Вот на игрищах толчётся многое множество народа, пихают друг друга, выставляют зрелище дела бесовского, а церкви – стоят пустые, – когда бывает время молитвы, их там мало». Далее говорится, что в церкви надобно стоять благоговейно. «Вот, когда стоим в церкви, как осмеливаемся мы смеяться или шептать? Окаянный диавол внушает нам творить смех и шёпот, тогда как стоим мы перед Царём Небесным. Не достойны ли мы мук за то?.. Молю вас, други, будем стоять на молитве со страхом и с любовью друг ко другу. Будем достойно говорить в молитве: «да исправится молитва моя, яко кадило перед Тобою, воздеяние руку моею». Если руки твои не совершали никакого грабежа, ты хорошо говоришь – «воздеяние руку моею». Осматривай же руки твои, чисты ли они от грабежа и хапания ростов. Если же ты грабил, или брал лихву и корчемный прикуп, или чем-либо обидел другого, что запрещено святым писанием; то не говори о воздеянии и не воздевай рук твоих прежде, чем очистишься от зла. Ведайте и то, возлюбленные чада, что св. отцы наши как уставили дни поста по научению Господню и по заповеди Апостолов, так заповедали праздновать св. праздники, но праздновать не телесно, а духовно, чтобы мы работали не чреву в пьянстве, а молились Богу о своих грехах и кормили нищих... О! горе и ещё скажу – горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела хранителя и призываем на себя беса; пьянством удаляемся от Святого Духа и приближаемся к аду... Диавол, радуясь, говорит: никогда я столько не был доволен жертвами языческими, сколько пьянством христиан, – в пьянстве совершаются все дела моей воли... Слыша это, постараемся, братия, работать Господу и исполнять заповеди Его... Ему слава» 90 . Для монастырских сёл писано преп. Феодосием прекрасное «слово христолюбца», с обличением двуверным христианам 91 , тем, которые, исповедуя христианскую веру, выполняли и обряды язычества. «Как Илия Фесвитянин ревновал по Господе Вседержителе и заклал жрецов идольских, числом до 300; так и сей христолюбец (пишущий эти строки) не может терпеть христиан, живущих во двуверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Псалом 140 Псалом Давиду. «И сей псалом, – говорит бл. Феод., – заключает в себе одну мысль с предыдущим. Гонимый (т.е. Давид) Саулом умоляет Бога». Св. Златоуст говорит, что отцы установили читать этот псалом каждый вечер, как спасительное врачевство, и средство для очищения грехов. «Между тем, нельзя сказать, чтобы псалом этот был ясен». 1 . С Евр.: «Господи! к Тебе взываю; поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе». 2 . Да исправится 679 молитва моя яко кадило 680 пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. С Евр.: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя». Другие вместо: исправится – перевели: «да поставится, да уготовится» 681 . Указывается на принесение в ветхозаветном храме фимиама и вечерней жертвы, которая состояла из сожжения однолетнего, без порока, агнца, с мучным даром и возлиянием вина. Это были приятные жертвы Господу ( Исх. 29:39–41 ). А как для фимиама требуется огонь, так и для нашей молитвы требуется в душе огонь святой ревности; фимиам должен быть чист, состоять из лучших благовоний, так и молитва должна быть чиста, благоухать добрыми делами и чувствами святыми. Как агнец должен быть без порока, так руки, при воздеянии, должны быть чисты от скверных дел. Под. обр. Злат. Тогда молитва наша действительно исправится – примет должное направление, устремится к небу, примется Господом. Псалмопевец упоминает не об утренней, а вечерней жертве, конечно, потому, «что вечерняя жертва, как замечает св. Злат., довершает собою священнодействие и, по совершении ее, дневное служение». 3 . Положи, Господи, хранение 682 устом моим, и дверь ограждения 683 о устнах моих. С Евр.: «Положи, Господи, охрану устам моим; и огради двери уст моих». Поскольку язык человека есть, по выражению св. Апостола Иакова, неудержимое зло, и языка никто из людей сам собою удержать не может ( Иак. 3:6 ); то св. певец молит Господа даровать стражу, т.е. просвещенный верою разум, который, как добрый дверник, мог бы с точностию и великою осмотрительностию открывать и закрывать уста, знать, что нужно говорить и чего не говорить, когда и как следует; просит даровать дверь ограждения, т.е., по Афан. – силу воздерживать язык; по Злат. – «мысль, которая грозно стоит и держит в руках огонь, готовый сжечь употребляющих уста безрассудно».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

