Прения сии, по временам, были более или менее значительны, смотря потому, как являлись люди, способные привлечь внимание. Когда более резких спорщиков выставляли раскольники, полиция не обращала на сие внимания. Когда в 1863 году возникали подземные преобразователи, в кремлевских собраниях являлись сомнительные люди, с сомнительным словом; не видно было, чтобы полиция обращала на сие особенное внимание. Потом эти люди опять ушли под землю. Теперь, когда в кремле явился ревностный и способный обличитель раскольников, нижние чины полиции обращаются к чудовскому наместнику с требованием, чтобы Пафнутий не собирал народ. Но он и не собирает, а только приходит говорить с собравшимся народом. Если полиция настоит на своем требовании и инок Пафнутий принужден будет замолчать, раскольники не преминут дать сему такое толкование, которое послужит к ободрению раскольников. Посему долгом почитаю просить его сиятельство не возбранять кремлевских бесед» 422 ). Таким образом, м. Филарет настолько был еще убежден в то время в способностях Пафнутия, что вмешательство полиции счел даже притеснением православных, в пользу раскольников. Но в то же время он счел нужным, из предосторожности, за беседами Пафнутия учинить негласный надзор 423 . Между тем Пафнутий нисколько не думал изменять своих полемических приемов. Особенно бурные прения произошли 11 сентября по поводу только что изданной в то время книги свящ. Виноградова: «Феодоритово слово о двуперстии». Несколько резкие отзывы автора о старых обрядах, содержимых и единоверцев, вызвали единоверца-Пафнутия на защиту единоверия, причем эта защита, по выражению м. Филарета «простиралась до мнений неуважительных к общему православию и до оскорбительных отзывов о некоторых православных личностях, и вызвали спор неблаговидный 424 . Получивши на другой день сведения об этой беседе от одного светского лица «заслуживающего доверие», м. Филарет секретно предписал чудовскому наместнику «объявить иноку Пафнутию, чтобы он прекратил свои беседы на кремлевской площади впредь до усмотрения» 425 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Развитие литургики в качестве науки применительно к византийскому богослужению началось в XVII в. Первые шаги в этом направлении были сделаны многими западными авторами . XVII–XVIII вв. ознаменованы первыми научными описаниями византийских богослужений и комментариями к ним. Среди представителей этой эпохи наиболее известны французские исследователи Жак Гоар, Франциск Комбефиз и Жан Морен, а также английский ученый и церковный историк Джозеф Бингам. Довольно капитальный труд — «Евхологий», Euchologion sive Rituale Graecorum complectens ritus et ordines divinae liturgiae , составителем которого является Жак Гоар . В этом произведении Жак Гоар приводит подробное описание различных богослужебных византийских обрядов с указанием их происхождения. Ученик и последователь Жака Гоара, Франциск Комбефиз , обращаясь к творчеству отцов восточной Церкви, издал множество первоисточников по истории Византии, среди которых заметное место занимает «Originum Constantinopolitanum manipulus» (1664). Особенности совершения церковных таинств на основе анализа древних постановлений и более поздних правил восточной и западной церквей представил в своих произведениях Жан Морен . Ему принадлежат: «Commentarius sacris Ecclesiae ordinationibus» , «Commentarius de sacris Ecclesiae ordinationibus secundum antiquos et recentiores Latinos, Graecos, Syros et Babylonios in tres partes distinctus» , «Commentarius historicus de disciplina in administratione sacramenti Poenitentiae XIII primus saeculis» . Наиболее значимым трудом Джозефа Бингама является двухтомное издание «Древности христианской церкви» , созданное им в период с 1708–1722 гг . В данном труде содержится ряд важных сведений о древнем византийском богослужении. Стоит отметить, что в России в то же время ярким представителем литургической науки являлся Евфимий — монах кремлевского Чудова монастыря, справщик московского Печатного двора, приводчик, редактор и один из первых специалистов по литургике. Евфимия Чудовского можно считать наиболее плодовитым из восточнославянских книжников своего времени . Им сделано множество переводов с латинского и греческого языков, причем среди прочих работ Евфимия Чудовского для литургической науки наибольшее значение имеет перевод вышеупомянутого «Евхология» Жака Гоара с латыни на церковнославянский язык.

