Если до сего времени рассматривалось дело спасения только в пла­не взаимоотношений между Богом и падшим человеком, то теперь, как говорит об этом д’Аллэ, в драму спасения вводится новое действующее лицо – диавол, после грехопадения державший в плену Адама и его потомков 88 . Исходя из этого, св. Ириней высказывает мысль, что для ос­вобождения падшего человека от этого рабства было необходимо, что­бы Воплотившееся Слово в Своей земной жизни возобновило ту борь­бу с диаволом, в которой оказался побежденным первый человек, по­вторило ее и победило в ней диавола, освободив тем самым человека от рабства. В этом и заключалась первая ступень рекапитуляции, как восстановления падшего естества. Поскольку, однако, эта борьба была повторением борьбы Адама со змием, она органически связана и с ре­капитуляцией, как повторением Иисусом Христом событий жизни Ада­ма и возглавлением Им всего человеческого рода. Христос, как гово­рит св. Ириней, «все возглавил, воздвигая борьбу против нашего вра­га и поражая того, кто вначале пленил нас в Адаме, и попирая главу его» 89 . Тема борьбы Богочеловека с диаволом за освобождение падшего человека занимает весьма значительное место в сотериологии св. Ири­нея. При этом высказанные им в этой связи мысли оказали большое влияние не только на теоретическое, но и на литургическое богословие Восточной Церкви. Воскресные и крестовоскресные каноны Октоиха полны образов, живописующих эту борьбу. Одна из важнейших идей, характеризующих эту часть сотериологии св. Иринея, заключается в том, что в этой борьбе с диаволом Бог , как Совершитель нашего спасе­ния, явил не только Свою благость и милосердие по отношению к пад­шему человеку, но и Свою правду и справедливость по отношению к пленившему его диаволу. Божественная справедливость проявилась здесь в том, что Бог не насилием освобождает человека от сетей диа­вола, но на справедливых и законных основаниях, делая самого чело­века участником этой борьбы и победителем в ней. «Ибо враг не был бы побежден справедливо, если бы Победивший не был Человек от Же­ны... Как через человека побежденного род наш ниспал в смерть, так опять через Человека Победителя мы взошли в жизнь» 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Деятельность диаконов почти полностью переходит в Богослужебную сферу. На диаконов возлагается часть Богослужебных обязанностей епископов и священников. В основном это возглавление молитв на собраниях. То есть в какой-то мере опять служение церковному народу. В настоящее время часто диаконы становятся орущими, поющими, одним словом немолящимися, и постепенно уходят из церковной жизни. И можно сказать, что если не обрывается нить, связывающая церковное собрание с Богом, то разрыв между верующими и священством усиливается. Диаконы должны объединять народ вне Богослужения и в молитве на Богослужении. В католицизме диаконство практически умерло. Не идём ли мы тем же путем? Кроме того, есть и технический вопрос: там, где есть диакон, легче осуществлять в современных условиях уставное Богослужение. Как правило, утреня предшествует Литургии. И священнику нужно свободное время, чтобы исповедовать людей перед Литургией. Именно в это время на себя основную тяжесть служения берет диакон, оставляя священнику только возгласы. Так что можно сказать, что там, где есть диакон, там есть и служба. Ранее, в Российской империи, в штате каждого храма, даже сельского, была должность диакона. На сегодняшний день в Русской Православной Церкви число диаконов меньше, чем священников более чем в 7 раз. Только на одном из восьми приходов есть диакон. И количество их будет убывать ещё из-за непонятного статуса. Чаще всего диаконом сегодня становится тот, кто по непонятным причинам не мог стать священником. Такое обоснование диаконского служения нельзя считать убедительным. Можно сказать, что чтец - очень важная должность. Редко мы в храме слышим хорошее, внятное и молитвенное чтение. Это важный, так скажем, род деятельности в Церкви. Диакон - это тоже особое служение и молитвенное, и хозяйственное, и для него нужно особое призвание. Диакон должен быть и проповедником, и попечителем о церковном народе, и должен заниматься в Церкви всем, кроме совершения Таинств. Можно сказать, что по диаконскому служению можно судить о состоянии всей Церкви. На такие размышления наводит нас сравнение нынешнего диаконства с первыми диаконами апостольских времен.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/17/vo...

