Замедление ведет к покаянию, а упорных Бог наказывает строже, и весьма справедливо. Почему? Потому, что они, пользуясь такою благостью, не сделались лучшими. Представь же, каково человеколюбие Божие, когда и преданным Ему Он попускает терпеть зло и не мстит за них, желая исправить тебя чрез покаяние. « Посему праведные будут исповедовать имя Твое ». Что говорит Он? Что бы ни случилось, говорит, они будут благодарить; хотя они будут видеть смиренных притесняемыми, а неправедных возвышающимися, они не станут требовать отчета в событиях. Это особенно свойственно праведным — всегда и за все благодарить. « И правые вселятся пред лицем Твоим », т. е. получив помощь Твою, помышляя о Тебе, всегда пребывая с Тобою, они никогда не отступят от Тебя; что бы ни случилось, они никогда не будут огорчаться, никогда не станут роптать на совершающееся. Душе твердой и уму непреклонному свойственно — не спрашивать отчета у Господа. Поэтому и Павел говорил: « а ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» (Рим. 9:20)? Будем же и мы постоянно соблюдать эту признательность и за все благодарить Бога, Которому слава и благодарение и поклонение, ныне и присно, и в нескончаемые веки веков. Аминь. БЕСЕДА НА ПСАЛОМ 140   1 Псалом давиду. Господи, воззвах к тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к тебе. 1 Псалом Давида. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня, вонми гласу моления моего, когда я взываю к Тебе. 2 Да исправится молитва моя яко кадило пред тобою: воздеяние руку моею, жертва вечерняя. 2 Да возносится молитва моя, как фимиам, пред Тобою, поднятие рук моих — да будет (как) жертва вечерняя. 3 Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. 3 Положи, Господи, хранение устам моим и дверь в ограждение уст моих. 4 Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех с человеки делающими беззаконие: и не сочтуся со избранными их. 4 Не уклони сердце мое к словам лукавым, для измышления извинения во грехах вместе с людьми, совершающими беззаконие, и да не соединюсь с избранниками их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Здесь, братья и сестры, мы подошли к самому главному. Господь Иисус ничего не делает для Себя. Свое священство - духовное и вечное - Христос дарит Своей Церкви, дарит всем христианам! Об этом говорит апостол Петр: вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел (1Пет.2,9). Что же это за «царственное священство», которое нам подарил Христос? Это служение, в котором каждый христианин должен приносить жертвы Богу на алтаре своего сердца - духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5). Какие же это могут быть жертвы? Жертва Богу - дух сокрушенный - говорит Писание (Пс.50,19). Вот нам и жертва - плач о своих грехах. Воздеяние рук моих - как жертва вечерняя - поет псалмопевец (Пс.140,2). Это - о молитве. Приносите жертвы правды (Пс.4,6) - это о праведной жизни. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу (Евр.13,16) - вот нам и милостыня, прощающая грехи наши. Представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу (Рим.12,1) - пишет апостол Павел. Значит, неоскверненность тела тоже есть жертва Ему, Создателю. В послании к Римлянам Павел говорит, что ему дана благодать совершать священнодействие благовествования Божия (Рим.15,15-16) - значит, проповедь христианская тоже принимается Господом как приятное для Него жертвоприношение. А где же храм для этого богослужения? Вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1Кор.3,16) - говорит Павел. Сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом (1Пет.2,5) - вторит ему апостол Петр. Вот священство, подаренное нам Господом, - духовное, вечное, непреходящее. Священство внутреннее, в котором ум - священник, а сердце - престол; где горит неугасаемая лампада веры и возносится к Богу благоухание молитвы; где иконостас заменяют лики любимых святых, о которых я вспоминаю каждый день; где напрестольное Евангелия - это моя память, а напрестольный крест - печать моего крещения.

