887 Обиход, служебник и требник описаны Куприяновым в обозр. пергам. рукоп. 57. 72. и 78. Изв. акад. 6, 229–301. 314–318. 888 В обиходе «завету монахов» предшествует «молебный канон Кирилла грешного», св. Кирилла туровского . Это указывает на то, что завет принадлежит св. Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом. – В обиходе завет написан с ошибками. В двух чудовских рукоп. 14 в. ошибки исправлены, но прибавлены и пояснения. Удерживаем древний текст и последующие поправки, без пояснений. Завет изд. в матер. для ист. рус. цер. стр. 157–161. 890 В монастыре еще цело евангелие с припиской: «л. 7045 (1537) евангелие сие дал в дом рождества пречистой и к преподобному отцу Антонию». Ист. иер. 3. 145. По ркп. известны два описания чудес: одно Нифонтово 1598 г., другое неизвестного изображает чудеса 1546–1576 г. Румянц. муз. стр. 209. 210. Отенские святцы: «мощи его обретены Быша в л. 7105 (1597) июлиа в 1 день и почивают на верху земли; служба есть и чудес множество; память его св. церковь празднует августа 3 дня». Ему праздновали и 17 января (д. пр. Антония егип.), но в 1678 г. отменили. Правосл. обозр. 1861 г. 1, 299. 904 Ркп. святцы: «св. Феоктист, епископ черниговский, бысть в л. 6597=1089 апр. в 39 д.». Это – год исцеления Никиты. «Положен бысть в печерском мон.» сказано в отенских святцах. Мелетий Сириг в каноне, после Ефрема и Исаии, молит иерарха Феоктиста. Акафист Киев. 1674 г. 906 Сказание Поликарпа о пострижении Пимена замечательно и потому, что в нем виден тот же чин пострижения, что употребляется и ныне. «Се впадоша к нему, аки скопцы светли со свечами, идеже лежаще Пимен, нося с собою евангелие и свиту, и мантию и куколь и все, еже на погребу постриганию и глаголаша ему: хощеши ли пострижем – тя? Он же с радостью обещася им, глаголя: Господь вы посла, господие мои, исполнити желание сердца моего. Они же ту абие начата вопросы творити: что прииде, брате, припадая к святому жертвеннику сему и святей дружине сей? Желавши ли сподобитися мнишескому великому ангельскому образу? И прочая вся по ряду сотвориша, яко же есть писано. Таже и в великий образ постригоша его и оболкше его в мантию и в куколь, и все еже требе, певше великого ангельского образа, управивше и устроивше и целовавше его, – Пимена того нарекше и свечу вжегше, реша: до 49 дней и нощию сия свеча да не угаснет. Власы же вземше, в убрусе положиста на гроб св. Феодосия». Ркп. патерик.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По этой причине у нас на Руси изображения Христа под видом Ангела встретили возражения. Многие смотрели у нас в древности на такую композицию икон, как на новшество, которое не соответствовало церковному преданию. Протесты по сему поводу нашли себе выражение в следующих словах диака Висковатого: «и аз увидел, что иконы по человеческому образу Христа Бога нашего сняли, а которых письма есми не видал, те поставили, вельми ужасся есми и убоялся льсти и всякого злокознства…» «Возражения Висковатого против новых икон, – говорит проф. Флоровский, – определялись не только его „консерватизмом“ или костным пристрастием к „древним образцам“... Его беспокоил самый замысел новой иконописи. Он видел в ней некое отступление в Ветхий Завет , возвращение к „образам“ и „сеням“. Он исходил из Трулльского правила: „воображать по плотскому смотрению“ и напоминал: „не подобает почитати образ паче истины“. Поэтому его не успокаивал ответ, что Христа пишут в Ангельском образе „по Исаину пророчеству“... Ибо пророчества исполнились в Евангелии, и нужно писать Христа по Евангельской истине, – а не по пророческим предварениям, „да не умалится слава плотского образования Господа нашего Иисуса Христа“…». Очень характерно, что хотя Новгородская икона Св. Софии становится одной из самых распространенных в XVII в., споры о ней не прекращаются. Против нее резко