После изменения государственного строя, когда в России пала монархия, люди с особенно острым чувством восприняли идею восстановления Патриаршества. Ведь церковное сознание не могло смириться с тем, что в определенный момент истории государственная власть узурпировала власть церковную и подчинила Церковь себе. Хотя власть была православная и многое делала для Церкви, для православного просвещения, Церковь, тем не менее, утратила всякую возможность обращаться к людям напрямую по вопросам, связанным с жизнью страны, общества, государства. От имени Церкви говорил глава государства, но в моменты потрясений голос государя многие перестали слушать. В то же время и Церковь не имела возможности официально высказаться и подвергнуть духовному анализу происходящее в стране. Были замечательные пастыри, подобные отцу Иоанну Кронштадтскому, которые громко говорили о том, что происходит, но его голос связывался с личностью и никогда не воспринимался как голос Церкви. А Церковь, принужденная молчать, не могла в самый критический момент истории мобилизовать людей, сказать им правду, потому что не было того, кто бы эту правду выразил. Вот почему Поместный Собор первой своей задачей поставил восстановление Патриаршества, восстановление законной канонической власти. В самом деле, Русская Церковь была самой большой количественно, самой сильной из всех Поместных Церквей. Она была покровительницей Православия на Ближнем Востоке. Все взирали на Русскую Церковь как на оплот; как некогда взирали на Византию так взирали на Россию. Однако если в Церквах, которые с надеждой взирали на Россию, были свои Патриархи, то в Русской Церкви такого возглавления не было, и многие потрясения, которые происходили в течение двухсот лет, люди нередко связывали, в том числе, с отсутствием у Церкви возможности нести свое, независимое от власти, пророческое слово. Когда же здесь сто лет назад собрался Собор, то первое, что решили совершить его отцы, восстановить Патриаршество в Русской Православной Церкви. Как всегда бывает при обсуждении столь судьбоносных вопросов, были противники и восстановления Патриаршества, и освобождения Церкви от государственного контроля.

http://patriarchia.ru/db/text/4997468.ht...

Св. Церковь произнесла свой суд об этом событии: «Ирод безумный отсекает твою главу нещадно, обличающу сего прескверный нрав: Христос же тя, преблаженне, як о Крестителя, главу содевает Церкви, всех содетель Господь и всех избавитель» (Мал. веч. ст. на Г. В.). Предтеча становится главою Церкви. Это надо понимать, конечно, в соответствующем смысле. Предтеча не может быть рассматриваем как глава Церкви земной и небесной, каковая есть Христос. Он не является ею даже в том смысле, в каком является ею Приснодева, как личное воплощение и возглавление Церкви в ее отношении ко Христу. Он не является ею, наконец, и в том смысле, какой – верно или неверно – приписывается апостолу Петру или иерархам относительно Церкви воинствующей. Предтеча именуется здесь главою Церкви в том смысле, что он есть первый в Церкви, величайший из рожденных от жены. Вот это величие и главенство Предтечи и должно быть теперь раскрыто на основании учения Церкви о нем. Глава X. Прославление Предтечи Служение Предтечи в загробном мире ограничено во времени, ибо оно простирается только до пришествия Христова, т. е. до Его сошествия во ад и проповеди во аде, которая соответствует основанию Церкви в загробном мире. Этим служение Предтечи как таковое заканчивается, и начинается новое, иное служение, которое представляет священную тайну. Однако ее св. Церковь приоткрывает, отчасти через церковные песнопения, но всего более через иконографию. Здесь, как и в некоторых других вопросах, приходит черед иконографического богословия (как одной из ветвей литургического) 52 . Православная иконография дает основания для учения о том, что можно назвать прославлением Предтечи. Она содержит видения о Предтече, прозрения тайн Божиих. Св. Предтеча изображается в двояком отношении: с одной стороны, в связи с событиями земной жизни его, в которых главное есть, конечно, крещение им Господа, а также и рождество его и усекновение, – так сказать, священно–исторически; с другой стороны, есть целый ряд изображений его не исторического, но, так сказать, догматико–символического характера. Сюда относятся изображения Предтечи – с крестом (преимущественно в западной иконографии), с чашей, в которой покоится Божественный Младенец, «Агнец мира», или же его собственная глава – в окрылении и иногда короне; в предстоянии Христу вкупе с Богоматерью – Деисис (или в обычном искажении русского начертания «Деисус»); в предстоянии огненному ангелу – Софии, Премудрости Божией; в предстоянии Христу на Страшном Суде; изображение в «чин» (в иконостасе) в окружении иконы Спаса вместе с Богоматерью и среди ангелов, – «умное небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ведомость церкви равноапостольного князя Владимира в селе Березняки, 1895 год Березняковской храм во имя святого равноапостольного князя Владимира Церкви, на острове Сахалин, Корсаковского Округа, Камчатской Епархии, Приморской области. Основание вышепоименованной церкви положено по благословению Его Преосвященства, Преосвященнейшего Макария, Епископа Камчатского, Курильского и Благовещенского, Священником Корсаковской Церкви Александром Фадеевым 19 октября 1893 года. В августе месяце сего 1895 года постройка церкви окончена, средствами тюремного ведомства. По телеграмме Благочинного Унинского от 10 октября сего года, 21 ноября сего года церковь освящена малым чином. Зданием деревянная, одноэтажная, с колокольнею на ней, длиною 39 аршин, шириною 21 аршин, в ней три печи. Престолов в ней один. Утварью достаточна. Земли усадебной пока нет. Причта положено по штату с 1891 года один священник. Священник помещается временно в поселении Галкино-Врасском в доме тюремного ведомства; в Березняках дом для Священника будет готов в сентябре месяце сего года. Храм этот сгорел. В 2013 году по благословению архиепископа Южно-Сахалинского и Курильского Тихона началось строительство нового храма в честь равноапостольного князя Владимира. 28 июля 2014 года Высокопреосвященнейший Тихон, архиепископ Южно-Сахалинский и Курильский совершил первую Божественную Литургию в новопостороенном храме. В 2015 году было принято решение организовать при храме женскую монашескую общину, с просьбой прислать опытных монахинь Владыка Тихон обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. 23 сентября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Сахалин прибыли первые сестры инокиня Ариадна и инокиня Василисса для создания женского монастыря. С момента создания сестринской общины в селе Березняки первоочередной задачей стало установление монашеской жизни и богослужений. Первое богослужение в будущей обители было возглавлено архиепископом Тихоном Южно-Сахалинским и Курильским 4 декабря на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. А 19 декабря на день памяти Святителя Николая Чудотворца первые сестры заселили обитель. На тот момент их было трое. На территории будущего монастыря уже был построен храм в честь равноапостольного князя Владимира, построенного на месте сгоревшего храма.

