Здесь можно говорить даже о конкретной катехизаторской работе в ветхозаветные времена в виде научения народа забытому закону: « И пошел царь в дом Господень, и все Иудеи, и все жители Иерусалима с ним, и священники, и пророки, и весь народ, от малого до большого, и прочел вслух их все слова книги завета, найденной в доме Господнем» (4 Царств 23:2). В этом же духе действовали Ездра и Неемия: « И принес священник Ездра закон пред собрание мужчин и женщин, и всех, которые могли понимать, в первый день седьмого месяца; и читал из него на площади, которая пред Водяными воротами, от рассвета до полудня, пред мужчинами и женщинами и всеми, которые могли понимать; и уши всего народа [были приклонены] к книге закона. …И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присоединяли толкование, и [народ] понимал прочитанное» (Неем. 8:2-3, 8). Последующие времена и эпохи с различной периодичностью показывали отпадение народов и возвращение к вере своих предков. Это происходило как по собственному «почину», под влиянием примеров соседей-язычников, так и насаждалось сверху – от властей предержащих . И в любые времена Бог в Ветхом Завете восставлял защитников отеческой веры, которые либо силой оружия, либо словом возвращали своих ближних к единобожию.   От апостольского века до Византийской империи Апостольский век был основан исключительно на внешней миссии, но даже и в это время сами апостолы и мужи апостольские вынуждены были вести идеологическую войну и войну за потерянные души с гностиками, которые паразитировали на христианстве и сумели вывести немало людей из Церкви. « Было вполне естественно, даже неизбежно ожидать, что гностическое течение иудейского и языческого мира будет просачиваться и бродить в христианстве… Неудивительно, что среди последователей христианской религии оказывались и лица, проникнутые гностическим духом» . В данном случае христианам приходилось проводить апологетическую миссию. Апостолы Иоанн и Павел еще при своей жизни вынуждены были вступить в борьбу с гностицизмом, просвещая христианский мир увещаниями и письменными посланиями, то есть вели апологетическую миссию: « Гнозис был известен уже в апостольские времена.

http://bogoslov.ru/article/3211893

Случается даже так, что и того, кто не только колебался, но уже падал и подвергался опасности, прежде чем совсем опуститься, Бог не отвергает: «Сильно толкнули меня, чтобы я упал, но Господь поддержал меня» ( Пс.117:13 ). А тот, кто пал, неужели погиб совершенно? Никогда. И для него есть утешение: " когда, – сказано, – он будет падать, не упадет». Почему же так? «Ибо Господь поддерживает его за руку» ( Псал. 36:24 ). Случается еще так, что человек падает легко, но дальше по пути падения не идет. Да и те, которые пали глубоко, разве они совсем погибли? И здесь мы видим тоже милосердие Господне: «Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных» ( Пс. 144:14 ). Псалмы, прекрасно доказывая это, мне кажется, не приводят нас к отчаянию в покаянии, потому что о Боге они говорят так: «Бог – судия праведный» ( Пс. 7:12 ). Не пренебрегай этим изречением: справедливость каждому воздаст по заслугам. Сначала выслушай, что значит быть справедливым, и приготовься к защите; часто ведь является такое предположение: если Бог справедлив, то почему Он не тотчас воздает грешникам? Такой-то несправедлив, и процветает; какой-нибудь грабит, и богатеет; иной – наглец, и господствует; как же это согласуется с правдой Божией? Если Бог справедлив, почему Он не тотчас посылает наказание грешникам? Неужели Он справедлив, но не имеет силы тотчас воздать наказание грешникам? Ведь бывает иногда, что судья справедливо судит, но не может привести в исполнение свое решение. Итак, неужели наказание отстрачивается вследствие бессилия? Да не будет этого! Потому-то и пророк тотчас прибавляет: «Бог – судия праведный, и Бог , всякий день строго взыскивающий»( Пс. 7:12 ). Как справедливый, Он знает, что справедливо, а как крепкий, Он может привести в исполнение то, что думает. Но где же причина отсрочки грехов? Для чего эта отсрочка наказания? Как справедливый, Он знает согрешающего; как крепкий, Он имеет силу довести решение до конца. Итак, какая же причина медлительности? «Бог – судия праведный, и Бог , всякий день строго взыскивающий».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Еккл.4:9–12 . Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе воз­награждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется. Лучше двое, чем один, коим награда добрая в труде их: ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. И горе одному, когда он упадёт, и нет другого, кто бы поднял его. И даже если спят двое, то и теплота будет у них; а один, как согреется? И если нападёт на кого один, то двое устоят против него; и тройная бечева не скоро рвется. После изображения забот и бедствий, постигающих того, кто мучит себя в приобретении богатства не имея определённого наследника, теперь речь обращается к сотовариществу и говорится, сколько добра в сообществе друзей и во взаимной поддержке: потому что и упавши один поднимается при помощи другого, и домашние дела ведёт и даже ночным отдыхом наслаждается лучше тот, кто имеет верного друга, чем тот, кто заботится только о приобретении богатства. И если против одного восстанет какой-либо более сильный враг, то его слабость поддерживается помощью друга. И насколько два лучше одного, если они соединены любовью, настолько еще более важно сообщество троих. Ибо истинная и не нарушаемая никакою завистью любовь, чем более возрастает в числе, тем более будет увеличиваться и в силе. Это – по толкованию простому. Но так как касательно предыдущего места мы представили толкование его некоторыми в отношении ко Христу, то и дальнейшее должно быть рассматриваемо в том же духе. Лучше быть двоим, чем одному. Ибо, лучше иметь живущего в себе Христа, чем жить одному и быть открытым для козней врага. Награда за это сообщество непосредственно открывается в самой пользе общения. Ибо, если упадёт один, то Христос восставляет своего общника. И горе тому, кто, упавши, не имеет в себе восставляющего Христа! Если даже и уснёт один, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

