2, 18). Однако ж не приходи от сего в смятение, но паче подвизайся против сего с терпением и получишь благодать. 27) Когда богатый добродетелями по разленению уклонится от достодолжного, тогда восстают на него сыны злых востоков от Амалика, наипаче же Мадиам (Суд. гл. 6), – блудолюбивая сила, – с верблюдами их, т. е. страстными воспоминаниями, коим нет числа, и растлевают все плоды земли, т. е. плоды добрейшего действования и обычая; вследствие чего обнищавает наконец Израиль, впадает в малодушие и понуждается воззвать к Господу. Тогда посылается ему свыше благий помысл, подражатель Гедеону в великой вере и смиренномудрии [ибо он говорил: тысяча моя хуждша в Манасии (Суд. 6, 15)]; и он ополчается против такого множества нападающих с тремя стами человек немощных, и при споборстве благодати преславно воздвигает трофей победы над врагами. 28) Не возможешь ты на аспида и василиска наступить и попрать льва и змея (Пс. 90, 13), если, долгим молением умолив Бога, не получишь в споборники себе Ангелов, чтоб они, подъяв тебя на своих руках, соделали тебя высшим всякого веществолюбивого мудрования. 29) Когда кто из крепко подвизающихся будет побежден, да не падает он духом и да не расслабляется нравом, но под действием слов Исаии выпрямясь, да благодушествует, такую воспевая песнь: могущии покаряйтеся, о лукавые бесы! Аще бо и паки возможете, паки побеждени будете: и иже аще совет совещаете, разорит Господь, яко с нами Бог (Ис. 8, 9. 10), – Бог, восставляющий низверженных и заставляющий врагов наших раздираться скорбию и досадою, коль скоро покаемся. 30) Невозможно миновать печали тому, кто обучается искушениями; но после сего великой сподобляются радости таковые, и слез сладких и помышлений божественных за то, что болезнование и сокрушение возделали в сердцах своих. 31) Если ни хотящий Исаак, ни текущий Исав к желанному благословению, не получили чаемого (Рим. 9, 16), – так как Бог милует, благословляет и Духом помазует не того, кого мы восхотели, но того, кого Он Сам, прежде создания, предопределил в служение Себе; то отнюдь не будем смущаться или завидовать, когда увидим каких-либо братий, жалких и последнейших, преуспевающими в добродетели. Слышал ты конечно и то, что говорит Господь в притче: даждь сему место (Лк. 14, 9), – чтоб возлег тут тот, кто выше тебя. Подивимся же паче при сем Судии, премудро и неизреченно присудившему, чтобы тот, малейший и последнейший, первенствовал и предводительствовал, а мы были последними, хотя первенствуем над ним и подвигами и летами. Какую меру Господь дал каждому человеку, с тою и да соображаемся. Аще живем Духом, Духом и да ходим, как написано (Гал. 5, 25).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Из первой: Жизнь во гроб положился ecu, Христе, и ангельския воинства, ужасахуся, снисхождение славяще Твое. Животе, како умиравши, како и во гробе обитавши, смерти же царство разрушавши и от ада мертвыя восставляеши. Красный добротою паче всех человек, яко беззрачен мертв является, естество украсивый всех. Иисусе сладкий мой и спасительный Свете, во гробе како темном скрылся ecu, о несказанного и неизреченного терпения! О чудес странных! о вещей новых! Дыхания моего Податель бездыханен носится, погребаем руками Иосифовыми! Сотрясеся страхом, Слове, вся земля и денница лучи скры, величайшему в земли сокровенному Твоему свету. Кто изречешь образ страшный, воистину новый, владычествуяй бо тварию днесь страсть приемлет и умирает нас ради! Поклоняюся страсти, воспеваю погребение, величаю Твою державу, Человеколюбче, ими же свободихся страстей тлетворных. О Боже Слове! О Радосте моя! Како претерплю тридневное Твое погребение, ныне терзаюся утробою матерски. О горы и холмы и человеков множества, восплачитесь и вся рыдайте со Мною, Бога Вашего Матерью! Из второй: Достойно есть