И хорошо сказал: «пред лицем моим», так как это не общий мрак, а моей печали. Глава 32. Иов.32:6 .  И отвечал Елиуй, сын Варахиилов, Вузитянин, и сказал: я молод летами, а вы – старцы; поэтому я робел и боялся объявлять вам мое мнение. Об его разумении будем делать заключения в двух отношениях: на основании молчания и его слов. Чтобы кто-либо не сказал: «Почему ты в самом начале не состязался с нами о Боге?», он указал на свой возраст и говорит, что молчал, ожидая услышать что-либо возвышенное и достойное удивления. Смотри, как был не честолюбив, как уступал тем первенство. Иов.32:12 .  Я пристально смотрел на вас, и вот, никто из вас не обличает Иова и не отвечает на слова его. Этими словами говорит: «Когда вы опровергали Иова, опровергали не так, как следовало», или – «затем умолчали?». Совершенно же, говорит, не сказали того, что поступили мудро, став на сторону Бога и произнеся за Него речи. Не менее погрешили в том, что не могли опровергнуть Иова и позволили говорить ему это; с вашей стороны и это не умно. Не можете сказать и того, что от Бога вы получили благодать и мудрость, как защищающие Его, потому что вы побеждены Иовом. Иов.32:15–16 .  Испугались, не отвечают более; перестали говорить. И как я ждал, а они не говорят, остановились и не отвечают более ( Ужаснушася, не отвещаша ктому: обетшаша от них словеса: терпех, не глаголах бо, яко сташа, не отвещаша). Некоторые говорят, что эти два стиха принадлежат не Елиусу, а писателю, внесшему в середину его слов указание на молчание друзей. А я говорю, что и они принадлежат Елиусу, только имеют вид речи, называемый апострофом: он говорит о них (о друзьях) так, как будто вел беседу с другим. Так как они побеждены были словами Иова и молчанием показали негодность и бесполезность прежних речей, то поэтому он и говорит. Поэтому и присовокупляет: «а я терпел и не говорил», думая, что они могут возразить. А когда остановились и не могли идти далее, отраженные словами Иова, он начал говорить. Иов.32:19 .  Вот, утроба моя, как вино неоткрытое: она готова прорваться, подобно новым мехам ( Чрево же мое яко мех мста вряща завязан).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ибо играли между собою оба мальчика, то есть Исаак и Исмаил, упражняясь в прыганий. Гонение же (Гал. 4:29), как я думаю, было одним из видов игры, причем гонящим был Исмаил, а Исаак бежал от него. Но негодовала на это душа свободной, разумею Сарру. И она сказала божественному Аврааму: «выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком» (Быт. 21:10). С беспокойством услышал Авраам слова эти; но услышал он также и повеление от Бога — повиноваться словам Сарры. Снабдив Агарь хлебами и водою на дорогу, он приказал ей удалиться вместе с сыном из господского дома. И она пошла, сетуя и плача, но заблудилась в пустыне. Когда же сын ее находился в опасности и плакал, сказано, «Бог открыл глаза Агари, и она увидела колодезь с водою..., и пошла, наполнила мех водою и напоила» его (Быт. 21:19). Смотри, как небесполезна для познания таинства даже и самая игра детей. Гнал Исаака Исмаил. Но что происшедший от служанки, то есть Исмаил, будет по времени гнать происшедшего от свободной, или народ верующий и христианский, это разъяснил блаженный Павел, так говоря об Исмаиле и Исааке: «Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Гал. 4:29). Поелику же Исмаил ратовал против происшедших от свободной, то высылается наконец синагога иудейская, имея скудное и малое напутствие, — хлеб и воду (то есть соответственное некоторым образом мере разумения ее слово познания и благочестия), с помощью коих ей естественно можно было бы не совсем дойти до смерти. Ибо сказал в некотором месте Бог, как бы некоторый остаток и малое семя законного благочестия оставляя в Израиле: «Я буду для них некоторым святилищем в тех землях, куда пошли они» (Иез. 11:16). Малое освящение, говорит Он, будет у израильтян, после рассеяния среди народов, вследствие того, что иудеи не очень сильны и деятельны даже в том, чтобы исполнять закон Моисеев и едва соблюдать самомалейшее, как например обрезание и неделание в субботу. Итак, едва лишь водою и хлебами напутствуется рождающая в рабство, то есть синагога иудейская.