Отсюда очевидным становится, до какой степени нарушает сущность Литургии современное " индивидуальное " вхождение в храм, в любой момент богослужения. Сохраняющий таким образом свою " индивидуальность " и " свободу " не знает, не нашел тайны Церкви, он не участвует в таинстве собрания, в этом чуде воссоединения раздробленной и греховной природы человеческой в богочеловеческое единство Иисуса Христа. VI И, наконец, если " собрание в Церковь " есть образ Тела Христова, то образ Главы Тела есть священник. Он предстоит в собрании и возглавляет его, и именно это возглавление делает из " группы христиан " - собрание Церкви в полноте её даров. Потому что если по человечеству священник есть только один из собравшихся, самый, быть может, грешный и недостойный, то по дару Св. Духа, хранимому Церковью от Пятидесятницы и непрерывно передаваемому через возложение рук Епископа - он являет силу священства Христа, который посвятил, себя за нас и есть единый священник Нового Завета: " И сей поелику пребывает вечно, имеет и священство непреходящее " (Ев. 7, 24). Как святость собрания есть святость не людей, составляющих его, а освящение Христово, так и священство священника - не его, а Христово, данное Церкви, потому что она сама есть Тело Его. Христос не вне Церкви и никому не делегировал ни своей власти, ни силы, но сам пребывает в Церкви и Святым Духом исполняет всю ее жизнь. Священник - не " представитель " и не " заместитель " Христа. В Таинстве - он Сам Христос, подобно тому как собрание - Тело Его. Возглавляя собрание, Он в Себе являет единство Церкви, единство с Собою всех ее членов. Таким образом в этом единстве предстоятеля и собрания явлено богочеловеческое единство Церкви - во Христе и со Христом. Поэтому и облачение священника, даже если в наши дни оно совершается до Литургии, связано с собранием, ибо оно есть образ, икона - единства Христа и Церкви, нерасторжимого единства многих, составляющих одно... Белая одежда - подризник или стихарь - есть прежде всего та крещальная белая риза, которую каждый из нас получил в крещении. Это одежда всех крещеных, одежда самой Церкви, и, надевая ее, священник являет единство собрания, объединяет всех нас в себе. Епитрахиль - это образ принятия Спасителем нашей природы для ее спасения и обожения, знак того, что это священство Самого Христа. Также и поручи: руки священника, которыми он благословляет и священнодействует, - уже не его руки, а десница Христова... Пояс - это всегда знак послушания, готовности, собранности, служения. Священник не " самозванно " восходит и поставляется " на высокия " , он послан на это служение, он " не болий Господина своего " , за которым следует и по благодати которого служит. И, наконец, фелонь или риза - это слава Церкви как нового творения, это радость, правда и красота новой жизни, прообраз Царства Божия и Царя, навеки " воцарившегося и в лепоту облекшегося... " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1909...

В ноябре этого года мы отметим 60-летие нового статуса нашего храма как представительства Патриарха Московского и всея Руси при Святейшем Патриархе Болгарском. С благословения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Болгарского Патриарха Максима юбилейные торжества на подворье будут возглавлены Высокопреосвященным митрополитом Волоколамским Иларионом , председателем Отдела внешних церковных связей . В программу праздника входят: международная конференция, посвященная 60-летию подворья, с участием известных православных и западных богословов, воскресная Божественная литургия (2 декабря) на подворье, концерт в зале «Болгария», во время которого будет исполнено произведение митрополита Илариона «Страсти по Матфею». В дни празднования юбилея подворья будет принесена рака с мощами святителя Николая — небесного покровителя нашего храма, которая навсегда останется в подворье. 25 ноября с.г. на Святой горе Афонской в монастыре Ставроникита после завершения воскресной святой Литургии состоится освящение точной копии чудотворной иконы святителя Николая, известной как «Устричная». Это копия была создана для нашего подворья афонскими иконописцами по заказу Балканского Афонского объединения специально для юбилея и уже прославилась чудесами. Икона будет перенесена в Софию и будет передана делегацией афонского монастыря Ставроникита нашему храму после завершения святой Божественной литургии 2 декабря. Я еще раз повторю свою мысль, которую уже высказывал в интервью для официального сайта Болгарской Православной Церкви — наше подворье должно быть духовным мостом, укрепляющим единство наших братских православных Церквей — Болгарской и Русской. Юбилейные торжества на Патриаршем подворье в Софии должны засвидетельствовать наше единство в православной вере и упование на то, что следует иметь «в главном единство, в спорном свободу, в остальном любовь». — Отец Филипп, не могли бы Вы разъяснить нашим читателям необходимость изменения богослужебного ритма Патриаршего подворья в настоящий момент?

http://patriarchia.ru/db/text/2549360.ht...

