Псалом 32 Псалом Давида, не надписанный у евреев 383 . Радуйтесь, праведные, о Господе, правым приличествует хвала 384 : Славьте Господа на гуслях, на десятострунной псалтири пойте Ему. Воспойте Ему песнь новую, добре пойте Ему 385 с восклицанием! Ибо право слово Господне и все дела Его верны 386 . Любит милость и суд Господь, милостию Господа полна земля. Словом Господним небеса утверждены и Духом уст Его – вся сила 387 их. Он собирает 388 , как мех 389 , воды морские, заключает бездны в сокровищницы 390 . Да убоится Господа вся земля, да трепещут пред Ним все, живущие во Вселенной! Ибо Он сказал – и было, повелел – и создалось. Господь разрушает советы народов, отменяет замыслы людей и отвергает советы князей. Совет же Господень во век пребывает, помышления сердца Его – в род и род. Блажен народ, у которого Господь есть Бог его, – люди, которых Он избрал в наследие Себе. С неба посмотрел Господь, увидел всех сынов человеческих. Из уготованного 391 жилища Своего посмотрел на всех живущих на земле Тот, Кто создал особо 392 сердца их и вникает во все дела их. Не спасается царь великою силою 393 , и исполин не спасется множеством крепости своей. Обманчив конь для спасения: великою силою своею он не спасется 394 . Вот, очи Господа над боящимися Его, уповающими на милость Его: Дабы избавить от смерти души их и пропитать их во время голода. Душа же наша уповает 395 на Господа, ибо Он помощник и защитник наш. О нем возвеселится сердце наше, и на имя святое Его мы уповали. Да будет, Господи, милость Твоя на нас, как мы уповали на Тебя. 383 Т. е. в евр. Библии не имеет надписания. Слав. не надписан у еврей соответствует νεπγραος παρ βραοις – 21, 27, 65, 80, 81, 100 и др. (до 80), Зигабен, компл., альд., греч. церк. Псалт. и Анфима; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. – нет. Это выражение встречается в слав. и нашем переводах в надписании псалмов 42, 70, 90, 94–96. Повторять своего замечания в след. псалмах не будем. 385 Слав. Ему соответствует Αυτ – 21, 65–67, 80 и др. (до 80), Кир. Алекс., Феодорит, компл., альд. и Анфим; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. – нет. 389 Греч. σκν – разумеется употребительный на востоке мех для наполнения жидкостями: водою, вином, и т. п. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Сына же этой рабыни Я сделаю великим народом, ибо он – твой род». И Авраам собрался рано утром, взял хлеба и мех с водою, и положил их на плечи Агари вместе с отроком, и отослал их. И она пошла, блуждая в пустыне Вирсавии. И не стало воды в мехе; и отрок истомился от жажды, и не мог идти и упал. И мать взяла его, и пошла и бросила под масличное дерево. И она пошла дальше, и села против него, удалившись на выстрел из лука, ибо сказала: «Я не могу смотреть на смерть моего сына». И вот она села и плакала. Тогда Ангел Божий, один из святых, сказал ей: «Что ты плачешь, Агарь? встань, подними отрока и возьми его своею рукою, ибо Господь услышал твой голос». И когда она увидела отрока, подняла свои глаза и увидела колодезь с водою, и пошла туда, наполнила свой мех водою и напоила свое дитя. И она встала и пошла к Фараону. И отрок вырос и сделался стрелком из лука, и Господь был с ним. И мать его взяла ему жену из дочерей Египетских, и она родила ему сына. И он нарек ему имя Навайвоф, ибо она сказала: «Бог был близ меня, когда я призывала его». И случилось в седьмую седмину в первый год в первый месяц этого юбилея, в двенадцатый день сего месяца, были сказаны на небесах некоторые слова об Аврааме, что он верен во всем, что Господь говорит ему, и что он любит Его и верея во всяком искушении. Тогда пришел начальный Мастема и сказал пред Богом; «Вот Авраам любит и дорожит своим сыном Исаакам больше всего; скажи ему, чтобы он принес его во всесожжение на жертвеннике, и Ты увидишь, исполнит ли он это повеление, чтобы узнать Тебе, верен ли он во всем, чем Ты его испытываешь». И Бог знал, что Авраам верен во всех испытаниях, которые Он назначает ему, ибо Он искушал его царством царей, и затем женою его, когда она была похищена у него, и далее Измаилом и Агарью, его служанкою, когда он отослал их, и во всем, чем Он искушал его, он оказался верным, и его душа не была мятежною, и не медлил он исполнять сие, ибо был верен и любил Бога. XVIII. И Господь сказал Аврааму: «Авраам!» И он сказал: «Вот я!» И Он сказал ему: «Возьми возлюбленного твоего сына Исаака, и пойди на высокую гору, и принеси его в жертву на одной из гор, которую Я тебе покажу».

