Вы говорите, что отцы смиряли таковых внешними мерами. Правда. Но тогда и заблуждшие имели еще столько уважения к отцам, чтобы подчиниться их распоряжениям, или другие сильно сему способствовали. Теперь можно ли сие устроить? Должно опасаться больше молвы, нежели пользы. Нельзя ли понемногу приводить в порядок то, что враг приводил в безобразие? Мне кажется, должно прекратить сидение без рубашки; для убеждения можно указать, о ком сказано в евангелии: и в ризу не облачется. Не подражай беснуемому, носи рубашку, а чтобы не было жарко, меньше топи. – Надобно дать видеть икону, и для того зажигать лампаду. – Вы не сказали, молится ли, и как? В сем, кажется, можно надеяться, что примутся некоторые указания. Это очень горько, если в то же время, как одного больного лечат, другие спешат заразиться его болезнию. – И если была ваша печать, то как можно было сделать злоупотребление? – Желаю, чтобы вы обсчитались, а не другие вас обсчитали. О Маториной игумения мне писала. И в то же время сказано мне было, что игумения и деньги ей платит, и дозволяет келию взять из монастыря. Мне казалось, что уже много награды за беспорядок. Нетерпеливость игумении могла сделать вред, если бы вы не помогли кончить дело. Но и теперь оставшееся впечатление едва ли полезно, после действовали запутанного. Советуйте игумении действовать с осмотрительностию и без нетерпеливости. О священнике А. 92 не думал я, чтобы он так близок был к худому. А кто давно смотрел на сие с сожалением, тот, думаю, не худо бы сделал, помогши другому не медлить прекращением соблазнов. Вознесенский будет ли довольно тверд, чтобы держать порядок в немалом причте, привыкшем поступать, как вздумается? О сем надобно подумать. Февраля 15-го 1848. 626 В преддверии поста прошу от вас, о. наместник, и от братии, прощения, в чем против кого согрешил словом или делом; и вам всем от Господа, в чем кто имеет нужду, прощение, и на подвиг поста благословение и помощь призываю. Поминайте меня в молитвах не только как имеющие долг, но и как делающие мне сим благодеяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Чтобы дать понятие об этой скорби и об этих воплях; мы не находим лучшего средства, как воспользоваться красноречивым изображением той и других, находящимся в вышеупомянутом жизнеописании Димитрия Иоанновича. «Увидевши супруга своего мертвым, на одре лежащим (так говорит жизнеописатель Димитрия) вел. княгиня начала плакать, ударяя руками в грудь свою; огненные слезы лились из ее очей... Зачем, воскликнула она, умер ты, дорогой мой, жизнь моя, зачем оставил меня одну вдовою?.. Зачем я не умерла прежде тебя... Куда зашел свет очей моих? Куда сокрылось сокровище жизни моей?.. Почто не ответствуешь мне, супруге твоей?.. Цвет мой прекрасный, зачем так рано увял ты?.. Господин мой, что же не смотришь на меня, не отвечаешь мне?.. Ужели ты забыл меня?.. Вот мы, я, жена твоя, и дети твои... Что же не даешь нам никакого ответа?.. На кого ты оставляешь меня и детей своих?.. Рано заходишь, солнце мое, рано скрываешься, прекрасный месяц мой, рано идешь к западу, звезда моя восточная!.. Где честь твоя, где слава и власть твоя?.. Был государем всей Русской земли, а ныне мертв и ничего не имеешь в своем владении!.. Много примирил стран, много одержал побед, а ныне сам побежден смертию!.. Изменилась слава твоя, и на лице твоем видна печать тления!.. Жизнь моя, я уже не могу более находить в тебе источник веселия?.. Вместо многоценной багряницы ты облекся в сии бедные ризы, вместо венца покрыл главу свою простым платом, из светлых чертогов переселился в тесный и мрачный гроб!.. Зачем помрачился свет мой ясный! ... Если Бог услышит молитву твою, помолись обо мне, княгине твоей, чтобы мне умереть вместе с тобою, как мы не разлучены были в жизни!.. Юность еще не оставила