Freiburg i. Br., 2000. Bd. 1. S. 22-41; Гребенетский А. Слова и поучения в Великих Четиих-Минеях митр. Макария//БТ. 1992. Сб. 31. С. 175-266; Черторицкая Т. В. Четьи сборники в составе Великих Миней Четьих митр. Макария//ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 98-108; Серебрякова Е. И. Великие Минеи Четьи митр. Макария как памятник книжного искусства//Ист. музею - 125 лет: Мат-лы юбилейной науч. конф. М., 1998. С. 107-112. (Тр. ГИМ; 100); она же. О кодикологических особенностях новонайденного мартовского тома Софийского комплекта Великих Миней-Четьих//Рус. книжность: Вопросы источниковедения и палеографии. М., 1998. С. 5-14. (Тр. ГИМ; 95); она же. О миниатюрах Христианской Топографии Козмы Индикоплова в Великих Минеях Четьих митр. Макария//Рукописные собрания церк. происхождения в б-ках и музеях России: Сб. докл. конф. 17-21 нояб. 1998 г., Москва. М., 1999. С. 129-143; Zanetti U. Les «Grands Méenées» de Macaire de Moscou: inventaire ет sources greques (1-11 mars)//AnBoll. 1998. Vol. 116. Р. 331-353; Дианова Т. В. Исследование бумаги и бумажных водяных знаков мартовского тома Софийского комплекта Великих Миней Четьих митр. Макария//Abhandlugen zu den grossen Lesemenäem des Metropoliten Makarij. 2000. Bd. 1. S. 1-20; Кобяк Н. А. К вопросу об издании Великих Миней Четьих имп. Археографической комиссией//Ibid. S. 77-97; Минеева С. В. «Житие Зосимы и Савватия Соловецких» в составе Великих Миней Четьих митр. Макария//ГДРЛ. 2000. Сб. 10. С. 347-359; Шульгина Э. В. Сравнительный анализ состава мартовских томов Чудовской и Макарьевской (по Успенскому списку) Миней Четьих//Abhandlungen zu den grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. 2000. Bd. 1. S. 121-138; она же. Предварительный анализ состава майских томов Чудовской и Макарьевской (по Успенскому списку) Миней-Четьих//Книга и мировая цивилизация: Мат-лы XI Междунар. науч. конф. по проблемам книговедения (Москва, 20-21 апр. 2004 г.). М., 2004. Т. 2. С. 40-43; она же. Киево-Печерский патерик в составе Великих Миней Четьих//Фёдоровские чт., 2005 г.

http://pravenc.ru/text/2563256.html

Также в том же году завели малые училища в Калуге в тамошнем Лаврентиевом монастыре и построил для школ покои, да в Звенигороде, в Саввине монастыре, и испросил у Императрицы на каждое из сих училище для содержания учителей и бедных учеников по 300 руб. в год. Между тем ревностно прилежал к отправлению дел епаршеских судебных, коих было великое множество, и не щадил он ни труда, ни здравия. Ибо непременно, каждый день, кроме воскресных и праздничных, с 7 часов утра по 1-й, а иногда по 2-й час по полудни, упражнялся в разбирании прошений, в давании на них прошений, или письменных или словесных, в рассматривании дел от консистории, духовных правлений и благочинных (коих везде вновь учредили и дал им печатные инструкции) и в решении. Доступ к нему был всем не возбранён, и все дела и принимал, и рассматривал, и писал сам собою, без всякого помощника, а подьячий только записывал и куда надлежит отсылал. Особливо же ревновал, чтобы сохранить правосудие, и как сам ни от кого ничего не брал, то и над подчинёнными, сколько мог, строго наблюдал, чтобы мздоимства не было и злонамеренной проволочки. Стоило ему сие не малого сил истощения; но утешало и ободряло то, что видел на все его труды благословение Божие, с немалым к лучшему порядку успехом. Но надлежит сказать и о хозяйстве московского архиерейского дома. Не только нельзя было в нём жить, но и ничего почти в нём не было, и он принуждён был жить на подворье Троицком, что у Сухаревой башни. Ибо во время мятежа, бывшего в 1771 году, и убиения архиерея 7 архиерейские покои были внутри разорены и разграблены, также и конюшня и экипаж весь. А