XXVI. Узкий и пространный путь     «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7:13—14).     «Знает Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет» (Пс. 1:6).     «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата» (Лк. 13:24).     «Но Авраам сказал богатому, в пламени мучимому: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь " " (Лк. 16:25).     «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33).     «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22). Святой Златоуст об этом    Узким и тесным путем должно нам шествовать (Слово 7 о богатом и Лазаре).    Путь к смерти — широкий и пространный в начале, но тесный при кончине (Там же).    Каким образом тесный и прискорбный путь удобным бывает? Тем, что он есть и путь, и врата в блаженство (Беседа 23 на евангелиста Матфея; на слова: «Не судите, да не судимы будете» — Мф. 7:1).    Войдем тесным путем с надеждою и страхом: со страхом, потому что опасности отовсюду; с надеждою же, ради Предводителя в пути, Иисуса (Беседа 6 на евангелиста Матфея, гл. 8). Рассуждение об узком и пространном пути    Есть два пути, по которым странствующие в мире сем идут к своему концу, а именно: тесный и пространный. Тесный путь преисполнен терниями бед и скорбей; пространный устлан цветами сластей и роскоши мира сего. На тесном пути Предводитель Сам Христос, Крест понесший, и на Кресте распятый, по этому пути идут верные Его, от мира сего и его прихотей отрекшиеся, и крест свой взявшие. На пространном пути миродержец — князь тьмы, по нему идут живущие привольно и во всяких сластях. Тесный путь к блаженству вечному ведет; пространный к вечному неблагополучию приводит. Некоторые причины, почему благочестивые в мире сем скорби терпят    Первая. Сатана на них брань восставляет, и искушает, и тем хочет от Христа отвести, и когда не может того сделать, причиняет им зло через злых людей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

    «А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия?» (1 Ин. 3:17).     «А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие» (1 Тим. 6:9—10).     «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения» (1 Тим. 6:17).     «Лучше малое достояние у праведника, чем великое богатство грешников» (Пс. 36:16).     «Подлинно, все суета — всякий человек живущий... напрасно только мятется он, собирает сокровище, а не знает, для кого собирает его» (Пс. 38:6—7).     «Не бойся, когда разбогатеет человек, или когда увеличится слава дома его: ибо при смерти он ничего не возьмет и не сойдет с ним слава его» (Пс. 48:17—18).    «Если богатство притекает, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61:11).    «Смутились все неразумные сердцем, уснули сном своим, и все:богатые мужи ничего не нашли в руках своих» (Пс. 75:6).    «Вместе безумный и неразумный погибнут, и оставят чужим богатство свое» (Пс. 48:11). Святой Златоуст об этом    Не тот убог, кто не имеет ничего, но кто много желает; не тот богат, кто много имеет, но кто никакой вещи не требует (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).    Богатый себя многим попечениям подвергает, бесчисленными цепями, как некий пес, к деньгам своим привязан бывает (Беседа 2 на 1 Послание к Тимофею).    Богатство делает (людей) безумными (Беседа 10 на Послание к филиппийцам, гл. 3).    Нищета не препятствует к получению царствия, также и богатство не помогает избежать геенны (Беседа 2 на Послание к филиппийцам).    Если будем прилежно рассуждать о богатстве вечной жизни, то сможем презреть и земное (Беседа 18 на 1 Послание к Тимофею).    Богатство и суетная слава дьяволу подают повод для искушений и часто его восставляют, чтобы одержать победу (Беседа 22 на Послание к ефесянам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

