Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЯ (Ключарёва Александра Николаевна; 1820 - 23.08. 1881), схим. Шамординская. В 1860 г. по благословению прп. Макария (Иванова) супруги Ключарёвы, Фёдор Захарович, богатый тульский помещик, и Александра Николаевна, решили уйти из мира. Ф. З. Ключарёв поступил в скит Оптиной пуст . под духовное руководство прп. Макария, принял постриг (принял схиму, † 21 нояб. 1872, погребен в Оптиной пуст.). А. Н. Ключарёва поступила в белёвский Крестовоздвиженский жен. мон-рь, где после 1862 г. приняла постриг с именем А. Впосл. стала духовной дочерью прп. Амвросия (Гренкова) , жила в отдельном корпусе гостиного двора Оптиной пуст. В 1875 г. по благословению прп. Амвросия А. приобрела имение Калыгино близ дер. Шамордино, в к-ром поселила внучек-близнецов Веру и Любовь, крестных дочерей прп. Амвросия. Потерявшие при рождении мать, девочки отличались редким благочестием, стремились к иноческой жизни и не раз говорили, что проживут не более 12 лет. По настоянию прозорливого старца А. сделала оговорку в завещании, что в случае смерти девочек в имении будет основана жен. община. А. также приобрела близлежащие села Руднево, Преображенское и Акатово. В имении возникло своеобразное иноческое общежитие: с внучками А. поселились в качестве послушниц нек-рые из бывш. крепостных Ключарёвых и их родственницы. В 1881 г. А. мирно скончалась и была погребена в Оптиной пуст. Внучки А. по благословению прп. Амвросия были помещены в Орловский пансион, 31 мая 1883 г., приехав в Оптину пуст., они заболели дифтеритом и через неск. дней скончались в возрасте 12 лет. В 1884 г., по предречению прп. Амвросия, на средства от имений, купленных А., в Калыгино был основан Шамординский Амвросиев жен. мон-рь . Лит.: Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1900. Серг. П., 1992р; Четвериков С. , прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912, 1998р; Чулкова Н. Описание могил Оптиной Пустыни и Скита/Б-ка Оптиной Пустыни. 1925. Ркп.; Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Макария. М., 1996; Ильинская А. Судьбы Шамординских сестер. М., 1999. Мон. Екатерина (Филиппова) Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых)

http://pravenc.ru/text/114430.html

Кардинальные изменения в жизни епархии (как и во всей Русской Церкви) совпали с пребыванием на Калужской кафедре еп. Илиана (Вострякова ; 1982-1990). К празднованию 1000-летия Крещения Руси калужские власти разрешили капитальный ремонт Свято-Георгиевского кафедрального собора и передали епархии 2 храма. В июне 1988 г. впервые почти за 40 лет открылись храмы на Калужской земле - во имя святых Бориса и Глеба в дер. Белкино (под Обнинском) и во имя Св. Троицы в Кондрове. В дек. 1988 г. началось возрождение Воскресенского храма в Тарусе. Торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, в К. и Б. е. были приурочены ко дню памяти прп. Тихона Калужского - 29 июня 1988 г. На Соборе РПЦ 6-9 июня 1988 г. впервые после Поместного Собора 1917-1918 гг. было канонизировано неск. рус. святых, среди них - оптинский старец Амвросий. В 1988 г. началось возрождение Оптиной пуст. По распоряжению Совета Министров СССР в 1987 г. Оптина пуст. была передана Церкви (возвращение Церкви всей территории обители затянулось до 2005). В 1989 г. епархии были возвращены храмы святых Флора и Лавра в Перемышле, вмч. Георгия Победоносца в с. Гремячеве Перемышльского р-на и Св. Троицы в Мосальске. В том же году коллегия обл. управления культуры приняла постановление о воссоздании на территории Лаврентиева мон-ря мемориальной стелы в память о горожанах, погребенных в мон-ре. Решением Калужского облисполкома от 15 мая 1990 г. Церкви был передан Шамординский мон-рь. 1990-2012 гг. 20 июля 1990 г. управляющим Калужской епархией был назначен архиеп. Климент (Капалин; с 25 февр. 2004 митрополит). К этому времени в К. и Б. е. действовали 34 общины, из них 3 не имели помещений для богослужений. В некоторых районах и городах области не было ни одного храма. В епархии служили 44 священника и 5 диаконов. В авг. 1990 г. епархии был возвращен калужский храм во имя св. апостолов Петра и Павла, тогда же стали проводиться богослужения в одном из самых больших храмов города - ц. св. Жен-мироносиц; в 1990 г. было организовано 11 общин. В 1991 г. епархии были отданы Свято-Троицкий кафедральный собор, церкви Рождества Пресв. Богородицы на р. Калужке в дер. Ждамирово Ферзиковского р-на, Спаса Нерукотворного в с. Клыкове Козельского р-на, св. кн. Александра Невского в Кирове. В пос. Воротынске Бабынинского р-на был оборудован молитвенный дом во имя прп. Серафима Саровского, началось строительство новых храмов в Жиздре, в пос. Трудовом (ныне в черте Калуги) и в с. Бояновичи Хвастовичского р-на. К кон. 1992 г. количество храмов в епархии увеличилось до 80, во всех районах и городах области были образованы приходы или инициативные группы. В янв. 1992 г. епархии было передано здание ректорских покоев бывш. Калужской ДС, в к-ром разместилось Калужское епархиальное управление.

