Отношения властей Н. П. м. с вотчинным населением не всегда были благополучными: в 1749 и 1756-1757 гг. имели место волнения крестьян сел Спасское, Введенское и Козмодемьянское Шацкого у., которые были подавлены правительственными военными командами, при этом во 2-м случае ок. 60 чел. погибли (с учетом смертельно раненных и умерших под стражей). Суд, однако, установил, «что монастырские власти допускали самовольство и произвол над своими крестьянами», и оправдал мн. привлеченных к суду крестьян. Архим. Мисаил (Чирский) наказан не был, а вотчинный управитель был осужден, но совершил побег ( Борисов А. М. Волнение крестьян вотчин Новоспасского мон-ря в 1749-1757 годах//УЗ Великолукского гос. пед. ин-та. 1958. Т. 3. С. 562-574. Шифр документов, использованных Борисовым, изменился с момента публикации статьи, ныне см.: РГАДА. Ф. 323; см. также: И. Д. Эпизод из вотчинно-монастырской жизни прошлого века//ИВ. 1888. Т. 33. Авг. С. 380-386). Борисов пришел к выводу, что «в середине XVIII в. в вотчинах Новоспасского монастыря довольно заметно происходила дифференциация крестьянства», при этом зажиточные имели 2-3 лошади и 4-5 коров, нанимали для своего хозяйства обедневших крестьян и занимались перепродажей сельскохозяйственных товаров ( Борисов А. М. Волнение... С. 571). Одним из наиболее значимых владений Н. П. м. являлись подворья в Кремле у Вознесенского мон-ря и у Яузских ворот, а также подмонастырская слобода у стен обители. Н. А. Скворцов, обративший внимание на запись под 7 сент. 1627 г. («поп Спаса Нового монастыря с подворья Афанасий» ( Забелин. 1884-1891. Ч. 1. Стб. 214, 840), отметил, что на подворье служили белые священники, вероятно наемные ( Скворцов. 1893. С. 25). Эта догадка подтверждается тем, что в расходных книгах Патриарших приказов можно встретить типичную запись о выдаче милостыни, во-первых, монастырской братии, и, во-вторых, «белым дву попом Сорокосвятцкому да Спаскаго подворья» ( Забелин. 1884-1891. Ч. 1. Стб. 840). В мае 1633 г. кремлевское подворье Н. П. м. пострадало от пожара (ПСРЛ. Т. 31. С. 161). Позднее на этом подворье совершалось торжественное введение в должность настоятелей Н. П. м. и их посвящение на архиерейские кафедры. Так, 7 авг. 1674 г., после наречения архим. Иосифа на Рязанскую кафедру, в Патриаршей Крестовой палате «провожали его на подворье Всемилостиваго Спаса Нового монастыря по прежнему обычаю». 9 авг., после поставления, его проводили уже на Рязанское подворье (ДАИ. Т. 5. 26. С. 150). После пожара 19 июня 1701 г. подворье Н. П. м. было передано Вознесенскому мон-рю, а потом перешло во владение князей Трубецких. В XVIII в. власти Н. П. м. и Вознесенского мон-ря безуспешно пытались вернуть его ( Скворцов. 1893. С. 25-26; см. также: Забелин. 1884-1891. Ч. 2. Стб. 671-672; о Кремлевском подворье Н. П. м., см. также: Описание ГКЭ. 2018. Т. 2 7373. С. 427; 7396. С. 431; 7534. С. 458).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Лит.: Яцимирский А. И. Рукописи, хранящиеся в Ново-Нямецком мон-ре в Бессарабии// Он же. Слав. рукописи Нямецкаго мон-ря в Румынии. М., 1898. С. 81-105; Tomescu C. Scurt povestire istoric despre sf. mnstire Neamu i despre aezrile monahale supuse ei. Neam, 1942. P. 9-10; tef nescu I. D. Monastère de Neamu: L " Église de l " Ascension: Les peintures murales. Bucur., 1946; Bal S., Nicolescu C. Mnstirea Neam. Bucur., 1958; Nasturel P. Cea mai veche inscripie dela tefan cel Mare (1463)//Omagiu lui George Oprescu prilejul împlinirii a 80 de ani. Bucur., 1961. P. 349-555; Heitel R. Cercetrile arheologice efectuate la mnstirea Neam//Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1962. An. 38. Vol. 5/6. P. 327-342; Ivan I., Porcescu S. Mnstirea Neam. Iai, 1981; Sp taru-Ianculescu T. Biserica «Înlarea Domnului» de la mnstirea Neam: Dosar de restaurare a picturi imurale din absida altarului//Studii i cercetri de istoria artei. Ser. Arte plastice. Bucur., 1994. Vol. 41. P. 57-59; Vasiliu A. Biserica Înlarii Domnului de la mnstirea Neam. Dosar de restaurare a picturii murale din absida altarului. Observaii i ipoteze de lucru privind picturile murale aflate în curs de restaurare//Ibid. P. 60-81; Cincheza-Buculei E. Tema Menologului din pictura bisericii mnstirii Neam//Art. Istorie. Cultur: Studii în onoarea lui M. Porumb. Cluj-Napoca, 2003. P. 135-142; Ириней (Тафуня), иером. История Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого Кицканского мон-ря. Киш., 20042; Cereteu I. Biserici i mnstiri din Moldova: Secolul al XIV-lea i prima jumtate a secolului al XV-lea: Diss. Brila, 2004. P. 68-69; idem. Cartea româneasc veche i modern în fonduri din Chiinu: Catalog. Iai, 2011; idem. Contribuii la istoria bibliotecii mnstirii Noul Neam//Revista de istorie a Moldovei. Chiinu. 2014. N 3(99). P. 33-55; idem. Cartea bisericeasc în mnstirile din Republica Moldova. Chiinu, 2016. P. 454; Mitric O. Manuscrise româneti din Moldova: Catalog. Iai, 2006. Vol. 1/Prefata de G. trempel. P. 197-387; Melchisedec (Velnic), arhim. Un odor regasit: cununa moatelor sf. Simeon dela Muntele Minunat (1463)//Analele Putnei. 2007. Vol. 3. N 2. P. 5-12; Negrei I., Danilov M. Mnstirea Noul Neam//Mnstiri i schituri din Republica Moldova/Red. A. Eanu. Chiinu, 2013. P. 469-505; Pelin V. Paisianismul în contextul cultural i spiritual Sud-Est i Est European: Sec. XVIII-XIX/Ed. îngrijita i revizuita de A. Eanu i V. Eanu. Chiinu, 2014.

