Закрыть itemscope itemtype="" > Вознесение Господне 24.05.2023 554 Время на чтение 5 минут Вознесение Господне. Середина XI в. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове Вознесение Господне относится к числу «двунадесятых», то есть самых великих праздников Православной Церкви. Христианские праздники похожи на кольца золотой цепи, неразрывно связанные друг с другом. Через сорок дней после Пасхи наступает праздник Вознесения. Через десять дней после Вознесения – праздник Троицы. Прежде чем говорить о Вознесении, следует остановиться на вопросе о значении и смысле библейской и храмовой символики, о связи Священной Истории с храмовой литургикой. Участвовать в религиозном празднике – это не только вспоминать события Священной Истории, но мистически включаться в них, духовно переживать их. Через храмовую службу, ее образы и ритуалы, ее символические обряды человек становится реальным участником происходивших в истории мира и повторяющихся в ритмах церковного календаря событий. Вознесение Господне – это сияющее ослепительным светом завершение земной жизни Христа Спасителя. Вознесение – это венец христианских праздников. Это зримая форма возвращения Сына Божия к Своему предвечному бытию. Это раскрытие перед человеком бесконечных далей духовного совершенства. В своей земной жизни Христос подчинил себя времени и истории, и вместе с тем он стоит над временем и историей, поскольку Он – их Творец и Владыка. Для христианина жизнь Христа из Назарета – не прошлое как прошедшее, а актуальное настоящее и бесконечное будущее. Христианский праздник – это соприкосновение вечного и временного, земного и небесного, это откровение духовного эона на земле в сакральном пространстве храма. Вознесение Христа имеет онтологическое, нравственное, духовное и эсхатологическое значение. В Евангелии от Марка дана величественная картина Вознесения Иисуса Христа. Но мало иметь и читать Евангелие. Надо еще знать его особый язык, символику и другие средства изображения. Это вовсе не значит, что Евангельская символика превращает события в отвлеченную аллегорию. Нет, Евангелие – истина, но она многогранна и многопланова. В земном – присутствует небесное, в историческом – вечное. Символ не подменяет, а углубляет смысл и открывает сакральный план событий.

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/24/...

Введеньё. Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Богослова. Храмовый комплекс. Действует.   Год постройки:1806. Адрес: Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье (быв. Пупки) Координаты: 56.968751, 41.336966 Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Вознесения Господня Церковь Иоанна Богослова Карта и ближайшие объекты Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Богослова, 1-я пол. 19 в.  Расположен в начале Северной ул., к северо-западу от Николо-Шартомского монастыря в бывшем с. Пупки. До нач. 19 в. здесь стояла деревянная Пятницкая церковь 17 в. В 1806 г. ее сменила новая кирпичная церковь Вознесения с приделом Параскевы Пятницы - по нему часто именуют храм; а в 1843 г. к югу от последней поставили также кирпичную зимнюю церковь Иоанна Богослова . В кон. 19 в. к западу от нее был выстроен кирпичный дом причта. Ведущую роль в комплексе играет церковь Вознесения, стройный четверик которой и высокая колокольня видны с дальних точек села. Ограда комплекса утрачена. Статья из книги " Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область, часть 3 " Храмовый комплекс церквей Вознесения Господня и Иоанна Богослова в бывшем селе Пупки, а ныне слившееся в одно большое село Введеньё, вместе с Николо-Шартомским монастырём создают незабываемую панораму этого небольшого населённого пункта. " Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии " (1898 г.) сообщает, что прежде на сем месте находилась деревянная Параскевинская церковь, в 1699 году " волею Божию со всем церковным строением с иконами и утварью " сгоревшая без остатка. Деревянную церковь восстановили с тем же посвящением, а в 1806 году совершилась постройка каменного Вознесенского храма (Пятницкий престол был сделан в нём придельным). В 1843 году прихожане выстроили тёплую Иоанно-Богословскую церковь вместо одноимённой деревянной, существовавшей с XVIII века. Приход составляли 128 дворов, " душ мужескаго пола 514 и женскаго пола 556 душ " . Причта по штату полагалось - священник и псаломщик. Кроме того, сообщает " Описание " и о древних иконах, бывших в Вознесенском храме, - " св. муч. Параскевы " , " Скорбящей Божией Матери " , " Спаса Нерукотворенного " и т. п. Где они теперь, Бог весть...