между тем, по небытию до 1775 года хозяина, не без того, что и от других, или запущено, или недостаток умножен. Заботило сие Платона. Пожаловала Императрица, без просьбы, сама собой, на построение нового дома 40 000 руб. И он построил новый дом в том виде, в коем он ныне всеми зрится. Также и в церквах Чудовских всё поправили и украсили, и ризницу весьма всякою утварью умножил, которая до того времени весьма была недостаточна, как то сие всяк видеть может, кто возлюбопытствует узнать что до Платона в Чудовских церквах и в ризнице было, и что при нём прибыло.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Р. П. Дмитриева высказала предположение о том, что черновой материал для составителя Минейной редакции сохранился в сборнике, хранящемся в НИОР РГБ (Волок. 659; Дмитриева Р. П. Агиографическая школа митр. Макария: (На мат-ле некоторых житий)//ТОДРЛ. 1993. Т. 48. С. 210). Выявлены и различия между списками Минейной редакции, что позволяет поставить вопрос о необходимости выделения 3-го вида полной редакции Жития. В частности, по наблюдениям Э. В. Шульгиной, текст Жития П. в Чудовской минее (ГИМ. Чуд. 314. Л. 2-54 об.) «более богат событиями, отражающими историю Северо-Восточной Руси, чем список Макарьевской минеи» ( Шульгина Э. В. Предварительный анализ состава майских томов Чудовской и Макарьевской (по Успенскому списку) Миней четьих//Abhandlungen zu den Grossen Lesemenäen des metropolitan Makarij: Kodikologische, miszellanologische und textologische Untersuchungen. Freiburg, 2006. Bd. 2. S. 376). Можно предположить, что наиболее ранний вид полной редакции Жития представлен в Софийском списке ВМЧ (РНБ. Соф. 1321. Л. 64а - 80). На основании исследований бумаги и почерков ( Ляховицкий Е. А., Шибаев М. А. Заметки о хронологии и порядке работы над Софийским комплектом ВМЧ митр. Макария//Тр. Ист. фак-та С.-Петерб. ун-та. 2015. 24. С. 8-13; Они же. Бумага Софийского комплекта ВМЧ//Вестн. «Альянс-Архео». 2017. Вып. 22. С. 3-43) допустима версия, согласно к-рой список Жития был создан волоколамскими или боровскими книжниками и отослан в Новгород, где его включили в состав майского тома Софийского комплекта ВМЧ. Б. М. Клосс обнаружил рукопись (ГАЯО. 446. Л. 299-330 об.), созданную в Москве для Вассиана (Санина) в 1505-1515 гг. В этом сборнике находится самый ранний список сокращенного Жития П. ( Клосс. 2012. С. 57). С. В. Федотов считает, что «наиболее ранний из известных списков Похвалы Пафнутию Боровскому, как и его Краткое Житие, содержится в Софийском комплекте Великих миней Четьих» ( Федотов. 2009. С. 38). Он также назвал еще 2 списка Минейной редакции Жития, которые следует датировать 2-й пол. 30-х гг. XVI в. (РГБ. Унд. 7, 354).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

Чудовский хор вводит даже в свой репертуар сочинения А. А.; позднее, во время 30-летняго юбилея хора Архангельского – Чудовский хор подносит Ал. А-чу диплом почётного члена своего О-ва. Вернувшись в Петербург, Ал. Андр. отдается кипучей и разносторонней деятельности: в Патриотическом Институте 4 , Александровском Лицее, Екатерининском Институте, Училище Правоведения – он преподает пение, организует хоры и управляет ими; работает с хором графа Шереметьева; усиленно изучает партитуры старых мастеров (Палестрина, Гайдн, Бетховен, Моцарт); работает над аранжировками народных песен и, кроме всего этого, находит еще время сам брать уроки у профессора Консерватории Н. А. Соколова по изучению фуги. Естественно, что такая «нагрузка» не могла быть под силу Ал. Анд-чу по той простой причине, что на все это физически не хватало времени. Ал. Андр. отказывается от уроков в целом ряде учебных заведений, продолжая заниматься по преимуществу двумя вещами: хором и