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Благодаря особому ладу пропорций, оригинальной композиции масс, тонко исполненным архитектурным деталям и декору собор является выдающимся произведением архитектуры украинского барокко XVII в. Логвин Г.Н. «Украина и Молдавия». – М.: «Искусство», 1982 г., перевод с украинского Вознесенский собор крещатый, девятидольный, однобаневый. Западное плечо удлиненное, прямоугольное в плане, остальные – граненые. Помещения между ними квадратные в плане, двухэтажные. Композицию усложняют два цилиндрических объема вдоль западного плеча, все компартименты равновысокие, подведенные под единый карниз. Рамена (плечи) увенчаны трехдольными фронтонами изысканных барочных очертаний, помещения между раменами – палаточными крышами. Над крестовокупольным пересечением возвышается двухъярусная барочная баня на высоком восьмигранном подбанниках. Декор экстерьера сдержанный; формы собора акцентированы краеугольными лопатками. Окна, расположенные в два яруса, имеют полуциркульные и лучковые перемычки, обрамлены наличниками и увенчаны прямыми, треугольными и лучковыми сандриками. Мужские грани рамен декорированы горельефной лепниной с преобладанием растительных мотивов. Остальные граней декорированы нишами, в том числе в форме квадрифолия, и солярными знаками. Для интерьера памятника характерна контаминация глубинно-осевого и центрического принципов организации пространства. Рамена объемного креста образуют единое пространство, открытое к зениту бани. Западное плечо перекрыто цилиндрическим сводом, другие – цилиндрическими сводами, переходящими в сомкнутые. Помещения, находящиеся между раменами, открываются в центральное пространство трехъярусными аркадами. Вознесенский собор является неповторимым памятником переходного этапа от украинского Возрождения к барокко. «Памятники архитектуры и градостроительства Украины». - К.: «Техника», 2000 г., перевод с украинского. Комментарии и обсуждение Не действует. В настоящее время в соборе размещена диорама " Битва за Днепр " . 23 января 2005. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/article/?object=01407

