Святые люди любили посещать храм 1Пет.2:5 . «И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу, Иисусом Христом». Объясн. Этими словами выясняется, что каждый добродетельный христианин с его телом и душой есть храм Божий и храм Духа Святого, так как в нём почил Дух Господень; однако такие люди Божии храм усердно посещали, как, например, пророк Давид: Пс.5:8:26:4 , апостол Павел: Деян.22:17:24:18 . 1Кор.3:16–17 . «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы». Объясн. Эти слова нельзя приводить против учения Церкви о рукотворенном храме, который также именуется домом Божиим и у Самого Христа, и у учеников Его: Мф.21:13 ; Ин.2:17 ; Деян.7:47 . В таких храмах Господь обитает для услышания молитв, приносимых собранием верующих: Мф.18:19 ; 3Цар.8:29 , и для таинственного общения с ними: Деян.22:17–18 . 1Кор.6:19–20 . «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой? Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». Объясн. Некоторые праведники были храмами Святого Духа, однако храм, дом молитвы, они усердно посещали: Пс.5:8 ; Деян.22:17 . Не отрицается, а подтверждается здесь необходимость телесного поклонения Богу как в храмах, так и вне их: если мы людям оказываем честь посредством определённых движений и действий (снятие фуражки, поклон, рукопожатие, лобзание и т.п.), то и телесное прославление Бога должно происходить также через определённые движения и действия (преклонение колен, воздеяние рук и проч.): Лк.22:41 ; 1Тим.2:8 . Отсюда возникают разные виды внешнего богопочитания, определяемые святой Церковью. Евр.3:6 . «А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца». Объясн. Правда, что мы – дом Божий, но этот дом, состоящий из людей, верующих в Бога и уповающих на Него, столь обширен и велик, что заключает в себе не только нас, но всех ветхозаветных и всех новозаветных чтителей Бога истинного, и эти чтители Божии усердно посещали храмы рукотворенные: Пс.5:8:26:4 ; Деян.22:17:24:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Слава, и ныне: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе Боже. Трижды. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. (3) По стихословии ектения малая. И абие, Господи, воззвах, в прилучившийся глас. Псалмы 140, 141, 129, 116: Ектения малая. Затем поются псалмы 140, 141, 129, 116 со стихирами на “Господи, воззвах” ; в это время диакон совершает полное каждение храма. 6 Г осподи, воззвах к Тебе, услыши мя./Услыши мя, Господи. Г осподи, я воззвал к Тебе, услышь меня./Услышь меня, Господи. Первый лик: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя:/вонми гласу моления моего,/внегда воззвати ми к Тебе./Услыши мя, Господи. Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе./Услышь меня, Господи. Вторый лик: Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою,/воздеяние руку моею/– жертва вечерняя./Услыши мя, Господи. Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё,/возношение рук моих/– как жертва вечерняя./Услышь меня, Господи. И по чину стихи: Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех, с человеки делающими беззаконие, и не сочтуся со избранными их. Накажет мя праведник милостию и обличит мя, елей же грешнаго да не намастит главы моея, яко еще и молитва моя во благоволениих их. Пожерты быша при камени судии их: услышатся глаголи мои, яко возмогоша. Яко толща земли проседеся на земли, расточишася кости их при аде. Яко к Тебе, Господи, Господи, очи мои: на Тя уповах, не отыми душу мою. Сохрани мя от сети, юже составиша ми, и от соблазн делающих беззаконие. Падут во мрежу свою грешницы: един есмь аз, дондеже прейду. Поставь стражу, Господи, к устам моим, и дверь ограждающую для губ моих. Не уклони сердце моё к словам порочным измышлять оправдания грехам с людьми, делающими беззаконие; и не приобщусь я к избранникам их. Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не умастит головы моей, а еще и молитва моя – на желания их. У скалы поглощены были судьи их; услышат слова мои, ибо они стали сладостны. Как если бы земная толща разверзлась на земле, рассыпались кости их при аде. Ибо к Тебе, Господи, Господи, очи мои, на Тебя я уповал, не отними души моей. Сохрани меня от западни, что устроили мне, и от соблазнов делающих беззаконие. Падут в сеть свою грешники; я одинок, пока её не перейду.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/vechernya...

