26:18). Вот откуда взят Христос. Для чего? « Пасти Иакова, раба Своего, и Израиля — наследие Свое », т. е. народ из язычников, потому что этот Иаков, запятав иудеев, получил их права первородства; он же и Израиль, потому что во время таинства он видит Бога лицом к лицу, подобно тому, как и Иаков видел Его лицом к лицу. А что Бог пасет, послушай, как говорит об этом Давид: « Господь пасет меня и ничего не лишит меня » (Пс. 22:1). Послушай и Христа: « Я есмь пастырь добрый » (Ин. 10:11). « И пас он их в незлобии сердца своего, и разумно руками своими путеводил их » (ст. 72). Видишь, что пророк явно говорит о Христе? Поистине в сердце Его не было злобы: « Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его » (1 Петр. 2:22; Ис. 53:9). Сила же рук Его была так велика, что возвращала зрение слепым, восставляла хромых, очищала прокаженных, вообще восстановляла всего погибшего человека. СОБЕСЕДОВАНИЕ на псалом Асафу 78   1. Надписание пророчества понятно; поэтому обратимся к истолкованию псалма. В нем содержится не порицание язычникам, как некоторые думают, а пророчество о том, что случится с иудеями, когда их наследие получат язычники. « Боже! Пришли язычники в наследие Твое, осквернили храм святой Твой » (ст. 1). Это случилось с иудеями, когда Иерусалим взят был ассирийцами, потом македонянами, и, наконец, римлянами. Так как это понятно, то обратимся к духовному смыслу пророчества. Когда язычники вошли в наследие иудеев, т. е. получили богопознание, — потому что в этом и заключается древний удел иудеев, как об этом и говорил им Моисей во Второзаконии: «теб я избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле » (Втор. 7:6), — тогда они осквернили святой их храм, находившийся в древнем Иерусалиме, — не в том смысле, что сами оказались виновниками осквернения, а в том, что обнаружили скрывавшееся осквернение храма, которое вносили своим нечестием священнодействовавшие в нем. Подобно тому, как священник, посмотревший на предполагаемую проказу и по расследовании объявивший болезнь, делает заболевшего, как говорят, нечистым, не потому, чтобы он причинял осквернение (это не свойственно священнику), а потому, что он объявил больного действительно зараженным, так точно сделали тоже с иудеями язычники.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

2, 6.), “будучи сиянием славы и образом Ипостаси Его, через Которого и веки сотворил, и Он, держа все словом силы Своей” , “уничижил Себя Самого, приняв образ раба”(Флп. 2, 7.). И далее: “И беспрекословно — великая благочестия тайна”(1 Тим. 3, 16.). И еще: “Тайна сия велика”(Еф. 5, 32.) — о Христе и о Церкви. Все, что говорится о Христе, не простые слова, но называется тайной, по словам этого же апостола: “Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия — благовествовать вам неисследимое богатство Христово и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрытой от веков и от родов”(См. Еф. 3, 8–9.), ныне же открытой святым Его, “которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос”(Кол. 1, 26–27.). И еще говорит апостол: “Мне через откровение возвещена тайна… вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой”(Еф. 3, 3–4.). Что таинственнее этого таинства? Что больше этого домостроительства? Говорит Василий Великий: Бог на земле был, и был во плоти, и действовал не через пророков, но непосредственно сроднился и соединился с человеческим естеством, и от нас воспринятою, сродною Ему плотию к Себе человечество возвел. Кто-нибудь может сказать: раз человеческое сродно Божеству, то почему Бог Слово не исполнился телесных немощей? Ответим на это так: как огонь не переходит в железо, но передается ему — ведь огонь не перетекает в железо, а пребывает вместе с ним, передавая ему свою силу, которая не уменьшается от передачи и все наполняет собой, с чем ни соприкоснется, — так и Бог Слово не утратил Своего Божества, вселившись в нас, и не изменился. “И Слово стало плотию”(Ин. 1, 14.) — и не было оставлено Им Небо, когда Его, Небесного, земля восставляла в своих недрах. Не думай, что Божество было низвержено: Бог не переходит, подобно плотским, с места на место; не помышляй, что Божество изменилось, вселившись в плоть: бессмертное неизменно. Спрашиваете, почему Бог Слово не исполнился телесных немощей? Ответим так: огонь не приобретает себе свойств железа; железо — черное и холодное, но, нагревшись, становится подобно огню — просвещается огнем, а не чернит огонь, нагревается, а не остужает пламя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