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села... против..., и подняла вопль, и плакала; и услышал Бог голос отрока...; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ. И Бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою..., и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И Бог был с отроком; и он вырос» (Быт. 21:10—20). Божественный Авраам, уступая законам любви к детям, заботился об Исмаиле. Когда же Божественное откровение призвало его к тому, чтобы быть привязану к одному Исааку, так как на нем сбылось обетование, то он отпустил Агарь и приказал ей удалиться из господского дому вместе с дитятею, чрез что закон предуказывал образ таинства Христова.    6. Будем вести речь об этом, по необходимости возводя слово к сказанному в начале. Весьма ясно всякий может видеть, что совершившееся чрез Христа древнее того, что было в законе, и что оправдание чрез веру прежде явлено было, нежели обрезание по плоти. Ибо обрезание дано было Аврааму, как знамение веры, «которую имел он в необрезании», по слову премудрого Павла (Рим. 4:11). Итак, тяжело было блаженному Аврааму выносить то, что он не был отцом свободного сына. И даже имея сына от египтянки, разумею Агарь, он проводил время весьма печально, полагая семя незаконное и не свободное наравне с бездетством. Когда же получил обетование о законном сыне, то есть об Исааке, и услышал ясно, что в нем он будет отцом бесчисленного множества народов, то веруя оправдан был. А что он получит в обладание и землю, показанную ему от Бога, ибо «тебе..., — сказал Он, — дам землю» сию (Быт. 17:8), об этом он также, для полной уверенности, спрашивал Бога, говоря: «Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею?» (Быт. 15:8.) В ответ на это Бог повелел взять рассеченные на части «трехлетнюю телицу», а вместе с нею и «козу», также «овна, горлицу и молодого голубя».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Иер.6:22 .  Так говорит Го­с­по­дь: вот, идет народ от страны северной, и народ великий поднимает­ся от краев земли; Иер.6:23 .  держат в руках лук и копье; они жестоки и немило­серды, голос их шумит, как море, и несут­ся на конях, выстроены, как один человек, чтобы сраз­иться с тобою, дочь Сиона. Пророк имеет здесь, очевидно, в виду вавилонян (ср. Иер 1.15 ; Иер 4.15 ) «Дочь Сиона» – главным образом население Иерусалима. Иер.6:24 .  Мы услы­шали весть о них, и руки у нас опустились, скорбь объяла нас, муки, как женщину в родах. Иер.6:25 .  Не выходите в по­ле и не ходите по дороге, ибо меч неприятелей, ужас со всех сторон. Это говорит народ, живущий на Сионе. Иер.6:26 .  Дочь народа моего! опояшь себя вретищем и по­сыпь себя пеплом; сокрушайся, как бы о смерти един­ствен­ного сына, горько плачь; ибо внезапно при­дет на нас губитель. Пророк приглашает иудеев оплакивать свою гибель как вполне несомненную. Иер.6:27–30 . В заключение пророк говорит, что, по повелению Божию, он исследовал нравственное состояние своего народа и нашел, что этот народ вполне заслужил отвержение от Бога. Иер.6:27 .  Башнею по­ставил Я тебя среди народа Моего, столпом, чтобы ты знал и следил путь их. «Башнею» – точнее с евр.: испытателем (по слав. искусителем) если вместо bochon ­­ башня читать: bochen. – «Столпом» – по евр.: mebazer. Это выражение, очевидно, параллельное выражению bochen, но точное значение его установить нельзя. Иер.6:28 .  Все они – упорные отступники, живут клеветою; это медь и железо, – все они раз­вратители. Это слова пророка. По его наблюдениям, иудеи представляют, собою только медь и железо и не могут быть сравнены с какими-либо благородными металлами. Иер.6:29 .  Раздувальный мех обгорел, свинец истлел от огня: плавильщик плавил напрасно, ибо злые не отделились; Иер.6:30 .  отвержен­ным серебром назовут их, ибо Го­с­по­дь отверг их. Сравнивая свой народ с металлическою рудою, пророк, подобно плавильщику, хотел отделить шлаки или примеси от серебра. Но все было напрасно – шлаки или злые люди не отделились – все иудеи оказались совершенно однородною массою. Один свинец!