http://azbyka.ru/otechnik/6/kniga-apokri...

Теперь сыры в Палестине редко бывают более 2-х или 3-х фунтов. Приготовляется сыр таким образом. В мех из козлиной шкуры наливают кислого молока и трясут его до тех пор, пока от творога не отделится сыворотка; сыворотку сливают, а вместо ее еще наливают молока и продолжают трясти мех. Образовавшийся сыр потом высушивают на солнце, складывают его в камышовые или пальмовые корзинки и крепко сжимают и связывают их. В таком-то виде сыр употребляется в дороге. Обыкновенно его разбавляют водой и употребляют как прохладительный и укрепляющий напиток (Гейки 211–214). Кроме хлеба, в качестве приправы к нему, евреи ели различные овощи. Упрекая Моисея, что он вывел их из Египта, они говорили ему: „мы помним рыбу, которую ели в Египте даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук, и чеснок ( Чис. 11:5 ). Овощи на Востоке и в настоящее время очень употребительны и отличаются сладостью (лук, редька) или нежностью вкуса (огурцы, цветная капуста; помидоры и т. д.). Для разведения этих овощей древние евреи иногда устраивали при домах своих особые овощные сады. „И сказал Ахав Навуфею: отдай мне виноградник твой; из него будет у меня овощной сад, ибо он близок к дому моему. А вместо него я дам тебе виноградник лучше этого, или если угодно тебе, дам тебе серебра, сколько он стоит». ( 3Цар. 21:2 ). Иногда искали этих овощей в поле. „И сказал Елисей слуге своему: поставь большой котел и свари похлебку для сынов пророческих. И вышел один из них собирать овощи, и нашел длинное вьющееся растение, и набрал с него плодов полную одежду свою, и пришел, и накрошил их в котел с похлебкой” ( 4Цар. 4:38–39 ). Как видно из этого рассказа, овощи иногда варили, но больше употребляли их в сыром виде. „Лучшее блюдо зелени, и при нем любовь, говорит Соломон, нежели откормленный бык, и при нем ненависть”. ( Притч. 15:17 ). В частности, чеснок считался возбуждающим средством и противодействием ревности. Особенно любили евреи похлебку из бобов и чечевицы, за которую Исав продал свое первородство Иакову. „И сварил Иаков кушанье, а Исав пришел с поля усталый... и дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы, и он ел и пил, и встал, и пошел, и пренебрег Исав первородство”. ( Быт. 25:29–34 ). Бобы и чечевица, говорит Ян, вскипяченные с маслом, распаренные и растертые в кашу, и теперь, как в древности составляют дорогое кушанье, которым лакомятся богачи и вельможи.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

10. Авва Исаак говорил: «Я никогда не входил в келью с помыслом о брате, который бы беспокоил меня. И сам старался, чтобы и брат не вошел в келью, имея помысел обо мне». 11. Как–то авва Иоанн вместе с братьями отправились в путь из Скита, а была ночь, и проводник их заблудился. Братья сказали авве Иоанну: — Что делать? Брат сбился с дороги. Так мы можем зайти далеко и погибнуть. Старец ответил: — Если я скажу ему, он огорчится и не будет знать, куда деться от стыда. Лучше поступим так. Я притворюсь, что мне плохо, и скажу, что не могу дальше идти и лучше мне посидеть здесь до рассвета. Так он и сделал. Братья сказали: — Мы дальше не пойдем и останемся с тобой. Так они просидели до утра и не ввели брата в соблазн. 