57 . Не пострижение и одеяние делают монахом, но небесное желание и Божественное житие. 58 . Есть ощущение, есть видение, есть озарение. Озаренные Божиим светом видят образ души: но немногие христиане достигают сего видения. 59 . Ныне Божии человецы стали выше первого Адама. 60 . Совершенные знают, какая приходит мысль из собственного сознания, какая от Бога и какая от демона. 61 . Как кто богат, имеет сокровище, то на это он может приобрести в мире все, что нужно и пожелает, так и обретший сокровище – Духа Святого, Самого Господа Христа, приобретает себе всякую добродетель и небесное богатство. 62 . Апостол говорит: Имамы же сокровище сие в скуделных (глиняных) сосудех ( 2Кор.4:7 ), то есть будучи еще во плоти, сподобились приобрести оное сокровище – священную силу Духа. 63 . Кто во Христе, тот новая тварь ( 2Кор.5:17 ) – новый мех с новым вином, то есть Духом Святым. 64 . Восход к вершине: простота, послушание, вера, надежда, служение, смирение, кротость, радость, любовь, молитва. 65 . Совершенство – сыноположение небесное и обретенное царство, и тогда благодать отъемлет покрывало сатаны, и душа видит Бога. 66 . Бесстрастие есть не удаление от дел греховных, ибо это называется воздержанием, но отсечение страстных в сердце помыслов, которое св. Павел назвал и духовным обрезанием сокровенного иудея. 67 . От смирения – бесстрастие. 68 . Скоро приобретали многие отпущение грехов, но никто не приобрел скоро бесстрастия: для сего нужны и время, и великое усердие, и Божие содействие. 69 . Бесстрастный тот, кто плоть соделал нерастлеваемою, ум возвысил над тварью, покорив ему все чувства, и лицу Господню представил душу, которая непрестанно, даже сверх сил своих, устремлена к Богу. 70 . Или как еще говорят, что бесстрастие есть воскресение души прежде тела. 71 . Сподобившийся такого состояния, находясь еще во плоти, во всех словах, делах и помышлениях имеет всегда правителем обитающего в нем Бога. Бесстрастный не к тому сам живет, но живет в нем Христос. 72 . Блаженное бесстрастие от земли на небо восставляет нищий ум и от гноища страстей воздвигает убогого, а любовь посаждает его со святыми Ангелами, с князи людей Господних ( Пс.112:78 ).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

По воспоминаниям П. А. Брянчанинова, когда второй том «Аскетических опытов» находился уже в типографии, И. И. Глазунов неожиданно отказался от данного им обещания издавать сочинения за свой счет, вследствие чего «были остановлены все типографские работы на неоконченном втором томе» [ 1591 ]. В письме, написанном Святителем Глазунову по этому поводу, Преосвященный Игнатий, в частности, писал: «Все добрые дела наветуются скорбями, между тем Священное Писание говорит, что начавший доброе дело да совершит его. В наше время учения святых Отцов особливо противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием. Почему я полагал бы, что вам надо придержаться с твердостью принятого вами благого намерения, а приходящие помышления и внушения людские принять за знак того, что дело ваше приятно Богу и полезно христианству потому именно, что против таких дел воздвигаются всегда препятствия и скорби, по мнению святых Отцов. Препятствиями свидетельствуются такие дела. Вы сами видите, какая ныне нужда в учении святых Отцов для христианского общества, обуреваемого разными нечестивыми учениями. Сделав свое дело, то есть отдав вам безвозмездно для напечатания мой двадцатилетний труд, я в остальном полагаюсь на волю Божию и желаю пребывать в мире душевном на основании покорности воле Божией» [ 1592 ]. После получения письма, как писал брат Святителя, второй том «Аскетических опытов» был напечатан, но еще два остались ненапечатанными. Снессорева, вероятно, играла немалую роль в возобновлении издания. Зная близко Глазунова и имея возможность встречаться с ним в Петербурге [ 1593 ], она, вероятно, сумела найти способы повлиять на решение издателя, что видно из письма «Бог благословил начинание, истекшее от Вас», — пишет Святитель Софии Ивановне, одновременно сообщая о возобновлении издания. Завершение издания подготовленных Святителем четырех томов сочинений промыслительно совпало с последними днями его земной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

