На Преждеосвященной Литургии : Да направится молитва моя, как фимиам, пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. Господи, к Тебе взываю: услышь меня, внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе. Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных ( Пс. 140, 1–4 ). Вместо херувимской песни Ныне Силы Небесные с нами невидимо служат, ибо вот входит Царь Славы; вот Жертва, таинственно совершенная, сопровождается Ангельскими чинами. С верою и любовию приступим к ней, чтобы сделаться участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя. Причастный стих: Вкусите и увидите, как благ Господь. Аллилуйя ( Пс. 33; 9 ). При первом явлении Святых Даров: Благословлю Господа во всякое время; хвала Ему непрестанно в устах моих ( Пс. 33, 2 ). Вкусите от Хлеба небесного и из Чаши жизни и увидите, как благ Господь. Аллилуйя. На великом повечерии великий канон святого Андрея Критского . Перед каждым тропарем канона припев: Помилуй меня, Боже, помилуй меня. Песнь 1 Ирмос: Помощник и покровитель явился мне ко спасению; Он мой Бог, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его, ибо Он торжественно прославился. Тропари С юности я нарушил заповеди Твои, Спаситель; всю жизнь провел в страстях, беспечности и нерадении. Поэтому взываю к Тебе, Спаситель, хотя при конце спаси меня. Поверженного вред вратами Твоими, Спаситель, хотя в старости не низринь меня в ад, как невоздержного, но прежде конца даруй мне оставление прегрешений, как Человеколюбец. Расточив богатство мое в распутстве, Спаситель, я чужд плодов благочестия, но, чувствуя голод, взываю: «Отец Милосердный, поспеши, и умилосердись надо мною». По мыслям моим я тот человек, который попался разбойникам: теперь я весь изранен ими, покрыт язвами, но, Ты, Сам Христос Спаситель, приди и исцели меня. Священник, заметив меня, прошел мимо, и левит, видя меня в беде, обнаженного, презрел; но Ты, воссиявший от Марии Иисусе, приди и умилосердись надо мною.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Находясь в столь трудном и прискорбном состоянии, вспомнил я, говорит псалмопевец, о днях древних, – о временах праотцев – патриархов, – и поучался или размышлял о всех делах Твоих, кои соделаны в те дни, чтобы и себе вывести урок, как быть теперь, при столь трудных обстоятельствах. Так размышляя о «делах, соделанных руками Твоими», решил искать помощи только у Бога. – И вот, я простираю к Тебе руки мои: душа моя пред Тобой как земля безводная, следовательно, жаждущая, ожидающая дождя или росы, – душа также ожидает от Тебя милости в немедленной помощи (ст. 7–8). Дух мой исчезает, – изнемогает, как тело путника изнуренного жаждой. Не отвращай, Господи, лица Твоего от меня, чтобы я не сравнялся с нисходящими в ров, или в могилу: ибо, оставленный, без помощи, в мрачных подземельях, я, разумеется, должен буду там и умереть, и быть как-бы заживо погребенным. Итак, даруй же радость рано утром следующего дня услышать о Твоей милости, т. е. помощи в спасении от гонителя: ибо я на Тебя уповаю. – Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, где идти по пустыне и куда, чтобы уйти и спастись от преследующих! Ты, Господи, Сам укажи мне этот путь, ибо я к Тебе взях – подъял, обратил свою душу, возносясь в молитве к Тебе с воздеянием рук. 9–12. Изми мя от враг моих, Господи, к Тебе прибегох. Научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой: Дух Твой Благий наставит мя на землю праву. Имене Твоего ради, Господи, живиши мя правдою Твоею: изведеши от печали душу мою: и милостию Твоею потребиши враги моя и погубиши вся стужающыя души моей: яко аз раб Твой есмь. Простирая руки к Богу, как сын к отцу (ст. 6), псалмопевец молится: «возьми меня, Господи, от врагов моих, Господи, ибо – к Тебе прибегаю, под Твою защиту. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты – Бог мой. Дух Твой Благий наставит мя на землю праву, или – Дух Твой, но благости Твоей, да наставит меня на путь, по которому я пришел бы на землю правды, – где нет и не будет преследование невинных, – подобно тому, как благоприятный ветер направляет корабль к безбедной пристани и спасает его от гибели в открытом бурном море. – Ради имени Твоего, Господи, живший мя правдою Твоею, – продли мою жизнь, по суду и во славу правды Твоей. Изведи от печали душу мою, – помоги мне выйти из мрачных пещер подземелья и вместе избавиться от напастей со стороны гонителей. – И, по милости Твоей ко мне, истреби врагов моих, стремящихся, втоптать в землю жизнь мою (ст. 3). И погуби всех подвергающих позору и тем угнетающих душу мою: ибо я – Твой раб, – жизнь моя принадлежит Тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Никакой другой член так не пригоден ему для обольщения и погибели нашей, как невоздержанный язык и необузданные уста. Отсюда происходит с нами много падений, через это мы впадаем в тяжкие вины. Объясняя, как легко пасть через язык, некто говорит: « многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка » (Сирах. 28:21); и, показывая тяжесть такого падения, он же прибавляет: « преткновение от земли лучше, нежели от языка » (Сир. 20:18). Смысл слов его следующий: лучше, говорит, упасть и разбить тело, нежели произнести такое слово, которое губит нашу душу. И не только говорит он о падениях, но и увещевает иметь великую предусмотрительность, чтобы не падать: « устам твоим », говорит, « сделай дверь и запор » (Сир. 28:29), — не то, чтобы мы приготовили двери и запоры, но чтобы с великой заботливостью удерживали язык от непристойных слов. И еще в другом месте пророк, показывая, что при нашем старании и прежде нашего старания мы имеем нужду в высшем содействии, чтобы удержать внутри этого зверя, и, простирая руки к Богу, говорит: « воздеяние рук моих — как жертва вечерняя: положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих » (Пс. 140:2–3). Также и тот, которого увещания приведены прежде, и он опять говорит: « кто даст мне стражу к устам моим и печать благоразумия на уста мои? » (Сир. 22:31) Видишь ли, как каждый из них страшится этих падений, плачет, дает советы и молится, чтобы язык был тщательно сохраняем? Но почему, скажешь, Бог дал нам этот член вначале, если он приносит нам такую погибель? Потому, что он приносит и великую пользу; и если бы мы прилагали старание, то он приносил бы только пользу и — никакого вреда. Послушай, что говорит тот, кто сказал и прежнее: « смерть и жизнь — во власти языка » (Притч. 18:22)  . И Христос выражает то же самое, когда говорит: « от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься » (Матф. 12:37). Язык находится посередине между таким или иным употреблением, а ты — господин его. Так и меч лежит посередине: если ты употребишь его против врагов, то он делается спасительным для тебя орудием; если же ты нанесешь удар самому себе, то причиной поражения бывает не свойство железа, а твое беззаконие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

О последней же из дневных молитв он же говорит в словах: Воздеяние моих рук будет жертвой вечерней ( Пс 140,2 ). Но и в ночное время нам неприлично оставаться без молитвы, потому что уже Давид говорит: В полночь встаю я Тебя славословить за праведные суды Твои ( Пс 118,62 ) и потому что и Павел вместе с Силой, как сообщается в Кн. Деяний (16,25), молились в Филиппах и прославляли Бога около полуночи, так что и другие узники то слышали. § 13. Необходимость молитвы открывается из молитвы Иисуса; ее полезность, или действительность из иносказательных примеров Ветхого Завета: те же самые дары, которых участниками делались благочестивые ветхозаветные люди, получаем и мы через молитву дары, которые теми иносказательными дарами лишь предызображаемы были и которые тех превосходнее. А если Иисус молится и если не напрасно Он молится 48 , так как Он молитвой достигает того, чего желает, без молитвы же чего, быть может, и не получил бы: то кто же из нас молитвой пренебрегать решится? Говорит Марк: Утром, когда еще очень темно было, встал Он, вышел, удалился в пустынное место и молился там ( Мк 1,35 ); и Лука: Случилось, что когда Он в одном месте молился и перестал, один из Его учеников сказал Ему ( Лк 11,1 ); и в другом месте: И пробыл Он всю ночь ту в молитве к Богу ( Лк 6,12 ); Иоанн же описывает Его молитву словами: После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче, пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя ( Ин 17,1 ). И записанное тем же евангелистом изречение Господа: Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня ( Ин 11,42 ), указывает на то, что молитва того всегда и выслушивается, кто непрестанно молится. Нужно ли посему для нашей цели всех тех поименовывать, которые вследствие своей достойной молитвы получили от Бога многое великое: Каждый из Св. Писания легко может выбрать многое сюда относящееся. Анна, например, будучи неплодной, исходатайствовала себе рождение Самуила, сопоставляемого с Моисеем ( Иер 15,1 ), с полным доверием молясь Богу ( 1Цар 1,9 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