http://sobory.ru/article/?object=55555

После литургии патриарх по древнему обычаю с крестным ходом обошел вокруг Кремля, окропляя его святой водой. Рука Божия в деле возглавления Русской Церкви именно Святейшим Тихоном в качестве патриарха не могла быть не усмотрена тогда же. Архиепископ Харьковский Антоний от лица всех епископов сказал новоизбранному: «Ваше избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищам вашими по академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики, учившиеся в Новгородской бурсе, дружески шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили пред ним своими лаптями, а затем их внуки совершили уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть, Вашего небесного покровителя — Тихона Задонского, — так и Ваши собственные товарищи по академии прозвали Вас патриархом, когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования, данного Вам друзьями молодости за ваш степенный, невозмутимо солидный нрав и благочестивое настроение». Интересна встреча будущего патриарха с Иоанном Кронштадтским в 1908 г. в Петербурге. Старый уже и больной о. Иоанн, вопреки этикету, первый закончил беседу следующими словами: «Теперь, владыко, садись на мое место, а я пойду отдохну». Эти слова многими истолковывались так, что о. Иоанн как бы назначил архиепископа Тихона своим преемником в качестве религиозного вождя русского народа и предрек ему Патриаршество. Вступление Святейшего Тихона на патриарший престол свершилось в самый разгар революции. Государство не просто отделилось от Церкви — оно восстало против Бога и Его Церкви. Когда во время приезда патриарха Тихона в 1918 г. в Петроград сотрудник одной из петроградских газет спросил, что доносится ему со всех концов России, Святейший после некоторого раздумья ответил: «Вопли». Что было делать в такой ситуации патриарху? Требовалось найти единственно верное решение, отвечающее неповторимой, совершенно новой внешней обстановке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

