Божеств. Иоанн Дамаскин говорит: Ангелы были неудободвижимы на зло, но не вовсе неподвижны, а ныне и (вовсе) не подвижны (гл.18. 1я кн. о вере); то есть, по смотрению воплощения сделались неподвижны. И Григорий Богослов подтверждает тоже, когда спасением называет произведенную по вочеловечении Господа неизменность Ангелов, говоря: ныне спасение миру, как видимому (Слово на пасху в начале), как изъясняет это мудрый схолиаст его—Никита. Тоже подтверждает и великий Фессал. Григорий в слове на Рожд. Христово и Иосиф Вриенний в 3м томе своем. О том же Феодорит : Не усвояет Богу—Слову творение неба, а Пресв. Духу—создание сил, но говорит, что то и другое Сотворили Бог— Слово и Святый Дух. А силами небес одни назвали небесные светила, а другие— невидимые силы. А мне кажется более истинным второе. Ибо, показав в Боге всеобщего Творца, они не мог упомянуть об одной только видимой твари.   7. Собираяй, яко мех, води морския. Здесь недостает—в— чтобы была мысль следующая: собирающий как в мех, то есть, собирающий во внутренности земли, как в мех, воды морские. Или это как мех стоит вместо—на подобие меха, так как и воды морские надуваются, как мех от напора ветров, и сжимаются также и понижаются, как мех, когда утихает ветер. Или мехом называет жидкость, содержащуюся в мехе, выражая содержащим содержимое, то есть: Бог собирает морские воды в пустоты земли, как убирается в мех жидкость; и как жидкость связывается мехом и не проливается вон, так и Бог повелением своим держит морские воды в своем месте связанными, и не позволяет излиться вон и затопить землю. Некоторые говорят, в числе которых и Дидим, что слово Давида здесь о испарениях, исходящих из моря, которые мало по малу, поднимаясь и возносясь в атмосферу воздуха, сгущаются и толстеют подобно меху и таким образом делаются облаками, из которых падает дождь. Полагаяй в сокровищах бездны (их). Бездною называется глубина моря, которую нельзя заткнуть, закупорить, или заключить; а сокровища бездн суть недра земли, из которых истекают источники и выходят реки или сокровищница есть место, которое над твердью неба, на которой Бог положил половину вод в начале творения. Сокровищами также называются и бездны и места оной тверди во их по причине множества воды, которую объемлют, во 2х по причине сокровенности их и в 3х потому, что иногда, смотря по надобности, отверзаются, а иногда заключаются, а это есть принадлежность и сокровищницы. Слова сии я также отношу к Апостолам, так как Апостолы были сокровищницы и хранители бездн, то есть, глубочайших и сокровенных тайн веры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

А не храненья обрядов пустых; В мир Я пришел призывать не святых, Но людей грешных учить покаянью». Ученики Иоанна явились И с такой речью к Христу обратились: «Мы с фарисеями часто посты, Чтоб смирить плоть, совершаем, а Ты Ученикам позволяешь своим не поститься». «Могут ли скорбно те люди томиться, Что в жениховых друзьях состоят! Будет жених от них некогда взят, И тогда можно им будет поститься. И кому к ветхой одежде возмнится Ткань небеленую вдруг пришивать? Будет ту ризу она раздирать, Хуже дыра на ней стала бы вдвое; Или кто будет вино молодое В мех обветшалый некрепкий вливать, Может легко оно мех разорвать, И вот погибло б и то, и другое - Старый тот мех и вино молодое; Чтоб сохранились и мех, и вино, В мех оно новый вливаться должно», - Ученикам Иоанна Христос Так отвечал на их грубый вопрос. Некий начальник тогда приступил И, поклонившись Христу, говорил: «Дочь моя в смертной скончалася муке, Но Ты приди, возложи свои руки, Чтобы к ней жизнь возвратилась опять». Благоволил Иисус тогда встать И пойти с