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Иер. 6 :26. Дочь народа моего! препояшься вретищем и посыпь себя пеплом, совершай у себя плач (как бы о смерти) возлюбленного, горькое рыдание, ибо внезапно придет опустошение на вас. Иер. 6 :27. Испытателем поставил Я тебя среди испытанных людей, и ты узнаешь Меня, когда Я буду испытывать путь их 168 . Иер. 6 :28. Все непослушны, поступают лукаво 169 , (это) медь и железо, все растленны. Иер. 6 :29. Истлел мех от огня, пропал свинец; напрасно мастер 170 кует серебро: лукавство их не отстало 171 . Иер. 6 :30. Назовите их отверженным серебром, ибо Господь отверг их. Глава 7 Иер. 7 :1. Слово, которое было к Иеремии от Господа: Иер. 7 :2. Стань во вратах дома Господня и возвести там слово сие, и скажи: слушайте слово Господне, все Иудеи 172 , входящие сими воротами на поклонение Господу. Иер. 7 :3. Так говорит Господь сил 173 , Бог Израилев: исправьте пути ваши и дела ваши, и поселю 174 вас на месте сем. Иер. 7 :4. Не обнадеживайте себя лживыми словами, — ибо они совершенно безполезны вам, – когда вы говорите: „Храм Господень, храм Господень, храм Господень есть“. Иер. 7 :5. Ибо если совершенно исправите пути ваши и дела ваши, верно будете производить суд между человеком и его ближним. Иер. 7 :6. И пришельцу, и сироте, и вдове не будете делать насилия, и невинной крови не будете проливать на этом месте, и в след чужих богов не пойдете во вред вам, Иер. 7 :7. Вселю 175 вас на месте сем, в (этой) земле, которую Я дал отцам вашим, от века и до века. Иер. 7 :8. Если же вы надеетесь на ложныя слова, от коих не будет вам пользы, Иер. 7 :9. И крадете и убиваете, и прелюбодействуете 176 , и клянетесь лживо, и служите Ваалу, и ходите в след богов чужих, о коих вы не знаете, что они вам – во зло, Иер. 7 :10. И приходите и становитесь предо Мною в доме сем, на котором наречено имя Мое, и говорите: мы удаляемся от совершения всех сих мерзостей, Иер. 7 :11. Ужели дом Мой, – на котором наречено имя Мое, – не стал вертепом разбойников 177 в глазах ваших? И вот Я (это) вижу, говорит Господь.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Изгнанная (Авраамом) Агарь блуждала по пустыне, и, оставшись без воды, нигде не находила для себя никакого утешения. “ И она оставила, - говорит Писание, - отрока под одним кустом ” (ст. 15). Сердце ее сокрушалось от скорби и любви к сыну, и вот она “ села вдали , - сказано, - в расстоянии на [один] выстрел из лука. Ибо она сказала: не [хочу] видеть смерти отрока. И она села против, и подняла вопль, и плакала ” (ст. 16). Но милосердый и человеколюбивый Бог, которого попечение о нас превосходит всякую любовь отца и матери, “ услышал голос отрока оттуда, где он находится ” (ст. 17), сжалился над отроком и умилосердился над страданием Агари. Он допустил ей только почувствовать свое одиночество, и тотчас даровал ей Свою помощь. “ И Ангел Божий с неба воззвал к Агари , -  говорит Писание, - и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится ” (ст. 17). “ Встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ ” (ст. 18). О, как человеколюбив Господь! Он не презрел ее, хотя она и рабыня была; но по Своему обетованию праотцу, от семени которого был Измаил, Он удостаивает и Агарь Своего, столь великого попечения, и говорит: “ Что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока …. Встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ ”. Не скорби, говорит, о том, что ты изгнана из дому, потому что о сыне твоем Я буду иметь такое промышление, что и он получит многочисленное потомство. “ И Бог открыл , - сказано, - глаза ее ” (ст. 19), не потому, будто она дотоле не имела зрения, а потому, что и открытые глаза не приносили ей пользы без откровения; свыше. Поэтому, когда Бог хотел показать ей Свое попечение о ней, “ открыл , - сказано, - глаза ее ”, т. е. сообщил Свое откровение ей неведущей, воскресил ее Дух, указал ей путь, так что она увидела и место, где протекали потоки воды. “ И она увидела , - говорит Писание, - колодезь с водою, и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока ” (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1069...

