Великое назначение русского человека. Памяти митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова; + 1962) Источник: Русская линия Иеромонах Нестор (Анисимов) на Камчатке 4 ноября 1962 года – в этот день, в Москве, не дожив пяти дней до своего семидесятивосьмилетия, скончался митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор. Жизнь его была богата событиями. В Первую мировую войну он участвовал в боевых действиях на территории Восточной Пруссии, почему и обратил моё внимание при подборке материалов к 95-летию начала этой войны. Уроженец города Вятки, в миру он именовался Николаем Александровичем Анисимовым. В 1905 году, когда многие жители России соблазнились репетировать революцию, двадцатилетний Николай поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской Духовной Академии, он принял монашество с именем Нестор, и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение отца Иоанна Кронштадтского и получил его. По русским камчатским селениям тогда церковные приходы кое-где были. Но среди оседлых и кочующих туземных народностей: тунгусов, чукчей, коряков, алеутов и камчадалов не было никакого духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Туземное население края ничего не знало на свете, кроме своей примитивной дикарской жизни среди суровой природы. Его эксплуатировали самым жестоким хищническим образом всевозможные меновые торговцы, в основном – из Японии и Штатов. За мишуру, за бесценок или за вино они скупали меха и обогащались, а туземное население спивалось и бедствовало. Эти безобразные явления подвигли молодого монаха к идее создать Камчатскую Духовную Миссию и Камчатское Православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав Братства преследовал широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном Архиерее во Владивостоке, и с отделениями в центральных городах России. Цель этого Братства была сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края, и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение.

http://pravoslavie.ru/37877.html

протоиерей Георгий Бирюков Скачать epub pdf Памяти митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова) 4 ноября 1962 года – в этот день в Москве, не дожив пяти дней до своего семидесятивосьмилетия, скончался митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор. Жизнь его была богата событиями. В миру он именовался Николаем Александровичем Анисимовым. Уроженец города Вятки. В 1905 году, когда многие жители России соблазнились репетировать революцию, двадцатилетний Николай поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской духовной академии, он принял монашество с именем Нестор и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение у отца Иоанна Кронштадтского и получил его. По русским камчатским селениям тогда церковные приходы кое-где были. Но среди оседлых и кочующих туземных народностей – тунгусов, чукчей, коряков, алеутов и камчадалов – не было никакого духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Туземное население края ничего не знало, кроме своей примитивной дикарской жизни среди суровой природы. Его эксплуатировали самым жестоким образом всевозможные меновые торговцы, в основном из Японии и Штатов. За мишуру, за бесценок или за вино они скупали меха и обогащались, а туземное население спивалось и бедствовало. Эти безобразные явления подвигли молодого монаха к идее создать Камчатскую духовную миссию и Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав братства был нацелен на широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного совета братства при епархиальном архиерее во Владивостоке и с отделениями в центральных городах России. Целью своей работы братство ставило сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение. Первоначально проект создания братства получил крайне негативную оценку обер-прокурора Святейшего Синода Лукьянова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАДЫРСКАЯ И ЧУКОТСКАЯ ЕПАРХИЯ образована решением Свящ. Синода РПЦ 19 июля 2000 г. путем выделения приходов на территории Чукотского АО из Магаданской епархии, утверждена решением Архиерейского Собора РПЦ 2000 г . Кафедральный город - Анадырь (бывш. пост Новомариинск). Первым епископом Анадырским и Чукотским был назначен игум. Диомид (Дзюбан) , клирик Петропавловской епархии. Его хиротония состоялась 10 авг. 2000 г. в Москве, в Успенском соборе Новодевичьего мон-ря . На момент создания А. и Ч. е. существовало 10 приходов, окормляемых 4 священниками; 6 приходов имели собственные церкви, перестроенные из жилых домов. Кафедральным храмом первоначально являлась анадырская ц. в честь Преображения Господня (до 1917 причтовый дом с часовней, возвращен Церкви в 1993), освященная в 1996 г. еп. Магаданским и Чукотским Ростиславом (Девятовым) . 21 окт. 2000 г. состоялся крестный ход от Преображенской ц. к месту буд. кафедрального собора, где еп. Диомидом установлен крест, совершен молебен и заложен собор. Православие пришло на Чукотку вместе с рус. казаками-землепроходцами. В 1648-1649 гг. в среднем течении р. Анадырь С. Дежнёвым был основан Анадырский острог. Построенная в остроге ц. Всемилостивого Спаса была деревянной, «вида весьма изящного». После упразднения Анадырского острога в 1764 г. утварь была передана частью в церковь Гижигинской крепости, а частью - в Спасскую ц. Нижнеколымска. В 1788-1789 гг. на р. М. Анюй, у стен Анюйской крепости, стали проводиться Чукотские ярмарки. В центре крепости в 1811 г. построили Свято-Николаевскую часовню, к-рую освятил миссионер прот. Григорий Слепцов, возглавлявший с 1799 г. Чукотскую миссию . Следующим по времени правосл. центром на Чукотке явилась часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь). В 1842 г. свт. Иннокентием (Вениаминовым) была учреждена Анадырская миссия, центром к-рой стала упомянутая часовня. Первым анадырским миссионером был свящ.