http://bogoslov.ru/article/6194141

В этом отношении они так же проявили не менее замечательные и настойчивые усилия, – и мы видели, что Симеону Полоцкому , широко заявившему свое западническое направление в многочисленных литературных произведениях, пришлось почти исключительно принимать на себя их основательные и строгие обвинения. Правда, этим мало занимался сам Епифаний Славинецкий, замечательная ученость которого преимущественно направлялась к положительному раскрытию превосходства «греческого учения» и который, как воспитанник тех же западных школ, по-видимому, питал даже некоторое уважение к несомненной учености своего противника; но за то с особенною ревностию на этом сосредоточивал свою деятельность ученик его, инок Евфимий, для которого крайне ненавистен был высокий ученый авторитет Симеона и которому утомительное и скрупулезное процеживание в его сочинениях «ересей латинских и лютеранских» приходилось как нельзя более по вкусу. Но и в этом отношении, как мы видели, старания их остались бесплодны, – и нам теперь становится совершенно понятным общее историческое основание этого нового и весьма характеристического явления. Очевидно, что при данных условиях, чудовские ученые могли нападать только на некоторые частные неправославные мнения Симеона, происходившие от исключительного и неумеренного пользования им для своих сочинений латинскими источниками и общие ему со всеми вообще киевскими учеными того времени; но они были уже совершенно не в силах пошатнуть его высокое авторитетное значение в высших придворных и правящих сферах Москвы. Слабые числом и значением они не в состоянии были противостоять широкому наплыву в нравы и обычаи современного им московского общества элементов западной образованности; а между тем в этом, именно, обстоятельстве Симеон Полоцкий и получал, главным образом, существенную поддержку для своего почетного и выдающегося здесь положения. Лишившись в патриархе Никоне своей величайшей опоры и оставаясь в стороне от нового могущественного течения в обществе, чудовские иноки роковым образом осуждены были на утрату своего прежнего руководящего значения; тогда как Симеон Полоцкий , удовлетворяя своими многочисленными произведениями новому духу времени в высшей степени, естественно и с очевидною постепенностию приобретал здесь все более важное и влиятельное общественное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Когда же кто отвыкал от явных проявлений гнева и нетерпения, Батюшка начинал также строго взыскивать за мысли и пожелания, даже за малейшее внутреннее нетерпеливое движение души, и этим постоянно поддерживал покаянное чувство и приводил к собранности. Каждую нашу душу он видел насквозь. Однажды на собрании своих духовных чад на его квартире он взял стакан чистой воды и спросил: «Видите ли вы что-нибудь в стакане?» – «Нет, ничего не видим, чистая вода». Тогда он бросил в стакан какую-то соринку. «А теперь видите?» – «Видим, маленькая соринка плавает». – «Вот так Господь открыл мне ваши души – всякая соринка, всякий изгиб души мне известны». Однажды, исповедавшись, я ждала разрешительной молитвы, но он не давал и все спрашивал: «А еще что?» – Я ответила, что намеренно ничего не скрыла, если что забыла, то простите меня ради Бога. Тогда Батюшка сказал: «Мы не только грешим, но и не помним своих грехов. Припомни хорошенько, может что и вспомнишь?» Не получив от меня ответа, сам напомнил... Никогда Батюшка не требовал к себе внимания, каких-либо знаков почтения и уважения, и не только не требовал, но и сторонился их. Избегал пышных служб, особенно архиерейских. Если же и приходилось ему участвовать в них, то старался встать позади всех, приходилось уговаривать его занять место по достоинству. Тяготился, не любил и чуждался всяких наград и почестей: они обременяли его и вызывали искреннюю глубокую скорбь. В 1920 г. чудовские сестры подняли вопрос о том, чтобы выхлопотать Батюшке награду – «крест с украшениями». В 1922 г. исполнялось 30 лет служения Батюшки в сане иерея, но награду эту предлагали выхлопотать заранее, не дожидаясь этого срока. «Что же вы, – говорили чудовские другим Батюшкиным духовным детям, – столько времени находитесь подле Батюшки, и не думаете о том, что ему пора выхлопотать эту награду». Все, конечно, с радостью согласились, да и кто бы мог не желать этого. Где-то добыли и крест с камушками, какой только можно было достать в те трудные годы, и не так-то это было тогда просто.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