контрапунктом. В результате занятий А. А-ча с проф. Н. Соколовым, происходит знакомство последнего с графом А. Шереметьевым. Соколов убеждает гр. Шереметьева расширить сферу музыкального меценатства: организовать оркестр и устраивать общедоступные концерты со строго подобранной программой. Граф, сам музыкально одаренный человек, увлечен новой идеей: разрабатываются новые положения для хора и оркестра, намечаются программы. В этом периоде организационно-подготовительной работы принимает участие и Ал. Андр.; однако, целый ряд нововведений для хора (система штрафов и иных видов денежных взысканий с хористов и т. п.) вызывает с его стороны большие неудовольствия, в результате которых Ал. Андр. оставляет работу с хором гр. Шереметьева. Главные мотивы такого решения Ал. Андр-ча, выраженные в письме его к графу, сводятся к тому, что никогда, за свою продолжительную работу с хорами Ал. Андр. не прибегал ни к каким способам денежных взысканий, полагая, что лучшим залогом художественных достижений хора является внутренняя связь дирижера с певцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

есть памяти: пяти дев, замученных Павлом, муч. Ариадны, Хиры жены и праведного Гедеона, которых нет в славянском и т. п.     Укажем на некоторые сказания, перенесенные в русский стишной пролог из 1 и 2 славян. редакций месяцеслова Василия; из 1 редакции взято сказание о Глебе, русском князе, и вставлено 5 сент. вместо сказания о Вафуиле и Вевее, которые у нас 15 окт., из 2 редакции взяты сказания: 6 сент. о св. Кирилле гортинском, 19 окт. о муч. Уаре и Клеопатре, 3 ноябр. проявление крещения всех русских земли, 29 февр. об Иоанне Варсонофие, о пр. Карионе и Захарии (во 2 редакции М. В. оно 5 дек.), 3 марта о муч. Василиске, 5 мар. о перенесении мощей князя Вячеслава, 24 мар. о мучч. Иакове и Азе, 26 мар. о св. Иринее Сирмийском, 30 мар. об Иоанне безмолвнике, 31 мар. о пр. Аполлонии пустыннике, апр. 10 о пр. Афанасии, 2 мая о пренесении мощей Бориса и Глеба; вновь внесено сказание, коего нет в греческих и в редакциях месяц. Василия, 14 окт. о св. Параскеве; эти прибавления и другие находятся уже в самом древнейшем русском стишном чудовском прологе и, вероятно, они внесены при самом переходе южнослав. пролога в Россию и внесены, может быть, священноиноком Симеоном. Стишной славянский пролог не имеет богослужебных прибавлений, как 1-я и 2-я редакции месяц. Василия; в южнорусских и чудовском нет и нравственных повестей; в лаврском прологе 1429 внесены почти на все дни, за немногими исключениями, уже нравственные сказания: более отрывки поучений из отцов, из патерика, из Луга духовного (Лимониса), но совершенно отличные от статей 1 и 2 редакции месяцеслова Василия; это едва ли не единственный экземпляр, обязанный по нравственным сказаниям лавре своим происхождением. В других стишных прологах вставлены уже нравоучительные статьи 1 и 2 редакций месяцеслова Василия, даже и в прологах Макар. миней не стишном и стишном оне повторяются. Экземпляров стишного пролога в славянском переводе в библиотеках встречается гораздо менее, чем экземпляров 2 редакции месяцеслова Василия, эта редакция была у нас в силе и после явления стишного пролога и не могла быть им вытеснена до самого издания печатного пролога. Так из 70 виденных нами в библиотеках рукописных прологов на бумаге, с начала XV по первую половину XVII века или до напечатания славянского пролога, 9 приходится на первую редакцию месяцеслова Василия, 45 на вторую и 15 стишных. Были попытки сделать смесь или большее соединение двух видов прологов стишного и редакций месяцеслова Василия; таков 285 публич. библиот. XV в.; в 302 XVI века в той же библиотеке сказания большею частию по стишному прологу, но есть и по 2 редакции месяцеслова Василия, а стихи опущены, из русских святые 18 сент. Аркадий, архиеп. новгородский, и 25 сент. пр. Сергий радонежский, в других прологах не встречающиеся.