В то время как язычник – равно, как и отступник – бросался на землю перед идолами 511 и тщетно простирал руки к «богу чужому» 512 , поскольку это немое изделие рук его могло помочь ему меньше, чем любой другой человек, верующий простирал руки «во имя» Бога 513 , Который «сотворил небо и землю», и «творит все, что хочет» 514 . Так он делал и «ночью», и когда «в день скорби» своей «искал Господа» 515 . Он не только «подымает» руки свои, но и «простирает» их 516 , когда душа его, «как жаждущая земля» 517 жаждет живой воды от Господа. И так как Бог целиком открылся человеку в Своем Слове, в Своих заповедях, то молящийся – молясь, умоляя – как бы простирает руки свои к этим выражениям божественной воли, которые он «возлюбил» 518 . Жест воздевания рук во время молитвы с древних времен 519 был обычным для человека Библии и потому Христос и апостолы молились, следуя этому обычаю. Так, Павел, например, желает, «чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» 520 . Подобная молитва уже в Ветхом Завете заменяла все материальные жертвы. Она «направлялась как фимиам» к Богу и «воздеяние рук» расценивалось как «жертва вечерняя» 521 . Как и возведение глаз к небу, о чем мы будем говорить позднее, так и простирание рук служит выражением доверительного и глубоко личностного отношения твари к своему Творцу. Кроме того, этот жест как бы задает определенное направление молитве, ибо молящийся простирает руки «к небу» как к символическому «месту» Божию, или же к храму, как к месту Его исторически спасительного присутствия среди Своего народа 522 . Христиане, как мы уже видели, сделали еще один шаг вперед, обращаясь не только к небу, но и к «востоку». Древние отцы хорошо сознавали символическое значение этого жеста, столь трогательного и с человеческой точки зрения. Вот что писал, например, Климент Александрийский в начале третьего века: Поэтому/во время молитвы/мы поднимаем голову, простираем руки к небу и встаем на цыпочки при произнесении заключительных слов молитвы, следуя порыву духа, который устремляется к горнему миру. После того, как мы пламенным желанием вознесли «крылатую душу» 523 , мы стремимся произносимыми словами освободить тело от земли и изо всех сил устремляемся к «святилищу» 524 , пренебрегая оковами плоти 525 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

И наконец, через Крест Иисус Христос вознесся во славе ( 1Тим.3:16 ; см. также: Лк.24:26 ; Ин.17:1 ; Флп.2:8–9 ). Глава 10. О крестном знамении Священник : Каждый христианин, если он истинный сын Православной Церкви Христовой, проводящий жизнь в благоговении и страхе Божием, имеет обычай при начале и окончании всякого дела (будь то молитва или телесный труд, душеполезное чтение или домашняя трапеза, пробуждение или отход ко сну, сборы в дорогу или возвращение), а также во время бедствий или искушения от худых помыслов, осенять себя знамением святого Креста. Поступая так, он приводит себе на память безмерную силу Того, Кто освятил крест пречистой Своею Кровью и оставил его нам как Божественное знамение и непобедимое оружие на диавола, по слову Писания: Ты дал боящимся Тебя знамение, дабы они избегли лука ( Пс.59:6 ), и еще: запечатлелся на нас свет лица Твоего, Господи ( Пс.4:7 ). Мы знаем, что в молитве, наравне с умом и сердцем, должно участвовать тело со всеми его членами, среди которых особое значение принадлежит рукам. Вот несколько свидетельств об этом Священного Писания. – Сам Господь руками благословлял апостолов: И вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их ( Лк.24:50 ) и детей: И, обняв их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:16 ). – Апостолы посвящали священников и диаконов через молитву и возложение рук (см.: Деян.6:6; 14:23 ), почему и таинство священства называется в Павловых посланиях возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ). Молитвой и возложением апостольских рук приобщались Духа Святого новокрещеные, и это было прообразованием таинства миропомазания (см.: Деян.8:14–17; 19:5–6 ). То, что в молитве должно участвовать тело и в особенности руки, явствует также из увещаний апостола: прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии ( 1Кор.6:20 ); желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения ( 1Тим.2:8 ). Уже Ветхий Завет говорит о молитве, сопровождаемой телесными действиями колено- и главопреклонением, воздеянием рук и так далее. Например, у Псалмопевца читаем: Так буду благословлять Тебя в жизни моей, во имя Твое подниму руки мои ( Пс.62:5 ) 76 . Руки ветхозаветных патриархов и праведников прообразовали и знамение святого Креста, будучи то скрещены (когда Иаков преподал благословение сыновьям Иакова. См.: Быт.48:14 ), то простерты вперед (когда Моисей разделил воды при переходе евреев через Красное море. См.: Исх.14:26–28 ), то воздеты к небу (когда он же остановил течение солнца в битве с амаликитянами. См.: Исх.17:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