http://pravenc.ru/text/114674.html

Анадирська Чукотська 28 травня 2010 р. 11:39 Православие пришло на Чукотку вместе с русскими казаками-землепроходцами. В 1648-1649 гг. в среднем течении р. Анадырь Семен Дежнев основал Анадырский острог, в котором была возведена деревянная церковь Всемилостивого Спаса. После упразднения Анадырского острога в 1764 г. утварь была передана частью в церковь Гижигинской крепости, а частью — в Спасскую церковь Нижнеколымска. В 1811 г. в Анюйской крепости построили Свято-Николаевскую часовню, которую освятил миссионер протоиерей Григорий Слепцов, возглавлявший с 1799 г. Чукотскую миссию. Часовня в торговой крепости на протоке Круговой Майн (бассейн р. Анадырь) стала центром учрежденной в 1842 г. свт.  Иннокентием (Вениаминовым) Анадырской миссии. Первым анадырским миссионером был священник  Роман Верещагин. После смерти владельца Анадырской торговли А.А. Баранова в  1844 г. крепость пришла в упадок, жители постепенно покинули ее, избрав новым местом обитания пос. Марково, где в 1862 г. была построена Свято-Никольская церковь. В 1843-1855 гг. Чукотскую миссию возглавлял священник Андрей Аргентов, построивший в 1848 г. в устье  р. Раучуа церковь во имя свт. Николая Мирликийского, прихожанами которой стали  чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. В 1872 г. Чукотская миссия была  разделена на три стана — Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. К 1917  г. на территории Чукотки было две церкви и шесть часовен — на Эломбале, Сен-Кёле,  Ерополе, на М. Анюе (пос. Островное), в устье р. Белой и в Новомариинске в устье р. Анадырь — все они были упразднены в советский период. Восстановление церковной  жизни на Чукотке началось в 90-х гг. ХХ в. Территория Чукотки последовательно находилась в подчинении тобольских, иркутских, камчатских и якутских архиереев. После образования  Владивостокской епархии (1898 г.) восточная часть Чукотки, включая бассейн р.  Анадырь, вошла во Владивостокскую епархию, а западная (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка — северо-запад Чукотки) осталась в Якутской епархии. В 40-80-х гг. ХХ в. территория Чукотки входила в состав Иркутской, в 1988-1990 гг. — Хабаровской епархий, в 1991 г. вошла в новообразованную Магаданскую епархию. Анадырская и Чукотская епархия была образована решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 июля 2000 г. путем выделения приходов на территории Чукотского автономного округа из Магаданской епархии . Кафедральный город — Анадырь  (бывший пост Новомариинск). На территории епархии на 2010 г. действует 17 приходов, окормляемых восемью священниками. Кафедральный храм — собор Святой Живоначальной Троицы в г. Анадыре. По материалам сайта «Православная энциклопедия» Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211250...

