(Современное богослужение также ориентировано на участие мирян, как мы увидим позднее.) В каждом диоцезе и в Генеральном Синоде (высшая принимающая решения инстанция в Церкви Англии), наряду с епископами и другими клириками, есть представители мирян. В настоящее время расширяется свобода церкви в принятии собственных решений. Часть англикан хотели бы видеть полное отделение церкви от государства; другие считают, что эта историческая связь и сегодня сохраняет свою значимость и полезность. Во всяком случае англикане стоят перед необходимостью выработки путей реализации своей новой свободы, не отказываясь от традиционной ответственности перед нацией в целом, которую всегда чувствовала Церковь Англии. Последняя не обладает монополией в английской религиозной жизни и действует вместе с другими конфессиями; однако ее история и видимое присутствие во всех уголках страны придают ей особую роль. Церковь Англии не получает государственных субсидий, а поэтому источником средств для выплаты жалованья священнослужителям и финансирования различных церковных программ являются сами ее члены. Обычная англиканская воскресная служба — это литургия (евхаристия, святое причащение). Она совершается на понятном для прихожан языке: в течение нынешнего столетия в Англии появилось несколько обновленных версий евхаристической литургии, так что большинство общин к настоящему времени уже привыкли участвовать в богослужении, языком которого является современный английский. В дополнение к традиционному церковному пению, в котором участвует все собрание, теперь используется и вновь написанная музыка: литургическое обновление является одной из характерных черт современной церковной жизни, по крайней мере в последние три десятилетия. В качестве одного из важнейших элементов богослужения рассматривается проповедь (хотя, как правило, она довольно коротка, за исключением общин, близких реформатской, то есть кальвинистской, традиции), преследующая образовательные и назидательные цели. Участие мирян в литургии распространяется на чтение ими некоторых библейских текстов, а также — часто — возглавление общинных ходатайственных молитвословий.

http://predanie.ru/book/219485-sobornost...

Л. прилагал большие усилия к возрождению в епархии церковно-общественной жизни, его поддерживала здравомыслящая часть нижегородского духовенства. В апр. 1917 г. по благословению и при участии архиерея было создано нижегородское Спасо-Преображенское братство. Оно дистанцировалось от политических вопросов, но ряд его деятелей, в т. ч. прот. сщмч. Алексий Порфирьев , стали организаторами консервативного политического союза «Христианское единение за веру и родину». 8-9 авг. 1917 г. в Н. Новгороде под председательством Л. состоялся епархиальный съезд, на котором были избраны представители от епархии для участия в Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. и их заместители. Осенью 1917 г. под рук. Л. прошли собрания духовенства и мирян, посвященные выборам в Учредительное собрание. Было решено выходить на выборы самостоятельно, сформировав избирательный список союза «Христианское единение». Его руководство состояло преимущественно из членов Спасо-Преображенского братства. Духовным руководителем союза стал Л., в работе организации участвовал игум. Варнава (Беляев ; впосл. епископ). По результатам выборов союз «Христианское единение» занял в Нижегородской губ. 3-е, а в Н. Новгороде - 2-е место. После прихода к власти большевиков в Нижегородской губ. начались аресты священно- и церковнослужителей, участились захваты церковного имущества. Л. возглавлял собрания верующих, на к-рых обсуждались меры по прекращению беззакония и освобождению арестованных, направлялись коллективные ходатайства. Благодаря личному ходатайству Л. в марте 1918 г. был освобожден из-под ареста наместник Оранского мон-ря архим. Августин (Пятницкий) . Вслед. финансовых затруднений после рождественских каникул 1918 г. занятия в Нижегородской ДС были отложены до 15 февр. 2(15) февр. 1918 г. после литургии, совершенной Л. в кафедральном соборе, архиерей в связи с воззванием патриарха Тихона от 19 янв. того же года произнес слово о мирной христианской борьбе с врагами веры и Церкви. Затем с разрешения властей состоялся возглавленный Л. многолюдный крестный ход с участием клириков и прихожан ряда нижегородских храмов и жителей окрестных местностей для выражения преданности Церкви в ответ на патриаршее послание, к-рое при этом неоднократно зачитывалось. 11(24) февр. после литургии в нижегородской Владимирской ц. Л. вновь возглавил крестный ход «для выражения протеста против насилия над православной Церковью».

