительными лицами, сколько гармоническим сочетанием и взаимодействием духовных сил, всегда была и есть… как целое, могучий коллективный возбудитель духовного опыта, я осмелюсь сказать, единственный в России, по крайней мере в таком роде и в такой силе» ( Флоренский П. А., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1999. Т. 2. С. 412).

http://pravenc.ru/text/2581451.html

Прощание преосв. Серафима в Введенском жен. мон-ре//Орловские ЕВ. 1908. Отд. неофиц. 42. С. 1016-1017; Смирнов М., прот. Поучение при погребении настоятельницы Орловского Введенского девичьего мон-ря игум. Евпраксии, 2 апр.//Там же. 1909. 14. С. 313-317). В авг. 1913 г. вел. кнг. Елисавета Феодоровна 2 дня гостила в О. В. м., сфотографировалась с настоятельницей (1909-1914) игум. Рафаилой (Пономарёвой) и насельницами; 2-й ее визит в обитель состоялся в мае 1916 г. Ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Тихвинской иконы Божией Матери. 1885–1887 гг. Фотография. Нач. XXI в. Ц. в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и Тихвинской иконы Божией Матери. 1885–1887 гг. Фотография. Нач. XXI в. Писатель Лесков, бывавший в О. В. м., изобразил обитель в романе «Некуда» (1864), в неск. рассказах упомянул монастырскую Балыкинскую икону Божией Матери («Владычный суд» (1877), «Печерские антики» (1883), «Грабеж» (1887)). Н. С. Лескова (мон. Геннадия), сестра писателя, начинала в О. В. м. свой иноческий путь (см.: Алексина Р. Н. С. Лесков об Орловском Св.-Введенском жен. мон-ре: (В память о сестре Н. С. Лесковой)//Вера отцов. Орёл, 2000. Июнь. С. 6-9). Мон-рь упоминается и в романе И. А. Бунина «Жизнь Арсеньева» (1930). Неск. насельниц О. В. м. называют в числе вероятных прототипов Лизы Калитиной, героини романа И. С. Тургенева «Дворянское гнездо» (1859), схиигум. Серафиму (Соковнину), состоявшую с писателем в дальнем родстве, игум. Антонию (Соколову), знавшую Тургенева лично (портрет писателя с дарственной подписью висел у нее в келии), и наиболее часто - затворницу схимон. Макарию (Коротнёву), поскольку ее биография больше всего напоминает судьбу героини повести, а усадьбу Коротнёвых над Орликом горожане называют домом Калитиных (см. напр.: Штольдер Е. Схимница Макария: (Лиза из романа Тургенева «Дворянское гнездо»)//Вестн. знания. СПб., 1909. 4. С. 597-600; Емельянов В. Г. Лиза Калитина и Орловские реалии: (К вопросу о прототипе)//Филол. науки. М., 1985. 1(145). С. 72-76). В 1918 г. по требованию Орловского горсовета все церковное имущество О. В. м. было описано и оформлено как собственность гос-ва, переданная мон-рю в пользование. Описи составляли настоятельница (1914-1919) игум. Евфалия (Серикова) и клирик обители прот. Григорий Иванов († 1919). В 1920 г. по предложению еп. Орловского и Севского сщмч. Серафима (Остроумова) мон-рь возглавила мон. Алексия (Тимашева-Беринг; 1866-1941), происходившая из дворянской семьи морского офицера Г. С. Полуэктова. После кончины мужа, а затем и сына она была пострижена в 1917 г. в монашество в Шамординском Амвросиевом в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре еп. Серафимом (Остроумовым). Ее духовной наставницей стала ученица прп. Амвросия схим. Вера (Хрущова; † 1933). 20 февр. 1920 г. по благословению патриарха Московского и всея России Тихона (Беллавина) мон. Алексия была возведена в сан игумении.

http://pravenc.ru/text/2581557.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010