http://pravenc.ru/text/1320155.html

Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Историческое описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Церковно-историческое описание упраздненных мон-рей, находящихся в пределах Калужской епархии. М., 1863; он же. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763; он же. История Церкви в пределах нынешней Калужской губ. и Калужские иерархи. Калуга, 1876; Летопись Калужская от отдаленных времен до 1841 г./Сост.: В. В. Ханыков; сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). М., 1878; Рошефор Н. И., де. Опись церк. памятников Калужской губ.//ЗОРСА. 1882. Т. 3. С. 293-343; Преображенский М. Т. Памятники древнерусского зодчества в пределах Калужской губ. СПб., 1891; Историко-стат. и археол. описание ц. Вознесения Господня в г. Козельске (Калужской губ.) в связи с ист. сказанием о чудотворной Ахтырской иконе Божией Матери//Калужские ЕВ. Приб. 1895. 8. С. 187-197; 9. С. 131-136; 10. С. 165-171; Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2012; Сахаров Н. В. Школа Ф. В. и А. Ф. Вырских//В. А. Арцимович: Восп., характеристики. СПб., 1904. С. 446-466; Казанская Амвросиевская жен. пуст. Калужской губ. при с. Шамордине и ее основатель оптинский старец иеросхим. Амвросий. Калуга, 1908; Малинин Д. И. Калуга: Опыт ист. путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1912, 2004; Николаев Е. В. По Калужской земле: (От Боровска до Козельска). М., 1968; Концевич И. М. Оптина пуст. и ее время. Джорд., 1970. Козельск, 2013; Ильинская А. В. Судьбы шамординских сестер. М., 1999; Калужский край, Козельский р-н: Этногр. очерки. М., 1999. (Живая культура рос. провинции); Безбородов А., прот. Годы испытаний: История правосл. Церкви на Калужской земле с 1917 по 2000 гг. Калуга, 2001; Пуцко В. Г. Козельское каменное изваяние: крест или болван?//Песоченский историко-археол. сборник. Киров, 2004. Вып. 5. С. 137-144; Филинова Л. И. Сельские храмы земли Козельской. Калуга, 2004; Древний Козельск и его округа: Мат-лы исслед. Деснинской экспедиции ИА РАН. М., 2005; Оптина пустынь: Годы гонений/Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Штепа А. В. Социальное служение РПЦ в Калужской епархии: (2-я пол. XIX - нач. XX в.). Калуга, 2007; Запальский Г. М. Оптина пустынь и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Легостаев В. В., Шатохин А. В. Храмы Жиздринского уезда. М., 2011; Синодик священнослужителей, церковных старост, учителей, благотворителей и их семей/Сост.: В. В. Легостаев. Калуга, 2013. Ч. 4: Жиздринский у., 1113-2013.