м. в размере 12 500 р., как это было предусмотрено царским указом 1864 г., а также дополнительной суммы (100 тыс. р.) на строительство колокольни и др. зданий. В марте 1909 г. прошение было удовлетворено мин-вом, 1 мая подписано имп. Николаем II Александровичем : Н. м. ежегодно выплачивалось 7 тыс. р. В том же году были утверждены проект и смета на строительство колокольни (65 095 р.), возведенной в 1910-1915 гг. На колокольне были установлены 12 колоколов общим весом 1 тыс. пудов (наиболее крупный весил 543 пуда). С началом первой мировой войны на фронт было мобилизовано 68 насельников Н. м. (27 июля 1914 - 47, позже - еще 21). После революции 1917 г. местное население разграбило мон-рь: 16 дек. жители сел Кицканы и Копанка украли 600 овец, 40 коров, 50 свиней, 1500 голов домашней птицы, урожай картофеля, кукурузы и др. Во время боев у Бендер между румын. войсками и большевиками в течение месяца Н. м. подвергался ежедневному артиллерийскому обстрелу со стороны Тирасполя, Суклеи и Терновки, пострадали монастырские стены и кафоликон. Н. м. в юрисдикции Румынской Православной Церкви 9 апр. 1918 г. Бессарабия вошла в состав Румынии. В Н. м. в это время подвизались 13 иеромонахов, 11 иеродиаконов, 53 монаха, 55 послушников; монастырю принадлежали 502 дес. земли ( Visarion (Puiu). 1919. P. 52; Negrei, Danilov. 2013. P. 477). 15 авг. 1918 г., на престольный праздник, Н. м. посетил временный управляющий Кишинёвской епархией еп. Никодим (Мунтяну). В 1920 г. в возрасте 82 лет архим. Герман ушел на покой. Новым настоятелем 10 окт. 1920 г. стал избранный братией протосинкелл Хрисанф (Филиппов Харитон; 9 мая 1921 возведен в сан архимандрита), уроженец с. Кошница (Тираспольский у.). Он поступил в Н. м. 16 февр. 1885 г. и 23 дек. принял постриг. 20 сент. 1899 г. возведен в сан диакона, 23 дек. 1901 г.- иерея. Участвовал в русско-япон. войне (1904-1905) в качестве священника при госпитале рус. армии. С 1906 г. исполнял обязанности казначея Н. м., 10 окт. 1920 г. стал протосинкеллом.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

Внешняя ограда с парадным въездом. Кон. XIX в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Внешняя ограда с парадным въездом. Кон. XIX в. Фотография. 10-е гг. XXI в. Внешняя ограда с парадным въездом (XVIII-XIX вв.) первоначально была деревянной с обрубами со стороны Волги и горы. К 1703 г. она была «вся ветха и столбы подгнили», была построена заново в 1704 г. В 1765 г. архим. Софроний (Долгоневский) добился гос. дотации на возведение каменной ограды с 5 башнями. Вост. стена ограды возводилась вместе с вост. корпусом келий, в его нижний ярус была включена проездная арка вост. (хозяйственных) ворот мон-ря. На северо-западном, юго-западном, восточном углах были поставлены круглые башни. Четвертая башня, северо-восточная, была возведена напротив Петропавловской ц., на линии сев. стены, в 20 м от сев.-вост. угла ограды. Сев.-вост. угол был закреплен маленькой глухой башенкой, сложенной целиком из кирпича (без полости внутри). С внутренней стороны стены была сделана деревянная обходная галерея, т. к. толщина самих стен была недостаточной для прохода. По этой галерее ежегодно устраивался крестный ход вокруг мон-ря (до разборки ее незадолго перед 1857), поскольку после подрезки крутых склонов горы и прокладки вокруг ограды широкой мощеной тропы для крестных ходов начались оползни снега и земли, мешавшие ходу снаружи обители и разрушившие впосл. башни и часть стен. В 1783 г. их ремонт проводил Я. А. Ананьин, стены укрепили «быками» - контрфорсами, переложили 2 башни, покрыли их железом, наверху установили флюгеры в виде трубящих ангелов. В ходе генерального межевания Н. Новгорода в 1784-1787 гг. были определены четкие границы территории мон-ря, помимо уже существовавшей площади в нее включили также фруктовый сад и конюшенный двор с зап. стороны. До сер. XIX в. парадный въезд в Н. П. м. со стороны города был арочным, под 2-скатной кровлей, с окованными воротами. В 1838 г. архит. А. И. Шеффер предложил провести срочный ремонт стен, к-рый был осуществлен впосл. под надзором и по проекту архит.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

