Впрочем, я удивляюсь не тому только, что принял Его человек незнакомый, но и тому, что Он, зная, что навлечет на Себя великую вражду и непримиримую брань, презрел ненависть многих. Далее, так как ученики не знали этого человека, то Христос дает им и знамение, какое пророк дал Саулу, говоря: “Встретят тебя там три человека, идущих к Богу … третий несет мех с вином” (1 Цар. 10:3); а здесь: “несущий кувшин воды” (Лк. 22:10). И заметь еще доказательство силы Его. Он не только сказал: “Совершу пасху”; но прибавляет еще другие слова: “Время Мое близко”. Это делал Он для того, чтобы с одной стороны чрез непрестанное напоминание и частое предсказание ученикам о страдании приучить их к бестрепетному размышлению о будущем, с другой — чтобы показать как самим ученикам, так и принимающему их, и всем иудеям, как я часто говорил, что Он не непроизвольно идет на страдание. Прибавляет же слова: “с учениками Моими” — для того, чтобы и приготовление было достаточно, и принимающий не подумал, что Он укрывается. “Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками” (Мф. 26:20). О, бесстыдство Иудино! И Он там присутствовал, и он пришел для того, чтобы причаститься таинств и яств, и обличаем был при самой трапезе, тогда, как и зверь, мог бы сделаться кротчайшим. Поэтому-то и евангелист замечает, что когда они ели, Христос беседовал с ними о предательстве, чтобы и самым временем, и трапезою обличить лукавство предателя. Когда ученики совершили, как повелел им Иисус, “Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня” (ст. 21). Прежде же вечери Христос умыл и ноги Иуды. Смотри, как Он щадит предателя: Он не сказал: этот предаст Меня; но: “один из вас” — для того, чтобы сокрытием его опять дать ему возможность раскаяться, и предпочитает устрашить всех, чтобы спасти его. Один из вас двенадцати, говорит Он, которые всюду находитесь со Мною, которым Я умыл ноги, и которым Я обещал столь великие блага. Тогда нестерпимая скорбь объяла это святое собрание.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Все это, как помазание, так и необычайное почтение со стороны столь высоко чтимого судии и пророка, конечно, крайне поразило Саула, и он, скорее изумленными взорами, чем языком, спрашивал, что бы все это значило. И тогда Самуил, в объяснение своих действий, отвечал ему: «вот Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего (в Израиле, и ты будешь царствовать над народом Господним, и спасешь их от руки врагов их, окружающих их)». Израиль был особым наследием Иеговы, как он и называется в законе и писании Моисея ( Втор. 9:26, 29; 32:8 и след.), и поэтому никто не мог сделаться царем над ним без особого высшего призвания. Но так как Саул и теперь все еще не мог достаточно верить своему столь высокому предназначению, то Самуил, с целью уверить его в действительности и истинности всего случившегося, что именно совершенное над ним помазание состоялось по божественному повелению и что предстоящая ему великая судьба не есть просто сновидение, дал ему три знамения, из которых он и мог удостовериться в истинности своего предназначения. Первым знамением было то, что он близ гробницы Рахили, у пределов Вениаминовых, встретит человека, который известит его о том, что пропавшие ослицы нашлись и что Кис уже весьма беспокоился долгим отсутствием своего сына и скорбел о нем. Местоположение гробницы Рахили хорошо известно, и предание указывает ее в полутора верстах к северу от Вифлеема. Это первое знамение своим исполнением должно было подтвердить сообщение, данное раньше пророком, и подкрепить в Сауле веру в то высокое предназначение, о котором предвозвещено было словами и действиями пророка. Отселе он становился новым человеком, наполненным новыми надеждами и целями, стремившимся встретить ожидавшую его судьбу. Затем Саулу даны и еще два другие знамения: «и пойдешь оттуда далее, сказал ему Самуил, и придешь к дубраве Фаворской, и встретят тебя там три человека, идущих к Богу, в Вефиль: один несет трех козлят, другой несет три хлеба, а третий несет мех с вином. И будут приветствовать они тебя, и дадут тебе два хлеба, и ты возьмешь их из рук их».