http://pravoslavie.ru/120266.html

и как велико число их! 18 Если начну считать их, то увижу, что они многочисленнее песчинок, И если даже окончу счёт, то Ты останешься непостижим для меня. 19 О, если бы Ты, Боже, поразил нечестивых! Удалитесь от меня, кровожадные! 20 Они говорят против Тебя нечестиво, во лжи клянутся враги Твои. 21 Не возненавидел ли я, Господи, ненавидящих Тебя и врагами Твоими не гнушаюсь ли? 22 Безгранична ненависть моя к ним, своими врагами считаю их! 23 Испытай меня, Боже, и узнай, что на сердце у меня; Проверь меня и узнай стези мои; 24 Посмотри, не иду ли я путём беззакония, и наставь меня на путь вечный! Псалом 139 (140) 1 Начальнику хора. Псалом Давида. 2 Избавь меня, Господи, от человека злого, от мужа неправедного спаси меня! 3 Они замышляют в сердце зло, каждый день готовятся к войне; 4 Отточили язык свой, как змеиное жало, яд гадюки на губах у них. ()  5 Сохрани меня, Господи, от руки нечестивого, избавь меня от людей неправедных. Они задумали запять стопы мои, 6 гордые поставили силки на меня; Раскинули петли и сети для ног моих, на пути моём поставили ловушку. () 7 Говорю Господу: «Ты – Бог мой; услышь, Господи, голос мольбы моей! 8 Владыка Господи, сила спасения моего, Ты покрывал голову мою в день брани. 9 Не дай же, Господи, сбыться желанию нечестивого, не дай успеха злому замыслу его, да не будет ему чем гордиться!» () 10 Да покроет головы окруживших меня зло собственных уст их! 11 Да падут на них горящие угли, повергни их в огонь, в пропасти, чтобы не встать им больше! 12 Клеветник не найдёт покоя на земле, зло увлечёт притеснителя в погибель. 13 Знаю, что Господь рассудит дело нищего и вступится за бедных. 14 Лишь праведные будут славить имя Твоё, прямодушные будут жить пред лицом Твоим! Слава Псалом 140 (141) 1 Псалом Давида. Господи, к Тебе взываю, услышь меня; Внемли голосу моления моего, когда я взываю к Тебе! 2 Да вознесётся молитва моя, как фимиам, к лицу Твоему, Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя. 3 Приставь, Господи, стража к устам моим, загради двери губ моих! 

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

«И когда я еще говорил и молился, и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою пред Господом Богом моим о святой горе Бога моего; когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы» ( Дан. 9:20–21 ). Не успел еще Даниил закончить молитву, как тотчас же пришел к нему вестник – муж силы, тот самый архангел Гавриил, который явился позднее Богоматери в Назарете. И он коснулся его именно во время вечерней молитвы, чтобы показать, что это служение уже приближается к вечеру, к закату Ветхого Завета. Жертвы пока принимаются, Храм второй будет построен, как и было обещано Богом, но наступают последние времена для Ветхого Завета. Молитва Даниила была принята как жертва, как и было сказано: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ). Точно так же мы знаем, что, когда во время гонений не было возможности быть в храме, люди молились Богу и в тюрьмах, и в концлагерях, – и эта молитва принималась Богом как великая жертва. Коснулся архангел его, чтобы показать, что это не привидение, а действительно архангел подлинный перед ним стоит. «И вразумлял меня, говорил со мною и сказал: «Даниил! теперь я исшел, чтобы научить тебя разумению. В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить [его] [тебе], ибо ты муж желаний; итак вникни в слово и уразумей видение» ( Дан. 9:22–23 ). Бог дает ответ на молитву еще в самом ее начале, потому что Он эту молитву слышит, она уже перед ним, хотя она еще не произнесена, но Бог знает молитву до ее произнесения. И эта молитва используется Богом для того, чтобы дать откровение пророку, чтобы показать еврейскому народу те пути, которые перед ним стоят в ближайшие столетия. Многие говорят, а зачем молиться, если Бог и так все знает? Бог знал молитву Даниила – «в начале молитвы вышло слово», не в конце, а в начале. И Гавриил был послан возвестить Даниилу откровение Божие еще в самом начале его молитвы. Но тем не менее, молитва была нужна, потому что, если бы молитвы не было, он бы не получил откровения. Здесь очень такое тонкое соединение нашей свободы и свободы Бога, без которой ничего не происходит. Поэтому когда люди говорят: зачем молиться, если Бог и так все знает, то они забывают о той простой вещи, что молитва – это один из инструментов, при помощи которого Бог слышит мир. Дальше сказано: «я пришел возвестить его тебе, ибо ты муж желаний». Что значит «муж желаний»? Муж, который много чего желает и много чего хочет. А с другой стороны, это муж, который достоин любви Божией, на котором почивает желание Божие, который окутан любовью Божией, – вот такое двойное значение. Откровение о 70-ти седминах