Исправление претыкающимся Собрали вы, противники, текстов Священных Писаний для нас полный мех, да от этого вам над собою же смех, за недостойное использование Священного Писания, как будто кто-то использовал меч и стрелы недолжным образом. Например, если бы кто-нибудь мечом и стрелами копал землю или резал хлеб мечом, а стрелой из блюда брал пищу, подумай, какого осмеяния он был бы достоин, как использующий меч и стрелы не по назначению. Такого осмеяния достойны и вы, противники, использующие Священное Писание не по их назначению. Ибо тексты Священного Писания, которые вы силитесь использовать против нас, это мечи и стрелы, но предназначенные не для нас, а для их врагов, на которых ополчаемся и мы, и которые честь Создателя своего приписывают созданию и жестоко страдают языческим многобожием: иные же в древности среди Иудеев, иные же и по сей день делают себе идола и приносят им, как богам, жертвы, и воздают им причитающуюся только Богу честь. Подобной слепотой были помрачены Иудеи, о которых Псалмопевец говорит: И сделали они золотого тельца в Хориве и почитать стали идола; изменили Господу славы и поклонились тельцу, поедающему траву ( Пс. 105, 19–20 ). И ниже: И поклонялись они Ваалфегору, и приносили жертвы идолам бездушным ( Пс. 105, 28 ). И ниже: И смешались с язычниками, и злым делам научились от них; и служили идолам, и впали они в соблазн. И приносили в жертву сынов своих и дочерей своих бесам. И проливали кровь невинную, кровь сынов своих и дочерей, которых приносили в жертву идолам ханаанским ( Пс. 105, 35–38 ). Что же сказать о царе Иеровоаме, который сделал двух золотых тельцов и сказал (народу): (...) вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской ( 3Цар. 12, 28 ). Что же сказать о тех, кого вспоминает Пророк Иеремия: Как вор, когда поймают его, бывает осрамлен, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их и священники их, – говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня» ( Иер. 2, 26–27 ). Таковы и другие бесчисленные места Книг Священного Писания о идолослужении и приносившейся Иудеями жертве, на которые Бог всегда гневается, смиряя идолослужителей угрозами и разными наказаниями. Именно это и показано в тех текстах Писания, которые вы приводите и которые используем и мы, обличая Иудейское многобожие.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Итак, если и ты желаешь призвать Его в свой дом, то укрась последний милостынями, молитвами, всенощными бдениями и усердным молением. Это и составляет украшение для Царя Христа, а внешняя пышность есть украшение для мамоны, врага Христова. Итак, никто пусть не стыдится иметь бедный дом, если в нем есть такие украшения; равно никто из богатых пусть не гордится великолепным домом, напротив, пусть стыдится, и, оставя его, пусть поревнует о первом, чтобы и на земле принять Христа, и на небе удостоиться вечных селений благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. БЕСЕДА 84 ТВОРЕНИЯ святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского Толкование на святого Матфея Евангелиста БЕСЕДА LXXXIV И се един от сущих со Иисусом простер руку свою, извлече нож свой, и ударив раба архиереова, уреза ему ухо. Тогда глагола ему Иисус: возврати нож в место его: вси бо приемшии нож, ножем погибнут. Или мнится ти, яко не могу умолити Отца, и представит Ми ныне вящше, неже дванадесяте легеона ангел? Како убо сбудутся писания, яко тако подобаешь быти (Мф. XXVI, 51-54)?       1. Кто этот один, урезавший ухо? Евангелист Иоанн говорит, что это Петр (Иоан. XVIII, 10). Такой поступок был делом его пылкости. Но нужно исследовать, для чего ученики Иисусовы носили ножи? А что они носили их с собою, это видно не только из настоящего обстоятельства, но еще из их ответа, что у них есть два меча. Для чего же позволил им Христос иметь мечи? Евангелист Лука повествует, что когда Христос спросил их: егда послах вы без влагалища и без меха и без сапог, еда чесого лишени бысте? и когда они отвечали: ничесоже, тогда Он сам сказал им: но ныне иже имать влагалище, да возмет и мех: а иже не имать, да продаст ризу свою, и купит нож; и когда они на это отвечали: се ножа зде два, тогда Он сказал им: довольно есть (Лук. XXII, 35, 36, 38). Итак, для чего же Он позволил им иметь мечи? Чтобы уверить их, что он будет предан. Поэтому и говорит им: да купит нож, не для того, чтобы вооружились; нет, но чтобы этим указать на предательство.