http://sobory.ru/article/?object=03161

В грамоте 27 июня 1754 г., преосвященный Иоасаф писал: “благословительно позволяем означенную каменным зданием церковь заложить вновь на удобном месте во имя Вознесения Господня, по церковному чиноположению, харьковского коллегиума архимандриту и ректору Рафаилу Мокренскому, а по заложении велеть строить”; при чем архипастырь предписывал, чтобы главы на церкви и алтарь были соразмерны самому зданию и на главах были бы устроены железные четыреконечные кресты. Спустя четыре года каменная церковь во имя Вознесения Господня была уже окончена постройкою. К такому успешному окончанию немалоценного здания, конечно, способствовали доброхотные подаяния, собираемые с 1744 по 1754 г. В церковной описи сказано, что церковь Вознесения Господня каменная, устроена коштом монахини Ефросинии, прежде бывшей Сотнички Волчанской, и старанием игумении Марии Квиткиной-Гамалеевой”. В фамильной летописи г. Квиток читаем: “в хорошевском девичьем монастыре зачата строиться каменная церковь Вознесения Господня, коштом Ефросинии монахини, бывшей Уголчанской (а не Волчанской) сотнички Нестерсвой”. По этому известию видно, что пожертвования, собиравшиеся с 1744 г., были незначительны, так что если бы не помогли пожертвования Уголчанской сотничихи Нестеровой, не были бы в состоянии и начать постройки каменного храма. Благочестивая Ефросиния щедро пожертвовала своим достоянием на сооружение новой церкви: память последующих жилищ монастыря приписала преимущественно ей честь сооружения церкви. Благодарные сестры монастыря почтили память создательницы своей главной церкви тем, что в помяннике церковном поставили имя монахини Ефросинии на первом месте в числе усопших сестр. Но и деятельное участие игумении Марии Квиткиной в этом деле достойно особенного замечания. По рассказу стариков и старух, слышанному нынешними старицами монастыря, кирпич на возведение здания церковного доставляем был из-за Липец, из белгородских заводов. При постройке кирпичи переносимы были к месту постройки мальчиками и девочками, которые, по самому возрасту, не будучи заняты никаким делом в деревне, охотно и как бы для забавы служили своими посильными трудами доброй игумении.

http://sobory.ru/article/?object=08879

Москва. Церковь Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре. Вознесенский собор Варсонофьевского монастыря /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью До XVIII века переулок уже существовал и носил название Вознесенский по церкви Вознесения, стоявшей здесь когда-то. С развитием и ростом в XVIII веке стоявшего в переулке женского Варсонофьевского монастыря, известном с XVI века и упразднённому в 1765 году, стал называться Варсонофьевским. При монастыре было кладбище, куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. Впоследствии они были перезахоронены в Троице-Сергиевой лавре. В 1765 году монастырь был упразднён, а его собор стал обычной приходской церковью Вознесения. В конце XIX века переулок был застроен доходными домами, многие из которых сохранились до нашего времени. В 1931 году снесена церковь Вознесения. Нижняя Введенская церковь заложена в 1692 г., освящена 15 июля 1701 г. Постройка верхней Вознесенской начата в 1709 г., закончена в 1730 г. Двухэтажный храм типа восьмерик на четверике, замечательный образец московского барокко. В 1761 г. внизу устроен придел Тихвинской Божией Матери. Новая ампирная колокольня 1830-х гг. Храм закрыт в 1929 г., сломан в начале 1931 г. В конце XV — начале XVI века между Большой Лубянкой и Рождественкой появился Вознесенский женский монастырь. Историки считают, что посвящение имени святого Варсонофия Тверского он получил после того, как неподалеку основали Тверское подворье. По другой версии, монастырь был назван по имени Варсонофии, его первой игуменьи, матери митрополита Московского Филиппа. В прибавлении к названию монастыря — «что на рву» — когда-то сохранялась память о московских укреплениях, предшествовавших стене Белого города. Стоял монастырь на месте дома 5 по перенявшему его имя Варсонофьевскому переулку.