О, какое явное бесстыдство! О, сколь открытая разбойничья языковредность! Когда Ирод «расспрашивал их, где надлежит родиться Христу» (Мф. 2:4), то они еще более дерзновенно говорили: «В Вифлееме Иудейском» (Мф. 2:5) и указывали на пророческое предсказание и приводили слова священноявителя, свидетельствовавшего: «Пророк великий восстал» во Израиле. И ныне с прикровенным лицом (2 Кор. 4:15–16) до сих пор восклицают: «Мы знаем, что Моисею говорил Бог, а Сего не знаем, откуда Он есть» (Ин. 9:29). Воистину «не познали и не уразумели, во тьме ходят» (Пс. 81:6). Воистину сей «народ глупый, а не мудрый» (Втор. 32:6). Справедливо Христос вопиял к ним: «Мы играли вам на свирелях, и вы не плясали. Мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали» (Мф. 11:17). Кто сможет по достоинству представить их неблагодарное мнение? Кто обличит их злобную враждебность? Столькие для них почерпал Христос чудотворения, укрепляя расслабленных, очищая прокаженных, даруя здравие болящим, исцеляя бесноватых, открывая зеницы очей, восставляя их мертвых из гробов, превращая воду в вино и даруя им тысячи других чудес, о которых трудно и рассказать. И веры в них не было никакой, пусть и на краткое время. Пусть ты не веришь нам, о иудей, прочти священноявителей . Открой страницы, лежащие пред тобою. Не принимай ни Петра, ни Павла. Не считай святыми Евангелистов. Послушай хотя бы Моисея. Что он написал в законе? «Пророка вам воздвигнет Господь Бог из братьев ваших, как меня, Его послушаете» (Втор. 18:18). Смотри, что восклицает Исаия, пророчествуя: «Се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (Ис. 7:14). Послушай Иеремию, вопиющего о великом: «Сей Бог наш, не сравнится иной с Ним» (Вар. 3:36). И немного ниже: «После сего Он на земле явился и обращался с людьми» (Вар. 3:38). Смотри, что знаменовал Захария: «Се Муж, восток имя Ему» (Зах. 6:12). И Малахия: «Воссияет вам, боящимся имени Моего, Солнце Правды и исцеление на крыльях Его» (Мал. 4:2). И это слово с другими удостоверила и запечатлела кровоточивая жена, исцелившаяся через много лет, принявшая исцеление, коснувшись крыла Его одежды.