12. В Египте, это было еще до прихода братии аввы Пимена, жил старец. Он обладал даром ведения и был весьма почитаем. Когда пришел из Скита авва Пимен с братьями, то ученики оставили своего старца и перешли к авве Пимену, который этим был крайне огрочен. Он сказал братьям: — Что нам сделать для того великого старца, когда его ученики причиняют нам скорбь: они оставили его и пришли слушать нас, никчемных? Как нам выручить его? И он велел: — Приготовьте немного еды, возьмите мех с вином, мы пойдем к нему и отобедаем вместе. Тогда, наверняка, успокоим его. Они взяли еду и отправились в путь. Когда постучались в дверь кельи старца, им открыл ученик и спросил: — Кто вы? — Передай авве, — ответили они, — Пимен просит благословения у тебя. Когда ученик сказал об этом старцу. — Уходи, мне не до тебя, — ответил старец. Но они остались стоять на жаре и сказали: — Мы не уйдем, пока не удостоимся увидеть старца. Старец, заметив их смирение и терпение, умилился и впустил их. Они вошли и устроили трапезу вместе с ним. Во время трапезы старец сказал: — Хотя я не раз слышал о вас, но ваши дела воистину сказали о вас в сто раз больше. И с того дня стал их другом.. 13. Авва Пимен сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15,13). Ибо если кто слышит оскорбления и может ответить ему тем же, но старается не отвечать; или если ближний наносит ему вред, а он терпит и не мстит обидчику; тот полагает свою душу за ближнего.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

13-14). " Как кусающие свое тело при несчастьях достигают через это облегчения, так и я, говоря это " . Ты видишь, что это не слова считающего себя праведником, а некоторое облегчение скорби со стороны того, который посредством слова укрепляет тело и облегчает душу. " Выслушайте внимательно слово мое и объяснение мое ушами вашими " (Послушайте, послушайте глаголъ моихъ: возвещу бо вамъ слышащымъ) (ст. 17). " Хочу, - говорит, - судиться; не уклоняюсь от судилища и знаю, что не буду осужден " . Убеждая друзей слушать его слова, для большего склонения их к этому удваивает просьбу, так как он видел, что они с трудом выносят обличения, которые он открыто и прямо высказывает вслух их. Удваивая " выслушайте " , он или указывает на отсутствие бодрости, или хочет возбудить внимание, чтобы лучше слушали, так как бывает иногда, что звуки голоса действуют на слух, а не слышат, потому что не прилагают внимания. Поэтому и Спаситель, возбуждая слушателей к надлежащему вниманию, говорил: " Кто имеет уши слышать, да слышит! " (имеяй уши слышати да слышитъ) (Мф. 11:15). " Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей " (Яко написалъ еси на мя злая, обложилъ же ми юностныя грехи) (ст. 26). " Может быть, опасаешься меня, не зная хрупкости моей природы, по которой я не отличаюсь от листа или травы, носимых ветром? Почему же, Владыка, произнес надо мной такой приговор? " Выражение " пишешь на меня горькое " (написалъ еси на мя злая), то есть, несчастия, есть метафора, взятая от обычая царей объявлять приговор письменно. " Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? " (Или яко листъ движимъ ветромъ убоишися; или яко сену носиму ветромъ противляешимися) (ст. 25) " Преследуешь " (Противляешимися) вместо " налагаешь наказание как противляющемуся " . То есть: " как господин мятежного раба, Ты с властью определил мне наказание " , - это значит: " написал " ; так сказал, соблюдая благоприличие, свойственное Владыке. " Они же обветшают, как мех " (Иже обетшаютъ, якоже мехъ) (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