" Таково было в свое время свидетельство " — свидетельство о том, что Мессии-Искупителю надлежит пострадать за людей, было дано еще в древних пророчествах. " Для которого я поставлен проповедником " — то есть для проповеди об этом свидетельстве я и поставлен. Далее апостол говорит о том, кто, где и как должен совершать общественные молитвословия в церковных собраниях. " Желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения " (ст. 8) — богослужения церковные должны совершаться мужами — предстоятелями церквей, а женщины не должны ни совершать богослужений, ни выступать в молитвенных собраниях со словом учения. Об этом св. Павел прямо писал коринфянам: " жены ваши в церкви да молчат... неприлично жене говорить в церкви " (1 Кор. 14:34-35). Как видно из Деян. 14:23, св. апостол Павел во всех основываемых им церквах учреждал клир, рукополагая пресвитеров. В 1 Кор. 14:40 он заповедует: дабы все в церквах совершалось благообразно и по чину. Посему несомненно, что под этими " мужами " разумеются предстоятели церквей. Молитвы эти, или богослужение, может совершаться " на всяком месте " , а не в одном иерусалимском храме, как было в Ветхом Завете. Так исполнилось проречение Господа самарянке, что наступает час, " когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу " (Ин. 4:21), то есть что христианское богослужение не будет привязано к одному определенному месту, как предрекал это и пророк Малахия: " на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву " (1:11). Как должны совершаться эти молитвы, или богослужение христианское, выражают слова: " воздевая чистые руки " , то есть молитвенному воздеянию рук должно соответствовать и возвышенное настроение души — " преподобие " , или чистая, не запятнанная пороками совесть и свобода от " гнева и размышления " , то есть злых чувств против ближнего и всяких сомнений и колебаний. Затем апостол делает наставления женам о том, как они должны вести себя в церковных собраниях: " также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос, не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию " - то есть женщины должны являться в молитвенные собрания в скромных целомудренных одеждах и думать не о внешних украшениях, но о внутреннем благоукрашении себя добрыми делами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430646/

«Тогда я, Даниил, посмотрел, и вот, стоят двое других, один на этом берегу реки, другой на том берегу реки. И [один] сказал мужу в льняной одежде, который стоял над водами реки: «когда будет конец этих чудных происшествий?» ( Дан.12:5–6 ). Кто эти двое? Ангелы из более низших иерархий. Муж, который стоял над водами реки, – это архангел, один из семи высших духов, которые стоят перед лицом Бога, а подчиненные ему ангелы из более низших иерархий хотят у него получить знания, получить ведения. Дело в том, что мы знаем из откровений Божиих, что ангельский мир устроен иерархически и высшие ангелы передают знания, силу, славу более низшим. Так же и церковный мир устроен: епископы передают благодать священникам, а священники передают всем людям. Система иерархий есть также здесь, на Земле, и она действует на основании первой иерархии, которая стоит в ангельском мире, – это муж, одетый в льняную одежду, т.е. одетый в одежду священников. «И слышал я, как муж в льняной одежде, находившийся над водами реки, подняв правую и левую руку к небу, клялся Живущим вовеки, что к концу времени и времен и полувремени, и по совершенном низложении силы народа святого, все это совершится» ( Дан.12:7 ). Ангелы спрашивали, когда наступит время Суда? А он, чтобы ответить, поднимает две руки к Небу, потому что откровение этих тайн восходит к Тому, Кто будет распят на Кресте, именно по этой причине он и поднимает руки кверху. Это знак распятия, воздеяние рук означало, что величайшее откровение будет совершено благодаря величайшему унижению, через распятие на Кресте. И ангел поднял руки к Небу – к источнику своего знания, к Богу, Который придет, чтобы быть распятым за нас. Он говорит, что произойдет это «к концу времени и времен и полувремени». Что это такое? Времени – года, времен – двух лет и полувремени – полгода, т.е. когда пройдет три с половиной года, когда начнутся гонения, когда придет к власти Антихрист – власть его будет длиться три с половиной года. И при этом будет еще низложение «силы народа святого», т.е. народ святой будет лишен всякой силы, будет полностью разгромлен, как и сказано, что Антихристову зверю дано воевать с народом святым. Дано победить, полностью низложить, разогнать церковную организацию, т.