http://sobory.ru/article/?object=34250

Спасск. Церковь Вознесения Господня. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Вознесения Господня построена в 1859 на средства купцов Спасска В. Будникова и Н. Макова. Господствующий над окружающей застройкой пятиглавый каменный храм с четырехъярусной колокольней, монументальный объем которого дополнительно утяжелен мощными аттиками, является представителем господствовавшего в то время официально «русско-византийского» стиля в его провинц. трактовке. Церковь действующая. Лит.: Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1911. Дворжанский А.И. Церковь Вознесения Господня/Пензенская энциклопедия. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2001, с. 95. Каменный. Построен в 1859 г. на средства спасских купцов Василия Бундикова и Николая Макова. Пять престолов: три в холодной настоящей – в честь Вознесения Господня (главный), св. Иоанна Предтечи и во имя свт. и чуд. Николая и два придельных – во имя св. Василия Великого и Казанской иконы Божией Матери. inpenza.ru Старинный город Спасск расположен на левом берегу небольшой речки Студенец. Через город проходит оживлённая автодорога М5 " УРАЛ " Москва-Челябинск, с которой, при подъезде к городу со стороны Зубовой Поляны, отчётливо просматривается силуэт храма Вознесения Господня (этот храм расположен на возвышенном месте и является доминантой в силуэте города). Сам Спасск был основан в 1663 году как вотчина Новоспасского московского монастыря на земле, принадлежащей мордвину Жданке Богданову в составе Кадомского уезда (отсюда первоначальное название - Богданово, впоследствии село Спасское). Через столетие после основания поселения в уездном городе Спасск Тамбовской губернии было два деревянных храма. На месте одного из них в 1810 году купцом Тимофеем Самгиным сооружён каменный Спасо-Преображенский собор с пятью престолами. Другая церковь, была - Успенская, что стояла на городском кладбище. Она была в 1788 году перестроена по ветхости из деревянного храма. Свято-Вознесенский же храм появился на Спасской земле позднее, в 1859 году. Этот величественный крупный храм был возведён из красного кирпича. Имя архитектора, к сожалению, история умалчивает. По проекту храм должен быть пятикупольным, продольно-осевой композиции с колокольней. Четырёхстолпный четверик храма несёт пять световых крупных барабанов. Основной объём соединён с восточной стороны трёхчастной апсидой, а с западной стороны - равной по ширине двухстолпной трапезной под двухскатной крышей, с запада к которой примкнула высокая колокольня. Северный и южный входы в храм выделены ризалитами. Общий антаблемент отделяет аттиковую часть с полуциркульными закомарами и круглыми медальонами. Окна арочные. В композиции и архитектуре церкви использованы формы русско-византийского направления.

http://sobory.ru/article/?object=25732

Звенигород. Церковь Вознесения Господня (старая). Вознесенская церковь /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Существовавшая ранее церковь Вознесения Господня на посаде в городе Звенигороде. Время построения Вознесенской церкви неизвестно. В писцовых книгах 1624 г. Звенигородского уезда значится: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви образы, книги, клепало и всякое церковное строение мирское; … а земля церкви дана десятинная, и ту церковную землю дозирал великого государя святейшего патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкий в 1620 году и пустовые церковные земли дозирал он же в том же году, и те пустовые земли отдает в оброк староста поповской церкви села Козина Никольский поп Герасим». Вознесенская церковь упоминается в приходских книгах Патриаршего Казенного Приказа с 1628 по 1740 гг. и в переписных книгах 1677 г. архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря Питирима. В 1624 г. в Звенигороде на посаде находилось 18 дворов посадских, да на городской стороне 29 мест пустых, да Москвою рекою 14 дворов посадских, на посадской земле в Звенигороде 5 дворов, а живут в них звенигородский поп и дети боярские. Под 1678 г. значится Вознесенская слобода, в ней 28 дворов посадских, людей в них 135 человек и двор протопопа. Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Первая церковь того же посвящения (деревянная) стояла здесь, предположительно, еще в XVI в. После периода Смуты в начале XVII в., когда Звенигород был разорен, в городе уцелели лишь два храма – белокаменный Успенский собор на Городке и деревянная Вознесенская церковь в Нижнем посаде. Первое известное описание храма дано в писцовых книгах за 1624 год: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная и тою церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой». 15 января 1630 г. собор Вознесения Господня в Звенигороде посетил Патриарх Филарет, направляясь на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и пожаловал настоятелю Стефану гривну на молебен. С середины XVII в. цари и патриархи, следовавшие в Саввино-Сторожевский монастырь, ставший резиденцией русских государей, регулярно проходили мимо собора, а потому стали уделять внимание и этому храму.