http://pravoslavie.ru/80678.html

И то уже некоторые из них говорили: «не мог ли Сей, отверзший очи слепому, сделать, чтобы и этот не умер» ( Ин.11:37 )? Конечно, мог. Зачем спешите вы злословить? Подождите – и увидите, что сделает Он. Говорит им Иисус: «отнимите камень» ( Ин.11:39 ). Странное приказание! Сокрушающий медные врата и разрушающий железные затворы смерти говорит: «отнимите камень». Почему, о, Владыка, Ты не убираешь камня Своим словом? Отнимите камень – говорит Он, вы сами, клеветники, неверующие, обманщики; возьмите, осяжите его, удостоверьте, чтобы опять не неверовать, убедитесь в том, что вы видите. Не тень должна выйти из гроба, не призрак: те ведь не нуждаются в устранении камня, закрывающего выход. «Сестра умершего, Марфа, говорит Ему: Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» ( Ин.11:39 ). Конечно, так и следовало ему, рабу, не присваивать себе того, что отличало Владыку. Владыка по собственному обещанию восстал на третий день, а Лазарь восставляется четверодневным: иное дело раб, иное – Владыка. Говорят Ему: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе». Для Бога это немного: еще не сухие кости, еще не полное отсутствие плоти и жил, как некогда в видении Иезекииля, – а между тем то полчище мертвецов, покрывавшее землю (своими, ко­стями), лишенное уже всего – и души, и чувствований, и способности восприятия, и духа жизни, восстало у гробниц, явив наглядное доказательство грядущего воскресения. Умолкла Марфа. Отвалили камень. Все были в сильнейшем напряжении, ни живы, ни мертвы; наверно, испытывал и самый ад то же, так как врата смерти уже колебались. А Господь Иисус, прежде всего, начинает со славословия. Поднял Он, говорит евангелист, очи к небу, указывая тем, откуда Он сам, и возблагодарил за нас Отца, говоря: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» ( Ин.11:41 ). Имея в самом Себе источник жизни, Он делает это, потому что Мария и Марфа именно так говорили Ему: мы знаем, «что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог» ( Ин.11:22 ). Усматривая некоторую нетвердость их в этой мысли, Он и говорит им: вы знаете, что Отец исполнит всякую Мою просьбу; постарайтесь же укрепиться в этой мысли достойно Меня и Отца. И затем прибавляет: «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего» ( Ин.11:41–42 ). Видишь, что сам Он в молитве не нуждается, делает же это в виду неверия окружающих? Ты всегда, говорит, слушаешь Меня. Не допытывайся, когда именно, – потому что сколько бы мы ни исследовали, понять этого не в силах. Он имел все по природе, как Сын, но упомянул об Отце, воздавая Ему честь, чтобы неведущим показать полное согласие между Отцом и Сыном.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Как могущественно сияние Его славы, как сгоняет оно всякую тень, всякое пятно с этой картины! Милосердная любовь и верность Спасителя отыскивают заблуждающихся, прощают изменникам, восставляют и укрепляют колеблющихся и падающих! Будем же возлагать твердое и непоколебимое упование на любовь и верность нашего Спасителя! Тогда только мы не будем, как не имеющие упования, отчаиваться за наши – непослушание, неблагодарность, шатание и измену: но тогда за то и ныне, и навсегда, и в жизни, и в смерти предадим и вручим себя милосердной любви. Если волны искушений и смущений дойдут до нашей души и нам неоткуда будет ожидать любви, утешения и помощи, и тогда воззовет к нам верный глас Христа: «Не бойся, Я искупил тебя, Я призвал тебя к Себе, ты – Мой!» Если даже нас будет задирать совесть и будет осуждать нас собственное сердце, и в этом случае не забудем обетования верного Спасителя: «изглажу беззакония твои, как туман, и грехи твои, как облако; обратись ко Мне, ибо Я искупил тебя» ( Ис. 44, 22 ). Если, наконец, придет к нам нужда и смерть со всем их ужасом и унынием, душа и тело наши будут томиться, и наши друзья с беспомощными вздохами и слезами окружат наш одр, и тогда погасающим взором мы увидим нашего непостыдного Спасителя: в своей славе Он склонится над нашим смертным ложем, возложит Свою руку нам на сердце и – умирая – мы услышим Его первосвященническое слово: «Отче! которых Ты дал мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал мне» ( Ин. 17, 24 ). Благо тем, о ком сказал Давид: «Господь – Пастырь мой!» ( Пс. 22, 1 ). Они, в непоколебимом уповании на любовь и верность Господа, вечно будут исповедовать: «Благость и милость да сопровождают Меня во все дни жизни Моей, и Я пребуду в дому Господнем многие дни» (там же). В этой надежде на милующего и непостыдного Искупителя отойдем теперь от Гефсиманского сада, где мы столько изумлялись пред подвигами Мужа любви и скорби, оставим его, чтобы последовать за Христом на Голгофу. Вступая в этот сад, мы видели, какая благая честь, неизвращенными очами взирать на божественный лик Царя в терновом венце. Благо нам, если мы это сознали и так чувствовали во все течение наших бесед. Теперь, оставляя Гефсиманию, с грустью и благодарностью простимся с любимым и благословенным от Христа садом. Да даст же и нам Господь стяжать тот мир, какой под сенью его дерев получил Христос и которого не дает нам мир! Читать далее Источник: Страсти Христовы: Беседы о страданиях Господа нашего Иисуса Христа. СПб., типография Спб. общ. печ. дела в России Е. Евдокимов, 1902. II, 374 с.; с илл. в тексте и 2 илл. на отдельных листах. 25,6 х 18,4 см. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Когда святые были избиты до последней степени, Максимиан приказал бившим перестать и сказал мученикам: — Безбожники! Долго ли вы будете переносить такие муки? Принесите жертву богам и не губите себя понапрасну из-за веры в какого-то человека, который был бит так же, как и вы, и умер насильственной смертью. — Да не будет, чтобы мы отреклись от Спаса Христа, — отвечали святые, — о котором мы знаем, что Он есть истинный Бог, хотя и пострадал на кресте ради нашего спасения. Тогда мучитель велел отвести их в темницу, накрепко забить им ноги в колодки9 и не давать им ни есть, ни пить, чтобы заморить их и узами, и голодом, и жаждой. И вот, когда они сидели в темнице, однажды в полночь осиял их свет, явился к ним ангел Господень освободить их от уз, исцелил их, напитал манной10 и сказал: «Подвизайтесь подвигом добрым за Христа, а я не покину вас и во всех страданиях ваших буду с вами, ибо послан Христом Господом охранять вас». Сказав это, ангел сделался невидим, а святые, полные несказанной радости, благодарили Бога, причем Евстафий говорил: «Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев» (Пс 145, 7—9). Через несколько времени Максимиан опять явился в суд и послал воинов в темницу привести во второй раз узников Христовых на испытание. Воины отправились и нашли святых освобожденными от уз, совершенно здоровыми и мирно спящими. Они подняли крик, бранили сторожа и добивались, кто освободил заключенных от уз. Сторож клятвенно уверял их, что никто не освобождал и что никто даже и не входил к узникам и не давал им есть или пить. Воины снова связали святых и повели их к царю. Царь, увидев их здоровыми и веселыми, удивился, что на них не подействовали ни побои, ни узы, ни голод, ни жажда, и сказал им: — Жалкие люди! Рассудите хорошенько, что для вас выгоднее и, убедившись, принесите жертву богам, и я отпущу вас с честью. Но святой Евстафий ответил: — Не надейся изменить наше твердое решение ни лестью, ни угрозами, ни мучениями: ничем мы не привязаны к этой жизни, так как знаем, что как нагими вышли мы из чрева матери нашей, так нагими придется нам уйти из этой суетной жизни.