От Востока солнца до Запада, от Сиона слава Его ( Пс.49:1–2 ). Ибо от Сиона придет Имеющий уничтожить и отвратить неправды от Иакова, когда от Востока и Запада на всяком месте приносится имени Господа каждение и жертвоприношение чистое не в жертвах Ветхого Завета, но в святости Евангельской чистоты; об этом каждении мы читаем и в другом месте: Да исправится [направится] молитва моя, как каждение пред лицем Твоим ( Пс.140:2 ); а какое это каждение, это показывают следующие слова: Воздеяние рук моих, жертва вечерняя. Действительно, после того как от корня Иесеева возрос Тот, Который имел владычествовать над народами, и в Нем чаяние народов ( Рим.15:12 ), и от Востока, и от Запада уверовали в Господа, как народ древний, так и новый, и было одно стадо: тогда все народы были призваны к радости и подвигнуты к веселью, как говорит пророк: Возвеселитесь, язычники, с народом Его ( Втор.32:43 ; Рим.15:10 ), соответственно тому, что написано в другом месте: Вспомнят и обратятся к Господу все концы земли, и поклонятся пред лицем Его все племена (familiae) язычников ( Пс.21:28 ). Следующие слова: В истине и правде значат то, что отойдет тень древнего закона, и придет истина Евангелия не в праведности Иудеев, но в праведности христианской, ибо Сам Господь есть истина и правда, о чем мы читаем: Истина от земли произошла, и правда приникла с неба ( Пс.84:12 ); поэтому и в четырнадцатом псалме правда и истина называются вместе: Ходящий непорочно и делающий правду говорит истину в сердце своем ( Пс.14:2 ) LXX: Так как прежде дней тех награда людей не была на пользу, и не было награды животным, и не было покоя ни исходящему, ни входящему от напастей, и пошлю Я людей, каждого на ближнего его. – Семьдесят все отнесли к будущему времени, а лучше [относить] к прошедшему, как это имеется в Еврейском тексте, и правильность [последовательного] толкования подтвердит [это]. До основания дома Божия и создания храма Господня всякий труд ваш был напрасным. И как люди, так и рабочий скот в земледелии, в торговле и разных работах трудились безуспешно вследствие бесполезности усилий: совне враги, а дома измена возмущали мирную жизнь, и всюду прекратилось правильное судопроизводство по причине частых воин и домашних козней друг против друга, когда брат не доверял брату, и все родственники стали враждовать между собой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

По­этому Павел и говорил: " однако не только [их] делают, но и делающих одобряют " (Рим.1:32); и многие составляют товарище­ства для гулянья и пьянства. Составляй, человек, товарищества для того, чтобы истреблять страсть к пьянству; такие товарищества благодетельны для узников, для находящихся в скорбях. Нечто подобное и Павел предписывал коринфянам, когда го­ворил: " чтобы не делать сборов, когда я приду " (1 Кор.16:2). Для пьянства, пированья и гулянья мы теперь делаем все – и общую постель, и общий стол, и общее вино, и общие издержки; а устроить общественную милостыню не думает никто. Во вре­мена апостолов были такие товарищества, – тогда сносили в одно место все имущество; я же требую не всего, а какой-нибудь части. " В первый день недели " , – говорит (Павел) , – " каждый из вас пусть отлагает у себя и сберегает, сколько позволит ему состояние " (1 Кор.16:2), как бы принося дань за семь дней, и слагая ее вместе, и таким образом пода­вая большую или меньшую милостыню. " И [никто] не должен являться " , – говорит (Писание), – " пред лице Господа с пустыми [руками] " (Втор.16:16). Если это было за­поведано иудеям, то не тем ли более нам? Для того бедные и стоят у дверей, чтобы никто не входил " с пустыми руками " , но вступал с милостынею. Ты входишь, чтобы получить себе милость: окажи