   65. Совершенство – сыноположение небесное и обретенное царство, и тогда благодать отъемлет покрывало сатаны, и душа видит Бога.    66. Бесстрастие есть не удаление от дел греховных, ибо это называется воздержанием, но отсечение страстных в сердце помыслов, которое св. Павел назвал и духовным обреза­нием сокровенного иудея.    67. От смирения – бесстрастие.    68. Скоро приобретали многие отпущение грехов, но никто не приобрел скоро бесстра­стия: для сего нужны и время, и великое усердие, и Божие содействие.    69. Бесстрастный тот, кто плоть соделал нерастлеваемою, ум возвысил над тварью, покорив ему все чувства, и лицу Господню представил душу, которая непрестанно, даже сверх сил своих, устремлена к Богу.    70. Или как еще говорят, что бесстрастие есть воскресение души прежде тела.    71. Сподобившийся такого состояния, находясь еще во плоти, во всех словах, делах и помышлениях имеет всегда правителем обитающего в нем Бога. Бесстрастный уже не сам живет, но живет в нем Христос.    72. Блаженное бесстрастие от земли на небо восставляет нищий ум, и от гноища стра­стей воздвигает убогого, а любовь посаждает его со святыми Ангелами, с князи людей Гос­подних (Пс. 112:7-8).     73. Земля обетованная – состояние благодатной жизни в свободе Христовой.    74. Три отрока – пленники и рабы – сохранили одну свободу и не поклонились идолу, когда в Вавилоне Навуходоносор собрал все подвластные народы.    75. Где есть осуждение (совести), там нет свободы.    76. Свобода, возможная человеку, простирается на то, чтобы противиться диаволу, ибо аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126:1).    77. Свят тот, кто очистился и освятился по внутреннему человеку.    78. Только святые с земли внутренним оком видят небесное.    79. Успение святых есть сон.    80. Душа субботствует, когда избавлена от нечистых помыслов и лукавых дел, покоится же в вечном Господнем покое и в радости, и совершает от чистого сердца служение чистое и богоугодное, и совершает праздник Духа Святого.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Восставляет от земли убога и от гноища воздвигает нища посадити его с могущими людей и престол славы в наследие им» ( 1Цар. 2:7–8 ). Слова: «у меня стяжание многого и правда» выражают мысль, что в наделении людей обилием земных благ проявляются судьбы правды Божией. Иногда земными благами обилуют люди недостойные, но это значит не то, что Бог не по правде с ними поступает, а то, что им дается возможность обратиться к Богу с покаянием из благодарности за Его милости и щедроты. 19. Лучше есть плодити мене (получать плод от меня) паче злата и камения драга, мои же плоды лучше сребра избранна (отборного). Когда человек паче всего на свете дорожит общением с Богом, как источником премудрости, и с терпением земледельца, в поте лица возделывающего землю в надежде получить плоды от ней, ищет от Бога умудрения, тогда он получает то, чего ищет, труд его не бесплоден и награждается от Господа вожделенным успехом. Стяжание этого плода, или успеха, без всякого сомнения, само по себе благо, драгоценнейшее золота, серебра и драгоценных камней. 20–21. В путех правды хожду и посреде стезей оправдания (правосудия) живу, да разделю любящим мя имение и сокровища (сокровищницы) их исполню благих (наполню благами). Дар мудрости, исходящий от Божественной Премудрости, превосходнее всех земных даров; но Божественная Премудрость не отказывает ищущим мудрости и в сих дарах в награду за их ревность к снисканию её. И в сем случае Божественная Премудрость поступает с величайшею справедливостию. Она «ходит по путям правды», чтобы никто не имел причины жаловаться на несправедливость в распределении земных благ. Она «посреде стезей правосудия живет», т.е. не уклоняется с пути правды ни направо по пристрастию к одним, ни налево с обидою другим. Она воздает каждому соответственно его достоинствам. – Любящим ее она являет свою любовь и благоволение, никого из них не обделяет, всякому разделяет правосудно имущество и наполняет сокровищницы их благами. XII. Паримия на праздники Обрезания Господня 1-го января и Благовещения 25-го марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Очень часто наказывал их внутренними кровопролитнейшими мятежами, восстанием многих бунтовщиков, присвоивавших имя цезаря или императора, и убийственными враждами между самыми императорами, когда верховная власть стала разделяться; а сверх того восставлял против них внешних врагов, разные пограничные народы, нередко опустошавшие пределы Империи ужасными вторжениями, и призывал варваров отдаленных, или скажем словами пророческими: воздвигал знамение во языцех, сущих далече, каковы были Гунны, Готфы