http://pravenc.ru/text/2462437.html

1150 лет крещения Болгарии: в Плиске совершена Всеправославная литургия Плиска, 4 мая 2015 г.      1150 лет тому назад правитель Болгарии Борис Первый своим богомудрым державным решением сплотил свой разноплеменный народ, сделав его часть державы Духа. И воинственные болгары через слово тихих славян приобщились к вековой христианской вере местных фракийцев, положив таким образом на юго-восточных Балканах начало преславной Болгарии, великой по плоти и духу, пишет официальный сайт Болгарской Церкви.      П о решению Священного Синода Болгарской Православной Церкви по случаю круглой даты со дня Крещения Болгарии 2 мая — в день, когда Церковь чтит память святого равноапостольного царя Бориса-Михаила, крестителя Болгарии — в Плиске, в Великой базилике, была отслужена торжественная Всеправославная Литургия.      Под открытым небом, среди величественных руин древнего храма, священное сослужение было возглавлено Его Святейшеством Болгарским патриархом Неофитом. Участие в торжественном богослужении приняли 27 архиереев, в том числа от поместных Православных Церквей: Андрей, митрополит Аркалохорийский и Кастелийский, — от Константинопольской Патриархии; Геннадий, митрополит Никопольский, — от Александрийской Патриархии; Феофилакт, митрополит Иорданский и Пелла-Филуменский, — от Иерусалимской Патриархии; Николай, митрополит Блуданский, — от Антиохийской Патриархии; Онуфрий, митрополит Киевский и всея Украины, — от Московской Патриархии; Михаил, митрополит Хевсуретийский, — от Грузинской Патриархии; Пахомий, митрополит Вранский, — от Сербской Патриархии; Кассиан, митрополит Нижнедунайский, — от Румынской Патриархии; Нектарий, митрополит Арсинойский, — от Кипрской архиепископии; Харитон, митрополит Еласонский, — Элладская архиепископия; Авель, митрополит Люблинский, — от Польской Церкви; Димитрий, митрополит Аргирокасторский, — от Албанской архиепископии; Иоаким, митрополит Беронский, — от Чешской Церкви.      Архиереям сослужило множество архимандритов, священников, диаконов и иподиаконов. Смешанный хор Патриаршего храма-памятника в честь святого Александра Невского во главе в регентом, доцентом Д. Димитровым великолепно сопровождал богослужение. Сборная группа певцов Софийской духовной семинарии им. св. Иоанна Рыльского песенно сопутствовала встрече и проводам архиереев.

http://pravoslavie.ru/79076.html

Приступили к выборам патриарха. Решено было голосованием всех членов Собора избрать трех кандидатов, а затем предоставить воле Божией посредством жребия указать избранника. Первое и второе голосование дало требуемое большинство архиепископам Харьковскому Антонию и Новгородскому Арсению, и лишь на третьем определился митрополит Московский Тихон. Итак, свободным голосованием членов Собора на патриарший престол были избраны три кандидата. «Самый умный из русских архиереев – архиепископ Антоний, самый строгий – архиепископ Арсений и самый добрый – митрополит Тихон», 171 – так выразился один из членов Собора. Перед Владимирской иконой Божией Матери, принесенной из Успенского собора в храм Христа Спасителя, после торжественной литургии и молебна, 5 ноября, схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул из урны один из трех жребиев с именем кандидата, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника – митрополита Тихона. С каким смирением, сознанием важности выпавшего жребия принял преосвященный Тихон известие о Божием избрании. Он не жаждал нетерпеливо этой вести, но и не тревожился страхом – его спокойное преклонение перед волей Божией было ясно видно для всех. Время перед торжественным возведением на патриарший престол митрополит Тихон проводил в Троице-Сергиевой лавре, готовясь к принятию высокого сана. Соборная комиссия спешно вырабатывала давно забытый на Руси порядок постановления патриархов. Добыли из богатой патриаршей ризницы облачения русских патриархов, жезл митрополита Петра, митру, мантию и белый куколь патриарха Никона . Великое церковное торжество происходило в Успенском соборе 21 ноября 1917 года. Рука Божия в деле возглавления Русской Церкви именно Святейшим Тихоном в качестве патриарха не могла быть не усмотрена тогда же. Архиепископ Харьковский Антоний от лица всех епископов сказал новоизбранному: «Ваше избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами вашими по академии. Подобно тому как полтораста лет тому назад мальчики, учившиеся в Новгородской бурсе, дружески шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили пред ним своими лаптями, а затем их внуки совершили уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя – Тихона Задонского , – так и Ваши собственные товарищи по академии прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования, данного Вам друзьями молодости за ваш степенный, невозмутимо солидный нрав и благочестивое настроение». 172