3:16–19. В этих стихах обозначаются предметы молитвы и благожеланий святого Павла своим ученикам. Здесь в немногом заключается все, чего может желать и искать христианин. Во-первых, святой Павел просит Бога, Отца всех, чтобы Он, по богатству славы Своей, преизобильно, дал им крепко, силою Святого Духа, утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, стать господином внутри себя. Что это за господство, и ради чего оно желательно прежде всего? Припомним устройство человеческой природы. Бог вдунул в лицо, устроенного из персти земной, дыхание Своей Божественной жизни. Это и есть дух человека, высшая сторона нашей природы, где живут сознание, свобода, разумность, страх Божий, совесть и недовольство всем тварным. Назначение духа – быть в Боге, и все возводить к Богу, все, что есть в человеке и вокруг него. Для этого ему дана власть над низшими силами своей природы. Принимая силу от Бога, в Котором живет дух, последний, в ту же жизнь, вовлекает и душу, с ее рассудком и науками, с ее волею и проявлениями, с ее вкусом и искусствами – произведениями его, и с ее низшими способностями, воображением и памятью, вовлекает и тело с его потребностями, и на все внешние порядки бросает отсвет той же жизни. Когда бывает это в человеке, тогда он человек настоящий, соответствующий своей идее. И тут он духом своим, есть, очевидно, владыка над собою и над всем, что в нем, и кругом него. Но очевидно также, что такую властную для своего духа силу, он может получить только от Бога, после предания Ему себя, и жизни в Нем. Отделись дух от Бога, и сила эта взята будет от него. Тогда он не может уже управляться ни со стремлениями души, ни с потребностями тела, ни с чем внешним. В первом строе жизни человек весь живет внутри себя (в духе) пред Богом, во втором, весь вне себя с богозабвением. В этот последний строй проникают страсти от себялюбия, и дают всей его жизни злое, противное духу, или страху Божию и совести, направление, не созидающее, а разрушающее. Таков и есть падший человек. Но Бог не хотел оставить в погибели падшего, и устроил ему способ восстания от падения. Сын Божий, крестною Своею смертью, воскресением, вознесением и седением одесную Отца, открыл путь падшему к Святому Духу, Который восставляет дух человека и возбуждает его к прежней силе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

3). Так как Иов удручен был печалью, то этими словами восставляет его, чтобы мог внимать тому, что будет сказано. Начинает речь вопросом, имеющим особенно обличительный характер, и показывает, что все сотворил премудро и разумно, и что несвойственно совершившему столько великого с премудростью предоставлять человека, для которого все создал, случайным тяжким страданиям. Действительно, мы узнаем здесь неизреченные тайны. То, что сказано Иову, сказано ему не более, чем нам. " Препояшь ныне чресла твои, как муж " . И нам нужна такая же готовность и воскрешение духа. 1083 " Где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь " (Где былъ еси, егда основахъ землю) (ст. 4). Что ты говоришь, вопрошает? " Утвердив для тебя землю с такою тщательностью, Я ли презрю тебя, для которого её создал? " Поэтому не говорит о премудрости при создании человека и искусстве в его образовании, но из обилия премудрости в творении земли и неба показывает, что если мир ради тебя наслаждается таким промышлением, то не тем ли более ты? Не сказал: " Когда Я творил " , но - " когда полагал основания " , потому что то самое было делом великого искусства, чтобы землю, не имеющую ни основания, ни подпоры, ни поддержки, поставить, и это огромное тело так устроить и прочно утвердить, чтобы в течение такого времени оно не поколебалось. " Кто положил меру ей, если знаешь? Или кто протягивал по ней вервь? (Кто положилъ меры ея, аще веси? Или кто наведый вервь на ню?) (ст. 5). Да, не просто и не случайно сделалась земля такою, а мне думается, что, если бы что-нибудь было прибавлено, было бы излишним, и равным образом, если бы отнято было, повредило бы ей. На это и указывают " меры " и " вервь " . " Утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота " (Положихъ ему пределы, обложивъ затворы и врата) (ст. 10). здесь показывает, что море так надежно расположил, как будто оно связано; вследствие этого - надежность. В дальнейших словах показывает легкость - именно, прибавляет: " чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых " (Оттрясти нечестивыя отъ нея) (ст.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1103...