Отсюда очевидным становится, до какой степени нарушает сущность Литургии современное «индивидуальное» вхождение в храм, в любой момент богослужения. Сохраняющий таким образом свою «индивидуальность» и «свободу» не знает, не нашел тайны Церкви, он не участвует в таинстве собрания, в этом чуде воссоединения раздробленной и греховной природы человеческой в богочеловеческое единство Иисуса Христа. VI И, наконец, если «собрание в Церковь» есть образ Тела Христова, то образ Главы Тела есть священник. Он предстоит в собрании и возглавляет его, и именно это возглавление делает из «группы христиан» — собрание Церкви в полноте её даров. Потому что если по человечеству священник есть только один из собравшихся, самый, быть может, грешный и недостойный, то по дару Св. Духа, хранимому Церковью от Пятидесятницы и непрерывно передаваемому через возложение рук Епископа — он являет силу священства Христа, который посвятил, себя за нас и есть единый священник Нового Завета: « И сей поелику пребывает вечно, имеет и священство непреходящее » (Ев. 7:24). Как святость собрания есть святость не людей, составляющих его, а освящение Христово, так и священство священника — не его, а Христово, данное Церкви, потому что она сама есть Тело Его. Христос не вне Церкви и никому не делегировал ни своей власти, ни силы, но сам пребывает в Церкви и Святым Духом исполняет всю ее жизнь. Священник — не «представитель» и не «заместитель» Христа. В Таинстве — он Сам Христос, подобно тому как собрание — Тело Его. Возглавляя собрание, Он в Себе являет единство Церкви, единство с Собою всех ее членов. Таким образом в этом единстве предстоятеля и собрания явлено богочеловеческое единство Церкви — во Христе и со Христом. Поэтому и облачение священника, даже если в наши дни оно совершается до Литургии, связано с собранием, ибо оно есть образ, икона — единства Христа и Церкви, нерасторжимого единства многих, составляющих одно… Белая одежда — подризник или стихарь — есть прежде всего та крещальная белая риза, которую каждый из нас получил в крещении. Это одежда всех крещеных, одежда самой Церкви, и, надевая ее, священник являет единство собрания, объединяет всех нас в себе. Епитрахиль — это образ принятия Спасителем нашей природы для ее спасения и обожения, знак того, что это священство Самого Христа. Также и поручи: руки священника, которыми он благословляет и священнодействует, — уже не его руки, а десница Христова… Пояс — это всегда знак послушания, готовности, собранности, служения. Священник не «самозванно» восходит и поставляется «на высокия», он послан на это служение, он «не болий Господина своего», за которым следует и по благодати которого служит. И, наконец, фелонь или риза — это слава Церкви как нового творения, это радость, правда и красота новой жизни, прообраз Царства Божия и Царя, навеки «воцарившегося и в лепоту облекшегося…».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Все ранние памятники, однако, согласно свидетельствуют, что собрание (συναξις) всегда считалось первым и основным актом Евхаристии. На это указывает и древнейшее литургическое наименование совершителя Евхаристии: предстоятель, προισταμενος, первая функция которого и состоит в возглавлении собрания, в том, чтобы быть «предстоятелем братии». Собрание, таким образом, есть первый литургический акт Евхаристии, ее основа и начало.    Поэтому, в отличие от современной практики, собрание в древности предшествует входу предстоятеля, «Церковь, – пишет св. Иоанн Златоуст, — есть общий для всех нас дом, и вы предваряете нас, когда мы входим... Поэтому сразу после мы приветствуем вас преподанием мира». Более подробно о месте и значении входа в чине Евхаристии мы будем говорить в связи с так называемым «малым входом». Но уже сейчас необходимо сказать о нашей теперешней практике, согласно которой все начало литургии — вход священнослужителей, облачение их в священные одежды, умовение рук и, наконец, приготовление даров, не только стало как бы «частным делом» одного лишь духовенства, но и выделилось даже в особый «чин священныя литургии» со своим отдельным отпустом. Практику эту, хотя она формально и узаконена служебником, нужно рассматривать в свете другой, более древней, но тоже дошедшей до нас, практики архиерейского служения Евхаристии. Когда Литургию служит Епископ — налицо и встреча его собранием, и облачение его посредине собрания, и невхождение в алтарь до малого входа, и, наконец, как бы повторное совершение им проскомидии перед самым приношением, т. е. теперешним нашим «великим входом». Неверно думать, что все это возникло из особой «торжественности», свойственной архиерейской службе и против которой раздаются иногда голоса ревнителей «первохристианской простоты». Как раз наоборот – архиерейская служба гораздо более сохранила, не во всех деталях, конечно, а в основном, и форму, и дух ранней евхаристической практики, и сохранила потому, что в ранней Церкви именно Епископ был обычным предстоятелем евхаристического собрания.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