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Н. о. образована указом Президиума Верховного Совета ВС СССР от 5 июля 1944 г., в ее состав вошли 27 районов (Батецкий, Белебёлковский, Боровичский, Валдайский, Волотовский, Демянский, Дрегельский, Залучский, Крестецкий, Лычковский, Любытинский, Маловишерский, Молвотицкий, Мошенской, Мстинский, Новгородский, Окуловский, Опеченский, Пестовский, Поддорский, Полавский, Солецкий, Старорусский, Уторгошский, Хвойнинский, Чудовский, Шимский) и 3 города областного подчинения (Боровичи, Новгород и Ст. Русса) Ленинградской обл. и Холмский р-н Калининской обл. По указам Президиума Верховного Совета РСФСР Холмский р-н вошел в состав Великолукской обл. (22 авг. 1944) и возвращен Н. о. из Псковской обл. (29 июня 1958). К 1953 г. промышленное производство в Н. о. достигло довоенного уровня. С кон. 50-х гг. XX в. в области начала интенсивно развиваться радиотехническая и электронная промышленность, центром которой стал Новгород. По указам Президиума Верховного Совета РСФСР были упразднены Опеченский (17 нояб. 1960), Белебёлковский и Залучский (оба 22 июля 1961) районы. В рамках реформирования управления народным хозяйством по указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 1 февр. 1963 г. вместо 25 существовавших районов образованы 9 укрупненных сельских районов (Боровичский, Валдайский, Демянский, Новгородский, Окуловский, Пестовский, Солецкий, Старорусский, Холмский) и 3 промышленных района (Крестецкий, Маловишерский, Хвойнинский). По указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 2 марта 1964 г. создан Любытинский сельский р-н. По указу Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 янв. 1965 г. сельские и промышленные районы преобразованы в обычные районы, воссозданы Мошенской и Чудовский р-ны, статус городов получили Окуловка и Пестово. Несколько позднее по указам Президиума Верховного Совета РСФСР были воссозданы Волотовский и Поддорский р-ны (оба 3 нояб. 1965), воссоздан Батецкий р-н и образован Марёвский р-н (30 дек. 1966), образован Парфинский р-н (13 дек. 1968). В 1967 г. введен в строй крупнейший на северо-западе РФ химический комбинат (ПО «Азот», ныне ОАО «Акрон»). В 70-х гг. XX в. в Н. о. проводились масштабные работы по мелиорации земель. Последним серьезным изменением административно-территориального деления Н. о. стало воссоздание Шимского р-на 1 февр. 1973 г.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Последнее десятилетие XVII в. было для Кариона временем наибольших успехов. Он был первым московским поэтом, и по положению, и по таланту. Выделялся он и на педагогическом по прище: в 1694 г. Карион издал цельногравированный Букварь, а в 1696 – наборный. Эти педагоги ческие сочинения были написаны и с намерением добиться места учителя царевича Алексея Петро вича, рождение которого Карион приветствовал несколькими сочинениями. Co смертью патриарха Адриана в 1700 г. успешная карьера Кариона окончилась. В 1701 г. его место на Печатном дворе занял по указу Петра I Федор Поликарпов. Карион до самой своей смерти, случившейся 15 мая 1722 г., продолжал писать, но его активность резко снизилась, к тому же его оттесняли на второй план литературные деятели нового типа, которые больше соответ ствовали духу эпохи реформ. 1053 Домострой. – Это воспитательное руководство написано Карионом в январе 1696 г., во время работы над Букварем и другими педагогическими трудами. Печатается по автографу: ГИМ, Чудовское собр., 302, л.49–50. 