На долю Византии выпал счастливый жребий. Из темных подземелий, куда скрывались от страшных гонений почитатели Распятого для отправления своих литургических нужд, при Константине христианство вышло на свет. В новой столице оно нашло всё для своего развития: покровительство законов, властей, богатые материальные средства и исключительное право на миссионерскую деятельность. Христианская мысль, христианское искусство начали быстро идти вперед. Рабское подражание античным образцам, какое особенно широко практиковалось катакомбными художниками, сменилось горячим стремлением найти такую художественную форму христианским идеям, какая наиболее полно отвечала-бы самому духу новой религии. Плотина языческой косности и узости была прорвана гением Константина, и, как всегда бывает в таких случаях, долго сдерживаемая энергия с тем большею силою показала свою жизненность. На глазах двух-трех поколений христианство сделало Византию специфически религиозным государством на самобытных началах. И особенно это было заметно в архитектуре, которая, как мы говорили, может быть названа по преимуществу творческим искусством: импульс для её развития был дан со стороны христианства особенно сильный потому, что христианство несло с собою человечеству идеальные запросы, мир дотоле неведомых ему переживаний и чувств. И действительно, мы видим, что в истории архитектуры Византия заявила себя совершенно новым, неизвестным антику конструктивным приемом возглавления храмового квадрата полусферическим куполом без посредствующих столпов. Кирпичный (?) купол св. Софии Константинопольской, диаметром в 16 саженей, опирается всей своей —788— тяжестью на четыре массивных столпа, которые передают давление концов полусферы особым четырем громадным контрфорсам, вынесенным из храма наружу. Римляне умели покрывать куполом только круглые помещения; византийцы первые показали миру прием покрытия квадратного помещения куполом при помощи парусов (сферические треугольники). Необыкновенная простота и изящество византийского центризма, понятные каждому, служили лучшей иллюстрацией к словам Спасителя, что христианские истины доступны даже детям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   Но образовать хотя бы и подпольный и гонимый, однако, полный церковный Modus vivendi, с иерархией и таинствами, нашему расколу не было суждено. Лишенный от начала епископского возглавления, он сразу обречен был стать церковным калекой. Отсутствие в нем духа свободомыслия и рационализма удержали раскол от самочинности. Он склонился пред трагедией бесцерковности. Нет священства и таинств. «Благодать на небо улетела». Стало быть, пришли последние времена. Надо не отчаиваться, а спасаться и под властью антихриста. Этот внезапный тупик, в который уперлась история церкви, надо было осмыслить, исходя из строгого догматического консерватизма. Создается целая новая экклесиология, каноника и литургика. А пока эмоционально цепляются за последних «истинных» священников, как за апостолов. На первом месте — за Аввакума. Ему дается авторитет священномученичества, ибо он «омыл» своих пасомых не только слезами, но и кровью. Он власть имеет и анафематствовать и повелевать. Признавали в нем «огненный, благодатный ум». «Вся братия» обращалась к нему с бесчисленными вопросами, и он писал, писал без устали разные советы и решения, почитавшиеся «выше соборных». Ближайшее окружение Аввакума, а затем и широкие круги окрестного населения заражались экзальтацией — видеть в своей среде такого «посланника Божия», устами которого «вещает Сам Дух Святый тайны небесные». к Аввакуму, как пророку, стекались массы, жаждущие чудес и исцелений. И по вере их получали. В своем автобиографическом «Житии», писанном около 1675 г., Аввакум со свойственными ему литературными гиперболами хвалится несомненно творившимися по его молитвам исцелениями бесноватых, немых, сухоруких. Волна экзальтации увлекала и холодных людей, но здравый смысл народа требовал удовлетворительного ответа на естественное недоумение. Как же это так оторваться от всей церкви, от царя, от всех властей церковных и гражданских, от Москвы и остаться одним? С кем и докуда же? Такую катастрофу надо было как-то объяснить. И вот начинается неизбежное «новотворчество». Убежали от новизны пустяковой и вошли в дебри новизны сплошной, догматической. Пока жив был царь Алексей, еще грезили о каком-то раскаянии, исправлении. Аввакум болтал: «царь добрый был человек», но прельстил его Никон, «омрачил, ум отнял», «напоил вином своей ереси, и царь пьян стал, не проспится». Жалеть его приходится, но это не оправдание. Активные виновники разрухи, корыстные и циничные, не заслуживающие никакого оправдания — это служилый мелкопоместный класс и церковные власти. Последние — «что земские ярыжки: что им велят, то и творят», «Жги, государь, христиан тех, а нам как прикажешь, так мы в церкви и поем; во всем тебе государю не противны. Хоть медведя дай нам в алтарь, и мы рады тебя — государя, тешить. Лишь нам погреба давай, да кормы со дворца».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