Согласно т. н. Тверскому сборнику (памятник летописания XVI в.), в кон. 1408 г. М. (видимо, в качестве старшего архиерея в отсутствие на Руси митрополита) наряду с князьями и боярами находился в осажденной ордынскими войсками эмира Едигея Москве, оборону к-рой возглавил удельный кн. Боровский и Серпуховской Владимир Андреевич Храбрый (Донской) (ПСРЛ. Т. 15. С. 483). В 1411 г. М. вместе с митр. Киевским и всея Руси свт. Фотием в присутствии вел. кн. Тверского Иоанна Михайловича и удельных тверских князей участвовал в избрании и хиротонии Тверского еп. Антония , который ранее был «игумен Илинскыи» (настоятелем московского Ильинского мон-ря). При этом было применено редкое в то время (за исключением Новгорода) избрание по жребию. Именно М. «служил по митрополичью слову и благословению в соборной церкви в Святом Спасе», после литургии он «такы в ризах взял один жребии, и принесл к митрополиту... и распечаташа жребии, и обретеся жребии Антоньев», который и был поставлен, несмотря на то, что тверичи не хотели видеть своим владыкой «москвитина» (ПСРЛ. Т. 17. Стб. 54-55). 22 марта 1416 г. в Москве М. вместе с др. 4 епископами (Антонием Тверским, Тимофеем Сарским, Исаакием Пермским и свт. Григорием Ростовским) участвовал в хиротонии Новгородского архиеп. Симеона , возглавленной митр. Фотием, в присутствии вел. кн. Московского Василия I Димитриевича и его братьев удельных князей Георгия (Юрия) Димитриевича и Константина Димитриевича . Своим присутствием в Москве рус. архиереи, в т. ч. М., засвидетельствовали верность митр. Фотию и продемонстрировали непризнание выдвинутых годом ранее претензий Григория Цамблака на Киевскую митрополию. Кончину М. (год ее неизвестен) предположительно связывают с эпидемией, поразившей во 2-й пол. 20-х гг. XV в. Сев.-Вост. Русь. Следующий после М. Суздальский и Тарусский еп. Авраамий упоминается впервые в 1437 г. (по нек-рым предположениям, поставлен в 1431 г.). Ист.: ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 400, 415; Т. 6. Вып. 2. Стб. 15-16, 41-42; Т. 18. С. 23, 151, 163; Т. 23. С. 140; Т. 24. С. 170, 178; Т. 25. С. 234, 242; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 461, 462; НПЛ. С. 406.

http://pravenc.ru/text/2563426.html

25 июня патриарх был освобожден и через три дня обратился с посланием к пастве, в котором писал: «Я, конечно, не выдавал себя за такого поклонника советской власти, как объявляют себя церковные обновленцы... но зато я и далеко не такой враг ее, каким они меня выставляют... Я решительно осуждаю всякое посягательство на советскую власть, откуда бы оно ни исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты и белогвардейцы поймут, что я советской власти не враг». Затем последовало еще два послания патриарха, в которых он признавал свою «провинность перед народом и советской властью» и осуждал обновленческий раскол. Столь радикальное изменение позиции патриарха по отношению к советской власти, которую он еще в 1918 году анафематствовал, объяснялось как давлением со стороны ГПУ, так и сознанием необходимости восстановить каноническое возглавление Церкви и прекратить обновленческий раскол. Вскоре после возвращения патриарха к своим обязанностям началось возвращение иерархов, отпавших в раскол, в каноническую патриаршую Церковь . 27 августа 1923 года митрополит Сергий (Страгородский) принес принародное покаяние перед патриархом. Перед началом Божественной литургии, стоя в одной рясе, без клобука и панагии, Сергий глухим, дрожащим голосом произнес покаянные слова и поклонился патриарху в ноги. Святейший Патриарх вручил ему панагию, белый клобук и архиерейскую мантию, после чего митрополит Сергий сослужил патриарху за литургией. Ряд других иерархов последовал примеру Сергия. В 1924 году обновленцы попытались нанести еще один удар по Церкви. Заручившись поддержкой восточных патриархов, они выступили с идеей созыва в Иерусалиме «Вселенского Собора», для подготовки которого созвали в Москве «предсоборное совещание». Незадолго до его начала патриарх Тихон получил письмо от представителя Константинопольского Патриархата в Москве архимандрита Василия (Димопуло), в котором содержалось пожелание Константинопольского патриарха Григория VII, чтобы патриарх Тихон «пожертвовал собою, немедленно удалившись от управления Церковью...