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Говорит Захария: «Да, я знаю, кто взял золото». Говорит игумен: «Кто же взял?» Говорит Захария: «Тот, который сидит на окне; вот уже семь дней, как я его там вижу; до сего дня он там сидит; спрашивал я его и сказал ему: зачем ты это делаешь и хлебы вон выбрасываешь? А он сказал: “Делаю для того, чтобы ты видел, что я делаю”. И я сказал ему: “Зачем же ты так делаешь?” Он же мне отвечал: “Сребролюбия ради игумена я это делаю. Пусть он себе скопидомствует, а я буду выкидывать; посмотрим, кто в выигрыше останется”. Я сказал ему, что игумен не сребролюбец, а он говорит мне: “Да, ты хорошо сказал, для простых не сребролюбец, а для лукавых сребролюбец, ибо простые только ропщут, лукавые же воруют и тайно едят. За это я, сколько раздатчик удержит от положенного на человека, в четыре раза больше выбрасываю вон из запаса. Тот же раздатчик, если даст полную порцию человеку и уйдет человек с благодарностью, тогда я в десять крат присовокуплю и внутрь положу. Из-за лукавства игумена, ради выгоды своей урезывающего порции у людей, угасло страннолюбие. Он изгоняет страннолюбие, ворует братские порции; поскольку он печалится о том, что много расходуется, и поскольку он удерживает, за то я в десять раз больше выкидываю из монастыря, как ты своими глазами видишь. Выбрасываю же я все вон и не прибавляю внутрь, потому что не вижу, чтобы люди были благодарны. И как же мне поступить иначе с игуменом, когда он сребролюбец, заботится только, как бы сэкономить; видишь, какую выгоду он этим выгадывает и что я делаю, в возмездие за его скопидомство. Вчера же приходил один нищий, посланный от Бога и попросил милостыню; он ему нисколько не помог, еще обесчестил его и вон выгнал; когда я увидал это, то простер руку мою к казне и, сколько там было золота, все вон выкинул. Также, когда вижу, кто, без необходимости в том, ест особо от других, т. е. особую пищу, то, сколько потратится на отдельную трапезу, я в десять “раз больше выкидываю, потому что от этого растлевается киновия”. Сказал я ему: что ты за человек? А он мне говорит: “Я есм и именуюсь ангел Божий. Если игумен будет сам себя облагополучествовать сребролюбием своим, т. е. основывать расчеты благополучия своего на экономии, на урезывании бедных и братии, то я сделаю то, что он обеднеет, а если игумен будет расходоваться на страннолюбие свое, то я сделаю то, что он будет благополучествовать. Пусть не думает игумен, что может сам собою нечто сделать, ибо, чтобы он ни делал, без меня не может ничего сделать. Без меня люди ничего не могут делать; когда сребролюбец по сребролюбию своему изгоняет страннолюбие, тогда навожу я бедствие, с которым он не может справиться в общежитии”. Вот что слышал я от человека и вот почему сказал вам, что знаю, кто взял деньги». Говорит, трапезарь: «Поверьте мне, отцы мои, один мех с сыром расходовался бывало в три и четыре недели, а теперь его не хватает даже на одну неделю».

http://azbyka.ru/apokalipsis/svyatoj-nil...

Давид сказал ему: «если ты пойдешь со мною, то будешь мне в тягость. Возвратись лучше в город; предложи свои услуги Авессалому и постарайся мне разрушить совет Ахитофела. Все, что услышишь во дворце, перескажи священникам Садоку и Авиафару: Ахимаас же, сын Садока, и Ионафан, сын Авиафара, которые теперь при них, передадут мне». Таким образом, Хусий возвратился в город; в это же время вступил туда Авессалом. 2Цар. 16:1–14 Когда Давид начал спускаться с вершины горы, пришел к нему Сива, раб Мемфивосфеев. Он привел к Давиду пару оседланных ослов, иа которых навьючено было двести хлебов, сто пластов изюму, столько же смокв и мех вина. На вопрос: «где его господин?» Сива отвечал: «остался в Иерусалиме. Ои думает, что теперь Израильтяне возвратят ему царство его отца». Царь приказал ему взять себе все имущество Мемфивосфеево. Когда Давид поравнялся с Вахуримом, селением Вениаминова удела, выбежал оттуда человек из роду Саулова, но имени Семей. Он начал проклинать Давида и бросать камнями, которые сыпались и на царя, и на окружающих его; он кричал: «пошел вон, кровопийца, злодей! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова: ты воцарился вместо Саула; а теперь Господь отдал царство твое сыну твоему Авессалому: теперь сам терпи, кровопийца!» Тут Авесса сказал царю: «как этот издохший пес осмеливается проклинать царя, моего государя; я пойду сниму с него голову». Но Давид отвечал: «оставьте его, дети Церуины! пусть он проклинает меня! Если ему Господь повелел проклинать Давида: то кто запретит ему?» Обращаясь к Авессе и всем слугам своим, сказал: «вот уже родной сын мой злоумышляет на жизнь мою; то что говорить об этом Вениамитянине? Оставьте его проклинать меня; верно Господь повелел ему. Может быть, Господь, видя мое смирение, воздаст мне добром за проклятия, которыми теперь этот человек осыпает меня». Итак, Давид продолжал идти своею дорогою. Семей долго не отставал от него: он шел под горою против него и продолжал сыпать проклятиями и бросать на него