http://sobory.ru/article/?object=42660

Сызрань. Вознесенский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:1852. Архитектор:Архимандрит Августин, С.В. Саксонов (восстановление интерьеров) Адрес: Россия, Самарская область, г. Сызрань. На территории Вознесенского мужского монастыря (ул. Монастырская, д. 2) Координаты: 53.14774, 48.43788 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1691 г. горожане попросили благословение у Патриарха Адриана на постройку обители в честь Вознесения Господня. Получив благословение, старец Филарет возобновил строительство монастыря. В 1691 году началось возведение деревянной Вознесенской церкви, на которую по просьбе старца Филарета была даже пожалована небольшая сумма денег от царского двора. В 1694 году церковь во имя Вознесения Господня была построена. Самый же большой вклад в развитие обители внес архимандрит Августин, который являлся настоятелем с 1848 года. В период его управления было построено большинство построек. В 1852 году был построен каменный холодный Вознесенский храм. Его венчали пять глав, покрытых белой жестью. На главном куполе находился позолоченный крест, а на малых куполах деревянные кресты, обшитые железом. Жизнь обители, впрочем как и большинства монастырей России, прекратилась с приходом советской власти. По постановлению Средне-Волжского облисполкома от 17 декабря 1928 года была закрыта Вознесенская церковь. В 1933 году комбинат «Союзплодовощ» взял в аренду у местных властей два храма Вознесенского монастыря. В Феодоровской церкви сначала была водонапорная башня, затем заводской гараж, а с 1970-х годов – склад. В храме вознесения Господня разместили клуб. В 1993 году по обращению благочинного Сызранского округа протоиерея Григория Коберника, администрация города Сызрани приняла постановления о передаче сохранившихся зданий монастырского комплекса Русской Православной церкви. После тысячелетия празднования Крещения Руси вновь стали возрождаться из руин храмы и монастыри Русской Православной Церкви. 24 июня 1996 г. архиепископ Самарский и Сызранский Сергий вновь освятил соборный Вознесенский храм монастыря и совершил в нем Божественную Литургию. В монастыре поселились монахи и послушники, которые стараются вернуть обители первоначальный облик и возродить в ней истинную монашескую жизнь. По материалам сайтов: http://vozmon.ru/istoriya/ , http://drevo-info.ru/articles/18724.html и http://russian-church.ru/viewpage.php?page=10067 Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=07131

Суздаль. Александровский мужской монастырь. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:1695. Адрес: Владимирская область, Суздальский район, Суздаль Координаты: 56.42742, 40.4404 Проезд:На территории монастыря Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен тёплый придел, а с востока — паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными — во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремлённых ввысь барабанов. Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница. Её стены практически лишены декора, что делает её уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проёмов и наличники над окнами-слухами. В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые ворота с двухъярусной башенкой, напоминающие Святые врата Троицкого монастыря, ныне входящие в ансамбль Ризоположенского монастыря. Это совпадение не случайно: ограда и башни Александровского монастыря возводились под руководством Ивана Грязнова, участвовавшего в конце XVII века в строительстве Троицкого и Ризоположенского монастырей. В 2006 г. возобновлён в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии. Земля Владимирская. Исторический путеводитель. Пятиглавая церковь Вознесения Господня с шатровой колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны и сына её царя Петра Алексеевича, вместо бывших двух церквей. Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, поверх декорированный шестью кокошниками с каждой стороны, перекрытый четырёхскатной кровлей, увенчанный пятью главками. Центральную часть фасадов занимают перспективные порталы, декорированные белокаменными " бусинками " . Окна украшены резными наличниками, дополненными простыми колонками в первом ярусе и фигурными - во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремлённых ввысь барабанов. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен тёплый придел, а с запада - паперть. Дверь в северной стене паперти ведёт в угловое помещение усыпальницы, пройдя которую можно попасть в северный тёплый придел, предназначенный для зимних богослужений.