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Потом св. мощи были перенесены в кафедральный собор г. Ясс, где они и ныне пребывают в серебряной раке. Над местом, где находились св. мощи в Трехсвятительском храме, мозаичные изображения истории их перевоза. В этом же храме состоялся в 1642 г. собор, на котором было одобрено составленное Киевским митрополитом Петром Могилой (1596–1647) «Исповедание православной веры». При этом храме заботами митрополита Варлаама и господаря Лупу была открыта Славяно-греко-латинская академия (1640) по образцу Киевской и первая молдовская типография (1641). В центре города высится кафедральный собор во имя св. Параскевы. Первое, что открылось перед нами – это масса народа, заполнившая пространную соборную площадь. Еще утром в 8 часов были вынесены из храма мощи св. Параскевы и поставлены на специально приготовленное место – высокое и прокрытое балдахином. (Возвращаются в храм св. мощи лишь вечером). Длинные вереницы верующих тянулись к святыне. Нам всем не без труда дали возможность приложиться к св. мощам. В храме, также заполненном народом, в это время завершалось Богослужение, возглавленное викарным епископом Молдовы и Сучавы Пименом. Но и после Богослужения народ не разошелся. Большая часть осталась в храме. Ночью можно было видеть такую картину: сидят в тесных кружках мужчины, женщины, дети, а кто-то один спокойно читает или рассказывает. Нужно ли говорить о том, что всех прибывших разместили в просторных и чистеньких комнатах Ясской Архиепископии. Так было везде. День памяти св. Параскевы 14 октября (с 1230 г.) начался торжественным шествием всего служащего духовенства во главе с Патриархами из резиденции митрополита. Нужно было приложить немало усилий молодым румынским священникам, чтобы провести это шествие сквозь плотные ряды к св. мощам и довести его через храм к алтарю. Теснили со всех сторон, все старались прикоснуться к святителям и если руки не достигали до них, то удлиняли их платочками, поясками и даже головными уборами. Молитвенно совершалась Божественная Литургия о благостоянии святых Божиих Церквей и мира во всем мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В Церкви же мы находим постоянное осуществление единства природы, ибо Церковь представляет собой нечто более единое, чем какой-нибудь коллектив: апостол Павел называет ее «Телом» 526 . Это человеческая природа, единство которой представлено уже не ветхим Адамом , главой рода человеческого, как своего продолжения в индивидуумах; эта искупленная, обновленная природа собрана, возглавлена в Ипостаси, в Божественном Лице Сына Божия, ставшего Человеком. Если в этой новой реальности наши индивидуализированные природы освобождаются от своих ограничений (эллины или скифы, свободные или рабы... 527 ), если индивидуум существующий, противопоставляя себя всему, что не есть «я», должен исчезнуть, став членом единого Тела, это не означает, что тем самым уничтожаются человеческие личности, ипостаси. Как раз наоборот: только тогда они и могут достигать совершенства в своем подлинном многообразии. Не будучи частями общей природы, в противоположность индивидуумам, личности не смешиваются между собой в силу природного единства, которое осуществляется в становлении в Церкви 528 . Они не становятся и частицами Личности Христа, они в Нем не содержатся, как в какой-то «сверхличности»: это, несомненно, было бы противоположно самому понятию личности. Мы, следовательно, едины во Христе по нашей природе, поскольку Он есть Глава нашей природы, образующей в Нем единое Тело. Мы приходим к выводу: если наши индивидуальные природы включаются в прославленное человечество Христа, входят в единство Его Тела через Крещение, приобщаясь к смерти и Воскресению Христовым, то наши личности, дабы каждая из них могла свободно осуществлять свое соединение с Богом, должны утверждаться в своем личном достоинстве Святым Духом: Таинство Крещения, единства во Христе, должно дополняться Таинством Миропомазания – Таинством многообразия в Духе Святом. 5 Тайна нашего искупления венчается тем, что отцы называют восстановлением нашей природы Христом и во Христе. Это христологическое основание Церкви, выражающееся по преимуществу в литургической жизни с присущим ей характером абсолютной объективности. Но если мы хотим сохранить другой аспект Церкви, носящий характер субъективности, не менее абсолютной, то его нужно обосновывать домостроительством другого Божественного Лица, независимого по Своему происхождению от Лица воплотившегося Сына 529 . Иначе мы рискуем обезличить Церковь , подчинив свободу ее человеческих ипостасей своего рода сакраментальному детерминизму. Напротив, если мы будем особо выделять субъективную сторону, то утеряем вместе с понятием Тела Христова «логосную» почву Истины и запутаемся в заблуждениях «индивидуальной» веры.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