16 мая, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, день памяти преподобного Феодосия Киево-Печерского, все участники праздника прибыли в архиерейский дом, откуда торжественно проследовали в собор святого Юра. У входа Владыку Экзарха приветствовал хлебом-солью староста собора. Все Преосвященные архиереи и священники-гости приняли участие в служении Божественной литургии. На малом входе Владыка Экзарх возложил Патриаршие награды: второй крест с украшениями – на протоиерея Иоанна Короля и митру – на протоиерея Владимира Романчука, настоятеля Преображенского храма во Львове и благочинного храмов г. Львова. Проповедь произнес протоиерей В. Романчук. После литургии с приветствием к верующим обратился Владыка Экзарх. Он подчеркнул значение Львовского Собора как Собора любви и мира и пожелал верующим, чтобы мир господствовал среди всех присутствующих и среди всех народов мира. Митрополит Николай поблагодарил Владыку Экзарха за возглавление торжества и преподнес ему икону святого великомученика Юрия (Георгия) Победоносца. Затем был совершен крестный ход вокруг собора с чтением Евангелий, осенением верующего народа святыми иконами и окроплением святой водой. Шествие направилось к архиерейскому дому, откуда с балкона Высокопреосвященный Экзарх благословил собравшийся многочисленный народ и приветствовал его возгласом «Христос воскресе!». В связи с празднованием 30-летия Львовского Собора, по благословению митрополита Николая, во всех храмах Львовской епархии в воскресенье 16 мая был совершен благодарственный молебен и произносилось соответствующее празднику слово. За трапезой в архиерейском доме митрополит Николай обратился с добрыми пожеланиями в адрес Святейшего Патриарха Пимена. Собравшиеся пропели «многая лета» Святейшему Патриарху, «стране нашей, властем и воинству ея». Затем митрополит Николай произнес здравицу в честь Владыки Экзарха. С речами выступили митрополит Сергий, протоиерей Юрий Ванчицкий, Б. М. Иншин, протоиерей Иоанн Король, протоиерей Иосиф Чикало, благочинный храмов Тернопольской области, наместник Почаевской Лавры архимандрит Иаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Совместная трапеза объединяет людей. Во все века братской совместной трапезе придавалось огромное значение. Но особое значение в древнееврейской традиции имела пасхальная трапеза, на смену которой в Новом Завете пришла трапеза евхаристическая. Постепенно, по мере роста христианских общин, Евхаристия трансформировалась из совместной трапезы, вечери-ужина, в богослужение. Литургическая молитва постоянно призывает нас к одному и тому же: «Нас же всех, от единого Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во единого Духа Святаго Всякое мало-мальски серьезное изучение евхаристического чина не может не убедить нас в том, что чин этот весь, от начала до конца, построен на принципе соотносительности, т.е. зависимости друг от друга служений предстоятеля и народа. Еще точнее эту связь можно определить как Все раннехристианские памятники свидетельствуют, что «собрание» всегда считалось первым и основным актом Евхаристии. На это указывает и древнейшее литургическое наименование совершителя Евхаристии — предстоятель. Его первая функция и состоит в возглавлении собрания, т.е. в том, чтобы быть «предстоятелем братии». Собрание, таким образом, есть первый литургический акт Евхаристии, ее основа и начало. Собрание верующих Сегодня «стечение молящихся» (т.е. собрание) перестало восприниматься как первичная форма Евхаристии, а в Евхаристии перестали видеть и ощущать первичную форму Церкви. Литургическое благочестие стало предельно индивидуалистическим, о чем красноречиво свидетельствует современная практика причащения, подчиненная до конца «духовным нуждам» отдельных верующих, и которую никто — ни духовенство, ни миряне — не воспринимает в духе самой евхаристической молитвы, уже цитируемой нами, о соединении всех «во единого Духа Святаго причастие». Слово «сослужение» теперь применяется только к духовенству, участвующему в службе, что же касается мирян, то их участие мыслится всецело пассивным. Так в школьном богословии при перечислении условий, необходимых для служения Литургии, упоминается обычно всё — от законно рукоположенного иерея до качества вина. Всё, кроме «собрания в Церковь», не считающегося сегодня «условием» Литургии.

