Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 6.03.1824, с. Бобыли Боровского у. Калужской губ.- 25.01.1894, Оптина пуст.), прп. (пам. 25 янв., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев), Оптинский. Род. в семье диакона. С 1832 г. учился в Боровском ДУ, в 1836 г. переведен в Калужскую ДС, где получил новую фамилию - Зерцалов. С юных лет стремился к монастырской жизни. По окончании семинарии поступил на службу в Казенную палату, но вскоре, тяжело заболев, дал обет принять монашество. В июле 1853 г. поступил в Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пуст . под духовное руководство прп. Макария (Иванова) . 17 нояб. 1862 г. пострижен в монашество с именем А., 5 июня 1866 г. рукоположен во иеродиакона, 7 сент. 1870 г.- во иеромонаха. В 1884 г. из послушания прп. Амвросию (Гренкову) принял должность скитоначальника и духовника в новосозданном Шамординском в честь Казанской иконы Божией Матери жен. мон-ре . Учил насельниц обители богослужебному уставу, монашескому молитвенному правилу, пятисотнице, церковному пению. Вел обширную переписку с монахинями Шамординского и др. мон-рей. А. опытно проходил путь Иисусовой молитвы и сподобился получить от Господа дары Св. Духа: прозорливость, духовное рассуждение, дар исцеления душевных и телесных недугов. О великой силе молитвы А. свидетельствовал прп. Амвросий: «Ему такая дана молитва и благодать, какая единому из тысячи дается». В 1892 г. А. ездил в С.-Петербург, где встречался со св. прав. Иоанном Кронштадтским . После кончины прп. Амвросия А. тяжело заболел и в скором времени, 15 дек. 1893 г., принял схиму. А. погребен у юж. стены Введенского собора. 26-27 июля 1996 г. А. был причислен к лику местночтимых святых в Соборе Оптинских старцев. Архиерейским Собором РПЦ 2000 г . прославлен для общецерковного почитания. 10 июля 1998 г. состоялось обретение мощей А. вместе с др. преподобными оптинскими старцами, мощи А. почивают во Владимирском храме Оптиной пуст.

http://pravenc.ru/text/114958.html

По прибытии 24 дек. 1891 г. в обитель он был принят начальником Иоанна Предтечи скита прп. Анатолием (Зерцаловым) (прп. Амвросий к этому времени скончался), 10 февр. 1892 г. включен в состав братии. Находясь под духовным руководством прп. Анатолия, послушник Павел составлял жития святых, описания чудотворных икон, писал духовные стихи, статьи о монашестве, старчестве , Иисусовой молитве. 26 марта 1893 г. был пострижен в рясофор. После кончины прп. Анатолия духовным отцом инока в 1894 г. стал прп. Иосиф (Литовкин) . По его благословению инок Павел до апр. 1902 г. служил письмоводителем, вел «Летопись скита», собирал материалы для жизнеописания преподобных Оптинских старцев Макария (Иванова) , Амвросия и Анатолия. Во многом основываясь на записях В., схиархим. Агапит (Беловидов) впосл. составил жизнеописания старцев Амвросия и Макария. В дек. 1900 г. во время сильной болезни инок Павел был тайно пострижен в мантию с именем в честь прп. Варсонофия Великого , 29 дек. того же года был рукоположен во иеродиакона, 1 янв. 1903 г.- во иеромонаха. В 1903 г. назначен помощником скитоначальника, духовником скита и Шамординского жен. мон-ря , а также паломников, приходивших в скит. Поселился в келье прп. Макария у св. ворот скита. После начала русско-япон. войны В. весной 1904 г. был направлен в действующую армию, служил при солдатском госпитале, в котором устроил церковь (антиминс привез из Москвы). За усердие в духовном окормлении воинов получил неск. наград, в т. ч. в мае 1904 г. наперсный крест. После окончания войны 1 нояб. 1905 г. вернулся в Оптинский скит. В апр. 1906 г. В. был назначен и. о. начальника Предтеченского скита, сменив на этой должности старца Иосифа, 14 мая 1907 г. возведен в сан игумена, 29 июня назначен скитоначальником. Открывшиеся к этому времени у В. дары старчества привлекали к нему множество людей. Перед началом исповеди старец обычно проводил беседу, в которой иносказательно открывал присутствующим их грехи. Преподобный умел расположить к себе кающегося, подвигнуть к чистосердечной исповеди и, показав ему всю тяжесть грехов, вложить в душу надежду на спасение. Часто исцеления по молитвам В. совершались прикровенно - В. посылал страждущих на св. источники в Пафнутиев боровский мон-рь , Тихонову калужскую пуст. Старец обладал особым даром общения с представителями интеллигенции. В 1910 г. преподобный ездил на ст. Астапово для напутствия умирающего Л. Н. Толстого , впосл. с грустью вспоминал: «Не допустили меня к Толстому... Просил врачей, родных, ничего не помогло... Хотя он и Лев был, но не смог разорвать кольцо той цепи, которою сковал его сатана». 11 июля 1910 г. В. тяжело заболел, опасались, что старец умрет. Прп. Нектарий (Тихонов) , архим. Ксенофонт, иером. Феодосий, взяв у прп. Иосифа (Литовкина) благословение, постригли В. в схиму. 13 июля старцу стало лучше.