семинария была переведена в Благовещенск. В 1877-1880 гг. уже в сане епископа собирал съезды духовенства по вопросу открытия в Якутске ДС. В 1881 г. он представил в Синод проект ДС, к-рая была открыта в 1884 г. Одновременно состоял членом различных обществ: Попечительства о бедных духовного звания (с 1853, с 11 июня 1862 старший член общества), Комитета общественного здравия (с февр. 1852), Якутского статистического комитета (с 1853, а с 22 марта 1863 непременный член), Якутского областного присутствия по улучшению быта правосл. духовенства Якутской обл. (с 1865). В 1864 г. был назначен опекуном над детьми и имением покойного прот. Никиты Запольского. После кончины супруги 3 июля 1867 г. указом Святейшего Синода Д. был назначен викарием Камчатской епархии. Архиеп. Иннокентий (Вениаминов) еще 31 янв. 1857 г. в письме гр. А. Н. Муравьёву писал, что «лучшего для Якутской епархии и не найти». Между 3 июля 1867 и 9 февр. 1868 г. был пострижен в монашество, 9 февр. 1868 г. в Благовещенске архиеп. Камчатским Иннокентием хиротонисан во епископа Якутского, викария Камчатской епархии. С учреждением 12 янв. 1870 г. самостоятельной епископской кафедры в Якутске, при деятельном участии архиеп. Иннокентия, Д. получил титул «Якутский и Вилюйский». Д. совершал продолжительные объезды епархии. В письмах писал, что «монаху нечего терять; если доведется и умереть на деле проповеди, и это вменится в жертву Богу». В 1868-1869 гг. состоялась 2-я поездка Д. в Чукотскую миссию в Колымский окр., к-рый не посещался ни одним архиереем с нач. XVIII в. по причине отдаленности (более 2 тыс. верст от Якутска) и трудности сообщения. В миссионерских записках Д. описал эти путешествия (Преосвящ. Дионисий - ап. Якутии. 2000. С. 52). По ходатайству Д. была учреждена Якутская духовная консистория, в к-рой он ввел образцовое хозяйство и к 1884 г. увеличил денежные средства до 80 тыс. р. Д. увеличил капитал Якутского попечительства о бедных духовного звания почти вдвое, благодаря чему увеличился размер выплачиваемого пособия.

http://pravenc.ru/text/178415.html

Огромную роль в распространении христианства сыграла и монашеская колонизация. Искавший уединения и безмолвия подвижник оказывался той крупинкой соли, которая катализировала, образно выражаясь, процесс кристаллизации христианского сознания в непросвещенных народах. Пример подобного рода деятельности мы можем найти в житии преподобного Кирилла Челмогорского, бывшего для окружавших его уединение языческих племен образцом «в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте», а также у многих других отшельников Русского Севера. Конечно, нельзя предполагать какое-то строгое разграничение на две категории: здесь вот — харизматические проповедники и подвижники, а здесь — политические функционеры от Церкви. Одним из ярчайших представителей синтеза государственной пользы и личного подвига был, например, святитель Стефан Пермский. Но, как бы то ни было, и в его житии доминирует неодолимое желание «пойти... к народам заблудшим, к людям неверным, некрещеным», и только много позже являются, как следствие его трудов, явные политические выгоды — бескровное присоединение новых земель и добровольное вхождение всех аборигенов в семью народов будущего государства Российского. А вот, например, коренное население Чукотки политически так окончательно и не подчинилось Российской империи, не в последнюю очередь потому, что там официальная миссионерская деятельность предполагала исключительно материальную мотивацию для принятия крещения. Чукотскую миссию не спасло даже то, что у ее истоков когда-то стоял святитель Иннокентий (Вениаминов), который считал, что рост миссии должен иметь постепенно развивающийся характер при осознанном принятии христианства местным населением. «Последнее условие было одним из основополагающих принципов его миссионерской деятельности, которого он придерживался, еще будучи священником. ...Он считал, что крещаемые туземцы должны иметь готовность впредь вести жизнь христианскую», — отметил митрополит Калужский и Боровский Климент в своем докладе, посвященном 300-летию православия на Камчатке.

http://e-vestnik.ru/church/missii_agafan...

