В 1-й пол. XIX в. переселенцы, в 1771 г. покинувшие упраздненный Анадырский острог на Чукотке и переехавшие в Гижигинскую крепость, начали возвращаться на старое место. В окрестностях бывш. острога возникали поселения. В этот период центром миссионерской работы в бассейне р. Анадырь стала гижигинская Спасская ц. В 40-х гг. XIX в. свт. Иннокентий направлял отсюда на Чукотку священнослужителей для проповеди чукчам; новоучрежденную Анадырскую миссию (также именовалась Гижигинской походной ц.) возглавил гижигинский свящ. Р. И. Верещагин. Спасская ц. не имела необходимых для содержания миссии средств, для этой цели направлялись доходы ямской и тауйской церквей. В 1862 г. на средства гижигинского купца П. П. Брагина в с. Маркове (ныне Анадырского р-на Чукотского АО) была построена Никольская ц., ставшая центром Анадырской миссии. Гижигинская походная ц. была переименована в Корякскую походную миссию. С учреждением 12 янв. 1870 г. Якутской епархии (к-рую тогда же возглавил еп. Дионисий (Хитров), бывший с 1868 Якутским викарным архиереем) территория М. о. была разделена между нею и Камчатской епархией. Христианизации коренных народов способствовало основанное свт. Иннокентием в 1869 г. Православное миссионерское общество . Так, его Якутский комитет, образованный в 1870 г., принимал участие в финансировании Чукотско-Колымской миссии (РГИА. Ф. 796. Оп. 193. Д. 6828. Л. 25). В 1875 г. казанским Православным миссионерским об-вом при Гурия Казанского святителя братстве была основана переводческая комиссия, 1-м председателем которой стал Н. И. Ильминский . Она занималась переводом на языки инородцев, в т. ч. на тунгусский (эвенский), религ. лит-ры, составлением словарей и букварей; впосл. эти труды были изданы и распространялись в основном бесплатно. 1 янв. 1899 г. Камчатская епархия была разделена на Благовещенскую (см. ст. Благовещенская и Тындинская епархия ) и Владивостокскую (см. ст. Владивостокская и Приморская епархия ). В последнюю были включены земли М. о., ранее относившиеся к Камчатской епархии.

http://pravenc.ru/text/2561168.html

Великое назначение русского человека. Памяти митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова; + 1962) Источник: Русская линия Иеромонах Нестор (Анисимов) на Камчатке 4 ноября 1962 года – в этот день, в Москве, не дожив пяти дней до своего семидесятивосьмилетия, скончался митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор. Жизнь его была богата событиями. В Первую мировую войну он участвовал в боевых действиях на территории Восточной Пруссии, почему и обратил моё внимание при подборке материалов к 95-летию начала этой войны. Уроженец города Вятки, в миру он именовался Николаем Александровичем Анисимовым. В 1905 году, когда многие жители России соблазнились репетировать революцию, двадцатилетний Николай поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской Духовной Академии, он принял монашество с именем Нестор, и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение отца Иоанна Кронштадтского и получил его. По русским камчатским селениям тогда церковные приходы кое-где были. Но среди оседлых и кочующих туземных народностей: тунгусов, чукчей, коряков, алеутов и камчадалов не было никакого духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Туземное население края ничего не знало на свете, кроме своей примитивной дикарской жизни среди суровой природы. Его эксплуатировали самым жестоким хищническим образом всевозможные меновые торговцы, в основном – из Японии и Штатов. За мишуру, за бесценок или за вино они скупали меха и обогащались, а туземное население спивалось и бедствовало. Эти безобразные явления подвигли молодого монаха к идее создать Камчатскую Духовную Миссию и Камчатское Православное Братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав Братства преследовал широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного Совета Братства при Епархиальном Архиерее во Владивостоке, и с отделениями в центральных городах России. Цель этого Братства была сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края, и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение.