3. Я полагаю, что девство намного выше брака, хотя по этой причине не считаю, что брак худ, а напротив весьма его восхваляю. Потому что он пристань воздержания для тех, кто хочет им воспользоваться во благо, и не дает естеству раздражаться. Поскольку Бог тем, что установил законный плотский союз как бы волнолом, отражающий волны похоти, нам дал великую тишину и защиту. 4. Брак хорош тем, что удерживает мужа в воздержании и не дает ему погибнуть, впав в блуд. Итак, не осуждай брак, потому что он приносит великую пользу, не давая членам Христовым стать членами блудными и не позволяя храму святому стать скверным и нечистым. Брак тем хорош, что сдерживает и восставляет того, кто мог бы впасть в грех. 5. Конечно, брак был дан и для деторождения, но гораздо более для того, чтобы угасить разжжение естества. Свидетель тому Павел, который говорит: " Во избежание блуда, каждый имей свою жену " , а не для деторождения. И снова предписывает сходиться не для того, чтобы рожать детей, но " чтобы не искушал вас сатана " (см. 1 Кор. 7:5). И далее не сказал, если не желают детей, но что же? " Но если не могут воздерживаться, пусть вступают в брак " (см. 1 Кор. 7:9). В начале, следовательно, как я и сказал, брак имел эти две причины, но позднее, когда и земля, и море, и вся вселенная наполнилась людьми, осталась только одна причина для брака избежание распутства и разврата. 6. Не брак плох, а плохо прелюбодеяние, блуд, а брак есть лекарство, удаляющее от блуда. Не будем же безчестить брак, как то делает сатана, но то, что некогда случилось в Кане Галилейской, пусть будет и сейчас у тех, кто сочетается браком, то есть пусть пребудет посреди них Христос. И как, говорите, это может быть? Через священников. " Потому что тот, кто вас принимает, говорит Он, принимает Меня " . Итак, удали диавола... и пригласи святых рабов Христовых, с ними непременно придет и Христос со Своей Матерью и братьями. " Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь " (см. Мф. 12:50).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1928...

(543, 375) 5. Если кто говорит, что возрастание веры, как и ее начало, а также притягательность верования, которым веруем в Того, Кто оправдывает нечестивого и приводит нас к возрождению святым Крещением, происходят в нас не по дару благодати, то есть вдохновением Духа Святого, восставляющего нашу волю, приводя ее от неверности к вере и от нечестия к благочестию, а являются естественными, – он показывает себя противником апостольских догм, поскольку св. Павел говорит: ... уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» [ Флп 1, 6 ], а также: «Вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» [ Флп 1, 29 ], и еще: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар» [ Еф 2, 8 ]. Те, кто провозглашает естественной веру, которой мы верим в Бога, приходят к тому, чтобы считать верными всех тех, кто не принадлежит к Церкви Христовой 339 . (544, 376) 6. Если кто говорит, что нам дается милосердие Божие, когда мы, без благодати, веруем, желаем, волим, совершаем усилия, трудимся, молимся, бодрствуем, учимся, просим, ищем, стучимся в дверь; и при этом если он не исповедует, что наша вера, наша воля, наша способность совершать эти действия должным образом производятся в нас вмешательством и вдохновением Святого Духа; если он подчиняет помощь благодати смирению или послушанию человека и не признает, что как раз самый дар благодати и позволяет нам быть послушными и смиренными, то он противоречит Апостолу, который говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» [ 1Кор 4, 7 ] и «Благодатию Божиею есмь то, что есмь» [ 1Кор 15, 10 ] 340 . (544/1, 377) 7. Если кто утверждает, что может одной только силой природы породить должным образом добрую мысль, касающуюся спасения вечной жизни, или выбрать ее, или принять проповедь евангельского спасения, без просвещения и вдохновения Святого Духа, дарующего всем Свое помазание, когда они приобщаются к истине и верят в нее, то он введен в заблуждение духом ереси и не разумеет ни слова, которое Бог сказал в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего» [ Ин 15, 5 ], ни слова Апостола: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» [ 2Кор 3, 5 ] 341 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, 6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, 7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, 8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. 