В-третьих: жертва должна приноситься во исповедание превысочайшего Владычествия Божия. чтобы показать нашу зависимость от Него. Убивать животных можно и для того, чтобы поесть, и употребить их для здоровья, но кто назовет это жертвой? На­стоящая жертва должна приноситься с таким намерением: «Я приношу эту жертву Тебе. Господу Богу моему, потому что я знаю, что Ты Господь и Бог мой. благодаря Которому я имею все, что имею, прими же от меня эту дань моего рабства и послушания, которую я должен Тебе, Господу и Творцу Моему». В-четвертых: истинная жертва должна приноситься священником, имеющим для этого полномочия, который от имени всех приносит жертву Богу, ибо Апостол говорит: Ибо всякий первосвященник (или священник), из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи. (...) И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон (Евр. 5, 1–4). И поэтому в Ветхом Завете никому нельзя было приносить жертвы, кроме священников от колена Ааронова. Поэтому не является жертвой то, что мы сами кладем перед иконой или кадилом или свечой, или еще где-либо, это дар и простое приношение. В-пятых: Чтобы можно было говорить о принесении жертвы, необходимо некое со­ответствующее видимое чиноуправление, совершаемое жрецом или молитвой, или пок­лонами, или воздеянием рук. возложением или неким служением и освящением. Такими действиями приносимый в жертву предмет отделяется от земного и мирского и стано­вится из земного и мирского посвященным Богу и приличествующим Ему. Так, в Ветхом Завете священник брал руками кровь животных или птиц, или муку, или хлеб, и возносил горе пред Господом Богом, и полагал на жертвеннике по некоему видимому и ощутимому чину. Если он не мог объять руками приносимое, например, тельца или нечто в этом роде, то возлагал на него свои руки, произнося некие слова, должные при освящении, и отделяя эту жертву от земного и мирского, и после этого приношение может называться святым. В-шестых: Настоящая жертва требует и того, чтобы употребить ее во Славу Бога и превратить в небытие. Так, в древности жившие по закону Моисея умерщвляли или сжигали животных или птиц. Кровь, вино или вода проливались на землю. Если при­носились мясо или хлеб, их употребляли в пищу и съедали, превращая их в небытие во Славу Господа Бога. И в этом состоит вся сущность жертвы. Поэтому золото, серебро, медь и драгоценные камни, принесенные для создания храма Божия. не были истинной и сущей жертвой, так как не превращались в небытие, но служили для употребления и украшения. Также и левиты, и сыны Ароновы, которых Моисей определил для службы Господу Богу, не были настоящей жертвой, так как их не убивали и не умерщвляли во Славу Господа Бога. Исаак, которого его отец Авраам хотел принести в жертву и убить для Господа Бога, вот он был истинной и сущей жертвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вот заповедь, данная Богом Моисею о благословении при устроении церкви ветхозаветной: «Скажи Аарону (первосвященнику) и сынам его (священникам), так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и дает тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я Господь благословлю их». В этом троекратном призывании имени Божия на благословляемого прежде всего представляется знаменательным указание на троичность Божества; потом, в каждом члене этого призывания, указуется личное свойство каждого из лиц Пресвятыя Троицы. Господь да сохранит тебя, – здесь разумеется Бог Отец, верховный Промыслитель нашего спасения; Господь да помилует тебя, – Бог Сын, по милости Своей искупивший нас Своею кровью; Господь да дает тебе мир, – Дух Святый, Утешитель, дарующий благодатный мир спасаемым. Итак, по духу ветхого завета, здесь прикровенно преподается благословение во имя Св. Троицы. Это – то самое благословение, которое в новозаветной церкви, раскрывшей во всей ясности верховный догмат о Пресвятой Троице, преподается во имя Отца и Сына и Святого Духа. Неизвестно определенно, сопровождалось ли ветхозаветное первосвященническое и священническое благословение воздеянием или возложением рук; но по примеру благословения патриарха Иакова, который благословлял детей своих, возлагая на них руки, можно думать, что и здесь, по преданию, благословение было сопровождаемо возложением рук. Иисус Христос примером Своим утвердил благословение в новозаветной церкви. Так Он благословлял детей, возлагая на них Свои пречистые руки ( Матф.19:11–15 ; Мк.10:16 ). Так Он преподал благословение Апостолам, как первосвященник, в торжественную минуту Своего вознесения. Евангелист Лука повествует, что в последнее явление Свое Апостолам по воскресении «Он вывел их вон из города (Иерусалима) до Сиоана и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял их, отступил от них и возносился на небо» ( Лук. 24, 50 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Kluch...