http://pravenc.ru/text/1841676.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ (Борисоглебский Николай Иванович; 20.03.1867, Тульская губ.- 18.11.1893, Москва), архим., инспектор МДА. Род. в семье священника Успенской ц. г. Новосиля Тульской губ. Обучался в Ефремовском ДУ, в 1881-1887 гг.- в Тульской ДС, в 1887-1891 гг.- в МДА, 5 июня 1891 г. удостоен степени канд. богословия с правом претендовать на степень магистра без нового испытания. 25 февр. 1891 г. пострижен в монашество ректором МДА архим. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит Киевский), 16 марта того же года рукоположен во диакона Дмитровским еп. Виссарионом (Нечаевым) , 12 июня - во иерея Московским митр. Иоанникием (Рудневым) , 30 марта 1893 г. возведен в сан архимандрита. Во время учебы работал письмоводителем Редакционного комитета по изданию Творений святых отцов с Прибавлениями. В окт. 1891 г. Г. вместе с иером. Трифоном (Туркестановым ; впосл. митрополит) вошел в делегацию от академии на похороны иеросхим. прп. Амвросия (Гренкова) , посетил Шамординскую в честь Казанской иконы Божией Матери жен. общину (впосл. мон-рь) Перемышльского у. Калужской губ., где умер старец, и Оптину пуст. , в к-рой он был похоронен. Г. произнес речь в память о старце, к-рого очень почитал, позже составил его жизнеописание. С апр. 1892 г. занимал должность доцента по кафедре нравственного богословия в МДА, с мая исполнял обязанности инспектора академии, 25 марта 1893 г. утвержден в должности. 31 авг. 1892 г. Г., доработав канд. сочинение, защитил магист. диссертацию о 3-м благовестническом путешествии ап. Павла . Работа не ограничивалась толкованием соответствующих мест Деяний (18. 22 - 21. 16) и Послания к Галатам (2. 11-21): автор описывал весь путь апостола и картину религиозно-нравственного и бытового состояния местного населения. Проф. М. Д. Муретов положительно оценил работу Г. Кроме диссертации Г. опубликовал ряд статей о творениях отцов Церкви, проповеди в «Московских церковных ведомостях» и др. изданиях, оставил неоконченный очерк о воспитанниках МДА из Тульской ДС. Участвовал во внебогослужебных воскресных собеседованиях в академии, где по его инициативе было заведено общее пение молитв и церковных песнопений. Помогал братству прп. Сергия Радонежского, а также нуждающимся студентам МДА.

http://pravenc.ru/text/166646.html

Прп. Нектарий (Тихонов), прмч. архим. Исаакий (Бобраков) , духовник оптинского братства Досифей (Чучурюкин), духовник Казанской Амвросиевской жен. пуст. Мелетий (Бармин) благословляли верующих обращаться к прп. Н. за духовными советами. Во время исповеди он часто «не ограничивался одним принятием и разрешением грехов. Одновременно, по мере надобности, он преподавал совет, указание, предостережение. Иногда накладывал епитимию. Он весьма внимательно и мудро учитывал не только возраст своих духовных чад, но принимал во внимание и воспитание, и образование, и характер, и состояние здоровья, и окружающую среду. Соответственно этому, он к каждому умел подойти так, что становился действительно отцом» (Житие. 1996. С. 301). Со многими своими духовными чадами вел переписку, посещал монашеские общины в Козельске, где поселилась часть сестер из Шамординской Казанской Амвросиевой пуст. Некоторые проповеди и беседы с учениками были ими записаны и вошли в жизнеописание Н. В годы лихолетья для мн. верующих наставления Н. служили духовной опорой. Согласно воспоминаниям духовных чад, в 1925 г. стало известно, что Н. планировали посвятить во епископа. В окт. 1926 г., после ограбления Козельского соборного храма, скоропостижно скончался его настоятель. На общем собрании церковного совета и прихожан все единогласно просили Н. занять освободившуюся должность, но он уклонился, предложив кандидатуру 2-го соборного свящ. Григория Никольского. Преподобноисп. Никон Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец М. Б. Чабанова (ризница Оптиной пуст.) Преподобноисп. Никон Оптинский. Икона. 1996 г. Иконописец М. Б. Чабанова (ризница Оптиной пуст.) По данным ОГПУ, «после окончательного разгона все главари бывшего мон-ря вместе с Никоном Беляевым переселились в город Козельск и окрестные селения, где занялись активной антисоветской агитацией. В местные церкви насаживали своих монахов и монашек, из последних составляли хоры в церквях и использовали их для своих связей, распространения контрреволюционных слухов и так далее… К ним из других городов также приезжают часто подозрительные лица, причем штаб-квартирой для них была квартира Никона Беляева…» (УФСБ России по Калужской обл. Д. П-16298. Л. 2). 16 июня 1927 г. Н. арестовали и поместили в тюрьму в Калуге. Всего по делу привлекли 11 чел. В тюрьме Н. работал в больничной канцелярии. Передавал небольшие записочки своим духовным чадам, мон. Амвросия (Оберучева) получила от него 5-й том сочинений Игнатия (Брянчанинова) с вложенными записками для духовных чад и с толкованиями текста и наставлениями Н. В воспоминаниях о своей жизни мон. Амвросия рассказывает о Н. как о духовнике и преемнике Оптинских старцев, описывает духовный портрет и исповеднический путь преподобномученика ( Амвросия (Оберучева), мон. 2005).