величати Тя, Жизнодавца, на кресте руце простершего и сокрушшего державу вражию. Уснул ecu, Христе, естественноживотным сном во гробе и от тяжкого сна греховного воздвигл ecu род человеческий. Убояхся Адам, Богу ходящу в рай, радуется же, ко аду сошедшу, падый прежде и ныне воздвигаем. Велие и ужасное видение нынче зрится, живота сый виновный, смерть подъят, оживити хотя всех. Песнми Твое, Христе, ныне распятие и погребение ecu вернии празднуем, избавльшеся смерти погребением Твоим. Из третьей: Роди вси песнь погребению Твоему приносят, Христе мой. Снем с древа, иже от Аримафея, плащаницею обвит, во гробе Тя погребает. Гряди вся тварь, песнми исходныя принесем Зиждителю. О ужасного и страшного видения, Божий Слове! Како земля Тя сокрывает! Плачет и рыдает Тя пречистая Мати Твоя, Спасе мой, умерщвленного. Ужасаются умы страшного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения. О Троице Боже Мой, Отче, Сыне и Душе, помилуй мир!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Это предсказано Словом Божиим и, даже у нас, совершается давно.    Над судьбами мира и каждаго человека неусыпно бдит Промысл всемогущаго Бога, — и все совершающееся совершается или по воле или по попущении Божиим. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности Православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения. Спасение человеков есть дар Божий человекам, отнюдь не собственное их изобретение и приобретение: и потому оно не может иначе выработаться, как под водительством Бога, — Его милостию и благодатию. Эта милость Божия избавила тебя от видений, оставив при душеполезнейшем, безопасном видении; при видении грехов своих. Милость Божия свидетельствуется успокоением сердца. Письмо 356     О добрых делах    Все добрыя дела наветуются скорбями, между тем Св. Писание говорит, что начавший доброе дело да совершит его. В наше время распространению учения св. Отцов особливо противодействуют отверженныя духи, влагая разныя по­мышления плотскаго мудрования и восставляя людей, руко­водимых плотским мудрованием. Почему я полагал бы, что Вам надо придержаться с твердостию принятаго Вами благого намерения, а приходящия помышления и внушения людския принять за знак того, что дело Ваше приятно Богу и полезно христианству, потому именно, что против таких дел воздвигаются всегда препятствия и скорби, по мнению св. Отцов. Препятствиями свидетельствуются такия дела. Напротив того дела, совершаемыя в духе мира сего, во вред и в осуждение души своей и душ ближних текут как по маслу. Вам всего ближе видеть это: Вы видите, как быстро распространяются книги, губящия и веру и нравственность, какия расходы делаются на напечатание их, с каким усердием одни стараются распространить их, а другие покупают. Как вы думаете, каково это пред взорами Бога? И чего должно ожидать за это на суде Божием?.. Неверующие кричат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, которым разврат усиливается заглушить представления совести, Бог не перестал существовать.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

25 октября 1864 года. 259. Письмо Глазунову. О добрых делах Все добрые дела наветуются скорбями. Между тем, Св. Писание говорит, что начавший доброе дело да совершить его. В наше время распространению учения Св. Отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием. Почему я полагал бы, что вам надо придержаться с твердостью принятого вами благого намерения, а приходящие помышления и внушения людские принять за знак того, что дело ваше приятно Богу и полезно христианину, потому именно, что против таких дел воздвигаются всегда препятствия и скорби, по мнению Св. Отцов. Препятствиями свидетельствуются такие дела. Напротив того, дела совершаемые в духе мира сего, во вред и в осуждение души своей и душ ближних, текут как