По переписи 1646 г., обители принадлежало 2147 дворов. Крестьяне занимались хлебопашеством, платили в Н. П. м. денежный и натуральный оброки, выполняли барщину: возделывали пашню, ставили мельницы, возили по указу властей хлеб, мясо и др. в Н. Новгород и Москву. Бобыли занимались бортничеством, охотой, добычей и ковкой металла, рубкой и продажей строевого леса. С кон. XVII в. жители подмонастырских слобод - Ст. Печёрской (25 дворов), Б. Никольской (37 дворов) и М. Никольской (23 двора), Подновской (58 дворов) - занимались огородничеством, внося оброк свежими и солеными огурцами. Н. П. м. регулярно выкупал на Волге рыбные ловли. По переписям 1678 и 1681 гг., к Н. П. м. относилось 2147 дворов, к 1692 г.- 1666 дворов. К 1764 г. обители принадлежало 8236 крепостных. К нач. XVIII в. Н. П. м. владел 7 мельницами, ко 2-й пол. XIX в.- только одной - Зеленцынской на р. Кудьма. В с. Высоком (Высоково) Нижегородского у. располагался монастырский скотный двор. Архитектурный ансамбль Н. П. м. возведен в XVII в. на новом месте - на правом берегу Волги, но выше по течению реки. Композиция монастырского ансамбля подчинена топографии участка. На территории обители сохранились все каменные здания, построенные в XVII в. Движение по территории вдоль склона горы от западных ворот к восточным, по-видимому, определило формирование как всего ансамбля в целом, так и отдельных его элементов. Среди создателей каменных построек - «царский подмастерье каменных дел» Антип Константинов (Возоулин), Федор Опарин, монахи Ефрем Босой и старец Зосима, костромские и балахнинские каменщики. Здания страдали от многочисленных разрушительных пожаров, особенно в 1640, 1743, 1751, 1774 гг. В 1960 г. постановлением Совета министров РСФСР (от 30 авг. 1960 1327) ансамбль зданий Н. П. м. был поставлен на гос. охрану как памятник архитектуры республиканского значения. Реставрационные работы на отдельных объектах монастырского ансамбля проводились в 60-80-х гг. XX в. по проектам В. Я. Чащина, им же был разработан проект охранной зоны мон-ря (совместно с архитекторами С.