http://pravenc.ru/text/2566252.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Анатолий (Потапов) (Потапов Александр Алексеевич; 15.02.1855, Москва -12.08.1922, Оптина пуст.), прп. (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в купеческой семье, до поступления в мон-рь занимался торговлей, служил приказчиком в Калуге. Мать не хотела отпускать сына в мон-рь, и только после ее кончины, в 1885 г., А. А. Потапов поступил послушником в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . Был определен в Иоанно-Предтеченский скит келейником прп. Амвросия (Гренкова) вместе с иноком прп. Нектарием (Тихоновым) . 23 апр. 1888 г. пострижен в рясофор, 3 июня 1895 г. принял монашество с именем А. в честь свт. Анатолия , Патриарха К-польского. 5 июля 1899 г. Калужским еп. Макарием (Троицким) рукоположен во иеродиакона, 26 марта 1906 г. рукоположен во иеромонаха, указом Калужской консистории от 6 марта 1906 г. назначен духовником Шамординского в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ря . В 1908 г., после кончины духовника Оптиной пуст. иеросхим. Саввы, А. был переведен из скита в мон-рь, в келью при Владимирском храме. А., принимая прежде всего мирян, с большой любовью относился к людям: был всегда приветлив, ласков, сердечен. Он стяжал духовные дары прозорливости, любви, утешения и исцеления; старец помогал болящим прикровенно, посылая их на источник прп. Пафнутия Боровского или на могилу прп. Амвросия. В 1914 г. к А. для духовных бесед приезжала вел. кнг. мц. Елисавета Феодоровна . В разные годы к нему обращались за советами известные впосл. священнослужители: архиеп. Серафим (Соболев) , еп. Трифон (Туркестанов) , прот. Валентин Свенцицкий , сщмч. прот. Николай Загоровский , свящ. Павел Флоренский . В 1921 г. А. был арестован и отправлен в Калугу, по дороге заболел и по ошибке был помещен в тифозную больницу. Вернувшись в мон-рь, летом 1921 г. принял схиму. 11 авг. 1922 г., когда его пришли вновь арестовывать, А. попросил подождать до утра, чтобы приготовиться «в путь», всю ночь молился, а к утру в молитве отошел ко Господу. Отпевание совершалось в Казанском соборе Оптиной пуст. А. был погребен за Введенским собором, рядом с прп. Амвросием.