1089 Стихи воспоминати смерть приветством.. – Печатается по кн.: Букварь Кариона Истомина. M., 1696. JI. 72–75. 1097 Дариев, Поров, Александров темских. – Среди знаменитых «царей земских» назван и Пор, царь Индии, побежденный Александром Македонским. 1104 Сладкая беседа ко Христу Богу. – Цикл стихотворных подписей Кариона Истомина к гравюрам, который включен в книгу «Боговидная любовь» – переработку Карионом Истоминым русского перевода XVI в. «О видении Христа» из «Книги святого Августина». Датиру ется концом апреля–началом мая 1682 г. Печатается по подносной рукописи конца XVII в.: БАН, П I A 73 (16.7.19), л.9–18. 1134 Эпитафия Π.Т.Семенникову. – Карион Истомин написал в XVII в., вероятно, больше всех эпитафий («надгробных надписей»): в его рукописях встречаются эпитафии царице Наталье Кирилловне, патриархам, дьякам и подьячим, торговым людям и пр. Возможно, что многие эпитафии писались по заказу. О публикуемой эпитафии этого сказать нельзя. Π.Т.Семенников-Зеркальников еще в середине XVII в. учился в школе известного мецената Ф.М.Ртищева, и именно он ездил в 1649 г. в Киев за Епифанием Славинецким и другими «киевскими старцами», за тем он много лет был дьяком Патриаршего приказа. Он известен также и как составитель рукопис ного славяно-польско-латинского словаря (1659). Автограф эпитафии: ГИМ, Чудовское собр., 302, л. 145; печатается по рукописи: РНБ, Q.XVII.96, л.30.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Довольно скоро, 23 октября 1699 г., Иосиф Булгаков был назначен на еще более престижную должность главы Патриаршего разрядного приказа, а место дворецкого занял Матвей Григорьевич Баскаков. До этого времени главой приказа из духовных был «приказных дел старец» Стефан Лебедев; важную роль в Разрядном ведомстве неизменно играли дьяки Борис Остолопов (служивший еще митрополиту Адриану) и Иван Тугаринов. Представителями светской власти в Патриаршем разряде были окольничий Михаил Иванович Глебов, а с 1699 г. — царский родственник Иван Иванович Нарышкин . Доверенным лицом Адриана являлся его личный секретарь чудовский инок Карион Истомин, выдающийся придворный поэт и литератор. 4 марта 1698 г. он получил высокую должность «смотрителя» (начальника) государева Печатного двора (на котором работал в разных званиях с 1679 г. до отставки по указу Петра в 1701 г.). О значении Кариона Истомина в патриаршество Адриана, помимо огромного авторского архива, содержащего своеобразную летопись публичных выступлений архипастыря, и многочисленных пожалований за труды, свидетельствует огромный по тем временам годовой оклад «смотрителя» Кариона в 100 рублей. Некоторое время заметное воздействие на Адриана, так же, как прежде на Иоакима, продолжал оказывать неутомимый книжник и православный публицист инок Евфимий Чудовский. От него, как полагают, исходило большинство дел против «сынов погибели», покушавшихся, по уверению бдительного Евфимия, на Русскую церковь и святую православную веру. В качестве влиятельного лица при тяжко больном Адриане упоминается чудовский монах Феолог. Весомо было мнение двух ученейших людей: руководителя патриаршего Славяно-греко-латинского училища Палладия Роговского и бесспорен авторитет наиболее яркого и деятельного из архиереев того времени архиепископа Афанасия Холмогорского. Последних, за исключением утратившего влияние Евфимия, упоминает, причем в положительном смысле, А. А. Курбатов, не занимавший официального административного поста и прицельно атаковавший архидиакона Иону, мешавшего расширению неформального влияния прибыльщика. Недовольство же Возницына вызывали непосредственные соперники в области управления патриаршими имуществами, выполнявшие свои установленные патриархом служебные обязанности, на которые давно и не без успеха зарились светские чиновники.