учениками своими. И когда шел он к начальнику с ними, Женщина здесь находилась одна, Кровотеченьем страдала она Лет уж двенадцать; к Христу приступила Сзади она и коснуться решила Тайно лишь края одежды Его, Твердо надеяся, что от того Будет она от недуга здорова; Но от Христа то не скрылось святого, Женщину Он, обратясь, увидал И ей с любовию тотчас сказал: «Дщерь моя, ныне ободрись душою, Ты спасена своей верой живою». И исцелилась больная при том. Прибыл Спаситель к начальнику в дом, Там раздавалися звуки свирели, Люди толпой суетяся шумели; Выслал тогда Искупитель их вон, Строго заметил при этом им Он: «Сном, а не смертью объята девица». А они стали над Ним все глумиться. А когда вышел из дома народ, Взял Он за руку девицу в час тот, Встала она, о событье чудесном Скоро узнали в краю том окрестном. Двое слепцов за Спасителем шли, Как удалялся из той Он земли; «Умилосердись над нами, Мессия!» - Господу громко взывали слепые. В доме Он скрылся, но эта чета Также и здесь умоляла Христа;

http://azbyka.ru/fiction/evangelie-ot-ma...

Святые отцы, толкуя это место в нравственном отношении, в сравнении — «яко мех на слане» видят указание на самоумерщвление, первое условие к преспеянию в духовной жизни, которое строго исполнял и святой Павел: «умерщвляю тело мое», говорит он, и «порабощаю, да не како, иным проповедуя, сам неключим буду» (1Кор.9,27) . Святой Афанасий пишет так: «Праведные еще в жизни от злостраданий делаются мертвецами; потому уподобляются более мехам, нежели людям, охладев, как отвердевший иней. Делается мехом на слане тот, кто истневает (сокрушает в прах) плоть свою, не оставляет в ней ничего воспламеняющегося и похотного, но как бы оледеняет ее». В том же смысле говорит и святой Амвросий: «Мех делается из кожи животного, переставшего жить; так надо и нам умереть греху и плоти, если желаем жить ради Бога. Тогда мы станем мехи новы, в которые надежно можно вливать и вино новое. Кто хочет и тело питать, и благодать сохранять, тот ищет невозможного. Мех на слане есть тот, кто всегда носит мертвость Господа на теле своем, кто не утучняет тела своего, как те, о коих сказано: наелись, напились, и пошли плясать (исх.32,6). Кто упивается не вином, а Духом, тот пусть хвалится, подобно Давиду, что он стал, как мех на слане». «При воспламенении духовных желаний, пишет блаженный Августин, желания плотские охладевают. Об этом и говорит здесь пророк. Под словом «мех» указывает он на похотливую плоть, а под «сланию» — небесный дар, которым, как морозом, убиваются плотские похоти. Следствием сего бывает то, что оправдания Божий не выпадают из памяти, потому что тогда и не думается о другом, когда «плотоугодие не творится в похоти» (Рим.13,14). Стих восемьдесят четвертый «Колика есть дней раба Твоего? Когда сотвориши ми от гонящих мя суд?». Пророк говорит как бы так: идут дни за днями, годы за годами; жду заступления Твоего, а оно не приходит. Вот уж и жизнь на закате, а я все под гнетом, враги же мои торжествуют. Когда же, Господи, сотворишь Ты суд над гонящими меня, когда посрамишь их и поднимешь меня из уничижения?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