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

И Он соделал днем это мрачное место, о котором сказано: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф.4:16 ). Господь разрушил все запоры ада, сокрушил все врата и замки, как настаивает Иоанн Златоуст . То есть Он привел в движение это место тьмы. И смотрите, что пишет святитель Киприан Карфагенский : «Христу надлежало принести жертву в конце дня для того, чтобы самым временем жертвы изобразить запад и вечер мира, как написано в Книге Исхода: Тогда пусть заколет его все собрание сынов Израилевых вечером, – и в Псалмах: Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя ( Пс.140:2 ). А мы торжествуем Воскресение Господне утром» 113 . Христос действительно умирает, когда солнце скрывает свой свет. А когда Он воскрес, Он так воссиял ярким светом – воскресение происходит под утро – что от этого великого света воины побросали свое оружие и разбежались. И мы переходим к следующему стиху: Исх.12:7 . «И пусть возьмут от крови [его] (то есть этого агнца, – О. С.) и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его» . Здесь совершенно четко сказано, что «на обоих косяках». А как можно на обоих косяках помазать кровью? Там, где два косяка пересекаются и обнаруживают форму креста. То есть те дома, в которых были два косяка, как в шатрах, помазывались кровью крестообразно. И Ангел смерти, проходя в пасхальной ночи, не коснется тех домов, которые будут запечатлены кровавым знаком креста от жертвенного пасхального агнца, символизирующего Христа Иисуса и Его Голгофские страдания на кресте. Святитель Иоанн Златоуст в своей гомилии на Евангелие от Иоанна восклицает: «Если же ее образ имел такую силу и в Храме еврейском, и в Египте (то есть образ Пасхи, – О. С.), когда кровью были помазаны дверные косяки, то гораздо более – сама истина. Эта кровь освятила золотой жертвенник. Без нее архиерей не дерзал входить в святилище. Эта кровь поставляла во священника. Она образно омывала грехи. (Златоуст рассуждает о крови агнцев, то есть животных, – О. С.). Если же образ ее имел такую силу (потому что все эти жертвы животных – это были образы, которые указывали на главную Жертву, – О. С.); если смерть так страшилась тени (потому что нарисованный крест на косяках – это как тень, которая указывала на Голгофский крест! – О. С.), то может ли, скажи мне, не убояться самой истины?» 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Из Святых Отцев приведем только одно свидетельство из многих – известную молитву св. Василия Великого , выражающую учение Церкви и Святого Писания об этом: «Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы летящия во дни, избави нас и от всякия вещи во тме преходящия. Приими жертву вечернюю рук наших воздеяние. Сподоби же нас и нощное поприще без порока прейти, неискушены от злых. И избави нас от всякаго смущения и боязни, яже от диавола нам прибывающия... » Изо всех приведенных описаний ясно, что страхование есть крайнее напряжение всех человеческих сил. Вот почему по утрам, после страхований, на лице Владыки Феофана была заметна своеобразная печать пережитого, так как он был сильно утомлен непонятной для людей мира сего борьбою, что проявлялось в особой сосредоточенности, самоуглубленности, внутренней собранности, смирении. Недаром сказано, что страхования «обыдоша мя яко вода, весь день одержаша мя вкупе» ( Пс. 87, 18 ). Поэтому келейник, живший в то время отдельно от Владыки, мог безошибочно узнавать, было ли «это» ночью. Иногда Архиепископ сам говорил о том, сколь трудно и тяжело было. Иногда он даже