Вот почему Церковь Православная, основываясь всецело на слове Божием, установила поклоны, употребление при Богослужении Фимиама, крестные ходы, освящение воды, светильники и т. д. Так поклоны не вымышлены учителями Церкви, как говорят сектанты, а имеют основание в примерах, указываемых Св. Писанием. О поклонах вообще говорится во многих местах Св. Писания: «Поклонился человек тот и поклонился Господу» ( Быт. 24:26 ). Так, Авраам, услышав обещание Божие вступить с ним в завет, пал на лице свое в чувстве глубокого благоговения ( Быт. 17:3 ). Моисей и Аарон, когда молились за грехи народа, также падали на лица свои ( Числ. 16:22 ). Сам Господь Иисус Христос в чувстве преданности Богу повергся на землю и, пав на лице Свое, молился в саду Гефсиманском, как свидетельствует о том евангелист Матфей в 26 гл., 39 стихе. Вот образец и начало земных поклонов, употребляемых православными, особенно во время прилежной молитвы. Но если бы мы и не находили примеров для поклонения в Св. Писании, и тогда мы не имели бы права осуждать и отвергать их, потому что они суть необходимые знаки или выражения чувств благоговения, благодарности, прошения, смирения, раскаяния, повиновения воле Божией. В ознаменование благодарности, смирения и преданности мы часто преклоняемся и пред людьми. Почему же не воздавать такой чести высочайшему Богу, нашему Творцу и Искупителю? Потому-ли, что Бог видит сокровенные чувства наши? Но в таком случае и сами сектанты не должны бы употреблять коленопреклонений и воздеяния рук. Значит, сектанты сами себе противоречат, когда в принципе утверждают одно, а на практике допускают другое. 2. Каждение фимиама. Что касается употребления при Богослужении Фимиама, то и для этого обрядового действия Православной Церкви существуют также указания в Св. Писании. Из книги Исход видно, что, Бог заповедал кадить Фимиамом пред кивотом. «Аарон будет курить благовонным курением каждое утро. Это всегдашнее курение пред Господом в роды ваши» ( Исх. 30:7–8, 40:5 ). Бог заповедал кадить Фимиамом над жертвенником кадильным, находящимся против завесы, на которой были изображения херувимов. «Поставил золотой жертвенник в скинии собрания пред завесою. И воскурил на нем благовонное курение, как повелел Господь Моисею» ( Исх. 40:26–27; 2 Парал. 26:16–18). Пророк Малахия, возвещая славные времена Мессии, говорил от лица Господня: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить Фимиам имени Моему; чистую жертву» ( Малах. 1:11 ). Некогда велико будет имя Мое, т. е. будет славимо и достойно чествуемо.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

«Вот я поставляю тебя, брат, строителем и управителем св. обители этой, и всей братии, собранной любовью к Богу. Берегись, чтобы не утратилось что-либо из монастырских законоположений, как-то: относительно соборной церковной службы, ястия и пития в трапезе, и других монастырских обычаев, установленных мною; пусть все это будет целым и ненарушимым. Господь да направит стопы ваши к деланию заповедей своих, молитвами Пречистой Госпожи Владычицы нашей Девы Богородицы и всех святых, а также и угодника своего преподобного Савватия. Господь наш Иисус Христос да защитит вас от всех вражеских наветов и утвердит в божественной любви. Я, хотя и разлучаюсь от вас телом, отдавая долг природе, но духом пребуду с вами неотступно. Вы узнаете, что я обрел благодать пред Богом, когда, по моем отшествии, обитель распространится, соберется множество братии, это место процветет духовно, и в телесных потребностях не будет иметь скудости». Сказав это братии, он целовал их в последний раз, всех благословил, с воздеянием рук молился о монастыре, своей духовной пастве и о себе; наконец произнес: «мир вам!» Затем возведя очи свои горе молился: «Владыко Человеколюбче, сподоби меня стать одесную Тебя, когда Ты придешь во славе судить живых и мертвых и воздать каждому по делам»; потом возлег на одр и предал душу свою Господу. Это было 17 апреля 1478 г. 26 С горьким плачем и скорбью погребла братия горячо любимого игумена за алтарем церкви Преображения Господня, где впоследствии было сооружено надгробие и поставлены святые иконы. Скоро осиротевшая братия ясно убедилась, что преподобный Зосима невидимо присутствует с ними и печется о них. Ученик его Герасим в один воскресный день, после утрени, видел его идущим от гробницы преподобного Савватия к своей. Оглянувшись, преподобный сказал: «подвизайся, чтобы получить награду за труды». В Великий Четверток, когда иноки подходили к принятию Святых Таин, преподобный Зосима сказал ему: «иди и ты причастись», и затем стоял у Св. Даров, пока причастились все.