140-й псалом издревле входит в состав вечерни. Он написан Давидом во время скитания его в пустыне, где он скрывался от преследования Саула. Это видно из слов 6-го стиха: «вожди их рассеялись по утесам, и слышали слова мои, как они кротки» ( 1Цар. 24: 15 ), в которых содержится намек на то, что Давид не воспользовался случаем убить своего врага Саула в одной пещере, куда Саул уклонился однажды, не подозревая присутствия в ней Давида. Давид не коснулся помазанника Божия и в знак того, что Саул был в руках его, отрезал у него кусок плаща и потом вышел из пещеры вслед за Саулом и показал ему и его спутникам отрезанный кусок, говоря, что напрасно Саул гневается на него и подозревает во враждебных против него умыслах. Эти те кроткие слова, которые слышали из уст Давида враги его, гонявшиеся за ним, словно за дичью, по утесам пустыни, и разумеются в приведенном стихе псалма. Случай к написанию псалма необходимо иметь в виду для объяснения, как увидим, некоторых выражений его. Ст. 1. «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе». Положение, в котором находился Давид, преследуемый врагами, искавшими души его, было так тяжело, так безвыходно, что он, словно утопающий, не тихо и спокойно умоляет Господа о заступлении и помощи, а из всех сил взывает, кричит Ему о ней, научая и нас с подобной настойчивостью и рвением искать у Бога помощи в греховных искушениях и в напастях. Ст. 2. «Да исправится молитва моя, яко кадило перед Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя». Давид просит Господа, чтобы молитва его, возносимая к Нему из пустыни, вдали от места общественного богослужения, исправилась перед Господом, т.е. прямо вознеслась к престолу Его и принята была Им с таким же благоволением, с каким Он принял бы от него в скинии бескровную жертву кадила, или курение фимиама; просит Господа, чтобы молитвенное воздеяние к Нему рук его было так же угодно Ему, как угодна была бы жертва вечерняя из годовалого непорочного агнца, если бы он мог принести ее ( Исх.29:38, 39, 30:7, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

247 Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость»; см. также 28 прим. на 848 стр. и 29 прим. на 849 стр. 248 Это полагается по Чиновнику; кроме того, по «Служ. 1-я седм.» и «Служ. Стр. седм.», перед 1-м прокимном (после «Премудрость») возглашается – «Вонмем», а перед надписанием 1-й паремии – «Премудрость»; см. также 28 прим. на 848 стр. и 29 прим. на 849 стр. 249 Молящиеся в это время; обыкновенно, повергаются на колена и преклоняют главы к земле. – По мнению «Цер. Вестника», священнику, при служении без диакона, нет оснований произносить: «повелите» (Ц.В. 1896, 12). 250 В древности осенение возожжённою свечою имело связь с наступлением сумерек и с возжжением в храме светильников. От светильника, выносимого из алтаря, зажигались прочие светильники храма. Но, имея первоначальную причину в простой потребности осветить храм, указанное действие рассматривалось и как знаменующее благодатное действие Иисуса Христа, просвещающего души верующих и в частности оглашенных, готовящихся к крещению, которые, пред выходом их из храма, осенялись зажжённой свечой, в знаменование благодатного света, получаемого в крещении (Рук. д.с.п. 1897, 11). – Допускаемое иными иереями осенение Трикирием не согласно с Уставом и Служебником, указывающими употреблять для этого «свещник со свещею». 251 Паремии «Дне» см. в Триоди; иногда после обычных двух паремий (см. также 554 и 591 стр. печатного оригинала) полагаются ещё паремии празднику (см. Служеб. и в Уст. Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт.); сначала читаются паремии дне (из Триоди), потом праздника (из Минеи). 252 Паремии «Дне» см. в Триоди; иногда после обычных двух паремий (см. также 554 и 591 стр. печатного оригинала) полагаются ещё паремии празднику (см. Служеб. и в Уст. Мр. гл. 24 фвр., 9 и 25 мрт.); сначала читаются паремии дне (из Триоди), потом праздника (из Минеи). 253 Сначала чтец, стоя пред царскими вратами, поёт: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. И по пении чтеца, лик поёт то же. Таже чтец: Стих 1-й: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Стих 2-й: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Стих 3-й: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. После каждого этого стиха лик поёт: Да исправится. Затем чтец поёт: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, а лик уже оканчивает: Воздеяние руку моею жертва вечерняя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