возражал уже в конце XVII в. известный справщик, чудовский инок Евфимий, и по тем же основаниям, что были у Висковатого. Он требует историзма, возражает против «вымышленных подобий " … «но приличнее мнится святую Софию, рекше Мудрость, Воплощеннаго Христа Бога, якоже и пишется муж совершен, яков бе»... (Вопросы и ответы инока Евфимия, изданы Филимоновым в «Вестнике общества древнерусского искусства т. I») 334 . Возражения и споры по поводу Новгородской иконы Св. Софии были вызваны не только тем, что изображение ее Ангела явилось новшеством, не соответствующим 82 правилу VI Трулльского Собора, но тем еще обстоятельством, что в этом изображении видели влияние латинского запада, где в особенности в XV в. было очень распространенным изображение Христа, распятого на кресте, в виде белого Серафима. Проф. Флоровский свидетельствует, что «Новгородская икона Св. Софии принадлежит к числу тех новых символических композиций, которые становятся обычными в русской иконописи с средины XVI в. Икона становится слишком литературной, начинает изображать не столько лики, сколько идеи. Икона становится слишком часто своеобразной иллюстрацией к литературным текстам, иногда библейским, иногда житийным и апокрифическим. В этом новом литературном символизме очень сильны западные мотивы; прямое влияние западных (немецких и фламандских) гравюр, – говорит проф. Флоровский, – не подлежит спору – в XVII в. целые церкви расписывают по известной библии Пискатора... Из комбинации текстов и возникали, по большей части, русские символические иконы XVI в. Сюда же, – по его словам, – относятся и иконы Премудрости» 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Помимо надзора за переводом Библии, митрополит Павел руководил работой по исправлению знаменного пения, собрав для этого так называемую Вторую комиссию (1669–1670). Итогом ее трудов явилось «Извещение о согласнейших пометах», одним из авторов и редакторов которого был Александр Мезенец, монах Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, справщик певческих книг. В предисловии к «Извещению» Александр Мезенец сообщает, что царь Алексей Михайлович «повелеша богомолцу своему Паулу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, паки мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы...» Митрополиту Павлу принадлежит ряд грамот и писем, касающихся внутрицерковных дел и его многочисленных вкладов в монастыри и храмы: о строительстве при Костромском Успенском соборе придела во имя Феодора Стратилата (1665); в Колесникову пустынь – о строительстве там новой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, с ее подробным описанием (1674); к Вологодскому архиепископу Симону – с просьбой приготовить склад для зерна, присланного в Вологду Федором Ртищевым (1671); в город Сундырь – дьяку Алексею Земцову. Владыка Павел написал Завет архимандритам Новоспасского монастыря – духовное поучение, связанное с очередным вкладом в монастырь. Ему принадлежит также поздравительная речь, прочитанная им еще в бытность архимандритом Чудова монастыря (1660) и обращенная к архимандриту Игнатию. В 1673 году митрополит Павел составил духовное завещание, которое представляет собой обширное прощальное послание, обращенное ко всем христианам, с нравоучениями и указаниями, как необходимо жить православным. По поручению митрополита Павла Федор Константинов написал Чиновник, где подробно сообщается о событиях, связанных с пребыванием восточных патриархов в Москве. Труды: Речь ответная чудовского архимандрита//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. – Ч. 2. – С. 369–370.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