камни и песок. Наконец, Давид, со всеми бывшими при нем, остановился близ Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Для чего, опять ты спросишь, Он повелел иметь мех? Он учил их тем трезвиться, бодрствовать и иметь самим о себе великую заботу. Вначале Он держал их, как неопытных, под охранением Своего могущества, а теперь, выпустив их как птенцов из гнезда, велит им самим летать. Далее, для того, чтобы они не подумали, будто Он оставляет их по слабости Своей, повелевая и им действовать самостоятельно, Он напоминает им о прошедшем, говоря: " когда Я посылал вас без мешка, имели ли вы в чем недостаток " ? Он хочет уверить их в Своей силе и тем, что Он прежде поддерживал их, и тем, что ныне не вдруг оставляет. Но откуда были у них мечи? Они шли прямо с вечери после трапезы; вероятно, поэтому, там для агнца были и ножи; когда же они услышали, что на Иисуса будет сделано нападение, то и взяли с собой эти ножи для защиты своего Учителя; но это они сделали только по своей воле. Поэтому-то Христос и упрекает Петра, и притом со страшной угрозой, за то, что он употребил меч в отмщение пришедшему рабу, хотя он поступил так горячо в защиту не самого себя, а своего Учителя. Но Христос не допустил, чтобы от этого произошел какой-либо вред. Он исцелил раба, и сделал великое чудо, которое могло открыть и Его кротость, и могущество, а равно и нежность любви, и покорность ученика, потому что тот поступок был свидетельством его любви, а этот послушания. Когда он услышал: " вложи меч в ножны " (Иоан. 18:11), то тотчас повиновался и впоследствии никогда не делал этого. Другой же евангелист повествует, что ученики спрашивали Его: " не ударить ли нам мечом " (Лук. 22:49)? Но Христос воспретил это, и исцелил раба, а ученику возбранил еще с угрозой, для того, чтобы более вразумить его: " ибо все " , говорит Он, " взявшие меч, мечом погибнут " . И приводит основание, говоря: " или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов " ? Но " как же сбудутся писания " ? Этими словами Он остановил их горячность, показывая, что случившееся с ним соответствует и Писанию.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

е. должно быть посох, сандалии, пояс, мешок с припасами, мех с водою (как показывают ассирийские изображения пленнических караванов), а может быть и часть домашней утвари. – «Среди дня переселяйся перед глазами их». Повеление повторяется трижды (второго «переселяйся» у LXX впрочем нет) в знак особой настойчивости. Но в этом стихе это повеление дается в общих выражениях и в существенных чертах: приготовить вещи, производить действие днем, перейти в другое место. Частности указываются в следующих стихах. Это нужно иметь в виду для правильного понимания выражения: «среди дня переселяйся». Как показывает следующий стих, днем только должны быть сделаны приготовления к переселению, а само оно должно совершиться вечером; но так как приготовления здесь самое главное, то и о всем переселении можно было сказать, что оно должно быть произведено днем. – «Переселяйся с места твоего в другое место». Не из Тел-Авива в другое поселение, потому что в ст. 8 пророк опять в Тел-Авиве, и не за город или в другой дом, а только разыгрывать переселяющегося, носить вещи и т. п., как подробно объяснено в следующих стихах. – «Может быть, они уразумеют». Выражение звучит большей надеждой на успех, чем аналогичное при призвании: «будут ли они слушать или не будут». Иез.12:4 .  и вещи твои вынеси, как вещи нужные при переселе­нии, днем, перед­ глазами их, и сам выйди вечером перед­ глазами их, как выходят для пере­селе­ния. Стих, как и 5–6, общее повеление 3 ст. описывает в частностях и подробностях. Пророк должен выносить из дома днем на глазах соседей вещи, указанные в объяснении 3 ст. и сложить их перед домом в том виде, в каком берут их в дорогу ( «как вещи нужные для переселения»), т. е. связанные и упакованные. А сам пророк должен выйти из дому для переселения только вечером, или потому что при наступлении вечерней прохлады вообще начинаются на восток путешествия, или чтобы приготовления к путешествию в течение целого дня побольше привлекло внимания окружающих, или вернее всего в знак ночного бегства Седекии (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

