Затем, перед св. престолом священник с воздеянием рук 142 молится, произнося: «Царю Небесный...». Диакон в это время воздевает правою рукою конец ораря, как во время произнесения ектении. После прочтения этой молитвы оба делают поясной поклон. Потом священник снова воздевает руки и читает дважды: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». По прочтении 143 опять следует поклонение. В третий раз священник читает с воздеянием рук: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» 144 и, по прочтении, священник целует Св. Евангелие, а диакон – край св. престола. Диакон, держа орарь тремя перстами правой руки, наклонив голову, испрашивает благословения у священника, говоря: «Время сотворити Господеви, владыко благослови». Священник благословляет диакона с произнесением слов: «Благословен Бог наш...» Диакон, получив благословение, все еще с наклоненной головой, испрашивает молитв священника для себя, говоря: «Помолися о мне, владыко». Священник отвечает: «Да исправит Господь стопы твоя». Диакон: «Помяни мя, владыко». Священник: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно, и во веки веков». Диакон отвечает: «Аминь» и, поклонившись 145 священнику, обходит св. престол 146 и выходит на солею северными вратами (см. рис. 23). Став перед царскими вратами на амвоне, он трижды поклоняется молясь (тайно): «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою». Затем, воздевши орарь, велегласно возглашает: «Благослови, владыко». Начальный возглас литургии Священник, взяв Св. Евангелие, изображая им знак креста над антиминсом, произносит возглас: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Лик: «Аминь». По произнесении возгласа иерей целует Св. Евангелие и полагает его на св. антиминс. Великая ектения Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся» (так же, как и на всенощном бдении). Причем к великой ектении (а равно и к сугубой) могут присоединяться и особые прошения, печатаемые в «Иерейском молитвослове», Требнике и при различных случаях особо издаваемые Церковным правлением. На великой ектении эти прошения присоединяются после прошения «О плавающих...» и, в таком случае, присоединяются особые тропари на входе, особые Апостол и Евангелие и особый киноник (причастен).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

И поем Да направится молитва моя: Пс 140:2,1,3–4 . Во время пения все лежат ниц, предстоятель же, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник. Чтец поет: Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою,/воздеяние руку моею,/жертва вечерняя. Канонарх: Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё,/возношение рук моих/– как жертва вечерняя. Лик поет тоже: Да исправится молитва моя: Хор: Да направится молитва моя: Таже чтец, стих 1: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя,/вонми гласу моления моего,/внегда воззвати ми к Тебе. Канонарх: Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе. Лик: Да исправится молитва моя: Хор: Да направится молитва моя: Чтец, стих 2: Положи, Господи, хранение устом моим,/и дверь ограждения о устнах моих. Канонарх: Поставь стражу, Господи, к устам моим,/и дверь ограждающую для губ моих. Лик: Да исправится молитва моя: Хор: Да направится молитва моя: Чтец, стих 3: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия,/непщевати вины о гресех. Канонарх: Не уклони сердце моё к словам порочным/измышлять оправдания грехам. Лик: Да исправится молитва моя: Хор: Да направится молитва моя: И паки чтец поет: Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою. Канонарх: Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё. И лик поет: Воздеяние руку моею,/жертва вечерняя. Хор: Возношение рук моих/– как жертва вечерняя. И по исполнении творим поклоны три: Затем, по обычаю, совершаем три поклона с молитвой: Молитва св. Ефрема Сирина Иерей: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Поклон. Священник: Господи и Владыка жизни моей, духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/bozhestve...