е. когда полностью все люди Божии лишатся всякой надежды на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Хор (все): Всё премудро сотворил Ты. Слава Тебе Господи, сотворившему всё. Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хор (все): и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. ПСАЛОМ 140 Чтец: Господи, к Тебе взываю, услышь меня! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Внемли молению моему, когда я взываю к Тебе! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Да вознесётся молитва моя, как фимиам, пред Тобою! Воздеяние рук моих, как жертва вечерняя! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Сохрани от злого слова уста мои, Господи, огради уста мои! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Не дай мне уклониться сердцем к словам лукавым, измышлять оправдания грехам, как люди беззаконные, да не уподоблюсь им! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Наставит меня праведник милостиво, и обличит меня, а елей льстивых слов грешника да не умастит голову мою, и молитва моя не будет с ними. Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Нечестивых поглотила земля, среди скал вожди их. Мои же слова услышаны будут слова мои, ибо в них сила.Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Как плугом рассекается земля, так рассыплются кости их у бездны ада. Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: На Тебя, Господи, Господи, обращены очи мои; на Тебя уповаю, не отвергни души моей! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Сохрани меня от сетей, расставленных для меня, от соблазнов людей беззаконных! Хор (все): Услышь меня, Господи! Чтец: Попадутся в сети свои грешники. Я же по милости Твоей спасусь, доколе не пройду путь жизни моей. Хор (все): Услышь меня, Господи!Священник: Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Хор (все): И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Свет отрадный святой славы бессмертного Отца Небесного, святого, блаженного, Иисусе Христе! Придя к закату солнца, увидев свет вечерний, воспеваем Отца, Сына и Святого Духа, Бога. Достойно во все времена воспевать Тебя голосами радостными, о Сын Божий, подающий жизнь. Потому и прославляет Тебя мир! Священник: К Тебе, живущему на Небесах, возводим очи наши, ко Господу Богу нашему. Помощь моя от Господа, сотворившего Небо и землю.

http://blog.predanie.ru/article/domashni...

Христос, истинный Свет, просвещай и освящай всех людей, приходящих в мир, просвети им ум и сердечные очи, чтобы познали в истинной бескровной жертве Богу Отцу Тебя, приносимого под видом хлеба и вина, и убери тину с наших глаз, чтобы мы вместе прославили Твое неизреченное милосердие, являемое в Бескровной Жер­тве. Часть II. Камень претыкания и соблазна Глава 1. Претыкания о камень Священного Писания Претыкание первое Каждый христианин – священник и каждая добродетель – жертва, именно таких жертв требует от нас Бог, а не Бескровной Жертвы. То, что каждый христианин – священник, ясно из Священного Писания. Верхов­ный Апостол святой Петр говорит: как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы ( 1Пет. 2, 5 ). И ниже: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой ( 1Пет. 2, 9 ). Также в Апокалипсисе написано: соделал нас царями и священниками Богу наше­му ( Откр. 5, 10 ). И снова в Апокалипсисе: будут священниками Бога и Христа ( Откр. 20, 6 ). Снова: Он дал нам возможность быть служителями Нового Завета ( 2Кор. 3, 6 ). Добродетели же являются жертвами, что также ясно из Священного Писания: Жертва Богу дух сокрушенный ( Пс. 50, 19 ). Тогда благоволить будешь к жертве правды ( Пс. 50, 21 ). А также: Воздеяние рук моих да будет, как жертва вечерняя ( Пс. 140, 2 )! Принесите делами правды и уповайте на Господа ( Пс. 4, 6 )! Принеси богу жертву хвалой своей ( Пс. 49, 14 ). Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу ( Евр. 13, 16 ). Это жертвы, которые должен приносить каждый христиа­нин. Именно их требует от нас Бог, а вовсе не Бескровной Жертвы. Исправление претыкающимся Священство понимается двояко. Есть священство сущее и истинное в результа­те хиротонии. И есть священство духовное, оно не является сущим и истинным, и не принимается рукоположением. Это священство уподобительное или, как говорят, мета­форическое. Так (например), какой-нибудь раб может назваться царем или господином, или победителем, если он обладает злыми привычками, такими как гневом, завистью, ненасытностью и неукротимым стремлением плоти. И если господствует над своими страстями и похотями и подчиняет их духу, то он еще и раб, так как находится в узах, но он еще и царь, господь, победитель, но только духовно, а не в действительности, и мета­форически, а не так, как обычно обозначают гражданское состояние.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