1159 «Благочестивейший, тишайший... многа лета!» – Аввакум осмеивает титулование царя Алексея Михайловича, произносимое придворными льстецами при пожелании царю многолетия. 1160 Литон – шёлковый или льняной плат, используемый для завёртывания антиминса. Снимается с него во время совершения литургии. 1162 ...приидут паки на землю плотию Илия и Енох со Иваном Богословом. – Согласно эсхатологическим легендам Средневековья, перед концом света на землю вернутся вознесённые живыми на небо пророки Илия и Енох и апостол Иоанн, автор Апокалипсиса. 1167 Антиох Египетский – Антиох IV Епифан, сирийский царь (175164 гг. до н. э.), завоевавший Египет; преследование иудеев и осквернение Иерусалимского храма вызвало восстание против него, возглавленное священником Маттафией и его сыновьями, братьями Маккавеями; «Книги Маккавейские» – вошли в библейский канон. 1169 ...у Макария Желтоводцкаго... в крылосе, – Никитка Минин. – Монастырь Макария Желтоводского под Нижним Новгородом (основан в XV в.) оказался своеобразной учебной «академией» для ряда выдающихся церковных и общественных деятелей XVII в., родиной которых было Поволжье: в одни и те же годы там бывали будущий патриарх Никон (его мирское имя – Никита Минин), протопоп Аввакум, Иларион, архиепископ Рязанский (был игуменом монастыря) и др.; крылос – разговорная форма от слова «клирос», обозначающего место расположения хора в церкви. 1172 И «веков» тех, – и то в Кирилове книги описует ересь... – Речь идёт об одном из существенных моментов неприятия старообрядцами книжных исправлений Никона, введшего формулу «во веки веков» вместо «во веки веком». Аввакум ссылается здесь на авторитет Кирилловой книги, где формула «во веки веков» рассматривалась как ересь. Кириллова книга – сборник авторитетных полемических сочинений южнорусских богословов, содержащая слова Кирилла Иерусалимского об антихристе, издана в Москве в 1644 г. 1174 …якоже Иезекеиль-пророк... – Один из четырёх так называемых великих пророков, книга пророчеств которого вошла в библейский канон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Тогда Карл Великий с помощью своих богословов стал искать способ, как можно было бы обвинить византийцев в ереси и тем самым лишить их права на легитимное возглавление христианского мира через христианскую империю. В каролинговых книгах, написанных Алкуипом, по отношению к грекам употребляются самые редкие выражения: «от них пошли все ереси». Никейский Собор (VII Вселенский – против иконоборцев) называется просто «крайне нелепым синодом»; Ирина и Константин «говорят языком глупейшей гордости»; Григорий Нисский – «незнакомец, свидетельство которого не идет в счет»; наконец Тарасий, глава и вдохновитель Собора, покрывается самыми оскорбительными ругательствами. Пение Константинопольского Символа со вставкой Filioque вводится в часовне императорского дворца и оттуда быстро распространяется по империи. В конце 808 г. мы сталкиваемся с ним у франкских монахов в Иерусалиме. После нескольких лет успокоения, происшедшего от временного примирения между Ириной и Карлом Великим, спор возрождается, когда снова начинаются военные действия между франками и византийцами. На Аахенском Соборе 809 г. учение о двойном исхождении было принято без затруднений как выражающее традиционную веру. Оставался все же вопрос уместности вставки в Символ; здесь пришлось констатировать различие между практикой римской и франкской. Различие это должно было представлять в глазах греков серьезный аргумент: ведь если в тексте исповедания веры франки будут согласовываться с практикой Римской церкви, то как обвинить их в инославии? Чтобы обвинить в ереси греков, не лучше ли всего заставить папу включить в текст, до сих пор читаемый в Риме, ту вставку, которую отбрасывают греки? Очень сомнительно, чтобы последние ее приняли; тогда Западная Церковь будет иметь право обращаться с ними как с подозрительными; в вопросе несравненно более важном, чем поклонение образам, они явят себя тем, что они есть: противниками кафолической веры. В результате этого будет уничтожено то первенство, которое они намереваются себе присвоить в религиозных вопросах, так же, как и в политической области. В ноябре 809 г. епископ Вормский Барнард (а по мнению других, Барнард, епископ Виеннский), Иессей, епископ Амиенский, и Адалард, Корбийский аббат, в сопровождении Смарагда, оставившего нам подробный отчет об их миссии, были посланы к папе Льву III, что бы убедить его включить Filioque в римскую литургическую практику. Здесь мы встречаемся с очень интересной вехой церковной истории. Лев III, встретившись с послами, заверяет их в полном своем признании самого учения Filioque «Если кто-либо пожелает думать или учить иначе, я решительно изгоняю его из Церкви». Но он отказывается признать включение вставки в Символ «потому, что незаконно писать или петь ее там, где она была запрещена» Вселенскими Соборами 64 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/zap...