http://pravoslavie.ru/37877.html

Благодарю всех тех, кто был моей духовной опорой. С особой теплотой мне хочется вспомнить почившего духовного отца моего архимандрита Наума. Сыновне и сердечно благодарю архиепископа Петропавловского и Камчатского Артемия за заботу о моей духовной жизни. Выражаю мою искреннюю благодарность правящему архиерею Новосибирской епархии, Преосвященнейшему владыке Тихону за мудрое многолетнее руководство. Особые слова благодарности — родителям, семье и близким за поддержку на выбранном жизненном пути. От всего сердца выражаю свою сыновнюю благодарность Вам, Ваше Святейшество, и Священному Синоду, за оказанное мне высокое доверие — избрание меня на великое сие служение. В этот исключительный священный момент моя душа исполнилась трепетом и смущением при мысли о высоте, святости и тяготах епископского служения. Мне определено быть правящим архиереем на краю земли, в далекой Чукотке, где в XIX веке свет Христова учения нес святитель Иннокентий Московский, в 1842 году учредивший Анадырскую миссию. Пример его самоотверженного служения на северо-восточном рубеже нашего Отечества будет вдохновлять меня на предстоящие архипастырские труды. По благодати Божией проповедь Евангелия среди малочисленных народов Крайнего Севера продолжается. Паства в Анадырской и Чукотской епархии многонациональна и многоязычна, состоит из людей самых разных культурных и поведенческих установок, поэтому первоочередной задачей является созидание духовного единства в союзе мира, соединение людей в Единое Тело Христово. Дерзая принять на себя благодать апостольского служения, верю, что «сила Божия совершается в немощи» (2 Кор. 12:9), а животворящая благодать, «немощная врачующая», попалит мои грехи, восполнит недостатки, исправит ошибки и обратит все ко благу Святой Церкви. Именно попечение о благе Церкви отныне становится основной целью моего предстоящего служения. В священный час возложения ваших святительских рук на мою недостойную главу смиренно прошу вашего благословения, Ваше Святейшество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства. Уповаю на усердные и сугубые молитвы ваши о том, чтобы и мне научиться самоотвержению и любви, и безропотному несению своего креста, который с этого дня становится еще тяжелей и одними человеческими силами неподъемным, дабы Всеблагий Господь по вашим святым молитвам, через возложение святительских рук во время архиерейской хиротонии даровал мне «Духа Господня, духа премудрости и разума, духа совета и крепости, духа ведения и благочестия» (Ис. 11:2). Аминь.

http://patriarchia.ru/db/text/5254756.ht...

Отправляясь после хиротонии в Москву, высокопреосвященный Иннокентий оставлял преосвященного Дионисия как бы продолжателем своего великого апостольского служения в странах Сибирских. И подлинно, епископ Дионисий, уподобляясь высокопреосвященному Иннокентию во многом, как признавал то и сам последний, уподоблялся ему и в подвигах апостольского служения. Подобно преосвященному Иннокентию, он многократно предпринимал, как прежде в его свите более или менее продолжительные путешествия по своей обширной епархии с тою целью, чтобы проповедовать евангелие оставшимся в язычестве, утверждать в православной вере обратившихся уже в христианство , благоустроять свою епархию в различных отношениях и т. д. Одно из таковых путешествий сам преосвященный Дионисий весьма живо и картинно описал в свое время в статье, под следующим заглавием: Поездка преосвященного Дионисия, епископа Якутского, в Чукотскую миссию в 1868–9 г.. 29 «Чукотская миссия», пишет он, «как и самый округ Колымский, в пределах которого она находится, не посещались ни одним преосвященным с самого основания там христианства в начале прошлого столетия, по причине отдаленности их (более 2,000 верст далее Якутска) и трудности сообщения. Посещение их преосвященным со свитою, хотя небольшою, всеми считалось не только затруднительным, но и совсем невозможным. Несмотря на то, бывши там прежде, по обязанности походного священника, в сопровождении одного причетника, я отважился снова посетить их в сане архиерея с небольшим числом спутников. Из Якутска отправился я 1 ноября 1868 года и 2 ноября совершил божественную литургию в Устьсольской Николаевской церкви, в 20 верстах от города. 3-го числа того же месяца служил в Борогонской Вознесенской церкви, которая от предыдущей отстоит в 100 верстах. 4-го числа литургисал в Дюнсюнской Троицкой церкви, которая отстоит от Борогонской в 70 верстах. Эти три церкви находятся в Якутском округе. 5-го числа ноября проехал я верст 50 и остановился у последних жителей, чтобы снарядиться в дальнейший путь, потому что отсюда, на пространстве более 400 верст, жителей не будет, и ночевать доведется в пустой истопленной поварне.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