Все эти ненормальные и безобразные явления заставили о.Нестора обратить на них серьезное внимание, и он явился во Владивосток к своему начальнику архиепископу Евсевию с изложенным иеромонахом проектом создания Камчатской Духовной Миссии и Камчатского Православного Братства, предусматривая уставами этих учреждений широкую просветительно-благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном архиерее с отделениями в центре России, т.е. в Петербурге, Москве, Киеве и др.городах. Цель сближения Камчатской окраины с деловым центром России, где совершенно не знали правители государства своего отдаленного Камчатско-Чукотского края и не интересовались им, а потому и отдали всем, кому угодно на расхищение. Изучив на Камчатке тунгузский и Корякский языки, о.Нестор перевел Божественную Литургию, частично Евангелие, составил словарь и разговорные вопросы и ответы на корякском языке. На тунгузский язык перевел молитву Господню «Отче наш...”, заповеди Моисея и заповеди Блаженства. Одобрив все проекты иеромонаха Нестора, архиепископ Евсевий командировал его в Петербург, и Святейший Синод благословил представить доклад о создании Камчатской Духовной Миссии и о Камчатском Православном Братстве. Все заботы и хлопоты о.Нестора в Святейшем Синоде увенчались полным успехом. Члены Государственной думы пригласили его на вечернее собрание в Государственную думу для доклада о Камчатской области и ее нуждах. Этот доклад имел огромное значение. Все вопросы в Государственной думе и просьбы об отпуске средств на строительство в Камчатской области были приняты и удовлетворены государственными учреждениями, т.е. государственной думой и Государственным Советом. Камчатское братство со столичными отделениями обогатило Камчатскую Духовную Миссию не только средствами, но и обильным инвентарем для миссионерских церквей, школ, приюта для детей кочующих народностей Камчатской области и для колоний прокаженных. Отец Нестор на братские средства организовал походные аптеки, общину сестер милосердия, строил школьные здания, приюты и церкви во Владивостоке, на Седанке и в разобранном виде сплавлял с русскими рабочими в Камчатскую область на пароходах добровольного флота.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Роман Верещагин. После смерти владельца Анадырской торговли А. А. Баранова в 1844 г. крепость пришла в упадок, жители постепенно покинули ее, избрав новым местом обитания пос. Марково, где в 1862 г. была построена Свято-Никольская ц., настоятелем этого храма был свящ. Митрофан Шипицын. После его смерти в 1902 г. на это место заступил его сын свящ. Агафопод Шипицын. В 1843-1855 гг. Чукотскую миссию возглавлял свящ. Андрей Аргентов , построивший в 1848 г. в устье р. Раучуа ц. во имя свт. Николая Мирликийского, прихожанами к-рой стали чукчи-оленеводы, юкагиры и чуванцы Чаун-Чукотки. В 1872 г. Чукотская миссия была разделена на 3 стана - Эломбальский, Сен-Кёльский и Николаевский Чаунский. К 1917 г. на территории Чукотки было 2 церкви и 6 часовен - на Эломбале, Сен-Кёле, Ерополе, на М. Анюе (пос. Островное), в устье р. Белой и в Новомариинске в устье р. Анадырь - все они были упразднены в советский период. Восстановление церковной жизни на Чукотке началось в 90-х гг. ХХ в. Территория Чукотки последовательно находилась в подчинении тобольских, иркутских, камчатских, затем якутских архиереев. После образования Владивостокской епархии (1898) вост. часть Чукотки, включая бассейн р. Анадырь, вошла во Владивостокскую епархию, а зап. (бассейны рек М. и Б. Анюй, а также Чаун-Чукотка - северо-запад Чукотки) - осталась в Якутской епархии. В 40-80-х гг. ХХ в. территория Чукотки входила в состав Иркутской, в 1988-1990 гг.- Хабаровской епархий, в 1991 г. вошла в новообразованную Магаданскую епархию. 28. 06. 2008 Свящ. Синод отстранил еп. Диомида от управления епархией и назначил в.у. А. и Ч. е. архиепископа Хабаровского Марка (Тужикова). На Архиерейском Соборе 24-29 июня 2008 г. было принято " Определение о деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского " . 6 окт. 2008 г. Свящ. Синод утвердил решение Архиерейского Собора об извержении из свящ. сана еп. Диомида и поручил архиеп. Марку (Тужикову) управление А. и Ч. е. А. и Ч. е. разделена на 6 благочиний: Анадырский епархиальный округ, Крестобоздвиженское благочиние, Билибинское, Чаунское, Провиденское и Чукотское.