мужами у них нет, а есть только книги, напечатанные в типографиях обыкновенными грешными людьми. Кто чтит подлинный св. Крест Христов, тот будет почитать и всякое изображение Его, говорящее уму и сердцу о пострадавшем за нас Спасителе мира. Отвергнув почитание св. Креста Христова, сектанты не признают и совершаемого верующими христианами крестного знамения, приводя против него ложно толкуемые ими места св. Писания, несмотря на то, что еще в Ветхом Завете были прообразы не только креста, но и крестного знамения. Так, напр., Иаков, не смотря на замечания Иосифа, крестообразно благословил внуков своих, Ефрема и Манасию ( Быт. 48:13–14 ; См. Иез. 9:4–6 ). 1) Слова ап. Павла говорят вовсе не о крестном знамении, которого у Афинян, как язычников (см. ст. 16), и не могло быть, а говорят вот о чем: язычники верили, что их идолы нуждаются в пище и питии, почему и приносили то и другое, что обманывавшие народ жрецы брали себе, говоря, что боги поедают все им приносимое, как об этом, читаем, напр., в книге пророка Даниила, которому царь говорил: «Не думаешь ли ты, что Вил не живой Бог ? Не видишь ли, сколько он ест и пьет каждый день?» ( Дан. 14:1–22 ). Ап. Павел и говорит Афинянам, что «Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет, и не требует служения (а не сложения, как часто читают сектанты) рук человеческих, как бы имеющий в чем–либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и все» ( Деян. 17:24–25 ). Вот о чем говорит ап. Павел Афинянам, а вовсе не о крестном знамении. А что и руки могут служить для целей религиозных и для молитвы, доказательство этому дают нам Сам Христос и Его св. Апостолы. Так, напр., Христос возлагает на детей пречистые руки Свои и благословляет их ( Мр. 10:16 ); Он же, возносясь на небо, «подняв руки Свои, благословил» учеников Своих ( Лк. 24:50–51 ). И св. Апостолы ставили на служение священнослужителей Церкви через возложение рук с молитвой ( Деян. 6:6, 14:23 ; 1Тим. 4:14; 5:22 ). Еще Псалмопевец говорит, что Бог принимает действие рук при молитве, как жертву вечернюю: «во имя Твое вознесу руки мои», говорит он в одном псалме (62:5), а в другом так молится: «да направится молитва моя, как фимиам перед лицо Твое, воздеяние рук моих, – как жертва вечерняя» ( Пс. 140:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Неразумно некоторые спорят между собою и утверждают, что под юностью орла должно разуметь пернатую птицу-орла; но обновление этой пернатой птицы совершается ежегодно, и опять она стареет. А обновление Орла разумного и великого, то есть, Христа и всех праведных, бывает однажды, и остаются они на веки живыми, юными и неветшающими. Этой благодати да сподобит и нас Господь Бог наш Иисус Христос . Аминь. 3. Объяснение, отчасти, псалма 18-го Касательно значения изречений Писания, о чем ты, по великому своему смиренномудрию, изволил спросить меня, я признал справедливым вкратце, насколько вмещает мой скудный разум, разъяснить тебе встречающееся недоразумение. Да будет же тебе известно, что этот псалом, который по числу есть 18-й, предвозвещает о некоторых двух величайших событиях именно, о евангельской проповеди , которая вскоре пронесена святыми апостолами по всей вселенной, о чем говорится в псалме: Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ); потом ниже говорит: По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их ( Пс.18:5 ). Небесами называет божественных апостолов, которые, как лучи разумного Солнца правды воссияли всюду и научили тем благам, которые соблюдаются праведным на небесах. Под твердью же разумей Соборную Церковь Спаса Христа, о которой говорит блаженный апостол Павел в первом послании к Тимофею: Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:14–15 ). Она возвещает творение рук Божиих, то есть, Спасителя Христа, Который воздеянием на кресте пречистых рук Своих истребил отовсюду многоразличное идолопоклонническое заблуждение и народы, которые дотоле были разлучены разными бесовскими обманами, собрал и совокупил в одно непогрешительное благочестие, и естество человеческое, прежде отверженное, опять сподобил жизни райской и соединил в одно жительство ангелов и человеков. В этом заключается творение, то есть, последствия воздеяния на кресте пречистых рук Спасителя Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ra...