VII. Господи, воззвах и стихиры Пс. 140 . Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи! †. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! Услыши мя, когда взыщу помощи Твоея в борьбе с грехом, когда начну вступать на тесный, тернистый путь заповедей Твоих. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. †. Да направится молитва моя, да вознесется пред Тобою, как фимиам кадильный, – да не тяготеет к земле душа моя, к земным заботам и удовольствиям. Приими молитвенное воздеяние рук моих, как жертву вечернюю. Читается: Положи, Господи, хранение устам моим и проч. стихи 140 и 141 псалмов. Пение стихов и стихир Псл.141:7. Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. Душа моя в заботах земных, в скорбях, в страстях греховных, как в темнице пребывает; освободи меня от них, чтобы чистым сердцем Тебе славити. И поется стихира первая. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Меня примут праведники, когда воздашь мне благодать Твою, когда соделаешь меня носителем Духа Твоего Святаго. † Стихира вторая. Пс.129:1 . Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. †. Стихира третья. Пс.129:2 Да будут уши Твои, внемлющие гласу моления моего.†. Стихира четвертая. Пс.129:3,4 Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. Яко у Тебе очищение есть. Если беззакония наши отмечать, то кто устоит правым пред Тобою? Только у милосердия Твоего наше очищение, прощение грехов. †. Стихира пятая. Пс.129:5 . Имене ради Твоего потерпех Тя, Господи, потерпе душа моя в слово Твое, упова душа моя на Господа. Ради имени Твоего Святаго претерплю все скорби, лишения, бедствия сей жизни, – ради того, чтобы сохранить имя – звание христианина. †. Стихира шестая. Пс.129:6 . От стражи утренния до нощи, от стражи утренния да уповает Израиль на Господа. От раннего утра до глубокой нощи, от первого часа до последнего, весь день, всю жизнь да уповает народ Божий на Господа. Утверди нас! †. Стихира седьмая.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Это «воздеяние рук» сохранилось в наше время только как литургийный жест священника, например, во время Херувимской песни или евхаристического канона. В древности, совершая поклон, христиане поднимали руки к небу, устремляя взор ввысь, а затем без крестного знамения падали на колени, касаясь лбом земли. Воздеяние рук на молитве не есть изобретение христиан. Этот религиозный жест универсален, как и поклоны. Воздевали руки и преклоняли колени практически во всех развитых религиозных традициях. Достаточно вспомнить знаменитый тибетский поклон. Молитву с поднятыми к небу руками поминает даже апостол Павел: «Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» (1 Тим. 2:8). Древность знала и более глубокий поклон, когда молящийся простирался ниц всем телом, раскидывая руки крестообразно. Сейчас этот вид поклона сохранился только в монашеском постриге. Устало спросим: зачем это все? Неужели Богу нужны наши поклоны? Фото: Виктор Велин/lifeisphoto.ru/velinvn Нужны. Потому что нашему Отцу дорого все, что мы делаем искренне и от всего сердца. Ведь это так естественно, когда молится душа, когда чувства переполняют сердце, запечатлеть этот избыток сердца в священном действии, явить этот избыток, дать ему излиться в телесном проявлении, позволить ему воплотиться. Молитва – действие глубоко таинственное и личное. Избыток сердца вовлекает в молитву тело. Но бывает и наоборот: молящееся тело заражает молитвой душу, будит ее. Человек един и неделим. Если ты помолился телом, но не сумел разбудить душу, ты все-таки помолился. Молилось тело. Это тоже немало. Этот надежный путь от тела к душе хорошо знают опытные педагоги. Станиславского вряд ли можно назвать церковным человеком, но однажды, пытаясь добиться от своего актера «тяжелой» интонации в монологе, он заставил его на репетиции держать в руках громоздкий стул. Эта тяжесть в руках помогла актеру понять и поймать нужную интонацию. Он шел от тела к душе. Если дремлет душа, самое простое – попытаться разбудить ее через тело. Поэтому старинные учителя много работали над осанкой учеников, их манерой держаться, правильно ходить, сидеть, вести себя за столом. Нельзя этот метод переоценивать. Не следует и недооценивать.

http://pravmir.ru/postnoe-pismo-4-kto-po...