— 9го часа. — Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас. Молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон) . Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (поклон) . Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (поклон) . Вечерня. Вечерня на литургии Преждеосвященных Даров — до малого входа совершается по обыкновенному чину. После пения гимна: «Свете тихий…», чтец посреди церкви читает две паремии: одну — из книги Бытия, повествующую о сотворении мира, грехопадении Адама и Евы и несчастных его последствиях, другую — из Притчей Соломоновых. После первой паремии, священник, стоящий пред престолом, появляется в царских вратах, держа в руках кадило и стоявшую пред святыми Дарами свечу, осеняет крестообразно народ и возглашает: Премудрость! Прости! Свет Христов просвещает всех! Этими словами священник указывает на тот Божественный Свет, который в Ветхом Завете, до пришествия Иисуса Христа на землю, просвещал, среди языческой тьмы Богоневедениия, ветхозаветных праотцев и пророков. При этом благословении предстоящие преклоняются до земли, изъявляя тем свое благоговение к Превечному Свету, «просвещающему все концы земли». После второй паремии, три певца отделяются от хора и, став пред царскими вратами, поют следующие стихи из 140 псалма Давида: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею — жертва вечерняя. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя. Господи, к Тебе взываю: поспеши ко мне; внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

В Св. Писании встречается указание на шесть действий, для выражения молитвенного настроения молящегося: возведение очей на небо 1486 , наклонение главы 1487 , наклонение до земли или падение ниц 1488 , преклонение колен 1489 , биение в перси 1490 и воздеяние или поднятие рук 1491 . Все эти действия имеют свое значение и каждое отвечает, преимущественно, тому или другому чувству молящегося. Поднятие рук в молитве есть обычай древний и общечеловеческий. Не только те, которые были озарены Духом Святым – Моисей 1492 , Давид 1493 , Соломон 1494 – молились с воздетыми руками 1495 , но и язычники, руководимые в молитве разумом и природой, с молитвой простирали к небу свои руки 1496 . Молитва с воздетыми руками показывает живую веру в Бога, – в этом смысле Давид говорит: воздвигните руки ваши к святилищу 1497 , показывает чувство зависимости от Бога и упование на Промысел, – в этом отношении было обыкновение и в клятве простирать руки к небу 1498 . Христианин, поднятием рук, показывает веру во Христа, вознесшегося на небо и снова имеющего придти судить живых и мертвых 1499 , и поднятие рук служит, таким образом, знамением креста и выражением того, что молящийся уповает не на достоинство своих молитв, но на заслуги Спасителя. В общественной молитве это поднятие рук служит руководительным знаком для молящихся. Предстоятель, воздевая руки к небу, этим дает знать участвующим с ним в молитве, чтобы они возбудили в душе благоговение, разверзли глубины своего сердца и вознесли бы к Богу «дыхание своего духа» 1500 . Руки, как орудие внешней деятельности, означают внешние дела. Чистые руки – σους χερας 1501 означают не только избежание злодеяний – убийства 1502 , мздоимства 1503 и прочих грехов, которыми оскверняется все тело 1504 , но и тщательное исполнение заповедей Божиих 1505 , а по Златоусту 1506 и Икумению 1507 – благотворение и милостыню. «Ты скажешь, – пишет Златоуст, – как могу быть уверен в том, что получу просимое? Если ты не просишь ни о чем несогласным с тем, что Бог готов дать тебе..., если имеешь, чистые, преподобные руки, а преподобные руки те, которые творят милостыню, если, таким образом, приступаешь, то, во всяком случае, получишь просимое 1508 . Поэтому, одной внешней чистоты рук недостаточно для молитвы. Для нее, именно, для достижения главнейшей цели молитвы – спасения, необходима и внутренняя чистота молящегося, любовь к ближнему 1509 и искренняя вера в Бога 1510 . Первое выражает Апостол понятием ργς, второе – понятием διαλογισμο.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