1. Идея унионизма и начало ее насаждения Раскол между Западом и Востоком формально начался в середине IX в. при патриархах Рима и Константинополя, соответственно, Николае I и Фотии и первоначально захватил лишь эти две кафедры. Еще в XI в. Патриархаты Антиохии и Александрии продолжали оставаться в теплых отношениях с Римом и даже допускали христиан латинского обряда до причастия. Однако ситуация усугубилась вследствие Крестовых походов и захвата Константинополя в 1204 г. IV крестовый поход и его итоги дали Риму военно-политические основания для того, чтобы поднять проблему церковного единства христиан Запада и Востока. Однако решение этой проблемы Риму виделось с позиций собственного превосходства. Начало унионизма как единственного подхода, приемлемого для Римской церкви в вопросе церковного единства, можно отнести ко времени Крестовых походов. Если папа Урбан II, объявляя I крестовый поход, еще придерживался, как предполагают исследователи, линии на богословский диалог как средство урегулирования разногласий, то со временем под давлением обстоятельств и представлений европейской феодальной знати ситуация существенно изменилась. И уже в XII в. возникает первая в истории уния, которая стала прообразом всех последующих схем объединения, предлагавшихся Востоку Св. престолом. Уния предполагает признание вселенского примата римского первосвященника, получение законных епископов только с посвящением (или утверждением) от римского понтифика, принятие догматического учения Римско-католической церкви (с Filioque и всеми иными догматами, принятыми после VII Вселенского собора) и переход на латинский тип богослужения (позднее последнее условие, исходя из церковно-политических причин, начинает считаться необязательным, как и отказ от иных местных традиций и обычаев; возникает так называемый католицизм восточного обряда). В 1181 г. при латинском патриархе Антиохии была заключена уния с ливанскими маронитами, предполагавшая полное религиозное единство с Римом и отречение от еретических заблуждений (марониты, община которых, как предполагают, возникла в V в., придерживались монофелитского учения, осужденного VI Вселенским собором). Причины и детали касательно этой унии неизвестны. Как бы то ни было, марониты стали первой «униатской» общиной в истории. Они сохранили свою самобытность, некоторые традиции и обычаи, а также иерархию с патриаршим возглавлением. В то же время маронитский патриарх Иеремия (1199–1230) в 1215 г., прибыв на IV Латеранский собор, получил указания, согласно которым община должна была напрямую подчиниться папству, и с этого времени начинается насильственная латинизация маронитов. Им было предписано употреблять опресноки для Евхаристии, принять учение о Filioque, использовать латинское богослужебное облачение. Маронитская литургия, совершавшаяся на сирийском языке по антиохийскому чину, также была латинизирована.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По окончании Божественной литургии, в соответствии с традицией праздника Преображения Господня, Святейший Патриарх освятил виноград и другие плоды. В своем слове к пастве Его Святейшество выразил благодарность всем, кто участвовал в строительстве и освящении Храма Христа Спасителя. Предстоятель Русской Церкви отметил, что завершение воссоздания кафедрального соборного храма в честь Рождества Христова стало для России кульминационным событием юбилейных торжеств по случаю 2000-летия Пришествия в мир Господа и Спасителя Иисуса Христа. «Промыслительно, что освящение Храма Христа Спасителя совершено в праздник Преображения Господня. Ибо преображается жизнь нашего Отечества, преображаются души людей, которые находят дорогу к Богу и храму Божию. Этот день останется в истории нашей Церкви как торжество Православия, когда мы вместе едиными устами и единым сердцем молились, чтобы благодать Господня пребывала в этом святом храме, и чтобы каждый приходящий в него находил духовное утешение и преображение своей жизни», — сказал Первосвятитель. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, Предстоятели Поместных Православных Церквей и архиереи Русской Православной Церкви вышли на помост, установленный у северного фасада храма. Возглавленные Святейшим Патриархом Алексием II торжества соответствовали ходу праздника по случаю освящения Храма Христа Спасителя, состоявшегося в 1883 году. Поскольку храм во имя Христа Спасителя был построен в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России в Отечественной войне 1812 года, церемония освящения воссозданного храма воинской славы завершилась прохождением подразделений российской армии. В связи с катастрофой на атомной подводной лодке «Курск» по благословению Его Святейшества Церковь молилась о тех, «кто находится в подводном плену, их родных и близких». «Мы молились о моряках, которые в результате катасторофы оказались на дне Баренцева моря и спасти которых пока не удается. Мы молились о их родных и близких, прося у Господа для них утешения и укрепления сил», — сказал Святейший Патриарх.

http://foto.patriarchia.ru/patriarch/svy...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010