по маслу. Вам всего ближе видеть это: вы видите, как быстро распространяются книги, губящие и веру и нравственность, какие расходы делаются на напечатание их, с каким усердием одни стараются распространить их, а другие покупают. Как вы думаете, каково это пред взорами Бога? И чего должно ожидать за это на суде Божием? Неверующие кричат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, которым разврат усиливается только заглушить представления совести, Бог не перестал существовать. Он есть, и непременно воздаст каждому человеку по делам его. Самое отступничество предсказано со всей ясностью Св. Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании. Этими строками я исполнил долг мой перед вами и предо мной; впрочем Бог предоставил каждому человеку во время его земной жизни на произвол делать добро, или не делать его. Вы сами видите, какая ныне нужда в учении Св. Отцов для христианского общества, обуреваемого разными нечестивыми учениями. Сделав свое дело, т. е. отдав вам безвозмездно для напечатания мой двадцатилетний труд, я в остальном полагаюсь на волю Божию и желаю пребывать в мире душевном, на основании покорности воле Божией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

27) Когда богатый добродетелями по разленению уклонится от достодолжного, тогда восстают на него, сыны злых востоков от Амалика, наипаче же Мадиам (Суд. гл. 6), - блудолюбивая сила, - с верблюдами их, т.е. страстными воспоминаниями, коим нет числа, и растлевают все плоды земли, т.е. плоды добрейшего действования и обычая; вследствие чего обнищавает наконец Израиль, впадает в малодушие и понуждается воззвать к Господу. Тогда посылается ему свыше благий помысл, подражатель Гедеону в великой вере и смиренномудрии [ибо он говорил: тысяча моя хуждша в Манасии (Суд.6,15)]; и он ополчается против такого множества нападающих с тремястами человек немощных, и при споборстве благодати преславно воздвигает трофей победы над врагами. 28) Не возможешь ты на аспида и василиска наступить и попрать льва и змия (Пс.90,13), если, долгим молением умолив Бога, не получишь в споборники себе Ангелов, чтоб они подъяв тебя на своих руках, соделали тебя высшим всякого веществолюбивого мудрования. 29) Когда кто из крепко подвизающихся будет побежден, да не падает он духом и да не расслабляется нравом, по под действием слов Исаии выпрямясь, да благодушествует, такую воспевая песнь: могущии покаряйтеся, о лукавые бесы! Аще бо и паки возможете, паки побеждени будете: и иже аще совет совещаете, разорит Господь, яко с нами Бог (Ис.8,9.10), - Бог, восставляющий низверженных и заставляющий врагов наших раздираться скорбью и досадою коль скоро покаемся. 30) Невозможно миновать печали тому, кто обучается искушениями; но после сего великой сподобляются радости таковые, и слез сладких и помышлений божественных, за то, что болезнование и сокрушение возделали в сердцах своих. 31) Если ни хотящий Исаак, ни текущий Исав к желанному благословению, не получили чаемого (Рим.9,16), - так как Бог милует, благословляет и Духом помазует не того, кого мы восхотели, но того, кого Он Сам, прежде создания, предопределил в служение Себе; то отнюдь не будем смущаться или завидовать, когда увидим каких либо братий, жалких и последнейших, преуспевающими в добродетели. Слышал ты конечно и то, что говорить Господь в притче: даждь сему место (Лк.14,9), - чтоб возлег тут тот, кто выше тебя. Подивимся же паче при сем Судии, премудро и неизреченно присудившему, чтобы тот, малейший и последнейший первенствовал и предводительствовал, а мы были последними, хотя первенствуем над ним и подвигами и летами. Какую меру Господь дал каждому человеку, с тою и да соображаемся. Аще живем Духом, Духом и да ходим, как написано (Гал.5,25).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/686/...