13 и буду поучаться во всех делах Твоих и размышлять о деяниях Твоих. 14 Боже! Во святом путь Твой. Кто Бог великий, как Бог наш? 15 Ты – Бог, творящий чудеса, возвестил народам силу Твою. 16 Ты избавил мышцею Твоею народ Твой, сынов Иакова и Иосифа. 17 Увидели Тебя воды, Боже, увидели Тебя воды и убоялись, вострепетали бездны, 18 сильный звук вод: голос издали облака, ибо полетели стрелы Твои. 19 Голос грома Твоего в круге: молнии Твои осветили вселенную, подвинулась и задрожала земля. 20 В море пути Твои и стези Твои в водах глубоких, и следы Твои не будут узнаны. 21 Ты вел, как овец, народ Твой рукою Моисея и Аарона. Псалом 77 Вразумления. Асафа. 1 Внимай, народ мой, закону моему, приклоните ухо ваше к словам уст моих. 2 Открою в притчах уста мои, возвещу загадки от начала. 3 Что мы слышали и узнали, и отцы наши поведали нам, 4 не утаилось от детей их в следующий род, – возвещу хвалу Господу и силу Его, и чудеса Его, сотворенные Им. 5 Он дал откровение в Иакове, и закон положил в Израиле: что заповедал отцам нашим, чтобы передавать сыновьям своим, 6 да знает род иной, сыновья, имеющие родиться, и возстанут, и поведают о сем сыновьям своим, 7 чтобы возлагали на Бога надежду свою, и не забывали дел Божиих, и заповедей Его искали, 8 чтобы не были, как отцы их, родом лукавым и огорчающим, родом, который не сохранял правоты сердца и не был верен с Богом духом своим. 9 Сыновья Ефрема, натягивающее лук и стреляющие, обратились вспять в день брани. 10 Не сохранили завета Божия и не захотели ходить в законе Его, 11 и забыли благодеяния Его и чудеса Его, которые Он показал им: 12 чудеса, которые Он совершил пред отцами их в земле Египетской на поле Тане. 13 Разделил море и провел их: поставил воды, как мех. 14 И вел их облаком днем и светом огня во всю ночь. 15 Расторг камень в пустыне и напоил их как бы из великой бездны. 16 И извел воду из камня и низвел воды, как реки. 17 А они продолжали грешить пред Ним: огорчали Вышнего в безводной. 18 И искушали Бога в сердцах своих, прося пищи по душе своей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

13 . С Евр.: «С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих». 14 . От готового 227 жилища Своего призре на вся живущыя на земли. Т.е. от места «уготованного, украшенного», поясняет св. Афан., т.е. неба; по св. Василию В. – от места отовсюду открытого: «не отверзаются двери, не собираются завесы, готово к видению Божие жилище; ни один не избегает Его зрения, не закрывают ни тьма, ни стены, нет никакого препятствия очам Божиим» (Вас. В.). С Евр.: «С престола, на котором восседает, Он призирает на всех, живущих на земле». 15 . Создавый на едине 228 сердца их. На едине – поодиночке, отдельно. Т.е. потому и знает дела всех людей, всякого человека в частности, что Сам сотворил и творит в частности каждого человека, или каждую душу, каждое сердце; а что сотворено Богом, то не может не быть ведомо Ему, то Он знает всесовершенно. С Евр.: «Он создал сердца всех 229 их, и вникает во все дела их». 16 . С Евр.: «Не спасется царь множеством воинства; исполина не защитит великая сила». 17 . С Евр.: «Ненадежен конь для спасения, не избавит великою силою своею». 18 . С Евр.: «Вот, око Господне над боящимися Его и уповающими на милость Его». 19 . С Евр.: «Что Он душу их спасет от смерти, и во время голода пропитает их». 20 . С Евр.: «Душа наша уповает на Господа: Он – помощь наша и защита наша». 21 . С Евр.: «О Нем веселится сердце наше; ибо на святое имя Его мы уповали». 22 . С Евр.: «Да будет милость Твоя, Господи, над нами, как мы уповаем на Тебя». 222 В Еврейском нет никакого надписания, но в Греческих – Римского и других изданий LXX стоит: псалом Давиду, как и в нашей Славянской Псалтири. 