Панигирь Самое торжественное бдение в году бывает на панигирь (πανγυρις - всенародный праздник, слав.  ) - день памяти того святого или тот Господский или Богородичный праздник, к-рому посвящен мон-рь. На панигирь каждый афонский мон-рь приглашает архиерея (часто неск.) для возглавления торжественного богослужения; в случае отсутствия епископа честь возглавить богослужение предоставляется игумену к.-л. др. афонского мон-ря; на панигирь приглашаются также представители (ντιπρσωποι - антипросопы) всех остальных святогорских обителей. Храм украшают лучшими епитрахилями и тканями; св. врата снимают с петель и уносят, так что и всенощное бдение, и Божественная литургия в этот день совершаются при постоянно открытых вратах (в определенные моменты литургии закрывается лишь завеса св. врат). Перед началом вечерней службы в храм торжественно переносят самую почитаемую икону Божией Матери, если она находится не в самом кафоликоне, и устанавливают ее на подставке под особым расшитым богослужебным зонтом (ορανα). Вечернее богослужение и следующее за ним бдение имеют тот же порядок, что и в большие праздники (уставная особенность панигиря - отмена «Блажен муж» на вечерне), но служба совершается с максимальной торжественностью из-за присутствия архиерея (к-рый, облачившись в архиерейскую мантию, занимает архиерейскую стасидию), сослужения (к участию во входе на вечерне приглашается все присутствующее в храме духовенство; каждения совершает не один диакон или пономарь, а два), выбора самых продолжительных распевов (одни только аниксандарии могут петь более 2 ч.; последний из 3 тропарей на благословение хлебов поется «осмигласен» (8 частей тропаря распеты на разные гласы; см. Осмогласник ), а если осмигласного распева тропаря нет, поется продолжительное «Богородице Дево»), возжжения большего числа свечей на хоросе и паникадилах (так, в те моменты, когда на бдении под большой праздник возжигают только хорос и малые паникадила, на панигирь возжигают также и центральное). Бдение заканчивается на рассвете, затем служится водосвятный молебен: вода освящается драгоценным деревянным крестом, содержащим частицу Креста Господня, к водосвятной чаше износятся св.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Все ранние памятники, однако, согласно свидетельствуют, что собрание (συναξις) всегда считалось первым и основным актом Евхаристии. На это указывает и древнейшее литургическое наименование совершителя Евхаристии: предстоятель, προισταμενος, первая функция которого и состоит в возглавлении собрания, в том, чтобы быть «предстоятелем братии». Собрание, таким образом, есть первый литургический акт Евхаристии, ее основа и начало. Поэтому, в отличие от современной практики, собрание в древности предшествует входу предстоятеля, «Церковь,  — пишет св. Иоанн Златоуст,  — есть общий для всех нас дом, и вы предваряете нас, когда мы входим… Поэтому сразу после мы приветствуем вас преподанием мира»  . Более подробно о месте и значении входа в чине Евхаристии мы будем говорить в связи с так называемым «малым входом». Но уже сейчас необходимо сказать о нашей теперешней практике, согласно которой все начало литургии — вход священнослужителей, облачение их в священные одежды, умовение рук и, наконец, приготовление даров, не только стало как бы «частным делом» одного лишь духовенства, но и выделилось даже в особый «чин священныя литургии» со своим отдельным отпустом. Практику эту, хотя она формально и узаконена служебником, нужно рассматривать в свете другой, более древней, но тоже дошедшей до нас, практики архиерейского служения Евхаристии. Когда Литургию служит Епископ — налицо и встреча его собранием, и облачение его посредине собрания, и не вхождение в алтарь до малого входа, и, наконец, как бы повторное совершение им проскомидии перед самым приношением, т. е. теперешним нашим «великим входом». Неверно думать, что все это возникло из особой «торжественности», свойственной архиерейской службе и против которой раздаются иногда голоса ревнителей «перво христианской простоты». Как раз наоборот — архиерейская служба гораздо более сохранила, не во всех деталях, конечно, а в основном, и форму, и дух ранней евхаристической практики, и сохранила потому, что в ранней Церкви именно Епископ был обычным предстоятелем евхаристического собрания  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