http://pravicon.com/info-1751

«Верую», — говорит несчастный отец. «Пусть слабость моей веры не станет преградой для исцеления моего отрока». И он добавляет молитву о помощи, чтобы более твердо уповать на спасение Христово: «Помоги моему неверию». Кто жалуется на неверие, должен обращаться ко Христу, чтобы Он помог ему. И довольно будет благодати Его. «Помоги мне преодолеть мое неверие, дай мне благодатью Твоей недостающее моей вере — силу, в немощи совершающуюся». Господь зовет к вере. В Его Божественной Личности зло побеждено. Исцеление отрока совершается, когда его муки достигают предела. «Вскрикнув и сильно сотрясши его, бес вышел». «И отрок сделался как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал». Это «встал» — «восстал» — на Евангельском языке означает воскресение. Воскресший Христос будет восставлять мертвых, и уже теперь Он являет Свою Божественную силу. Он — Победитель зла и смерти, и мы призываемся все упование наше с верою возложить на Него. «Сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Почему? Потому что вера — живая связь с Богом. Она — молчание слушания, молчание внимания. Вся моя жизнь устремлена к Нему. Вера — проста, в ней не должно быть никаких примесей, она — чиста. Напротив, дух немой и глухой, о котором возвещает Евангелие, — нечистый. Он не говорит, он только производит шум. Он всегда нечист, этот шум, производимый им в нашем сердце. И только благодаря молитве все становится чистым. Молитва — не просто предстояние пред лицом Божиим, как если бы мы были внешними по отношению к Нему. В молитве, которая и есть чистая вера, я — в Нем и Он — во мне. Мне не надо искать Его вовне. Это предельно просто: когда я принимаю Его, Он находит меня, и я нахожу Его. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник: «Даяй молитву молящемуся». Если мы будем просить Духа Святого у Отца по заповеди Христовой, то все будет нам дано, в том числе — дар молитвы. Эта возможность веровать предлагается нам, и мы должны принять ее. Родиться от Отца и обращаться к Нему: «Отче наш», предавая себя Ему. В этом — простота и чистота веры. Дух Святой научит нас молиться непрестанно, потому что мы живем непрестанно — в той мере, в какой мы молимся в Нем.