И как между лицами взаимно расположенными короткость обращения дозволяет более дерзновения, то и я часто побеждал его смирение, так что и сам он рассказывал о некоторых из последних совершенных им чудес. Однажды лонгобарды давили тисками маслины, чтобы выжать из них масло. Санктул, обладавший приятною наружностью и таким же характером, с пустым мехом подошел к месту действия и, приветствовав трудившихся лонгобардов с радостным видом, предложил им, более повелительно, чем как проситель, наполнить маслом его мех. Но язычники, целый день напрасно проработавшие (потому что они, при всех усилиях, не могли выжать масла из маслин, с досадою выслушали его и начали поносить его оскорбительными словами. Тогда человек Божий еще с более радостным видом отвечал им: «Так, молитесь за меня, наполните Санктулу этот мех, и — он оставит вас». Между тем, лонгобарды, не получая из олив масла и слыша от человека Божия настоятельные требования наполнить маслом его мех, пришли в сильное негодование и начали еще более позорными словами поносить его. Человек же Божий, видя, что они никак не могут добыть масла, попросил себе воды, пред глазами всех благословил ее и из своих рук начал лить на тиски. По силе этого благословения, из тисков тотчас полился елей в таком обилии, что лонгобарды, доселе долго и напрасно трудившиеся, не только наполнили все свои сосуды, но и мех, принесенный человеком Божиим, и возблагодарили того, который, пришед просить масла, своим благословением дал то, чего просил. В другое время, когда повсюду свирепствовал сильный голод, лонгобарды сожгли церковь св. мученика Лаврентия. Желая восстановить ее, человек Божий пригласил многих мастеров и рабочих. Надобно было неопустительно каждый день вознаграждать их издержки. Но как стоял сильный голод, то оказался недостаток в хлебе, и рабочие, по скудости пропитания не имея сил для труда, стали настойчиво просить себе хлеба. Человек Божий по наружности старался ободрить их и обещал доставить недостающее, но внутренне тяжко мучился, потому что не мог доставить обещанной пищи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Бога хвалить изумленной душой И говорить: «Его воля дала Нам небывалыя видеть дела». На берега удалясь Он морские, Там приходивший народ поучал И, проходя, увидел Он Левия, Сына Алфеева, что собирал Пошлины в лавке своей в те мгновенья. Молвил Господь ему: «Следуй за мной». И, исполняя Его приглашенье, Встал и пошел тот послушной стопой. Как возлежал Иисус у Левия С учениками своими, то тут Мытари были, а также другие, Коих за грешный считали все люд. И фарисеи, когда увидали Их со Христом за трапезой одной, Ученикам Его резко сказали: «Как ваш Учитель в компаньи такой Пищу вкушает?» Но судьям суровым Вот что ответил Учитель их Сам: «Надобна помощь врачей не здоровым, Но лишь больным, как ведомо вам. Я пришел грешных призвать к покаянью, А не святых поучать воздержанью». Ученики Иоанна творили Часто пощенья в тогдашние дни, И фарисейские то же хранили, И Христу молвили люди одни: «Ученики Иоанна постятся, И фарисейские делают то ж, А твои быть на пирах не стыдятся». Но Искупитель ответил им: «Кто ж Тех людей может заставить поститься, Что в жениховых друзьях состоят, Надобно им с женихом веселиться, Если с ним вместе они быть хотят. В дни лишь, когда он от них удалится, Будет возможно тем людям поститься. И кто заплату из ткани суровой К ветхой одежде бы стал пришивать, Будет лишь больше лоскут тот здоровый Ризу худую тогда раздирать. Или кто вздумает неосторожно Влить в старый мех молодое вино? Мех разрывает оно ненадежный, И погибает и мех, и оно. Новая влага младого вина Только в мех новый вливаться должна». Зрелыми Господу как-то полями В праздник субботы случилось идти, Ученики же Христовы руками Рвали колосья во время пути. «Как позволяешь в субботу Ты это?» - Молвил Ему фарисеев собор, Но удостоил такого ответа Их Искупитель на этот укор: «Иль вы о том не читали в писанье, Как царь Давид в те часы поступил, В кои нуждался с друзьями в питанье И утолить с ними голод спешил? С Авиафарова он позволенья В скинию Божью войдя той порой, Хлебы священные ел предложенья,

http://azbyka.ru/fiction/evangelie-ot-ma...