http://pravenc.ru/text/154329.html

«У нас и дурное, да хорошо. У нас и немытое белье бывает белым». «Неисполненное обещание всё равно что хорошее дерево без плода». «Купить – всё равно что вошь убить, а продать – всё равно что блоху поймать». Объясняя псаломские слова: Горы высокия еленем, камень прибежище заяцем ( Пс.103:18 ), старец говорил: «Елени, т.е. олени, – это праведники на горах, т.е. высоко стоят. А зайцы – грешники. Им прибежище – камень. А камень – это Сам Христос, пришедший в мир призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). Еще, мне одной, сказал: «Праведных ведет в Царство Божие апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная» 155 . Что каждый человек причиной своих скорбей бывает сам, об этом старец нередко повторял поговорку: «Всякий сам кузнец своей судьбы». «Напрошенный крест трудно нести, а лучше в простоте сердца предаваться воле Божией. И верен Бог , Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил ( 1Кор.10:13 ). Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если же остаетесь без наказания... то вы незаконные дети, а не сыны ( Евр.12:6,8 ). – И прибавлял: – В одном месте молились о дожде, а в другом – чтобы не было дождя; вышло же, что Бог хотел». Одна в старости очень боялась поступить в монастырь и всё говорила: не могу исполнить правил монашеских. Батюшка ответил на это рассказом: «Один купец всё также говорил: то не могу, другое не могу. Ехал он раз по Сибири ночью, закутанный в двух шубах. Вдруг увидел вдали свет, – точно огоньки мелькали. Стал всматриваться и заметил, что это стая волков приближалась к нему. Спасения ждать было неоткуда. Он выскочил из саней и в одну минуту влез на близ стоявшее дерево, забыв свою старость и слабость. А после рассказывал, что раньше того он от роду не бывал ни на одном дереве 156 . Вот тебе и «не могу», – добавил старец. Любил батюшка повторять псаломские слова: «Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» ( Пс.118:165 ). На жалобы сестер, что досаждают им, укоряют или даже бранят, батюшка обыкновенно отвечал: «Благословляющия уста не имут досаждения». Любя сам простоту, говорил еще: «Где просто, там Ангелов со сто; а где мудрено, там ни одного».

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Optin...