http://moral.ru/bezdny_zla/

Что же возвращает благодать Божию в наши души и оживотворяет их? Поистине, не что-либо иное, как истинное покаяние. И как всякий раз, когда человек согрешает, он умирает душой, так и всякий раз, когда человек кается, он воскресает. И как в смерти душевной повинен грех, так воскресение души вызывается покаянием. Но что может побудить человека, валяющегося во грехах и отчаянного, к истинному покаянию? Мы знаем, что тела мертвых возбудит глас Господень, который будет в виде трубы архангельской, согласно Писанию: «Ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными» ( 1Кор. 15:52 ). Что же возбуждает к покаянию мертвые души? Глас Господень, ныне возглашающий, как говорит Сам Господь: «Наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут». Мертвые душами услышат и оживут покаянием. Что же это за глас Господень, ныне восставляющий мертвые души к жизни? Это не глас громогласной трубы архангельской, желающий восставить тела мертвые, а глас, молчащий в безгласии, но самим явлением вопиющий во вселенной громогласнее трубы, слышимый не столько плотскими, сколько сердечными ушами и говорящий: «Помни последняя твоя, и вовеки не согрешишь» ( Сир. 7:39 ), а в тех последних прежде всего смерть, а затем Суд и все прочее, следующее за ним. Итак, сначала помни о смерти. Глас тот исходит от Сына Божия, жизнью и смертью обладающего, не только через книги и учителей, проповедующих слово Божие, но и через видимые образы мертвости. Увидишь, грешный человек, мертвеца, несомого для погребения, и открой уши сердца твоего, и слушай, ибо это глас Божий, обращенный к сердцу твоему и говорящий: «Умрешь, человек, и ты умрешь!» Почему же нерадишь о спасении души своей? Увидишь ли гробы мертвых, – знай, что это глас Божий, из каждого гроба вещающий тебе: «Умрешь и ты, человек!» Зачем долго валяешься во грехах, как в грязи? Увидишь ли древние здания, дома дедов и прадедов твоих, – знай, что и это глас Божий, взывающий к тебе: «Были у тебя деды и прадеды, и ныне уже нет их, умерли. Ведь и ты также умрешь; почему же не готовишься к своему исходу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Пс.144:13 .   Царство Твое – царство всех веков, и владычество Твое во все роды. 43 . «Царство Твое царство всех веков, и владычество Твое во всяком роде и роде». Безпредельна держава Твоя и царство Твое вечно; оно не начиналось, и не прекратится. «Верен Господь во всех словесех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Истина словес просиявает, подтверждаемая делами, а дела украшаются правдою. Пс.144:14 .   Господь поддерживает всех падающих и восставляет всех низверженных. «Утверждает Господь вся низпадающия, и возставляет вся низверженныя». Прилагает попечение не о питомцах только правды, но и о поползнувшихся, о падших, о приявших на себя греховныя язвы; одних подкрепляя, не попускает им пасть, а падших возставляет, простирая к ним десницу. Пс.144:15 .   Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время. «Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу во благовремении». Пророк сказал здесь: «уповают " , не сердечное означая расположение, потому что живущие злочестиво не имеют сего упования, и роды безсловесных лишены разумнаго чувства. Напротив того дает знать, что каждая тварь получает от Него, что собственно ей благопотребно. Потом показывает и удобство даяния. Пс.144:16 .   Открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. «Отверзаеши Ты руку Твою, и исполняеши всякое животно благоволения». Как скоро восхощешь, всякая тварь наслаждается даруемыми Тобою благами. Как нам не трудно разжать пригнутые пальцы и распростереть руку; так Тебе удобно в одно мгновение подать обилие благ. Пс.144:17 .   Праведен Господь во всех путях Своих и благ во всех делах Своих. «Праведен Господь во всех путех Своих, и преподобен во всех делех Своих». Во всяком же домостроительстве Твоем просиявает правда; потому что «путями» Пророк назвал домостроительства. Пс.144:18 .   Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. «Близ Господь всем призывающим Его, всем призывающим Его во истине». Слово: «близ» означает не местное разстояние; потому что Бог по естеству всюду присущь: «о Нем бо живем и движемся и есмы», по слову божественнаго Апостола ( Деян. 17, 28 ). Напротив того Пророк выразил сим состояние и расположение. Прекрасно и сие присовокупление: «во истине». Бог приближается не к призывающим только, но к вознамерившимся делать это «во истине». Ибо «не всяк глаголяй Ми, Господи, Господи, внидет в Царствие» Божие: «но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» ( Матф. 7, 21 ). Потому Пророк присовокупил:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010