Шапочка оторочена горностаевым мехом. Вопреки мнению архим. Макария и других, признававших шапочку за собственность свт. Никиты Новгородского, ее необходимо отнести, по происхождению, не ранее как ко временам XV-XVI в 125 . Кругловерхая шапочка, отороченная мехом, на Всероссийском митрополите времен Грозного в изображениях «Царственной Книги» представляет разновидность монашеского кукуля 126 . Конусообразный верх на «шапке» патр. Иова от 1595 г. заменен плоским, вероятно, для более удобного изображения наверху шапки иконы Знамения Пресв. Богородицы 127 . К типу святительских шапок принадлежат две шапки-митры католикоса Западной Грузии, хранящиеся в ризнице Гелатского (возле г. Кутаиса) монастыря. Обе митры относятся к XVII веку 128 . На одной из митр, именно на той, которая имеет украшение в виде поднимающихся вверх от околыша листьев или щитов 26), могло сказаться влияние митр никоновского типа – с раскидывающимися листьями, а другая митра 27) вполне удержала характерные черты «шапки» патр. Иова, особенно, – если бы придать к ней мех 129 . Что касается до присутствия на святительских шапках меха по околышу, то, помимо практической цели – предохранять голову от простуды в зимнюю пору при совершении богослужения в холодном храме и на открытом воздухе 130 , – мех на святительских шапках являлся показателем высокого положения в Церкви и государстве носителя такой шапки. Отметим присутствие выпушки, правда, не из меха, а из бархата (но он заменяет в данном случае мех) на клобуке монастырских властей в наших женских обителях даже и теперь и признаем, что сближение древней русской святительской шапки, отороченной мехом, с шапкой Мономаха и с великокняжескими шапками имеет свое значение 131 . Говорить о связи между святительскими шапками и шапками великокняжескими едва ли возможно. Но, во всяком случае, горностаевая или, вообще, меховая опушка есть принадлежность общая и для шапки государя и для шапки святителя. Возможно, что мех на святительскую шапку-кукуль перешел с шапки великокняжеской, и перешел именно после того, как старая великокняжеская шапка была заменена у московских царей венцом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А мех государя царевичя и великого князя Петра Алексеевича в нашу меру: из него платна не будет – надобе два вершка в прибавку, а в подоле мех ево, государева, жалованья с четвертью три аршина, а нам шьетца платно в полпята а пооскуду с четвертью в четыре аршина, а здесь на дополньку прикупить к нему негде, и кровли, подобные ему, добыть негде же. А прежнее твое, великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, жалованье соболей мех и государыни царицы и великой княгини Наталии Кириловны жалованье лисей черевей мех лежат не деланы за тем, что в нашу меру полных платен не будет, а здесь под ту статью прикупить негде. Сотворите, Господа ради, милость, велите то свое жалованье исполнить. Да ты же, великий государь, с ним же, стряпчим Козьмою Лопухиным, приказывал, что, де, ты, великий государь, меня, богомолца своего, пожаловал, указал Иверской монастырь досмотрить и счесть. И я за твою, государеву, премногую милость Бога молю. Да он же, Козьма, сказывал, что, де, ты, великий государь, Иверской монастырь ведать новогороцкому митрополиту А он, Яким, враг мне и всякие истинны иверским властем и старцам во всем потатчик, потому что он постриженик киевской, Межигорского монастыря, и он их любить, как истинно сродников своих://(л. 120) что старцы ни зделают, и он потакает им и покрывает для ради гостинцов многих. государь, над ними надсматривать кому иному доброму человеку, кроме ево, Да в прошлых, великий государь, годах, как я, богомолец твой, сослан