http://pravenc.ru/text/114674.html

Благодарю всех тех, кто был моей духовной опорой. С особой теплотой мне хочется вспомнить почившего духовного отца моего архимандрита Наума. Сыновне и сердечно благодарю архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия за заботу о моей духовной жизни. Выражаю мою искреннюю благодарность правящему архиерею Новосибирской епархии, Преосвященнейшему владыке Тихону за мудрое многолетнее руководство. Особые слова благодарности — родителям, семье и близким за поддержку на выбранном жизненном пути. От всего сердца выражаю свою сыновнюю благодарность Вам, Ваше Святейшество, и Священному Синоду, за оказанное мне высокое доверие — избрание меня на великое сие служение. В этот исключительный священный момент моя душа исполнилась трепетом и смущением при мысли о высоте, святости и тяготах епископского служения. Мне определено быть правящим архиереем на краю земли, в далекой Чукотке, где в XIX веке свет Христова учения нес святитель Иннокентий Московский, в 1842 году учредивший Анадырскую миссию. Пример его самоотверженного служения на северо-восточном рубеже нашего Отечества будет вдохновлять меня на предстоящие архипастырские труды. По благодати Божией проповедь Евангелия среди малочисленных народов Крайнего Севера продолжается. Паства в Анадырской и Чукотской епархии многонациональна и многоязычна, состоит из людей самых разных культурных и поведенческих установок, поэтому первоочередной задачей является созидание духовного единства в союзе мира, соединение людей в Единое Тело Христово. Дерзая принять на себя благодать апостольского служения, верю, что «сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. 12:9), а животворящая благодать, «немощная врачующая», попалит мои грехи, восполнит недостатки, исправит ошибки и обратит все ко благу Святой Церкви. Именно попечение о благе Церкви отныне становится основной целью моего предстоящего служения. В священный час возложения ваших святительских рук на мою недостойную главу смиренно прошу вашего благословения, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства. Уповаю на усердные и сугубые молитвы ваши о том, чтобы и мне научиться самоотвержению и любви, и безропотному несению своего креста, который с этого дня становится еще тяжелей и одними человеческими силами неподъемным, дабы Всеблагий Господь по вашим святым молитвам, через возложение святительских рук во время архиерейской хиротонии даровал мне «Духа Господня, духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия» (Ис. 11:2). Аминь.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5254758...

Все вышеизложенное ясно говорит о несуществовании Православной миссии на Камчатке. Успешными миссионерами, но в пагубную сторону являются на Камчатке люди не православные и не русские, а японцы, американцы, молокане и даже казанские и харбинские татары. Люди эти богатые разъезжают по всей Камчатской области под видом торговцев, рыбопромышленников и разного рода приискателей и предпринимателей. Вместе с табаком, водкой, спиртом и лубочными картинами безнравственного содержания эти люди меняют за богатый мех камчадалам и картины, иконы с изображениями святых угодников Божиих и из Священной Истории. И часто темный народ камчатский не отличает картину лубочной красавицы от изображения святых мучениц и одинаково или благоговеет пред ними, или оклеивает задние стены своего жилища. По рассказам камчадалов – эти иноверные купцы совершают и требы в юртах туземцев за пушнину и венчают их. Многие чукчи говорят по-английски, не зная ни слова по-русски. Американцы увозят детей чукотских в Америку для обучения в школах, на американских морских судах можно встретить пароходную команду из чукчей. За все эти благодеяния американцы угнали на свою Аляску уже десятки и тысячи табунов оленей – это единственное богатство и достояние северного обитателя Камчатки. За последние годы на Камчатку переселяются массами семейства богатых молокан, их приезд, к несчастью, светская камчатская власть приветствует и отводит им лучшие места для поселения. Равно власти эти усиленно заменяют на Камчатке церковные школы министерскими, устроено 4 школы министерских. Авторитет церковной власти и миссионеров на Камчатке крайне принижен. Необходимо у гражданских властей Камчатки установить взгляд, что они должны помочь миссионеру в его деятельности, что миссионер, служа Церкви, служит и русскому Государству. Между тем до сих пор этого на Камчатке не было, миссионер не только покровительством, но и помощью гражданского начальства не пользуется. Для успешности миссионерского дела Божиего и для ограждения от тлетворных влияний всяких иноверцев и иностранцев на Камчатких обитателей необходимо организовать Камчатскую миссию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010