" Пасхальное послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем чадам Русской Православной Церкви " можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. Также в газете " Коммерсант " появилось поздравление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Пасхой Христовой , обращенное к читателям этого издания. В частности, в нем говорится: " Воскресение Господа Иисуса Христа - краеугольный камень христианской веры, на котором основано все здание церковного благовестия. Сегодня мы вспоминаем, как Сын Божий совершил дело спасения человечества от мучительной власти греха. День Святой Пасхи - это день, когда человеческое бытие перестает быть бессмысленным. В этот день зияющая пропасть смерти уже не страшна человечеству, возглавленному Воскресшим из мертвых Богочеловеком. В этот день мы празднуем и наше грядущее воскресение… Сегодня Воскресший Господь, молившийся за Своих распинателей, призывает нас простить друг другу взаимные обиды и прегрешения, не участвовать " в бесплодных делах тьмы " (Еф. 5. 11), быть постоянными и непреклонными в добродетели " . Пасхальное послание митрополита Минского и Слуцкого Филарета , Патриаршего Экзарха всея Беларуси опубликовано на официальном сайте Белорусской Православной Церкви. Пасхальное послание Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира можно прочитать на официальном сайте Украинской Православной Церкви. На сайте " Седмица.Ru " также опубликовано послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия , кроме этого рассказывается о значении этого праздника и о том, как его отмечают в разных городах мира. На сайте " Вестей " в сообщении " Патриарх Алексий II призвал к миру " кратко пересказывается текст Патриаршего послания. 27 апреля, в день Пасхи, агентство РИА " Новости " в течение праздничной ночи и последующего дня сообщало о том, как отмечается великий христианский праздник в разных точках мира. В сообщении " В православных храмах Вашингтона прошли торжественные пасхальные богослужения " говорится о том, что " на Пасхальную литургию в каждый из храмов пришли сотни людей - американцев, русских, греков, сербов и православные десятков других национальностей.

http://pravoslavie.ru/4833.html

Глава региона рассказал о ходе работ по возрождению Успенского кафедрального собора в Ярославле, который планируется возвести в историческом центре города к 2010 году, когда будет отмечаться 1000-летие Ярославля. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил главу региона за оказываемую помощь по возрождению храмов на Ярославской земле. Затем Его Святейшество отбыл в Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском. Вечером того же дня в соборе Свято-Никольского женского монастыря Святейший Патриарх Алексий в сослужении архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и епископа Сергиево-Посадского Феогноста совершил всенощное бдение. Утром 1 августа, в день празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского, в Никольском соборе обители Святейший Патриарх совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. За богослужением молился пребывающий на покое в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии митрополит Симон. Также на богослужении присутствовали мэр города Переславль-Залесского Е.А. Мельник и его заместитель А.В. Охапкин. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в обители и издательской деятельностью монастыря. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 68 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о его Первосвятительских визитах в Московскую епархию и возглавлении юбилейных торжеств, посвященных празднованию 625-летия Куликовской битвы 28 июля 2005 года в городе Серпухове и 8 сентября 2005 года в городе Коломне. ПОСТАНОВИЛИ:   ЖУРНАЛ 69 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о посещении Тульской епархии и проведении мероприятий на Куликовом поле в связи с 625-летием Куликовской битвы. Справка: 20-21 сентября 2005 года в рамках юбилейных мероприятий, посвященных 625-летию исторической победы русских войск на Куликовом поле, состоялся визит Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Тульскую область.

http://patriarchia.ru/db/text/1498647.ht...