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Господи, воззвах к Тебе, услыши мя, вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. (Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, услышь голос моления моего, когда я взываю к Тебе). Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. (Да приидет молитва моя, как фимиам (дым от ладона), пред лице Твое, возношение рук моих, как вечернее приношение). После этого поются стихи из псалмов, в которых изображается надежда на скорое пришествие Избавителя людей от греха, проклятия и смерти. Вот некоторые из этих стихов. Изведи из темницы душу мою, а исповедатися имени Твоему. Мене ждут праведницы, дóндеже воздаси мне. Из глубины воззвах к Тебе, Господи, Господи, услыши глас мой. Да будут уши Твои внемлюще гласу моления моего. Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит. У Господа милость, и многое у Него избавление; и Той избавит Израиля от всех беззаконий его. (Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние. Из глубины взываю к Тебе, Господи, Господи, услышь голос мой. Да будут уши Твои внимательны к голосу молений моих. Если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, кто устоит? У Господа милость и скорое у Него избавление и Он избавит Израиля от всех беззаконий его). Между этими стихами поются священные песни, называемые стихирами на «Господи воззвах». Одни из этих стихир показывают нам, в чем должен состоять наш истинный пост, побуждают нас к раскаянию в своих грехах и сокрушенной молитве, а в других мы прославляем мучеников, апостолов и других святых, как усердных наших заступников и молитвенников пред Богом. Вот какие, например, поются стихиры: «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне: разрешим всякий союз неправды; расторгнем стропотная нуждных изменений, всякое списание неправедное раздерем... дадим алчущим хлеба и нищия безкровныя введем в домы», «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви. Истинный пост есть злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления: сих оскудение, пост истинный есть и благоприятный 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Господи, помилуй! — а на последнее приглашение — предать себя Христу Богу — отвечает: Тебе, Господи! Далее следует пение избранных стихов из псалмов Давида (псалмы 1, 2 и 3) , снова напоминающих нам об утраченном рае, в предостережение для каждого против грехов и искушений: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. — Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. — Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом. — Блажени вси надеющиися нань. — Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. — Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Блажен муж, который не следует советам нечестивых. — Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых бесследно погибнет. — Служите Господу со страхом, и радуйтесь пред Ним с трепетом. — Блаженны все надеющиеся на Него. — Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой. — От Господа спасение, и над народом Твоим пребывает благословение Твое. После каждого стиха поется: Аллилуиа. После этого хор, как бы подавленный скорбью о потере первобытного блаженства, подражая изгнанному из рая Адаму, от лица предстоящих и всего человечества взывает: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Услыши мя, Господи! Господи, воззвах к Тебе, услыши мя! Вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:1 ) Да исправится молитва моя яко кадило пред Тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи! ( Пс.140:2 ). Изведи из темницы душу мою, исповедатися имени Твоему. ( Пс.141:8 ) Да приидет молитва моя, как фимиам, пред лице Твое; возношение рук моих — как вечерняя жертва. Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. После этого стиха поются стихиры, по содержанию своему соответствующие празднику дня. Последняя стихира называется Богородичным, т. е. песнею в честь Богородицы, — или догматиком, так как в ней кратко излагается учение (догмат) о воплощении Сына Божия. При пении «догматика» отворяются царские врата; священнослужащий с кадилом, предшествуемый свещеносцем со светильником, выходит северною дверью и, остановившись перед царскими вратами, крестообразно благословляет к востоку и возглашает:

http://azbyka.ru/molitvoslov/pravoslavny...