27. Когда богатый добродетелями по разленению уклонится от достодолжного, тогда восстают на него, сыны злых востоков от Амалика, наиначе же Мадиам (Суд. гл. 6), – блудолюбивая сила, – с верблюдами их, т.е. страстными воспоминаниями, коим нет числа, и растлевают все плоды земли, т.е. плоды добрейшего действования и обычая; вследствие чего обнищавает наконец Израиль, впадает в малодушие и понуждается воззвать к Господу. Тогда посылается ему свыше благой помысел, подражатель Гедеону в великой вере и смиренномудрии [ибо он говорил: «тысяча моя хуждша в Манасии» ( Суд. 6, 15 )]; и он ополчается против такого множества нападающих с тремястами человек немощных, и при споборстве благодати преславно воздвигает трофей победы над врагами. 28. Не возможешь ты «на аспида и василиска наступить и попрать льва и змея» ( Пс. 90, 13 ), если, долгим молением умолив Бога, не получишь в споборники себе Ангелов, чтоб они подъяв тебя на своих руках, сделали тебя высшим всякого веществолюбивого мудроваяния. 29. Когда кто из крепко подвизающихся будет побежден, да не падает он духом и да не расслабляется нравом, но под действием слов Исаии выпрямясь, да благодушествует, такую воспевая песнь: «могущии покоряйтеся», о лукавые бесы! «Аще бо и паки возможете, паки побеждени будете: и иже аще совет совещаете, разорит Господь, яко с нами Бог» ( Ис. 8, 9. 10 ), – Бог , восставляющий низверженных и заставляющий врагов наших раздираться скорбью и досадою коль скоро покаемся. 30. Невозможно миновать печали тому, кто обучается искушениями; но после сего великой сподобляются радости таковые, и слез сладких и помышлений божественных, за то, что болезнование и сокрушение возделали в сердцах своих. 31. Если ни хотящий Исаак, ни текущий Исав к желанному благословению, не получили чаемого ( Рим. 9, 16 ), – так как Бог милует, благословляет и Духом помазует не того, кого мы восхотели, но того, кого Он Сам, прежде создания, предопределил в служение Себе; то отнюдь не будем смущаться или завидовать, когда увидим каких-либо братий, жалких и последнейших, преуспевающими в добродетели. Слышал ты конечно и то, что говорит Господь в притче: «даждь сему место» ( Лк. 14, 9 ), – чтоб возлег тут тот, кто выше тебя. Подивимся же паче при сем Судии, премудро и неизреченно присудившему, чтобы тот, малейший и последнейший первенствовал и предводительствовал, а мы были последними, хотя первенствуем над ним и подвигами и летами. Какую меру Господь дал каждому человеку, с тою и да соображаемся. «Аще живем Духом, Духом и да ходим», как написано ( Гал. 5, 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Прославляется Христос, и с Ним прославляются славящие Его. Воздвигается Крест, и попирается гордыня демонская. Прославляется Христос, и диавол посрамляется. Воздвигается Крест, и восставляет падших. А когда и как обретен Крест? При императорах, веровавших во Христа. Когда Господь жизни и смерти, спустя три дня после крестной смерти, воскрес, тогда Иудеи зарыли в землю и таким образом скрыли Крест и все прочие орудия крестные, как то: гвозди, копие и надпись, написанную Пилатом и положенную на Кресте. Но когда Бог вручил христианам царские скипетры и всю власть над Римлянами, именно в это время Ему было угодно открыть Крест через жену благочестивую, жену-царицу, жену, украшенную царской мудростью. И вот, всемирное сокровище недолго сокрывалось от царицы, искавшей оный без всякого отлагательства. Рука Божия скоро подала ей дар Свой, то есть тот самый Крест Господень, который ныне воздвигается для целой вселенной; а вместе с ним вручила и прочие орудия, коими совершилось блаженное и спасительное для мира страдание. Поэтому-то мы ныне и торжествуем, поэтому и празднуем, что в настоящий день обретена давно сокрытая святыня; что это утаенное сокровище, будучи извлеченным из земли, воссияло как злато; что буря демонская утихла при появлении Креста; что меч против врагов возблистал из тьмы; что Церковь восприяла свое украшение. С тех пор как существует Крест Христов, Христу приносится поклонение. Со времени Креста Христова мы познали Сына Божия. Со времени Креста Христова мы чтим Сына со Отцем. Со времени Креста Христова обряды Иудейские упразднились, язычество пало, Христианство возвеличилось, воздух освятился. Со времени Креста Христова мы научены веровать в Отца и Сына и