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Итак, когда непорочно наше сердце, как не тогда, когда мы возрождены водою и Духом и чисты душою и телом, и по благодати святого крещения живем по оправданиям Божиим, чтобы не постыдиться в тот час, когда праведники восстанут в честь свою и славу, а грешники в стыд вечный? Да даже и в этой жизни постыдно христианину назы­ваться блудником, или обидчиком, или клеветником, или клятвопре­ступником, или братоненавистником, или пьяницей, или сплетником, или лжецом, или чем-либо подобным. «Истаевает душа моя (ожидая) спасения Твоего; на слова Твои я уповал» ( Пс.118:81 ). Когда человек сильно желает чего-нибудь, но в желаемом терпит лишение, то он как бы исчезает, изнемогает. Так, ожидающие возвращения кого-нибудь отсутствующего из ближних, с напряжением ожидая и обманываясь в своем ожидании, как бы тают от тоски; то же бывает с тем, кто терпит сильную жажду и не имеет воды для ее утоления; так и угнетаемые какими-либо несчастьями и ожидающие божественной по­мощи приходят в изнеможение, когда видят ее замедление. Спасе­нием для человеческого рода является снисхождение к нам Единого от Святой Троицы. Так как в другом псалме пророк говорит: «яви нам, Господи, милость Твою и спасение Твое даруй нам» ( Пс.84:8 ), то значит и сам он молился о том, чтобы это ожи­даемое спасение совершилось скорее. «Истаевают очи мои (ожидая) спасения Твоего: когда... утешишь меня?» ( Пс.118:82 ) Словом называется и боже­ственное обещание, и боговдохновенное Писание. Значит, изнемогает не только тот, кто ждет исполнения божественного обещания и избав­ления от постигших бедствий, но и тот, кто живет божественными словами и желает вполне усвоить себе их и это усвоение считает для себя утешением и радостью. Но к этому он только стремится, ожидаемое же им утешение дано в евангельском слове, когда Сам Спаситель утешил нас, явившись на земле и сказав: «придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( Мф.11:28 ); «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» ( Мф.11:30 ). «Ибо я стал как мех на морозе; (но) оправданий Твоих не забыл» ( Пс.118:83 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Когда Израильтяне стали грешить по смерти Аода, Бог предал их во власть Иавина, царя Ханаанского. Он царствовал на севере Палестины, в городе Хацоре, и, следовательно, был из числа преемников того Иавина, который за 166 лет был поражен Иисусом Навином. В другом городе, для наблюдения над покоренною страною, жил у Иавина военачальник Сисара; и при нем было 900 железных колесниц. Израильтяне терпели жестокое притеснение в продолжение двадцати лет. В то время на горе Ефремовой жила пророчица Деввора. Израильтяне, в своих нуждах и взаимных разногласиях, обращались к ней за советом и судом. Теперь, когда они стали взывать ко Господу о помощи против своих притеснителей, Деввора послала в Кадес Неффалимов, призвала оттуда Барака и сказала ему: «Господь Бог Израилев повелевает тебе: поди, возьми с собою десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и Завулоновых и расположись на горе Фаворе: и Я приведу к тебе на поток Киссон Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы его, и войско его, и предам его в руки твои». Барак сказал ей: «если ты пойдешь со мною, я пойду, а не пойдешь со мною, и я не пойду». Она сказала: «я непременно пойду: только слава довершить победу уже достанется не тебе, а в руки женщины предаст Господь Сисару». И пошла Деввора с Бараком в Кадис. Здесь Барак собрал 10,000 человек из колена Завулонова и Неффалимова и занял с ними гору Фавор. Когда уведомили об этом Сисару: он изготовил все свои железные колесницы и собрал все свое войско при потоке Киссоне. Не успел еще он предпринять никакого наступательного движения против Израильтян, как Деввора, именем Господним, повелела Бараку сделать на него нападение. Барак сошел с Фавора и ударил в стан Сисары. Тогда Господь привел в смятение Сисару, колесницы его и полки его обратились в бегство; а сам он, оставивши свою колесницу, бежал пеший от преследования Барака. По пути его бегства стоял шатер одного из потомков Иофора, по имени Хавера. Хавер, которого предки еще во время Иисуса Навина переселились в землю Ханаанскую, был в союзе с Иавином, царем Хацорским. Жена Хавера, Иаиль, вышла навстречу бегущему Сисаре и пригласила его зайти к ней в шатер. Он зашел и от утомления лег на земле. Иаиль покрыла его ковром; и, когда он попросил у нее напиться воды, она развязала мех и напоила его отличным молоком (вероятно, заквашенным верблюжьим, которое у Аравийских племен употребляется, как напиток), и опять прикрыла. Сисара, сказавши ей, чтоб она стала у дверей своего шатра и никому не открывала, что он здесь, сам крепко заснул. Тогда Иаиль взяла в одну руку заостренный кол от шатра, а в другую молот, осторожно подошла

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010