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Протекло более шестисот лет. Во мраке грубого язычества находилась еще земля Русская, имевшая всего только столетнюю государственную давность. На Киевском престоле возседал ревностный язычник – князь Владимир Святославич. При нем, в угоду идолам, после удачного похода на Ятвягов, в 983 г. убиты были в Киеве варяги христиане – Феодор и сын его Иоанн. Но у этого князя – и по убеждению и по образу жизни язычника, – где-то, в глубине души, теплился огонек, зажженый в его детские годы великой бабкой, святой княгиней Ольгой. И в определенный Промыслом Божиим срок огонек этот разжегся. Душа и ум Владимира охвачены были желанием просветить русскую землю. Новому Савлу определено было крестить русский народ, положив начало Святой Руси , существующей скоро тысячелетие. Божественная Литургия совершается на Антиминсе. В каждом из них имеются частицы мощей святых мучеников. Да и вся Вселенская Церковь создалась на крови мучеников, прославленный сонм которых начинается св. архидиаконом Стефаном и святыми Апостолами. Русской Церкви определено было воздвигнуться на крови святых варягов Феодора и Иоанна. Просветленный князь Владимир, во крещении Василий, построил первый в Киеве – по принятии христианства – великолепный храм во имя Пресвятой Богородицы, названный Десятинным, на том именно месте, где были убиты эти ревностные христиане. В Западной Руси, по трагическому ходу исторического процесса, временно оторвавшаяся от единого церковного возглавления, Церковь тоже воздвигнута была на мученической крови – святых Виленских исповедников Антония, Иоанна и Евстафия, погибших при вел. князе Ольгерде. Князь Владимир, крестившись в Крыму, возвращался из Херсонеса в мать городов русских с частицей мощей замученного в Крыму, сосланного туда при Траяне, святителя Климента папы Римского. В Днепре в 988 г. крестился русский народ. Тучная славянская почва приняла зерна христианства. Скоро появились первые плоды. Русь Киевская. – Там началось наше духовное и умственное просвещение. Там впервые выявилась та «русская душа», соприкосновение и знакомство с которой, в ея многогранном преломлении, до наших дней вызывает удивление и часто преклонение. Проявление ея мы видим и в «похвале кагану Владимиру» митрополита Илариона, восторженном творении ученика первых еще школ крестителя Руси; и в знаменательном наставлении детям правнука Владимирова, Владимира Мономаха ; и в, издревле начавшемся, почитании народом Святителя Николая, являющегося образцом действенной любви и кротости. Святые иноки, подвизавшиеся в пещерах киевских, начавшие сонм свой Преподобными Антонием и Феодосием, впервые выявили огромное, всестороннее значение русских обителей. С гор киевских спускались подвижники Печерские и уходили в открывавшиеся перед ними широкие просторы земель, насаждая и утверждая Православие, принимая, порою, – как преп. Кукша, святитель Леонтий Ростовский, – мученическую кончину от инородных языческих племен.

http://azbyka.ru/otechnik/Panteleimon_Ni...

К отпеванию же о. Иоанна в с. Вистичи «Украинська церковна рада» грозила устроить какой-то «сюрприз». Угрожали, что не допустят возглавления мною отпевания, угрожали выступлением против меня организованной группы украинцев... Все это оказалось запугиванием в надежде, что я не отважусь появиться в Вистичах к отпеванию. Признаюсь, ехал туда с опаской, а отбыл домой полный радости и благодарности Пастыреначальнику. По прибытии в Вистичи сразу окунулся в народную толщу, быстро почувствовал духовную близость с народом и встретился с прибывшими о.о. настоятелями со спокойной душой. Совершил заупокойную Литургию в сослужении четырех, чин отпевания – в сослужении шестнадцати о.о. настоятелей благочиния. Перед чином отпевания произнес слово, посвященное почившему собрату, и это слово, почувствовал Я, испепелило в сердцах собратий недобрые ко мне чувства и подозрения, навеянные агитацией «Украинськой церковной рады». Чин отпевания прошел мирно, стройно и торжественно. Как часто бывает в жизни: мы поддаемся страху там, «идеже не бе страх». Почему? Да потому, что «не облечены во всеоружие Божие», «без шлема веры» выступаем на брань «против духов злобы поднебесных». Недолго пришлось ожидать очередную атаку со стороны «Украинськой церковной рады». Через недели две по возвращении из Вистич получил повестку – явиться лично в кабинет Генерального Комиссара Волыни и Подолья. Приказ есть приказ. Являюсь пред лице грозного начальника. Не ответив на мое приветствие, сидя в своем кресле, г. Комиссар ошарашил меня: – Вы должны убраться вон из пределов Бреста, вон! – Господин Генеральный Комиссар, за что Вы изгоняете меня из родного города, в чем я провинился против власти и Армии? – И Вы еще спрашиваете за что? – схватив лежащий перед ним лист бумаги (как оказалось, последний поступивший на меня донос), он сорвался с места и, размахивая им перед моим лицом, заорал: – Вот за что! Вы возбуждаете против власти народ, Вы осложняете наше дело... В течение часа Вы должны покинуть пределы г. Бреста!