Святаго Духа, и отвергли пагубный и суетный бред языческого многобожия. Со времени Креста Христова смерть презирается, истуканы сокрушены, заклания животных в жертву прекратились, демоны прогнаны, идольские капища разрушены до основания. Повсюду церкви, алтари, песнопения, всенощные бдения. Но для чего много говорить? Со времени Креста Христова люди сожительствуют с Ангелами, небо отверсто для земнородных, и Бог присутствует и вселяется между человеками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Слава Рима и уважение всех христиан к святителям этой древней столицы мира, внушили почти благоговейное чувство к ним в новых обитателях Запада – тех невежественных народах, которые, разрушив Западную Римскую Империю, водворились здесь и приняли христианство. Это дало Римским папам возможность иметь огромное влияние на те народы и их властителей; вместе с тем обильные отовсюду дары и пожертвования делали их обладателями несметных богатств. А это сделалось приманкой для сластолюбцев, корыстолюбцев и властолюбцев. Они домогались папства всеми обольщениями и ухищрениями – и достигали. Таким образом, на Римскую епископскую кафедру стали поступать люди недостойные, которых мысль и забота были не о благе церкви, а о распространении и укреплении своей власти и о приобретении больших и больших богатств. Для этого они не пренебрегали никакими средствами. Так, когда Константинопольские императоры, победив варваров, покоривших Рим и Италию, восстановили было там свою власть, папы, чтобы освободиться от их власти, восставляли тамошних граждан против императоров – законных своих властителей и для сего возбуждали также к войне с ними Лонгобардский народ, а потом, чтобы освободиться от власти этого народа, воздвигали на него королей французских; а для приобретения покровительства властителей народа французского, папа Захарий I дал согласие могущественному вельможе Пепину на низложение законного, но слабого короля Хильперика и разрешил народ от клятвы, данной сему последнему; а сына Пепина, Карла, папа Лев III короновал императором и за то получил обширные области в Италии. Над этими областями впоследствии папы присвоили себе власть самодержавных государей и стали носить царский венец; не довольствуясь сим, провозгласили, что Римский Папа единственный приемник Апостольства, наместник Христа на земле и глава всей Его Церкви, и для убеждения в том, будто бы такая власть всегда принадлежала епископам Рима, составили подложные акты; окружили себя великолепием, ввели поклонение себе до земли и целование своих ног или туфель, также ношение себя на раменах в церковь ; требовали повиновения себе от Государей и в случае неповиновения отлучали от Церкви, проклинали, освобождали их подданных от клятвы в верности и возбуждали к бунтам; по своему произволу вводили в церковные учреждения новизны, противные апостольскому и соборному учению, так например: в противность ясных слов Господа: «Дух истины, который от Отца исходит», одобрили учение человеческого мудрования, что Дух Святой исходит и от Сына, и дерзнули, не взирая на строгие прещения Вселенских Соборов, сделать прибавление о сем в Символе Веры . В нарушение заповеди Господней: «пийте от нея вси», запретили приобщать верующих от Чаши Крови Господней, предоставив таковое приобщение одному священству; в противность апостольскому преданию Церкви в таинстве Евхаристии заменили хлеб опресноками; для более обильных сборов на папскую роскошь ввели отпущение грехов за деньги посредством индульгенций, т. е. папских грамот.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Движимый страстями, он одних низвергал с должностей, против других воздвигал нерасположение царя, а иных ссылал; до такого бесстыдства дошел, наконец, что сослал в ссылку своего благодетеля, содействовавшего к его возвышению, а имения его обратил в свою пользу. Дерзость его с каждым днем возрастала, по мере увеличения его власти, и вскоре дошла до того, что его лихоимству и разным злодействам не было границ. Он продавал высшие общественные должности, восставлял и низвергал по произволу с низших должностей, старался уничижать благородных, которыми был презираем. В его глазах достоинство было преступлением; в его правление люди с великими способностями и добродетелями были преследуемы до чрезвычайности, и пустыни Ливии были наполнены