6. 1274 г. Определения владимирского собора, изложенные в грамоте митрополита Кирилла IΙ Текст этого драгоценного памятника издается по той же пергаменной софийской Кормчей, по которой он издан был в Русс. Достопамятностях, ч. I, стр. 106–118. Для вариантов и поправок мы пользовались, кроме списков, указанных в примечании над текстом 2, еще следующими: Чудовскою (Ч) пергаменною Кормчею 4, л. 228 об. и Румянцевскими бумажными 233, л. 309 (Рб) и 238, л. 410 (Рв). Замечательно, что во многих списках Кормчей (именно в двух Соловецких 858, л. 271 об. и 1056, л. 369, в Берсеневской Публичной Библиотеки л. 170 и в Чудовской 169, л. 202 об. – все XV в.) определения владимирского собора прямо начинаются со 2-й главы («Понеже уведехом о божественном крещении» и пр.). Не было ли это сокращение делом своего рода цензуры, находившей в установленной собором пошлине «от поповства и дьяконства» противоречие вселенским канонам, которыми запрещалась всякая симония? По крайней мере, в появившемся у нас около половины XIV в., под заглавием «Власфимия», каноническом трактате против «поставления на мзде», о 1-м правиле м-та Кирилла сделан такой строгий отзыв: «в нем же ересь Симона волхва и Антонина еретика в закон введена. Се правило в начале право, а в конце проклято» (См. Прав. Собеседн. 1867 г. кн. II. стр.242). 631 В подлиннике чтительство, чт издатели Русс. Достопам. прочитали честительство; в Рб: святительство. 658 Это взято почти слово в слово из толкования на 2-е правило хадкидонского собора. В той же синодальной Кормчей это толкование читается так: «аще который епископ поставит кого на мзде, или епископа, или пресвитера или дьякона, или иного кого вочтеного в причт и до церковного ключаря, сам убо поставленный от него чужд да будет своего сана. И еще исходатайствующий от таковых поставленных, аще суть причетници, отпадут своего сана; аше ли мирские человеки или мнихи, да будут прокляты» (л. 119 об. 120). 667 В подлиннике и других списках, кроме Чуд., себе – неправильно. Слова, начиная от «яко невозможно Богу работать и мамоне» до «с Иудою сравняются» взяты из послания патриарха Тарасия к папе Адриану (см. в Чудовской Кормчей, л. 196).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Из сравнения греческих списков между собою и со славянским переводом открывается, что под руками позднейших переписчиков подлинный текст Иоанновых ответов подвергался постепенным сокращениям и переделкам преимущественно в тех пунктах, которые имели исключительное отношение к особенным обстоятельствам русской церкви в конце XI века. В списке о. Вулисмы еще уцелели два таких пункта в первоначальной своей редакции (гл. 5 и 6); но в венецианском – нет уже ни одного, за исключением разве правила о браках русских княжон с латинянами (гл. 14), которое могло иметь тогда практическую важность и для греческой церкви. Опуская целые главы Иоаннова «Правила», греческие переписчики точно также уничтожали и отдельные черты правил, имеющие такое же местно-русское значение. Так в начале 15-й главы подлинного текста опущено место о языческих жертвоприношениях у болот и колодезей и о браках без церковного благословения. Наконец, в греческом тексте есть одна глава, для которой не находится точного славянского перевода, именно – 10-ая. Переписывая список отца Вулисмы, я позволил себе делать отступления от своего оригинала только в одной орфографии, именно исправлял все ошибки писца в употреблении надстрочных знаков и отдельных гласных и двугласных (ε, αι; η, ι, υ, ει, οι), которые, сообразно нынешнему произношению греков, сплошь да рядом идут одна за другую. В параллель греческому тексту поставлен старославянский перевод по пергаментному Варсонофьевскому списку Кормчей XIV в. (Чудов-монаст. с вариантами по двум бумажным спискам Публичной Библиотеки: Берсеневскому первой половины XV века (отд. II. F. 119, л. 40 об.) и Погодинскому XVI века 234, л. 345 об. 5 ). Находя эти три списка исправнейшими из всех, мною рассмотренных (числом около 50), я сделал попытку восстановить по ним первоначальный славянский текст издаваемых отрывков Иоаннова «Правила», руководясь, конечно, указаниями греческого подлинника. Именно: я внес в текст чудовского списка отдельные слова и целые предложения, взятые из других списков, если эти последние представляли более правильное чтение, т. е. более близкое подлиннику 6 ; причем, однако, удержано в скобках и чтение основного, т. е. чудовского списка, или поставлена, тоже в скобках, черта, показывающая, что в основном списке вовсе нет соответствующего речения. Под текстом приведены и все другие варианты. Наконец, после каждой главы помещен русский перевод, который, в виду темноты и неправильности славянского, представляется далеко не лишним; к переводу присоединены, позади всего текста, примечания, в которых указаны источники отдельных правил и дано место нескольким филологическим и историческим объяснениям и догадкам. Περ νηπων, πτε κα πς βαπτζονται. Ερωτματα εκκλησιαστικ πρς τν μητροπολτην Ρωσσας