п. На храмовой двор допускался и народ во время общественного богослужения. Наглядным изображением вавилонского храма может служить найденная в Сузах в 1905 г. бронзовая модель, приготовленная эламским царем Шильхан-ин-Шушинаком. Хотя она изображает эламский храм, но вполне подходит к нашему представлению о храмах Двуречья. Здесь два зиккурата, жертвенник, бассейн, священные столбы и деревья, даже фигурки жрецов, совершающих возлияния. Каждый вавилонский месяц был посвящен какому-либо божеству, равно как и каждый день месяца; дни делились на «благоприятные» и «тяжелые», были и посты. До нас дошли отрывки такого месяцеслова для двух месяцев: Элула II и Мархешвана; характер их следующий: «Второй день (Мархешвана). Посвящен Истар. День благоприятный. Царь приносит жертву Шамашу, Белит, Сину; совершает возлияния; воздеяние рук его принимает бог. Третий день. Посвящен Мардуку и Сарпанит. Благоприятный. Вечером царь приносит жертвы Мардуку и Истар и совершает возлияние. Воздеяние рук его бог принимает». В этих месяцесловах уже есть намек на дни, имеющие особенное значение. Под 7, 14, 21 и 28, а также 19 (7 х 7 предыдущего месяца) числами читаем: «Тяжелый. Пастырь многочисленного народа (может быть, царь, как первосвященник?) не должен есть мяса, испеченного на огне, и ничего, приготовленного на золе (?); не должен менять своего платья и надевать чистого одеяния, не должен приносить жертвы. Царь не должен восходить на свою колесницу и изрекать приговоров. Жрец-прорицатель не должен давать ответов. Врач не должен класть руки на больного. Не следует приводить в исполнение задуманное. Ночью царь должен я приносить дар великим богам и принести жертву. Воздеяние рук его бог примет». Таким образам, это дни не праздника, а скорее покаяния и поста, и нет основания сопоставлять их с еврейской субботой, особенно в виду того, что они не были – днями покоя. Термином «шабатту», встречающимся иногда в текстах и объясненным как «день успокоения сердца» (разгневанных богов?), обозначается 15-е число месяца – день полнолуния.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И поем Да направится молитва моя: Пс 140:2,1,3–4 . Во время пения все лежат ниц, предстоятель же, стоя у престола, кадит его, а потом жертвенник. Чтец поет: Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою,/воздеяние руку моею,/жертва вечерняя. Канонарх: Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё,/возношение рук моих/– как жертва вечерняя. И по пении чтеца, лик поет тоже. Таже чтец: Хор: Да направится молитва моя: Стих 1: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя,/вонми гласу моления моего,/внегда воззвати ми к Тебе. Канонарх: Господи, я воззвал к Тебе, услышь меня,/внемли гласу моления моего,/когда я взываю к Тебе. Лик: Да исправится: Хор: Да направится молитва моя: Чтец, стих 2: Положи, Господи, хранение устом моим,/и дверь ограждения о устнах моих. Канонарх: Поставь стражу, Господи, к устам моим,/и дверь ограждающую для губ моих. Лик: Да исправится: Хор: Да направится молитва моя: Чтец, стих 3: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия,/непщевати вины о гресех. Канонарх: Не уклони сердце моё к словам порочным/измышлять оправдания грехам. Лик: Да исправится: Хор: Да направится молитва моя: И паки чтец поет: Да исправится молитва моя,/яко кадило пред Тобою. Канонарх: Да направится молитва моя,/как фимиам, пред лицо Твоё. И лик поет: Воздеяние руку моею,/жертва вечерняя. Хор: Возношение рук моих/– как жертва вечерняя. И по происхождении Святых Даров, исполняему: Ныне Силы Небесныя: полагаем поклоны три: Затем, по обычаю, совершаем три поклона с молитвой: Молитва св. Ефрема Сирина Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия, и празднословия не даждь ми. Поклон. Господи и Владыка жизни моей, духу праздности, суетности, властолюбия и празднословия не предай меня. (Поклон) Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения, и любве, даруй ми рабу Твоему. Поклон. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу твоему. (Поклон) Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/liturgiya...