множеством знаменитых ссыльных. Но из всех, пользовавшихся уважением при дворе никто столько не помрачал его своими достоинствами, как Тимасий знаменитый своими заслугами военачальник. Честолюбивый и гордый евнух решился его погубить, и успешно достиг своего преступного намерения. Несчастная жертва временщика Тимасий был оклеветан в посягательстве на царскую власть, и вслед за этим осужден на вечное заточение в египетские пустыни и там погиб несчастным образом 299 . Сын скрылся неизвестно куда. Жена его Плантация, желая укрыться от преследований и мщения Европия, убежала в церковь , где уже много находилось знатных лиц, скрывавшихся от свирепости этого варвара. Церкви в то время были самым безопасным убежищем, всегда открытым для преследуемых строгостью правосудия или мстительностию гордых властелинов. Одним законом Феодосий объявил, что будут оставаться в совершенной безопасности скрывшиеся не только в храме, но и в зданиях, принадлежащих как церкви, так и епископу. Церковь , всегда внимательная к благу своих чад, во всей строгости сохраняла этот закон. И этот закон об укрывательстве в храме необходим был во времена варварские; ибо слабые и бедные только в покровительстве Церкви могли находить для себя защиту от притеснений богачей и преследований сильных земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Обращая внимание на общую характеристику Восточной Церкви, мы находим две или три черты поразительного различия между нею и западною её сестрою. I) Главным стремлением западной Церкви, – я говорю это ни в похвалу, ни в осуждение, но выставляю просто как общепризнанный факт, – итак, главным стремлением западной Церкви было вмешиваться в дела парей и, царств мира сего. Отсюда притязание римского первосвященника на два меча; отсюда двойственный характер епископа римского, как Итальянского Государя и вселенского Патриарха; отсюда сборы огромных даней, необходимых для поддержания достоинства и пышности престола св. Петра. На востоке же, напротив, власть царская и власть первосвященническая, говоря вообще, шли всегда рука об руку, никогда между собою не смешиваясь… В то время, как Императоры Византийские были правителями мира Восточного, патриарший Константинопольский престол возвышался над всеми, исключая Рим, с которым стоял на-ровне. Но по мере того, как клонилось к упадку светское могущество Константинополя, и от ветвей его образовывались новые государства, – и область Константинопольского Епископа мало по малу сокращалась, и в разных местах возникали новые самостоятельные митрополии. У православных государей Грузии и Абхазии явились свои собственные католикосы. Сербия, когда возвысилась в политическом могуществ, имела также собственного Патриарха в Ушице. Россия, столь долгое время остававшаяся в подчинении Константинополю, наконец изъявила желание, иметь свой патриарший престол в Москве. И в настоящее время мы видим, Греция провозгласила независимость своего Правительствующего Синода... Конечно, в некоторых случаях последствия были затруднительны. Пока существовала греческая империя, судьба вселенских патриархов зависела от воли кесаря. Низлагаемые, восставляемые, снова низлагаемые, заключаемые в темницы и заточаемые в монастыри, Патриархи не могли противиться Императорам. При всём том, достойно удивления, как мало действительного вреда происходило при таком порядке вещей. Нельзя почти найти Патриарха, который бы, в угодность развращённому или преданному ереси кесарю, согласился нарушить правила церковные или изменить вере; напротив, мы видим, с какою охотою они подвергались заключению в темницы, с какою радостью слагали с себя патриарший сан, как скоро требовали такой жертвы благосостояние Церкви или внушения совести. Конечно, в воле Констанция или Копронима было – возвести на престол патриарший еретика, но принудить Церковь принять подобного Патриарха – было выше их власти. Императоры сами с глубоким участием занимались делами Церкви (когда ересь окончательно бывала низложена). Они действовали не в пред осуждение себе. Под их покровительством были созываемы Соборы. Их щедротами воздвигались новые церкви, и кесарь, каков бы ни был его частный характер, по своим общественным отношениям, обыкновенно оправдывал наименование «Возлюбленного о Христе».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010