нас, еще старость не постигла нас!.. Зачем оставил меня и детей своих?.. Немного было радостей в моей жизни с тобою, вместо веселия плач и слезы были моею долею, – вместо утехи и радости – скорбь и сетование!.. Зачем я не умерла прежде тебя? Тогда я не была бы горького свидетельницею твоей кончины и не чувствовала бы своего несчастия! Ужели ты не слышишь жалобных речей моих? Ужели не трогают тебя горькие слезы мои? Крепко уснул царь мой, не могу разбудить тебя!.. С какой войны пришел ты, отчего так утомился?.. Звери земные идут на ложе свое, птицы небесные к гнездам своим; а ты, господин мои, на веки отходишь от дому своего!.. Кому уподоблю и как назову себя? Вдовою ли? но я не знаю сего имени. Женою ли? но царь – супруг мой оставил меня!.. Вдовы старые, утешьте меня!.. Юные вдовы, плачьте со мною! Что может быть горестнее несчастия вдовы?.. Как оплакать и как выразить мне свое горе?.. Боже Великий, Царю царей, будь моим заступником! Пресвятая Богородице! Не оставь меня и не забудь меня во время печали моей!...» 37 . Этою молитвою оканчивается плач Евдокии над гробом ее супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

Но стихи, помещенные далее, относятся ко времени составления синодика. Они довольно характерны, а потому мы приведем хотя небольшую часть их. Известие о смерти, яко имамы вси умрети. Кто есть человеку иже поживет и не узрит смерти? Известно человеком, яко смерть всех чаету Никогоже безсмертно жити оставляет. Но не благоволи Бог известия дати, В кий день или час она имать кого взяти... Тем же всяк день последний непщуим нам быти, Тако можем ко смерти в готовности жити..., Да не купно с плотию умрем и душею, Но да в живот вечный водворимся ею... Весть бо смерть и здравыя люди умерщвляти, И сильные во гробах мужи полагати. Множицею же мала вина им бывает, Яже сладкия жизни внезапу лишаешь: Анакреонт поета ягоды ядяше, От них в гортани единая сташе, И бысть смерти виновна, здрава умертвила, Безсильная сильнаго в гроб низвалила. Подобне Софокл мудрый, егда совершил есть Трагедию премудро и ублажен был есть, От множества радости притече до конца, Ни ктому сподобися видети свет солнца... Суд смерти есть праведен, лиц не избирает: Ни единому смертных ласкание дает, Равне обыче юных и старых хищати: Великия с малыми во тлю прелагати, Не смотрит благородных, сильных не боится. Честных жен и дев лепых ни мало стыдится; Богатых с нищими равны содевает, Егда ровне в платенцех во гроб полагает. От мудрых мудростью смерть не прехитрится... И буй муж буйства ради ею не презрится.... Где страшнии тирании и где воеводы? Где непобедимии монарси и роды? Не вси ли в земней персти трупы положиша, И из неяже взяти в землю ся вратиша... Сниди в древния гробы и виждь обнаженны Кости и разсуди ми: кто се положенны? Раб, или господь его, нигц или богатый? На престоле сидевый, с гноища ли взятый? Тем тоя суд праведный в памяти держите Вси живущия в мире и тако живите, Дабы добре умрети, паче и уснути, Потом от земли в живот вечный воспрянути, Еже не осужденным от Господа быти. Но во небесной славе с Ним радостно жити... Не хвалися, убо человече тленный, Аще выше инех еси вознесенный, Но благодарствие да твориши Богу,

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