V. Xpucmoc и Богородица в возглавлении человечества 15. Иисус Христос является Спасителем всех — и мужчин и женщин. Подобным образом, согласно типологическому и традиционному опыту, служению и пастырской жизни Церкви, Христос, как Великий Архиерей, представляется нам надлежащим и исключительным образом только в мужском виде в образе Великого Архиерея. Параллельно Богородица представляет все человечество, т. е. мужской и женский пол в божественном деле вочеловечения, дав вечному Сыну Божию свою человеческую природу. Она является Матерью всех, особенно членов тела Церкви. Богородица, как таковая, в типологическом и традиционном опыте служения и во всем опыте христианской жизни являет нас пред Престолом Господним как творения Божии, исключительным образом ходатайствуя за нас. 16. Все христиане, мужчины и женщины, должны находиться в личном общении со Христом, Который не устанавливает между нами никакого различия, потому что Он — Спаситель всех и каждого, непричастный ни к какому виду человеческой дискриминации. Именно как православные христиане, мужчины и женщины, мы находим в первой из всех святых — Богородице, давшей тело и душу человеческого естества Сыну и Слову Божию для Его воплощения, «готовую помощь», «ходатаицу» и «истинную Матерь всех христиан». 17. Однако в типологии богослужения непрерывное Предание Церкви безо всякого исключения поручило лишь определенным мужчинам служение жертвеннику в качестве священников, которые традиционно представляют пред телом Христовым — Церковью — его Главу и Господа, Великого Архиерея Иисуса Христа. Равным образом и женское лицо Богородицы является типологическим воспроизведением всего народа Божия. Представительское и посредническое место Богородицы отображается в иконографическом цикле архитектуры Православной Церкви, в соответствии с которым икона Богородицы, держащей Младенца (Ширшая небес) литургически доминирует над святым престолом. Таким образом, в традиционных и типологических рамках богослужения мужское лицо приличествует роли Великого Архиерея, а женское лицо Евы удачно изображает Церковь для всех членов тела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=835...

Так, согласно ватиканским догматам, римская экклезиология видит решающий принцип видимого единства Церкви в первенстве Римского папы. Он есть «объединяющий принцип Церкви» , «высший духовный и мирской глава всей рассеянной по земле Церкви, единственный наместник Христов на земле и раздаятель всякой благодати» . «Быть вне общения с преемником Петра — значит поставить себя вне Церкви» . Итак, единство здесь сосредоточивается на римском престоле: нет Церкви, если нет Рима. «Единство Церкви есть единство ее главы: на небе Христа, на земле Его наместника» . Такого рода двойным возглавлением и такого рода раздвоенным единством ущербляется единство богочеловеческое, а тем самым богочеловеческая природа Церкви. Таким образом, порча обнаруживается не только в богословствовании и духовной жизни, но и в самом церковном строе. Потому что Церковь с непогрешимым наместником Христовым во главе — триадологическое заблуждение, обусловленное филиоквизмом. На пути отхода от церковного Предания Запад утерял понятие о последовательных этапах троичного домостроительства. А потому он не знает троичных изображений, основанных на исторических событиях, выделяемых в литургической жизни Церкви, как непосредственные и постепенные проявления Святой Троицы в Ее домостроительстве, их взаимосвязи: Ветхозаветная Троица, Крещение, Преображение, Сошествие Святого Духа. Другими словами, здесь нет осознанного и целенаправленного раскрытия Откровения, а потому нет непосредственной связи между Откровением Святой Троицы и Сошествием Святого Духа. Отсутствие богословского осознания свойственно вообще религиозному искусству. В результате римокатолические изображения Святой Троицы отличаются не только большим разнообразием, но и крайне произвольным характером. В римокатоличестве явление Аврааму считается недостаточно достоверным как откровение Триединого Бога (явились Трое в человеческом виде, но кто: Троица или Христос с двумя Ангелами?). Ввиду же того, что Откровение о Боге непостижимом не дает конкретного материала ни для философских построений, ни для изображений, недостающее заполняется воображением, «придавая невидимому безобразному бытию воображаемые чувственные образы» . Не есть ли это по существу неосознанное наследие языческого богословствования? Ведь именно здесь нашел благоприятную почву исконный соблазн христианства — изображение неизобразимого Божества.

http://sedmitza.ru/lib/text/440380/

Сообщество образовалось в 2009 году, когда торжественно отмечалось 100-летие со дня кончины святого. По окончании Литургии было совершено славление святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Даниила за труды по окормлению Архангельской митрополии и вручил крест и панагию, изготовленные в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Также Святейший Владыка выразил благодарность протоиерею Николаю Беляеву, старшему священнику ставропигиального Иоанновского монастыря на Карповке в Петербурге, за возглавление «большой Иоанновской общины, которая была главным двигателем восстановления сей святой обители и подготовки к торжествам», и вручил ему крест с украшениями. В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал старинный образ Христа Спасителя. Сурская женская община была основана в селе Суре в 1899 году по инициативе протоиерея Иоанна Сергиева (святого Иоанна Кронштадтского). Летом отец Иоанн освятил место, где воздвигли первые постройки. К лету следующего года строительство закончилось. Это было двухэтажное бревенчатое крытое железом здание, в котором кроме трапезной, кухни и кладовых было 20 просторных светлых келий, где могли разместиться по 3-4 сестры. С восточной стороны здание начиналось храмом в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь была сожжена в начале 1930-х годов. В 1900 году общину преобразовали в заштатный общежительный женский монастырь. По замыслу отца Иоанна Кронштадтского монастырь должен был выполнять следующие функции: быть примером благочестия и трудолюбия, быть просветительским центром для мирян, вести миссионерскую деятельность (в первую очередь, по борьбе со старообрядчеством на Пинежье), осуществлять благотворительную деятельность. С 1907 года обитель имела подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины.