в Ферапонтов монастырь, писал к тебе, великому государю, из Ферапонтова монастыря, чтоб ты, великий государь, пожаловал меня, богомолца своего, указал из Воскресенского монастыря келейную нашу рухлядишко отдать, священные книги, по которых церковное правило исправляетца, и платьишко, и суды, потому что я сослан, богомолец твой, наг и бос, только было на мне ис платья рясченко да кафтанишко: как пред тобою, великим государем, в Столовой полате стоял, в том платьишке и едучи, с стужи едва смертию не без твоего, государь, указу из нашего строения монастырей ничего рухляди мне не А здесь, великий государь, место скудное, которые книги и есть, и те писмяные и ветхи, гараздо говорить по них нельзе, а ис Кирилова монастыря с великою нуждою дают книги помесечно безпрестанно с волокитою, иногда дают нарочиты, а иногда плохи, и говорить по иных нельзе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тако же молиться Христос в тайне повеле, всякого тщеславия и высокоумия убежать, не молиться на распутиях и на ширинах градных, ни выситься словесами книжными; не рече бо Христос: «просвети свет свой», но «да просветится свет ваш»; «ничтоже бо тайно, еже не откровенно 1300 будет». Не сам бо кто прославится, но сам Бог прославит святых своих. Вы же, стригольники, глаголете, оже Павел и простому человеку повеле учить; тогда бо все неверные быша, а не вам то речено бысть: како вы ныне правоверных христиан смущаете, и святителя и церковь Божью приобидите? Не боите[ли]ся в Манакануне писанного: «всяк, иже учит приобидене быть церкви Божьи, да будет проклят?». Вы же, стригольники, уловляете христиан тем словом, еже Христос рече ко Апостолам: «не имейте влагалищ, ни меди при поясах ваших»; пред страстью же своею рече им: «егда послах вы без влагалища и без мешца, требовасте ли чего? Они же реша: ничтоже не требовахом. Рече же им Иисус: ныне же имейте влагалище и мех». Аще повеле Христос учеником держать влагалище или мех, то позорно ли держать влагалище и мех? 1301 Аще ли речете: «се многа собирают имения», то не вы, стригольники, судите им: судятся от Бога, или от большого святителя. Что ся творишь главой, нога сый? 1302 овца будя 1303 , пастухом творишься? Не слушаете Григория Богослова , рекшего: «овцы, не пасите пастухов». Еще же и сию ересь прилагаете, стригольники, велите земли каяться человеку. 1304 А не слышите Господа, глаголюща: «исповедайте грехи свои и молитесь друг за друга, да исцелеете». Потому же святые Отцы уставиша духовных отцов, да исповедятся им христиане. Якоже больной человек объявить врачу вред свой, и врач приложить ему зелье, по достоянию вреда того, и исцелеет: тако же духовному отцу исповедает человек 1305 грехи свои, и духовный же отец от грехов престать 1306 повелит, и против греха положит ему епитимию понести, и того деля ему Бог отдаст греха того. А кто исповедается земли, то исповедание не исповедано есть: земля бо бездушна тварь есть, не слышит и не умеет отвечать и не воспретить согрешающему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

Помяни Павла глаголюща: «аще быхом сами себе разсужали, не быхом осужени были». И пакы рече: «менший от большаго да благословится», якоже Авраам от Мелхиседека. Не о себе кто честь приемлет, но званный от Бога. Не о себе, того деля, Христос дал Еуангелие в Мир, чтобы, почитая, смотрити того слова, чим бы кого укорити, но того деля дал Христос Еуангелие, да почитаем себе, и укоряем и преже себе управляем. И ту писано слово видим: «о сем разумеют вси, яко ученици мои есте, аще любовь имате межи собою». И пакы речено бысть: «да просветится свет ваш пред человекы и да видять дела ваша добра, и прославять Отца вашего иже есть на