До недавнего времени о проповеднической деятельности святителя Хроматия было известно только благодаря двум гомилиям – Слову о восьми блаженствах 82 (Слово 41) и краткой проповеди на «Отче наш» (Слово 40, Введение в молитву Господню): первая сохранилась под именем Хроматия; вторая входила в состав «Сакраментария» папы Геласия, и в 1905 г. П. Пюнье установил для нее авторство Аквилейского епископа 83 . Наконец, в 60-х годах ХХ-го века трудами эрудита Жозефа Лемарье были открыты и изданы критически Проповеди святителя Хроматия 84 . В Предисловии к изданию Проповедей в серии Sources Chrétiennes Ж. Лемарье, ученый бенедектинец, подробно описывает историю их открытия 85 . Проследим за его основными шагами. В 1958–1959-х годах, когда Лемарье исследовал средневековые литургические рукописи, его внимание привлек манускрипт Parisinus latinus 752, происходивший из монастыря Риполь в Каталонии; в нем ученый обнаружил 8 неизвестных ранее проповедей под именем Августина, в которых он признал перо одного н того же автора. В 1960 г. Лемарье проанализировал другой манускрипт, Parisinus latinus 5132, принадлежавший в древности тому же каталонскому монастырю, в котором он встретил те же проповеди , а также несколько других и констатировал единство их стиля со стилем открытых прежде гомилий. Вскоре ученый смог установить личность автора: он заметил, что среди новооткрытых текстов одна Проповедь на Вознесение, начало которой повреждено, следует за другой, от которой сохранились только начальные слова: «Сегодня – день кончины святых мучеников Феликса и Фортуната, которые украсили наш город славным мученичеством...» (Слово 7). Основываясь на древних свидетельствах, которые связывают имена мучеников Феликса и Фортуната с Аквилеей (см. выше), Лемарье сделал вывод, что автором проповедей должен быть один из аквилейских епископов. Когда он сравнил найденные проповеди с теми текстами Хроматия Аквилейского, которые были известны ранее, то «лексика, стиль, построение фраз, использование тех же текстов Писания, что и в сохранившихся Трактатах и двух Проповедей» полностью убедили его в авторстве Хроматия. Кроме того, некоторые места Проповедей 5 и 6 оказались близки к мыслям, высказанным в известных тогда Трактатах 86 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

XIX в.) и корпус 10 (1856-1859). В 1860-1862 гг. Спарро построил по проекту инженера Н. Духонина звонницу и трапезную Воскресенской ц. Ряд памятников гражданской архитектуры на территории монастыря, появился благодаря пожертвованиям вдов, которые желали провести остаток дней в мон-ре, не принимая пострига. Это дома капитанши Н. А. Аммосовой в юго-зап. части обители - каменный, одноэтажный, спроектированный Меленским; купчихи М. К. Ерофеевой - деревянный флигель, построенный в кон. XIX в., позднее обложенный кирпичом; генеральши А. А. Ротт, которая провела в монастырском корпусе последние 5 лет жизни (1883-1888) и внесла 7 тыс. р. серебром на строительство 2-этажного кирпичного здания (28 келий), поныне называемого «домом генеральши Ротт» (корпус 4, архит. В. Н. Николаев). Николаев построил также больничную Михайловскую ц. (1895-1897) с 2-ярусной звонницей (1901), Ермаков - келейный корпус 2 (1902). В результате в ансамбле К. м. отразилась смена архитектурных стилей - от барокко до модерна. К нач. ХХ в. он включал более 40 жилых корпусов (каменных и деревянных), надвратную колокольню и 5 церквей с 12 престолами. В застройке исторического ядра сохранялась преемственность: новые каменные сооружения возводились на месте предшествовавших деревянных XVII-XVIII вв. и повторяли их функциональное назначение. В советский период благодаря включению в 60-х гг. XX в. ряда построек в реестр охраняемых гос-вом памятников архитектуры центр монастырского ансамбля с 3 церквами и колокольней, а также сев. часть с жилыми помещениями (памятниками гражданской архитектуры XIX - нач. ХХ в.) сохранились достаточно хорошо. В преддверии празднования 1000-летия Крещения Руси в К. м. были проведены ремонтно-реставрационные работы Научно-исследовательским ин-том «Укрпроектреставрация». Однако наружный вид Вознесенской ц. и колокольни искажены разрушением подлинных завершений (кресты были сняты еще в 30-х гг. XX в.) и вынужденной заменой куполов в 1945-1946 гг. шлемовидными, упрощенными в сравнении с барочными.