http://pravenc.ru/text/2565214.html

Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 103-105; [Лебединцев И.] Состояние Правосл. Церкви в Польше, по взятии преосв. Виктора под арест в Варшаву//Киевские ЕВ. 1861. 12. С. 372-385; Похилевич Л. И. Сказания о населенных местностях Киевской губ. К., 1864. С. 617-618; Антонов В. Г., свящ., Воронов А. Д. Памятная книжка Киевской епархии. К., 1882. С. 93; Рункевич С. Г. История Минской архиепископии: (1793-1832 гг.). СПб., 1893. С. 102; Орловский П. Харитатыва//Киевская старина. 1894. Т. 44. 3. С. 382-402; Шпачинский Н. А., свящ. Киевский митр. Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757-1770 гг.). К., 1907. С. 595-596; Титов Ф. И., прот. РПЦ в Польско-Литовском гос-ве в XVII-XVIII вв. К., 1916. Т. 3. С. 30-31; Гайдамацький рух на Ykpaïhi в XVIII ст.: Зб. дok-mib. К., 1970. С. 359-360; Семенченко П. Ohyфpiïbcьkuй монастир//Серп i молот: Газ. 1971. 31; Кат. koлekцiï дok-mib Киïвськоï археогр. koмiciï (1369-1899). К., 1971. С. 77; Мариновський Ю. Садиба Жаботинського Ohyфpiïbcьkoro мон-ря//Черкаси: Газ. 1992. 11 вересня; он же. Дokyмehmaльhi cbiдчehhя про ocmahhi роки мoh-pib на Чepkaщuhi: 20-mi роки ХХ ст.//Украïнський археогр. щopiчhuk. К., 1993. Вип. 2. С. 68-91; Присяжнюк В. Cycniльho-npabobe становище правосл. мoh-pib на Npaboбepeжжiy XVII ст.//Poдobiд. К., 1993. 5. С. 79-82; Кривенко С. До icmopiï biдhocuh установ та Правосл. церкви Черкащини 1944-1965 рр.//Там же. 1996. 13. С. 31-56; Марченко О. В. Hobi дocлiджehhя Жаботинського Ohyфpiïbcьkoro мон-ря//Apxeoлoriчhuй лimonuc Лiboбepeжhoï Украïни. 2001. 2. С. 130-133; Cbяmi новомученики i cnobiдhuku чepkacьki: Життя, подвиги, страждання. Черкаси, 2001. С. 105-114, 237-243; Ластовський В. В. Правосл. Церква у cycniльho-noлimuчhoмy жummi Украïни XVIII ст.: (Nepeяcлabcьko-Бopucniльcьka Черкаси, 2002. С. 73-74, 127; Пашковський О. А. Обитель давня з намоленим храмом//Черкаський край. 2002. Газ. 90; он же. Господарська, ocbimhя та блaroдiйhuцьka дiяльhicmь Жаботинського Cb.-Ohyфpiïbcьkoro чoлobiчoro мон-ря//Православ " я - наука - cycniльcmbo: Проблеми Мат-ли II Всеукр. наук.-практ. конф. Черкаси, 2004. С. 111-113; он же. Жаботинський Ohyфpiïbcьkuй мон-р у cbimлi icmopiorpaфiï та джерельноï бази//Там же: Мат-ли III Всеукр. наук.-практ. конф. К., 2006. С. 21-23; он же. Жаботинський мон-р у XIX-XX ст.: Miж минулим i мaйбymhiм//Роль правосл. духовних цihhocmeй у фopмybahhi нац. cbiдoмocmi та громадянськоï noзuцiï сучасноï мoлoдi: Мат-ли 3 Miжhap. наук.-практ. конф. Киïв, 25 березня. 2005 р. К., 2006. С. 126-128; Лabpihehko Н. П. Бiorpaфicmuka чорного духовенства Киïвських губернських правосл. мoh-pib у XIX ст.: (На npukлaдi Жаботинського Ohyфpiïbcьkoro та Moшhoripcьkoro Вознесенського чoлobiчux мoh-pib)//Украïнська icmopuчha бiorpaфicmuka: Забуте i hebiдoмe: Мат-ли Всеукр. наук. конф. Tephoniль, 2005. С. 27-30.

http://pravenc.ru/text/182179.html

Выпрова (ныне в р-не Орхей). Он пришел в мон-рь в 1895 г., в 1908 г. принял постриг, в 1915 г. возведен в сан диакона, в 1922 г.- иерея. В 1950 г. настоятелем стал игум. Иасон (Лупашку), в 1952 г.- архим. Григорий (Кэпэцынэ Ион), род. в 1890 г. в с. Пожэрень близ г. Хынчешть. Н. м. постепенно восстанавливал хозяйство: в 1954 г. с 22,5 га пахотной земли мон-рь получил доход 486 тыс. р., в 1957 г.- 972 тыс. р., в том же году было произведено 29 т вина и собрано 30 т овощей ( Negrei, Danilov. 2013. P. 484). Доходы позволили не только расширить производственную базу обители (построена водонапорная башня для ирригации, выкопано водохранилище, посажено 5 га садов и виноградников, куплено 2 грузовика и др.), но и приступить к реконструкции монастырских строений. В 1954 г. был отреставрирован кафоликон, в 1957 г. поновлена его роспись. Мон-рь снова стал играть важную роль в духовном окормлении жителей региона. На воскресные службы приходили от 100 до 300 жителей окрестных деревень, а также паломники; в дни праздников их число увеличивалось до неск. тысяч: напр., уполномоченный Совета по делам религий при СМ СССР для Молдавской ССР П. Роменский в рапорте отмечал, что на Вербное воскресенье 1955 г. в Н. м. было 3 тыс. верующих. Озабоченность властей вызывал и тот факт, что многие из паломников приезжали не только из Молдавской ССР, но и из Одесской обл. (Ibidem). В информационной записке от 1958 г., в к-рой была представлена ретроспектива деятельности мон-ря от окончания войны, отмечалось, что параллельно с приростом прибыли хозяйства Н. м. получал существенный доход от церквей: помимо активного посещения мон-ря верующими из др. районов республики и нек-рых областей Украинской ССР (Одесская, Винницкая и др.) в мон-ре в 1957 г. было совершенно значительное число треб (495 крещений, 206 венчаний, 96 освящений домов) ( Be leag . 2006. P. 75-76; Negrei, Danilov. 2013. P. 484). Н. м. был поставлен под постоянный надзор властей, разрабатывался план его закрытия. В 1959 г. настоятелем был назначен игум.