http://pravenc.ru/text/114960.html

Помню, мне в то время и совестно было, и как-то особенно хорошо слушать восторженные слова этой христианки-служанки. И я тогда же понял, почему под наблюдением мисс Кларк росли такие дети у г-на Готфри, а пройдя после этого случая 35-летний этап, я увидел: какие горячие уголья собирает на свою голову человечество, игнорируя это великое правило, которое одно может дать и великих работников на ниве Божией, и доблестных сынов, защитников родины на полях брани, и истинных, верноподданных, преданных слуг своему отечеству, и мирных граждан, способствующих процветанию своей страны в мирное время, и счастливых людей, отцов, матерей, жен, мужей, детей – в своей личной жизни. Я с благоговением вспоминал имя этой великой старушки, у которой за великую честь счел бы для себя облобызать ее работящую руку. И очень грустил и скорбел, что встретил этого человека только одного на всем своем 50-летнем жизненном перегоне, и то на чужой стороне. И вам, конечно, будет понятна моя радость, когда я увидел очень много таких людей у нас, в России и где же? В лоне нашей истовой православной веры, в иноческих обителях Богом благословенной Калужской губернии и созерцал явные результаты проведения в жизнь этого истинного служения. И считаю счастливою нашу Русь, обладающую сокровищами этого великого сознания, хотя и находящимися, как будто, пока под спудом, но я верю, – может быть, пройдут столетия, а быть может и десятки лет, а это заповеданное Христовым учеником правило, уже живущее в недрах нашего отечества, рано или поздно пробьется в жизнь... Типография имеет у себя две больших печатных машины, приводимых в движение керосиновым двигателем, и помещается под одной кровлей с самым первым храмом Шамординской обители, который был выстроен в помещичьем доме Ключаревой. Прошли мы и в этот храм и увидали в нем и бывший зал помещичьего дома, и бывшие комнаты тех юных душ, которые, как Божьи ангелы, пришли на эту бренную землю, указали великому старцу, где Господь благословляет его создать испрашиваемую обитель, и снова ушли.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Анатолия (Зерцалова) , о. Агапита (Беловидова) и др. были подготовлены и изданы церковно-исторические труды самой Оптиной пуст.: «Сказание о жизни и подвигах старца Оптиной пустыни иеросхимонаха Макария» (сост. архим. Леонидом (Кавелиным). М., 1861, 18812); «Историческое описание скита при Козельской Оптиной пустыни» (сост. иером. Леонидом. М., 18622); «Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеросхимонаха Макария» (1862-1863. 4 т.); «Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря» (М., 1869); «Жизнеописание настоятеля Малоярословецкого Николаевского монастыря игумена Антония» (сост. иером. Климентом. М., 1870); «Историческое описание Козельской Оптиной пустыни, с приложениями» (сост. иером. Леонидом. М., 18763); «Жизнеописание оптинского старца иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» (сост. иером. Климентом. М., 1876; Од., 1890); «Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея» (сост. архим. Ювеналием. М., 1882). Кроме того, были выпущены в свет 20 брошюр и переиздавались ранее вышедшие произведения. Книги рассылались епархиальным архиереям, по б-кам мон-рей, академий, семинарий и раздавались богомольцам. С именем А. связано устройство в 1884 г. Шамординского жен. мон-ря , в к-рый в отличие от др. мон-рей принимали неимущих и больных женщин. По благословению старца в 1890 г. худож. Д. М. Болотовым (впосл. иером. Даниил ) для обители была создана икона Божией Матери «Спорительница хлебов» . В Шамординской обители А. провел последние полтора года своей жизни. 2 июня 1890 г. он по обыкновению выехал туда на лето, трижды пытался он вернуться в Оптину, но по причине нездоровья не мог уехать и скончался в Шамордине. 15 окт. 1891 г. святые мощи А. были перенесены в Оптину пуст. и похоронены на юго-вост. стороне Введенского собора, рядом с прп. Макарием. Много раз А. после смерти являлся больным во сне с повелением отслужить молебен свт. Амвросию Медиоланскому, иногда указывал пить воду из колодца близ скита.