7 июля 1867 г. Димитрий Хитров назначается викарием Камчатской епархии с саном епископа Якутского. При хиротонии во епископа в Благовещенском кафедральном соборе (Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский Иннокентий в 1868 г. перенес свою кафедру из Якутска во Благовещенск) 9 февраля 1868 г. получил имя Дионисия, и отныне стал именоваться Преосвященным Дионисием, епископом Якутским, а после открытия самостоятельной епархии в Якутской области 12 января 1870 г. – епископом Якутским и Вилюйским. Преосвященный Дионисий, епископ Якутский свою деятельность начал с поездки в Чукотскую миссию в отдаленный Колымский округ для крещения чукчей, посетил приходы Якутского, Верхоянского, Колымского округов. Интересны его сведения и наблюдения о нравах и обычаях чукчей, об их крещении. По возвращению из дальней поездки энергично взялся за дела епархии: открыл духовную консисторию, епархиальный комитет православного миссионерского общества, библиотеку, построены пять новых зданий для духовной семинарии, открыты 36 новых церквей и приходов, церковно-приходские школы, было осуществлено второе издание богослужебных книг на якутском языке в г. Казани. Преосвященный Дионисий состоял епископом Якутским и Вилюйским до 1883 г., т.е. почти 16 лет. В декабре 1883 г. выехал в г. Уфу назначенный епископом Уфимским и Мензелинским, где и умер в 1896 г. «Республика Саха». 1993. 25 ноября. Преосвященный Иаков, епископ Якутский и Вилюйский (1883 – 1899 гг.) После преосвященного Дионисия (в миру – Димитрий Хитров), первого епископа Якутского и Вилюйского, автора «Краткой грамматики якутского языка» в декабре 1883 г. епископом был назначен Иаков, хиротония которого состоялась в январе 1884 г. в Московском Успенском соборе. Второй – по счету самостоятельный епископ Якутский и Вилюйский Иаков (в миру – Иероним Петрович Домский) родился 6 июля 1873 г. в селении Семенок Брацлавского уезда Каменец-Подольской губернии в семье священника. В 1845 г. с отличием окончил Петербургскую духовную академию, получив степень кандидата богословия, работал преподавателем Иркутской духовной семинарии. В 1858–61 гг. преподаватель и эконом Томской духовной семинарии, в 1861–70 гг. – инспектор Иркутской семи­нарии. В 1870–83 гг. работал ректором Благовещенской, затем Пермской духовных семинарий. В 1872 г. удостоился степени магистра богословия за диссертацию на тему «Русское проповедничество». В 1883 г. назначили настоятелем Переяславского Троицкого Данилова монастыря в Владимирской губернии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бог возмутился такой дерзостью и повелел ангелам «смешать их язык». Вавилоняне, до того понимавшие друг друга, заговорили внезапно на различных языках, началась страшная неразбериха, и строительство башни сорвалось. Слова «вавилонское столпотворение» стали обозначением всякой бестолковой сутолоки и беспорядка. 255 Крестовоздвиженский женский монастырь. Основан как Зачатьевский в 70-х годах XIV в. Василисой (в иночестве Феодорой), вдовой Нижегородско-Суздальского князя Андрея Константиновича. Располагался под Кремлевским холмом близ волжского берега. После разгрома в 1478 г. Новгорода Иваном III в монастыре насильно постригли в монахини новгородскую посадницу Марфу Борецкую. В 1814 г. после очередного пожара был перенесен к Казанской заставе (нынешняя Площадь Лядова) и переименован в Крестовоздвиженский. В тот же год были возведены стены монастыря, колокольня со Святыми вратами, две палатки при них, восемь корпусов, вне стен монастыря, гостиный двор. В 1814–1823 гг. строится Крестовоздвиженский собор (перестроен в 1848). В 1815 г. при одном из корпусов освящена больничная Скорбященская церковь . В 1838 г. при монастыре открыто училище для девочек. В конце XIX в. в монастыре проживала одна схимонахиня, 30 монахинь и 149 послушниц. Работала золотошвейная мастерская, в которой около 55 сестер вышивали иерейские облачения, ризы на иконы и плащаницы, выполняли работы с жемчугом и фольгой. В 1906 г. в монастыре начала работать живописная школа. Монастырь упразднен в 1917 г. С территории монастыря все монахини были выселены к январю 1928 г. В советское время в его зданиях располагались склады, жилые помещения, конторы; в соборе размещался завод бритвенных изделий. Возрожден монастырь в 2004 г. 256 Очевидно, имеется в виду Андрей Иванович Аргентов, известный сибирский миссионер, который родился в Нижегородской губернии в 1816 г. После окончания духовной семинарии служил в Иркутской епархии. В 1843 г. по собственному желанию был направлен на Колыму, где основал Чукотскую миссию и 15 лет прослужил священником- миссионером.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