http://sedmitza.ru/lib/text/439388/

Дамаскин не отрицает справедливости того заявления Домецкого, что Евфимий не получил школьного образования, не утверждает, чтобы Евфимий, как учившийся в школе, умел складно и красиво писать, а только говорит: «Что касается до того, что в словах Евфимия, как говоришь, все было не складно и не ладно, то думаю, что ты не написал столько тетрадей для защиты лжи, сколько Евфимий потрудился для истины. Ибо много творений святых отцев Евфаний перевел с греческого на славянский язык; и мне кажется, что эти труды гораздо нужнее и полезнее для святой Церкви, чем ваши авторские сочинения, в которых латинская ложь, а не истинное святых отцев учение содержится... Ты говоришь: не ученые здесь люди. А я тебе скажу: иной и не учился школьным наукам, однако, хранимый Божией благодатью, никогда не впадает в такое зломудрие и невежество, до какого дошел ты, называющий себя ученым» 19 . Из этого заявления сторонника Евфимия очевидно, что Евфимий не учился ни в Чудовской, ни в какой бы то ни было другой школе, а что если он и обладал какими-либо научными знаниями, то этим он обязан был не Чудовской греческой школе, а своему личному обращению с Епифанием и чтению разных книг. Если Евфимия современники и называют иногда учеником Епифания, то вовсе не в том смысле, чтобы он был воспитанником греческой Чудовской школы, в которой будто бы учил Епифаний. В пользу несомненного существования латинской так называемой Спасской школы, открытой Симеоном Полоцким , ученые приводят следующую выдержку из расходных записей приказа Тайных дел 1665 года, найденную Забелиным: «5 июля подьячему приказа Тайных дел Федору Казанцу по указу государеву выдано из сумм приказа сто рублей к хоромному строению, что в Спасском монастыре за Иконным рядом, в которых (хоромах) учитца по-латыням подьячим приказа Тайных дел Семену Медведеву, да дворцовым Семену да Илье Казанцам». 30 июля выдано еще 70 рублей к тому же хоромному строению, причем замечено, что жить в этих хоромах для наученья – подьячему приказа Тайных дел, следовательно, тому же Медведеву.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Л. 50. Андрониевского архимандрита Симеона – на архиепископию Смоленскую и Дорогобужскую 1681 г. Апреля 9. Л. 65. Кирилло-Белоезерского архимандрит Никиты – на Звенигородскую епископию 1681 г. Ноября 6. Отселе обещания начинаются со слов: (@глетъ избранном имй несколько дальше, чем предыдущие. Л. 77. Флорищевского иеромонаха Илариона – на архиепископию Суздальскую и Юрьевскую 1681 г. Ноября 11. Л. 91. Борисоглебского монастыря архимандрита Сергия – на архиепископию Тверскую и Кашинскую 1682 г. Февр. 5. Л. 105. Покровско-Авраамиевского Городецкого монастыря игумена Леонтия – на Тамбовскую епископию 1682 г. Марта 6. Л. 117. Хутынского монастыря архимандрита Геласия – на архиепископию Устюжскую и Тотемскую 1682 г. Марта 12. 131 . Церкви Св. Славных и всехвальных 12-ти Апостолов, что у Святейшего Патриарха на сенях, иеромонаха Афанасия – на Архиепископию Холмогорскую и Важскую 1682 г. Марта 18. Л. 144. (@бители живоначальны троицы и прпбнаго ца чюдотвоца унежьского мнтр@) игумена Митрофана (святого) на Воронежскую епископию 1682 г. Апреля 2 928 . Л. 154. Андрониевского архимандрита Авраамия на Белоградскую и Обоянскую Митрополию 1684 г. Июля 13. Л. 168. Новоспасского архимандрита Гавриила – на архиепископию Вологодскую и Белоезерскую 1684 г. Сентября 7. Л. 182. Волоколамского архимандрита Александра на архиепископию Устюжскую и Тотемскую 1685 г. Февраля 8. Л. 199. Чудовского архимандрита Адриана – на Митрополию Казанскую и Свияжскую 1686 г. Марта 21. Л. 215. Иеромонаха Павла – на митрополию Нижегородскую и Алатырскую 1686 г. Марта 7. Л. 230. Обители Спаса Нерукотворного Образа архимандрита Авраамия – на Митрополию Рязанскую и Муромскую 1687 г. Января 9. Л. 246. Чудовского архимандрита Евфимия на митрополию Сарскую и Подонскую 1688 г. Августа 12. Л. 261. Спасского в Ярославле монастыря архимандрита Илариона – на митрополию Псковскую и Изборскую 1691 г. Февраля 1 929 . Л. 271. Чудовского архимандрита Иоасафа на митрополию Ростовскую и Ярославскую 1691 г. Июля 5.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010