Псалом 140 Пс.140:1 . Псалом Давиду. Господи, воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Песнь Давидова. СОДЕРЖАНИЕ Сей псалом одного содержания с предыдущим. Святый Златоуст замечает, что он по уставу отцев обыкновенно читан был на вечерни, так как псалом 62 обыкновенно читается на утрени. Итак оба содержат теплую молитву к Богу: но оный утренний прогоняет тьму нощную, и озаряет нас солнечными лучами, а сей вечерний очищает скверну грехов, содеянных днем, дабы могли мы спокойным сном наслаждаться ночью. Из сего начала явствует, что Давид немаловажному искушению подвержен был, когда так молился: ибо одни и те же слова многократно повторяя, сильно настоит, требуя помощи. И хотя не можно утвердительно сказать, в какое время сложил он сей псалом, но можно догадываться, что написал его во время тяжких гонений, претерпенных от Саула. Впрочем, примером своим научает нас прямо прибегать с молитвою к Богу и не искать посторонних помощей, как делают мирские люди, оставляя долг молитвы. Давид взывает к Богу, а мирские люди, прежде нежели возопиют к Нему, призывают небо, землю, людей, счастие и все свои мечты: а хотя иногда и возносят гласы свои к Богу, но негодуют и ропщут, так что более воют, нежели молятся. Пс.140:2 . Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Здесь объясняет, чего у Бога просит, и в чем услышан быть желает. Во-первых, по порядку просит, дабы Бог помог ему в молитве. Ибо как Апостол говорит: о чесом помолимся, якоже подобает, не вемы, но сам Дух ходатайствует о нас, и способствует нам в немощех наших ( Рим. 8:26 ); тако и Давид того же просит, дабы Господь содействием благодати Своея помог ему богоугодно молиться. Качества богоугодныя молитвы объясняет подобием фимиама, приносимаго во храме по повелению Божию по утру и в вечеру ( Исх. 30 ). Воздеяние рук ( Пс. 133:2 ) означает ту же молитву, ибо Иудеи обыкновенно молилися, воздевая руки к небу, как и мы также молимся ( 1Тим. 2:8 ). Под именем – жертвы вечерния – разумеется приношение фимиама, которое бывало в вечеру, как сказано выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Во второй части Поучения проповедник обличает своих слушателей в некоторых частных заблуждениях и пороках, господствовавших в его время, и преподает частные наставления. Прежде всего, указывает на остатки язычества: «Например, не по-язычески ли мы поступаем? Если кто встретит чернеца, или черницу, или свинью, или лысого коня, то возвращается назад — разве это не по-язычески? Такого суеверия держатся по наущению от дьявола. Иные верят чиханью, которое часто бывает на здравие главе; но этим обольщает дьявол, равно как и другими обычаями и искушениями, удаляющими нас от Бога: волхвованием, чародеянием, блудом, запоем, резоиманием (мздоимством), приклады (ростом, или лихвою?), воровством, лжею, завистию, клеветою, зубами (дракою?), скоморошеством, гуслями, сопелями и другими играми и непотребными делами...» Потом укоряет за непристойное стояние в церкви и учит достойно молиться Богу: «И вот еще, когда стоим в церкви,— как смеем мы смеяться или творить шепот? Припадает окаянный дьявол и внушает нам творить смех, и шепот, и другие непотребства, когда мы стоим в церкви пред Царем Небесным — какой муки мы за это не достойны!.. Молю вас, братие, да стоим на молитве со страхом и любовию друг к другу и, молясь воистину, будем взывать: Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею. Если руки твои не совершали никакого грабежа, хорошо говоришь: Воздеяние руку моею. Потому осматривай руки твои и испытывай, чисты ли они от грабежа и мздоимства. Если же ты грабил, или брал лихву и корчемный прикуп, или кого приобидел чем-либо, что запретило Святое Писание, то не говори, не воздевай рук твоих, пока не очистишься от всякого зла...» Далее — преподает урок касательно постов и праздников: «Ведайте и то, возлюбленные чада, что святые отцы наши уставили постные дни по научению Господню и по заповеди святых апостол и заповедали праздновать святые праздники не телесно, но духовно, чтобы мы не чреву работали неприличным пьянством, но молились Богу о своих согрешениях, кормили с собою немощных, питая тело земным брашном, а душу — духовным, которое называется хлебом ангельским и снесено с неба в священных книгах,— и все это творили с любовию, без которой никакая добродетель не приносится Богу, живя в мире не только с друзьями, но и со врагами...» Наконец, с особенною силою восстает против пьянства: «О горе, и еще скажу, о горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела-хранителя и привлекаем к себе злого беса; чрез пьянство удаляемся от Святого Духа и приближаемся к аду...