и многие другие северные народы. К тому же в бурное время движения народов попустил царствовать в Риме государю слабому, беспечному, безразсудному, занимавшемуся более интригами своего двора, нежели средствами спасти свое государство. От того Римский колосс, многократно потрясаемый, распадался и наконец обратился в громадную развалину. Не ясно ли, что все это происходило от могущественной, победоносной руки Господа Иисуса Христа, или от острого всесокрушающего меча, излетающего из уст Его? Приходит на мысль следующий вопрос: если Господь Иисус Христос духом уст Своих или, точнее сказать, одним Своим повелением или приговором низлагал Своих противников, то что значило войско, его сопровождавшее? – Конечно, Ему, Всемогущему, не нужно ни чье пособие; но Ему благоугодно, как Царю всего мира, возлагать исполнение Своих повелений на небесных служителей Своих, Архангелов и Ангелов. Мы видели из Апокалипсиса, что Он поручал многим Ангелам изъявлять Свою волю, действовать на природу согласно с этою святою волею, благодетельствовать людям, или низводить на них разного рода казни. Так и здесь окружающим Его воинам дозволил Он участвовать в Его победах над нечестивыми их гонителями и равно над нечестивым их поколением тем более, что это воины, испытанные в брани, доблественно сражавшиеся и неустрашимо умиравшие за Него. – Хотя мы сказали, что воинственное видение Господа Иисуса Христа относится к последнему поражению язычников, но можем подразумевать таковое же поражение антихриста и всех сообщников его, увлеченных его соблазнами и вооружавшихся против Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Я заметил: Немощь более может препятствовать восстанию побежденного, нежели побеждать еще не падшего, но стоящего и борющегося с нею. Положим, однако, что немощь и стоящего и падшего одинаково побеждает; но почему вы сами не одинаково о ней рассуждаете? Когда утверждаете, что может совершиться отпадение от православия всей церкви православной, тогда представляете действующею одну только немощь человеческую, и совсем устраняете силу благодати, сохраняющей церковь Божию, или, по крайней мере, молчите о действии благодатной силы. А когда говорите о восстании падшей церкви, тогда немощь человеческую устраняете и молчите о ней, а даете силу только действию благодати. Если Господь силен своею благодатью смягчить ожесточенное сердце, вразумить впадшего в ересь и возвратить в православие, то кольми паче силен, и коль согласнее с Его обетованием, соблюсти от падения церковь , еще стоящую в православии! И я вам покажу пример силы Божией, побеждающей и одолевающей немощи наши. Во время Христова пришествия вси языцы побеждены были немощью, погружены были в идолослужение и беззакония, даже чрезестественные, как о том в послании к Римлянам свидетельствует св. Апостол Павел. К сим-то падшим и побежденным немощью Христос послал Апостолов своих проповедать Евангелие (Мат. зач. 116), и предрек, что оно принято будет во всем мире (Мат. зач. 108): аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к Себе. Исполнению сего Господня предречения и действу благодати Божией немощь языков телесная и душевная, таковое их в глубине страстей пребывание, не могли воспрепятствовать; сила благодати, движущая избранных к вере, возвела язычников от немощи, и до конца сокрушилось язычество. Если же, по Господню предречению, естественная немощь в самом язычестве была побеждена благодатью Распятого, и не могла она воспрепятствовать тому, чтобы языцы уверовали и предсказанное Господом совершилось: то не ясно ли для всякого здравомыслящего, что должно исполниться несомненно и обещание Христа Спасителя о соблюдении церкви неодоленною от врат адовых, что сила Его, воззвавшая языки от немощи, тем паче победить немощь верных и сохранит церковь во веки неодоленною в непоколебимом православии и во всей ее полноте? Итак, несправедливо допускаете вы возможность временного падения церкви, приводя в основание такому мнению немощь человеческую и не обращая внимания на помощь благодати, воздвигавшей и воздвигающей выну чад ее от немощи. Таковое ваше верование несогласно с Евангельским обетованием и с событиями из истории Христовой церкви. И вы, веруя слову Христа, восставляющему нас от немощи, не должны не веровать его слову о сохранении церкви в неодоленности? Ибо, по свидетельству св. Киприана (в слове о падших), Евангелие не может одною частью стоять (быть верным) и одною колебаться. И верующий одному неотменно должны веровать и другому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