224 «Восклицание ( αλαλαγμα) есть победный клик, каким победители сопровождают бегущих врагов», говорит бл. Феод., 226 В Римск. издании LXX: σηναγων ως ασκον υδατα θαλασσης– Но Симмах читает: εν ασκω utre – в мехе; Августин и некоторые древние Латинские Псалтири: utrem – в мех. Потому св. Афанасий так объясняет: «призывает воду морскую и, как бы в некоем мехе, содержит ее в облаках». Также бл. Феод. «и как в мехе каком собирает в облаках водное естество». В сокровищах – в сокровищницах или в хранилищах. 3Цap. VII:51 и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

14Авимелех возвратил Аврааму его жену Сарру, а также одарил его стадами овец и крупного рогатого скота, рабами и рабынями 15и сказал: «Земля моя пред тобою: где тебе угодно, там и живи». 17После того помолился Авраам Богу, и исцелил Бог Авимелеха и жену его, и рабынь его, и те вновь смогли рожать, 18ибо сделал Господь бесплодными всех в доме Авимелеха из–за Сарры, жены Авраама. Рождение Исаака 21 А Господь, как и говорил прежде, оказал милость Сарре: исполнил обещанное ей. 2 Сарра зачала и во время, предсказанное Богом, сына родила Аврааму в старости его. 3 Сыну своему, которого родила ему Сарра, Авраам дал имя Исаак; 4и на восьмой день, как заповедал ему Бог, Авраам совершил обрезание Исаака, сына своего. 5Сто лет было Аврааму, когда родился у него сын его Исаак. 6Сарра же сказала: «Бог дал мне благословенный повод для смеха, 7И добавила: «Кто бы решился сказать Аврааму, что Сарра будет грудью кормить детей? И вот, в старости его, я сына ему родила». 8Время шло, Исаак подрос, и в тот день, когда он был отнят от груди, Авраам устроил большой пир. Агарь и Измаил 9Когда Сарра заметила, что сын, которого Агарь–египтянка родила Аврааму, насмехается над ее сыном , 10она сказала Аврааму: «Выгони эту рабыню и сына ее! Не делить же сыну этой рабыни наследство с моим сыном, с Исааком!» 11Это сильно огорчило Авраама, ведь Измаил тоже был его сыном. 12Но Бог сказал Аврааму: «Не печалься ни о юноше, ни о рабыне, что стала женой твоей. Сделай то, что говорит тебе Сарра, ведь у тебя есть Исаак, и его потомки твоими потомками назовутся . 13Но и от сына рабыни Я произведу многочисленный народ – он тоже твое дитя ». 14На следующее утро Авраам поднялся рано, приготовил пищу, наполнил мех водою и дал Агари в дорогу. То и другое он положил ей на плечи и отослал ее прочь вместе с мальчиком. Она пошла и заблудилась в Беэршевской пустыне. 15Когда кончилась вода в мехе, Агарь оставила плачущего мальчика в тени под кустом, 16а сама отошла и села вдали от него, примерно на расстоянии выстрела из лука. «Не буду смотреть на то, как мое дитя умирает», – сказала она себе и, сидя поодаль, тоже начала плакать навзрыд .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

161 . Князи погнаша мя туне. С Евр.: «Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего». Под князьями бл. Феод. разумеет Саула и Авессалома, а св. Афан. – врагов истины. Т.е. не убоялся я врагов, но убоялся слова Твоего. 162 . Яко приобретаяй корысть многу. С Евр.: «Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль». 163 . С Евр.: «Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. 164 . Седмерицею днем хвалих Тя, т.е. многократно я прославлял Тебя. Под. Притч. 24:16 ; Лев. 28:28 ; 1Цар. 2:28 . 165 . Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна. С Евр.: «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения», т.е. когда любят и хранят закон Божий, тогда наслаждаются великим миром и не претыкаются, не падают. 