http://patriarchia.ru/db/text/4119164.ht...

С избранием 8 сент. 1943 г. на вдовствующий Патриарший престол РПЦ Сергия (Страгородского) К. вновь поднял вопрос о признании РПЦ автокефалии ГПЦ. 14 сент. того же года он направил депешу Патриарху Московскому, в которой поздравил РПЦ с «ее возглавлением Патриархом Московским и всея Руси и избранием Священного при нем Синода» и выразил надежду, что «Церкви-сестры заживут в добром согласии, духовном единении и взаимной любви, исполняя каждая свое призвание во славу Божию и ко благу великого Отечества». 21 сент. последовал ответ патриарха Сергия, «всегда болевшего душой и скорбевшего сердцем о молитвенном и каноническом разрыве между двумя соседними Православными Церквами и не перестававшего думать о возможностях и способах его ликвидации»: «Радуюсь, слыша голос Грузинской Церкви, разделяю надежды, желания. Благодарю Ваше Святейшество за поздравления. Русскому епископу Антонию Ставропольскому быть у Вас, выяснить подробности» (НЦРГ. Ф. 50. Д. 114. Л. 4). 28 окт. Тбилиси «для выяснения на месте способов ликвидации молитвенного и канонического разрыва между Русской и Грузинской Церквами» посетил архиеп. Ставропольский и Пятигорский Антоний (Романовский) , которому Патриарх Сергий поручил при благоприятном исходе дел вступить от имени Патриарха и духовенства РПЦ в евхаристическое общение с католикосом-патриархом Грузии и груз. духовенством. Архиеп. Антоний провел ряд встреч с К. и груз. архиереями. По поручению Патриарха архиеп. Антоний должен был выяснить у грузинской стороны, состоит ли ГПЦ в молитвенном общении «с отделившимися от нашей Русской Церкви разными церковными группами антиканонического характера». К., отметив историческую «стойкость грузин в вере Христовой» и процитировав слова митр. Московского Филарета (Дроздова) , называвшего ГПЦ «верною хранительницею древнего Православия и свидетельницею Православия Русской Церкви», ответил: «Чем мы были в прошлом, тем же и остаемся в настоящем». После этого стороны приступили к переговорам. Архиеп. Антоний задал К. еще неск. вопросов: существует ли в ГПЦ практика женатого епископата и второбрачного духовенства и др. 31 окт. в Тбилисском Сиони состоялась литургия, на к-рой служили К., архиеп. Антоний, викарий католикоса-патриарха еп. Ниноцминдский Димитрий (Лазарешвили), а также груз. и рус. духовенство. Этот день считается днем восстановления евхаристического общения между РПЦ и ГПЦ. После службы К. и архиеп. Антоний обратились к пастве и оповестили ее о факте восстановления общения. От лица патриарха Сергия архиеп. Антоний просил К. принять «в свое Патриаршее ведение и попечение всех православных верующих», живущих на территории ГПЦ. Был отслужен молебен о даровании победы в войне. К. и патриарх Сергий обменялись поздравительными телеграммами ( Антоний (Романовский), архиеп.//ЖМП. 1944. 3. С. 13-19).