—672— в) Движения рук. У Закавказских прыгунов, при нарастании общего двигательно-экстатического возбуждения, «сами собой поднимаются кверху руки», после чего иногда «быстро, как плети, опускаются на колени» 2547 ; некоторые «закладывают себе руки за голову» или размахивают ими. 2548 Когда одно собрание Амурских прыгунов, осененное «духом», пришло в экстатическое движение, молодая сектантка, стоявшая у порога, «то и дело подергивала плечами, поднимала кверху то одну, то другую руку, как школьник в классе, желающий показать пред учителем свои познания, и помахивала в воздухе белым платочком». 2549 Хлыст Ив. Утицкий в экстатическом возбуждении «потрясал и похлопывал руками». 2550 На экзальтированном молении Оренбургских хлыстов в ст. Краснохолмской (в 1861 г.) казак Войтин «с неистовством махал рукою, перебирая пальцами, бил в ладоши и делал скверное коверкание плечами». 2551 Сподвижник Войтина Василий Балабанов на молениях «то воздевал руки к небу, то простирал их крестообразно». 2552 По словам Василия Дерютина, организатора хлыстовской секты в селе Супоневе (Брян. у., Орл. г.), религиозный восторг может выражаться «в воздеянии рук и восплескании рук». 2553 Экстатические движения рук вверх и в стороны (воздеяние и распростирание) иногда у сектантов как бы замирают в виде тонической судороги, образуя устойчивую и выразительную позу распятия (attitude du crucifiement), т.е. одну из наиболее распространенных среди христианских мистиков «страстных поз (attitudes passionnelles или poses —673— extatiques), осложненную каталепсией. 2554 Художник В.В. Верещагин рассказывает, как на прыгунском молении в Закавказье один сектант «поднимал руки и голову кверху и так оставался, как прикованный». «Эти поднятия рук, говорит он, я часто видел и только удивлялся, как они не устают держать их в таком положении чуть не по целому часу». 2555 Закавказский прыгун Аким Упырев в этом отношении превосходил других: «он ухитрялся простаивать с поднятыми кверху руками по столько времени, что другие по два и по три раза опускали руки для отдыха».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так, известно, что Моисей молился с воздеянием рук во время битвы израильтян с амаликитянами. Ап. Павел также советовал христианам молиться при воздеянии рук («воздевая чистые руки»). Ориген и Климент Александрийский смотрят на этот жест, как на самый обыкновенный. Другие учители Церкви приписывали воздеянию рук таинственное значение. Они толковали этот жест как знамение креста, видели в нем образ креста. Так смотрят на этот жест уже Минуций Феликс , а в последующее время – Амвросий, Евсевий. Т[аким] о[бразом], мы можем заключить, что на первых порах этот жест заменял знамение креста. На древних изображениях, на мозаиках в катакомбах мы встречаем изображения лиц с воздетыми руками, а такое положение было, несомненно, молитвенным положением. С употреблением крестного знамения этот жест стал выходить из практики, и ныне он сохраняется и употребляется, как особенность священнического служения. Жесты невольные: биение в грудь – знак покаяния и сокрушения. И[исус] Христос не осудил этого жеста и упоминал о нем в притче о мытаре и фарисее. Но, тем не менее, этот жест не получил среди христиан широкого распространения, и именно потому, что он содержит в себе слишком много театрального элемента. Уже в древние времена слишком широкое развитие жестов, доходившее до крайностей, вызывало обличения со стороны учителей Церкви. Так, Киприан говорит: «Творить молитву мы должны спокойно...»; Златоуст: «Неприлично высоко поднимать руки», повертывать всем телом, стучать ногами и т. п. Указанные нами жесты вполне естественны и потому легко могли перейти в чисто театральные, смотря по живости чувств молящегося. Есть иного рода жесты и действия, которые можно назвать более или менее искусственными, каковы: обнажение головы во время молитвы, обращение к востоку, крестное знамение, курение фимиама, возжжение светильников и т. п. Обнажение головы молящегося – этот обычай чисто христианский. У иудеев и вообще восточных народов, напротив, считалось обязательным приступать к молитве с покрытой головой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Krasno...