http://pravmir.ru/evxaristiya-serdcevina...

Установилась уже традиция прохождения этого торжества. В три часа молебен, на который преподавательский персонал мирской, как и приехавшие преподаватели других учебных заведений, идут процессией в соответственных одеяниях, причем в храме мужчины помещаются с правой стороны, женщины же с левой. Молебен был совершаем сонмом монастырского духовенства, возглавленным Владыкой Аверкием. Три приехавших Владыки — архиепископ Никон, архиепископ Антоний Сан-Францизский и епископ Лавр служили Божественную литургию, которая прошла тоже исключительно молитвенно и с большим количеством молящихся. Возглавлял литургию Владыка Никон, сказавший проникновенное слово, посвященное прославление святых. Вообще, приезжих друзей было больше, чем когда-либо. В составе служащего духовенства были два кончающих студента, о. Александр Лебедев и дьякон о. Георгий Шереметев. Обслуживали это богослужение, как и литургию, оканчивающие. После соответственных многолетий, все проследовали — преподавательский состав опять стройной процессией — в большой семинарский зал, который оказался переполненным до отказа.    Всем народом пропето было «Царю Небесный», а потом на органе были исполнены гимны американский и «Боже Царя Храни».    За председательским столом сидели четыре архиерея,, представитель Штата Нью-Йорк, помощник заведующего делом высшего образования др. Альберт Бэрриан, декан семинарии Е.Е. Алферьев и старый друг семинарии, неопустительно выступающий каждогодно на нашем акте, ректор ютикской семинарии Бойд Гольдер.    Как всегда, вступительное слово произнесено было председателем собрания ректором семинарии Владыкой, Аверкием.    Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!    От имени нашей Св.-Троицкой Духовной Семинарии сердечно приветствую всех здесь собравшихся для того, чтобы отпраздновать завершение 23-го учебного года и очередной выпуск закончивших в нынешнем году полный курс наук новых «бакалавров Богословия».    Уже не в первый раз наш Акт совпадает с празднованием памяти Всех Святых, каковое есть не что иное, как мощный призыв нашей Святой Церкви к святости, являющейся высшей целью всех стремлений христианина.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2766...

Таков церковнославянский вариант текста (приводимый святителем): Кто убо дал бы нам от плотей его насытитися? (Иов. 31:31). На основании толкований свт. Иоанна Златоуста. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в Великий четверток на литургии. О святых Христовых таинах//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 117. Т.е. новое возглавление, ср.: Помогов А . Святитель Игнатий (Брянчанинов) о значении Евхаристии в спасении человека. [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 20.10.2021). Потому что душа тела в крови ... (Лев. 17:11). Ср.: Пс. 22:5. См.: Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в Великий четверток на литургии. О святых Христовых таинах//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 117-126, 132. «Нет слов, нет средств, чтоб изобразить состояние, в которое возводятся причастники тела и крови Богочеловека. Богочеловек изобразил это состояние так:  Ядый Мою плоть, и пияй Мою кровь, во Мне пребывает, и Аз в нем (Ин. 6:56). Изображенное и объясненное этими словами состояние пребывает непостижимым и необъяснимым: этими словами изображается недосягаемая для ума человеческого высота состояния. Ведома она единому Богу: никтоже весть, кто есть Сын, токмо Отец (Лк. 10:22), и соединившийся с Сыном воедино, непостижим вполне ни для ближних, ни для себя; удовлетворительно постижим для одного Бога» ( Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово во вторник двадцать третьей недели. Объяснение молитвы Господней: Отче наш//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 247). Игнатий (Брянчанинов), свт. Слово в Великий четверток на литургии. О святых Христовых таинах//Сочинения. Т. 4: Аскетическая проповедь и письма к мирянам. С. 127. См.: Там же. С. 133-134. – N.B.: Когда свт. Игнатий говорит здесь, что исполнение заповедей и молитва «вводят в соединение с Господом», то он, без сомнения, имеет в виду, что процесс «вхождения» уже предварительно начат Крещением, как явствует из уже рассмотренных нами наставлений самого святителя. Только так можно понимать эти слова, не вынуждаясь подозревать святителя в противоречии самому себе.