в стгн или в стьгны или на поуть – нарицамыи – вьзищи; 12:11 в тоже время вм. в оно же время или в время же оно, в оны дни; 21:29 вводил вм. въвел есть, вел иесть, 28:23 гостинницю вм. древн. обьтель, обилтание, обиталницю, поздн. и тепер. страннопримницу Иак. 1:26 не обоуздовая вм. не вьстаи, не въхластаа, не въстязая, Рим. 8:32 за нас всех вм. за ны вся; и под. 1Кор. 10:25 мяснице; 11:18 расдоры вм. распри; 12:17 обоняньие вм. оуханние; 2Кор. 1:22 залог (тоже Еф. 1:14 ); Еф. 5:1 аки вм. яко; Флп. 4:1 желанная вм. драгая, вожделенная, любимая; Кол. 4:6 солью потрено вм. растворено; 2Фес. 3:6 коутатися; 3:8 даром вм. тоуне; Евр. 8:10 вот завет вм. сь, се, сеи, – Апок. 5:8 гнед; 5:11 одежа бела вм. ризы белы; 8:5 полчаса вм. полгодины; 8:7 треть вм. Г–ая часть; 9:1 кладязя вм. студенца и 2 ст. кладезнаго вм. студенечнаго: 19:11 сив вм. серен: 21:16 четверооуголен. Однажды нами замечена описка: яз, как и в Духовном завещании. [Знатоки быть может найдут также достопримечательным в каком-либо отношении: Матф. 24:7 ср. Лк. 21:11 осопи – λοιμο, 26:53: топерво – теперь, ρτι, формы: Мф. 8:31 моляхут 9:24 насмисахоутся 24:21 напаяшет 27:48, служахут ( Мк. 1:13 ) емь (3:10), малитъся (супин, 4:36) Марк 2:1 прилога, π βλημα, 7:4 опаница, 9:2 прадник, Лука 6:38. оспиту, 12:59 цяту, – 7:14 раце, 18:2 не в коием (как и в Христин.), 9:7 не от ких 27:27 невкоую, Иоанн 6:12 нитенья=θρμματα, Ин. 7:52 и Деян. 7:28 ци. 54 скрегтахоу, 5:39 богокоторинци, 8:23 в золчи, 22:7 на тлях=ες τδαφος, – 1Пет. 1:19 не клосна: Еф. 5:1 аки, – коудя 3Ин. 10 ст., – роудие, роудости Иак. 2:2 и 1Пет. 3:21 . Впрочем при суждении об этих, как и о всех других, вышеуказанных словах, необходимо принимать во внимание: 1) возможность литературного влияния источников, коими пользовался Святитель, 2) невыдержанность редакции в Чудовском списке и 3) личное влияние писца (описки и рефлексы), если бы то был не сам св. Алексий. Что чудовский список принадлежит русскому образованному человеку, практически знавшему греческий язык и не владевшему достаточными пособиями научными для вполне проверенной редакции славянского перевода по греческому тексту, а отнюдь, по крайней мере, не образованный грек, практически владевший русским и церковно-славянским языком, – о сем свидетельствуют такие, только для русского возможные, переводы и чтения: Мф. 5:44 искушающих (επηρεαζντων смешивая с πειραζντων); 12:3 не весте ли, οκ νγνωτε, вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Алексий (Коноплев) (1910–1988) — митрополит Калининский и Кашинский. Окончил МДА, в 1956 г. хиротонисан во епископа Пермского и Соликамского, позднее последовательно занимал Тульскую, Рижскую, Краснодарскую кафедры. С 1978 г. архиепископ Калининский и Кашинский, с 1981 г. в сане митрополита. Алексий — митрополит Киевский и всея Руси (1293–1378), святитель Московский, друг Преподобного Сергия Радонежского, воспитатель великого князя Димитрия Донского, фактический правитель Московского государства в пору его детства. Память празднуется 12 (25) февраля и 20 мая (2 июня) (накануне дня памяти равноап. Константина). Небесный покровитель Патриарха Алексия (Симанского), очень почитаемый им и митрополитом Питиримом. Мощи святителя Алексия до революции хранились в Чудовом монастыре, разрушенном после революции. В 1947 г. перенесены в Елоховский собор. У раки мощей нес послушание архимандрит Зосима (Иджилов), духовник Патриарха. По преданию, святитель Алексий осуществил самостоятельный перевод полного текста Нового Завета (так называемая Чудовская рукопись Нового Завета). Издать эту книгу было многолетней мечтой митрополита Питирима, — это был завет, оставленный ему Патриархом. Осуществить эту мечту ему удалось в 2001–2002 гг.: книга была выпущена в двух вариантах — наборном и факсимильном. Когда обе книги вышли в свет, Владыка совершил два небольших паломничества: в Елоховский собор к мощам Святителя и в Троице–Сергиеву лавру к могиле Патриарха, в обоих случаях приложив экземпляр каждой книги к раке и надгробию. К