подробнее: Там же. С. 36. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio V, 2–3//SC. 4. P. 78. Ibid. X, 1//SC. 4. P. 92. Ibid. II, 5//SC. 4. P. 72. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 70. Ibid. V, 3//SC. 4. P. 78. Ibid. V, 3//SC. 4. P. 78–80. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 72. Ibid. II, 4//SC. 4. P. 72. Здесь очевидно, что Кавасила следует теории «рекапитуляции» (лат. recapitulatio, греч. νακεφαλεωσις — «возглавление»). Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio II, 4//SC. 4 bis. P. 72. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio XVI, 4//SC. 4 bis. P. 128. Ibid. VIII, 3//SC. 4 bis. P. 88. Ibid. XVI, 4//SC. 4 bis. P. 128. Ibid. XXXVII, 3//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XXXVII, 3//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XXXVII, 6//SC. 4 bis. P. 228. Ibid. XVI, 5//SC. 4 bis. P. 128. Греч. ποκοπ — буквально переводится как «вырезание», «отсечение», так как речь здесь идёт об изъятии агнца из агничной просфоры. Nicolaus Cabasilas . Sacrae Liturgiae interpretatio VI, 2//SC. 4 bis. P. 80. Ibid. III, 2//SC. 4 bis. P. 72. Идея принесения в Евхаристии хлеба и вина как плодов земли и восприятия их как символов человеческой жизни и человеческого труда литургически формулируется с конца III века, например в гимне «offertorium». Jungmann J.A. The mass: an historical, theological and pastoral survey. Collegeville, Minnesota, 1976. P. 222, 120; См.: Metso P.J. Divine Presence in the Eucharistic Theology of Nicholas Cabasilas. P. 158. Ibid. Ibid. Ibid. III, 4//SC. 4 bis. P. 74. Ibid. XLVIII, 7//SC. 4 bis. P. 272. Nicolaus Cabasilas. Sacrae Liturgiae interpretatio IV, 2//SC. 4 bis. P. 76. Ibid. IV, 2–3//SC. 4 bis. P. 76. Ibid. IV, 3//SC. 4 bis. P. 76. Tamburrino F. O., arciv. Secondo la «Vita in Cristo» di Nicola Cabasilas//Simposio Cristiano. 1978–1979. 4–5. P. 253. Употребление причастия во множественном числе есть результат неясности формулировки мысли Кавасилы. См. подробнее: Асмус М., диак. К вопросу об освящении поминальных частиц за Божественной литургией//Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия.

http://bogoslov.ru/article/6171820

Члены Оргкомитета без возглавления направлений: Член Оргкомитета – ответственный секретарь Чтений: РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ ЧТЕНИЙ 24 января, среда 9:00 – Божественная литургия в Храме Христа Спасителя. 15:00 – Торжественное открытие Чтений в Государственном Кремлевском Дворце. Концерт. 25 января, четверг 11:00–13:00 – Работа круглых столов VI Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. 14:30–15:45 – торжественное заседание VI Рождественских Парламентских встреч в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Награждение победителей Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» (1-е места). Вход на мероприятия в Совете Федерации только по приглашению, при наличии документа, удостоверяющего личность (паспорт). 9:00–19:00 – Работа по направлениям. 26 января, 9:00–16:30 – Работа по направлениям. пятница 16:30 – Торжественное закрытие Чтений в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя. Награждение лауреатов XIII Международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира» и XII Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя». Подведение итогов. Принятие Итогового документа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений. Концерт. Некоторые секции работают 22, 23 и 27 января. Вход в Храм Христа Спасителя на конференции, секции и иные мероприятия направлений XXVI Международных Рождественских образовательных чтений, кроме церемонии Закрытия Чтений, – свободный, со стороны Пречистенской набережной (адрес: ул. Волхонка, д. 15). Аккредитация журналистов на мероприятия, возглавляемые Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, осуществляется пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси: accredit@patriarchia.ru, +7(499)578-03-49. Аккредитация журналистов на мероприятия направлений осуществляется синодальными структурами, курирующими направления. 25 и 26 января с 9:00 в Храме Христа Спасителя будут представлены выставки:

http://pravoslavie.ru/109064.html

· 16 июля в Хельсинки состоялись переговоры президентов США и России. Беседа длилась более двух часов. · В ночь с 16 на 17 июля, в столетнюю годовщину расправы над Царской Семьей в Екатеринбурге в Храме на Крови состоялась божественная литургия, которую возглавил Патриарх Кирилл. После нее покаянный Крестный ход, насчитывавший до ста тысяч участников и также возглавленный Патриархом, отправился на Ганину яму, преодолев расстояние в 21 км. · 19 июля после нескольких часов споров израильский Кнессет принял закон о моноэтническом характере еврейского государства. Документ объявляет Израиль " национальным домом еврейского народа " , а евреев — единственным народом, который имеет право на национальное самоопределение в его пределах. Закон провозглашает государственным языком только иврит, оставляя до сих пор формально равнозначному с ним арабскому «особый статус». Это определяющий момент в истории сионизма и Государства Израиль… Мы закрепляем в законе базовый принцип нашего существования: Израиль — это национальное государство еврейского народа, которое уважает индивидуальные права всех своих граждан. На всем Ближнем Востоке только Израиль уважает эти права, — сказал премьер-министр Биньямин Нетаньяху. Закон получил поддержку 62 из 120 депутатов, против высказались 55, двое воздержались. Голосование шло бурно — под овации правящей коалиции и крики «апартеид» со скамеек парламентариев-арабов, демонстративно рвавших текст документа. В законе, помимо прочего, описывается государственная символика Израиля — герб, гимн и флаг, перечислены его праздники и дни поминовения, закреплен официальный статус еврейского календаря, подтверждено право всех евреев на репатриацию и необходимость поддержания связей с диаспорой. В процессе работы над документом из него были исключены несколько наиболее спорных моментов, в том числе возможность создания чисто еврейских населенных пунктов и идея использования « принципов еврейской традиции » в качестве источника права для судебной системы страны .

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/05/le...

Оно было после центрального места наиболее почетное. Место, занимаемое тем или иным членом на Евхаристическом собрании, не было только выражением чисто человеческих различий «по чести» среди его членов. Место обозначало служение, а служение проистекало из воли Божьей. Предстоятель, приносящий «благодарение», отличался своим местом, которое было центральным и без которого не могло быть самого Евхаристического собрания. Это было место Христа на Тайной вечери. Занимая место Христа на Тайной вечери, он не заменял Христа, т. к. Христа нельзя заменить. Заменить Христа нельзя потому, что никто не может заменить Сына Божьего и Его служения. Его нельзя заменить еще потому, что Он сам присутствует на Своей «трапезе» со Своими друзьями.    Уже во времена апостолов в основанных ими церквах после предстоятеля наиболее почетные места занимали пресвитеры. Их место также было выражением их служения, которое было служением управления народа Божьего совместно с предстоятелем. При совершении предстоятелем Евхаристии пресвитер не отличался от остальных членов церкви, т. к. он сослужил предстоятелю совместно со всем народом, как сослужил каждый член церкви. Пресвитер отличался от других членов служением, которого другие члены не имели, что выражалось в особом его месте на Евхаристическом собрании. В отношении к литургическим функциям это различие проявлялось только тогда, когда он по поручению своего предстоятеля возглавлял Евхаристическое собрание, совершая «благодарение». При возглавлении им Евхаристического собрания, все остальные его члены ему сослужат, в том числе и пресвитеры. Для полной ясности необходимо еще раз подчеркнуть положение пресвитера на Евхаристическом собрании древней церкви. Он, как и все члены местной церкви, возглавляется предстоятелем церкви, он такой же участник в совершении Евхаристии, когда ее совершает епископ, как и все остальные, т. к. он сослужит совершенно одинаково предстоятелю. Не отличаясь при совершении Евхаристии от остального народа, он отличается от него тем, что имеет особое служение.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3727...