    Св. Кирилл Иерусалимский. По совершении молитвы говоришь: «Аминь»; словом «Аминь», которое значит: «да будет», запечатлевая изреченное в богопреданной молитве.     Свт. Тихон Задонский. «Ибо Твое есть царство…» Это слово — заключение молитвы Господней, которое означает упование и дерзновение к Милосердному Небесному Отцу. Ты царствуешь над всеми, и Твоей власти все повинуются. Ты сильнее всех, против Тебя никто не может стоять. Посему имени Твоему слава будет, что мы, бедные грешники, получим просимое от Тебя, и от сердца возблагодарим Тебя, и здесь, и особенно в будущей жизни, прославим имя Твое с избранными Твоими. «Дерзновение, — говорит святой Иоанн Златоуст, — нам подает и восставляет нас, поминая о Царе, Которому мы подчинены, и показывает Его сильнейшим из всех, говоря: «ибо Твое есть царство», и прочее». Итак, если Его есть царство, то не следует никого бояться, так как никто не может против Него встать и власти Его противиться. Когда говорит: «Твое есть царство», — показывает, что и противник наш Ему подчинен, хотя и противится, попущением Божиим. Ибо и он из числа рабов, хотя отверженных и прогневляющих, и не дерзнет ни на кого нападать, если прежде не примет позволения свыше. И не только ни на какого человека, но даже на свиней, овец и волов напасть не может без попущения Божьего. Итак, хотя и немощен ты, но должен дерзать, имея такого Царя, Который все легко и через тебя может делать.     Православное исповедание. Две части имеет сие славословие. Во-первых, подобно тому, как призывание (т.е. «Отче наш...»), дает наперед удостоверение, что несомненно получим то, о чем просим, потому что просим от Отца нашего, — и славословие сие удостоверяет, что получим то, о чем молились, потому что весь мир Отца нашего есть, и Он над ним царствует, и всякое создание Ему покорствует. Его есть сила и слава, которой ничто противиться не может, ни на небесах, ни на земле. Почему Он силен сотворить все, о чем молили мы Его с верою и надеждою; и не ради другого чего, а ради присносущной славы Своей, как показывают слова: «слава во веки». Вторую часть славословия составляет одно слово: «Аминь». Сим и умоляем, да будет так все, о чем помолились с верою и надеждою, и свидетельствуем удостоверение, что несомненно будет нам все, о чем молились по воле Господа, как говорит Апостол: «И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, — знаем и то, что получаем просимое от Него» (1Ин.5:14—15).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2923...

    Слава: 27. Псалом Давида.    К Тебе, Господи, воззову, Боже мой, не безмолвствуй со мною, дабы, когда Ты будешь безмолвен со мною, я не уподобился нисходящим в могилу. Услышь, Господи, голос моления моего, когда я молюсь Тебе, когда воздеваю руки мои ко храму святому Твоему. Не похить меня с грешниками, не погуби меня с делающими неправду, говорящими: “мир” ближним своим, тогда как зло в сердцах их. Воздай им, Господи, по делам их и по лукавству замыслов их, по делам рук их воздай им, воздай им должное. Ибо они не уразумели дел Господних и дел рук Его: низложи их и не восставляй. Благословен Господь, ибо Он услышал голос моления моего. Господь — помощник мой и защитник мой, на Него уповало сердце мое, и Он помог мне, и процвела плоть моя, и волею моею исповедаю Его. Господь – крепость народа Своего и спасительная защита помазанника Своего. Спаси людей Твоих и благослови достояние Твое, и упаси их, и вознеси их до века. 28. Псалом Давида. На исход скинии.    Принесите Господу, сыны Божии, принесите Господу молодых овнов, воздайте Господу славу и честь. Воздайте Господу славу имени Его, поклонитесь Господу во дворе святом Его. Глас Господа на водах: Бог славы возгремел, Господь (возгремел) на водах многих. Глас Господа крепок, глас Господа великолепен. Глас Господа сокрушает кедры, и истребит Господь кедры ливанские. И сотрет их в прах, как тельца ливанского, а возлюбленный – как сын единорога. Глас Господа высекает пламя огня. Глас Господа потрясает пустыню, и потрясет Господь пустыню Каддийскую. Глас Господа укрепляет оленей и обнажает дубравы. И в храме Его всякий возвещает славу (Его). Господь потоп населяет, и будет восседать Господь (как) Царь во век. Господь крепость людям Своим даст. Господь благословит людей Своих миром. 