Мне припомнился один очень характерный эпизод из моей личной жизни, который я почти 35 лет наблюдаю на каждом своем шагу. Это – реальное доказательство в конечных результатах, – к чему приводит сознательное отношение христиан к «пребыванию в служении» 120 . Он разрешил мне, почему у нас грязь и грязь, не только в типографиях и в ремесленных мастерских, а грязь и неряшество и самые отрицательные результаты в воспитании детей, в школах, в домашней жизни семьи, в отношениях мужа к жене, жены к мужу; родителей к детям; детей к родителям; страшная, недобросовестная грязь во многих слоях и учреждениях общественной и государственной жизни, а последние годы и в религиозно-нравственной сфере тоже почти всех, а в особенности старых религиозных конфессий; нестроение, неурядицы, озлобленность, скорбь, вражда, интриги, взаимоугнетение, насильничество, взяточничество, зависть, и не у нас только одних, а решительно на всем свете; что в общем напоминает собою ту безобразную, запущенную мастерскую, где наблюдается только лишь одна вакханалия смрада, сквернословия, брани, ненависти и беспощадной грязи. Пробовало было человечество все меры к устранению этого зла, все больше и больше разъедающего духовную природу всего живущего на земле; но эти меры были человеческие меры, они давали как раз обратные результаты; и, хотя бы самое излюбленное – чего и сейчас держится, к сожалению, человечество – соревнование, имеющее в своей конечной приманке награды, отличия, даже и оно дает как раз обратные результаты. Один стремится изо всех сил к получению того или другого приза, а другой не в силах угнаться за ним, портит все его труды, ставит ему на пути ногу, и в зараженной смрадом мировой атмосфере еще злобнее, еще отчаяннее раздаются крики и вопли этого неудачного способа дезинфицировать огромную мастерскую всего человечества. Устранить все это можно только лишь одним единственным и самым простым способом, на который указывает, как на необходимое правило каждого христианина, апостол Павел: «пребывай в служении 121 ... не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная 122 ... не думай о себе более, нежели должно думать; но думай скромно, по мере веры, какую каждому уделил Бог . Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так и мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь – один для другого члены... будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте, в усердии не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите... Утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы; в молитве постоянны... Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте... Не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным, не мечтайте о себе... Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми... Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» 123 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Правда, бывают иногда исключения из этого общего правила, но они совершаются по особому промыслу Божию и с благословения духоносных старцев. Первая старица дивеевская, блаженная Пелагея Ивановна, начиная юродствовать, оставила семью – мужа и двух маленьких детей. Но это она сделала по благословению преподобного Серафима. Не много спросится на будущем суде с матери, если только она с любовью и самоотвержением несла крест чадородия и воспитания детей. Монахиня, заведующая Шамординским детским приютом, жаловалась старцу Амвросию Оптинскому , что «Таньки и Машки» не оставляют ей времени, чтобы раскрыть духовную книгу. Старец успокоил ее и сказал, что именно забота о Таньках и Машках спасительна для ее души и на суд она явится не одна, а вместе с этими Таньками и Машками. Между родителями и детьми имеется та же зависимость, что между духовными отцами и их духовными чадами. Про эту зависимость Апостол Павел говорил так: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?» ( 1Фес.2:19 ). На Страшном Суде родители не предстанут пред Господом одинокими. И как Каин услышал вопрос: «Где твой брат?» – так и они будут спрошены: «Где дети ваши?» Счастье и спасение их в том, что, представ пред Господом, они могли бы сказать спокойно и за себя, и за детей: «...вот, Я и дети, которых дал Мне Бог». ( Евр.2:13 ). О влиянии поведения детей на загробную участь родителей свидетельствует следующий рассказ одного священника. Сын благочестивых родителей, поступив в закрытое учебное заведение, под влиянием товарищей-безбожников потерял веру. Закончив учебу, стал вести беспутную жизнь. По смерти родителей он поехал на родину и пошел посетить их могилы. Но при приближении к ним дважды терял сознание. При третьей попытке подойти к могилам его разбил паралич. Однако он не понял Промысла Божия над ним. Тогда, лежа в параличе, он в забытьи видит свою покойную мать, которая говорит ему: «Твои беззакония и твоя распутная жизнь, полная неверия и безбожия, дошли до Господа. Ты не только погубил себя, но запятнал и нас, и это черное пятно на моей одежде – твои тяжкие грехи. Господь хотел поразить тебя, но отец твой и я молились пред престолом Всевышнего о тебе, и Он захотел обратить тебя к Себе... Он знал, что одна могила наша для тебя дорога здесь, и поэтому Он не допустил тебя к ней, поражая сверхъестественною болезнью, дабы ты признал над собой высшую силу, тобою отвергаемую, но ты не обратился. Поэтому Господь послал меня к тебе... это последнее средство для твоего исправления...» И в доказательство истинности своего явления мать оставила ему его крест, выброшенный им ранее. Через явление матери сын был спасен – выздоровел и телесно, и духовно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