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

На новгородском участке трассы «Россия» устанавливают кресты в память жертв ДТП 7 декабря, 2011. Новостная служба Аналогичный крест уже установлен на границе Тверской и Новгородской областей. Планируется установка подобного знака и в Чудовском районе Новгородской области, где также регистрируется большое число ДТП с погибшими. 7 декабря. ПРАВМИР. В местах частой гибели людей в дорожных авариях устанавливают памятные предупреждающие знаки, сообщает « Интерфакс-Религия «. Крест-памятник установят в среду неподалеку от Валдая, где на холмистом участке федеральной трассы «Россия» фиксируется наибольшее число погибших в ДТП — до 250 человек в год. «Стоящий у дороги крест будет напоминать водителям о разбившихся насмерть и ставших инвалидами людях. Это будет и символ памяти о погибших, и призыв быть осторожнее, беречь свою жизнь», — отметил представитель ГИБДД. Аналогичный крест уже установлен на границе Тверской и Новгородской областей. Планируется установка подобного знака и в Чудовском районе Новгородской области, где также регистрируется большое число ДТП с погибшими. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/na-novgorodskom-uchast...

Теперь кратко опишу историю того, как правленое прошение попало в Минеи Месячные. В 1683–1687 гг. работала комиссия по справе этих Миней, в 1690–1691 гг. они были изданы . Заново пересматривались все богослужебные минейные последования. Оставшиеся корректурные экземпляры позволяют проследить ход справы. Вначале была взята иосифовская Минея, и справа производилась в ней (этот печ. корр. экз. январской Минеи не сохранился). Затем все начисто переписывалось и снова правилось. Именно к этому сохранившемуся корректурному экземпляру мы и имеем возможность обратиться – с него непосредственно производилась печать (РГАДА, ф.381/1, . В нем имеется несколько этапов корректуры. Для нас актуальна т.н. вторая и третья справа. После конца работы комиссии, когда Минеи в конце 1689 г. прочитывались перед цензором, у справщика Евфимия Чудовского стали возникать многочисленные претензии к тексту, и он взялся еще раз править Минеи . Свою справу он совершал киноварью, и она мною названа второй справой. Этой справе подвергся Чин Агиасмы. Особенно активно правятся Евфимием паремии, подвергаются справе молитвы священника и ектения. Интересующее нас прошение до второй справы осталось неизменным – в варианте Минеи Общей с Праздничной (вода – приводящая) – л. 101 об. Евфимий исправляет киноварью над строкой это причастие на скачущая. Переводческие принципы Евфимия Чудовского к 90-м годам принципиально переменились . В результате он затеял новую справу, предполагавшую переделку всех уже изданных книг. Справа таких масштабов была невозможна по различным причинам, поэтому Евфимия удаляют от справы в 1690 г., а справу, сделанную им в Минеях, доверяют редактировать справщикам Моисею и Сергию – это т.н. третья справа. Эти справщики чаще всего зачеркивают и не принимают справу Евфимия. Так и в этом случае – киноварная справа Евфимия была перечеркнута, и оставлен предыдущий вариант ( приводящая). На следующем листе (102) рукою Моисея написано указание: Делати молитву сию и ектению с потребника.Так и было сделано (вода – приводящая; см. Минея служебная, январь, М. Печ. двор, I. 1691 (7199) г., л. 105 об.; Зернова, 429). Можно предположить, что в этом неординарном случае справщики благословились у «властей». Власти же, во главе с новопоставленным Патриархом Адрианом, теперь стали занимать «неконфликтную» позицию, заботясь о том, чтобы правленые тексты не были бы непривычными и не служили бы провокацией к расколу (еще оставалась надежда раскол преодолеть) – отсюда решительное противодействие филологическим экспериментам Евфимия .