протоиерей Георгий Бирюков Скачать epub pdf Памяти митрополита Кировоградского и Николаевского Нестора (Анисимова) 4 ноября 1962 года – в этот день в Москве, не дожив пяти дней до своего семидесятивосьмилетия, скончался митрополит Кировоградский и Николаевский Нестор. Жизнь его была богата событиями. В миру он именовался Николаем Александровичем Анисимовым. Уроженец города Вятки. В 1905 году, когда многие жители России соблазнились репетировать революцию, двадцатилетний Николай поступил в число братии Казанского мужского Спасского монастыря. Окончив в 1907 году курсы по калмыцко-монгольским языкам при Казанской духовной академии, он принял монашество с именем Нестор и добровольно отправился миссионером на Камчатку. На своё миссионерство он просил благословение у отца Иоанна Кронштадтского и получил его. По русским камчатским селениям тогда церковные приходы кое-где были. Но среди оседлых и кочующих туземных народностей – тунгусов, чукчей, коряков, алеутов и камчадалов – не было никакого духовного и культурного просвещения, не было для детей этих народностей и школ. Туземное население края ничего не знало, кроме своей примитивной дикарской жизни среди суровой природы. Его эксплуатировали самым жестоким образом всевозможные меновые торговцы, в основном из Японии и Штатов. За мишуру, за бесценок или за вино они скупали меха и обогащались, а туземное население спивалось и бедствовало. Эти безобразные явления подвигли молодого монаха к идее создать Камчатскую духовную миссию и Камчатское православное братство во имя Всемилостивого Спаса. Устав братства был нацелен на широкую духовно-просветительную и благотворительную работу с открытием Главного совета братства при епархиальном архиерее во Владивостоке и с отделениями в центральных городах России. Целью своей работы братство ставило сблизить Камчатско-Чукотскую окраину с деловым центром России, где тогда не знали своего отдаленного богатого края и не интересовались им, а потому отдавали всем на расхищение. Первоначально проект создания братства получил крайне негативную оценку обер-прокурора Святейшего Синода Лукьянова.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Миссия постоянно старалась о том, чтобы в управление степных дум были вводимы и крестившиеся буряты и чтобы ограничена была сила лам, но не имела успеха ни в том, ни в другом. В Камчатском крае в 1840 г. была открыта особая епархия, первым епископом которой назначен Иннокентий Вениаминов . Свою миссионерскую деятельность он начал, как известно уже, священником уналашкинской церкви среди алеутов, потом лет через 10 перешел к ситхинской церкви, в 1839 г. овдовел и постригся в монахи. Миссионерская деятельность его на епископстве простиралась на огромное пространство Камчатского, Якутского и Амурского краев; он делал по ним ежегодные разъезды, доходившие иной год (1856) до 8000 верст. В Якутской области, где христианство было уже распространено между всеми якутами и тунгусами, он завел якутское богослужение, встреченное инородцами с большой радостью. Одновременно с этим в 1859 г. здесь открыто было якутское викариатство, в 1869 г. обратившееся в самостоятельную Якутскую епархию. Трудами камчатских и якутских священников христианство понемногу проникло в Чукотский край; в 1850 г. здесь была открыта новая миссия для обращения чукчей, ламутов, юкагиров и других племен севера. В 1855 г. Камчатская епархия увеличилась при числением к ней местностей по р. Амуру. Иннокентий немедленно предпринял туда миссионерское путешествие и положил основание Амурской миссии; главными двигателями ее были священники Гавриил Вениаминов (сын преосвященного) и Иннокентий Громов. В 1857 г. преосвященный и сам переселился с своей кафедры на Амур в г. Благовещенск, где вскоре завел духовное училище. По приобретении Россией Уссурийского края для Амурской миссии открылось широкое поприще деятельности в просвещении христианством племен, принадлежавших прежде Китаю, гиляков, орочен, гольдов, манчжуров и других и, кроме того, начавших вскоре переселяться в Россию корейцев. Иннокентий устраивал миссионерские станы, строил по Амурскому краю церкви и школы, выписывал через китайскую миссию христианские книги на манчжурском языке, несколько знакомом среди его амурской паствы, содействовал составлению новых переводов местными переводчиками, особенно на гольдском языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Сам Макарий вёл дело с крайней самоотверженностью, не располагая средствами, отдавая на дело миссии даже свой магистерский оклад. В 13 лет миссия обратила ко Христу около 650 человек. Это было небольшое зерно, но обещавшее хороший плод. В 1844 году архимандрит Макарий, по расстроенному здоровью, оставил миссию и получил настоятельство в болховском монастыре. Здесь и скончался этот знаменитый просветитель 18 мая 1847 года со словами: «свет Христов просвещает всех» 258 . Миссионерская деятельность преосвященного Нила Исаковича 259 принадлежит иркутской епархии. Преосвященный получили иркутскую кафедру в 1838 году. Почва здесь для миссионерской деятельности была уже подготовлена. С 1821 года действовала забайкальская миссия во главе со священником Александром Бобровниковым, составившим монгольскую грамматику, хотя, по неимению средств, мало имела успеха. В 1883 году, как уже было упомянуто, учреждены были для инородцев иркутской епархии три должности специальных миссионеров. В 1834 году был найден священник, знавший монголо-бурятский язык, и определён миссионером. Возник с миссионерской целью и чикойский скит на границе Китая, под настоятельством Иеромонаха Варлаама. Преосвященный Нил в 1844 году исходатайствовал учреждение двух походных миссионерских церквей для якутской области. При каждой церкви полагалось два священника-миссионера и два причётника. В 1848 году построена миссионерская церковь с подвижным антиминсом и для чукчей, в чукотской земле. Действовала миссия в Забайкалье, шла проповедь и в других местах епархии. В 1851 году преосвященный с миссионерской целью учредил нило-столбенскую пустынь на монгольской границе при подножии Саянского хребта. Сам он изучил монголо-бурятский язык и при помощи протоиерея из бурят Николая Доржева занимался переводами и редакцией переводов, сделанных другими. Всё это способствовало тому, что случаи крещения были нередки: за 15 лет управления преосвященного Нила крестилось до 20.000 бурят. Обращалось внимание, чтобы располагать ко крещению наиболее влиятельных инородцев. В 1853 году преосвященный перешёл в Ярославль, но продолжал трудиться над любимым делом перевода священных и богослужебных книг на монголо-бурятский язык. В 1854 году были уже отпечатаны переводы литургии, вечерни, утрени, чинов крещения, причащения, исповеди, обручения, венчания и водоосвящения, отлитографированы Служебник, важнейшие части Требника, приготовлены переводы Часослова, пасхальной службы и отчасти Евангелия. Иннокентий, митрополит московский и коломенский