А кто не верует быть ему, тот прииди и научись, что конечно есть некое смотрение Божие в мире. Се бо Елисавет от вышших неправедно презренная, от нижших за страх оставленная, теперь от всех обще величается, от всех превозносится, всеми любима есть и почитаема! И не рука ли то Господня, власть земли содержащая? не сила ли Божия, стропотная в гладкая претворяющая? не премудрость ли, запинающая коварным в коварстве их, по Писанию 407 , своих же совершенно от напастей избавляти ведущая? Однакож ты, о Россия! оставив такое сего дня рассуждение другим концем земли, где слава имени Елисаветина с восноминанием чудного днесь собывшегося на Ней промысла Божия простираясь, восхищает ко удивлению всех слышащих умы, сама помысли более о том, коликую явил Господь милость, каковы излил на тебе в сей день щедроты, когда помазал на твое Царство Государыню Благочестивую, Государыню кроткую, Государыню правдолюбивую, Государыню такую, которая более милостию, нежели страхом подданных своих всегда управлять, и не так на престол, как на сердцах их основание царствию своему иметь хощет. Я кратко говорю: надобно нам, Россиане! теперь помышлять, что бездна щедрот и благоутробия Божия нам в сей день отворилась, когда дал нам Бог Государыню по сердцам нашим, дал Государыню, которой подлинно по силе помянутых слов Сираховых необходимо время сие требовало. Увидите то все ясно в настоящем слове моем. Но первее еще рассудить нам надлежит генерально, в какой силе придал Сирах оные слова: и потребного воздвигает во время на ней; наипаче, что такое, сия речь, потребного, хощет у него? Премудрый в делах, и неиспытанный в советах Своих Господь, слышатели благочестивии! различных по различным временам восставляет на земли властей не просто, но употребляя их во орудие правды или милости Своей к народу. Примером сказать: хощет ли Он возвысить и прославить какое государство, дает ему Царей крепких и непобедимых. Хощет ли опять понизить за гордость или другой какой грех , тоежде дает ему Царей немощных и боязливых.

http://azbyka.ru/otechnik/Gedeon-Krinovs...

ДЕЛА Все добрые дела наветуются скорбями, между тем Священное Писание говорит, что начавший доброе дело да совершит его. В наше время распространению учения святых Отцов особенно противодействуют отверженные духи, влагая разные помышления плотского мудрования и восставляя людей, руководимых плотским мудрованием. Почему я полагал бы, что Вам надо придержаться с твердостью принятого Вами благого намерения, а приходящие помышления и внушения людские принять за знак того, что дело Ваше приятно Богу и полезно христианству потому именно, что против таких дел воздвигаются всегда препятствия и скорби, по мнению святых Отцов. Препятствиями свидетельствуются такие дела. Напротив того, дела, совершаемые в духе мира сего, во вред и в осуждение души своей и душ ближних, текут как по маслу. Вам всего ближе видеть это: Вы видите, как быстро распространяются книги, губящие и веру, и нравственность, какие расходы делаются на напечатание их, с каким усердием одни стараются распространить их, а другие покупают. Как Вы думаете, каково это перед взорами Бога? И чего должно ожидать за это на суде Божием?.. Неверующие кричат, что нет Бога, нет и суда Божия. Из-за такого крика, которым разврат усиливается заглушить представления совести, Бог не перестал существовать. Он есть, непременно воздает каждому человеку по делам его. Само отступничество предсказано со всей ясностью Священным Писанием и служит свидетельством того, сколько верно и истинно все, сказанное в Писании. Сими строками я исполнил долг мой перед Вами и передо мной, впрочем, Бог предоставил каждому человеку во время его земной жизни на произвол делать добро или не делать его. Вы сами видите, какая ныне нужда в учении святых Отцов для христианского общества, обуреваемого разными нечестивыми учениями. Сделав свое дело, т.е. отдав Вам безвозмездно для напечатания мой двадцатилетний труд, я в остальном полагаюсь на волю Божию и желаю пребывать в мире душевном, на основании покорности воле Божией. 356 . Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова)/под общ. ред. архимандрита Романа (Лукина). – Ставрополь : Издательский центр Ставропольской Духовной Семинарии ; ССШ, 2007. – 368 с. ISBN 978-5-93078-507-4 Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Говоря о бесстрастии, преподобный учитель предупреждает о том, что полное бесстрастие достигается только благодаря наличию всех добродетелей. Если же какой из них нет, то может ли подвижник назваться бесстрастным? «Не из одного камня делается царская диадема, и бесстрастие не достигает совершенства, если вознерадим об одной какой-либо добродетели» (§ 13). Если признак совершенного порабощения страстям – немедленное их исполнение, то признак святого бесстрастия – быть в состоянии открыто сказать: уклоняющагося от Мене лукаваго не познах ( Пс. 100, 4 ), то есть как бы так говорит бесстрастный: «Диавол ко мне приходил, но я его не принял. Как он пришел и как ушел, я не почувствовал, потому что я стал совершенно бесчувственным к его всевозможным приражениям и мысленным устремлениям» (§ 10). Человек, сподобившийся состояния полного бесстрастия, еще находясь во плоти, во всех своих помышлениях, словах и делах имеет управителем обитающего в нем Бога. Через внутреннее озарение он ясно познает волю Божию и пламенно стремится к исполнению ее. Вот желанный конец бесстрастия. «Стремлюсь к бесстрастной красоте, какую Ты дал познать мне, Боже» (§ 11). Все силы души бесстрастного устремлены к Богу. Ум его созерцает красоту и величие беспредельного Бога, воля его стремится к исполнению воли Его всесвятой, сердце его наслаждается высокими святыми чувствами всемогущей Его славы. Замечательно, что преподобный Иоанн Лествичник не указывает никаких средств к достижению бесстрастия. Это потому, что все предшествующие степени явились уже достаточными подготовительными этапами для подвига бесстрастия. Проходя эти степени, подвижник уже исчерпал все средства, испытал все пути, усвоил все добродетели. В результате этого он, с помощью Божиею, достиг обновления всей своей души и приблизился к блаженному бесстрастию. «От земли на небо восставляет нищий ум и от гноища страстей воздвигает убогого блаженное бесстрастие» (§ 14), но посаждает его в князи со святыми Ангелами некая троица добродетелей – это вера, надежда и любовь, из которых вечно пребывающей является любовь. К ней-то с великим смирением и приступает подвижник для конечного венчания, восходя для этого на последнюю, тридцатую, степень духовной лествицы. Степень 30. О союзе трех добродетелей

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Прошу вас и молю, со смирением бодрствуй, трезвись и мужайся и от [вин удерживайся], уклоняющих к плоти и крови и ко всяким сладострастным движениям, и от находящих облаков и шумящей бури волнений, терзающих твой ум и чувства и хотящих погрузить в тине сладострастий твое благое произволение! Но мы если что помыслим, и поползнемся, и рану в себе от злого спекулатора 30 в себе увидим, но и тогда да восстав и паче потецем с покаянием и умилением к Оживляющему мертвых, и Восставляющему падших, и Венчающему страждущих от таковых мучителей, и [Дарующему] свободу и дары рассуждений против… браней (прп. Лев, 20). Ныне наступает и время делания заповедей Христовых!.. Христианин всегда стоит на страже, оберегаясь волков мысленных, а наипаче когда еще предыдут набеги их, тогда-то надлежит, имя Господа нашего Иисуса Христа призвав на помощь, бить крепко супостатов, стоять и не поддаваться (прп. Лев, 20), Монастырская жизнь есть борьба непрерывная со всезлобным врагом – диаволом. Мы падаем и восстаем, побеждаемы и побеждаем, по мере нашего устроения – гордого или смиренного, а Господь Подвигоположник, видя нас изнемогающими, поддерживает, укрепляет и восставляет, на раны падших возливает вино и елей, врачует их скорбями и болезнями и приводит ко благому концу (прп. Макарий, 20). Жизнь наша есть духовная военная служба – брань: с кем же? – с невидимыми духами злобы. Кто воздвигает эти смуты? – враги живота нашего – бесы, стараясь восхитить от нас венцы подвигов за терпение, которые бы мы могли получить, принимая досады, оскорбления, уничижения, укоризны, презрения и прочее, и через это смягчилось бы наше жестокое сердце и истребились страсти: самолюбия, славолюбия, сластолюбия и сребролюбия, от которых и все страсти принимают силу и действуют (прп. Макарий, 20). Не унывай в мысленной брани, наносимой тебе от невидимого врага душ наших. Если и тысячу язв приимешь за день, не отступай от подвига, отрекись своей воли и рассуждения. Бог благ есть и милостив, не попустит выше меры тебе искушения, но нужное и полезное к обучению; считай себя последней из всех (прп. Макарий, 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010