http://sedmitza.ru/lib/text/435813/

2. Священные действия и положения молитвенные, принадлежащие священнослужителям вместе с мирянами й) Крестное знамение Между молитвенными действиями православных христиан первое место занимает крестное знамение или изображение рукою четвероконечного креста. Оно состоит в том, что три первые перста правой руки соединяются вместе, а два остальные пригибаются к ладони, и потом, с сложенными таким образом перстами, рука прикладывается ко лбу, к плечам и к груди. Такой способ изображения креста, несомненно существующий с древних времен, имеет высокое знаменование. По изъяснению богомудрых писателей, крестообразное движение рукою означает крест Христов; прикладывание руки–освящение наших сил и способностей; три первые перста–троичность и единосущие Божества; два последние–Сына Божия, в двух естествах сошедшего на землю ради нашего спасения. При таком важном значении крестное знамение имеет великую силу и употребляется, как действие молитвенное и освятительное. Вознося молитвы с знамением креста, мы выражаем ту мысль, что наши молитвы могут быть действенными по силе крестных заслуг Богочеловека, а употребляя крестное знамение для освящения наших вещей, наших дел, воздуха, нас окружающего и др. мы всему сообщаем святость, привлекаем на все благодать Божию и отгоняем враждебных демонов. Само собою разумеется, что такую силу имеет знамение креста только под условием глубокой сердечной веры и благоговения; совершаемое же без веры, небрежно, оно делается кощунством. к) Воздеяние рук Воздеяние рук есть молитвенное действие, совершаемое во образ распятого Господа и известное даже в Ветхом Завете, напр. в истории битвы Евреев с Амаликитянами. Спаситель и Апостолы молились с воздеянием рук; мирянам это не воспрещается; впрочем, обычай церковный усвоил этот обряд преимущественно архиереям и иереям в определенных случаях, напр. пред началом литургии, пред перенесением св. Даров и пред их совершением. л) Преклонение головы Преклонение головы означает как внимание к тому, что читает священник, так и полную готовность следовать указаниям Слова Божия; вообще–смирение и преданность воле Божией. м) Поклоны

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как фимиам и сам по себе хорош и благовонен, но особенно издает благоухание тогда, когда бывает положен на огонь, так и молитва и сама по себе хороша, но бывает лучше и благовоннее тогда, когда приносится от души пламенеющей ревностью, когда душа становится кадильницею и возжигает в себе сильный огонь, фимиам не был полагаем прежде, не­жели был разложен огонь или разгорались угли; тоже и ты делай с душою: сначала воспламеняй ее ревностью, и тогда по­лагай в нее молитву. Пророк просит, чтобы молитва его была как кадило, а воздеяние рук как жертва вечерняя, потому что, то и другое благоприятно Богу. Как? Если то и другое бу­дет чисто, если то и другое будет непорочно, – и язык и руки, – эти чисты от любостяжания и хищения, а тот сво­боден от злословия. Как в кадильнице не должно быть ничего нечистого, а только огонь и фимиам, так и уста не должны произносить ни одного скверного слова, но слова исполненные святости и хвалы; также и руки должны быть кадильницей. Пусть же будут уста твои кадильницей, и смотри, чтобы не наполнять их навозом. Так поступают те, которые произносят срамные и нечистые слова. Почему же Псалмопевец не сказал: жертва утренняя, но: вечерняя? Мне кажется, это сказано безразлично. Если бы он сказал: утрен­няя, то любопытный спросил бы: почему он не сказал: вечер­няя? Если же кто хочет слышать не из одного любопытства, то скажу, что утренняя жертва еще ожидает вечерней, а вечерняя довершает собою священнодействие, и по совершении ее дневное служение не остается как бы незаконченным, но уже совершилось и получило конец. А что значит воздеяние рук во время молитвы? Так как руки служат орудием при совершении многих злых дел, как-то: побоев, убийств, хищения, любостяжания, поэтому самому нам и повелевается воздевать их, чтобы служение в молитве было для них пре­пятствием ко злу и воздержанием от порока, чтобы ты, наме­реваясь похитить или присвоить что-нибудь, или убить другого, и вспомнив, что ты будешь простирать свои руки, как бы хо­датаев пред Богом, и ими приносить духовную жертву, не посрамлял их и не делал их безответными от служения порочным делам. Итак, очищай их милостыней, человеколю­бием, помощью нуждающимся, и потом простирай их на мо­литву. Если ты не позволяешь себе приступать к молитве с неумытыми руками, то тем более не должен осквернять их грехами. Если ты боишься меньшего, то тем более страшись большего. Молиться с неумытыми руками не так непристойно; а простирать руки, оскверненные множеством грехов, – это навлекает великий гнев Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1071...