молитвенной помощи святителя Алексия Владыка прибегал вплоть до последних дней жизни. За несколько дней до смерти он принял схиму с тем же именем — Питирим, но с новым небесным покровителем: им стал священномученик Питирим Великопермский — составитель жития Святителя Алексия. Алешин Анатолий (Толя) — одноклассник и друг митрополита Питирима со школьных времен. Амвросий Оптинский (1812–1891) — наиболее известный из старцев Оптиной пустыни, преподобный. Уроженец Тамбовской губернии, учился в Тамбовской семинарии и 4 года преподавал в ней (до 1839 г.), после чего ушел в Оптину пустынь. Считается прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых», хотя полного биографического совпадения и личностного сходства между реальным старцем Амвросием и персонажем Достоевского нет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

целые церкви расписывают по известной Библии Пискатора. Среди библейских тем очень часты темы из книги Притч, из Премудрости Соломоновой… Этот перелом в иконописании верно почувствовал диак Висковатый: «и аз увидел, что иконы по человеческому образу Христа Бога нашего сняли, а которых письма есми не видал, те поставили, велми ужасся есми и убоялся льсти и всякаго злокознства…» Возражения Висковатого против новых икон определялись не столько его «консерватизмом», или косным пристрастием к «древним образцам». Его беспокоил самый замысел новой иконописи. Он видел в ней некое отступление в Ветхий Завет , возвращение к «образам» и «сеням». Он исходил из Трулльского правила: «въображати по плотскому смотрению». И напоминал: «неподобает почитати образа паче истины…» Поэтому его не успокаивал ответ, что Христа пишут в Ангельском образе «по Исаиину пророчеству» и два крыла багряны описуются по Великому Дионисию. Ибо пророчества исполнились в Евангелии, и нужно писать Христа по Евангельской истине, а не по пророческим предварениям, «да не умалится слава плотского образования Господа нашего Иисуса Христа». Возражения Висковатого открывают нам религиозный смысл русских споров о новых иконах. Здесь сталкивалось два религиозных мировоззрения: традиционный христологический реализм и возбужденное религиозное воображение. Именно против игры воображения и направлялись требования писать «с мастерских образцов», – это требование имело не только технический, но и религиозный смысл. Дмитрий Герасимов передает слова Максима Грека : «а кто де и захочет, емлючи строки от писания, да писати образы, и он бесчисленныи образы может составити…» Из комбинации текстов и возникали по большей части русские символические иконы XVI в. Сюда же относятся и иконы Премудрости… Очень характерно, что, хотя Новгородская икона Св. Софии становится одной из самых распространенных в XVII в., споры о ней не прекращаются. Против нее резко возражает уже в конце XVII в. известный справщик, чудовский инок Евфимий, – и по тем же основаниям, что были у Висковатого.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

91, 93) - «Тыи же Василии к преблаженному епископу». В таком виде они были включены в состав древнейшего списка рус. редакции - Новгородской Синодальной Кормчей. Греч. Ο ατς βασιλες («тот же император») было прочтено слав. переводчиком как имя Василий, что, по-видимому, дало ему повод считать этот текст принадлежащим свт. Василию Великому. Главы 91-93 (Nov. 133) значительно перерабатывались в рус. списках разных редакций. Так, в Харьковском списке и др. списках Волынской редакции эта новелла получила новое заглавие - «О съединеньи святаго събора. Оустав и завет святаго мнишескаго житьа» и была значительно переработана, в этом же виде она вошла и в Лукашевическую редакцию. В списках Мясниковской редакции эта новелла была помещена среди сочинений свт. Василия Великого между его посланием «О мнишеском строении» и носящими его имя правилами; ее заглавие было передано как «Тои же Василий к преблаженному епископу устав монастырскии низложи посилает». Из Nov. 137 была составлена «Заповедь епископам о хранении церковных правил» (РИБ. Т. 6. 