И будет, егда исторгну их, обращуся и помилую их, и возвращу их (Иер. 12:15). Здесь Бог доброй вестью о возвращении в прежнее достоинство приводит к покаянию тех грешников, которых ранее отклонял от идолослужения и срамных дел страхом плена и рабства Вавилонского, определенных нечестивым почитателям идолов.   Глава 13 Сия глаголет Господь ко мне: иди и стяжи себе чресленик (пояс) льняный и препояши того на чреслех твоих, и в воду да не внесеши того (Иер. 13:1). Пророку повелевается в этих двух образах представить народу грехи его и будущее пленение. Сначала Бог повелевает пророку, чтобы купил себе чресленик льняной, и чтобы ткач дал ему чресленик еще немытый и не омоченный в воде. Потом Господь говорит, чтобы пророк опоясался им, и после этого снял его и шел к реке Евфрату, закопал и спрятал его там, пока не сгниет. В этом образе Бог показывает народу Своему то поругание, какое терпели они в Египте, и ту славу, то велелепие, в какое облеклись они после исхода из рабства Египетского, когда были избраны Богом в собственный Его народ и в достояние Его; и это велелепие навсегда осталось бы при них, если бы они не повредили сами себе нечестивыми делами, и по своей лукавой воле не уподобились бы изветшавшему и сгнившему чресленику. Тако рече Господь Бог Израилев: всяк мех исполнится вина (Иер. 13:12). Вот и другая притча, которую вложил Бог в уста Иеремии и повелел сообщить её жителям Иерусалима, чтобы показать им, какие бедствия придут на них в конце времен, потому что придут вестники, извещающие о нападении Вавилонян, и все исполнятся страха и ужаса, и как пьяные утратят разум и чувство, и не будет у них ни сил, чтобы устоять, ни возможности, чтобы спастись, но как обезумевшие станут кружиться, отделяться друг от друга и придут в смятение. Такое-то вино принудят пить Иудеев враги их после того, как отринули они премудрость Божию, звавшую их пить чашу страха Господня. Угрозы эти правда Божия привела в исполнение и совершила на деле в день гнева, как ясно повествуется об этом во многих местах книг Царств. И сам Иеремия, верный свидетель, в плаче своем описал, что видел и что осязали руки его.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И как же поступила та целомудренная душа? Как он освободил себя от зла, если прогнать мерзавку не мог? Он не замедлил показать, что он ненавидит порок. Одной любви он противопоставил другую любовь: низкой — божественную. Он показал, что чистый и боголюбивый человек не пощадит даже своей плоти ради своего целомудрия. Он откусил себе язык и, вместо поцелуя, выплюнул его в лицо блудницы. Он принял единственное верное решение: погасить страсть страданием, а наслаждение — болью. 6. Из Отечника Кто–то спросил старца: — Почему меня искушает блудная страсть? — Потому что ты много ешь и спишь, — ответил старец. 2. Он же сказал: «Природа воздвигает вожделения, но напряженный подвиг гасит их». 7. Из аввы Марка Юноша должен обязать свою молодость слову Божию, как требует Сам Бог. В Писании сказано: Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения вашего (Рим 12,1). Все всплески плотского вожделения нужно истребить и иссушить малоядением, малопитием и всенощным бдением. Как сказал Пророк: Я стал, как мех в дыму, по уставов Твоих не забыл (Пс 118, 83). Поняв, что он Христов, юноша должен распять плоть со страстьми и похотьми (Гал 5,24). И еще: умертвите земные члены ваши (Кол 3, 5) не только для блудных дел, но и нечистоты, воздвигаемых лукавыми духами во плоти. Но не только до такой степени должен вершить борьбу готовящий себе истинный и непорочный венец совершенного девства. Он должен, следуя апостольскому учению, старательно умерщвлять само напоминание о страсти и ее действия. Но даже это еще не говорит о том, что человек, страстно стремящийся к Богу, дал поселиться в своем теле непорочному ангельскому девству. Ведь человек должен молиться об истреблении даже самого воспоминания, любого помысла о вожделении, который входит в ум даже без всякого движения и действия телесной страсти, просто из–за непостоянства ума. Этого можно добиться только благодаря высшей силе, помощи и содействию Духа, если только есть такие люди, которые удостоились столь высокой благодати.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