http://pravenc.ru/text/1684559.html

Мысль серьезная, неизменно верная себе, иногда, под влиянием живого религиозного чувства, переходящая в восторженную, религиозно-художественную лирику, иногда же, напротив, вследствие крайней сосредоточенности, спокойствия и вдумчивости, получающая характер какого-то величавого, объективно-философского эпоса, – такая мысль производит неотразимое обаяние на читателя и заставляет забывать все архаизмы и внешне формальные несовершенства сочинений Ф-а А-ча, к великому сожалению, изданных не им самим. На философии Ф-ра А-ча воспиталось не одно поколение юношей-питомцев Московской духовной академии и, таким образом, он уже сослужил свою историческую службу нашему просвещению. Мы думаем, однако, что время его еще и теперь не прошло. Среди господствующей в современной философии смутности и спутанности, нередко самых основных, понятий, обращение к философии Ф-а А-ча могло бы оказать еще не одну услугу юным умам, – особенно в области философии религиозной. Пожелаем этого и надеждою на исполнение нашего пожелания мы и закончим свой, по необходимости, краткий очерк, посвященный юбилейной памяти недюжинного мыслителя и выдающегося человека. Алексей Введенский 1 В Месяцеслове на 1856-й год записано «Голубинский, Феодор Александрович, протоиерей Вознесенского Московского монастыря, профессор философии в Московской духовной академии, родился в селе Селищах, в двух верстах от Костромы, 22-го декабря 1797-го года, умер в Костроме от холеры, 22-го августа 1854-го года» (стр. 238) Сын покойного Фёдора Александровича, достопочтенный профессор Московской духовной академии, Дмитрий Фёдорович Голубинский, показание календаря о месте рождения своего родителя оставляет «под сомнением»: «родился, – пишет он (в частном письме), – может быть там, а вероятнее в Ипатиевской слободе, которая отделена от города Костромы рекою Костромою». 4 Etudes sur la situation intérieure, la vie nationale et les institutious rurales de la Russie раг le, Вагоп Auguste de Haxthausen. Hanovre. 1847. Рр. 63–4. У нас под руками экземпляр (из библиотеки Дмитрия Фёдоровича Голубинского) с собственноручною пометкою покойного философа на первом (оберточном) листе «Протоиерею Феодору Голубинскому прислал из Вестфалии сочинитель.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Vveden...

Вознесение Господне предвидел Давид (пс. XLVI, 6; XX, 14; 6; XLV, II; LXVII, 19; XVII, II и во многих другиг местах), Захария, когда говорил: приидет Господь мой и вси святии Его с ним, и станут нозе Его в день он на горе Елеонской противу Иерусалиму, на восток солнца (X, IV, 5–8), и Исаия (II, 2, 3). Наконец Пророки предсказали и о втором пришествии Господа нашего И. Христа, для суда над живыми и мертвыми. – Яснее других провозвестили эту истину Малахия (III, 1, 2, 3), Исаия (LXVI, 18, 22, 23, 24), Иоиль (II, 2). Давид (пс. XIII, 9–11; XLIX, 3, 4; LXI, 13; LXXV, 11; LXXXI, 8) и все другие Пророки, – по Божественному внушению от Духа Святого. Несмотря на все эти пророчества, еретики, быть может, скажут, что «Пророки пророчествовали не ο И. Христе, но о Боге Отце – Вседержителе». В ответ на это мы помолимся одному из пророков Даниилу, который укажет нам, кто будет нашим Судьей на страшном суде. Но он прямо и ясно называетъ (VII, 9–14) Господа нашего И. Христа – сыном человеческим, который будет судить живых и мертвых». Все изложенные истины Пр. Иосиф доказывает одними местами Св. Писания и так как эти места совершенно понятны и прямо относятся к делу, то мы оставляем их без всяких толкований и примечаний. – Доказываемые им истины должны быть убедительны для разума, без особенных усилий со стороны последнего. Соответственно четырем возражениям, которые делались еретиками