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

День апостолов Петра и Павла был храмовым праздником и в церкви этих апостолов, что в орфанотрофионе (сиротский дом). Туда совершали литию накануне праздника вечером. Об этой литии в том же списке устава сказано: «Вечером накануне приносится крест из орфанотрофиона (и по отпусте вечерни в Великой церкви, когда придет патриарх), полагается молитва и исходит лития из (церкви. – К У.) Святого Петра с патриархом. (И архонты и певцы [поют] тропарь „Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале»). И поются тропари, имеющие быть написанными. Патриарх же, проводив литию до фиала Великой церкви, возвращается в (храм. – Я. У.) Святого Петра. Лития же шествует в орфанотрофион с крестом, принесенным оттуда, совершают же литию епарх и орфанотроф и все государственные и народные чины». В основу изложения этой литии автор положил запись из Иерусалимского списка 286 , незначительные же дополнения, поставленные в скобки, внесены из Дрезденской рукописи 287 . По Иерусалимскому списку, «поются тропари, имеющие быть написанными», по Дрезденскому – тропарь «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале». Возможно, что пели и тропарь апостолам, и тропари, которые составлялись нарочито для этой литии. Особенностью литии было то, что патриарх полагал начало литии чтением молитвы и сопровождал литию до фиала Великой церкви, возглавляли же литию миряне: епарх города, орфанотроф и все чины государственных и народных учреждений. Активное участие мирян в богослужении до возглавления литии включительно объясняется широкими правомочиями народа в церковной жизни Византии. Православный грек, будет ли то мужчина или женщина, вне зависимости от его социального положения мог построить на принадлежащей ему земле евктирион, храм и даже монастырь. Строитель монастыря имел право дать последнему особый ктиторский устав, определяющий уклад жизни монашествующих, распорядок богослужений. Более того, ктитор имел право внести в этот устав коррективы. Это один фактор. Другой заключался в широкой благотворительности Константинопольской Церкви. В Константинополе были разного рода богоугодные заведения: больницы, орфанотрофии (сиротские дома), ксенодохии (странноприимные дома). Они содержались за счет церковной казны и находились в непосредственном ведении патриарха 288 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Как раз возглавление в некоторых случаях поручается женщине. Например, женским монастырем всегда руководит игумения, которой подчиняются не только монахини, но и священники, служащие в этом монастыре. В древних монастырях существовали старицы — духовные руководительницы, обладавшие правом принимать исповедь у монахинь. Даже таинство Крещения в особых случаях может совершить женщина (например если поблизости нет священника, а человек при смерти), и это таинство признается действительным и законным. Однако история Церкви не знает случая, чтобы женщина служила Литургию или рукополагала священников, как это бывает теперь в протестантских общинах. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа — Бога, ставшего человеком-мужчиной. А Церковь придает важное значение литургической символике: согласно православному пониманию, между символом и реальностью существует прямая взаимозависимость, так что при изменении символа происходит подмена реальности, которая стоит за ним. Но в древней Церкви существовали диакониссы, имевшие достаточно широкие обязанности: они, например, помогали епископам при совершении таинства Крещения, участвовали в совершении Евхаристии. Вопрос о восстановлении института диаконисс серьезно обсуждался в Русской Православной Церкви в период подготовки к Поместному Собору 1917-18 гг., но последующие события помешали осуществлению некоторых намечавшихся церковных реформ. Фактически многие важные и незаменимые служения, в том числе и литургические, родственные служению диаконисс в древней Церкви, сейчас выполняют женщины: они приготовляют хлеб для Евхаристии, читают и поют в храме, нередко руководят хором. Богородица и святые Об отношении Церкви к женщине можно судить по тому, как высоко ставит Церковь Божью Матерь, прославляя Ее больше, чем всех святых и даже больше самих ангелов как «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим». Пресвятая Богородица является Матерью Христа и Матерью Церкви — в Ее лице Церковь прославляет материнство, являющееся неотъемлемым достоянием и преимуществом женщины.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010