«Пребудьте во Мне, и Я в вас» 104 . «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего» 105 . «В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь, Я победил мир» 106 . Чтобы эта юная душа, при каждом таком акте единения с Господом, понимала, что естественная цель, истинное счастье в жизни, истинная красота ее, только лишь в служении одною любовью ко всему человечеству и в единении с Ним. Затем, – знаю, не под силу нам, – охваченным вместе с современной культурой, культурою духа тьмы, – искоренить из своих привычек, из своей обыденной жизни, гнилые слова, гнилые речи и гнилые поступки, которые, проникая в очи и уши детской души, как самая беспощадная гангрена, разлагает их 107 ; ибо, если мы сами заградим свои уста и свои поступки, то, увы, наши дети увидят все это в окружающих нас. Постараемся же сделать так, чтобы, возможно чаще, в глаза и уши наших детей проникало Слово Божие, как верное и единственное противодействие указанному выше злу, повсюду вливающемуся в душу наших детей. Молитесь, возможно чаще, при ваших детях и вместе с ними. Начинайте словами горячей, неподдельной, искренней молитвы, со всей вашей семьей каждый ваш день. Не садитесь за стол общей трапезы, не призвавши Божьего благословения. Не кончайте вашего общего дня без того, чтобы не излить пред Всемогущим благодарности за прожитый день. За все, что Он ниспослал нам в течение его и испросите у Него прощения всем совершенным вами за этот день ошибкам, заблуждениям, увлечениям. И ни на одно мгновение не стесняйтесь, а старайтесь при ваших детях, в случаях переживаемой какой-либо нужды, горя, печали, скорби, обращаться к Господу со словами горячей просьбы, с полною искреннею верою, что эта просьба будет услышана и исполнена, – чтобы в детском сердце навсегда запечатлелись слова Христа: «Все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» 108 . «Истинно также говорю вам, что, если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» 109 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Пришел тогда, когда, по бессильному человеческому соображению, обители грозило окончательное закрытие... Не правда ли, как силен всемогущий Господь? Не правда ли, – как правдиво и мудро называет Слово Божие Его «Богом нашего спасения», «Богом, видящим нас», «Богом, нашим заступником» 111 . И не прав ли великий апостол Петр, говоривший: «Все заботы ваши возложите на Господа, ибо Он печется о вас» 112 . Или псалмопевец Давид: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» 113 . С.В., пришел к обители в наше, полное страшного неверия, время; создал нечто колоссальное на этом великом, Богом благословенном бугре, отдавший со всей ширью чисто русской души на выполнение задуманных предприятий старца, несомненно, не один миллион состояния. И отдал это без малейшего сожаления. Наоборот, по всему можно судить, что он, с такой же полной, горячей душой, как и у своей жизненной спутницы, готов был отдать еще больше, если бы не великий голос Господа, призвавшего его к Себе. И насколько оправдывались на нем слова Божественного Спасителя мира о воздаянии за щедрую милость «мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною» 114 , можно судить по словам самого С.В., который говорил, что с той поры, когда он стал помогать Шамординской обители, он был поражен тем обилием благословения, которое полилось на него от Самого Бога. Над этим фактом следовало бы очень и очень подумать тем, кто уверяет, что на нашем пути нет чудес, что Слово Божие отжило, устарело; тем более, что все это проходило на наших глазах. Помимо отмеченного, этот факт особенно знаменателен тем, что он еще лишний раз подтверждает массу положений из Божественного Слова, так например: Во-первых, здесь оправдались слова апостола Павла в послании в Ефесянам, служащие великим назиданием, подвигающим нас к вере в Господа и к любви ко всем святым, что фактически, реально вознаграждает тех, кто исполняет эти слова: «Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа Нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

Оставив службу, Алексей поехал домой и, совершив вместе с матерью паломничество в Троице-Сергиеву Лавру, испросил у родителей благословения на монашество. Анна Сергеевна и Моисей Петрович с большой радостью благословили его, и он отправился в Оптину Пустынь. 31 июля 1853 года с любовью принял его в число послушников архимандрит Моисей . А духовным его наставником стал уже знавший его старец Макарий. Когда мать Алексея пришла навестить его, старец Макарий сказал ей: «Благословенна ты, добрая женщина, на какой хороший путь отпустила ты сына». 17 ноября 1862 года Алексей Зерцалов был пострижен в мантию с именем Анатолий. 5 июля 1866 года он был рукоположен в сан иеродиакона, а 7 сентября 1870-го – в сан иеромонаха. 13 февраля 1874 года он был назначен скитоначальником и братским духовником. О. Анатолий проходил разные послушания и терпел немало трудностей, которые усугублялись тем, что он постоянно страдал головными болями и бессонницей. Однако во всех мелочах и недоразумениях послушнической жизни он проявлял подлинно монашеское терпение. Старец Макарий сразу увидел это – он с особенным вниманием относился к молодому послушнику. Он видел его благоговейное и молитвенное устроение, смирение, кротость и немалую образованность в духовных и особенно аскетических вопросах. Старец Макарий стал его наставником и в отношении делания Иисусовой молитвы – в этом о. Анатолий достиг редких успехов. Вскоре о. Макарий благословил своего ученика обращаться с духовными вопросами и к о. Амвросию. С этого времени и началось тесное духовное общение о. Анатолия с о. Амвросием. Через некоторое время они вместе будут заниматься устройством новой женской монашеской общины в Шамордине, в двенадцати верстах от Оптиной. 5 Уже при первой настоятельнице Шамординской общины матушке Софии (Болотовой), которую привел на эту должность в сентябре 1884 года старец Амвросий, ее духовный отец иеромонах Анатолий стал любимым наставником сестер, которых с каждым днем становилось в Шамординской обители все больше и больше. По благословению старца о. Анатолий служил в шамординской храме, учил сестер церковным порядкам, уставу, следил за правильностью чтения и пения. Он установил в общине чтение неусыпаемой Псалтири, сам начав первое чтение. За трапезой он также первым начал чтение житий святых. Матушка София однажды сказала:

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

Поступила в Шамордино в 1887 году. В 1892 году определена в число послушниц. Несла послушание благочинной по церкви. Кроме этих записок, источниками для жизнеописания стали также другие записки шамординских сестер, которые перечислены самим автором: Записки бесед и изречений о. Амвросия, сделанные верной ученицей покойнаго, N. N. Записки бесед и рассказов о. Амвросия, веденные с 1869 года монахиней М. О-вой. Запись изречений старца, сделанная рясофорной монахиней, Е. Л-вой. Слова батюшки, о. Амвросия. М. И. К-ой. Этими монахинями могли быть: Екатерина Лебедева, из дворян Московской губернии, обучалась в Московском Мариинском институте, поступила в обитель в 1887 году и исполняла должность письмоводительницы, а также Мария Кобякова, из купеческого звания, определена в число послушниц в 1907 году, служила при детском приюте. Воспоминания Шамординских сестёр рисовали облик старца с особенной убедительностью и любовью. Составленные преданными ученицами, эти воспоминания стали одними из основных источников для составления жизнеописания старца. Кроме воспоминаний шамординских сестёр, для составления жизнеописания старца о. Григорий использовал «Историческое описание обители», составленное Леонидом (Кавелиным) , жизнеописания оптинских старцев Льва, составленное Климентом (Зедергодьмом), преп. Макария, составленное о. Леонидом (Кавелиным) , преп. Моисея, составленное о. Ювеналием (Половцевым) , жизнеописание Климента Зедергольма , составленное К. Н. Лентьевым, а также другие материалы, из которых следует отметить публикации о старце Амвросии, появившиеся в печати сразу по его кончине. Отец Григорий работал над жизнеописанием старца быстро и увлечённо. В конце 1891 года он опубликовал небольшую заметку в «Церковных ведомостях» 48 , а с января 1892 года (т. е. через два с половиной месяца после кончины старца) в журнале «Душеполезное чтение» стали печататься первые главы «Сказания о житии оптинского старца, отца иеросхимонаха Амвросия» 49 . Кстати, с декабря 1891 года в журнале «Душеполезное чтение» стали выходить «Изречения старца Амвросия Оптинского , записанные разными лицами себе на память, преимущественно сестрами Шамординской, устроенной старцем, общины» 50 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Хотя старца, по его благословению, сопровождал только один его келейник о. Исаия, который и собирал его в дорогу и вез все необходимое для него, но уже на другой день появились в Рудневе толпой почитатели, и в том числе оптинские монахи со своими духовными нуждами. Вообще, во время пребывания старца в Шамордине братия Оптиной, от старших до младших, ежедневно посещали его: они не могли оставаться без его духовного окормления и, помимо переписки, спешили при первой возможности лично в Шамордино. Не обходили Шамордина и монахи, шедшие помолиться в Тихонову обитель, чтобы предварительно испросить благословение старца. Почему, однако, старец выехал не прямо в Шамордино, как это делалось раньше, а в Руднево? На это была следующая причина. Незадолго до отъезда старца из скита было ему доставлено письмо от неизвестного «любителя благочестия». В этом письме говорилось, что много лет тому назад, в помещичьем имении, которое теперь принадлежит Шамординской общине под именем Рудневской дачи, был вырыт какими-то подвижниками колодец, утолявший жажду многих путников, а теперь это место находится в пренебрежении. Еще до получения этого письма, осенью 1889 года, настоятельница Шамординской общины м. Евфросиния, находясь однажды в Рудневе и наблюдая там за работами около сажелки, почувствовала, что нога ее проваливается в землю… Она рассказала об этом старцу, по распоряжению которого против того места, где провалилась настоятельница, стали рыть землю и скоро напали на сруб колодца. Был открыт источник воды; но странно – все говорили одно: когда стали давать эту воду бесноватым, страдания их увеличивались. Отправляясь 2 июля 1890 года в Шамордино, старец решил лично побывать сначала в Рудневе. Прибыв туда, старец сам осматривал место вблизи вырытого колодца, несколько ниже. Он предварительно стал на молитву, приказав и всем, бывшим с ним, молиться. После молитвы сам начал рыть землю, а потом приказал рыть и другим. Когда показалась вода, старец приказал устроить здесь второй колодец.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010