небесех». Се же слышавше, не мним, яко пред человекы добродетелию не велено нам хвалитися: во в том же Еуангелии обрящем написано: «егда постишися, да не буди яко лицемери, посмражающе лице свое и являются человеком; ты же егда постишися, умый лице свое и помажеши главу свою олеем, да не явишися человеком постяся». Тако же молитися Христу втайне повеле, всякаго тщеславиа и высокоумиа убегати, не молитися на распутиах и на ширинах градных, ни выситися словесы книжными; не рече бо Христос: просветит свет свой, но «да просветится свет ваш; ничтоже бо тайно, еже не откровено будеть; не сим бо кто прославится, но сам Бог прославит святыа своя». Вы же, стриголници, глаголете, еже Павел и простому человеку повеле учити: тогда бо вси неверни быша, а не вам еретиком то речено бысть, како вы ныне правоверных християн смущаете, Святители и церкви Божии преобидели. Не боителися в Манаконе писанаго: «всяк иже учить приобидене быти церкви Божии, да будет проклят». Вы, стриголници, уловляете христиан тем словом, еже Христос рекл Апостолом: «не имайте влагалища, ни меди при поясех ваших». Пред страстию же своею, рече им; «егда послах вы без влагалища и без мещца, требовасте ли чего? Они же рекоша к нему: не требовахом ничтоже; рече им Иисус: ныне же имейте влагалища и мех». Аще повеле Христос держати влагалище и мех учеником, то порозно ли держати влагалище и мех? Аще ли речете еретици: се много сбираете имениа; то не вы, стриголници, судите им: судятся от Бога, или от болшаго Святителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Semeno...

Камки травчатой, жаркий цвет, десять аршин. Камки червчатой десять аршин. Камки цветной десять аршин. Двух камок вишнёвых четырнадцать аршин. Камки жёлтой десять аршин. Бархата чёрного рытого клетчатого, мелкотравного, двенадцать аршин две четверти. Остаток бархата вишнёвого четыре аршина. Бархата травчатого цветного полтора аршина. Остаток чёрного бархата два аршина без четверти. Тафты таусинной аршин. Двоелишной тафты пол-аршина. На рукава байбарековые, тёмно-лимонные. Лоскутье камки чешуйчатой вишнёвой, мелкое. На двух витушках галуна золотного и серебряного. Сукна чёрного пять аршин без четверти. Сукна тёмно-зелёного полшеста аршина. Треух соболий под чёрным бархатом. Рукав волчий под чёрным бархатом. Полшестнадцати пары соболей с хвостами и с лапками. Десять киндяков зелёных. Мех соболий. Мех белий, хребтовой. Пола белья же меха, хребтовая. Четыре лоскута лисьи, да недолисок целый. Два лоскута собольи. Два лба, да два хвоста, да лапка бобровые, да в мешке мелкое лоскутье и хвосты собольи. Мех чёрный песцовый. Кафтан лисий под тафтой таусинны Кафтан тафтяной таусинный холодный, стёган на бумаге. Кафтан песцовый белый под тафтой двоеличной. Ряса, широкие рукава соболья, под чёрным бархатом. Ряса, широкие рукава, испод лисий черевей чёрный, под вишнёвым бархатом. Спорок с кафтана двоеличной тафты зелёной. Одеяло песцовое голубое, покрыто китайкой лазоревой, опушка сукно братское. Тридцать аршин братского сукна. В кованой скрыне в десяти мешках по сту рублей. Да в той же скрыне кабалы: Кабала в двух рублях Ферапонтова монастыря на крестьянина Цыпинской волости, деревни Быкова, на Данилку Иванова, писана в 184 году. Кабала в рубле Ферапонтова монастыря на дьякона на Михаила Сидорова, писана в 184 году. Расписка Ферапонтова монастыря игумена Афанасия с братией в двух омётах сена, писана в 183 году. Кабала Ферапонтова монастыря на кожевника на Сеньку Обросимова в сорока алтынах, писана в 182 году. Кабала Словинского волока, на сокольих пометчиков, на Семёна Аверкиева, на Лариона Тимофеева, писана в 184 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010