«И сказал Господь Бог Ною и сынам его с ним: „Вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, и со всякою душою, живущей с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа”. И сказал Господь Бог Ною: „Вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды вечные: Я полагаю радугу Мою на облаках, и она будет знамением вечного мира между Мною и между землёю. И будет, когда Я наведу облака с дождём на землю, то явится радуга Моя на облаках, и Я вспомню завет Мой, который между Мною и вами и между всякою душою живою; и Я увижу её, и вспомню завет вечный, и не будет более вода потопом”» ( Быт. 9:8–16 ). Если мудрые врачи спускают болезни человека сверху вниз, то более же всех мудрость Всевышнего: после того как Он солнцезарными лучами, как через трубочку, привлечёт воду воспарением теплоты, Он иссушает водоёмы, а влагу через облака претворяет в дождь. Радугу же Он сделал знамением и ещё повелевает ей поднимать изливающуюся воду, а чтобы опять, как будто это было не знамение, наполнившиеся водой облака не потопили землю, Он повелевает ей быть знамением человеческому роду жить без страха перед потопом. Ибо Сам Господь сказал: «Это будет знамением между Мною и вами и потомством твоим после тебя» ( Быт. 9:9 ). Радуга, по повелению Божию, собирает морскую воду, словно в мех, её солёность и горечь вытягивает в своей полости и готовит воду для плодов или, собирая разного рода воду, услаждает и наполняет ею недра облаков, чтобы, когда повелит Господь, дать дождь на землю. Изнутри радуги исходит шум: это её ветер, весьма слабый, пока он не начнёт раздирать облака, готовя путь воде и наполняя [ею] облака 439 . Радуга – не простое знамение, а трёхзначное: одна часть красная, другая белая и третья зелёная; её зелёный цвет знаменует премудрость и силу Слова и Бога всяческих, сходящего в мир; её белый цвет знаменует Святого Духа, ибо [Господь] повелел человеческому естеству второй раз родиться от воды и Духа, как и Сам Господь дал нам иорданскими струями образ очищения Духом и водою, и крестившись в воде, мы оставляем идольское неверие и бесовские козни; красный цвет знаменует кровь нашего Спасителя и Бога, ибо кровью нам подаётся знамение спасения. Как радуга, появляющаяся на облаках, велит нам не бояться потопа, так и Господь наш Иисус Христос, когда плоть Его была распята на кресте, повелевает нам не бояться дьявольских прелестей. «Когда Я вознесён буду от земли, всех привлеку к Себе» ( Ин. 12:32 ), ибо кровь и вода даются верующим из божественного и приснотекущего источника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается [над ее сыном, Исааком], и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни этой с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным из-за сына его [Измаила]. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся из-за отрока и рабыни твоей. Во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу [великий] народ, потому что он семя твое. Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее (Быт 21:9–14). Свернуть Песнь 4 В четвертой песни вспоминается распятие Иисуса Христа. Не совершив ни одного греха в Своей жизни, Христос добровольно пошел на смерть, искупив на Кресте грехи всего человечества. Он пожертвовал Собой, чтобы люди смогли войти в Царство Небесное. Вспоминая страдания Спасителя, святой Андрей образно пишет, что Иисус принес в жертву Свое Тело, чтобы воссоздать человека, а Кровь — чтобы омыть его грехи. «Тело Твое и кровь, распинаемый о всех, положил еси, Слове: тело убо, да мя обновиши; кровь, да омыеши мя;  дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю.» (Твое тело и Кровь, Слово, Ты принес в жертву за всех при распятии; Тело — чтобы воссоздать меня, Кровь — чтобы омыть меня, и Дух Ты, Христе, предал, чтобы привести меня к Твоему Отцу). Читать полностью отрывок из Библии И привели Его на место Голгофу, чтó значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирной; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому чтó взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский (Мк 15:22–26). Свернуть Песнь 5 В пятой песни упоминаются фараон, египетский правитель, современник Моисея, при котором еврейский народ сбежал из Египта. На службе у фараона находились волшебники Ианний и Иамврий. Когда брат Моисея Аарон, по повелению Бога, бросил перед фараоном жезл, последний превратился в змею. В ответ на это фараон призвал волшебников, которые сделали то же самое, однако жезл Аарона поглотил их жезлы. В библейском описании этого события имена волшебников не называются. Так их называет апостол Павел во Втором послании к Тимофею. Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере (2 Тим 3:8), — пишет он о людях, которые будут жить в последние времена. Преподобный Андрей сравнивает себя с фараоном и его слугами, оплакивая свою жестокость, упорство и другие грехи. «Яко тяжкий нравом, фараону горькому бых, Владыко, Ианни, и Иамври, душею и телом, и погружен умом, но помози ми» (По упорству я стал как жестокий нравом фараон, Владыко, по душе и телу я — Ианний и Иамврий, и по уму погрязший, но помоги мне).

http://foma.ru/ljudi-i-sobytija-v-kanone...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010