171 . С Евр.: «Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим». 172 . С Евр.: «Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны». 176 . С Евр.: «Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл». «Сие прилично было сказать, – говорит бл. Феод., – и пророку после греха, прилично всему естеству человеческому». Взыщи раба Твоего – т.е. взыщи Своею милостию меня, как овцу потерянную, спаси. Заблудшая, потерянная овца есть род человеческий; Спаситель – Господь Иисус Христос». 613 Поглумлюся αδολεσχησω – αδολεσχεω – говорю о чем вдоволь, с тонкостию и напряжением исследую. Под. ст. 23. 614 Воздрема ενυσταξεν – νυσταζω – поникаю головой, дремлю, сплю, но в др. изд. LXX: εσταξε ( σταζω – каплю, изливаю – stillo) лила, т. е. слезы. 616 Непщевах υπωπτευσα – подозревал, предполагал. Vulg: suspicamus sum. Посему, Иларий и Амвросий разумеют грехи сокровенные, рессата latentia ет ignota, quae cogimamione patrantur. У Тир. 618 Усырися ετυρωθη (от τυροω – обращаюсь в сыр). Vulg: coagulamum – створожившееся. Иероним: incrassatum – утолщенное. Акила: соделалось как жир. У Калм. и Тир. 619 Мех αδολεσχιας: – кожа и кожанный мех; на слане εν παχνη – η – иней, гололедица, изморозь. 620 Глумления αδολεσχισς – собственно: болтания, вздорные рассказы, басни, ложные рассуждения и т. п. Vulg: fabulationes.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

(16) Да возбудит Он против них смертельных (врагов), да сойдут они живыми в преисподнюю, ибо злодейство в жилищах их, внутри них. (17) К Б-гу воззову я, и Г-сподь спасет меня. (18) Вечером, и утром, и в полдень умолять буду и вопить, и Он услышит голос мой. (19) Избавил Он в мире душу мою от нападения на меня, ибо во множестве были они возле меня. (20) Услышит Б-г, и усмирит их Восседающий издревле – Сэла! – тех, у кого нет перемен, и (тех, что) не боятся Б-га, (21) (Кто) простер руки свои на (пребывающих) в мире с ним, нарушил союз свой. (22) Мягче масла уста его, а в сердце его – брань, нежнее елея слова его, но они – мечи обнаженные. (23) Возложи на Г-спода бремя твое, и Он поддержит тебя, вовеки не даст праведнику поколебаться. (24) И Ты, Б-же, низведешь их в яму гибельную; люди кровожадные и коварные не доживут до половины дней своих. А я на Тебя полагаюсь! 56 (1) Руководителю: по " Йонат-Эйлэм Рехоким " . Михтам Давида, – когда пелиштимляне захватили его в Гате. (2) Помилуй меня, Б-же, ибо человек хочет поглотить меня, весь день враг теснит меня. (3) Хотят поглотить меня неприятели мои весь день, ибо много воюющих со мной, (4) Всевышний! В день, когда в страхе я, на Тебя полагаюсь. (5) На Б-га, чье слово хвалю, на Б-га полагаюсь, не устрашусь. (6) Что сделает мне плоть? Весь день слова мои извращают, все помыслы их обо мне – во зло. (7) Собираются, притаиваются они, стерегут стопы мои. (8) Как они рассчитывали на душу мою! За беззаконие отринь их, в гневе низложи народы, (9) Б-же! Скитание мое исчислил Ты, сложи слезы мои в кожаный мех Твой – не в книге ли они Твоей? (10) Тогда отступят враги мои назад в день, (когда) воззову я. (Из) этого узнаю, что Б-г со мной. (11) На Б-га, чье слово хвалю я, на Г-спода, чье слово хвалю я, (12) На Б-га полагаюсь, не устрашусь. (13) Что сделает мне человек? На мне, Б-же, обеты Тебе, заплачу Тебе благодарственными жертвами, (14) Ибо спас Ты от смерти душу мою да и ноги мои от спотыкания, чтобы ходить (мне) пред Б-гом в свете жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010