9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает. 10 Господь будет царствовать во веки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуия. М. В. Ломоносов. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 145 М. В. Ломоносов ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 145 Хвалу всевышнему владыке Потщися, дух мой, воссылать; Я буду петь в гремящем лике О нем, пока могу дыхать. Никто не уповай вовеки На тщетну власть князей земных: Их те ж родили человеки, И нет спасения от них. Когда с душою разлучатся И тленна плоть их в прах падет, Высоки мысли разрушатся И гордость их и власть минет. Блажен тот, кто себя вручает Всевышнему во всех делах И токмо в помощь призывает Живущего на небесах, Несчетно многими звездами Наполнившего высоту И непостижными делами Земли и моря широту, Творящего на сильных нищу По истине в обидах суд, Даящего голодным пищу, Когда к нему возопиют. Господь оковы разрешает, И умудряет он слепцов, Господь упадших возвышает И любит праведных рабов. Господь пришельцев сохраняет И вдов приемлет и сирот. Он дерзкий грешных путь скончает, В Сионе будет в род и род. Между 1743 и 1747 А. П. Сумароков. ИЗ 145 ПСАЛМА А. П. Сумароков  ИЗ 145 ПСАЛМА  Не уповайте на князей:  Они рожденны от людей, И всяк по естеству на свете честью равен.  Земля родит, земля пожрет;  Рожденный всяк, рожден умрет, Богат и нищ, презрен и славен.  Тогда исчезнут лести те,  Которы данны суете И чем гордилися бесстыдно человеки;  Скончаются их кратки дни,  И вечно протекут они, Как гордые, шумя, текущи быстро реки.  Когда из них изыдет дух,  О них пребудет только слух, Лежащих у земли бесчувственно в утробе;  Лишатся гордостей своих,  Погибнут помышленья их, И пышны титла все сокроются во гробе. Н. Гребнев.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

8:22); и еще: «чаяние бо твари откровения сынов Божиих чает» (Рим. 8:19). То же говорит и в Послании к Евреям: «яко да» кроме Бога «за всех вкусит смерти» (Евр. 2:9). Одно Божие естество не имеет ни в чем нужды; всякая же тварь имела нужду во врачевстве Домостроительства. Ибо стихии, созданные на потребу людям, сотворил Бог подлежащими тлению, потому что и человека смертным имело соделать преступление. Да и невидимые силы скорбели, вероятно, видя водворяющееся у людей лукавство. Ибо если они радуются о «единем грешнице кающемся» , — как сказал Господь (Лк. 15:7), то явно, что болезнуют, видя противное тому. Но вочеловечение Единородного, сокрушив смерть, показав воскресение и дав залоги воскресения общего, рассеяло сие премрачное облако. Посему Апостол сию внезапную перемену вещей называет «возглавлением» . Ибо домостроительством Владыки Христа и человеческое естество восставляется и облекается в нетление, и видимая тварь, освободившись от тления, улучает нетление, и сонмы невидимых сил пребудут уже в веселии, потому что «отбеже болезнь и печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). Сему-то научил Божественный Апостол в изъясняемых словах. Ибо не сказал просто: «небо и землю», но «яже на небесех и яже на земли» . И показывая тайну Домостроительства, присовокупил: «в Нем» , то есть во Христе. Еф.1:11.   В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей. «В Немже и наследницы сотворихомся, прежде наречет бывше» по предопределению «вся Действующаго по совету воли Своея» . Предопределив нас в начале, предназначил к жизни сей Тот, Кто творит все, что Ему угодно. Яснее же указывает Апостол, на какой жребий предопределены мы. Еф.1:12.   Дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа. «Яко быти нам в похваление славы Его прежде уповавшым во Христа» . Ибо все, взирая на нас, уверовавших в Господа, песнословят Христа, виновника сих благ. Еф.1:13.   В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