заранее знал, что ему предстоит, так как видел своего врага, притаившегося в помещении и ожидающего ночи. Так однажды утром в Софии в Синодальных покоях Владыка сказал: – Я еще накануне понял, что ночь не будет спокойной… «Он» уже с вечера стоял в коридоре, такой огромный и злобный. Я еще подумал: «Ой, будет мне!» Оно и было… Конечно, люди, приученные воспринимать лишь то, что вещественно и осязаемо, склонны воспринимаемое духовно относить к иллюзиям и галлюцинациям. И таковые люди считают себя узаконенным образцом «нормального человека», поэтому, не задумываясь, объявляют ненормальными подлинных святых избранников Божиих. И единственным доказательством в пользу такого утверждения служит их чисто эмоциональное заявление: «Он не похож на нас». Изображая будущий век, Писание говорит: «Тогда праведник с великим дерзновением станет пред лицем тех, которые оскорбляли его и презирали подвиги его; они же, увидевши, смутятся великим страхом и изумятся неожиданности спасения его и, раскаиваясь и воздыхая от стеснения духа, будут говорить сами в себе: «это тот самый, который был у нас некогда в посмеянии и притчею поругания. Безумные, мы почитали жизнь его сумасшествием и кончину его бесчестною! Как же он причислен к сынам Божиим, и жребий его – со святыми?. . Мы заблудились от пути истины, и свет правды не светил нам... Мы преисполнились делами беззакония и погибели... » (Прем. Сол. 5, 1–7).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Как и каким образом? Сами молясь, и других убеждая молиться за них, всегда подавая за них бедным. Это доставить некоторое облегчение. В самом дел, послушай, что говорит Бог: " И защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего " (4 Цар. 20:6). Если память только праведника была столько сильна, то как не сильны будут дела, творимые за усопшего? Не напрасно установили апостолы, чтобы при совершении страшных тайн поминать усопших: они знали, что от этого много им выгоды, много пользы. Когда весь народ и священный лик стоить с воздеянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за них? Но это (говорим) о тех, которые скончались в вере; а оглашенные не удостаиваются этого утешения, но лишены всякой такой помощи, кроме одной. Какой же именно? За них можно подавать бедным; это доставляет им некоторую отраду, потому что Богу угодно, чтобы мы помогали друг другу. Иначе для чего бы Он повелел молиться о мир и благосостоянии мира? Для чего бы – о всех людях? Хотя здесь между всеми есть и разбойники, и гробокопатели, и воры, и исполненные бесчисленных пороков, однако ж мы молимся за всех: быть может это послужить сколько-нибудь к их обращению. Потому как мы молимся за живых, которые нисколько не отличаются от мертвых, так можно молиться и за умерших " . Олег 4 ноября 2012, 17:02 Кстати, вот более полная цитата Иоанна Златоуста (Беседа 3-я на Посл. АПОСТОЛА ПАВЛА К ФИЛИППИЙЦАМ)на которую ссылается автор, причем ее смысл отличается от естраполяция автора. " Плачь о неверных, плачь о тех, которые нисколько не отличаются от них, которые умирают без крещения и миропомазания; подлинно такие достойны слез и сетования, они вне царского чертога с обвиненными и осужденными: " Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божье " (Иоан. 3:5). Плачь о тех, которые умерли в богатств, и из своего богатства не придумали сделать ничего к утешению душ своих, которые имели возможность очистить грехи свои, и не хотели. О них будем плакать все и порознь и вместе, только с благопристойности), не теряя степенности, так, чтобы не выставить себя на позорище.