В палестинских, месопотамских и всех восточных монастырях во время богослужения, совершаемого в третьем, шестом и девятом часу, прочитывают только три псалма; и таким образом там и молитвы тщательно приносятся Богу в установленное время, и необходимые рукоделия не прекращаются. Совершается же богослужение именно в показанные часы потому, что в эти часы исполнились важнейшие обетования и совершено наше спасение; ибо известно, что Св. Дух, обещанный пророками, сошел на апостолов в третьем часу, как это значится в книге Деяний Апостольских (гл. 2). В шестом же часу Господь наш и Спаситель принес Себя Отцу в жертву и для спасения всего мира на крест взошел, очистил грехи всего мира; в этом же часу апостолу Петру открыта тайна призвания язычников через сходящий к нему с неба сосуд, как бы большую скатерть, привязанную за четыре угла. А в шестом часу Господь сошел в ад, просветил светом Своей славы непроницаемую тьму адскую и, сокрушив медные врата, увел с Собою на небо святых, которые были заключены во мраке преисподней, — через что первобытного жителя рая опять вселил в рай; в этом же часу сотнику Корнилию ангел открыл тайну призвания язычников (открытую Петру в шестом часу); еще в Деяниях Апостольских говорится, что апостолы Петр и Иоанн шли вместе в храм на молитву в девятом часу дня. Из этих свидетельств видно, что святые и апостольские мужи справедливо определили эти часы на богослужение, следовательно, и мы должны посвящать их на то же, а не проводить дня в праздности, забвении о молитве и в мирских занятиях. И вечерние жертвы должны быть непременно принесены; потому что и в Ветхом Завете они непрерывно приносились, как это можно видеть из слов Давида, который говорит: да направится молитва моя, как фимиам пред лицо Твое; воздеяние рук моих — как жертва вечерняя (Пс 140, 2). В этих словах Давида таинственно можно понять ту вечернюю жертву, которую Спаситель преподал вечерявшим апостолам, или то, что под конец веков Он сам за спасение мира, через распростертие рук на кресте, был принесен Отцу в жертву. Распростертость Его рук на кресте может быть названа воздеянием или возвышением их; потому что Он действительно нас, поверженных в ад, вознес на небо, согласно сказанному Им: и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Ин 12, 32). А что утром надо совершать богослужение, это доказывают слова, которые ежедневно поются на утреннем богослужении: Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу...; размышляю о Тебе в ночные стражи; очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое (Пс 62, 2, 7; 118, 148). Обо всех этих часах богослужения упоминается в притче о хозяине, вышедшем рано поутру нанять работников в свой виноградник: там говорится, что он нанимал работников поутру, потом в три, шесть и девять часов и, наконец, в одиннадцать, когда уже зажигается огонь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1753...

«И правда Его пребывает в век века». Нет ничего неправеднаго в совершаемом Им, но все украшается правдою; потому что всем управляет, вечно водясь правдою. Пс.110:4 .   Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь. Пс.110:5 .   Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой. «Память сотворил есть чудес Своих». поскольку явно совершил гибель врагов, а сие же самое творил и при предках, то скрыв под водами Египтян, то воздеянием рук Моисеевых поразив Амаликитян, и чрез Иисуса Навина сокрушив Хананеев и иные народы; то наказание врагов Пророк назвал напоминанием чудес: то есть, что истинны славныя чудеса Твои, которыя у неверных почитаются ложными, доказал Ты новым чудотворением, и напомнил нам, что совершил Ты при наших предках. «Милостив и щедр Господь». «Пищу даде боящимся Его». Слово " пищу» другие переводчики заменили словом: добычу. То и другое верно; потому что Иудеи, как на готовую добычу, устремились на богатство врагов, и принесли оттуда обильную пищу. «Помянет в век завет Свой». Симмах же перевел так: добычу дал боящимся Его, памятуя вечный завет Свой; потому что хранит незабвенную память о данных отцам обетованиях, и ради оной сообщает нам блага. Пс.110:6 .   Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников. «Крепость дел Своих возвести людем Своим, дати имь достояние язык». Нам наипаче явною соделал силу Свою, даровав нам богатство посрамления ими, но и имущество их обратил в нашу собственность. Пс.110:7 .   Дела рук Его – истина и суд; все заповеди Его верны. Пс.110:8 .   Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте. «Дела рук Его истина и суд». Совершил же сие не вопреки справедливости, но весьма законно; потому что враги, ни в чем не имея права жаловаться на нас, покушались истребить нас совершенно. А поэтому произнес на них истинный и правдивый приговор. «Верны вся заповеди Его», «Утвержены в век века, сотворены во истине и правоте». Бог, законополагая, обещал благоволение Свое хранящим закон. Сие говорит Пророк и здесь, а именно, что не лживы обетования о хранении заповедей, и решившиеся исполнять их всегда пользуются промышлением Его. Ибо и мы, искренно умолявшие Его, оказались победителями неприязненых. Сие выразил Пророк и в присовокупляемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Ис.1:15 . И когда вы про­стираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моле­ния ваши, Я не слы­шу: ваши руки по­лны крови. «Простертие рук» или воздеяние рук к небу служило у всех народов внешним выражением молитвенных воздыханий к Богу ( 3Цар.8:22, 54 ; Пс.140:2 ). «Полны крови». Здесь по-еврейски слово кровь поставлено в числе множественном, что указывает на изобилие крови. Пророк представляет иудеев, приходящих молиться в храм, как преступников, убийц, которые не успели еще вымыть рук после соделанного ими убийства. Ис.1:16 . Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Мо­их; пере­станьте делать зло; Ис.1:17 . научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетен­ного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Пророк приглашает этих загрязненных преступлениями людей омыться дочиста ( «омойтесь, очиститесь»!), т. е. посредством покаяния очистить свою душу, конечно, с помощью Всевышнего ( Пс.50:9 ), и вперед уже не делать зла. Это – отрицательная сторона покаяния. Но, кроме того, они должны и положительно заявить о совершившемся с ними духовном обновлении: они должны начать добрые дела – защищать всех угнетенных, особенно же сирот и вдов, которые являются беззащитными. Ис.1:18 . Тогда при­дите – и рас­судим, говорит Го­с­по­дь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как вóлну убелю. Ис.1:19 . Если захотите и по­слушаетесь, то будете вкушать блага земли; Ис.1:20 . если же отречетесь и будете упор­с­т­во­­вать, то меч по­жрет вас: ибо уста Го­с­по­дни говорят. Только при таком деятельном и искреннем покаянии Господь может допустить к Себе иудеев-грешников и разобрать с ними их дело. Совесть их при этом, конечно, будет страшно мучить их; они будут доходить до отчаяния, вспоминая соделанные ими преступления, и Бог поэтому успокаивает их надеждою на возможность получить прощение от всякого, даже самого тяжкого, греха. «Багряница» по евр. schantm от слова schani. Так называлась у евреев густая красная краска, получавшаяся из яичек моллюска, водившегося в изобилии по берегам Финикии и вообще в Средиземном море. Секрет приготовления этой краски знали одни финикияне.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

7) Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела для прославления Бога, как ясно учит об этом ап. Павел в других своих посланиях: «Разве не знаете, говорит он, что тела ваши суть члены Христовы? ... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? И вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой: посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи» ( 1Кор. 6:15–20 ). Молитва есть служение Богу, но мы должны служить Богу, не только духом ( Фил. 3:3 ), а и телом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божьим, говорит Апостол в другом послании, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). 8) Мы признаем, говорят некоторые сектанты, обряды, но только те, которые употребляли Христос и Апостолы и о которых упоминается в Новом Завете. Именно: коленопреклонение и воздеяние рук. 8) Это – неправда, ибо сектанты некоторые обряды, употреблявшиеся во время молитвы Христом и Апостолами, отвергли, а другие, о которых нет и упоминания в Писании, выдумали сами, подтверждая ту истину, что без обрядов немыслима никакая религия. Так, напр., сектанты отвергли благословение руками ( Лк. 24:50–51 ; Мар. 10:16 ), поклоны во время молитвы (Мф. 26:39), употребление при богослужении светильников ( Деян. 20:8 ), употребление фимиама ( Фил. 4:18 ; Отк. 8:3–4 ), особые священнические облачения ( 2Тим. 4:13 ), отвергли вместе с таинствами обряды Покаяния ( Иоан. 20:23 ) и Елеосвящения ( Иак. 5:14–15 ), отвергли установленный Самим Христом перед тайной вечерей обряд омовения ног ( Иоан. 13:4–14 ). Словом, отвергли почти все христианские новозаветные обряды. Зато повыдумали новые, свои, о каких в Писании и помину нет, напр., обряд совершаемый при крещении, когда крещаемого опрокидывают навзничь в воду, сложение на животе рук во время молитвы перед или после принятия пищи, особый обряд брака, обряд наречения имени младенцу, обряд «обновления дома» и другие. Таким образом, говоря, что никаких обрядов не нужно, что нужно молиться только духом, сектанты, отвергнув обряды православной Церкви, ведущие свое начало от самих св. Апостолов, завели у себя свои, ими самими выдуманные, обряды, чем сами поставили себя в противоречие, оправдав на себе слова ап. Павла о подобных им отступниках от веры, которые «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, о чем утверждают» ( 1Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