29. Псалом песни. На обновление дома Давидова.    Превознесу Тебя, Господи, ибо Ты поднял меня и не возвеселил врагов моих из-за меня. Господи, Боже мой! Я воззвал к Тебе, и Ты исцелил меня. Господи! Ты извел из ада душу мою и спас меня от нисходящих в могилу. Пойте Господу, преподобные Его, поведайте память о святыне Его. Ибо наказание в ярости Его, и жизнь в воле Его: вечером водворится плач, а утром – радость. Я сказал в благоденствии моем: “не поколеблюсь во век: Господи, по благоволению Твоему дай силу доброте моей!” Ты же отвратил лице Свое, и я был смущен. К Тебе, Господи, воззову, и Богу моему помолюсь. Что пользы в крови моей, когда я должен истлеть? Ужели прославит Тебя прах? Или возвестит он истину Твою? Услышал Господь и помиловал меня, Господь стал помощником мне. Ты обратил плач мой в радость мне, разорвал вретище мое, и опоясал меня веселием. Да воспоет Тебя слава моя, и да не буду сокрушаться. Господи, Боже мой! Во век буду исповедовать Тебя.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    «Яко да будет во всех Той первенствуя». «Ибо, как Бог, Он прежде всех и со Отцом выну, а как человек, «перворожден из мертвых» и глава телу» (блаженный Феодорит). «Он везде первый, первый в горних, первый в Церкви, как ее Глава, первый и в воскресении» (святой Златоуст). «Ибо Он и прежде всех веков рожден от Отца, и прежде всех человеков воскрес из мертвых, — воскресением, не видевшим уже смерти и дающим нетление всем» (Экумений, блаженный Феофилакт).     «Во всех» — во всех отношениях; в каких бы отношениях ни стал кто созерцать Его, везде обретет Его первенствующим. Но по течению речи Апостола берется во внимание только, с одной стороны, естественный порядок вещей, с другой — благодатный. Там первый, яко Творец и Промыслитель, а здесь, — яко Искупитель и Восстановитель.     «Да будет». Так положено в Предвечном Совете Божием — быть Единому и Тому же и Творцом, и Промыслителем, и Искупителем, и, наконец, еще Судиею. Выставляет же сие Апостол на вид с тою целию, чтоб у верующих ум и сердце на Едином устанавливались и к Единому прилеплялись. Это в противность лжеучителям, которые вводили многие силы (эоны) и чрез то многовластие. Слушающие их разбегаются в разные стороны вниманием и чаяниями, ничего не дающими. Воистину же Один есть упование наше, — и в Нем все. Кол. 1:19. Яко в Нем благоизволи всему исполнению вселитися.   Доказывает, что точно от века положено, да будет Спаситель наш во всем первенствуяй: ибо так благоволил Бог, чтоб в Нем едином вселилась всякая полнота, — все сполна, что потребуется, для кого бы то ни было и для чего бы то ни было, и во времени и в вечности. Причина же, почему Он таков есть, та, что Он есть Богочеловек. Почему вселение в Нем всего исполнения означает и то, что «в Нем обитает вся полнота Божества телесне» (Кол. 2:9). ««Всяким исполнением» назвал Апостол полноту Божества. Как есть Сын и Слово, яко Бог, так и вселился в Нем, — не действие Его вселилось, а Сам Он, существом Своим или Своею полною ипостасию» (святой Златоуст, блаженный Феофилакт, Экумений). По сей причине и все потребное в Нем совмещено: помимо Него ничего не бывает и не получается и до Бога ничто не доходит. Амвросиаст пишет: «Всякая полнота в Нем есть и пребывает, Он всегда все может: Он создал и воссоздал, падшее восставляет и мертвое оживотворяет. Почему и говорит: «Якоже... Отец имать живот в Себе, тако даде и Сынови живот имети в Себе». И еще: «Якоже... Отец воскрешает мертвыя и живит, тако и Сын, ихже хощет, живит» (Ин. 5:26, 21). Что столь справедливо, как то, чтобы Бог Ему предал суд над тем, что создал чрез Него? Что вся полнота Божества в Нем обитает, видно из того, что, как мы сказали, Он имеет всякую власть и силу; а это и значит, что Он есть Бог совершенный, потому что кто этого не имеет, тот не есть Бог».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2954...