http://pravoslavie.ru/42451.html

Какая же суть проявления телесного поклонения? Прежде всего, преклонения колен апостол Павел свидетельствует, что когда у человека появляется молитвенное настроение, то он «падет ниц и поклонится Богу» ( 1Кор.14:25 ). И действительно, из Св. Писания мы знаем, что и Спаситель и апостолы во время молитвы преклоняли колена. Так о Спасителе евангелист Лука повествует, что Он «отошел от (апостолов) на вержение камня», когда был в саду Гефсиманском, «и преклонив колена, молился» ( Лк.22:41 ). Книга Деяний сообщает, что апостол Петр пред тем, как воскресить умершую Тавифу потребовал «выслать всех вон и преклонив колена, помолился» ( Деян.9:40 ). Апостол Павел пишет: «Для сего преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа» ( Еф.3:14 ). Другое проявление телесного поклонения – это воздеяние рук. Об этом святой апостол Павел заповедует так: «Желаю, чтобы на всяком месте возносили молитвы мужи, воздавая чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ). Но самое главное проявление телесного поклонения у христиан является, без сомнения, крестное знамение. Крестным знамением христиане наглядным образом исповедуют свою веру в распятого Господа, по слову Спасителя, Который сказал: «Кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным» ( Мф.10:32 ). Полагая на себя крестное знамение христиане наглядно показывают, что верят в спасение, совершенное некогда на Кресте Святейшим Сыном Божиим. «Я рассудил, – пишет христианам святой апостол Павел,– быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого» ( 1Кор.2:2 ). Складывая персты для крестного знамения, христиане изображают ими свою веру в Святую Троицу и два естества в Господе Иисусе Христе. Касаясь перстами чела, плеч и груди христиане показывают, что все части их существа освящены крестными страданиями Спасителя. Видите теперь, православные христиане, что не напрасно мы с духовным поклонением Богу соединяем и поклонение телесное, не напрасно полагаем на себя крестное знамение. Поступая так, мы следуем Слову Божию и исполняем закон Господа и святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Которое Бог прежде обещал через пророков Своих. Так как проповедь ту поносили, как нововведение, то показывает, что она древнее язычества и прежде описана была у пророков; даже слово " благовестие " находится у Давида, который говорит: Господь даст слово: провозвестниц великое множество (Пс.67:12), и у Исаии: как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир (Ис.52:7). В святых писаниях. Пророки не только говорили, но и писали и изображали действиями, например: Авраам посредством Исаака, Моисей посредством змия, воздеяния рук и заклания агнца. Ибо когда Бог имел уготовить нечто великое, то предвозвещает о том задолго прежде. Посему, когда говорит Он, что многие пророки желали видеть, что вы видите, и не видели (Мф.13:17); то выражает сим, что они не видели самой плоти Его, а потому не видели и знамений, совершающихся перед их глазами. О Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти. Здесь явно показывает два рождения; ибо чрез слова о Сыне Своем, то есть Божием, указывает на рождение горнее, а чрез выражение от семени Давидова - на рождение дольнее. Присовокуплением же: по плоти показал, что и рождение по Духу принадлежит Ему. Посему благовестие есть не о простом человеке, ибо оно - о Сыне Божием, и не о простом Боге, ибо оно - о Рожденном от семени Давидова по плоти, так что Один и Тот же есть то и другое, то есть и Сын Божий и Сын Давида. Посему да устыдится наконец Несторий. Упоминает же и Апостол о рождении Его по плоти, как и три евангелиста, чтобы от него возвести слушателей к высшему рождению. Так и сам Господь сначала виден был человеком, а потом признан Богом. Открылся Сыном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем. Выше сказал: о Сыне Своем, а теперь доказывает, как Он познан Сыном Божиим, и говорит, что Он наречен, то есть показан, утвержден, признан; ибо наречение есть самое признание, приговор и решение. Ибо все признали и решили, что Он - Сын Божий. Как так? В силе, то есть чрез силу знамений, которые Он творил. Притом по духу святыни, чрез который освятил верующих; ибо даровать это свойственно Богу. Также через воскресение из мертвых, ибо Он первый, и притом Он один. Сам воскресил Себя. Итак, Он узнан и открылся Сыном Божиим чрез воскресение; ибо и это великое дело, как и Сам Он говорит: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я (Ин.8:28).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

«Моисей сказал Иисусу: выбери нам мужей сильных, и пойди, сразись с Амаликитянами» ( Исх.17:9 ). До этого места благословенное имя Иисуса не упоминается. Здесь впервые является слава этого имени; здесь Моисей первый раз обращается к Иисусу и говорит ему: «Выбери нам мужей сильных». Моисей зовет Иисуса; закон призывает Христа, чтобы Он избрал Себе из народа «мужей сильных». Моисей не мог их избрать. Только Иисус, сказавший: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» ( Ин.15:16 ), мог выбрать «мужей сильных». Ибо Сам Он – вождь избранных; Он Сам – Князь сильных; Он Сам сражается с Амаликом, ибо Сам Он входит «в дом сильного» и, связав его, расхищает «вещи его» ( Мф.12:29 ). 4 . Между тем, давайте посмотрим, о чем повествуется в этой истории. Моисей взошел «на вершину холма» ( Исх.17:10 ). Он еще не поднялся на вершину горы, но «на вершину холма». Ибо суждено ему было подняться на вершину горы тогда, когда взойдет на гору Иисус с Моисеем и Илией и там преобразится в славе. Теперь же, так сказать, не прославленный Преображением, он восходит не на вершину горы, но «на вершину холма». Сказано: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль» ( Исх.17:11 ). Моисей действительно поднимал руки; он не простирал их. Однако Иисус, когда был вознесен на крест и был готов объять весь мир, говорит: «Всякий день простирал Я руки Мои к народу непокорному, ходившему путем недобрым, по своим помышлениям» ( Ис.65:2 ). Итак, Моисей поднимал руки, и когда он их поднимал, амаликитяне терпели поражение. Поднять руки означает вознести наши дела и труды к Богу и не иметь дел, которые брошены и лежат на земле, но обладать лишь теми, которые приятны Богу и вознесены на небо. Поэтому тот, кто собирает себе «сокровище на небе» ( Мф.6:20 ), поднимает руки, ибо «где сокровище» его, там и его глаза, и его руки. Поднимает руки и тот, кто говорит: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» ( Пс.140:2 ). И если наши дела вознесены, а не лежат на земле, амаликитяне терпят поражение. И Апостол повелевает: «Воздевайте чистые руки без гнева и сомнения» ( 1Тим.2:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010