для опровержения монашества, одиннадцатое «слово Просветителя» подразделяется на четыре главы. В первой главе обличается возражение, будто иноческое житие изобретено смышлением человеческим, вопреки учению Св. Писания. – Против этого Пр. Иосиф говорит: «Прежде закона и в законе и в благодати Господа нашего И. Христа было иночество и удостоено почести, как высший род жизни. Прежде Моисея был девственник Мелхиседек; во вреня закона Моисеева девственниками были Исаия и Елисей, которые жили иночески в пустыне. Пророки Иеремия и Даниил и три отрока то же вели девственную жизнь и жили в посте и воздержании. Пред пришествием Христовым, по свидетельству Иосифа Флавия, Ессеи проводили жизнь в посте и молитве и удалялись брачной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

С этих пор прошло десять лет, а Алексей Васильевич продолжает жить и благоденствовать, чувствуя себя довольно крепким и здоровым. Такие великие чудеса совершались при батюшке, все-то он мог испросить у Господа, чтобы порадовать и осчастливить своих духовных деток. Есть у Васильевых приемная дочка Таисия, которая досталась им знаменательно. Елизавета Дмитриевна очень сокрушалась, что у нее нет детей, и вот, зная ее беспокойство, батюшка как-то сказал: «У тебя будет дитя, но только великое дитя». И что же! В деревне, где они жили, отдана была на воспитание девочка из Воспитательного дома, которая была подкидышем. Это была несчастная заморенная девочка, вся в болячках и струпьях; невозможно было смотреть на нее, так она была изуродована. Ее воспитательница сама была больная и не могла ходить за ребенком, и вот через некоторое время она умирает на руках Елизаветы Дмитриевны и перед смертью просит ее взять на свое попечение несчастную девочку. Елизавета Дмитриевна была в крайней нерешительности, не зная, что ей делать. Ребенок был одиноким, бесприютным и сам бросился к ней на руки, когда она поманила его; тогда она написала батюшке, прося его благословения; он ответил, что это долг ее – взять девочку к себе. И вот она приютила ее у себя, стала обмывать и очищать; мало-помалу из ребенка выровнялась порядочная, умная девочка, которая теперь уже усыновлена ими и учится в церковной школе Вознесенского монастыря. Елизавета Дмитриевна рассказывает еще, что дедушка ее, Василий Иванович Бабакин, совсем ослеп, у него была катаракта, доктора сделали ему операцию, но не могли снять ее. Когда сообщили об этом батюшке, то он сказал, что надо еще сделать операцию. Обратились к доктору Крюкову. Осмотрев глаза больного, он объявил, что можно сделать операцию, но только вряд ли будет толк; ему сказали, что батюшка Валентин советует сделать операцию. Глубоко почитая батюшку, профессор Крюков взялся за это дело и исполнил вполне удачно: старик стал видеть хотя четвертью глаза, мог ходить и различать предметы. Часть III

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Тогда преподобная решилась освободить сыновей своих от тяготевшего над ними смущения и, призвав всех их к себе, сказала им: «не смущайтесь, любезные дети мои! Я с радостию хотела претерпеть Христа ради всякое уничижение и людское злословие; но увидев одного из вас смутившимся, решилась открыть вам то, чего не открыла бы никогда и никому в мире. Узнайте, дети мои, истину, и да не смущают вас дошедшие до вас несправедливые обо мне клеветы». С последними словами она открыла часть своей одежды на груди, и сыновьям ее представилось поразительное явление: от чрезмерного воздержания, от усильных трудов и подвигов, тело ее иссохло, почернело, и плоть прильнула к костям. Юрий и братья его ужаснулись, узнав истину, и молили мать свою о прощении, что они дозволили себе, если не доверят, то, по крайней мере, колебаться и смущаться