   «Если ты просишь Его с милостыней, то Он благоволит к тебе; если просишь Его с милостыней, то даешь Ему взаем и получишь прибыток. Так внушаю вам: не за воздеяние рук можно быть услышанным; прости­рай руки свои не к небу, а к рукам бедных. Если ты будешь простирать руки к рукам бедных, то достигнешь самой высоты неба; а если станешь, воздевать руки без плода, то не получишь никакой пользы. Скажи мне: если бы пришел к тебе царь в порфире и стал просить тебя, то не отдал ли бы ты ему охотно всего имущества? Ныне же просит тебя устами бедных Царь не земной, а Небесный, и ты стоишь, не обращая на Него внимания, и откладываешь подаяние. Какого ты достоин за это наказания? Подлин­но, не за воздеяние рук и не за множество слов, но за дела можно быть услышанным». «Будем искать тех добродетелей, которые и для нас са­мих спасительны, и для ближнего полезны. Таковы милостыня и молит­ва; впрочем, молитва сама заимствует свою силу и воскрыляется от мило­стыни. Молитва твоя, сказано, и милостыни твои взыдоша на память пред Бога. И не только молитва, но и пост так же от милостыни заимствует свою твердость. Если ты постился без милостыни, то пост твой не есть пост, и такой человек хуже обжоры и пьяницы... Но что я говорю — пост? Хотя бы ты был непорочен, хотя бы соблюдал девственность, но если не творишь милостыни, будешь вне брачного чертога... Тот, кто не творит милостыни, непременно должен погибнуть». И милостыня не только яв­ляется условием богоугодности наших молитв и обращений к Богу, но сама обладает великой благодатной силой, приближающей нас к Богу и очи­щающей грехи. «Будем, — увещает св. отец, — всячески стараться очи­стить себя от скверны. Очищается же она, во-первых, крещением, а потом и другими многообразными средствами. Бог по своему человеколюбию да­ровал нам разнообразные средства к очищению и после крещения. Первое из этих всех средств — милостыня, так как сказано: милостынями и ве­рой очищаются грехи». И св. Иоанн Златоуст постоянно говорит своим слушателям о том, что милостыня «очищает грехи», «уничтожает грехи наши».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4064...

Вот на игрищах толчется многое множество народа, пихают друг друга, выставляют зрелище дела бесовского, а церкви – стоят пустые, – когда бывает время молитвы, их там мало». Далее говорится, что в церкви надобно стоять благоговейно. «Вот, когда стоим в церкви, как осмеливаемся мы смеяться или шептать? Окаянный диавол внушает нам творить смех и шепот, тогда как стоим мы пред Царем небесным. Не достойны ли мы мук за то? ... Молю вас, други, будем стоять на молитве со страхом и с любовию друг к другу. Будем достойно говорить в молитве: «да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею». Если руки твои не совершали никакого грабежа: ты хорошо говоришь – «воздеяние руку моею». Осматривай же руки твои, чисты ли они от грабежа и хопания ростов. Если же ты грабил, или брал лихву и корчемный прикуп или чем-либо обидел другого, что запрещено святым писанием: то не говори о воздаянии и не воздевай рук твоих прежде, чем очистишься от зла. Ведайте и то, возлюбленные чада, что св. отцы наши как уставили дни поста по научению Господню и по заповеди апостолов так заповедали праздновать св. праздники, но праздновать не телесно, а духовно, чтобы мы работали не чреву в пьянстве, а молились Богу о своих грехах и кормили нищих... О! Горе и еще скажу – горе пребывающим в пьянстве! Пьянством отгоняем от себя ангела хранителя и призываем на себя беса; пьянством удаляемся от св. Духа и приближаемся к аду... Диавол, радуясь, говорит: никогда я столько не был доволен жертвами языческими, сколько пьянством христиан, – в пьянстве совершаются все дела моей воли... Слыша это, постараемся, братия, работать Господу и исполнять заповеди Его... Ему слава». 57 Для монастырских сел писано пр. Феодосием прекрасное «слово христолюбца», с обличением двуверным христианам 58 тем, которые, исповедуя христианскую веру выполняли и обряды язычества. «Как Илия Фесвитянин ревновал по Господе Вседержителе и заклал жрецов идольских, числом до 300: так и сей христолюбец (пишущий эти строки) не может терпеть христиан живущих во двуверии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010