Далее Апостол говорит о том, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях. " Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения " (ст. 8) — богослужения церковные должны совершаться мужами — предстоятелями церквей, а женщины не должны ни совершать богослужений, ни выступать в молитвенных собраниях со словом учения. Об этом святой Павел прямо писал Коринфянам: " жены ваши в церкви да молчат... неприлично жене говорить в церкви " (1 Кор. 14:34-35). Как видно из Деян. 14:23 [ 5 ] Апостол Павел во всех основываемых им церквах учреждал клир, рукополагая пресвитеров. В 1 Кор. 14:40 [ 6 ] он заповедует, дабы все в церквах совершалось благообразно и по чину. Посему, несомненно, что под этими " мужами " разумеются предстоятели церквей. Молитвы эти, или богослужение может совершаться " на всяком месте " , а не в одном Иерусалимском храме, как было в Ветхом Завете. Так исполнилось прпречение Господа самарянке, что наступает час, " когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Иоан. 4:21), то-есть, что христианское богослужение не будет привязано к одному определенному месту, как предрекал это и пророк Малахия: " на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву " (1:11 [ 7 ]). Как должны совершаться эти молитвы, или богослужение христианское, выражают слова: " воздевая чистые руки " , то-есть молитвенному воздеянию рук должно соответствовать и возвышенное настроение души — " чистые руки " , или чистая незапятнанная пороками совесть и свобода от " гнева и сомнения " , то-есть злых чувств против ближнего и всяких сомнений и колебаний. Затем Апостол делает наставления женам о том, как они должны вести себя в церковных собраниях: " чтобы также и жены, в приличном одеянии со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию " (ст. 9-10) — то-есть женщины должны являться в молитвенные собрания в скромных целомудренных одеждах и думать не о внешних украшениях, но о внутреннем благоукрашении себя добрыми делами. " Жена да учится в безмолвии... а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии " (ст. 11-12) — здесь запрещается женщинам учительство в церкви, то-есть произнесение поучений при общественных молитвенных собраниях, ибо такое учительство было бы равносильно властвованию над мужем, между тем, как Слово Божие повелевает жене быть в подчиненном положении у мужа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Диакон, испросив благословение на вход, говорит: «Премудрость. Стойте благоговейно». Народ: «Свете Тихий, Святой славы Бессмертнаго Отца Небесного, Святого Блаженного, Иисусе, Христе. Мы, доживши до заката солнца и видя вечерний свет, воспеваем, Отца, Сына и Святого Духа – Бога. Достоин Ты, чтоб воспевали Тебя во все времена благоговейными гласами. Сыне Божий, подающий жизнь, за то и прославляет Тебя мир». Диакон: «Будем внимательны». Священник: «Мир всем». Диакон: «Премудрость». Чтец произносит прокимен и положенную паремию; второй прокимен и затем диакон возглашает: «Повелите». Священник, взяв кадило и подсвечник со свечею оборачивается к народу и, делая свечею знамение креста, возглашает: «Премудрость. Стойте благоговейно. Свет Христов просвещает всех». Чтец читает остальные паремии. Священник по окончании их говорит: »Мир тебе». Диакон: «Премудрость». Народ: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя». «Господи, к Тебе взываю: поспеши ко мне; внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе». «Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих». «Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым, для извинения дел греховных» (пс. 140:1–4). Если положено чтение «Апостола» и «Евангелия», то они читаются так же, как в Литургии св. Иоанна Златоустог о. Сугубая ектения Молитва Священник: «Господи Боже наш, приими усердное моление сие от рабов Твоих и помилуй нас по множеству милости Твоей, и ниспошли щедроты Твои на нас и на весь народ Твой, ожидающий от Тебя богатой милости. Ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Заупокойная Ектения и молитва Ектения об оглашенных Молитва Священник: «Боже, Боже наш, Творец и Создатель всего, желающий всем спастись и прийти к познанию истины, призри на рабов Твоих, оглашенных, и избавь их от древнего заблуждения и козни противника; и призови их в жизнь вечную, просветив души и тела их, и сопричислив их к словесному Твоему стаду, на котором нарицается святое имя Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Для того чтобы помогать нашим молитвам, Церковь установила также обычай возжигания ладана. Еще Боговидец Моисей получил от Бога повеление возжигать священный ладан пред ковчегом Завета каждый вечер и утро ( Исх. 30, 7–8, 34–38 ). Этот обряд и доныне соблюдается в наших храмах. Ссамо возжжение фимиама не есть пустая формальность. Ладан является символом молитв праведника ( Откр. 5, 8 ). Недаром при вечернем каждении мы поем: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140, 2 ). Даже на Небесах Ангелы приносят Богу фимиам в золотых кадильницах с молитвами святых ( Откр. 8, 3 ), поэтому те, кто отвергает этот благочестивый обычай, противятся Слову Божию. Но не только символом молитв является воскурение ладана. Он напоминает нам о невещественном благоухании небесных садов, приготовленных для спасенных. Как прекрасно говорит блаженная душа в Песни Песней, «доколе день дышит прохладою и убегают тени, пойду я на гору мирровую и на холм фимиама» ( Песн. 4, 6 ). Само же это небесное благоухание, в свою очередь, является результатом пришествия Святого Духа. Однажды преподобный Серафим Саровский показал Мотовилову ту славу Богообщения, которая доступна для христиан еще на земле, и, кроме несказанного сияния и неизреченной теплоты, Мотовилов ощутил не сравнимое ни с чем благоухание. Образом и реальным способом соединиться с этим небесным ароматом является курение ладана, недаром священник, благословляя кадило, говорит: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш, в запах духовного благоухания, которое, приняв в сверхнебесный свой жертвенник, взамен ниспосли нам благодать Святого Духа». Действительно, по верному замечанию отца о. Павла Флоренского, клубы дыма кадильного восходят в сверхкосмические сферы и возвращаются наполненными иной силой. Не случайно еще в Ветхом Завете ладан имел значение как орудие защиты человека от смертельных сил. Когда евреи подняли мятеж против Моисея, и Бог послал на них мор, то Аарон взял по приказу Моисея кадильницу с ладаном, стал между мертвыми и живыми, и мор прекратился ( Чис. 16, 41–50 ). Поэтому и сейчас каждение используется для защиты от диавола и его слуг. Недаром многие нечестивцы, которые не желают расстаться со своими злыми делами, не могут выносить запаха фимиама.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Если, не понимая Писания, сектанты под «телесным упражнением“ разумеют обряды, то и тогда они в общем не должны отрицать их, ибо и «телесное упражнение“, хотя и мало, а все же «полезно“. 6) Сектант: Не нужно плотских обрядов, » потому что обрезание – мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом и не на плоть надеющиеся“ ( Фил. 3: 3 ). Объяснения православного: Евреи надеялись, что они спасутся уже только потому одному, что происходят от Авраама ( Мф. 3: 90 ) и имеют на себе обрезание; хвалясь этим, они требовали от вступивших в Церковь язычников, чтобы и они обрезывались, если хотят спастись. Апостол и предупреждает Филиппийцев, пиша им: «Берегитесь псов, берегитесь злых деятелей, берегитесь обрезания, потому-что обрезание – мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Иисусом Христом, а не на плоть (т. е. не на обрезание) надеющиеся“ ( Фил. 3: 2–3 ). Вот о чем учил Апостол Филиппийцев, а не о ненужности обрядов, о которых он здесь и не упоминает. 7) Сектант: «Мы должны не телом молиться, а только душою. Всякою молитвою, говорит Апостол, и прошением молитесь во всякое время духом; и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» ( Еф. 6: 18 ). Объяснения православного: Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела для прославления Бога, как ясно учит об этом ап. Павел в других своих посланиях: «Разве не знаете, говорит он, что тела ваши суть члены Христовы?... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущого в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою: посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которыя суть Божии“ ( 1Кор. 6: 15–20 ). Молитва есть служение Богу, но мы должны служить Богу, не только духом ( Фил. 3: 3 ), а и телом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, говорит Апостол в другом послании, представъте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего“ ( Рим. 12: 1 ). 8) Сектант (некоторые из них): Мы признаем обряды, но только те, которые употребляли Христос и Апостолы и о которых упоминается в Новом Завете. Именно: коленопреклонение и воздеяние рук.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010