http://bogoslov.ru/article/6177850

В ходе визита Святейшего Патриарха Алексия в Варницкий монастырь состоялась беседа Его Святейшества с губернатором Ярославской области А.И.Лисицыным. Глава региона рассказал о ходе работ по возрождению Успенского кафедрального собора в Ярославле, который планируется возвести в историческом центре города к 2010 году, когда будет отмечаться 1000-летие Ярославля. Святейший Патриарх Алексий поблагодарил главу региона за оказываемую помощь по возрождению храмов на Ярославской земле. Затем Его Святейшество отбыл в Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском. Вечером того же дня в соборе Свято-Никольского женского монастыря Святейший Патриарх Алексий в сослужении архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла и епископа Сергиево-Посадского Феогноста совершил всенощное бдение. Утром 1 августа, в день празднования обретения мощей преподобного Серафима Саровского, в Никольском соборе обители Святейший Патриарх совершил Божественную литургию. Его Святейшеству сослужили архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл и епископ Сергиево-Посадский Феогност. За богослужением молился пребывающий на покое в Николо-Бабаевском монастыре Ярославской епархии митрополит Симон. Также на богослужении присутствовали мэр города Переславль-Залесского Е.А.Мельник и его заместитель А.В.Охапкин. По окончании богослужения Святейший Патриарх Алексий ознакомился с ходом ремонтно-реставрационных работ в обители и издательской деятельностью монастыря. Постановили: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла, губернатора Ярославской области А.И.Лисицына и главу Ростовского муниципального образования В.И.Пойкалайнена за гостеприимство, оказанное Святейшему Патриарху Алексию и сопровождавшим его лицам. 3. С удовлетворением отметить развитие монашеской жизни в Стефано-Махрищском ставропигиальном, Троице-Сергиевом Варницком и Свято-Никольском монастырях. ЖУРНАЛ N 68 Слушали: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о его Первосвятительских визитах в Московскую епархию и возглавлении юбилейных торжеств, посвященных празднованию 625-летия Куликовской битвы 28 июля 2005 года в городе Серпухове и 8 сентября 2005 года в городе Коломне.

http://mospat.ru/archive/86331-zhurnaly-...

Богослужебные песнопения исполнил хор Сретенского монастыря (регент — Никон Жила). После сугубой ектении Предстоятель Русской Церкви вознес молитву о мире на Украине. За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан иеромонаха иеродиакона Иннокентия (Присадкова), насельника Сретенского монастыря. Перед причастием епископ Солнечногорский Сергий огласил Патриаршее послание  по случаю празднования Дня православной молодежи. Проповедь произнес иеромонах Игнатий (Шестаков), насельник Сретенского монастыря. По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Югорского и Няганского Фотия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный епископ преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление празднику. Архимандрит Тихон (Шевкунов) от лица насельников обители, преподавателей и учащихся Сретенской духовной семинарии и всех верующих приветствовал Святейшего Патриарха Кирилла и преподнес Его Святейшеству копию Патриаршего парамана святителя Фотия , митрополита Киевского и всея Руси. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся в храме с Первосвятительским словом . Святейший Владыка поздравил епископа Солнечногорского Сергия с очередной годовщиной архиерейской хиротонии. Поблагодарив владыку Сергия за труды по организации торжеств в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского в 2014 году, Предстоятель вручил Его Преосвященству панагию, созданную по случаю этого юбилея, широко отмечавшегося в Русской Православной Церкви в минувшем году. Также Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил архимандрита Тихона за труды по возглавлению Сретенского монастыря, ставшего, как отметил Предстоятель, очень важным центром духовной жизни города Москвы, и вручил ему наперсный крест, изготовленный к 700-летию Преподобного. Затем Святейший Патриарх Кирилл в сопровождении архимандрита Тихона (Шевкунова) ознакомился с ходом строительства храма Новомучеников и исповедников Российских в Сретенском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/3993170.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010