в) Возжение светильников (восковых свеч) и лампад с елеем пред св. иконами. Оно служит выражением горячности нашей виры и чистоты любви нашей к Богу, Свету истинному, и святым угодникам Божиим, которые сияли в мире святою жизнью, яко светила. г) Крестное знаменье, употребляемое в молитве, служит знамением открытого исповедания веры в распятого Спасителя и Господа нашего И. Христа, совершившего спасение наше Своими страданиями и крестного смертью . д) Обращенье во время молитвы лицом к востоку есть выражение стремления к древнему нашему блаженному отечеству, которого лишились чрез грех , и обращение к Востоку свыше, солнцу правды, Иисусу Христу, просветившему нас светом евангельского учения. е) Стояние, а не сидение, во время Богослуженья служит выражением нашего благоговения к живому Богу в подражание Ангелам, которые предстоят пред Ним на небеси со страхом. ж) Воздеяние рук к небу, преклоненье главы, поклоны, коленопреклонение, паденье лицом на землю суть выражения внутренних молитвенных расположений и движений нашего сердца, а именно: воздеяние рук к небу изображает возношение души нашей к Богу и искание помощи свыше; преклонение главы выражает покорность и преданность воле Божией; поклоны суть знаки смирения, повиновения и благодарности к Богу и святым Его; коленопреклонение и падение лицом на землю напоминает нам о падении чрез грех прародителей наших и служит знамением глубокого сознания нашей греховности и того величайшего смирения, что, по множеству грехов, мы недостойны и очей возвести на небо. з) Обнажение головы во время молитвы делается во изъявление благоговения пред вездесущим Богом. Имеющие отличия, покрывающие голову, как-то: скуфьи, камилавки, снимают их с головы при важнейших священнодействиях, молитвах, песнях и чтениях. § 12. Число чинопоследований общественного Богослужения и время их совершения. Понятие о суточном круге Чинопоследований общественного Богослужения девять: 1) полунощница, 2) утреня, 3) первый час (дня), 4) третий час, 5) шестой час, 6) литургия, 7) девятый час, 8) вечерня, 9) повечерие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

870 (XIII. в.) в отношении часов представляет лишь ту особенность, что не всегда указывает обычные нынешние молитвы, а на первом часе предписывает читать, кроме «Иже на всякое время», две молитвы, положенные ныне на почасии; вторая из них произносится при этом с воздеянием рук. – «И после совершения первого часа, – читаем мы далее, – должно присоединять и почасия сия в келии, и говорить»... Все часы, за исключением первого, имеют по два отдельных почасия. Каждое почасие состоит из двух псалмов и трех тропарей (после «Отче наш»), и заканчивается 30-тикратным «Господи помилуй». На вторых почасиях, сверх того, полагаются поклоны; после чего бывает отпуск. Молитв нет. Первый час имеет одно почасие, на котором, в отличие от прочих, положено три псалма и шесть особых тропарей, а после 30-тикратного «Господи помилуй» читается молитва «Иже на всякое время» и совершаются поклоны; вслед за тем произносится вторая молитва с воздеянием рук. Оканчивается почасие, молитвой к Богородице: «Нескверная, неблазная». Не трудно заметить, что все рассмотренные последования часов с междочасиями по чину своему однородны; это – не более, как разновидности одного основного чина; такою же разновидностью, между прочим, является и наше нынешнее последование, встречающееся в древнейших памятниках, начиная с XI века (Афоно-Андр. 12). Общей основой для них служит «правило св. Саввы», или так называемый иерусалимский устав. Синайский Часослов 867 связывает с именем преп. Саввы Освященного все свое последование. На этой древней палестино-саввинской основе развились многочисленные поместные редакции, в существенном сходные между собою. Большая часть их, нужно думать, утрачена; и нам приходится теперь довольствоваться лишь остатками их прежнего богатства и разнообразия. 8. В славянских землях Слишком ограниченное количество древнегреческих Часословов отчасти восполняется древнейшими славянскими рукописями, которые знакомят нас даже с таким последованием часовых служб, какого мы еще не встречали в греческих памятниках. Конечно, не может быть и речи о его славянской самобытности. В греческих богослужебных памятниках, несомненно, был его прототип; но он теперь или вовсе утрачен, или же находится где-либо в неизвестности.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010