http://bogoslov.ru/article/2308475

(Письма Платона м. Московского к преосвященным Амвросию и Августину. С примечаниями С. Смирнова . М. 1870 г., стр. 102). 81 „Надлежит сказать, пишет Платон в автобиографии, о хозяйстве Московского Архиерейского дома, не только нельзя было в нём жить, но и ничего почти в нём не было: и он принужден был жить на подворье Троицком, что у Сухаревой башни. Ибо во время мятежа бывшего в 1771 году, и убиения Архиерея, Архиерейские покои были внутри разорены и разграблены: так же и конюшня, и экипаж весь. А между тем, по небытии до 1773 года хозяина, не без того, что и от других, или запущено, или недостаток и умножен. Заботило сие Платона. Пожаловала Императрица без просьбы, сама собой на построение нового дома 40000 р. И он построил новый дом, в том виде, в коем он теперь зрится всеми. Так же и в церквах Чудовских, всё оправил и украсил; и ризницу весьма всякой утварью умножил, которая до того времени весьма была недостаточна: как то сие всяк видеть может, кто возлюбопытствует узнать, что до Платона в Чудовских церквах и в ризнице было, и что при нём было... Так же не оставил и загородного Черкизовского дома, который был крайне запущен, и к падению склонен. Он его возобновил во всём пристроил, новые построил службы, сад в порядок привёл, и кругом обнёс оградой каменной. Возобновил прорвавшийся пруд, поставил мельницу, – и прочее, что всё исчислять трудно. И всё сие производил коштом монастырским; ибо, при заведении верного и доброго хозяйства, доходы весьма, против прежнего, умножились. И на всё устроение слишком доставало“ (Автобиография изд. Снегирева, стр. 231). 82 Получив на оную (Троицкую Лавру) до 30000 р. построил, вместо ветхой старой, новую ризничную палату, сделал новый иконостас, обложил весь серебром, в Троицком соборе, и расписал по стенам на золоте; тоже и в трапезной церкви, и у Никона, и у Михея, и в Сошественской церкви, везде новые иконостасы, и вновь расписав стенным писанием и в больничной церкви новый иконостас, и у Смоленской вновь расписав по стенам и крыльцо новое у Успенского собора и две палатки новые, Серапионовскую и Максимовскую, и оградив оградой каменной Корбуху и сад, что при Лавре, и другие многие сделав постройки и поправки, что всё исчислить подробно не без трудности, да и в печатном Лавры описании то усмотреть можно (Автобиография, стр. 232).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Командующий войсками Волховского фронта генерал армии МЕРЕЦКОВ. Член Военного совета фронта КОЧЕТКОВ Начальник штаба фронта генерал-майор СТЕЛЬМАХ ЦАМО РФ. Ф. 204. Оп. 97. Д. 8. Л. 336–337. Подлинник. «Наступление 2-й ударной армии на Любань... развития не получило» ДОНЕСЕНИЕ командующего войсками Волховского фронта Верховному Главнокомандующему об оперативной обстановке и плане дальнейших действий 30 марта 1942 г. 05 ч 45 мин 1 . Ликвидация противника, прорвавшегося в стыке 52-й и 53-й армий, развивается успешно. Коммуникации 2-й ударной армии освобождены от противника, и можно ожидать, что в ближайшие два дня будет завершен разгром его группировки, обороняющейся к юго-западу от Спасская Полисть, и восстановлено положение в районе Земтицы на участке 52-й армии. Все это позволяет перейти к развитию основных операций фронта. 2 . Наступление 2-й ударной армии на Любань в направлении Красная Горка, Коркино развития не получило. Многодневные наступательные бои в исключительно трудных условиях бездорожной лесистой местности положительных результатов не принесли. На этом направлении противник успел создать сильную систему опорных пунктов в лесу и дальнейшие попытки прорвать оборону противника повлекут за собой еще большее истощение войск. Поэтому 2-й ударной армии на любаньском направлении необходимо в кратчайший срок перегруппировать свои силы к правому флангу на участок Малая Бронница, Дубовое, Коровий Ручей, сосредоточить на этом участке четыре сд, две стрелковые и одну танковую бригады (200 орудий, 250 минометов) и два тяжелых гвардейских минометных полка, подавить противника массой минометно-артиллерийского огня и ударами авиации, прорвать фронт и, развивая наступление на северо-восток, подойти к Любани с юга. Одновременно перехватить шоссе и железную дорогу между ст. Бабино и Любань с тем, чтобы отрезать пути подвоза чудовской группировке противника. По овладении во взаимодействии с войсками Ленинградского фронта г. Любань 2-я ударная армия частью сил будет наносить удар вдоль шоссе на Чудово, содействуя 59-й армии в завершении разгрома чудовской группировки противника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010