   Во всех приведенных изречениях под Словом Божиим разумеется нечто живое, или, если уступим на время иудеям, точно олицетворяемое, то есть не просто глагол Божий, а постоянно и одинаково действующая Божественная промыслительная сила. Только неразумие человеческое не усматривает его в обыкновенном ходе событий природы и жизни, и обнаруживает его лишь в действиях чудесных; на самом же деле эта сила Божия, всё направляющая к победе правды, к наказанию нечестия и к прославлению истин, изложенных в законе Божием, вложена, как в исторические судьбы народов, так и в самую жизнь природы; и там действуют те же законы, которые Господь предписал в Своих заповедях людям, только последние не могут уразуметь сей мудрости. Такая мысль раскрывается в псалме 147-м. Господь невидимо хранит Иерусалим, благословляет угнетенных врагами сынов его и восставляет его дом из развалин. Так Он «посылает Слово Свое на землю, быстро течет Слово Его. Дает снег, как волну, сыплет иней, как пепел. Бросает град Свой кусками; пред морозом Его кто устоит? Пошлет Слово Свое и всё растает; подует ветром (Духом) Своим, и потекут воды. Он возвестил Слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю. Не сделал Он того никакому другому народу и судов Его они не знают» (Пс.147: 4-9).    Итак, напрасно малодушные или маловерующие говорят: «где Слово Господне? пусть оно придет!» (Иер. 17: 15) или «я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего» (Втор. 29: 19). Слово Божие, Божественный Промысл не чужд самых, по-видимому, соблазнительных явлений, когда страдает праведник и возвышается нечестивый. Всё это разъясняет книга Иова, псалом 21; 36; 72 и др. Господь иногда нарочно попускает нечестивому, чтобы затем со всею силою посрамить Его и явить Слово Свое. «Нечестивый злоумышляет против праведника и скрежещет на него зубами своими: Господь же посмеивается над ним, ибо видит, что приходит день его» (Пс. 36: 12-13).    Такой день судов Божиих над нечестивцами с особенною силою описан в книге Премудрости, где подобное явление Слова Божия достигает высшей степени олицетворения; здесь олицетворение уже не может быть принято за простую метафору, а усваивает Слову Божию личную жизнь. Речь идет об избиении первенцев египетских за упрямое непослушание Богу их горделивого властителя — Фараона.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   Прещедрый мой Боже! Молю Тебя через Твоего возлюбленного Сына, даруй мне совершить дела милосердия и проявить любовь к людям: сострадать несчастным, наставлять на путь заблуждающихся, поддерживать бедных, помогать убогим, утешать печальных, защищать обиженных, снабжать нищих, ободрять плачущих, прощать должникам, любить ненавидящих меня, воздавать за зло добром, никого не презирать; подражать добрым, остерегаться злых, стремиться к добродетели, отвергать пороки; «положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих» (Пс.140:3); даруй мне в несчастии терпение, в благополучии воздержание; к земному презрение, к небесному жажду. 2. Обвинение человека и похвала милосердию Божию    Создатель мой, много просил я у Тебя, не заслужив и малого. Признаюсь, увы! признаюсь, что я не только не заслужил просимых мною у Тебя даров, но достоин многих и жестоких мучений. Но ободряют меня мытари, блудницы и разбойники, которые, мгновенно вырвавшись из вражеских челюстей, входят в пределы Пастыря. Ты, Создатель всех, Боже, хотя чуден и во всех делах Твоих, но еще более чудным являешься в делах любви. Поэтому о Себе Самом через некоторого раба Своего Ты сказал: «щедроты Его на всех делах Его» (Пс. 144:9). И мы веруем, что Ты, говоря об одном, сказал о всех людях: «милости Моей не отниму от него» (2 Цар. 7:15), — так как Ты никем не гнушаешься, никого не отвергаешь, никого не боишься.    