http://sobory.ru/article/?object=05102

Макарьевская пустынь. Макарьевская пустынь. Церковь Вознесения Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Вознесения Господня , Макария Желтоводского , Ватопедской иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1829. Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский район, поселок Детский санаторий, улица Набережная, Макарьевский монастырь, д. 1. Координаты: 55.78203, 48.70282 Проезд: Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Примерно через 17 км после выезда из города и " зеленодольской " развязки (через 2 км после развязки на Ульяновск) повернуть направо по указателю " Введенская слобода, Макарьевский монастырь " . При движении со стороны Москвы - повернуть налево через 11,5 км ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Из Казани по автодороге М-7 в сторону Москвы. Примерно через 17 км после выезда из города и " зеленодольской " развязки (через 2 км после развязки на Ульяновск) повернуть направо по указателю " Введенская слобода, Макарьевский монастырь " . При движении со стороны Москвы - повернуть налево через 11,5 км после моста через Свиягу. Через 6,5 км движения по главной дороге съехать с асфальта направо на грунтовую дорогу по указателю " Макарьевский монастырь " . Через 300 метров, в летний и осенний сезон, на развилке выбрать левую дорогу, вдоль берега (не направо, в гору). Через 2,3 км движения вдоль берега (не более 10 м от береговой линии) повернуть направо в гору (второй поворот от начала движения вдоль берега), через 200 метров подъема через лес по крутому склону будут юго-западные ворота монастыря. В сезон высокой воды на развилке у берега Свияги повернуть направо, в подъем, и ехать через поселок Петропавловская Слобода и детский санаторий к северо-восточным воротам. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Это первый деревянный храм Макарьевской пустыни построен в середине XVII в и освящен в честь Вознесения господня. В начале XVIII в. (дата на антиминсе - 1703 г.) он был заменен каменным храмом с тем же названием. В середине XVII в. монастырь фактически был закрыт, лишь в Вознесенской церкви изредка служили службы приезжавшие монахи. Восстановление пустыни начинается в конце XIX в. В 1835-1839 гг. монастырский храм возобновлен - он был построен двухэтажным. На втором этаже был главный престол - в честь чудотворной иконы Вознесения Господня, на первом этаже правый престол - во имя Ватопедской Божьей Матери, левый - во имя Преподобного Макария Желтоводского. Могила Исайи, основателя пустыни, оказалась в наружной стене Ватопедского придела и точное место ее до сих пор не определено. В храме находились самые почитаемые иконы монастыря - Преподобного Макария, принесенная Исайей, и Ватопедской Божьей Матери, принесенная в начале XIX в с Афона. Церковь построена на средства жительницы Свияжска Надежды Ивановны Саврасовой, а колокольня на средства казанского купца Евграфа Александровича Лебедева.

http://sobory.ru/article/?object=06832

Доброе. Покровский Добрый монастырь. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:Между 1817 и 1832. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Тульская область, Суворовский район, село Доброе Координаты: 54.182591, 36.324096 Проезд:Из г. Суворов до села Доброе. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью В 1828 году, вследствие прежних представлений от Калужского Епархиального Начальства, Святейший Синод назначил к отпуску на окончание вышеозначенных зданий в число испрашиваемых прежде 17,000 руб. 33 коп. еще 12,000 рублей, для употребления коих резолюцией Преосвященного Гавриила, епископа Калужского, за отказом настоятеля архимандрита Владимира по причине невозможности отлучаться от должности ректора для личного надзора за постройкой, составлен комитет из Строителя Козельской Введенской Оптиной пустыни иеромонаха Моисея, казначея Доброго монастыря иеромонаха Варфоломея, присутствующего в Лихвинском Духовном Правлении священника Кучина и Лихвинского соборного священника Василия Сахарова. Под смотрением и распоряжением сего Комитета, в 1830 году, отстроены: 1) церковь во имя Вознесения Господня со Святыми воротами, покрыта железом и окрашена медянкой; 2) в угольном корпусе братских келий, от ветхости уже завалившемся, построена братская трапеза с кухней, а наверху построен другой этаж, в котором сделаны 5 комнат с двумя голландскими печами, могущие быть или гостиницей, или временным спокойствием для посетителей; здание сие покрыто тесом и окрашено мумией на масле. В 1832 году в новоустроенной церкви Вознесения Господня старанием архимандрита Владимира на сумму, собранную от доброхотных дателей, устроен новый иконостас, и в том же году самим Преосвященным Никанором, епископом Калужским, оная церковь освящена. Текст приведен по изданию: Описание Лихвинского Покровского Доброго мужского монастыря. Соч. Архимандрита Леонида. – Изд. Импер. Общества истории и древностей Российских при Моск. университете. – Москва, 1876. http://www.dobromon.ru/history/1764-now.html Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=41231

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010