Если мы поймем, что основа церковной жизни заключается в том, чтобы все всегда были вместе, то тогда все станет на свое место. Если мы не поймем этого, то всякого рода перемены, вводимые в нашу евхаристическую практику, не вернут ее к ее основам, а еще больше удалят ее от них. Я хочу привести один пример, которым я закончу весь мой очерк. Мы присутствуем в настоящее время при некоторой попытке как-будто бы возродить нашу евхаристическую жизнь. Исходя из основного принципа, что на литургии не может быть «присутствующих», а имеются только участники, мы наблюдаем стремление у некоторых к причащению, если не ежедневному, хотя и такого рода случаи имеются, то во всяком случае по возможности за каждой литургией. Попытки применения основного учения об участии в Евхаристическом собрании без осознания самой природы Евхаристического собрания, как собрания всей церкви на одно и тоже, не приводят к возрождению евхаристической жизни церкви и не устраняют из нее тех дефектов, которые имеются в виду. Дело не только в том, чтобы отдельные члены Церкви чаще причащались, а в том, чтобы вернулось основное осознание Евхаристии, как «трапезы Господней», на которой все вместе причащаются всякий раз, когда она совершается. Здесь пора привести слова Игнатия Богоносца , из которых отчасти возникла вся моя настоящая работа: «…Особенно, если Господь мне откроет, что все мы вообще до единого (ο κατ» νδρα κοιν πντες) по благодати Божьей, без всякого исключения, соединены (точнее, собираетесь) в одном веровании и в Иисусе Христе, происшедшем от рода Давидова, Сыне человеческом и Сыне Божьем так, что повинуетесь епископу и пресвитерству, в совершенном единомыслии, преломляя один хлеб, это врачество бессмертия не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Иисусе Христе» 88 . Евхаристическое собрание объединяющее всех вместе (κατ» νδρα κοιν) под возглавлением епископа и пресвитериума есть врачество бессмертия. Быть «κοιν πντες (всем вместе)», такова одна из главных тем всех посланий Игнатия. Кто это единство нарушает, нарушает единство Церкви и выводит себя за ее пределы. Отсюда вытекает основное положение Игнатия, что без епископа не может быть Евхаристического собрания, т. к. «π τ ατ» обязательно включает в себя епископа. Для преломления хлеба должны собираться все вместе и все вместе вкушать от преломленного хлеба. Игнатий, по-видимому, настаивал, чтобы чаще собирались все вместе: «Старайтесь чаще собираться вместе для Евхаристии и славословия Бога. Ибо, если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны» 89 . Игнатий еще не мог даже думать, чтобы Евхаристические собрания устраивались для одной только группы верных, для того, чтобы один или два члена церкви вкушали от преломленного хлеба.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Благодарю игумена Дионисия (Шленова), позволившего мне работать с печатными Требниками и Минеями XVIII–XX bb. непосредственно в хранилище Библиотеки Московской духовной академии. Если бы не эта услуга – исследование затянулось бы надолго, потому что обычно в библиотеках нет каталогов богослужебной литературы XIX и ХХ вв., и поэтому работать с фондами практически невозможно. История украинских Требников показательна. В украинских Анфологиях и Служебниках начала XVII в. печатается та же ектения, что и в югославянских книгах – эта ектения очень похожа на старопечатную русскую (подробнее анализ будет произведен в следующей статье цикла). Она появилась после болгарской книжной справы, возглавленной Патриархом Евфимием Тырновским в конце XIV в. (см. Сырку). Затем на Украине произошла справа, и появился Анфологий 1638 г. Ектения этого правленого украинского Анфология объединяет две редакции: печатную юго-славянскую и греческую печатную ектению из Анфология. В украинском Анфологии 1643 г. ектения дополняется прошением из печатной греческой Минеи-январь, что говорит об активной работе этих справщиков с минейными греческими текстами. Одновременно с этой справой Анфология и независимо от нее на Украине произошла справа Требника, осуществленная митр. Петром Могилой. Составляя ектению Чина Агиасмы в свой знаменитый Требник, он привлекал греческий текст ектении в редакции Евхология и юго-славянские книги (без всякой оглядки на работу справщиков Анфология). Этим и объясняются различия между двумя редакциями украинских ектений, которые «продержались» весь XVII в.: в Анфологиях своя редакция, а в Служебниках своя. Затем, в XVIII в., ектения из Требника Петра Могилы была перенесена в Анфологий. И в середине XVIII в., много спустя после указа Синода, московская редакция Чина Агиасмы попала наконец в украинские печатные издания. Причем не редакция Аэтого Чина (хотя вода в ектении и называется приводящей) – украинские редакторы смешали черты обоих редакций. Завершу этот краткий обзор упоминанием о репринтном переиздании Требника Петра Могилы в Киеве (2004). Можно ли воспринимать это переиздание (оно осуществлялось с разрешения священноначалия УПЦ) как благословение на использование текстов из этого Требника в богослужебной практике? Если да, то ектения Чина Агиасмы Петра Могилы тоже имеет шанс вновь участвовать в богослужебной жизни.

http://bogoslov.ru/article/2308475

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010