11), которая имеется в редакциях Кормчих русского извода и вошла в Печатную Кормчую (Кормчая, 1653/1787. Л. 25). Текст гл. 89 (Nov. 77) был использован для составления памятника «Поучение епископле всем христолюбивым князем и всем правоверным христианом» и вошел в состав Кормчих Чудовской редакции. Издатели РИБ предположили, что составитель «Епископского поучения князьям и всем православным христианам о противуестественных грехах, ротничестве и подражании иноверческим обычаям», будучи греком, прямо обращался к тексту Nov. 77 (РИБ. Т. 6. С. 847. 123). В составе серб. редакции впервые появилась и новая выборка из Юстинианова законодательства, которая носит заглавие «И от различных титл, рекше грани Иустинияне царя, новых заповедии, главы по избранию различны» (гл. 47). Ее источником является Номоканон патриарха К-польского свт. Фотия I . Выборка была сделана первоначально на греч. языке и имеется в рукописи Vat. gr. 1167 ( Burgmann L. Der Codex Vaticanus graecus 1167 und der serbische Nomocanon//ЗРВИ.

http://pravenc.ru/text/2577789.html

20 Грамота изд. в ист. иер. 3, 124. В том виде, как написана она на древней раке, и у Карамзина 2 пр. 210. О ней в житии: «при великой реке Волхве рыбную ловитву купи на потребу монастырю и межами отмежив и письму вдав и в духовную свою грамоту написав... Предлагает преподобный братии заповедь: аще случится избрати игумена, но избрати от братии, иже кто на месте сем терпит, и аще князь нашлет игумена или епископ, по насилию или по мзде, – и тех преподобный проклятию предаст“. 21 Оно изд. в труд. общ. ист. 1828 г. IV, 122–128. с замечаниями Хавского в чтен. общ. ист. 1847 г. 6. 23 Обиход, служебник и требник описаны Куприяновым в обозр. пергам. рукоп. 57. 72. и 78. Изв. акад. VI, 229–301. 314–318. 24 В обиходе «завету монаху» предшествует «молебный канон Кирилла грешнаго», св. Кирилла Туровского . Это указывает на то, что завет принадлежит св. Кириллу и может быть прислан был в Антониеву обитель самим Кириллом. – В обиходе завет написан с ошибками. В двух чудовских рукоп. XIV в. ошибки исправлены, но прибавлены и пояснения. Удерживаем древний текст и последующие поправки, без пояснений. Завет изд. в матер. для ист. рус. Цер. стр. 157–161. 26 В монастыре еще дело евангелие с припискою: «л. 7045 (1537) Евангелие сие дал в дом рождества Пречистой и к преподобному отцу Антонию». Ист. иер. III. 145. II о ркп. известны два описания чудес: одно Нифонтово 1598 г., другое неизвестного изображает чудеса 1546–1576 г. Румянц. муз. стр. 209. 210. Отенские святцы: «мощи его обретены Быша в л. 7105 (1597) июля в 1 день и почивают на верху земли; служба есть и чудес множество; память его св. Церковь празднует августа 3 дня». Ему праздновали и 17 января (д. пр. Антония егип.): но в 1678 г. отменили. Правосл. обзор. 1861 г. 1, 299. 28 Боголюбская история гл. 29. Провинция Киррестика, называвшаяся так по городу Кирру, простиралась между равниною городов Антиохии и Евфратом, на севере оканчивалась Коммагеною и Аманом, на юге шла до пустыни. Кирр – в двух днях пути от Антиохии. Ritter Erdkunde X; 928. В Киррской епархии при бл. Феодоте было до 800 церквей и много монастырей. Le-Quien Or. chr. II, 930.