разнесшимися о ней несправедливыми слухами. Конечно, теперь они на все готовы были, чтобы уничтожить людскую молву и обнаружили намерение наказать виновников клеветы. Но преподобная Евдокия строго запретила им всякую на это попытку. Не желая освободить себя от бремени злословия ради имени Господа, она потребовала от своих сыновей, чтобы они никому не объявляли о том, что узнали о ней, и оставили б в покое поношающих ее клеветников. «Один Бог , сказала она, есть судья человеческих дел. Он долготерпелив и многомилостив и утвердит нас в любви своей. От Него одного мы должны ожидать избавления от всякого искушения и от всякого навета вражия». Таким образом, дав сыновьям своим наставление и много утешив их, она отпустила их с миром 75 . После сего происшествия, замечает жизнеописатель Евдокии, она с новою ревностию стала подвизаться в благочестии и с большим усердием начала молиться о себе, о сыновьях своих и о всей державе их, и Господь исполнял прошения ее 76 . О своей кончине преподобная Евдокия предизвещена была от Бога явлением ей ангела за несколько времени до ее преставления от сего мира. Чудесные следствия сего явления были видимы всеми, и через это Господь, без сомнения, хотел явить миру святость и добродетели своей угодницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Viktor...

БОЖЕ СВЯТЫЙ, Творче и Содетелю всяческих, немощными рукама мы зиждем Тебе храмы из мертвых камней, в приношение молитв и безкровныя жертвы, Ты же, везде Сый и вся исполняяй, Едине приводяй вся в совершение, сотвори нас быти живое селение Твое, во веки неизменное; молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ БОЖЕ НАШ, пришельцы суще на земли чуждей, не имамы ни места, ниже власти к созиданию храма, достойнаго велелепия Имене Твоего, но Ты, Всеблагий, вся носяй глаголом силы Твоея, утверди и наших рук малое дело сие, и службу нашу милостивно приими; молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, един сый воистину краеугольный Камень, на Немже зиждется всякая жизнь, призри милостивно на ны, недостойныя рабы Твоя, дерзнувшия в надежде на Тя воздвигнути храм сей, во еже приносити в нем мольбы и моления наша Тебе, Творцу и Спасу нашему, и основай его на твердом камени истиннаго исповедания Твоего, о Ты, основавый землю на тверди ея; молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ ИИУСЕ ХРИСТЕ, Спасе наш, призыванием страшнаго и всесвятаго Имене Твоего, благоволи оградитися месту сему от всякаго действа вражия, и да отступят от него вся противныя силы, и ничтоже вредное да не коснется рабов Твоих, мольбы и прошения своя приносящих Тебе в святем храме сем; молим Ти ся, услыши и помилуй. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, вознеслся еси превыше всех небес и одесную Отца возсел еси в неизреченней славе, прекрасне исполнив еже о нас Отеческое смотрение. Восприяв бо древле падшее Адамово естество и Собою обожив е в славнем вознесении Твоем, спосадил еси на Престоле Предвечнаго Божества. Сего ради излей и на ны, недостойныя, обетованнаго Духа Святаго, и не лиши нас радости прежде сложения мира избранных Твоих; молим Ти ся, всеблагий Христе, услыши нас и помилуй. ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, Сыне Божий, един сый основание незыблемое Церкве Твоея, юже Крестом Твоим и смертию стяжал еси, воскресением совершил еси, вознесением благословил еси, Духа же Святаго сошествием освятил и оживотворил еси во веки, Тебе ныне смиренно просим: благослови и ущедри вся ны, недостойныя рабы и рабыни Твоя, и вся потребная к совершению и сохранению храма сего и святыя обители сея, Божественным Твоим Промыслом изобильно подай; молим Ти ся, услыши и скоро помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010