(8) А так как я нашел в твоей памятной записке некий оттенок той мысли, будто после воскресения святое тело Спасителя всех нас, Христа, перешло в Божественную природу, так что все в Нем теперь является только Божеством, то я рассудил, что следует поговорить и об этом. Блаженный Павел, объясняя причины вочеловечения Единородного Сына Божия, пишет: Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по Духу 11 . И еще: А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству. Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово. Посему Он должен был во всем уподобиться братиям 12 . (9) Так вот, мы утверждаем, что из-за преступления Адама человеческая природа подверглась растлению и наш разум терпит насилие со стороны вожделений плоти или прирожденных движений. Поэтому для спасения нас, живущих на земле, стало необходимым вочеловечиться Слову Божию – чтобы Он усвоил человеческую плоть, подверженную тлению и заболевшую сластолюбием, и поскольку Он есть Жизнь и животворящий, тем самым прекратить в ней тление и обуздать прирожденные движения, те, разумеется, что влекут к сластолюбию. Ведь именно так был умерщвлен в ней грех. Помним мы и то, что блаженный Павел назвал врожденные в нас движения законом греховным 13 . Итак, раз человеческая плоть стала собственной для Слова, в ней перестало действовать тление, а поскольку Тот, Кто усвоил ее и явил Своею собственною, как Бог не знает греха, то, как сказал я, прекратилась в ней и болезнь сластолюбия. И не для Себя Самого совершило это Единородное Слово Божие, – ибо Оно всегда есть то, что Оно есть, – но, конечно же, для нас. Ведь если мы подверглись тем бедствиям, что последовали за преступлением в Адаме, непременно на нас придет и то, что во Христе 14 , то есть нетление и умерщвление греха. Итак, Он стал человеком, а не воспринял человека, как полагает Несторий 15 . И чтобы уверовали, что Он стал человеком, хотя и остался тем, чем Он был, а именно Богом по природе, о Нем говорится, что Он голодал и уставал от пешего пути, претерпевал и сон, и страх, и скорбь, и другие человеческие и безукоризненные страсти. А с другой стороны, чтобы видящих Его вполне удостоверить в том, что, будучи человеком, Он вместе с тем является и истинным Богом, Он совершал Божественные знамения, повелевая морем, восставляя мертвых и устраивая иные чудные дела. Перенес Он и крест, чтобы, претерпев смерть плотью – плотью, а не природой Божества, – стать первенцем из мертвых 16 , проложить путь человеческой природе к нетлению и, расхитив ад, освободить заключенные там души.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

8 Господь умудряет слепых; Господь выпрямляет согбенных, Господь любит праведных; 9 Господь хранит скитальцев, за сироту и вдову заступается, а нечестивых заставляет блуждать. 10 Господь будет царствовать вечно, Бог твой, Сион, – в род и род! [Аллилуиа!] Псалом 146 (147) 1 [Аллилуиа. Аггея и Захарии.] Хвалите Господа, ибо благ псалом; Богу нашему да будет приятна хвала! 2 Господь созидает Иерусалим и собирает рассеяние Израиля. 3 Исцеляет сокрушённых сердцем и перевязывает раны их 4 Тот, Кто исчисляет множество звёзд и всем им имена нарекает. 5 Велик Господь наш и велика сила Его, и мудрость Его бесконечна! 6 Господь восставляет кротких, а нечестивых смиряет до земли. 7 Начните славословие Господу, играйте Богу нашему на гуслях!  8 Он одевает небо облаками, приготовляет для земли дождь, Покрывает горы травой, [растит злаки на пользу людям,] 9 Даёт скоту пищу его, и птенцам ворона, взывающим [к Нему]. 10 Не сила коня приятна Ему и не к быстроте ног мужа благоволит Он, 11 Но к боящимся Его благоволит Господь, к уповающим на милость Его. Псалом 147 (в евр. продолжение предыдущего псалма) 1 [Аллилуиа. Псалом Аггея и Захарии.] Хвали, Иерусалим, Господа, хвали Бога твоего, Сион! 2 Ибо Он укрепляет засовы врат твоих, благословляет живущих в тебе сынов твоих; 3 Хранит в мире границы твои и лучшей пшеницей насыщает тебя. 4 Он посылает повеление Своё земле, и слово Его приходит быстро. 5 Он стелет снег, как белую шерсть, сыплет иней, как пепел; 6 Бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? 7 Посылает слово Своё – и всё тает, дует дыханием Своим – и текут воды. 8 Он возвестил слово Своё Иакову, уставы и суды Свои – Израилю. 9 Для других народов Он такого не сделал и судов Своих не открыл им. [Аллилуиа!] Слава Псалом 148 1 Аллилуиа. [Аггея и Захарии.] 2 Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних! 3 Хвалите Его, все ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его! 4 Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды [и] свет! Хвалите Его, небеса небес, и воды, которые над небесами,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psaltir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010