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Наше немилосердие, неутолимость, безпощадность к людям есть непроходимая завеса между нами и Богом. Это как если бы мы закрыли растение черным колпаком, а затем стали бы сетовать на то, что оно гибнет без солнечных лучей». Милосердие проявляется не только в материальной помощи нуждающимся. В притче о раненом разбойнике и самарянине Господь показал нам пример милосердия. Самарянин отвлекся от своего пути, постарался облегчить страдания раненого, перевязывая ему раны, издержал на него свои запасы вина и масла, уступил ему своего осла, позаботился о помещении его в гостиницу и подумал о будущей помощи ему, обещав гостинику заплатить все последующие издержки. И все это было оказано не другу, даже не соотечественнику, а иноплеменнику – почти врагу. Надо вспомнить, что святитель Иоасаф Белгородский не только тратил все свои доходы на бедных, но, будучи уже епископом, сам колол дрова, купленные им для бедных вдов и сирот. Часто мы не в состоянии устранять скорбные обстоятельства у ближнего. В этом случае надо последовать следующему указанию архиепископа Арсения (Чудовского): «Не в силах ты помочь ближнему в скорби, несчастии, беде, – прими всю его скорбь в свое сердце и с ним поплачь; этим облегчишь его душевную тягу». Но как во всякой добродетели, так и в милосердии надо иметь рассудительность. Апостол Павел пишет: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность» ( 2Кор. 8,13 ). В ряде случаев необходимо отказывать в материальной помощи ближнему. Причиной отказа может явиться и забота о его духовной пользе, и знание своей меры, своего положения и своего духовного возраста. Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский : «Если мы знаем о некоторых, что они бедны от праздности и лености, таким мы не должны уделять от своих трудовых заработков. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» ( 2Фес. 3,10 ). Следует знать также, что преподобный Варсонофий Великий не рекомендовал занимать в долг, чтобы удовлетворить какую-либо материальную нужду ближнего. В таких случаях надо отказывать в просимом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Однако Священное Писание прославляет их. И прославляет их между прочим за то, что, живя в среде развращенных язычников-иноплеменников и среди соблазнов, они не теряли своей веры в Единого Бога и сохраняли себя не оскверненными от мирского порока. Это было нелегко. Апостол Петр так говорит про жизнь Лота в Содоме: «А праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил — ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Пет. 2, 7-8). В связи с этим архиеп. Арсений (Чудовской) так пишет в своем дневнике: «Добрые христиане часто жалуются на трудность жизни в миру среди соблазнов, пороков, развращения и суеты. Но знаешь ли ты, христианин, что тебе скорбями и подвигами надлежит войти в Царство Небесное? Вдали от мира тебе нужны для спасения пост, коленопреклонения, постоянное бодрствование над собой; в миру же, если ты не приражаешься к соблазнам, терпишь и страдаешь от окружающего тебя развратного мира, ты являешься своего рода мучеником, и знай, что каждая твоя слеза, каждый твой вздох, испускаемый от притеснения развращенного мира, стоит многих подвигов и постов. Мученики за Христа претерпевали видимые гонения, страдания и утеснения от мучителей, а ты, живя среди развращенного мира, тоже терпишь утеснения; но только не телесные, а нравственные... И ты также мученик!!!» Очевидно, что и для современных христиан, живущих в среде развращенного мира и атеистов, должна служить утешением мысль, что одно уже сохранение своей веры и сбережение себя от царящего вокруг порока будет оценено Богом как известное духовное достижение. Из быта семьи праотца еврейского народа Авраама кроме гостеприимства мы должны поучиться взаимному отношению Авраама и Сарры. Ап. Петр пишет: «Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином» (1 Пет. 3, 5-6). Глубокое взаимное уважение и взаимное наименование супругов «господин» и «госпожа» были и в семье первых христиан, как это видно из жизнеописания свв. мучеников Адриана и Натальи (память 26 августа старого стиля).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1873...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010