http://pravenc.ru/text/114352.html

Иордан. Результатом приезда вел. князей в Иерусалим стало приобретение участка на склоне Елеонской горы и основание Гефсиманского во имя равноап. Марии Магдалины мон-ря . В авг. того же года К. К. посетил Афон, Русский вмч. Пантелеимона мон-рь , Илии Пророка муж. скит близ Кареи. В мае 1887 г. посетил Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустынь , беседовал со старцем прп. Амвросием (Гренковым) и схиархим. прп. Исаакием (Антимоновым) , с которыми в дальнейшем вел переписку. В том же году прислал в Ильинский скит Оптиной пуст. серебряную лампаду к иконе Усекновения главы св. Иоанна Предтечи. С целью познакомить своих детей с усадебной жизнью К. К. с семьей провел лето 1901 г. в имении Н. Прыски Козельского у. Калужской губ., расположенной рядом с Оптиной пустынью и Шамординским Амвросиевым в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-рем . В этот период общался с иеросхим. прп. Иосифом (Литовкиным) и игум. Евфросинией (Розовой). Совершал паломничества во множество мон-рей Российской империи, в т. ч. в Троице-Сергиеву лавру , Боголюбский в честь явления Боголюбской иконы Божией Матери , Ипатиевский во имя Св. Троицы , ростовский Спасо-Иаковлевский Димитриев , вышневолоцкий в честь Казанской иконы Божией Матери . 20 апр.- 23 мая 1910 г. по поручению имп. Николая II участвовал в перенесении мощей прп. Евфросинии Полоцкой из Киева в Полоцк. В 1909-1911 гг. на Ново-Адмиралтейском о-ве в С.-Петербурге на народные пожертвования была построена ц. Христа Спасителя в память Гефсиманского моления и во имя свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах), как храм-памятник «погибшим без погребения героям-морякам» в русско-япон. войне 1904-1905 гг. В 1908 г. по инициативе родственников погибших моряков был образован «Особый Комитет по сбору повсеместно в России пожертвований на постройку храма в память моряков, павших в русско-японскую войну в Цусимском и других боях» под почетным председательством королевы эллинов Ольги Константиновны. Канцелярия комитета по приглашению вел.

http://pravenc.ru/text/2057082.html

В писаниях Исидора Пелусиота , есть послание к инокиням Александрийским. Он пишет: «природа не знает просьбы о пощаде. Женский пол не имеет права на снисхождение; ибо может мужественно противостоять обольщению и отражать нападения пожеланий. Учит этому славная Сусанна и дочь Иеффая, и достойная удивления Иудифь, – одна победившая в юности наглость старцев, другая мужественно приявшая смерть и отошедшая с песнями, сопутствуемая девством, а третья, в награду за целомудрие, получила от Бога силу убить тирана. А глава женских побед и трофеев, всехвальная Фекла, стоявшая вечным столпом девства, как огонь, возгоревшись среди волн страстей, приплыла в безопасную пристань. Если желаете быть таковыми, сохраняйте неугасимые лампады; ибо скоро придет жених. И да не усыпит вас какой-либо сон сладострастия, который сонливых и нерадивых оставляет за дверями брачного чертога» 94 . В другом послании Исидор обличает инокинь, ходящих часто в город: «Вы не заботитесь о чести пола и своем подвижничестве, не устрашились обольщений, какие представляет город и для взора, и для слуха, не убоялись будущей за сие угрозы, часто ходя в город. Если опять будете посещать его, то и, не желая, подвергнетесь искушению; бежите брани шума мирского, которая страшными стрелами поражает подвижничество» 95 . И, вероятно, в силу одинаковости стремления к Господу, и к спасению душ, в то время как возникло иночество мужчин, возникло иночество и подвижничество жен. При этом в истории женского иночества наблюдалась всегда та характерная особенность, что начало насельничеству инокинь, всегда полагали те, или другие великие из иноков. Так, начало этого мы видим в жизни основателя монашества Антония Великого , который, решившись проходить иноческую жизнь, отдал свою сестру на попечение девственницам. И, когда, спустя много лет, спустившись первый раз с горы Колзим, дабы посетить сестру, он нашел ее начальницей и учительницей многих собравшихся около нее дев. Конечно, эта первая община инокинь, потом уже руководилась наставлениями и примерами Великого Антония.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010