Прогневанный, Ты не только не поражаешь, но и прогневляющим Тебя, если просить будут, посылаешь дары Свои. Боже мой, рог спасения моего! Я несчастный зло сделал пред Тобою, согрешил, и Ты стерпел; я прогневал Тебя, я заблудился, и Ты терпишь до сих пор. Я медлю, я отлагаю раскаяние, и Ты ожидаешь. Обращаешь заблуждающего, призываешь противящегося, ждешь ослабевающего, обнимаешь возвращающегося. Ты наставляешь меня не понимающего, утешаешь печального, избавляешь от падения, восставляешь после падения, подаешь просящему, открываешь ищущему, отверзаешь стучащему. Господи, Боже спасения моего! Что скажу против Тебя? Не знаю.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2770...

   Священник: «Боже, сжалься над нами и благослови нас, освети нас лицем Твоим и помилуй нас» (Пс. 66:2).     В пост Рождества Христова или святых апостолов молитва Ефрема Сирина с 16 поклонами, а в Святую и Великую Четыредесятницу с тремя большими поклонами, стр. 388.     Молитва Св. Василия Великого: «Владыка, Господи Иисусе Христе Боже наш, долго терпевший прегрешения наши и сохранивший нас до нынешнего часа, в который, вися на животворящем Древе, Ты открыл благоразумному разбойнику доступ в рай и смертию уничтожил смерть. Смилостивься к нам грешным и недостойным рабам Твоим, ибо мы согрешили и поступали беззаконно и недостойны поднять глаза наши и взглянуть на высоту небесную, ибо оставили путь правды Твоей и ходили по воле сердец наших. Но мы молим Твою безмерную благость: пощади нас, Господи, по многой милости Твоей и спаси нас ради блавы Святого имени Твоего, ибо в легкомыслии погибли дни наши. Освободи нас из руки противника, прости нам грехи наши и умертви наши плотские помыслы, чтобы сняв с себя ветхого человека, нам облечься в нового и жить для Тебя, нашего Владыки и Благодетеля, и, следуя повелениям Твоим, таким образом достигнуть места вечного покоя, где жилище всех веселящихся. Ибо Ты действительно истинное веселие и радость любящих Тебя, Христе Боже наш, и мы воссылаем Тебе славу, с не имеющим начала Отцем Твоим и Всесвятым, Благим и Дающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки вечные. Аминь». XII. Чин изобразительных     (Некоторое подобие Божественной литургии).     Псалмы: 102 (стр. 27) и 145: «Хвали, душа моя. Господа. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, пока существую. Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его и он возвращается в землю свою; к тот день исчезают все помышления его. Блажен, кому Помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них; вечно хранящего верность, оказывающего правосудие обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь открывает очи слепым, Господь восставляет согбенных. Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает. Господь будет царствовать во веки. Бог твой, Сион, в род и род».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

     Апостол Павел говорит нам о способности Церкви созидать саму себя. О чем идет речь? Павел пишет, что Бог «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11–13). Обратим внимание на слова: «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова». Оказывается, Господь дает христианам право и власть участвовать в созидании Церкви – Тела Христова. Не меняясь в своей сути, Церковь с течением времени может менять нечто во внешних формах своего существования. Приведем такой пример: желудь падает на землю, прорастает и вырастает в большой дуб. Дуб это желудь? По природе – да, ведь дуб вырос из желудя. Однако внешне дуб совсем не похож на желудь. Таким же образом и Церковь, сохраняя свою богочеловеческую природу, в разное время и в разных странах может иметь немного отличный вид. Например, православное богослужение сегодня выглядит не так, как в первые века христианства. Но по сути своей это точно то же богослужение. Просто семена проросли и сделались прекрасными