   Порядок бесед блаж. Августина здесь тот же, что и в подлиннике.    имеется в виду пророчество Господа Иисуса Христа о суде над праведниками и грешниками (Мф.25:34-45)    «Нет, не умрете» — прим.сост. Беседа 2. О жертве вечерней — Изъяснение Евангелия от Иоанна... (по общему счету 342) О жертве вечерней — Изъяснение Евангелия от Иоанна (пролог)    1. В настоящий раз, братие, должна быть речь о жертве вечерней. Молились мы, воспевая, и молясь, воспевали: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс.140:2). В молитве познаем мы здесь человека, в воздеянии рук — крест. Это есть знак, который изображаем мы на челе, знак, коим спасаемся. Знак осмеянный, чтобы сделаться достойным почтения, презренный, чтобы стать славным. Бог является, чтобы, подобно человеку, молиться об избавлении от опасности. Бог приходит, чтобы, подобно человеку, умереть. И если бы познали Его люди, никогда «не распяли бы Господа славы» (1 Кор.2:8). Это жертвоприношение, где священнодействующий есть в то же время и жертва, избавляет нас пролитою кровию Создателя. Создал нас, когда был безкровным, а искупил нас кровию. Создал нас Тот, о Ком говорится в словах: «В начале было Слово... и Слово было Бог». Им мы созданы. «Все, — говорится далее, — чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть». Вот Кем созданы мы. Теперь послушай, кем мы избавлены. «В Нем, — говорит евангелист, — была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:1-5). Все это относится еще к Божеству, к тому, что пребывает неизменным, к тому, для созерцания чего должно иметь сердце предочищенное. «Свет, — говорит, — во тьме светит, и тьма не объяла его». Но пусть мрак обымет Его, чтобы не было мрака. Мрак — это грешники, неверующие. Итак, чтобы не было мрака, Слово стало плотью и обитало с нами. Видите Слово, видите Слово — плоть, видите Слово прежде плоти. «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть». Где тут кровь? Вот Он виновник бытия твоего, но еще не цена твоя. Когда же стал Он Спасителем твоим? Когда Слово стало плотью и обитало с нами?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Как же св. ап. Варнава изображает домостроительство нашего спасения? Цель воплощения Сына Божия состоит в том, чтобы упразднить смерть и показать воскресение (гл. 5). Кроме этой главной цели воплощения есть еще и второстепенная: если бы Сын Божий не пришел во плоти, то люди не могли бы остаться живыми, взирая на Него, когда и те, которые смотрят на солнце, имеющее некогда уничтожиться, на дело рук Его, – не могут прямо смотреть на его лучи. Последняя причина воплощения Сына Божия состоит в том, чтобы довершить полную меру грехов тех, кои преследовали пророков Его даже до смерти. Чтобы осуществить самым делом первую и важнейшую цель Своего воплощения, Христос пострадал и умер на кресте. „Для того, – т. е. чтобы упразднить смерть и показать воскресение из мертвых, – Он пострадал“ (гл. 5). Если Сын Бога Господь, имеющий судить живых и мертвых, пострадал для того, чтобы Его рана оживотворила нас, то будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, разве только для нас. А в другом месте ту же мысль раскрывает ап. Варнава, толкуя символическое значение воздеяния Моисеем рук во время сражения иудеев с амаликитянами. „Чтобы вразумить поражаемых, что они преданы на смерть за свои грехи, Бог говорит к сердцу Моисея, чтобы он сделал образ креста и Того, Кто имел пострадать на нем, потому что они, если не будут уповать на Него, будут побеждены навек; итак, Моисей простер свои руки, и тогда Израиль одерживал победу, а когда опускал руки вниз, Израильтяне были побиваемы. Для чего это? Для того чтобы они познали, что им нельзя спастись, если не будут уповать на крест. И еще: Моисей делает образ Иисуса, что именно Он пострадает, и Сам дарует жизнь Тот, Кого думали погубить на знамени креста, в то время, когда Израиль гибнул от змеев. Так как преступление Евы произошло посредством змея, то Бог попустил и всякому змею угрызать Израильтян, и они умирали, чтобы вразумить их, что они за свое преступление преданы смертной скорби. Так Моисей делает медного змея и говорит им: „когда кто из вас будет угрызен, то пусть идет к змею, повешенному на дереве, и верою надеется, что хотя он мертв, но может даровать жизнь, и тотчас исцелится“ (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Orfanits...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010