http://pravenc.ru/text/2577849.html

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья следующая статья печать библиотека 56 , С. 335 опубликовано: 1 апреля 2024г.  ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в Н. Новгороде - см. Нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь . Рубрики: Русская Православная Церковь. Монастыри (см. также по периодам) Ключевые слова: Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь, в Нижнем Новгороде - см. Нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня мужской монастырь См.также: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в. АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2580526.html

митрополитом Московским Платоном — 216 Воздвиженский монастырь в Москве — Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня монастырь; основан в Белом городе (на Воздвиженке) в 1440 г. боярином Ховриным, перестроен в 1547 г.; был упразднен после пожара 1812 г. и обращен в приходскую церковь — 258 Вознесенский женский монастырь в Москве — основан в 1387 г. княгиней Евдокией, женой Дмитрия Донского; современный адрес: Спасская улица; разрушен в 1929 г. — 277, 287 Воскресенский первоклассный женский монастырь (Новодевичий) в Петербурге — основан императрицей Елизаветой в 1748 г.; современный адрес: Московский проспект, 100 — 82, 83, 90, 91, 99, 108, 120, 132, 134, 142, 165, 169, 171, 175, 186, 217, 220, 224, 243, 266, 319 Высокопетровский мужской монастырь в Москве — основан не позже 1330–х гг. при жизни митрополита Петра; современный адрес: Петровка, 28; закрыт в 1917 г. — 286 Данилов мужской монастырь — основан не позже 1282 г. святителем Даниилом, князем Московским; современный адрес: Даниловский вал, 22; закрыт в 1930 г. — 288 Донской мужской монастырь — основан в 1593 г. в память чудесного избавления Москвы от нашествия Крымского хана; современный адрес; Донская площадь, 1; закрыт в 1924 г. — 289 Заиконоспасский мужской монастырь в Москве — основан в 1600 г. царем Борисом Годуновым; современный адрес: Никольская улица, 1; закрыт в 1929 г. — 278 Зачатьевский женский монастырь в Москве — основан в 1584 г. царем Федором Иоановичем; современный адрес: 2–ой Зачатьевский переулок, 2; закрыт в 1924 г. — 290 Златоустовский мужской монастырь в Москве — основан в начале XV в.; современный адрес: Малый комсомольский переулок, 5; разрушен в 1933 г. — 273, 274 Знаменский монастырь в Москве — монастырь Знамения Пресвятой Богородицы в Зарядье; основан царем Михаилом Федоровичем в 1630 г. — 286 Ивановский женский монастырь в Москве — основан в XVI в.; современный адрес: улица Забелина, 4; закрыт в 1918 г. — 291 Казанский монастырь в Казани — вероятно, Спассо–Преображенский монастырь в казанском Кремле; основан в 1556 г. — 299 Миссионерский монастырь — см. Покровский Миссионерский мужской монастырь. Невский монастырь — см. Свято–Троицкая Александро–Невская лавра Никитский женский монастырь в Москве — основан в 1582 г. боярином Никитою Романовым; современный адрес: улица Герцена, 7; закрыт в 1929 г. — 279, 287 Новгород–Северский монастырь Черниговской губернии — Спасо–Преображенский мужской монастырь в городе Новгород–Северский; основан князем Мстиславом в 1033 г. — 175 Новгородский Покровский Зверин монастырь — Зверин Покров женский монастырь в Новгородской губернии; основан в XII веке — 202 Новодевичий женский монастырь в Москве — основан в 1524 г.; современный адрес: Новодевичий проезд, 1; закрыт в 1922 г. — 243, 266 Новодевичий монастырь — см. Воскресенский первоклассный женский монастырь. Новоезерский монастырь Новгородской губернии — Кириллов–Новоезерский монастырь вблизи Белозерска; основан Святым Кириллом в 1517 г. — 85

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010