ветвистыми деревьями. Если более конкретно, у первых христиан Литургия служилась ночью, а Святые Дары принимались не натощак. Именно так было в Сионской горнице. В ночное время апостолы съели ветхозаветную пасху и только потом причастились Святых Тайн. Сегодня мы служим Литургию утром и причащаемся натощак. Что же? Мы нарушаем евангельские правила? Нет. Церковь со временем решила делать так, и она имеет право так поступать. Христос дал ей силу и власть созидать саму себя. Не переставая быть истинной Церковью, она по мере надобности корректирует некоторые внешние стороны своей жизни. Утром ли, ночью ли служим мы Литургию, внутренняя суть ее не меняется. Павел упоминает пастырей и учителей. Интересно, что пастыри и учителя воспитываются Церковью для того, чтобы они впоследствии назидали и учили Церковь. Здесь мы снова видим вложенную Богом способность к самосозиданию, самообновлению. Заметим: Церковь нельзя вновь создать или, как считают протестанты, основать. Забавно бывает слушать, как какие-нибудь харизматы говорят: «Недавно мы ездили туда-то и основали там Церковь...» Но Церковь нельзя создать или основать, в нее можно только войти! Она уже создана Тем, Кто сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16:18). Она уже основана, и только она одна есть истинная Церковь. И Христос подарил ей силу и власть обновлять и восставлять саму себя, с помощью Божией.

http://pravoslavie.ru/110030.html

А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. Если, говорит, сбор будет такой, что потребуется и мое служение, то и я отправлюсь. Этим также располагает их к щедрости. Хочет также иметь и свидетелей, что он ничего не возьмет себе. Посему говорит: со мной пойдут. Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. У вас же, может быть, поживу, или и перезимую, чтобы вы меня проводили, куда пойду. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит. Не сказал: я отправлюсь в Македонию, дабы не сказали: " ты предпочитаешь нам македонян " , но сказал: я иду чрез Македонию, то есть осматриваю македонян спешно и мимоходом, а у вас поживу. Этим показывает что он предпочитает их македонянам, как учеников искреннейших и достойнейших; ибо церковь коринфская была велика. Словом пробыть устрашает тех, которые грешили. Прибавляет если Господь позволит по причине неизвестности. Ибо он не знал, будет или не будет ему это позволено Духом. Ибо Дух водил его, куда Сам хотел. Находясь в Ефесе, он намеревался оттуда отправиться в Македонию, пройти ее, и потом отправиться к ним. Многими доводами доказывает свое расположение к ним, и тем, что не хочет видеть их мимоходом, и тем, что желает, чтобы они проводили его. В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы. И это знак сильной любви, что сказывает им, где будет, сколько пробудет, и даже присоединяет причину. Ибо продолжает. Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много. То есть многие желают приступить к вере, и мне открыть широкий вход к ним, так как мысль их созрела для веры. Ибо учитель стесняется, когда ученики его не усердны; напротив широкое для него поле, когда ученики его готовы. По этому самому и противников много, ибо диавол, видя, что его лишают рабов его, больше возмущается и восставляет противников. Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен. Поскольку вероятно было, что Тимофей, прибыв в Коринф, будет обличать тех, которые грешили, и поносить их, то предостерегает их, дабы богатые мудрецы не восстали против него, не потому, будто Тимофей не имел мужества и мог пасть, но потому, что они сами себе могли причинить вред. А он был весьма готов на опасности. Хорошо сказал: у вас. Ибо не говори мне об эллинах, когда я требую от вас, что следует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1059...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010