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

324 Да и до сих пор ими пользуются со всевозможными целями. Хотя светская власть видела в даровании им вольностей справедливое продолжение системы «свобод, примененной перед тем к язычникам-ламаитам», и оправдывала свою снисходительность к раскольникам желанием удержать их от бегства «за волею в Беловодье 325 Опоньскаго царства» (Японию), но от этого православное просвещение, а с ним и государственное дело только страдали. При таких условиях одна оборонительная отписка против раскольничьих наветов отнимала у томских архипастырей и их сподвижников много драгоценного времени. Приходилось им при всей правоте испытывать положение подозреваемых в инквизиторстве и в то же время заслонять собою православное стадо от хищных волков, организованных с 1862 года первым раскольничьим лжеархиереем в Сибири Савватием Левшиным-Кулаковым и его заместителем Мефодием Выдрицким из шайки конокрадов. 326 Еще в худшем положении обстояло дело Православия в Якутской и Енисейской епархиях, служивших по закону 7 июля 1835 года местом ссылки вреднейших сектантов и политических преступников, где нравственное одичание доходило у крещеных людей в 1861 году до шаманских человеческих жертвоприношений («Туруханский край» в записке Императорского Русского географического общества), а в 1883 году до людоедства («Енисейские губернские ведомости», 1883, и «Сибирь», 1883, Тем не менее, к благополучию дела православного просвещения в Якутской епархии, там, со времени учреждения ее 4 ноября 1889 года, четырнадцать лет руководствовал паствой вышеназванный епископ Дионисий (Хитров), оставивший очень ценное во всех отношениях описание своей поездки в Чукотскую миссию в 1868–1869 годах. После него святительствовал Иаков (Домский) с 8 января 1884 года и, наконец, вышеупомянутый исследователь инородческой жизни епископ Мелетий (Якимов) . Дух этих архипастырей и их доступность и готовность на всякое добро много способствовали к поддержанию власти Православной Церкви в этой области, переполненной анархией сектантства и преступности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010