Так как Он принимает всех первенцев в благочестии, то вместе с ними и Сам называется первородным, почему Павел и говорит: «Он был первородным между многими братиями» (Римл.8:29). Однако, о человеке можно бы сказать многое; но отложим речь до дальнейшей беседы о шестом дне, в который человек и создан, чтобы, с помощью благодати Божией, совершен­нее и яснее, по мере наших сил, было слово. Скажем тогда не от собственных домыслов, а на основании того, чему мы научены. Общедоступен источник, общедоступны все предле­жащие дары, если только мы желаем с усердием прилежать к ним. Теперь же обратимся к наставлению нравственному.    9. Вчера мы сказали, каково должно быть воздеяние рук; сказали именно, что оно должно быть воздеянием рук, предан­ных благочестию. Дающий бедному пусть говорит: «поднятие рук моих». Поднимающий падшего пусть говорит: «поднятие рук моих» (Пс.140:2). Изъясним начало псалма, так как мы должны во всяком случае знать то, что поем. Почему мы го­ворим: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою» (Пс.140:2). Никакой фимиам не направляется, потому что Бог не услаждается благовонием духов. Что же значит: «Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою»? Какое кадило? Два жертвенника было в скинии: один во внешнем дворе, под открытым небом, другой — в святилище, под кровлей. Внутренний жертвенник предназначен был только для курения фимиама, а не для про­лития крови, а внешний жертвенник — для принесения в жертву животных, хлебов и всего прочего. Внешний алтарь Бог повелевает Моисею сделать из неотесанных камней, а вну­тренний, находящийся в скинии, из полированного золота. Надо изъяснить, на что указывает чрез это благодать Божия, указы­вает на два рода людей, служащих славе Божией: людей необразованных и образованных. У человека, говорящего не­правильною или варварскою речью слова подобны неотесанным камням; тем не менее, они пригодны для жертвенника. С дру­гой стороны, шлифованным золотом называется драгоценный камень. И ни этот не отбрасывается, ни тот не отвергается, так как и там — жертвенник Бога, и здесь — жертвенник Бога. Далее благовоние составлялось из четырех веществ: стакти, оникса, халвана и ливана. Подобно тому как из четырех ве­ществ составляется благовоние, так и добродетель состоит из различных частных добродетелей. Поэтому Давид и говорит: «да исправится молитва моя, яко кадило пред тобою», — подобно тому, как это последнее, слагаясь из многих частей, делается одним благоуханием. Если, говорит, войдет с молитвою человек, соблюдающий пост, милостыню, веру, то пусть четыре­хвидная добродетель его будет подобна этому фимиаму, направ­ляющемуся пред лицо Твое.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

137 По некоторым традициям священник затем целует окуренную фимиамом звездицу, и также творит с покровцами и воздухом. 139 Взяв покровец для покрытия дискоса (а равно и для чаши), прежде окурения, нужно отряхнуть его, т. к. случается, особенно осенью, в них укрываются насекомые. Так же следует поступить и с воздухом. 140 Со словами «Во гробе плотски» кадит престол с запада, «во аде же с душею, яко Бог» – с юга, «в рай же с разбойником» – с востока, и со словами «и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, Неописанный» кадит престол с севера. 141 С той лишь разницей , что сначала жертвенник и затем горнее место, а не наоборот, как на вечерне. 142 Вообще существует четыре практики воздеяния рук при чтении молитв перед началом литургии. Первая – воздевать четыре раза: первый на «Царю Небесный», дважды на «Слава в вышних Богу» и четвертый на «Господи, устне мои отверзеши». Вторая практика: первый раз воздевать на «Царю Небесный», дважды на «Слава в вышних Богу», а «Господи, устне мои отверзеши» произносить, не воздевая. Третья практика: первый раз воздевать на «Царю Небесный», второй раз на двукратное произнесение «Слава в вышних Богу» и третий раз на «Господи, устне мои отверзеши». Четвертая практика: «Царю Небесный» говорить без воздеяния рук, воздевать же дважды на двукратное произнесение «Слава в вышних Богу» и третий на «Господи, устне мои отверзеши». 143 Если воздеяние рук совершается первым, вторым или четвертым образом (см. пред. прим.), то поклонение может творится и после первого прочтения «Слава в вышних Богу», и после второго. 144 После этой молитвы и перед целованием Евангелия и престола также творят поясное поклонение. 145 По иной практике он целует руку священника и, обходя св. престол, с северо–восточной его стороны, кланяется горнему месту и священнику. 146 По некоторым традициям, особенно в монастырях и храмах, где служит архимандрит или митрофорный протоиерей, диакон, перед выходом на солею, отверзает царские врата, и литургия начинается с открытыми царскими вратами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010