http://pravenc.ru/text/1320121.html

Работа собора началась с прочитанной патриаршим местоблюстителем митрополитом Кириллом молитвы об упокоении почившего предстоятеля Русской церкви Алексия II. Открытая часть заседания архиереев (по завершении которой журналистов удалили из зала) включала в себя речь владыки Кирилла, также посвященную покойному патриарху и его трудам на благо РПЦ. В частности, местоблюститель заметил, что ухудшение здоровья предстоятеля церкви во многом было вызвано каноническими раздорами на Украине. «Необходимо было разъяснить предстоятелям поместных православных церквей сложившуюся непростую ситуацию, предотвратить их искусственное втягивание в поддержку усилий по разделению церкви, -- вспоминал владыка Кирилл о последнем визите Алексия II на Украину, где тот встречался с Констатинопольским патриархом Варфоломеем.—Соответствующие шаги были предприняты, и планы раскольников сорвались. Однако переживания тех дней тяжело отразились на здоровье Святейшего Патриарха. Врачи не рекомендовали Его святейшеству предпринимать поездку на Украину, но, посовещавшись с членами Священного синода, Святейший все же принял твердое решение посетить Киев». Большой удачей церковной политики патриарха, по словам митрополита Кирилла, следует считать встречу с делегацией Грузинской православной церкви 6 ноября 2008 года, «на которой обсуждались совместные усилия, направленные на восстановление дружеских отношений между Грузией и Россией и на разрешение проблем пастырского окормления православных верующих на территории Абхазии и Южной Осетии». «И, конечно, исполнено глубокого смысла то обстоятельство, что одно из последних богослужений Святейший патриарх Алексий совершил 30 ноября 2008 года в кафедральном храме Русской православной церкви за границей в Мюнхене, -- напомнил владыка Кирилл.—Это была первая божественная литургия в храме Русской зарубежной церкви, возглавленная предстоятелем Русской православной церкви». В заключение Местоблюститель Патриаршего престола пожелал архиереям и делегатам грядущего Поместного собора, чтобы Господь «даровал дух единомыслия и любви», который помог бы избрать достойного преемника патриарха Алексия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

За богослужением епископ Солнечногорский Сергий вручил Патриаршие награды потрудившимся в деле восстановления Успенского храма и развития приходской жизни в Пекине. Во внимание к трудам на благо Святой Церкви Патриаршего знака «700-летие преподобного Сергия Радонежского» Предстоятель Русской Православной Церкви удостоил активных прихожан и ктиторов храма И.И. Грушина, В.П. Полякова, А.В. Сафронова, А.А. Семенова, Г.А. Тимашеву и Ю.А. Хатченкова, алтарников В.Д. Дубовика и А.Р. Зайнигабдинова и регента О.В. Пименову. Архипастыря тепло приветствовал настоятель храма священник Сергий Воронин. На молитвенную память о праздновании он преподнес Его Преосвященству икону Успения Пресвятой Богородицы. Со своей стороны руководитель Административного секретариата Московской Патриархии поздравил собравшихся с праздником и передал слова приветствия Святейшего Патриарха Кирилла, при личном внимании которого в период возглавления им Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата было осуществлено согласование вопроса о восстановлении Успенского храма. Владыка Сергий подарил храму икону Божией Матери «Казанская» и комплект покровцов. После Божественной литургии иерарх посетил на территории посольства мемориал, устроенный на месте расположения храма Всех святых мучеников, где верующие молитвенно почтили память китайских православных христиан, пострадавших за веру в 1900 году в ходе восстания ихэтуаней. Перед установленным в 1997 году Поклонным крестом в память о всех потрудившихся и погребенных в Китае соотечественниках была пропета «Вечная память». 19 октября в помещениях бывшего крестового храма начальников Российской духовной миссии в Китае во имя святителя Иннокентия Иркутского (Красная Фанза) Чрезвычайный и Полномочный посол России в Китае А.И. Денисов дал торжественный прием по случаю пятой годовщины освящения Успенского храма; в мероприятии приняли участие послы Армении А.С. Саргсян, Казахстана Н.Б. Ермекбаев, Греции Василиос Цостис, Кипра Агис Лоизоу, временный поверенный в делах Сербии в Китае Татьяна Панайотович-Цветкович, генеральный секретарь Шанхайской организации сотрудничества Д.Ф. Мезенцев, директор департамента Европы и Центральной Азии МИД КНР Чжан Ханьхуэй, заместитель начальника Государственного управления КНР по делам религий Чжан Лэбинь, директор департамента международных связей Государственного управления КНР по делам религий г-жа Сяо Хун, дипломаты Посольства России и других стран, духовенство Русской Православной Церкви и прихожане Успенского храма, сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский, сотрудники МИД КНР и Государственного управления КНР по делам религий и прочие приглашенные.

http://patriarchia.ru/db/text/3800658.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010