же сам наперед милость. Кто приходит после, тот должен подать больше, потому что когда уже мы сделаем начало, то следующий должен положить больше. Сделай должником своим Бога, и потом проси Его; дай Ему в заем, и потом тре­буй, чтобы получить с прибытком. Бог хочет этого и не отвергает. Если ты просишь Его с милостынею, то Он благо­волит к тебе; если просишь Его с милостынею, то даешь Ему в заем и получишь прибыток. Так, внушаю вам, не за воздеяние рук можно быть услышанным; простирай руки свои не к небу, а к рукам бедных. Если ты будешь простирать руки к рукам бедных, то достигнешь самой высоты неба, потому что там восседит Тот, Кто принимает милостыню; а если станешь воздевать руки без плода, то не получишь никакой пользы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1100...

Подобно Ветхозаветному Израилю и Новозаветный грешник, проведший день во грехах, отходя ко сну, вечером испрашивает у Бога прощения, принося Ему покаяние в словах: «Господи, взываю к тебе: поспеши ко мне, внемли гласу моления моего, когда взываю к Тебе. Да исправится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое, воздеяние рук моих, как вечерняя жертва. 1348 К Тебе Господи, Господи очи мои, на Тебя уповаю, не отринь души моей. Сохрани меня от сети, которую поставили мне, от тенет беззаконников. 1349 Гласом моим ко Господу воззвал я, гласом моим ко Господу помолился, излил пред ним моление мое, печаль мою открыл Ему, когда изнемогал во мне дух мой...» и в заключение стихов Ветхозаветных молящийся взывает: «хвалите Господа все народы, славьте Его все племена: ибо велика милость Его к нам, и истина Господня пребывает вечно». 1350 На эти стихи, полагаемые пред Новозаветными стихирами как бы в напоминание древних пророчеств, предваряющих все тайны Новозаветные, как денница – солнце, и показывающие, что Ветхий Завет согласуется с Новым, по слову Иисуса Христа: не мните, яко приидох разорити закон, или пророки: не придох разорити, но исполнити, 1351 Новозаветный израиль, видя спасение рода человеческого, – чаяние языков и славу Израиля, изведенный Спасителем из темницы греха, проклятия и смерти, вместо выражения скорби, плача и стенаний, радостно отвечает своими стихирами, после каждого стиха выше указанных псалмов, напр., в воскресный день, так: «приидите возрадуемся Господеви, сокрушившему смерти державу, и просветившему человеческий род, со безплотными зовуще: Содетелю и Спасе наш, слава Тебе». В этих стихирах на Господи воззвах, коих бывает от 6-ти до 10-ти, 1352 смотря по времени службы, Новозаветный Израиль прославляет благодать Божию, явленную нам или в Спасителе нашем, живо вкушая в Воскресении Его спасительные плоды, или в тех святых, воспоминанию коих " посвящен наступивший день св. церкви. В понедельник, вторник и четверток вечерние стихиры бывают умилительные и покаянные; в среду и пяток крестные.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Потом делает знамение креста чашею, ставит ее на corporale позади жертвы и покрывает ее покровом. Затем, соединив руки над алтарем и несколько наклонившись, говорит: В духе смирения и в духе сокрушения (молим), да будем мы приняты Тобой, Господи, и да будет жертвоприношение наше перед лицом Твоим ныне таково, чтобы оно было благоугодно Тебе, Господи Боже. Поднявшись, распростирает руки, поднимает их в высоту и соединяет, также поднимает глаза к небу и, тотчас опустив их, говорит: Прииди, Освятитель, всемогущий, вечный Боже (благословляет Дары, продолжая), и благослови сие жертвоприношение, уготованное Твоему святому имени. После того, если совершается торжественная литургия, благословляет фимиам, говоря 1578 : По предстательству блаженного Архангела Михаила, стоящего одесную алтаря кадильного, и всех избранных Своих, да сподобит Господь благословить † фимиам этот и принять в приятное благоухание, через Христа Господа нашего. Аминь. И, приняв от диакона кадило, кадит Дары, говоря: Фимиам этот, благословенный Тобой, да взыдет к Тебе, Господи, и да снидет на нас милость Твоя. Потом кадит алтарь, говоря: Да направится, Господи, молитва моя, как фимиам, перед лице Твое; воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. Положи, Господи, охрану устам моим и огради двери уст моих. Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных (ср. Пс. 111: 2–4 ). Затем возвращает кадило диакону, говоря: Да возжжет в нас Господь огонь своей любви и пламень вечной любви. Аминь. После того диакон кадит священника и других по порядку. Между тем священник, держа руки соединенными, отходит к левой стороне престола, где и умывает руки, именно кончики большого и указательного пальцев, говоря: Буду омывать в невинности руки мои и обходить жертвенник Твой, Господи, чтобы слышать (audiam) глас хвалы и поведать все чудеса Твои. Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей. Не погуби души моей с грешниками и жизни моей с кровожадными, у которых в руках злодейство и которых правая рука полна мздоимства. А я хожу в моей непорочности; избавь меня и помилуй меня. Нога моя стоит на прямом (пути); в собраниях благословлю (Тебя), Господи (см. Пс. 25: 6–12 ). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, как было вначале, и ныне, и всегда, и во веки веков 1579 . Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Потому что, во-первых, Бог обещал внимать молитвам тех, кто молча и смиренно обращается к Нему, боясь Его слов: «А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» ( Ис.66:2 ). Во-вторых, молитву того, кто не считает себя грешником, Бог не принимает. Как поясняет преподобный Исаак, «одним из святых написано: кто не почитает себя грешником, того молитва не приемлется Господом» (Слова подвижнические. 55). В-третьих, если во время молитвы правильно стоит, то он испытывает умиление и из его глаз текут слезы. Это происходит, когда он молится с непокрытой головой, словно подсудимый перед судьей, когда бьет себя в грудь, подобно мытарю, опустив очи долу, собрав помыслы в сердце, когда сидит в стасидии прямо, чинно убрав ноги под сиденье и опираясь руками на подлокотники. Ведь для того и были придуманы стасидии, чтобы христиане могли воздевать руки и держать их в молитве все время, пока идет служба, что они не смогли бы сделать, если бы не было стасидий, которые дают отдых рукам молящихся и те могут их держать воздетыми к Богу долгое время. Воздевать руки с молитвой было в обычае у пророков и апостолов. Подтверждением тому служит, с одной стороны, божественный Давид: «Да направится молитва моя, сказал он, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). А с другой стороны, великий Павел: «Итак, желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Короче говоря, стасидии помогают христианам во время службы долго находиться в положении распятого. Такое крестообразное положение облегчает молящимся побеждать страсти и бесов, призывая на помощь распятого Спасителя. Вот так же Ор и Аарон поддерживали руки Моисея в крестообразном положении, и он побеждал амаликитян. Благодаря этому смиренному положению молящийся плачет от умиления. Как сказал преподобный Иоанн Лествичник , «душа уподобляется действиям телесным и соображается и соглашается с тем, что делает тело» (Лествица.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

[Псалмы 140, 141, 129, 116:] Затем поются псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на «Господи, воззвах». Господи, воззвах к Тебе, услыши мя./Услыши мя, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня./Услышь меня, Господи. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:/вонми гласу моления моего,/внегда воззвати ми к Тебе./Услыши мя, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе./Услышь меня, Господи. Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою,/воздеяние руку моею/– жертва вечерняя./Услыши мя, Господи. Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё,/возношение рук моих/– как жертва вечерняя./Услышь меня, Господи. И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду. Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их. Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а ещё и молитва моя – на желания их. У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны. Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде. Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей. Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие. Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/voskresna...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010